Научная статья на тему 'К вопросу об идентичности субъектов на рынке правоохранительных товаров и услуг'

К вопросу об идентичности субъектов на рынке правоохранительных товаров и услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / РЫНОК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ / IDENTITY / ECONOMIC IDENTITY / ECONOMIC IDENTIFICATION OF THE PERSON / MARKET OF THE LAW-ENFORCEMENT GOODS AND SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дворецкий Михаил Юрьевич

Статья посвящена анализу экономических взаимоотношений на рынке правоохранительных товаров и услуг. В работе также формируются новые подходы к анализу экономической идентификации субъектов правоохранительного рынка товаров и услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question on subjects identity in the market of the law-enforcement goods and services

The given article is devoted to the analysis of economic mutual relations in the market of the law-enforcement goods and services. In the work new approaches to the analysis of economic identification of subjects of a law-enforcement commodity market and services are also formed.

Текст научной работы на тему «К вопросу об идентичности субъектов на рынке правоохранительных товаров и услуг»

УДК 351.2

К ВОПРОСУ ОБ ИДЕНТИЧНОСТИ СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

© М.Ю. Дворецкий

Статья посвящена анализу экономических взаимоотношений на рынке правоохранительных товаров и услуг. В работе также формируются новые подходы к анализу экономической идентификации субъектов правоохранительного рынка товаров и услуг.

Ключевые слова: идентичность; экономическая идентичность; экономическая идентификация личности; рынок правоохранительных товаров и услуг.

Сегодня в российском обществе происходит трансформация социально-экономических отношений, которая характеризуется изменением системы жизненных ценностей, жизненных приоритетов существования. Данная трансформация проявляется в возрастании значимости для каждой конкретной личности материальных и нематериальных благ, имущественного расслоения, а также утрате этических, нравственных и идеологических ориентиров. Возрастает степень риска в экономических отношениях между хозяйствующими субъектами рынка. Многие социально -экономические механизмы и инструменты рынка находятся в стадии становления.

Интерес к данной проблеме сегодня вполне закономерен и объясним процессами реформирования рынка правоохранительных товаров и услуг. Протекающие процессы соотношения нравственности, морали с аспектами благосостояния в текущей жизнедеятельности индивида на данном виде рынка весьма актуальны. И решение проблем баланса этих соотношений носит весьма острый и противоречивый характер.

Представление человека о собственном благополучии не только постоянно влияет на их текущее экономическое поведение, но затрагивает всю систему экономических отношений, во многом определяя экономическую направленность субъекта, хозяйственное мировоззрение, сферу нравственных ценностей сообщества. Поэтому проблемы экономической идентификации личности на рынке правоохранительных товаров и услуг заслуживают отдельного рассмотрения в рамках общей системы рынка правоохраны.

Рассмотрением проблемных вопросов, связанных с идентичностью личности вообще и экономической идентичностью в част-

ности, занимались известные ученые психологи, социологи, такие как: И.В. Агапов, В.С. Агеев, Н.В. Антонова, А.Л. Журавлев, НА. Журавлева, Н.Н. Корж, ЛИ. Науменко, В.Н. Павленко, В.П. Поздняков, В.П. Фоминых, В.А. Хащенко, Е.С. Шибанова, Э. Эриксон и др.

Объектом исследования являются субъекты рынка правоохранительных товаров и услуг.

Предметом исследования является экономическая идентичность субъекта и ее влияние на экономические отношения, формирующиеся при взаимоотношении хозяйствующих субъектов на рынке правоохранительных товаров и услуг.

Ученые-экономисты и правоведы незаслуженно мало уделяли внимание вопросам идентичности личности, применительно к конкретным экономико-правовым ситуациям, оставляя эти аспекты исследований психологам и социологам. Однако это не вполне правильно, т. к. многие стороны социальноэкономических отношений субъектов различных типов рынка могут быть объяснены с позиций экономической идентичности личности.

В общем представлении «идентичность (лат. identicus - тождественный, одинаковый) -осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность - многозначный общепринятый и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания. Идентичность, с точки зрения социального подхода, является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Идентичность обусловливает способность инди-

вида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире» [1].

Одной из разновидностей идентичности является экономическая идентичность. Экономическая идентичность человека рассматривается в связи с исследованиями экономического статуса как характеристики объективного положения личности или группы, самооценки человеком своего материального положения как психологической составляющей его экономического сознания и самосознания сквозь призму экономических отношений.

По мнению В.А. Хащенко, каждая подсистема «человек - экономическая среда» включает ряд инвариантных объектов отношений личности: внешние условия среды (обстоятельства жизни, поведения, деятельности, экономических достижений), процесс жизнедеятельности, ее содержательные элементы (цели, притязания, действия, реальные и ожидаемые результаты), а также характеристики самого субъекта конкретных экономических отношений [2].

Е.С. Шибанова экономическое сознание рассматривает как системную составляющую сознания, высший уровень психического отражения человеком экономических феноменов и изучает социальные представления о богатстве и бедности как ведущие когнитивные компоненты экономического сознания. С ее точки зрения, «наиболее продуктивным представляется понимание структуры экономического сознания как системы осознаваемых личностью социально-психологических феноменов, связанных с явлениями экономического содержания» [3].

«Важность целостного подхода к проблеме экономической идентичности личности и ее компонентов обусловлена общим теоретическим компонентом - главенствующей ролью экономического самосознания личности в концептуальной схеме исследования экономической психологии человека. Следует учесть также недостаточную разработанность вопросов, касающихся структуры экономического сознания (самосознания), его компонентов» [4].

В.П. Фоминых, рассматривая появление в России нового бизнес-слоя, видит в них своеобразный «ускоритель» процесса пере-

стройки экономического мировоззрения и поведения. Им была предложена модель экономического сознания, включающая в себя:

- фонд действенных экономических знаний;

- выделение позиций «Я-собственник» и «Я-несобственник»;

- целеполагающую экономическую деятельность;

- личностный уровень развития экономических отношений.

В.П. Фоминых говорит, что «гораздо быстрее и легче определенным изменениям подвергаются подвижные элементы экономического сознания (экономические потребности, экономические интересы, оценки, взгляды, мотивы поведения и др.)», а «устойчивые элементы экономического сознания (экономическое мировоззрение, традиции, обычаи, нормы, стереотипы экономического поведения и др.) требуют более длительных, систематических воздействий на личность и ее взгляды, широкой пропаганды преимуществ рынка и рыночных отношений, опыта успешной перестройки экономического поведения различных групп российского общества как интегрального показателя их экономического сознания» [5].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что специфика данного феномена заключается в следующем: экономическая идентичность, рассматриваемая как часть экономического Я личности - продукта экономического самосознания, представляет собой экономико-психологическую категорию, которая относится к результату определения человеком своего положения в системе экономических отношений.

С нашей точки зрения, экономическая идентичность должна рассматриваться как основа системы экономического Я личности, представляя собой экономико-психологическую формализацию состояния индивида, которая отражает результат определения человеком своего положения как субъекта экономических отношений на том или ином виде рынка.

Рассмотрение вопросов экономической идентичности применительно к рынку правоохранительных товаров и услуг важно вследствие стремления экономического субъекта, агента экономических отношений на правоохранительном рынке, получить

максимизацию экономической безопасности ради максимизации выгод от удовлетворения экономических потребностей, от реализации собственных экономических интересов.

Под правоохранительными товарами и услугами следует понимать совокупность потребительных стоимостей материальных и нематериальных благ в виде полезных эффектов и дифференцированных индивидуальных ценностей, удовлетворяющих потребности людей в сфере личной физической и экономической безопасности. Правоохранительная услуга носит, как правило, возмездный договорный и безвозмездный общественно-экономический характер в целях защиты и охраны хозяйственных прав, личных свобод и законных экономических интересов граждан и организаций, общества и государства в порядке, форме и объеме полномочий, установленных государством.

Сегодня рынок товаров и услуг охраны и безопасности представляет собой сложную совокупность предприятий, служб, инженерных сооружений и сетей, расположенных в рамках определенной административной территории и предназначенных удовлетворять повседневные правовые, коммунальные, бытовые, материальные и социально-культурные потребности населения.

Расширение представления о рынке правоохранительных товаров и услуг в эконо-

мических исследованиях зависит от отыскания способов аналитического представления систем отношений, формирующихся между экономическими субъектами в ходе хозяйственного взаимодействия. И здесь вопросы мотивации поведения субъекта данного рынка во многом зависят от экономической идентичности.

Основным механизмом формирования экономической идентичности индивида является социальная категоризация в биполярной системе ее представлений о «богатстве -бедности».

Применение в прикладных исследованиях понятий: «уровень благосостояния», «уровень материального положения», «уровень качества жизни» человека в качестве референтов его экономического статуса определяют экономическую идентичность субъекта как некое место, положение субъекта на шкалах благосостояния и справедливости, заданного полюсами, с одной стороны, бедности и богатства, с другой - честностью и обманом.

На рис. 1 смысл экономической идентичности личности, уровень и структура ее наиболее значимых признаков и критериев, их иерархия определяются конкретной формой взаимодействия внешних социально-экономических условий среды и психологических факторов жизнедеятельности субъекта на рынке правоохранительных товаров и услуг.

честность

Выбор индивидом пути хозяйственного поведения в соответствии с его экономической идентичностью

обман

Рис. 1. Область выбора пути хозяйственного поведения под воздействием экономической идентичности

Личность как экономический субъект рынка

- представление о деловых качествах и способностях личности, т. е. характеристиках, связанных с успешностью деловой активности;

- представление о собственной способности к достижению материального успеха;

- самооценка личной успешности в деловой сфере;

- показатели самоуважения личности: оценка своей способности к достижению высокого материального благополучия, шансов стать богатым человеком по сравнению с окружающими;

- представления о денежном эквиваленте и финансовых «границах» богатства и бедности;

- предпочитаемые формы и отношения собственности, виды и сферы бизнеса;

- рефлексия индивидом мнения окружающих о его экономическом статусе

Экономические притязания субъекта

- степень удовлетворения основных социальных потребностей личности: материальной, нематериальной, личной безопасности, независимости и самореализации;

- оценка и прогноз изменения удовлетворения в собственных благах и положения во временном плане (прошлое - настоящее - будущее);

- желаемый, перспективный, максимально возможный уровень собственных доходов;

- максимально возможный уровень достижений в благополучии (экономические цели)

Рис. 2. Экономическая идентичность как регулятор экономических отношений в поведении личности, межличностных и межгрупповых экономических отношениях

Материальные и нематериальные блага играют важную роль в повседневной жизни, в способах восприятия и оценки субъектом самого себя и в сообществе других людей. В благах, получаемых человеком, заключены не только их очевидные функциональные или коммерческие назначения, они формируют сложную систему социальных символов, несущих о них ту или иную информацию.

Актуальность данного подхода для рынка правоохранительных товаров и услуг заключается в том, что субъектам на данном рынке постоянно приходится делать выбор между «бедностью» и «богатством» и «честностью» и «обманом». Категоричность дан-

ных позиций обусловливается следующим положением.

С точки зрения В.А. Хащенко, Е.С. Шибановой: «... Такие представления, как базовый компонент экономического сознания личности, образуют индивидуальную (субъективную) модель экономического благосостояния человека, которая характеризуется единством материальных (атрибуты), финансовых (граница бедности и богатства) и психологических (цели, средства, причины достижения, личные качества) категорий признаков» [3, 4].

Экономическая идентификация Я личности - это, с одной стороны, предпосылка со-

циального поведения личности по экономическим признакам (стремление к благополучию по шкале «бедность - богатство»), с другой - основа формирования ее личностной психолого-социальной идентичности также по экономическим признакам (стремление к благополучию через нравственное восприятие ведения бизнеса (аспект ассиметричной информации в экономической теории)).

К примеру, бывшие сотрудники силовых структур, которые уходят на пенсию по выслуге лет, пытаются организовывать коммерческие предприятия в сфере правоохраны. Зачастую их «бизнес» не всегда успешен в силу «ассиметричной информации», которая подразумевает, что участники сделки обладают разной информацией об объекте сделки. В результате данная «разность» воспринимается ими как «обман» с нравственных позиций социально-психологической идентичности. Также методы ведения «бизнеса», рыночные инструменты и механизмы, внутреннее психологическое «наследие противостояния» в системе «защитник государства -коммерсант» - все это не способствует качественному формированию экономической идентичности в сфере рынка правоохранительных товаров и услуг.

В силу вышеприведенных положений, экономическая идентичность в сфере рынка правоохранительных товаров и услуг чаще всего не совпадает с реальным экономическим статусом субъекта.

Во-первых, экономическая идентичность предполагает осознание и отношение своей тождественности с конкретной социальноэкономической группой, определенность которой зависит от содержания экономических представлений человека об объекте их деятельности.

Во-вторых, совпадение понятий «экономическая идентичность» и «субъективный экономический статус» может приводить к не вполне правомерному толкованию последнего в виде экономико-психологического фе-

номена, определяющего путь в криминальную сферу деятельности на данном рынке.

В-третьих, экономическая идентичность базируется не только на оценке человеком своего благосостояния, но во многом и на предпочитаемом уровне в соответствии с экономическими притязаниями личности.

В результате можно сделать вывод о том, что экономическая идентичность может выступать регулятором экономико-социального поведения личности, межличностных и меж-групповых экономических отношений (рис. 2).

1. Словарь. иКЬ: dic.academic.ru. Загл. с экрана.

2. Хащенко В.А. Социально-психологический подход к анализу экономического самосознания // Ежегодник РПО: материалы III Всерос. съезда психологов. 25-28.06.03: в 8 т. СПб.,

2003. Т. 8. С. 164-168.

3. Шибанова Е.С. Образы богатого и бедного человека: компоненты экономического сознания // Ежегодник РПО: материалы III Всерос. съезда психологов. 25-28.06.03: в 8 т. СПб., 2003. Т. 8. С. 423-427.

4. Хащенко В.А. Экономическая идентичность

личности: Психологические детерминанты

формирования // Психологический журнал.

2004. № 5. Т. 25. С. 32-49.

5. Фоминых В.П. Трансформация экономического сознания работников акционерных обществ // Ежегодник РПО: материалы III Всерос. съезда психологов. 25-28.06.03: в 8 т. СПб., 2003. Т. 8. С. 99-102.

Поступила в редакцию 14.09.2009 г.

Dvoretsky M.Yu. To the question on subjects identity in the market of the law-enforcement goods and services. The given article is devoted to the analysis of economic mutual relations in the market of the law-enforcement goods and services. In the work new approaches to the analysis of economic identification of subjects of a law-enforcement commodity market and services are also formed.

Key words: identity; economic identity; economic identification of the person; market of the law-enforcement goods and services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.