Научная статья на тему 'Cущностные признаки и структура экономического "я" тувинской молодёжи'

Cущностные признаки и структура экономического "я" тувинской молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ECONOMIC IDENTITY / ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PERSONAL IDENTITY / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ "Я" / СУБЪЕКТИВНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ТУВИНСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ / СОБСТВЕННОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC SELF-AWARENESS / ECONOMIC

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Натсак Олеся Робертовна

Теоретический анализ проявления феномена экономического «Я» тувинской молодёжи, его сущностные признаки, психологическая структура, соотношение с другими экономико-психологическими феноменами. Теоретические основания исследования экономического «Я» как феномена экономического самосознания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENTIAL CHARACTERISTICS AND THE STRUCTURE OF ECONOMIC I TUVAN YOUTH

The article provides a theoretical analysis of the phenomenon of economic I Tuvan youth, its essential characteristics, psychological structure, relationships with other economic and psychological phenomena. Outlines the theoretical foundations of economic research I as a phenomenon of economic consciousness of the person.

Текст научной работы на тему «Cущностные признаки и структура экономического "я" тувинской молодёжи»

УДК 159.9

CУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО «Я» ТУВИНСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Натсак Олеся Робертовна, аспирантка кафедры социальной психологии и юриспруденции Тувинского государственного университета; ул. Ленина, д. 36, Кызыл, Россия, 66700; e-mail: rossita87@ mail.ru

АННОТАЦИЯ

Теоретический анализ проявления феномена экономического «Я» тувинской молодёжи, его сущностные признаки, психологическая структура, соотношение с другими экономико-психологическими феноменами. Теоретические основания исследования экономического «Я» как феномена экономического самосознания личности. Ключевые слова:экономическое самосознание, экономическая идентичность, личностная идентичность, экономическое «Я», субъективное экономическое благополучие, экономический статус, экономическая идентификация, тувинская молодёжь, междисци-плинарность, экономический субъект, собственность, рефлексия, экономическое самочувствие, экономическая деятельность.

Проблема экономического «Я» имеет несомненную теоретическую новизну в понимании этого экономико-психологического феномена для интеграции различных научных подходов в изучении проявлений экономического самосознания и поведения молодёжи, в том числе молодых тувинских граждан [1, 2, 6, 8, 10, 12, 14, 19].

Многоаспектность проблемы определяет междисциплинарный характер теоретического анализа психологической структуры экономического «Я» личности [2, 11, 13]. Поэтому исследование проблемы предполагает выделение сущностных признаков, анализ структуры и динамики проявления экономического «Я» тувинской молодёжи. В этой связи особое внимание уделяется соотношению личностной и экономической идентичности, пограничному для психологии и экономики.

По мнению В.А. Хащенко, экономическое «Я» личности представляет собой сочетание личностной и экономической идентичностей. Речь идёт о взаимной обусловленности и единстве этих идентичностей в рамках самосознания личности, где личностная идентичность обеспечивает индивидуальное своеобразие — то, что меня отличает от других как экономического субъекта, а экономическая идентичность — то, с кем я себя идентифицирую, к кому себя отношу и какие характеристики при этом себе приписываю [17, 21]. «Представления людей о собственном материальном положении не только постоянно влияют на их повседневное экономическое поведение и взаимодействия в микросоциальной и экономической среде, но затрагивают всю систему макроэкономических отношений с государством, во многом определяя жизненную направленность, мировоззрение, сферу ценностей человека» [20].

В научной литературе отмечается, что идентичность личности складывается из различных идентификаций и определяется принадлежностью к различным социальным категориям: расе, национальности, полу, классу, имущественной и профессиональной группе.

Следует учесть точку зрения В.А. Хащенко [20]: «экономическая идентичность связана с культурными и нравственными традициями». Она основывается на сложившемся менталитете данного народа, представлениях о богатстве и бедности, закреплённых в обыденном сознании, и в пословицах, поговорках и анекдотах. Эти представления нравственно окрашены... Поэтому экономическая идентичность всегда предполагает нравственный

аспект переживания своей принадлежности группе собственников (не обязательно осознаваемый личностью), который тесно связан с проявлениями чувства социальной справедливости».

Психологический анализ сущностных признаков экономического «Я» тувинской молодёжи предполагает рассмотрение этого феномена во всей совокупности внешних и внутренних условий жизнедеятельности и отношений личности. Как отмечал Б.Ф. Ломов, «в психологии субъективность раскрывается... прежде всего через систему личностных отношений индивида к социальным событиям» [18, с. 65]. Феномен экономического «Я» проявляется через систему отношений личности к различным аспектам экономической ситуации — доходу, деньгам, сбережениям, имуществу, работе, жилью, качеству жизни, экономическим притязаниям, своему экономическому статусу. Кроме того, экономическое «Я» включает оценку экономической политики государства с позиций ценностей и целей личности, усвоенных стандартов благосостояния, а также отношение к самому себе как экономическому субъекту. Экономическое «Я» есть результат экономической идентификации и социальной категоризации личностью своего социального окружения, экономических сравнений с референтными для личности сообществ.

В зависимости от материальных условий жизни личности, степени определённости в её экономической позиции, различается и структурная организация экономического «Я». Это означает, что экономическое «Я» может по-разному проявляться в зависимости от того или иного уровня.

Итак, экономическое «Я» есть интегральный, системный, психологический феномен экономического самосознания, который включает отношение личности к экономическим условиям своей жизни и отношение к себе как экономическому субъекту.

Психологическая структура экономического «Я» включает когнитивный (ценностные ориентации и цели, отношение к собственности, экономические знания, рефлексия, социальные представления, отношение к себе как экономическому субъекту), мотива-ционный (экономические притязания, мотивация достижения, предпочтения, намерения, интересы), эмоциональный (субъективно-экономическое благополучие и самочувствие, переживания), поведенческий (когнитивные стили поведения, экономический статус, отношение к качеству жизни) компоненты.

Рассмотрим более подробно обозначенные выше компоненты психологической структуры экономического «Я».

Когнитивный компонент объединяет ценностные ориентации и цели (значимость собственности в структуре ценностных ориентаций), отношение к собственности (представления о денежном эквиваленте богатства и бедности, предпочитаемые формы собственности, виды и сферы бизнеса, отношение к богатым и бедным людям, готовность стать собственником, денежный эквивалент материального положения, оценка собственного уровня финансового положения), экономические знания, рефлексия личностью мнения окружающих о её экономическом статусе, социальные представления личности о себе (представления о собственной способности к достижению материального успеха, о деловых качествах, оценка выраженности адаптивных качеств личности при взаимодействии с социально-экономической средой, самооценка личной успешности в деловой сфере), отношение к себе как экономическому субъекту.

Мотивационный компонент включает экономические притязания (желаемый, перспективный возможный уровень собственных доходов, максимально возможный уровень материальных достижений, «моральная цена» материальных достижений), удовлетворённость личных потребностей, мотивация достижения экономических целей, предпочтения, намерения, интересы.

Эмоциональный компонент интегрирует субъективное экономическое благополучие (индекс экономического оптимизма и уверенности, индекс финансовой депривированно-сти, субъективная значимость различных аспектов жизнедеятельности личности, уровень удовлетворённости внешними и внутренними аспектами жизни, индекс текущего благосостояния семьи) и самочувствие (индекс экономического оптимизма и уверенности,

степень удовлетворения основных потребностей личности, удовлетворённость личными усилиями по обеспечению доходов, выраженность экономического беспокойства и тревоги за собственное материальное положение), переживания.

Поведенческий компонент объединяет когнитивные стили поведения (выраженность «локуса контроля экономического поведения, локус контроля принятия экономических решений, ориентация на внешние или внутренние факторы обеспечения собственного материального благосостояния), экономический статус (оценка принадлежности к имущественной группе населения: неимущие, бедные, ниже среднего достатка, средний достаток, обеспеченные, богатые, очень богатые), отношение к качеству жизни, удовлетворённость отношениями с членами семьи, удовлетворённость отношениями в микросреде личности.

Таким образом, разработанная психологическая структура экономического «Я» личности позволяет на основе выделенных сущностных признаков и показателей выявить специфику её меж- и внутрикомпонентных связей в выборке тувинской молодёжи с учётом национальных культуры и традиций.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Агапов В.С. Изучение профессионального Я личности в когнитивной психологии // Ак-меология. 2011. 3 (39). С. 71-78.

[2]. Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей. Монография. — М.: Изд-во ООО «ПКЦ Альтекс», 2012. С. 27-166.

[3]. Анайбан З.В., Балакина Г.Ф. Современная Тува: социокультурные и этнические процессы. — Новосибирск: Наука. 1995. С. 7-43.

[4]. Бегзи А.Д. Республика Тува на пути к новой экономике // Жизнь национальностей. 1995. № 1. С. 11-17.

[5]. Гагарин А.В. Профессонально-экологическая культура будущего специалиста: особенности её проявления и развития в условиях экологоориентированной деятельности // Акмеология. 2010. № 4(36). С. 28-33.

[6]. Дейнека О.С. Динамика макроэкономических компонентов образа денег в обыденном сознании // Психологический журнал. 2002. № 2. Т. 23. С. 33-46.

[7]. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. 2011. 3(39). С. 8-19.

[8]. Журавлёв А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение. — М.: ИП РАН, 2007.

[9]. Журавлёва Н.А. Экономико-психологические характеристики личности с разным типом ценностных ориентаций // Психологический журнал. 2012. № 6 (33). С. 34-49.

[10]. Журавлёва Н.А., Дробышева Т.В. Представления о бедном и богатом человеке как феномен экономического сознания формирующейся личности // Психологический журнал. 2011. № 5 (32). С. 46-68.

[11]. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России. Психологические составляющие. — М.: Смысл, 2009.

[12]. Карнышев А.Д. Психология собственности как область исследования в экономической психологии // Проблемы экономической психологии. — М.: ИП РАН, 2004. Т. 1. С. 139-166.

[13]. Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 6. С. 18-29.

[14]. Китова Д.А. Материальное самообеспечение личности как предмет психологического исследования // Проблемы экономической психологии. — М.: ИП РАН, 2005. Т. 2. С. 577-602.

[15]. Климов Е.А. Введение в акмеологию // Акмеология. 2010. № 2(34). С. 16-29.

[16]. Марков В.Н. Ресурсный подход к организации и оценке кадров управления // Акмеология. 2011. № 1(37). С. 25-32.

[17]. МикляеваА.В., РумянцеваП.В. Соотношение центральных и периферических компонентов в структуре социальной идентичности личности // Психологический журнал. 2011. № 5 (32). С. 36-45.

[18]. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.

[19]. Фенько Н.Б. Люди и деньги. Очерки психологии потребления. — М.: Независимая фирма «Класс», 2005.

[20]. Хащенко В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования // Психологический журнал. 2004. № 5 (25). С. 32-49.

[21]. Хащенко В.А. Психология экономического благополучия. — М.: ИП РАН, 2012.

THE ESSENTIAL CHARACTERISTICS AND THE STRUCTURE OF ECONOMIC I TUVAN YOUTH

Olesya R. Nutsack, postgraduate student of the Department of social psychology and law Tyva State University, Lenina 36, Kyzyl, Russia, 667000; e-mail: rossita87@mail.ru

ABSTRACT

The article provides a theoretical analysis of the phenomenon of economic I Tuvan youth, its essential characteristics, psychological structure, relationships with other economic and psychological phenomena. Outlines the theoretical foundations of economic research I as a phenomenon of economic consciousness of the person.

Key words:economic self-awareness, economic identity, personal identity, economic I, subjective economic welfare, economic status, economic identification, Tuvan youth, interdisciplinarity, economic entity, property, reflection, economic, health, economic activity.

REFERENCES

[1]. Agapov V.S.A professio studio in identitate I psychologia // Akmeologija. 2011. 3(39). S. 71-78.

[2]. Agapov V.S.Institutio proprio in administratione conceptus executives. Monograph. — M.: LLC de «MSC Altex», 2012. S. 27-166.

[3]. Anayban Z.V., Balakina G.^Modern Tuva: et socio-gentilicio culturae progressum Soc. — Novosibirsk: Science, 1995. S. 7-43.

[4]. Begzi A.D. Reipublicae Tuva in via ad novam vitam, cursus // Gentium. 1995. № 1. S. 11-17.

[5]. Gagarin A..Professonalno adipiscing culturae huius temporis ad futuram specialitas vultus of activities et suum et progressus sub ekologoorientirovannoy // Akmeologija. 2010. № 4 (36). S. 28-33.

[6]. Dejneka O.S. Edidit macroeconomic kopmonentov imaginem pecuniam in cotidianam conscien-tiae // Acta psychologica. № 2. T. 23. S. 33-46.

[7]. Derkach A.A. Munus organicas progressionem professionalem environment in idem // Akmeologija. 2011. 3(39). S. 8-19.

[8]. Zhuravlev A.L., Kupreychenko A..Oeconomica se propositum. — M.: IP cucurrit, 2007.

[9]. Zhuravlev N.A. Oeconomica et psychologicum characteres persona cum alia quaedam valor cur-sum // Acta psychologica. 2012. № 6 (33). S. 34-49.

[10]. Zhuravlev N.A., Drobysheva T. VRepraesentatio pauperis et divitis, ut dictae personae oeconomica conscientia emergit // Acta psychologica. 2011. № 5 (32). S. 46-68.

[11]. Zarakovsky G.M. Quality vitae in Russia. Psychologicum components. — M.: Meaning, 2009.

[12]. Karnyshev A.D. Psychologia fuerit de re oeconomica, ut in psychologia studia // Quaestiones de Oeconomicarum Psychology. — M.: IP cucurrit. T. 1. S. 139-166.

[13]. Karpov A.VOrdinate Instituta et leges de processibus reflexa // Acta psychologica. T. 27. № 6. S. 18-29.

[14]. Kitov D.A.Reditus somoobespecheniya hominem uti subiectum psychologicum problems of research // Duis aliquet. — M.: IP cucurrit, 2005. T. 2. S. 577-602.

[15]. KlimovE.A. Inductio ad acmeologists // Akmeologija. 2010. № 2 (34). S. 16-29.

[16]. Markov VN.Resource ad id, administratione et curatores administratione // Akmeologija. 2011. № 1 (37). S. 25-32.

[17]. Miklyaeva A.V., Rumyantsev P. VCentralis et periphericis partes aedificii ratio socialis identi-tatem personae psychologicum // Acta psychologica. 2011, № 5 (32). S. 36-45.

[18]. Lomov .F.Methodologica psychologiae et quaestionibus speculativa M. Scientia, 1984.

[19]. Fenko N..Populus et pecuniam. Psychologia Libri consumptionem. M.: Sine firmis «genus», 2005.

[20]. Haschenko V.A. Oeconomicis personalibus: quanto animi determinantes de formatione // Acta psychologica. 2004. № 5 (25). S. 32-49.

[21]. Haschenko VA.Duis aliquet salus. M.: IP cucurrit, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.