Научная статья на тему 'Феномен престижа профессии в психологии и акмеологии (к постановке проблемы)'

Феномен престижа профессии в психологии и акмеологии (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
751
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ПРЕСТИЖ / PRESTIGE / ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ / PRESTIGE OF THE PROFESSION / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИИ / PSYCHOLOGICAL FACTORS OF PRESTIGE OF THE PROFESSION / МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИИ / METHODS FOR DETERMINING THE PRESTIGE OF THE PROFESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Небольсин Юрий Александрович

Статья посвящена проблеме престижа профессий. Рассмотрены взгляды на проблему с позиций социологии, психологии и кадроведения. Описаны психологическое содержание понятия престижа профессии, психологические феномены восприятия профессии и оценки её престижности. Рассмотрены функции престижа и их регуляторные свойства. Проанализированы методы оценки престижа профессий. Отмечены особенности изменений представлений о престижности профессий, произошедшие в последние годы. Определены пути психологического изучения престижа профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Небольсин Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF PRESTIGE OF PROFESSION IN PSYCHOLOGY AND ACMEOLOGY (TO THE PROBLEM STATEMENT)

The article is devoted to the problems of profession prestige. Views on the issue of profession prestige in sociology and psychology are considered. The psychological content of profession prestige, the phenomena of profession psychological of perception and evaluation of its prestige are described. The article describes the functions of prestige and their regulatory properties. The methods of evaluation of prestige professions. The changes of perceptions of prestige of the profession that have occurred in recent years. The ways of the psychological study of prestige of profession are highlighted.

Текст научной работы на тему «Феномен престижа профессии в психологии и акмеологии (к постановке проблемы)»

УДК 159.9

ФЕНОМЕН ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИИ В ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

Небольсин Юрий Александрович, аспирант, кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Академия при Президенте РФ (РАНХиГС); пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: akmeo@list.ru

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме престижа профессий. Рассмотрены взгляды на проблему с позиций социологии, психологии и кадроведения. Описаны психологическое содержание понятия престижа профессии, психологические феномены восприятия профессии и оценки её престижности. Рассмотрены функции престижа и их регуляторные свойства. Проанализированы методы оценки престижа профессий. Отмечены особенности изменений представлений о престижности профессий, произошедшие в последние годы. Определены пути психологического изучения престижа профессии. Ключевые слова: профессия, престиж, престиж профессии, психологические факторы престижности профессии, методы определения престижа профессии.

Престиж профессии как сложное социальное явление издавна стал объектом исследования разных наук, входящих в комплекс человекознания, а также наук, изучающих трудовую деятельность человека и профессиональных групп. Считается, что у нас в стране проблема престижа профессий (престиж занятий, как тогда называлось это явление) начала активно разрабатываться в социологии, начиная с 1930-х годов. Тогда сформировалось представление о том, что престиж профессии определяется её функциональной значимостью для общества. Отмечалось, что престиж профессии определяется не только объективными, но и субъективными факторами, в частности, особенностями восприятия конкретной профессии и распространёнными в обществе представлениями о ней, то есть образом профессии в сознании людей. В результате сформировалось представление о том, что престиж профессии - результат сложного взаимодействия собственного опыта и различной информации, в том числе стихийного характера, отличающейся различной степенью достоверности.

Проводились исследования престижа профессии в зависимости от доминирующих ценностей личности и общества. Весьма распространённым стало понимание сущности престижа профессии с точки зрения теории социальной стратификации (В. Веселовски, А. Сарапата и др.).

С годами сформировалось и стало устойчивым представление о том, что престиж профессии определяется преимущественно действием двух факторов: уровнем необходимого образования и доходом, который получают профессионалы в соответствии со значимостью и необходимостью своей деятельности. Отсюда главным критерием престижности в современном мире стала доходность профессиональной деятельности, которая не обязательно «должна быть уважаемой». Такое представление о престиже по сути своей является сугубо «рыночным и монетарным», поэтому на него стали ориентироваться те, для кого материальное благо является главной жизненной ценностью. Подобное понимание престижа профессии ситуативно и отличается ограниченной продолжительностью. Материальный достаток, безусловно, удовлетворяет базовые витальные потребности человека, однако, согласно А. Маслоу, это способствует актуализации других потребностей, которые не всегда могут быть удовлетворены в профессиональной

деятельности. Данное положение дало импульс к поиску и других значимых факторов престижности профессии.

В дальнейшем престиж профессии стали связывать с социальным положением субъектов конкретной профессиональной деятельности, уровнем образованности, влиятельностью профессии, уважением и авторитетом членов профессионального сообщества, связями и иерархическим соотношением с членами других профессиональных сообществ. Отмечались перспективность профессии, тенденции её изменений во времени. Если ориентироваться на последний фактор, то профессия психолога будет востребована, пока существует человеческое общество.

В результате исследований, проведённых по проблеме профессии и её престижа, сложилось представление о том, что «... престиж профессии это соотносительная оценка её общественной значимости, которую разделяют члены определённого общества или социального слоя, группы на основе сложившейся и господствующей системы ценностей. В общем плане понятие "престиж профессии" синтезирует в себе оценку значимых факторов, которые характеризуют позицию данной профессиональной категории в обществе: экономическое положение, образование, особенности стиля жизни, участие в управлении и пр.» [11, с. 13-14].

В исследованиях по проблеме отмечалось также, что при оценке престижности профессии осуществляется своеобразная экстраполяция в будущее, сходная с выбором профессии. Методы оценки престижа профессии не отличаются разнообразием. В основном о престиже профессии судят по высказываемым отношениям к ней, сформированным на основе имеющейся информации и её осмысления сквозь призму доминирующих индивидуальных или общественных ценностей.

С психологической точки зрения престиж профессии всегда связывался с её образами, циркулирующими в процессе межличностного общения и взаимодействий. В то же время в психологии эти образы исследовались с более широких позиций и с глубокой содержательной точки зрения. В частности, в сфере психологического интереса и внимания находились не только материальные факторы, значимость, статус и общественные оценки и установки, но и возможности самореализации, самовыражения и саморазвития, удовлетворённость профессиональной деятельностью, возможности достижения успеха (Е.Н. Богданов, Э.Ф. Зеер и др.). С психологической точки зрения в профессии весьма значимым, а в ряде случаев и определяющим, является уровень субъектности, фактор самостоятельности и свободы-зависимости в профессии. В определении престижности профессии велика роль доли творческого содержания в профессиональной деятельности, а также психологического феномена «интересности профессии».

Как отмечалось, образы профессии, образы профессиональной деятельности, образы специалиста и профессионала, лежащие в основе формирования представлений о престиже профессии, всегда связаны с осуществляемыми оценками. Категория «оценка» на уровне общего рассмотрения её содержания определяется как мнение о ценности чего-либо; определение степени, уровня или качества чего-либо. Иными словами, оценка - это всегда результат сравнения имеющихся характеристик с теми, которые приняты за образец или эталон.

Важно отметить, что в ситуации оценки той или иной профессии с точки зрения её престижа отмеченные образцы и эталоны в большинстве случаев могут отсутствовать или характеризоваться нечёткостью, неполнотой («размытостью») представлений. Это связано с различными по своему масштабу и содержанию информационными потоками относительно содержания профессии и субъектов профессиональной деятельности, их избирательным характером, а также имеющимся личным опытом общения и взаимодействия с представителями тех или иных профессий. В результате необходимые образцы и эталоны часто заменяются обыденными представлениями о профессии, поэтому оценка престижа профессии может быть неадекватной. Иногда в этом виноваты сами представители профессионального сообщества, которые не могут должным образом (доходчиво, образно и

эмоционально) рассказать о своей профессии, решаемых задачах и проблемах, людях, посвятивших себя этой профессии.

Профессия - объект социальный. Оценку социальных объектов иногда называют психологической и социально-психологической оценкой. Отмечено также, что при психологическом оценивании отчётливо проявляются феномены социальной перцепции.

В психологических исследованиях отмечалось, что имеется широкий спектр признаков (от результативности деятельности, внешнего облика до принципов и норм поведения, если речь идет об оценке субъектов), которые служат базисом для психологической оценки, причём в такой оценке эмоциональный компонент оценивания играет весьма значимую роль (А.Я. Анцупов, В.В. Ковалёв). Социально-психологическая оценка связана не только со сложившимися отношениями, но и с результативностью совместной деятельности или взаимодействий. Причём личность оценивается другими членами группы, коллектива во многом в зависимости от индивидуального вклада в общее дело, в создание позитивной атмосферы в группе или организации с учётом влияния групповых феноменов отношений (Г.М. Андреева). Подчёркивалось, что сама оценка таких сложных объектов, как профессия, профессиональная деятельность и субъекты профессиональной деятельности, отличается важными особенностями, которые оказывают на неё существенное влияние. Отметим важнейшие из них.

В первую очередь, это стереотипность оценки как результат стандартности восприятия, вообще присущей восприятию и оценкам сложных социальных объектов. Во-вторых, это неполнота, а порой и недостоверность информации относительно содержания профессиональной деятельности. В-третьих, доминирующие психологические установки на ту или иную профессию, которые опять же нередко возникают на уровне обыденных представлений. В-четвёртых, формируемый средствами массовой информации и другими информационными источниками образ профессии. В-пятых, влияние внутренних условий личности на восприятие профессиональной деятельности и формирование отношения к ней. В-шестых, личный опыт взаимодействия с представителями конкретных профессий.

Представления о профессии, как и представления о других сложных социальных объектах, формируются на основании анализа базовых характеристик-показателей, которые служат опорой для построения целостного образа. Это было наглядно показано на примерах формирования имиджа организации (Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин, А.П. Мельников и др.), а также престижа организации (И.В. Зотова).

По данным Т.А. Бондаренко, главными психологическими факторами построения образа профессии и формирования её престижа, если речь идёт о служебной деятельности, в настоящее время считаются:

- материальный достаток;

- социальная защищённость и стабильность;

- перспектива профессионального и карьерного роста;

- социальная значимость выполнения служебных обязанностей;

- принадлежность к профессиональной сфере, престижному профессиональному сообществу;

- опосредованность, степень самостоятельности;

- возможность продуктивной самореализации и самовыражения;

- удовлетворённость профессией;

- творческий или нетворческий характер деятельности;

- возможность продуктивного личностно-профессионального развития;

- имидж профессии и профессионала.

В заключение отметим, что сегодня повышается престиж профессий, в которых доминирует интеллектуально-творческий компонент, при этом велик уровень самостоятельности и субъектности специалистов. Кроме того, профессий, требующих призвания, которое всегда было сильным и значимым фактором их притягательности. При этом количество профессий, для которых необходимо призвание, ограничено. Повышается престижность профессий, где имеется возможность самореализации и профессионального

творчества, которые являются «интересными и глубокими» (а не только прибыльными). Сказанное свидетельствует о значимости психологических факторов в понимании престижа профессии.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Бондаренко Т.А. Престиж профессии и стереотип восприятия сотрудника ФСИН // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 1 (28). С. 8-9.

[2]. Войтович В.К. Динамика престижа и привлекательности профессий. - Киев: Наукова думка, 1989.

[3]. Деркач А.А., Гагарин А.В., Манушин Э.А. Акмеология как исследовательское, учебное и прикладное направление гуманитарных наук // Электронный журнал «Инженерное образование»: [Электронный ресурс]. 2013. № 7 (июль). Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/541868.html. № 77-48211/541868.

[4]. Зазыкин В.Г. Масштаб личности как акмеологическое условие профессионализма // Акмеология. 2013. № 2. С.25-31.

[5]. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2008.

[6]. Зотова И.В. Престиж организации в представлениях различных социальных групп. - М.: РАГС, 2005. - 84 с.

[7]. Иванова Н.А., Москаленко О.В. Акмеологические ресурсы управления развитием муниципальной образовательной системы // Акмеология. 2010. № 2 (34). С. 74-78.

[8]. Климов Е.А. Введение в акмеологию // Акмеология. 2010. № 2 (34). С. 16-29.

[9]. Комлева В.В. Престиж государственной службы в социокультурном контексте. - М.: РАГС, 2004.

[10]. Марасанов Г.И. «Акме» как процесс: интерпретация понятия в русле философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна и идей К.А. Абульхановой-Славской // Акмеология. 2010. № 1 (33). С. 10-20.

[11]. Оссовский В.Л. Престиж профессии и проблема профессиональной ориентации молодёжи. - М.: Просвещение, 1981. С. 13-14.

[12]. Селезнёва Е.В., Майборода Т.А. Сущностная характеристика акмеологического развития // Акмеология. 2010. № 1 (33). С. 20-27.

[13]. Синягин Ю.В., Переверзина О.Ю., Яковлева Ю.А., Полякова А.В. Основные подходы к исследованию жизненных стратегий личности // Акмеология. 2010. № 1 (33). С. 27-35.

[14]. СтепноваЛ.А., МикитюкН.В. Акмеологическая система личностно-профессионального развития резерва управленческих кадров // Акмеология. 2011. № 3 (39). С. 19-27.

THE PHENOMENON OF PRESTIGE OF PROFESSION IN PSYCHOLOGY AND ACMEOLOGY (TO THE PROBLEM STATEMENT)

Yury A. Nebol'sin, post-graduate student, the Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Vernadskogo prosp. 84, Moscow, Russia, 119606; e-mail: akmeo@list.ru

ABSTRACT

The article is devoted to the problems of profession prestige. Views on the issue of profession prestige in sociology and psychology are considered. The psychological content of profession prestige, the phenomena of profession psychological of perception and evaluation of its prestige are described. The article describes the functions of prestige and their regulatory properties. The methods of evaluation of prestige professions. The changes of perceptions of prestige

of the profession that have occurred in recent years. The ways of the psychological study of

prestige of profession are highlighted.

Key words: profession, prestige, prestige of the profession, psychological factors of prestige

of the profession, methods for determining the prestige of the profession

REFERENCES

[1]. Bondarenko T.A. Prestizh professii i stereotip vosprijatija sotrudnika FSIN // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2007. № 1 (28). S. 8-9.

[2]. Vojtovich V.K. Dinamika prestizha i privlekatel'nosti professij. Kiev: Naukova dumka, 1989.

[3]. Derkach A.A., Gagarin A.V., Manushin Je.A. Akmeologija kak issledovatel'skoe, uchebnoe i prikladnoe napravlenie gumanitarnyh nauk // Jelektronnyj zhurnal «Inzhenernoe obrazovanie»: [Jelektronnyj resurs]. 2013. № 7 (ijul'). Rezhim dostupa: http://technomag.edu.ru/doc/541868.html. № 77-48211/541868.

[4]. Zazykin V.G. Masshtab lichnosti kak akmeologicheskoe uslovie professionalizma //Akmeologija. 2013. № 2. S. 25-31.

[5]. Zeer Je.F. Psihologija professij. M.: Akademicheskij proekt, 2008.

[6]. Zotova I.V. Prestizh organizacii v predstavlenijah razlichnyh social'nyh grupp. M.: RAGS, 2005. 84 s.

[7]. IvanovaN.A., Moskalenko O.V. Akmeologicheskie resursy upravlenija razvitiem municipal'noj obrazovatel'noj sistemy// Akmeologija. 2010. № 2 (34). S. 74-78.

[8]. Klimov E.A. Vvedenie v akmeologiju // Akmeologija. 2010. № 2 (34). S. 16-29.

[9]. Komleva V.V. Prestizh gosudarstvennoj sluzhby v sociokul'turnom kontekste. M.: RAGS, 2004.

[10]. Marasanov G.I. «Akme» kak process: interpretacija ponjatija v rusle filosofsko-psi-hologicheskoj koncepcii S.L. Rubinshtejna i idej K.A. Abul'hanovoj-Slavskoj // Akmeologija. 2010. № 1 (33). S.10-20.

[11]. Ossovskij V.L. Prestizh professii i problema professional'noj orientacii molodezhi. M.: Prosveshhenie, 1981. S. 13-14.

[12]. Selezneva E.V., Majboroda T.A. Sushhnostnaja harakteristika akmeologicheskogo razvitija // Akmeologija. 2010. № 1 (33). S. 20-27.

[13]. Sinjagin Ju.V., Pereverzina O.Ju., Jakovleva Ju.A.. Poljakova A.V. Osnovnye podhody k issledovaniju zhiznennyh strategij lichnosti // Akmeologija. 2010. № 1 (33). S. 27-35.

[14]. Stepnova L.A., Mikitjuk N.V. Akmeologicheskaja sistema lichnostno-professional'nogo razvitija rezerva upravlencheskih kadrov // Akmeologija. 2011. № 3 (39). S. 19-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.