ПСИХОЛОГИЯ
УДК 316.5
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ПРЕСТИЖЕ ПРОФЕССИИ
Бочарова Елена Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. E-mail: bocharova-e@ mail.ru
Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования представлений о престиже профессии у выпускников общеобразовательных школ. Эмпирическое исследование выполнено на выборке старшеклассников (учащиеся 11-х классов общеобразовательных школ Саратова, N = 105, мужского (43%) и женского пола; 16,5 лет, SD = 0,69) с применением метода свободных ассоциаций К. Г. Юнга, М. Вертгеймера, Д. Кляйна (испытуемым предлагалось написать первые «пришедшие на ум» десять слов, ассоциируемых со словом-стимулом «престиж профессии») с последующим применением контент-анализа. Выявлена материально-прагматическая направленность старшеклассников в оценке престижа профессии. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке образовательных программ, а также программ психолого-педагогического содействия профессиональному самоопределению выпускников общеобразовательных школ.
Ключевые слова: престиж, профессия, профессиональное самоопределение, представления.
DOI: 10.18500/1819-7671 -2016-16-4-435-439
К постановке проблемы
Социально-экономические преобразования общества, характеризующиеся разной степенью интенсивности в различных областях общественной практики, приводят к изменению содержания реестра социальной значимости профессии. Этому способствуют и изменение критериев (социально-статусных, нравственных, экономических и др.) жизнедеятельности человека, и появление новых профессий на фоне существенного изменения содержания старых, и создание рынка труда, в условиях которого происходит трансформация статуса престижности профессии [1-3].
В исследованиях М. Г. Руднева [4], В. А. Цвык [5] обоснована необходимость обращения к рассмотрению феномена престижа профессии как одного из факторов профессионального самоопределения. Согласно данным исследователей, «понятие престижа синтезирует в себе оценку значимых факторов, которые характеризуют позицию данной профессиональной категории в обществе: экономическое положение, образование и квалификация, степень участия в управлении, особенности стиля жизни и т.д.» [4, с. 219]. При этом отмечается, что «престиж профессии определяется на основании сложившейся системы ценностей и является феноменом общественного сознания, в котором отражается существующая в обществе иерархия профессий» [5, с. 49]. В контексте сказанного важно
© Бочарова Е. Е, 2016
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 4
отметить, что молодежь, не имея собственной практики в избираемой сфере труда, зачастую заимствует шкалу престижа профессий, транслируемую социальными институтами (семьей, образовательными учреждениями, средствами массовой информации, референтной группой и т.д.). В этом случае не исключено, что личностная оценка престижа профессии основывается на общественно сформированном стереотипе отношения к профессии.
Важно отметить, что, согласно сложившимся канонам, профессиональное самоопределение личности, с одной стороны, выступает как самодетерминация, связанная с осознанным стремлением субъекта занять определенную позицию в системе социальных отношений, основанием которого выступают субъективные устремления и предпочтения, смыслы, ценности и т.д., характеризующие содержательную избирательность субъекта к миру профессий и к себе в нем. С другой стороны, общепризнанным является и факт социальной обусловленности профессионального самоопределения имеющимися требованиями и социальными установками общества. Подтверждением тому являются результаты многочисленных исследований, предпринятых в этом направлении И. В. Арендачук [6], А. Р. Вагаповой [7], М. Р. Гинзбургом [8], А. Л. Журавлевым,
A. Б. Купрейченко [9], Ю. П. Поваренковым [1],
B. А. Толочеком [2, 10], Р. М. Шамионовым, А. Е. Сотниковым [11] и др. В этом случае вполне правомерно полагать, что иерархия престижа профессии в общественном и индивидуальном сознании задает определенный вектор социально-профессиональных ориентаций в различных областях труда субъекта профессионального самоопределения. В целом выражая общественный вес и привлекательность профессии, престиж профессии является одним из механизмов детерминации процесса выбора профессии.
В этой связи особый интерес представляет изучение содержательно-смысловых характеристик представлений школьников о престиже профессии, в которых актуализируются и субъективно желаемое, и социально «заданное». Целью эмпирического исследования являлось выявление содержательно-смысловых характеристик представлений старшеклассников о престиже профессии.
Выборка, методики и методы исследования
Эмпирическое исследование выполнено на выборке старшеклассников (учащиеся 11-х классов общеобразовательных школ Саратова, N = 105, мужского (43%) и женского пола; 16,5 лет, SD = 0,69) с применением метода сво-
бодных ассоциаций ( К. Г. Юнга, М. Вертгеймера, Д. Кляйна). Испытуемым предлагалось написать первые «пришедшие на ум» десять слов, ассоциируемых со словом-стимулом «престиж профессии» с последующим применением контент-анализа, сравнительного (ф*-критерия Фишера) и корреляционного анализа (по Пирсону). Статистическая oöpaöoraa данных выполнена с помощью приложения Microsoft Excel for Microsoft Office XP, с применением статистического пакета SPSS 13.0.
Результаты исследования, их обсуждение
Обратимся к изложению эмпирических фактов. На стимульное слово « престиж профессии» было получено более 1028 ассоциаций, анализ которых позволил выделить следующие смысловые группы: «материальное благополучие» (98%), «условия труда» (82%), «карьерный рост» (72,4%), «стабильность» (70%), «отношение окружающих» (52%), «атрибутивные признаки» (13%), «перспективы саморазвития» (3%). Сравнительный анализ выраженности смысловых групп свидетельствует о приоритетной представленности таких групп, как «материальное благополучие», «условия труда», «карьерный рост», «стабильность», по сравнению с «отношением окружающих», «атрибутивными признаками», «перспективами саморазвития» на достоверно значимом уровне (фср* = 2,88; p < 0,01). Каждая из смысловых групп представлена рядом характеристик, раскрывающих их содержание.
В иерархии выраженности смысловых групп в представлениях о престиже профессии доминирующая позиция отведена смысловой группе «материальное благополучие» (98%), содержание которой раскрывается дескрипторами «деньги» (0,616), «обеспеченность» (0,440), «достойная жизнь» (0,316), «возможность содержать семью» (0,238), «машина» (0,233) и т.д.
Следующая смысловая группа по степени выраженности - «условия труда» (82%), включающая характеристики: «интересные коллеги» (0,411), «удобный график работы» (0,256), «официальное оформление трудоустройства» (0,208) и т.д. Содержание смысловой группы «карьерный рост» (72,4%) представлено дескрипторами: «возможность работы за границей» (0,459), «возможность продвижения по службе» (0,453), «авторитет» (0,376) и т.д. Не менее существенно представлена и смысловая группа «стабильность» (70%), формируемая признаками «без работы не останешься» (0,559), «гарантия занятости» (0,550), «отсрочка от армии» (0,305), «материальная стабильность» (0,254), «всегда востребован» (0,194) и т.д.
Дескрипторы «уважение» (0,376), «почет» (0,306), «власть» (0,266), «не зависишь от других» (0,166), «признание» (0,106) и т.д. раскрывают содержание смысловой группы «отношение окружающих» (52%).
В наименьшей степени в иерархии выраженности смысловых групп представлена группа «атрибутивные признаки» (13%), содержательная наполненность которой связана с характеристиками «машина от организации» (0,227), «комфортный офис» (0,318), «высшее общество» (0,125), «узнаваемый человек» (0,045) и т.д. Совсем незначительное количество респондентов упомянули о «перспективах саморазвития» (3%) как о существенной характеристике престижа профессии, сюда входят: «интересная работа» (0,029), «творчество» (0,009), «возможность самовыражения» (0,0007) и т.д.
Таким образом, можно заключить, что в представлениях старшеклассников престиж профессии преимущественно определяется стабильно высоким уровнем материального благополучия как в настоящем, так и в будущем, возможностью профессионального роста и перспектив, а также особым социально одобряемым статусом. Отметим, что «социальная полезность профессии», к сожалению, не является существенным параметром престижа профессии в представлениях выпускников общеобразовательных школ.
Анализ структуры корреляционных взаимосвязей между характеристиками представлений о престиже профессии, выполненный на основе принципа выделения «ведущих связей», и кор -релят первого порядка (г > 0,324;р = 0,001), позволил выявить ядро представлений о престиже профессии (рисунок).
Структурограмма ядра представлений старшеклассников о престиже профессии
(г > 0,324; р = 0,001)
Структурограмма ядра представлений (см. рисунок) отражает, прежде всего, материально-прагматическую направленность старшеклассников в оценке престижа профессии: высокий уровень материальной обеспеченности, возможность профессионального продвижения, высокий уровень социальной репутации, социально одобряемый статус, не исключается при этом фактор возможной нестабильности. Подтверждением тому являются выявленная констелляция взаимосвязей между материальным благополучием, карьерным ростом (г = 0,452 при р < 0,001) и уважением (г = 0,367 прир < 0,001), признанием (г = 0,367 при р < 0,001), почетом (г = 0,326 прир < 0,001) и стабильностью (г = = -0,408 при р < 0,001). Отметим, уважение, почет и признание вне каких-либо сомнений, по мнению респондентов, остаются неизменными характеристиками престижа профессии (все связи положительные).
Заключение
Резюмируя изложенное, следует подчеркнуть, что смысловые доминанты представлений о престиже профессии у выпускников общеобразовательных школ связаны с возможностью стабильного достижения материального благополучия, карьерного роста, социального признания. Социальная полезность профессии не определена в качестве критерия ее престижа в представлениях старшеклассников. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке образовательных программ, а также программ психолого-педагогического содействия профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных школ.
Список литературы
1. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002. 160 с.
Психология
437
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 4
2. ТолочекВ. А. Психология труда. СПб., 2016. 480 с.
3. КуприянчукЕ. В. Особенности взаимосвязи социальных представлений о профессии с самоактуализацией личности студентов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 156-160.
4. Руднев М. Г. Методология и основные результаты исследований престижа профессий в зарубежной социологии // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 217-239.
5. Цвык В. А. Социально-профессиональный статус личности и престиж профессии // Вестник ТюмГУ Сер. Социология. 2009. № 4. С. 44-52.
6. Арендачук И. В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников : психолого-педагогический аспект // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 1. С. 70-76.
7. Вагапова А. Р. Представления о профессиональном будущем как фактор адаптационной готовности к профессиональной деятельности студентов-психо-
логов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеоло-гия образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 4. С. 38-42.
8. ГинзбургМ. Р. Психологическое содержание личностного самооопределения // Вопр. психологии. 1994. № 3. С. 43-52.
9. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение молодежи : структура и детерминация // Вестн. практ. психологии образования. 2007. № 1. С. 51.
10. Толочек В. А., Журавлева Н. И., Шпитонков С. В. Факторы актуализации ресурсов субъекта в продолжение профессиональной карьеры // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4. С. 297-301.
11. Шамионов Р. М., Сотников А. Е. Жизненные ценности и социально-психологические установки на различных этапах профессиональной социализации юристов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 4. С. 353-358.
Образец для цитирования:
Бочарова Е. Е. Содержательно-смысловые характеристики представлений старшеклассников о престиже профессии // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 435-439. БО!: 10.18500/1819-7671-2016-16-4-435-439.
Substantial-Meaning Characteristics Secondary-School Graduates' Representation to the Prestige of a Profession
Е. Е. Bocharova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
The paper presents the results of a theoretical and empirical study of how secondary-school graduates' representation to the prestige of a profession. The study included samples people (eleven-graders of secondary schools of Saratov, N = 105, male (43%) and female, 16-17 years old; SD = 0,69). Applying the method of free association (C. G. Jung, M. Wertheimer, D. Klein) (subjects were asked to write the first «come to mind», ten words associated with the word-stimulus «prestige of the profession»), followed by the use of content analysis. The study established that material and pragmatic orientation of senior pupils in the evaluation of the prestige of the profession. One applied aspect of this study is that its results can be used to develop educational programs, as well as pedagogic-psychological programs aimed at promoting professional self-determination of secondary-school graduates. Key words: prestige, profession, professional self-determination, representation.
References
1. Povarenkov Yu.P. Psikhologicheskoe soderzhanie professional'nogo stanovleniya cheloveka (Psychological content of professional formation of the person). Moscow, 2002. 160 p.
2. Tolochek V. A. Psikhologiya truda (Psychology of work). St.-Petersburg, 2016. 480 p.
3. Kupriyanchuk E. V. Osobennosti vzaimosvyazi sotsial'nykh predstavleniy o professii s samoaktual-izatsiey lichnosti studentov (Peculiarities of interrelation between social views on profession and self-actualization of students' personality). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2014, vol. 3, iss. 2, pp. 156-160.
4. Rudnev M. G. Metodologiya i osnovnye rezultaty issledo-vaniy prestizha professiy v zarubezhnoy sotsiologii (The methodology and the main results of research professions prestige in foreign sociology). Voprosy obrazovania (Educational Studies), 2008, no. 2, pp. 217-239.
5. Tsvyk V. A. Sotsial'no-professional'nyy status lichnosti i prestizh professii (Social and professional status of personality and occupational prestige). Vestnik Tyumen-skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Sotsiologiya (UT Research Journal. Ser. Sociology), 2009, no. 4, pp. 44-52.
6. Arendachuk I. V. Riski professional'nogo samoopre-deleniya starsheklassnikov: psikhologo-pedagogicheskiy aspekt (Risks of professional self-determination of senior pupils: psychological and pedagogical aspects). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, iss. 1, pp. 70-76.
7. Vagapova A. R. Predstavleniya o professional'nom budushchem kak faktor adaptatsionnoy gotovnosti k professional'noy deyatel'nosti studentov-psikhologov (Representations of the a professional future as a factor in adaptation readiness for professional activity of students-psychologists). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2012, vol. 1, iss. 4, pp. 32-42.
М. М. Орлова. Семейная поддержка в контексте внутренней картины болезни
8. Ginzburg M. R. Psikhologicheskoe soderzhanie lichnost-nogo samooopredeleniya (Psychological content of personal self-determination). Voprosy Psychologii (Voprosy Psychologii), 1994, no. 3, pp. 43-52.
9. Zhuravlev A. L., Kupreychenko A. B. Ekonomicheskoe samoopredelenie molodezhi: struktura i determinatsiya (Economic self-determination of youth: structure and determination). Vestnikprakticheskoy psikhologii obra-zovaniya (Bulletin of Practical Educational Psychology), 2007, no. 1, pp. 51-62.
10. Tolochek V. A., Zhuravleva N. I., Shpitonkov S. V. Faktory aktualizatsii resursov sub"ekta v prodolzhenie
professional'noy kar'ery (Factors of actualizatin of the resources subject with reference to professional career). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeo-logy. Developmental Psychology, 2014, vol. 3, iss. 4, pp.297-301.
11. Shamionov R. M., Sotnikov A. E. Zhiznennye tsennosti i sotsial'no-psikhologicheskie ustanovki na razlichnykh etapakh professional'noy sotsializatsii yuristov (Life Values and Social-Psychological Orientations at Various Stages of Lawyers' Professional Socialization). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2013, vol. 2, iss. 4, pp. 353-358.
Please cite this article in press as:
Bocharova E. E. Substantial-Meaning Characteristics Secondary-School Graduates' Representation to the Prestige of a Profession. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2016, vol. 16, iss. 4, pp. 435-439. DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-4-435-439.
УДК 316.6+159.9:61
СЕМЕЙНАЯ ПОДДЕРЖКА В КОНТЕКСТЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ БОЛЬНЫХ ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ
Орлова Мария Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры консультативной психологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. E-mail: [email protected]
Болезнь как трудная жизненная ситуация в контексте жизненного пути личности предъявляет к ее внутренней целостности и активности повышенные требования. Происходящие трансформации социальных взаимодействий могут усугублять ограничения физических возможностей или стимулировать адаптационную активность. Семейные отношения можно рассматривать как возможный ресурс адаптации к ситуации тяжелых соматических заболеваний, к которым в том числе относятся онкологические заболевания репродуктивных органов. В статье исследуются благополучие семейных отношений больных женщин и их связь с адаптационными стратегиями личности. Делается вывод о проблемности этих отношений и снижении их значимости как ресурса.
Ключевые слова: ситуация болезни, идентичность, адаптация, семейные отношения.
DOI: 10.18500/1819-7671 -2016-16-4-439-443
Семья как открытая самоорганизующаяся система в трудных жизненных ситуациях, связанных со здоровьем ее членов, может рассматриваться как предмет исследования медицинской психологии, на чем настаивает И. М. Никольская [1]. Актуальность этого направления обусловлена как теоретическими, так и практическими задачами. Т. Л. Крюкова относит семьи с боль-
ным тяжелым соматическим заболеванием к нуждающимся в психологической помощи [2]. Болезнь рассматривается как экстремальный семейный стресс, стратегии преодоления которого оказывают влияние как на личность больного, так и на личность членов его семьи. Однако адаптационные стратегии будут различны как в разных семьях, так и при разных заболеваниях с учетом их особенностей, витальной угрозы, социальной стигматизированности.
В ситуации болезни особенно востребованы психотерапевтическая, регулятивная функция семьи, связанная как с взаимоотношениями внутри нее, так и с другими людьми, обществом в целом, и фелицитологическая, а именно - создание счастья каждого члена семьи. В трудной жизненной ситуации, которой является болезнь, субъектность больного опосредована семейными отношениями как сферой ее реализации и в то же время ее ресурса, который заключается в принятии личности больного и непосредственных усилий, направленных членами семьи на преодоление болезни, а также финансовых и социальных ресурсов семьи. Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис [3] считают, что семья определяет реакцию индивида на трудную ситуацию за счет формирования представлений об этой ситуации. Болезнь воспринимается особенно трагично в связи с драматическим восприятием ее семьей,
П Орлова M. М., 2016