Научная статья на тему 'Временная перспектива старшеклассников с разным уровнем субъективного контроля'

Временная перспектива старшеклассников с разным уровнем субъективного контроля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
601
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / СУБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / ЛОКАЛИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ / ЛИЧНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИК / TIME PERSPECTIVE / SUBJECTIVE CONTROL / CONTROL LOCALIZATION / SENIOR HIGH SCHOOL STUDENT'S PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бочарова Елена Евгеньевна

Изложены результаты теоретико-эмпирического исследования временной перспективы старшеклассников в зависимости от локализации субъективного контроля. В исследовании принимали участие старшеклассника общеобразовательных школ г. Саратов, отличающихся «крайним» уровнем субъективного контроля (n = 70), применялись психодиагностические методики: «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер в модификации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда); «Психологическое время личности» (А. Кроник, Е. Головаха); метод мотивационной индукции (форма B) (Ж. Нюттен). Зафиксирована тенденция дифференциации качественных и количественных характеристик временной перспективы у старшеклассников, отличающихся уровнем субъективного контроля, которая проявляется в снижении насыщенности событиями в выборке старшеклассников с внешней локализацией субъективного контроля. Выявлена вариативность направленности локуса контроля в разных сферах жизнедеятельности старшеклассников в зависимости от выраженности уровня субъективного контроля. Старшеклассники с низким уровнем субъективного контроля проявляют экстернальность в области неудач и в сфере учебной деятельности, в области неудач и сфере межличностных отношений демонстрируют большую ответственность (интернальность). Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке программ психолого-педагогического сопровождения развития личности в условиях образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Time Prospective of Senior High School Students with Different Levels of Subjective Control

The paper presents the results of theoretical and empirical research of time perspective among senior high school students depending on the subjective control localization. The study was conducted on the samples of senior high school students from general schools of the city of Saratov with «extreme» level of subjective control (n=70). Following psychodiagnostic methods were used: «Levels of subjective control» (by J. Rotter, modified by E. F. Bazhin, E. A. Golynkina, L. M. Etkind); «Psychological time of an individual» (by A. Kronik, E. Golovakha); method of motivational induction (form B) (by J. Nutten). The tendency for differentiation of qualitative and quantitative characteristics of time perspective among the senior high school students with different levels of subjective control was discovered. This tendency reveals in reduction of eventivity in the sample of high school students with external localization of subjective control. The variability of locus of control orientation in different fields of life of high school students depending on the extent of subjective control level was revealed. Senior high school students with low level of subjective control demonstrate externality in the field of failures, as well as in the field of educational activities; in the field of failures and interpersonal relationships, they mostly demonstrate responsibilities (internality). The applied aspect of the research can be implemented in development of psycho-pedagogical support programmes for a person's development in the course of educational process.

Текст научной работы на тему «Временная перспектива старшеклассников с разным уровнем субъективного контроля»

УДК 316.6

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Е. Е. Бочарова

Бочарова Елена Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия E-mail: [email protected]

Изложены результаты теоретико-эмпирического исследования временной перспективы старшеклассников в зависимости от локализации субъективного контроля. В исследовании принимали участие старшеклассника общеобразовательных школ г. Саратов, отличающихся «крайним» уровнем субъективного контроля (п = 70), применялись психодиагностические методики: «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер в модификации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда); «Психологическое время личности» (А. Кроник, Е. Головаха); метод мотивационной индукции (форма B) (Ж. Нюттен). Зафиксирована тенденция дифференциации качественных и количественных характеристик временной перспективы у старшеклассников, отличающихся уровнем субъективного контроля, которая проявляется в снижении насыщенности событиями в выборке старшеклассников с внешней локализацией субъективного контроля. Выявлена вариативность направленности локуса контроля в разных сферах жизнедеятельности старшеклассников в зависимости от выраженности уровня субъективного контроля. Старшеклассники с низким уровнем субъективного контроля проявляют экстерналь-ность в области неудач и в сфере учебной деятельности, в области неудач и сфере межличностных отношений демонстрируют большую ответственность (интернальность). Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке программ психолого-педагогического сопровождения развития личности в условиях образовательного процесса. Ключевые слова: временная перспектива, субъективный контроль, локализация контроля, личность старшеклассника.

DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-157-163 К постановке проблемы

Обращение к изучению проблемы временной перспективы в соотнесении с субъективным контролем и локусом его направленности связано с фиксацией актуального состояния временной перспективы личности, которое во многом обусловливает её способность к «планированию своего будущего во времени» [1], проецированию себя в нем и в целом способности к личностному, профессиональному самоопределению и самореализации, основанием которых является преемственность (или связь) ретроспективы и перспективы личности. Характер этой преемственности во многом определяет выбор личности - кем быть, каким быть. В этой связи изучение временной перспективы и принятие ответственности представляет интерес не только с точки зрения изучения

данной возрастной группы, но и для объяснения перспектив развития общества в целом.

Данные теоретико-эмпирических исследований временной перспективы (К. А. Абульханова, Т. Н. Березина, А. К. Акименко, Е. М. Вечканова, М. Р. Гинзбург, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, И. В. Дубровина, В. И. Ковалёв, М. С. Яницкий, А. В. Серый и др.) свидетельствуют о том, что временная перспектива отражает не только будущие цели, ценности, но и темп жизненного движения, оптимальность развития, динамику активности личности как субъекта своих жизненных перспектив.

Согласно Ж. Нюттену [2], категория «временная перспектива» рассматривается в трех различных ракурсах психологического времени:

- как собственно временная перспектива, которая в отличие от пространственной перспективы может быть репрезентирована только «ментально». «Виртуальное» присутствие во внутреннем плане разно удаленных во времени объектов-целей создает временную перспективу, выполняя, таким образом, функцию составляющих ее мотивационных объектов, которые определяют ее глубину, структуру, степень реальности, содержательные характеристики и т. п.;

- как временная установка, связанная с позитивной (или негативной) настроенностью субъекта к своему прошлому, настоящему, будущему;

- как временная ориентация, которая проявляется в доминирующей направленности поведения человека на объекты и события прошлого, настоящего, будущего.

К. А. Абульханова-Славская [3] и представители её научной школы, развивая концепцию личностной организации времени, для анализа способов организации жизни рассматривают совокупность трех понятий, трех пространственно-временных ценностно-смысловых образований: «жизненная позиция», «жизненная линия», «жизненная перспектива». Первая рассматривается как результативные характеристики личности, выражая как бы аккумулированный личностью приобретенный прошлый опыт, который одновременно является и потенциалом ее будущего. Траектория жизненного движения личности, согласно автору концепции, определяется как «жизненная

линия», которая может быть весьма вариативна: иметь восходящий или нисходящий, прерывистый или непрерывный характер, с точки зрения самовыражения, самореализации личности [3]. Таким образом, в целом образование жизненных перспектив раскрывает содержание субъективно-психологической перспективы. Однако наличие субъективно-психологических перспектив, таких как устремленность в будущее, осознание будущего, к сожалению, еще не свидетельствует о наличии потенциала развития личности, т. е. жизненной перспективы [4-6].

Особенности переживания субъективного «прошлого», «настоящего» и «будущего» во многом определяют выраженность личностных характеристик, например, таких как субъективный контроль и его локализация [6]; степень актуализации субъективного контроля в различных областях жизнедеятельности [7], психологические аспекты самоотношения [8], характеристики самоактуализации личности [6, 8], личностные черты [7, 9], ценностные характеристики самореализации личности [8, 10].

Очевидно, что актуализация исследовательского интереса к изучению субъективного контроля личности и локусу его направленности в большей степени связана с попытками выявления механизмов осуществления не столько внешней или внутренней регуляции своего поведения, сколько любой регуляции на основе осознанного выбора, особенно юношества и молодежи.

Известно, что одним из критериев зрелой личности является ответственность и вопрос о развитии ответственности связан не только с детским и подростковым возрастом, но и с периодом ранней взрослости, когда человек уже трансформирует свое поведение, абстрагируясь от внешних и внутренних детерминант: в этом случае речь идет о перспективе «изменяющейся личности в изменяющемся мире» [11].

Не менее существенно то, что локализация субъективного контроля (ответственности) является одним из критериев социализации - процесса, который начинается в раннем детстве и продолжается длительный период времени. Поскольку ответственность признается одним из критериев социальной зрелости личности, о конечности ее развития говорить не представляется возможным так же, как и о конечности процесса зрелости личности. В этом отношении научный интерес представляют работы Е. И. Кузьминой [12], А. А. Реан [7], Р. М. Шамионова [13], Т. А. Шккурко [9] и др. В целом отметим, что локус контроля личности является одной из важнейших социально-психологических характеристик, определяющей степень независимости, столь ценимой в современном обществе самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, степень развития чувства личной ответственности индивида за события, происходящие в его жизни. В контексте сказанного наше обращение

к изучению проблемы временной перспективы личности старшеклассника с разным уровнем субъективного контроля вполне оправданно.

Программа исследования

Цель исследования заключается в изучении качественных и количественных характеристик временной перспективы у старшеклассников, отличающихся уровнем субъективного контроля.

Исследование выполнено на выборке старшеклассников (N = 118; M = 15,7; SD = 0,65) средних образовательных школ г. Саратова с применением метода «контрастных групп», из которой нами были сформированы две выборки старшеклассников (n = 35), отличающихся крайним уровнем субъективного контроля. Основанием формирования выборок исследования послужило среднее значение по шкале «Общая интернальность (Ио)».

В качестве диагностического инструментария применён комплекс методик: «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера (в модификации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда) [14], «Психологическое время личности» (А. Кроник, Е. Головаха) [5], метод мо-тивационной индукции (MIM) Ж. Нюттена (форма B) [2]. Для обработки данных использовались методы описательной статистики, достоверность различий определялась с помощью критерия Стьюдента, ф*-критерия Фишера с применением пакета математической статистики SPSS 13.0 for Windows.

Результаты исследования и их интерпретация

Сформированные нами выборки достоверно отличаются по критерию их формирования (табл. 1). Показатель обобщённой интернальности достоверно выше в группе старшеклассников с высоким уровнем субъективного контроля (t = 2,76 приp < 0,01). В целом по шкале общей интернальности нами получена устойчивая тенденция в различии направленности локуса контроля испытуемых.

Группа старшеклассников с высоким показателем общей интернальности (M = 31,7) характеризуется проявлением ответственности за результаты своих собственных действий, свои достижения. Происходящие в их жизни значимые события - результат их собственных усилий. Старшеклассники с низким показателем общей интернальности (M = 16,5), к сожалению, не видят связи между своими действиями и значимыми событиями и рассматривают их как результат случая или действия других людей.

В выборке старшеклассников с высоким показателем общей интернальности обнаружены более высокие значения показателя интернальности в области неудач (M = 7,09), нежели у старшеклассников с низким уровнем субъективного контроля

Таблица 1

Выраженность показателей локуса субъективного контроля старшеклассников с высоким / низким уровнями субъективного контроля (УСК) в разных областях жизнедеятельности

Показатели Высокий УСК Низкий УСК (Ст,

М М

Общая интернальность (Ио) 31,7 16,7 2,76**

Интернальность в области достижений (Ид) 7,95 7,54 0,72

Интернальность в области неудач (Ин) 7,09 3,06 2,05*

Интернальность в семейных отношениях (Ис) 4,12 3,67 1,16

Интернальность в сфере учебной деятельности (Ип) 6,02 3,55 2,05*

Интернальность в области межличностных отношений (Им) 4,23 6,92 2,04*

Интернальность в отношении здоровья и болезни (Из) 3,12 2,75 1,22

Примечание. *р < 0,05; **р < 0,01; УКС - уровень субъектного контроля.

(М = 3,06) на достоверном уровне (1 = 2,05 при р < 0,05). Различий в показателях интернально-сти в области достижений в исследуемых группах не выявлено. Очевидно, это свидетельство того, что в случае успеха достижения желаемого результата являются своими собственными независимо от степени выраженности показателя общей интернальности. И, напротив, наблюдается дифференциация показателей интернальности в области неудач (Ин) в зависимости от уровня общей интернальности: неудачи и поражения считаются своими в группе старшеклассников с высоким уровнем интернальности, в группе старшеклассников с низким уровнем интерналь-ности воспринимаются как результаты действия «помех», внешних причин, вмешательства других людей.

Не обнаружено в исследуемых выборках достоверных отличий в показателях интернальности в сферах семейных отношениях (Ис) и здоровья и болезни (Из), которые представлены низкими значениями. Скорее всего, старшеклассники независимо от выраженности локуса контроля считают, что причины возникших проблем «дома», в семье связаны с их родителями или близкими. По мнению старшеклассников, причины возможных проблем со здоровьем кроются также во внешних факторах.

В исследуемых группах с разным уровнем субъективного контроля обнаружены существенные различия в показателях интернальности в сфере учебной деятельности (М = 6,02 и М = 3,55 соответственно). В выборке с высоким уровнем субъективного контроля этот показатель существенно выше, чем в выборке с низким уровнем (1 = 2,05 прир < 0,05). Это свидетельствует о том, что старшеклассники с высоким уровнем субъективного контроля проявляют интернальность в учебной деятельности, которая выражается в ответственности за свои достижения и неудачи в учебе, в отличие от старшеклассников с низким уровнем субъективного контроля. В области межличностных отношений показатель интер-нальности (Им) существенно выше в группе с

низким уровнем субъективного контроля (1 = 2,04 при р < 0,05), чем у старшеклассников с высоким уровнем интернальности.

Таким образом, на основании полученных результатов исследования можно заключить, что направленность локуса контроля вариативна в разных областях жизнедеятельности у старшеклассников с высоким и низким уровнями субъективного контроля. Эта вариативность связана с проявлением интернальности в области достижений и неудач, в сфере учебной деятельности у старшеклассников, отличающихся высоким уровнем субъективного контроля. Старшеклассники с низким уровнем субъективного контроля проявляют экстернальность в области неудач, а в сфере учебной деятельности и, напротив, в сфере межличностных отношений наблюдается проявление тенденции интернальности.

Сравнительный анализ выраженности временных показателей планирования в ближайшей перспективе (текущий момент, день, неделя, месяц, год, около двух лет) старшеклассников с высоким / низким уровнями субъективного контроля позволил выявить существенные различия (табл. 2).

Прежде всего, наблюдается наличие временной неравномерности планирования в обеих выборках: у старшеклассников с высоким уровнем субъективного контроля наблюдается достаточно выраженное планирование текущего момента, «сейчас». Планы текущего момента опережают планирование всех других временные отрезков ближайшего будущего. Такую временную неравномерность планирования можно объяснить увлеченностью настоящим моментом. Не исключено и другое объяснение, связанное с неопределенностью представлений учащихся о себе в будущем, во многом обусловленной изменениями в жизни общества.

В обеих выборках наименьшее число моти-вационных целей относится к периоду «неделя», связанному с ситуативностью планирования, неструктурированной организацией своего времени в настоящем. У старшеклассников с низким уров-

Таблица 2

Планирование в ближайшей временной перспективе старшеклассников с высоким / низким уровнями субъективного контроля

Период Высокий УСК Низкий УСК Ф*

Частота встречаемости, %

Текущий момент 69 35,7 2,85**

День 26 22 0,04

Неделя 17 18 0,08

Месяц 38 35 0,04

Год 43 37 2,83*

Около двух лет 28 52 3,75**

Примечание. *p < 0,05; **p < 0,01; УСК - уровень субъективного контроля.

нем субъективного контроля отмечается выраженность планирования на максимально отдаленное «потом» (около двух лет).

В отдаленном планировании в обеих выборках особое значение приобретает «открытое» настоящее, т. е. период, обозначающий время «сейчас и всегда» (табл. 3).

Достаточно насышенный период взрослости, до 25 лет, отличается планированием достижения определенных целей. Очевидно, данный период является для респондентов актуальным, и планирование выглядит вполне обычным. Планирование жизни в целом свидетельствует о глобальности целей, с одной стороны, и не-

Таблица 3

Планирование в отдаленной временной перспективе старшеклассников с высоким / низким уровнями субъективного контроля

Период Высокий УСК Низкий УСК Ф*

Частота встречаемости, %

Прошлое 20,2 69 3,45**

Период до 25 лет 87 46 3,75**

Взрослость (от 25 до 45 лет) 47 45 0,04

Взрослость (от 45 до 65 лет) 47 48 0,04

Старость 10 13 -

Жизнь 88 76 2,75*

Историческое будущее - - -

«Открытое» настоящее 100 100 -

Примечание. *p < 0,05; **p < 0,01; УСК - уровень субъективного контроля.

структурированности времени жизненного пути, с другой. Характерно планирование периода «сейчас» («открытое» настоящее). Вероятно, старшеклассники склонны планировать не столь отдаленный период. В выборке старшеклассников с низким уровнем субъективного контроля наблюдается обращенность в прошлое. Вероятно, прошлое представляется им более структурированным и успешным. Тем не менее наблюдается достаточно равномерное планирование, связанное с периодами до 25 лет, от 25 до 45 лет и периоду от 45 до 65 лет. Следует отметить отсутствие в обеих выборках выраженности исторического будущего, что свидетельствует о равнодушии испытуемых к событиям, относящихся к исторической общности людей.

Весьма существенные различия обнаружены и в структурно-содержательных характеристиках временной перспективы старшеклассников с разным уровнем субъективного контроля (табл. 4).

Среди «желаемых», предпочитаемых целей в выборке с высоким уровнем субъективного контроля в большей степени выражены стремления к личностному саморазвитию, к самореализации, проявлению активности (стремление к деятельности), установлению контактов для других и в меньшей степени - контактов для себя. Кроме того, наблюдается стремление к проявлению некой просоциальности, которое подтверждается наличием таких показателей, как проявление активности, стремление к деятельности, взаимодействию, в большей степени - «для других».

Несколько иная картина наблюдается в выборке старшеклассников с экстернальным локусом контроля, чьи интересы ограничены преимущественно сферой общения, в частности, «для себя».

Примечательно, что в ответах испытуемых содержательные характеристики «личностного саморазвития» связаны с дескрипторами: «быть хорошим человеком», «быть умным», «быть

Таблица 4

Распределение желательных целей старшеклассников с высоким / низким уровнями

субъективного контроля

Желательные цели Высокий УСК Низкий УСК Ф*

Частота встречаемости, %

Аспекты личности (S) (личностное саморазвитие) 99 77 2,64*

Самореализация (SR) 64 43 2,53*

Познание (Е) 37 28 1,67*

Деятельность, работа (R) 98 66 3,54**

Отдых (L) 73 73 0

Контакты (C) 78 98 2,64**

Контакты для себя (Cego) 52 87 3,04**

Контакты для других (Cait) 82 63 2,64**

Примечание. *p < 0,05; **p < 0,01; УСК - уровень субъективного контроля.

счастливым», «быть здоровым», «свободным и независимым» и т. д. Смысловая группа «самореализация» представлена такими характеристиками, как «быть успешным», «достичь высокого положения в обществе», «найти любимого человека», «найти хорошую работу» и т. д.

Контент смысловой группы «познание» ракрывается дескрипторами «хорошо сдать экзамены», «быть хорошим специалистом», «получить образование» и т. д. Содержание смысловой группы «деятельность, работа» связано с: «хорошо оплачиваемая работа», «быть хорошим специалистом», «чего-нибудь достичь», «стабильная работа», «преуспеть в жизни» и т. д. Контент группы «отдых» ракрывается дескрипторами «путешествия», «больше отдыхать» и т. д. Смысловая группа «контакты для себя» описана

в таких характеристиках, как «много друзей», «найти настоящую любовь», «выйти замуж» и др. Дескрипторами, раскрывающими смысловую группу «контакты для других», являются «хочу приносить пользу людям», «помогать людям», «жить для людей» и т. д.

В целом можно отметить, что в перспективе старшеклассников с интернальным локусом контроля отражены стремления, связанные с самосовершенствованием, самореализацией в сфере личностного саморазвития и в предполагаемой профессиональной деятельности.

Отметим, что содержательная структура временной перспективы рассматривается нами в двух аспектах: объекты, желательные для достижения цели (см. табл. 4), и те, которых желательно избежать (табл. 5).

Таблица 5

Распределение нежелательных целей старшеклассников с высоким / низким уровнями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

субъективного контроля

Нежелательные цели Высокий УСК Низкий УСК Ф*

Частота встречаемости, %

Аспекты личности (S): личностное саморазвитие 32 89 4,04**

Деятельность 23 68 3,64**

Одиночество 0 18 1,62

Примечание. *p < 0,05; ** p < 0,01; пре УСК - уровень субъективного контроля

авлены данные, достоверно различающиеся;

В выборке с низким уровнем субъективного контроля больше всего выражены такие группы: группа «аспекты личности» - «не хочу быть неудачником», «не хочу зависеть от других», «не хочу быть несчастным» и т. д.; группа «деятельность» - «не хочу быть безработным»; группа «одиночество» - «не хочу быть одиноким».

Выводы

Результаты выполненного нами исследования позволяют сформулировать следующие выводы. Зафиксирована вариативность направленности

локуса контроля в разных областях жизнедеятельности у старшеклассников с высоким и низким уровнями субъективного контроля, которая связана с проявлением интернальности в области достижений и неудач, а также в сфере учебной деятельности у старшеклассников, отличающихся высоким уровнем субъективного контроля. Старшеклассники с низким уровнем субъективного контроля проявляют экстернальность в области неудач и в сфере учебной деятельности и интер-нальность в области неудач и сфере межличностных отношений.

Выявлена тенденция различий в качественных и количественных характеристиках временной перспективы у старшеклассников, отличающихся уровнем субъективного контроля, которая проявляется в снижении насыщенности событиями с возрастом в выборке старшеклассников с низким уровнем субъективного контроля, что, вероятно, объясняется затруднением при планировании более отдаленных отрезков времени, сложностью структурирования будущего времени (перспективы).

В обеих выборках отмечаются проявление интереса к своему «Я», личностному развитию, своей будущей профессиональной деятельности, заинтересованность в расширении и поддержании социальных контактов. Можно говорить не только о стремлениях к благосостоянию в целом, комфорту, обладанию чем-то, приобретению материальных ценностей, но и духовным ценностям. Обнаружены и достоверные различия структурно-содержательных характеристик временной перспективы: в выборке с высоким уровнем субъективного контроля особое значение имеют контакты с другими людьми в целом, наличие друзей, отмечается альтруистическая мотивация «помощь другим»; в выборке с низким уровнем субъективного контроля - эгоистическая тенденция в общении с другими («для себя»).

Библиографический список

1. ГинзбургМ. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. 1994. № 3. С. 43-52.

2. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2004. 607 с.

3. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы

личности // Психология личности и образ жизни / под ред. Е. В. Шороховой. М., 1987. С. 149-151.

4. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001. 324 с.

5. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984. 130 с.

6. Быков С. В., Боброва И. В. Самоконтроль как фактор формирования ответственности у подростков // Вестн. Самар. гум. акад. Сер. Психология. 2012. № 2. С.11-24.

7. РеанА. А. Психология личности. СПб., 2013. 288 с.

8. Акименко А. К. Временная перспектива и жизненные ценности старшеклассников городских и сельских школ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 131-141.

9. Шкурко Т. А. Социально-психологические особенности личности с выраженной потребностью в контроле себя и других людей // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 349. С. 177-184.

10. Яницкий М. С., Серый А. В., Проконич О. А. Особенности временной перспективы личности представителей различных ценностных типов массового сознания // Вестн. Камчатск. регион. ассоциации «Учебно-научный центр». Сер. Гуманитарные науки. 2012. № 2 (20). С. 175-180.

11. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2005. 303 с.

12.КузьминаЕ. И. Личностная зрелость как критерий оценки успешности социализации детей-сирот // Учен. зап. Сарат. пед. ин-та СГУ Сер. Психология. Педагогика. 2009. Т. 1, № 1 (5). С. 38-41.

13.Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов, 2004. 180 с.

14. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005. 490 с.

Образец для цитирования:

БочароваЕ. Е. Временная перспектива старшеклассников с разным уровнем субъективного контроля // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2 (22). С. 157-163. Э01: 10.18500/23049790-2017-6-2-157-163.

Time Prospective of senior High school students with Different Levels of subjective Control

Elena E. Bocharova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia Е-mail: [email protected]

The paper presents the results of theoretical and empirical research of time perspective among senior high school students depending on the subjective control localization. The study was conducted on the samples of senior high school students from general schools of the city of Saratov with «extreme» level of subjective control (n=70). Following psychodiagnostic methods were used: «Levels of subjective control» (by J. Rotter, modified by E. F. Bazhin, E. A. Golynkina, L. M. Etkind); «Psychological time of an individual» (by A. Kronik,

E. Golovakha); method of motivational induction (form B) (by J. Nutten). The tendency for differentiation of qualitative and quantitative characteristics of time perspective among the senior high school students with different levels of subjective control was discovered. This tendency reveals in reduction of eventivity in the sample of high school students with external localization of subjective control. The variability of locus of control orientation in different fields of life of high school students depending on the extent of subjective control level was revealed. Senior high school students with low level of subjective control demonstrate externality in the field of failures, as well as in the field of educational activities; in the field of failures and interpersonal relationships, they mostly demonstrate responsibilities (internality). The applied aspect of the research can be implemented in development of psycho-pedagogical support programmes for a person's development in the course of educational process. Key words: time perspective, subjective control, control localization, senior high school student's personality.

References

1. Ginzburg M. R. Psikhologicheskoe soderzhanie lichnost-nogo samoopredeleniya (Psychological content of personal self-determination). Voprosy psychologii (Voprosy Psy-chologii), 1994, № 3, pp. 43-52. (in Russian).

2. Nyutten Zh. Motivatsiya, deystvie i perspektiva budush-chego (Motivation, act and future perspective). Moscow, 2004. 607 p. (in Russian).

3. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Zhiznennye perspektivy lichnosti (Life perspectives personality). Psikhologiya lich-nosti i obrazzhizni. Pod red. E. V. Shorokhovoy. (Psychology of personality and lifestyle). Ed. by E. V. Shorokhova. Moscow, 1987, pp. 149-151 (in Russian).

4. Abul'khanova K. A., Berezina T. N. Vremya lichnosti i vremyazhizni (Time of personality and a life time). St. Petersburg, 2001. 324 p. (in Russian).

5. Golovakha E. I., Kronik A. A. Psikhologicheskoe vremya lichnosti (Psychological time of personality). Kiev, 1984. 130 p. (in Russian).

6. Bykov S. V., Bobrova I. V. Samokontrol' kak faktor formi-rovaniya otvetstvennosti u podrostkov (Self-control as a factor of responsibility in adolescents). Vestn. Samar. gum. akad. Ser. Psikhologiya (Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Ser. Psychology), 2012, no. 2, pp. 11-24 (in Russian).

7. Rean A. A. Psikhologiya lichnosti (Psychology of Personality). St. Petersburg, 2013. 288 p. (in Russian).

8. Akimenko A. K. Vremennaya perspektiva i zhiznennye tsennosti starsheklassnikov gorodskikh i sel'skikh shkol (Visions of the past, present and future in the system of socio-psychological personal adaptation). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2014, vol. 3, iss. 2, pp. 131-141 (in Russian).

9. Shkurko T. A. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti lichnosti s vyrazhennoy potrebnost'yu v kontrole sebya i drugikh lyudey (Socio-Psychological characteristics personality with a strong need to control yourself and others). Vestn. Tom. gos. un-ta (Bulletin of Tomsk Staty University), 2011, no. 349, pp. 177-184 (in Russian).

10. Yanitskiy M. S., Seryy A. V., Prokonich O. A. Osobennosti vremennoi perspektivy lichnosti predstavitelei razlichnykh tsennostnykh tipov massovogo soznaniya (Features time perspective personality representatives of various types of values of the mass consciousness). Vestn. Kamchatsk. region. assotsiatsii «Uchebno-nauchnyy tsentr». Ser. Gumanitarnye nauki (Bulletin of Kamchatka Regional Association» Educational-Scientific Center»), 2012, no. 2 (20), pp. 175-180 (in Russian).

11.Andreeva G. M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya (Psychology of social knowledge). Moscow, 2005. 303 p. (in Russian).

12. Kuz'mina E. I. Lichnostnaya zrelost' kak kriteriy otsenki uspeshnosti sotsializatsii detey-sirot (Maturity of personality as a criterion for appreclating orphans' successful socialization). Uchen. zap. Saratov ped. in-ta SGU. Ser. Psikhologiya. Pedagogika (Scientific proceedings of the Saratov Pedagogic Institute of SGU. Ser. Psychology. Pedagogy), 2009, vol. 1, no. 1 (5), pp. 38-41 (in Russian).

13.Shamionov R. M. Psikhologiya sub'ektivnogo blagopo-luchiya lichnosti (Psychology of subjective well-being personality). Saratov, 2004. 180 p. (in Russian).

14.Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuylov G. M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i ma-lykh grupp (Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups). Moscow, 2005. 490 p. (in Russian).

Cite this article as:

Bocharova E. E. Time Prospective of Senior High School Students with Different Levels of Subjective Control. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Aomeology. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 2 (22), pp. 157-163. DOI: 10.18500/23049790-2017-6-2-157-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.