АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159.9:37.015.3
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ВУЗА
М. В. Григорьева, О. Н. Локаткова
Григорьева Марина Владимировна - доктор психологических наук, профессор, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, Россия
Е-mail: [email protected]
Локаткова Ольга Николаевна - аспирант, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]
Изложены данные теоретического и эмпирического исследования проблемы психологической готовности выпускников школы к взаимодействию с образовательной средой вуза; представлено уровневое строение общей психологической готовности к вузу; выделены уровни эмоциональных, когнитивных, субъектно-личностных и социально-психологических элементов. На основе эмпирического исследования с участием 126 учащихся 11-х классов общеобразовательных школ г. Саратова предложена регрессионная модель предикторов общей психологической готовности выпускников школы к вузу. Применение психодиагностического инструментария (шкала социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, опросник личностной и ситуативной тревожности Г. Д. Спилбергера, шкалы ситуационной тревожности О. Кондаша и личностной тревожности А. М. Прихожан, опросник профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой) и методов математико-статистического анализа данных (описательные статистики, пошаговый регрессионный анализ) позволило выявить, что наиболее значимыми в структуре психологической готовности выпускника школы оказываются субъектно-личностные качества. Ограниченно представлены когнитивные элементы, что может стать основой затрудненной психологической адаптации на первых этапах профессионального обучения. Противоречива роль эмоциональных факторов в формировании психологической готовности выпускника к вузу: эмоциональная устойчивость способствует высокой психологической готовности, тревожность значительно снижает ее. Ключевые слова: психологическая готовность, выпускники школы, образовательная среда вуза, взаимодействие, структура психологической готовности, предикторы психологической готовности.
Введение
Динамичные условия функционирования общего и высшего профессионального образования актуализируют проблему готовности выпускников школы к деятельности в другой образовательной среде. Выпускник общеобразовательной школы чаще всего ориентирован на образовательную среду высшего профессионального учреждения. При этом он готовит себя для перехода в эту среду, акцентируя в основном свои усилия на метапредметных и специальных академических знаниях и умениях. Личностные и интеллектуальные усилия концентрируются на этапе окончания школы, сдачи ЕГЭ, поступления в вуз. Большинство абитуриентов, не заглядывая в ближайшее будущее, мало задумываются о тех кардинальных изменениях условий жизни и деятельности, которые ожидают их на начальном этапе профессионального обучения, а если и задумываются, то представляют условия последующего образования в вузе лишь в общих чертах, принимая сам факт будущих изменений в своей жизни, не готовятся к тому, что трансформации
© Григорьева Л1. В., Локаткова О. Н„ 2014
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2(10)
затронут практически все сферы личности, поведение и способы учебной деятельности.
Выпускниками довольно четко осознаются возрастающее напряжение и тревога, сопровождающие процесс перехода из одной образовательной среды школы в другую - образовательную среду вуза [1]. Однако процесс психологической адаптации к новым условиям деятельности в вузе обеспечивается не столько эмоциональными процессами и состояниями, сколько функционированием целостной системы адаптации, в которой задействованы все уровни психической активности индивида [2].
Теоретические основы исследования
Проблема психологической готовности выпускника школы к взаимодействию с образовательной средой вуза не разрешена в современной педагогической психологии в полном объеме. Особо пристальное внимание педагогических психологов было уделено проблеме психологической готовности детей к обучению в школе, что касается вузовской образовательной среды, то эта проблема психологам кажется не такой значимой, но ее значение заключается в том, что психологическая готовность старшеклассника к вузу определяет качество его профессионального образования, а значит, его последующую за вузовским обучением конкурентоспособность на рынке труда и качество трудовой деятельности.
Исследователи касались некоторых вопросов психологической готовности старшеклассника к вузу: Е. С. Романовой определено место психологической готовности к обучению в вузе, входящий в готовность личности к наиболее значимым этапам возрастного развития и непрерывного обучения. Исследователь определяет «полную» профессиональную готовность через синтез операциональной и функциональной готовности, установки, мотивы, ценности, ожидания, субъектные и личностные качества [3].
В отечественной психологии готовность связывают с такими понятиями, как: установка (Д. Н. Узнадзе); система диспозиций (В. А. Ядов); способность человека ставить цель, выбирать способы ее достижения, осуществлять самоконтроль и самоуправление, способность преодолевать трудности, оценивать свои способности (Ю. Н. Кулюткин); личностный смысл (А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов).
Поскольку понятие «психологическая готовность к вузу» связано с обеспечением значимой деятельности субъекта в условиях значительных изменений среды, то ряд исследователей связывают это понятие с категорией психологической адаптации. В данном случае целесообразно говорить об адаптационной готовности выпускника школы, ориентирующей субъекта на новые условия деятельности, способы поведения, самоизменение и саморазвитие и т. д. Адаптационная
готовность, по мнению Р. М. Шамионова, связана, в первую очередь, с социально-психологическими факторами, в частности, с социальной активностью личности [4]. Автор отмечает, что существует преемственность дезадаптационных нарушений при переходе выпускника школы в вуз, что подтверждает значимость проблемы формирования адаптационной готовности молодых людей уже на этапе обучения в школе.
Отмечая ведущую роль образовательной среды в формировании субъекта учебно-профессиональной деятельности, Л. Е. Тарасова подробно рассматривает психологические угрозы образовательной среды и эмпирически обосновывает их деструктивное влияние на адаптационную готовность учащихся [5]; особенно разрушительна в этом плане агрессия педагога по отношению к обучающемуся [6].
Исследователями изучаются не только эмоциональные и средовые факторы адаптационной готовности, но и когнитивные детерминанты. Так, нами показано влияние когнитивного стиля педагога на адаптационную готовность учащихся школы, в том числе и старших классов, определяющую, в свою очередь, результаты школьной адаптации [7].
Отсутствие адаптационной готовности у учащегося школы приводит к дезадаптационным нарушениям, не позволяющим выпускнику школы ориентироваться на высокую профессиональную квалификацию, полученную в системе высшего профессионального образования [1, 8].
Акцентируя внимание на динамике образовательных сред, И. В. Малышев вводит термин «адаптационные возможности личности», понимая под этим личностные качества, позволяющие индивиду быть стрессоустойчивым и сохранять адекватность эмоциональных проявлений в стрес-согенной ситуации [9].
Предпринятый нами метасистемный анализ школьной адаптации позволяет определить адаптационную готовность выпускников школы как подсистему широкой социальной среды, в которой функционирует и развивается старшеклассник. Это не только социальная среда школы, но и семья, среда юношеской субкультуры, а также социально-культурная среда общества (населенного пункта, страны, глобальная социальная среда) [10].
Способности личности, определяющие соответствие ее возможностей требованиям новой образовательной среды, мы определяем как адаптационные. Адаптационные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, выражающиеся в выборе наиболее эффективных способов адаптации к окружающей среде и являющиеся результатом взаимодействия психофизиологических, психических и социально-психологических явлений, функционирующих в процессе достижения динамического равновесия в системе «личность-среда» [11].
104 Научный отдел
Теоретический анализ проблемы показал, что потенциальными ресурсами повышения адаптационных возможностей выпускников школы на этапе перехода в вуз обладает система психологической готовности индивида, объединяющая в себе психическую активность на разных уровнях, многообразные психологические явления - элементы уровней, структурно формируемые взаимосвязями и взаимозависимостями. Для полного раскрытия ресурсного потенциала системы психологической готовности выпускника школы к взаимодействию с образовательной средой вуза необходимо, в первую очередь, определить ее уровни, описать составляющие элементы в их взаимосвязи, оценить вклад каждого элемента в достижение общего результата психологической адаптации к новым условиям жизни и деятельности. Таким образом, существует проблема психологической готовности выпускника школы к взаимодействию с образовательной средой вуза, заключающаяся в недостаточной изученности системы адаптационных возможностей индивида при переходе из образовательной среды школы в образовательную среду вуза в современных условиях реформирования непрерывного образования.
Цель, выборка, методы исследования
Целью эмпирического исследования является уровневое и элементное описание системы психологической готовности выпускника школы к взаимодействию с образовательной средой вуза. В исследовании участвовали 126 учащихся 11-х классов общеобразовательных школ г. Саратова, выборка сформирована методом рандомизированного отбора. Применялись опросные методы, шкалирование, тестовые методики (шкала социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, опросник личностной и ситуативной тревожности Г. Д. Спилбергера, шкалы ситуационной тревожности О. Кондаша, личностной тревожности А. М. Прихожан, опросник профессиональной готовности Л. Кабардо-вой), методы математико-статистического анализа данных (описательные статистики, пошаговый регрессионный анализ).
Результаты эмпирического исследования и их анализ
На основе теоретического анализа проблемы были определены уровни общей психологической готовности выпускников школы к переходу в новую образовательную среду, а также элементы уровней. Уровни общей психологической готовности старшеклассника к вузу: эмоциональный, когнитивный, личностно-субъектный, социально-психологический. Элементы каждого уровня подвергались процедуре шкалирования по 10-балльной системе. По результатам шкалиро-
вания осуществлялся пошаговый регрессионный анализ с помощью SPSS Statistics 19.
Регрессионная модель общей психологической готовности выпускника школы к взаимодействию с образовательной средой вуза, объясняющая 64% дисперсии, имеет следующий вид.
ОбщПсГ = 2,73 + 0,08А + 0,06B + 0,05C +
+ 0,05D + 0,05Е + 0,05F + 0,04G + 0,04H + + 0,03I - 0,05J, где ОбщПсГ - общая психологическая готовность; A - самостоятельность выбора вуза; B - скорость усвоения нового учебного материала; C - знания о высшем учебном заведении; D - умение планировать свое время; E - самостоятельная дополнительная подготовка к профессии; F - уверенность в выборе вуза; G - уверенность в себе; H - эмоциональная устойчивость; I - открытость в общении; J - тревога в новой обстановке.
Из регрессионной модели видно, что психологическая готовность выпускника школы к взаимодействию с образовательной средой вуза имеет в основном прямое влияние выявленных факторов. Указан лишь один отрицательный предиктор психологической готовности - тревога в новой обстановке, снижающий готовность выпускника к взаимодействию с образовательной средой.
Анализируя данный комплекс предикторов, можно отметить, что наиболее сильное положительное влияние оказывает самостоятельность выбора вуза. Очевидно, самостоятельность принятия решения в этом процессе связана с высокой интернальностью. Ответственность за свой выбор является следствием общей интернальности, заставляет старшеклассника и в дальнейшем быть ответственным за учебу, а качественное обучение профессии воспринимается им как основа дальнейшей успешной трудовой деятельности.
Положительными факторами являются также уверенность в выборе вуза, уверенность в себе, умение планировать свое время. Дополняя самостоятельность субъекта, эти качества конвергируют его установки, способствуют концентрации на будущем профессиональном обучении, нацеливают на высокий уровень притязаний. Такие установки личности на будущую учебно-профессиональную деятельность организуют процесс самостоятельной подготовки к овладению будущей профессией. Описанные предикторы (самостоятельность выбора вуза, уверенность в выборе вуза, уверенность в себе, умение планировать свое время, самостоятельная дополнительная подготовка к профессии) относятся к уровню личностной готовности. Как можно заметить, большая половина комплекса значимых положительных факторов приходится на элементы личностной готовности старшеклассника к взаимодействию с образовательной средой вуза.
Когнитивные предикторы общей психологической готовности старшеклассника к переходу в новую образовательную среду представлены положительными факторами «скорость усвоения
нового учебного материала» и «знания о высшем учебном заведении». Первый когнитивный предиктор способствует уверенности субъекта в освоении новой учебной информации, готовности к новым учебным дисциплинам, к качественной учебе, уверенности в том, что интеллектуальные возможности будут соответствовать новым требованиям образовательной среды вуза. Второй положительный когнитивный предиктор оказывает влияние на общую психологическую готовность старшеклассника через осведомленность об особенностях учебы в данном вузе, ориентацию в формируемых вузом профессиональных компетенциях, предлагаемых образовательных услугах и т. п.
Положительный предиктор «открытость в общении» относится к социально-психологическому уровню общей психологической готовности старшеклассника к переходу в образовательную среду вуза. В представленном комплексе предикторов он относительно менее влиятельный. Единственный социально-психологический предиктор, не дополненный другими элементами социально-психологической готовности, свидетельствует о незначительной роли, по мнению самих старшеклассников, социально-психологических факторов в общей психологической готовности к вузу. Тем не менее социальная среда вуза значительно отличается от аналогичной школьной: меняется характер взаимодействий с преподавателями, формируются новые социальные связи со сверстниками, становятся возможными контакты в более широкой социальной среде, а не только в среде вуза. Недооценка этих факторов может вызвать трудности социально-психологического плана, что, возможно, снизит результат социально-психологической адаптации и не будет способствовать успешности профессионального обучения.
Эмоциональный уровень общей психологической готовности старшеклассника к взаимодействию с образовательной средой вуза представлен одним положительным («эмоциональная устойчивость») и одним отрицательным («тревога в новой обстановке») предикторами. С одной стороны, эмоциональная устойчивость укрепляет уверенность субъекта в своих силах и потенциале, способствует личностной организации, необходимой для высокой психологической готовности к деятельности в будущих новых условиях. С другой стороны, высокая тревога в новых ситуациях снижает эту психологическую готовность, дезорганизует личность, ориентирует ее не на успех, а на ожидание неприятностей. Образовательная среда вуза с ее новыми условиями и пока неопределенными для старшеклассника ситуациями воспринимается им в этом случае как угроза личности. Недиф-ференцированность этой угрозы способствует по правилу замкнутого круга еще большему напряжению и тревоге.
Заключение
Таким образом, психологическая готовность выпускников школы к взаимодействию с образовательной средой вуза имеет сложную структурную организацию. В ней можно выделить четыре уровня - эмоциональных, когнитивных, субъектно-лич-ностных и социально-психологических явлений. Каждый уровень представлен соответствующими по качеству психологическими элементами, взаимосвязанными и имеющими разные весовые значения. Пошаговый регрессионный анализ показал, что наиболее значимыми в структуре психологической готовности выпускника школы оказываются субъектно-личностные качества - в модели предикции их больше, и они имеют более значимые весовые коэффициенты. Ограниченно представлены когнитивные элементы, что может стать основой затрудненной психологической адаптации на первых этапах профессионального обучения. Противоречива роль эмоциональных факторов в формировании психологической готовности выпускника к вузу: эмоциональная устойчивость способствует высокой психологической готовности, тревожность значительно снижает ее.
Библиографический список
1. Григорьева М. В. Динамика системы взаимодействий школьника и образовательной среды на разных этапах обучения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, вып. 4. С. 104-109.
2. Григорьева М. В. Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акме-ология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 3. С. 11-15.
3. Романова Е. С. Профессиональное становление и развитие с позиций дуального подхода // Системная психология и социология. 2010. Т. 1, № 1. URL: http:// systempsychology.ru/joumal/n_1_2010/ (дата обращения: 13.01.2014).
4. Шамионов Р. М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5, № 2. С. 72-80.
5. Тарасова Л. Е. Агрессия педагога как фактор психологического риска в образовательной среде // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. С. 41-47.
6. Тарасова Л. Е. Психологическая безопасность образовательной среды как условие развития адаптационной готовности старшеклассников // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 2. С. 18-22.
7. Васильева Л. Л. Социально-педагогические риски : безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. С. 86-91.
106
Научный отдел
8. Шамионов Р. М. Адаптационная готовность выпускников школы и первокурсников вуза во взаимосвязи с социально-психологическими факторами // Психология обучения. 2012. № 11. С. 116-123.
9. Малышев И. В. Адаптационные возможности выпускников школ в условиях изменяющегося общества // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3. С. 267-273.
10. Григорьева М. В. Метасистемный анализ школьной адаптации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 8, вып. 2. С. 76-81.
11. ГригорьеваМ. В. Основные концептуальные положения исследования школьной адаптации // Вектор науки То-льяттинского гос. ун-та. Сер. Психология, педагогика. 2011. № 2 (5). С. 63-66.
Structure of Psychological Readiness of Comprehensive School Graduates for Interaction with University Educational Environment
Marina V. Grigorieva
Saratov State University
83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia
E-mail: [email protected]
Olga N. Lokatkova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia
E-mail: [email protected]
The article presents data of theoretical and empirical study of the problem of psychological readiness of high school graduates to interact within university educational environment. It also presents the level structure of general psychological readiness to study at university. The article highlights the levels of emotional, cognitive, subjective-personal, and socio-psychological elements. The regression model of predictors of general psychological readiness of high school graduates to study at university was proposed on the basis of empirical research involving 126 eleventh grade students from comprehensive schools of the city of Saratov. The use of psychodiagnostic tools (the scale of socio-psychological adaptation of C. Rodgers and R. Diamond, Spielberger's questionnaire of personal and situational anxiety, Kondash's scale of situational anxiety and A. M. Prikhozhan's scale of personal anxiety, L. N. Kabardova's questionnaire of professional readiness) and methods of mathematical-statistical data analysis (descriptive statistics, step-by-step regression analysis) allowed to reveal that subjective-personal qualities are the most important qualities in the structure of psychological readiness of comprehensive school graduates. The article marginally represents cognitive elements, which can form the basis of complications of psychological adaptation at the primary stages of professional training. The role of emotional factors in formation of psychological readiness of high school graduates to study at university is contradictory: emotional stability contributes to high psychological readiness, but anxiety lowers it. Key words: psychological readiness, comprehensive school graduates, university educational environment, interaction, structure of psychological readiness, predictors of psychological readiness.
References
1. Grigor'eva M. V. Dinamika sistemy vzaimodeystviya shkol'nika i obrazovatel'noy sredy na raznykh etapakh obucheniya. Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Phylosophy. Psychology. Pedagogics, 2009, vol. 9, iss. 4, pp. 104-109 (in Russian).
2. Grigor'eva M. V. Rol' adaptatsionnykh sposob-nostey uchashchichsya v proccesse vzaimodeystviya s obrazovatel'noy sredoy. Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2012, vol. 1, iss. 3, pp. 11-15 (in Russian).
3. Romanova E. S. Professional'noe stanovlenie i razvitie s pozitcii dual'nogo podkhoda. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya (Systems psychology and sociology), 2010, vol. 1, no. 1. Available at: http://systempsychology.ru/ journal/n_1_2010/ (accessed: 22 December 2013) (in Russian).
4. Shamionov R. M. Sootnoshenie adaptatsionnoy gotovnosti i sotsial'noy aktivnosti lichnosti. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya (Theoretical experimental psychology). 2012, vol. 5, no. 2, pp. 72-80 (in Russian).
5. Tarasova L. E. Agressiya pedagoga kak faktor psikho-logicheskogo riska v obrazovatel'noy srede. Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2011, vol. 4, iss. 2, pp. 41-47 (in Russian).
6. Tarasova L. E. Psikhologicheskaya bezopasnost' ob-razovatel'noy sredy kak uslovie razvitiya adaptatsionnoy gotovnosti starsheklassnikov. Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2012, vol. 1, iss. 2, pp. 18-22 (in Russian).
7. Vasil'eva L. L. Social'no-pedagogicheskie riski: beznad-zornost'i besprizornost'nesovershennoletnih. Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2011, vol. 4, iss. 2, pp. 86-91 (in Russian).
8. Shamionov R. M. Adaptatsionnaja gotovnost 'vypusknikov shkoly ipervokursnikov vuza vo vzaimosvyazi s social'no-psihologicheskimi faktorami. Psikhologiya obucheniya (Edukational psychology), 2012, no. 11, pp. 116-123 (in Russian).
9. Malyshev I. V. Adaptatsionnye vozmozhnosti vypusknikov shkol v usloviyakh izmenyayushegosya obshhestva. Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2013, vol. 2, iss. 3, pp. 267-273 (in Russian).
10. Grigor'eva M. V. Metasistemnyy analiz shkol 'noy adaptat-sii. Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Pedagogics. Psychology, 2008, vol. 8, iss. 2, pp. 76-81 (in Russian).
11. Grigor'eva M. V. Osnovnye konceptual'nye polozhenija issledovanija shkol'noj adaptatsii (Basic conceptual position of research school adaptation). Vektor nauki Tol'jattinskogo gosugarstvennogo universiteta. Ser. Pedagogika, psikhologija (Vector science Toliatti State University. Ser. Psychology, Pedagogics, 2011, no. 2 (5), pp. 63-66.