Научная статья на тему 'Соотношение толерантностик неопределенности и адаптационной готовности личности к изменениям'

Соотношение толерантностик неопределенности и адаптационной готовности личности к изменениям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1477
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ГОТОВНОСТЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ / АДАПТИВНОСТЬ / PERSONALITY / ADAPTIVE READINESS / TOLERANCE TOWARDS UNCERTAINTY / READINESS FOR CHANGE / ADAPTIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шамионов Р.М.

В статье представлен теоретико-эмпирический анализ проблемы соотношения толерантности к неопределенности и адаптационной готовности личности. Адаптационная готовность определяется как интегральное образование, включающее не только представления о собственной способности к приспособлению (вообще или к частной (определенной) ситуации), но и установки по отношению к своим возможностям по совладанию с возникающими трудностями в процессе взаимодействия с другими; изменения экономической, экологической, политической и других сфер жизни; своего здоровья или социально-психологического или иного статуса и т.д. В результате исследований доказано, что адаптационная готовность (установка), адаптивность (свойство личности) и готовность к изменениям (отношение) являются предикторами толерантности к неопределенности. Показано, что сила влияния адаптационной готовности при изолированном и совместном введении в регрессионное уравнение переменной на параметры толерантности к неопределенности наиболее высока как в сравнении с социально-психологической адаптивностью, так и с параметрами готовности к изменениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION BETWEEN TOLERANCE TOWARDS UNCERTAINTY AND THE PERSON’S ADAPTIVE READINESS FOR CHANGE

The paper presents a theoretical and empirical analysis of how tolerance towards uncertainty correlates with the individual’s adaptive readiness. Adaptive readiness is defined as an integral concept that includes not only the person’s notions about his/her own ability to adapt (in general or to a particular (specific) situation), but also the affirmations about his/her ability to cope with difficulties arising in the process of the interaction with other people; changes in the economic, environmental, political, and other spheres of life; his/her health or his/her socio-psychological or other status, etc.. Studies prove that adaptive readiness (affirmation), adaptiveness (personality property), and readiness for change (attitude) are predictors of tolerance towards uncertainty. It is shown that, when a variable is singularly and conjointly introduced into the regression equation, adaptive readiness influences the parameters of tolerance in the most profound way relative to both socio-psychological adaptiveness and the parameters of readiness for change.

Текст научной работы на тему «Соотношение толерантностик неопределенности и адаптационной готовности личности к изменениям»

СООТНОШЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ*

Р.М. Шамионов

Саратовский национальный исследовательский государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, 83, Саратов, Россия, 410012

В статье представлен теоретико-эмпирический анализ проблемы соотношения толерантности к неопределенности и адаптационной готовностью личности. Адаптационная готовность определяется как интегральное образование, включающее не только представления о собственной способности к приспособлению (вообще или к частной (определенной) ситуации), но и установки по отношению к своим возможностям по совладанию с возникающими трудностями в процессе взаимодействия с другими; изменения экономической, экологической, политической и других сфер жизни; своего здоровья или социально-психологического или иного статуса и т.д. В результате исследований доказано, что адаптационная готовность (установка), адаптивность (свойство личности) и готовность к изменениям (отношение) являются предикторами толерантности к неопределенности. Показано, что сила влияния адаптационной готовности при изолированном и совместном введении в регрессионное уравнение переменной на параметры толерантности к неопределенности наиболее высока как в сравнении с социально-психологической адаптивностью, так и с параметрами готовности к изменениям.

Ключевые слова: личность, адаптационная готовность, толерантность к неопределенности, готовность к изменениям, адаптивность

Неопределенность становится нормой времени в условиях постоянных изменений во всех сферах человеческой жизни. Поэтому можно представить ее как некое постоянное измерение жизни человека, по отношению к которой у него должна сформироваться позиция, выражающаяся в толерантности или интоле-рантности. Первое характеризуется в принятии неопределенности, а второе, как еще в 1962 г. отмечал С. Баднер, является не чем иным, как тенденцией воспринимать неопределенные ситуации в качестве источников угрозы [25]. В этом смысле позиция по отношению к неопределенности является регулятором поведения личности в соответствующих ситуациях. Необходимо понимать, что толерантность к неопределенности предполагает наличие таких психических свойств личности, которые позволяют ей относительно легко преодолевать напряженность, возникающую в связи с ожиданием постоянной новизны, изменений.

Исследования соотношения толерантности к неопределенности с иными психологическими явлениями ведутся по ряду направлений. В частности, изучается соотношение между толерантностью к неопределенности и мотивацией достижения и избегания неудач [21], перфекционизмом [20], готовностью личности к

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-0610624.

переменам [2], влиянием толерантности к неопределенности на выбор стратегий совладающего поведения [14], успешностью учебной деятельности [11] толерантностью к неопределенности как фактором готовности к риску [1; 10; 22], формированием образа мира [18], креативностью и интеллектом [11; 12] и ряд других вопросов. Одной из наиболее важных областей приложения данного явления выступает адаптация личности. Имеется предположение, что высокий уровень толерантности к неопределенности является предпосылкой адаптации в любой ситуации, поскольку принятие новизны и неопределенности является ее важнейшим условием [24]. Вместе с тем в ряде исследований было доказано, что такой предпосылкой является и адаптационная готовность личности [1; 3; 4; 5—9; 15; 23]. М.В. Григорьева определяет адаптационную готовность личности как новообразование в адаптационном процессе в системе «личность—среда» [8. С. 260]. Иначе говоря, будучи производной от адаптации, адаптационная готовность является существенным фактором и адаптации. Различие заключается лишь во временных отрезках, разделяющих разные этапы и виды адаптации и содержательные их наполнения, поскольку адаптационная готовность предполагает (прежде всего) наличие своего опыта адаптации, а также накопление представлений (в том числе и социальных) об опыте адаптации других людей, что аккумулируется личностью в единую систему, которая впоследствии становится регулятором ее поведения деятельности. Речь в данном случае идет о том, что адаптационная готовность представляет собой эффект интеграции знаний, представлений и отношения к и об адаптации.

В результате теоретического анализа проблемы формирования адаптационной готовности в транзитивном мире мы пришли к выводу, что в психологическом смысле адаптационная готовность в ситуации неопределенности означает готовность личности выбрать определенный маршрут, памятуя о возможности его изменения под действием тех обстоятельств, которые могут возникнуть, актуализироваться [24]. Однако адаптационная готовность представляет собой интегральное образование, включающее не только представления о собственной способности к приспособлению (вообще или к частной (определенной) ситуации), но и установки по отношению к своим возможностям по совладанию с возникающими трудностями по ряду направлений бытия (взаимодействие с другими; изменения экономической, экологической, политической и др. сфер жизни; своего здоровья или социально-психологического или иного статуса и т.д.) и многое другое. Адаптационная готовность представляет собой центральное (по преимуществу диспозиционное) звено адаптационного потенциала личности. Последнее представляет собой интегральное образование, «систематизирующее социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности» [19].

На основе анализа адаптационной готовности как «интегрального эффекта взаимодействия регуляторных систем» Е.Е. Бочарова сделала вывод о том, что адаптационная готовность связана с представлением человека о себе как источнике преобразований ситуации неопределенности [3. С. 49]. Иначе говоря, оцен-

ка собственной способности решать жизненные задачи в ситуации неопределенности, включенная в Я-концепцию, может быть фактором формирования адаптационной готовности личности.

В этом смысле субъектная позиция личности, характеризующаяся рядом важных для проявлений активности, преодоления препятствий и приспособления свойств, выступает важнейшим обстоятельством в формировании и толерантности к неопределенности. Очевидно, их (характеристик) соотношение и дает этот эффект принятия ситуации неопределенности для реализации активности к ней. Аналогично обстоит дело и с адаптационной готовностью, которая проявляется в различных ситуациях, порой не относящихся непосредственно к адаптационным, например, при решении вопроса о профессиональном будущем [6], в относительно стабильный период между экзаменами [26] и др. Вместе с тем наиболее значимо ее проявление в нестабильной ситуации, которая требует не просто ресурсов для приспособления, но ресурсов для реализации бытия в ней. Содержательный анализ личностного потенциала и социально-психологической адаптации в соотнесении с психологической готовностью личности к риску как одному из поведенческих следствий неопределенности проведен И.В. Арендачук [1]. Ею показано, что молодые люди с высокой степенью готовности к риску более адаптированы, оптимистичны и уравновешены в критических ситуациях. Это позволяет нам заключить, что механизм формирования адаптационной готовности имеет общие черты с механизмом формирования готовности к риску. Очевидно, адаптационная готовность выступает и условием или по крайней мере положительным фактором для оперативного принятия решений в условиях риска, новизны или неопределенности.

Толерантность к неопределенности, как отмечает Т.В. Корнилова, означает готовность субъекта принимать решения в условиях неопределенности, противоречивости, новизны ситуации, неизвестности последствий и т.д. [10]. Это значит, что немаловажной для такой готовности может быть и оценка своей возможности приспособиться к этим изменениям. Поэтому основная цель данного исследования — изучить соотношение толерантности к неопределенности и адаптационной готовности личности.

Характеристика выборки

В исследовании приняло участие 75 человек обоего пола (мужчин 38%) M = 26,8; SD = 7,7, в том числе, 48% семейных, 52% со средним профессиональным образованием, большинство (48,3%) имеет средний уровень дохода по региону, 84% христиан, 64% горожан.

Методика

Для оценки характеристик общей самооценки адаптационной готовности и адаптационной готовности к изменениям нами были разработаны шкалы. Экспертная оценка шкал проведена независимыми экспертами — исследователями в области психологии. Из 14 шкал, первоначально выделенных, после их анализа и оценки экспертами, отбраковки для предъявления испытуемым осталось 10 шкал, каждая из которых предполагает оценку от 1 до 5 баллов по мере субъ-

ективной выраженности. Оценка надежности-согласованности проведена с помощью альфа Кронбаха. Для шкал адаптационной готовности при удалении пункта а = 0,78—0,82. Анализ корреляций Пирсона шкал адаптационной готовности и адаптивности позволяет сделать вывод об их сопряженности. В частности, коэффициент корреляции Пирсона составляет r = 0,562—0,622, что относится к умеренно высокой корреляции с высокой значимостью p < 0,001. Факторный анализ, проведенный по шкалам каждого интегрального показателя, позволил выявить два отдельных фактора: по общей адаптационной готовности величина охватываемой дисперсии составляет 55,7%; по адаптационной готовности к изменениям — 37%.

Для оценки характеристик толерантности к неопределенности использована методика Д. Мак-Лейна Multiple Stimulus Types Ambiguity Tolerance Scale-I в адаптации Е.Н. Осина [16]. Использованный вариант методики состоит из 18 вопросов и включает 5 шкал: отношение к новизне, отношение к сложным задачам, отношение к неопределенным ситуациям, предпочтение неопределенности, толерантность к неопределенности. Каждый пункт опросника оценивается от 1 до 7 баллов (а = 0,79—0,89).

Для оценки параметров социально-психологической адаптивности использована методика Роджерса—Даймонда в адаптации А.К. Осницкого [17]. Опросник включает 101 пункт, степень согласия с каждым оценивается испытуемым от 0 до 6 баллов. Опросник содержит 14 первичных шкал и 6 интегральных показателей: адаптация, приятие других, интернальность, самовосприятие, эмоциональная комфортность, стремление к доминированию (а = 0,89—0,92).

Кроме основных показателей, получены социально-демографические данные о выборке: пол, возраст, место проживания, этническая самоидентификация и религиозные предпочтения, уровень дохода и др.

Обратимся к результатам корреляционного анализа, устанавливающего связь между основными (интегральными) параметрами двух методик (табл. 1).

Таблица 1

Показатели средних и корреляции основных переменных

Характеристики Сред (М) Ст.откл. (SD) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Отношение к новизне (1) 13,5 3,1 1,00 59** 43** 44** 64** 23* 06 20 29* 17 21 25*

Отношение к сложным задачам (2) 30,6 7,1 59** 1,00 78** 78** 77** 37** 28* 44** 44** 20 34** 48**

Отношение к неопределенным ситуациям (3) 34,2 8,6 43** 78** 1,00 77** 75** 46** 40** 49** 41** 284* 43** 48**

Предпочтение неопределенности (4) 43,4 10,6 44** 78** 77** 1,00 37** 32** 28* 33** 29* 18 39** 45**

Толерантность к неопределенности (5) 38,9 10,6 64** 77** 75** 37** 1,00 40** 29* 45** 47** 26* 28* 38**

Адаптация общая (6) 66,1 12,8 23* 37** 46** 32** 40** 1,00 78** 90** 62** 89** 89** 55**

Принятие других (7) 67,8 11,8 0,06 28* 40** 28* 29* 78** 1,00 70** 38** 61** 68** 44**

Интернальность(8) 69,8 15,0 0,20 44** 49** 33** 45** 90** 70** 1,00 56** 745** 80** 55**

Стремление кдоминированию (9) 54,9 14,7 29* 44** 41** 29* 47** 62** 38** 56** 1,00 50** 52** 28*

Самовосприятие (10) 76,8 13,9 17 20 28* 18 26* 89** 61** 75** 51** 1,00 76** 48**

Окончание табл. 1

Характеристики Сред (М) Ст.откл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Эмоциональная комфортность (11) 65,7 17,4 21 34** 43** 39** 28* 89** 68** 80** 52** 76** 1,00 54**

Адаптационная готовность (12) 15,3 3,4 25* 47** 48** 45** 38** 55** 44** 55** 28* 48** 54** 1,00

Примечания. * р < 0,01; ** р < 0,05. Нули и запятые в коэффициентах корреляции пропущены.

Как видно из представленных в табл. 1 данных, показатели толерантности к неопределенности и социально-психологической адаптации коррелируют на высоком уровне достоверности. Из этого следует перспективность регрессионного анализа, в котором предполагается последовательное введение параметров толерантности к неопределенности как зависимых переменных. Это позволит выявить степень влияния независимых переменных (показателей адаптации и адаптационной готовности и характеристик личности) на вариации толерантности к неопределенности.

Из полученных данных видно, что лица с высоким уровнем толерантности к неопределенности связаны с более высоким уровнем адаптационной готовности (г = 498**), адаптивностью (г = 436**) и всеми характеристиками личности, включенными в профиль адаптивности: принятие других (г = 343**), интернальность (г = 475**), стремление к доминированию (г = 461**), самовосприятие (г = 261*), эмоциональная комфортность (г = 407**), эскапизм (уход от проблем) (г = —305**). Это значит, что положительный опыт адаптации, субъектные характеристики личности (например, интернальность), склонность решать возникающие проблемы, не откладывая их в долгий ящик, способствуют формированию толерантности к неопределенности. Это также говорит о том, что толерантность к неопределенности связана с комфортным бытием, в пользу чего свидетельствует и наличие корреляционной связи с переживанием счастья (г = 260*). Последние данные согласуются с результатами исследований Е.Н. Осина, в которых показано, что существуют устойчивые (повторяющиеся в разных выборках) связи между толерантностью к неопределенности и субъективным переживанием счастья, переживанием психологического благополучия [16].

Дополнительно представим корреляции между толерантностью к неопределенности и показателями адаптационной готовности к изменениям. Выявлены взаимосвязи между толерантностью к неопределенности и готовности в ситуации адаптации к взаимодействию с незнакомцами (г = 0,238*), изменению жизненной ситуации (г = 0,322**), смене профессии или сферы труда (г = 0,288*), изменению экономического (например, ухудшение материального положения) положения (г = 0,348), взаимоотношениям в новом коллективе (г = 0,444**), решительным действиям по овладению новыми навыками (г = 0,432**). Эти данные не представляются неожиданными, поскольку в структуре толерантности к неопределенности имеются компоненты позитивного отношения к новизне, сложности и т.п. Небезынтересным представляется и то, что не всякая адаптационная готовность

к изменениям связана с толерантностью к неопределенности. Так, корреляции толерантности к неопределенности с адаптационной готовностью к смене распорядка дня (r = 0,15,p >0,05), терпеть дискомфорт (r = 0,16;p >0,05) и подстраиваться под меняющиеся обстоятельства (r = 0,19; p > 0,05) оказались незначимыми. Иначе говоря, конкретные действия по приспособлению в отличие от приспособления к изменившимся общим условиям не предполагают связи с толерантностью к неопределенности.

Далее рассмотрим результаты регрессионного анализа, в котором параметры толерантности к неопределенности выступают в качестве зависимых переменных. В таблице 2 представлены данные о коэффициентах регрессии (Beta), Я2 — коэффициент множественной детерминации, ЛЯ2 — изменения коэффициента множественной детерминации при использовании шагового метода, F — критерий Фишера. Вначале представим данные по анализу интегральных параметров адап-тированности, адаптационной готовности и готовности к изменениям, затем свойства личности из профиля адаптации.

Таблица 2

Показатели регрессии

Предикторы Зависимые переменные

Отношение к новизне Отношение к сложным задачам Отношение к неопределенным ситуациям Предпочтение неопределенности Толерантность к неопределенности Общая толерантность к неопределенности

Beta ЛЯ2 Beta ЛЯ2 Beta ЛЯ2 Beta ЛЯ2 Beta ЛЯ2 Beta ЛЯ2

Самооценка адаптационной готовности 233* 06 475*** 23 298** 23 447*** 20 265** 14 — 25

Я 4,93* 21,25*** 21,93*** 18,21*** 12,06

Адаптивность 232* 05 371** 14 486*** 20 323** 10 400*** 16 436*** 19

Я 4,16* 11,61*** 19,20*** 8,48** 13,86*** 17,18***

Адаптационная готовность к изменениям 279* 08 431*** 19 468*** 22 325** 11 458*** 21 473** 22

Я 6,17** 16,67*** 20,45*** 8,59** 19,42*** 21,06***

Стремление к доминированию 294** 09 334*** 20 — — — — 320*** 22 258* 05

Самовосприятие — — -337* 05

Интернальность — — 498** 05 497*** 25 — — 273 06 315** 23

Эмоциональный комфорт — — — — — — 393 15 — — — —

Я2 — 09 — 30 — 25 — 15 — 28 — 28

Я 6,9** 11,79*** 16,11*** 13,34*** 13,67*** 14,06***

Примечания. * p < 0,01; ** p < 0,05. Нули и запятые в коэффициентах пропущены. Beta — регрессионный коэффициент; R2 — коэффициент множественной детерминации, ЛЯ2 — приращение коэффициента в пошаговом регрессионном анализе, F — критерий Фишера.

На основе полученных результатов можно сделать вывод о высокой предсказательной способности интегрального показателя адаптационной готовности в вариациях толерантности к неопределенности. Однако ее вклад в изменения различных характеристик толерантности к неопределенности различен. Наиболее весомый вклад адаптационной готовности выявлен в отношении к сложным за-

дачам, неопределенным ситуациям и предпочтения неопределенности, где Я2 варьирует от 20 до 23 единиц; наконец, наивысший показатель множественной детерминации достигает 25 в случае регрессионной модели общего показателя толерантности к неопределенности. Таким образом, толерантность к неопределенности во многом зависит от опыта адаптации, выраженного в адаптационной готовности. Вместе с тем отношение к новизне в меньшей степени обусловлено этой переменной (всего 6% вариаций), что может свидетельствовать о невысокой ее предсказательной способности инновационного поведения.

Аналогично обстоит дело в случае введения в уравнение регрессии адаптационной готовности к изменениям. Наиболее сильна ее роль по отношению к сложным задачам, неопределенным ситуациям, толерантности к неопределенности. Вполне очевидно то, что любая форма адаптационной готовности в значительной степени предопределяет способность личности выдерживать неясность, сложность ситуации и в некотором смысле даже предпочитает их.

Из приведенных результатов также видно, что адаптивность в несколько меньшей степени детерминирует вариации толерантности к неопределенности, чем адаптационная готовность. Возможно, первые два явления в большей степени обусловлены установками и отношениями, нежели устоявшимися свойствами личности (как в случае адаптивности). Это значит, что толерантность к неопределенности может быть регулируемой с позиции создания условий для формирования адаптационной готовности.

Как видно из табл. 2, среди предикторов толерантности к неопределенности особо выделяются две характеристики личности из профиля адаптивности — это стремление к доминированию, выступающее предиктором отношения к новизне, сложным задачам и толерантности к неопределенности, и интернальность — сильный предиктор отношения к неопределенным ситуациям и значимый предиктор отношения к сложным задачам и толерантности к неопределенности. Очевидно, склонность влиять на других, доминировать в различных ситуациях межличностного взаимодействия предполагает принятие определенной доли риска и тем самым терпимо относиться к неожиданностям. Однако детерминация толерантности к неопределенности со стороны интернальности выводит склонность к доминированию на уровень нравственно-этической регуляции.

В результате регрессионного анализа удалось также выяснить, что примерно 34% вариаций толерантности к неопределенности определяются характеристиками адаптационной готовности. Так, наиболее сильными ее предикторами является общая самооценка готовности адаптироваться к любой ситуации (в = 0,467 ? = 4,52 прир < 0,001), готовность приспособиться к сложным и противоречивым взаимоотношениям в новом коллективе (в = 0,312; ? = 2,92 прир < 0,005), незначительный опыт сложностей адаптации к новым ситуациям, людям, к делу (в = 0,201; ? = 2,02 прир < 0,05). Из этих результатов следует, что терпимость к неопределенности обусловлена установками на адаптируемость к различным ситуациям при отсутствии либо незначительном опыте адаптационных сложностей и готовностью приспособиться к новым коллективам. Возможно, более важным для функционирования толерантности к неопределенности является готовность

приспособиться к новым взаимоотношениям, нежели к изменениям экономического, профессионального или иного порядка. Эти предположения подкрепляются и тем, что толерантность к неопределенности связана с социально-психологической адаптацией.

Проведенное исследование позволило установить значение адаптационной готовности, готовности к изменениям и адаптивности в детерминации толерантности к неопределенности. Адаптационная готовность является более сильным предиктором принятия неопределенности, чем адаптивность. Среди субъектных качеств адаптационного профиля наиболее сильно влияние интернальности и стремления к доминированию (в межличностных отношениях), склонность чувствовать превосходство над другими.

Для анализа адаптационной готовности как фактора толерантности к неопределенности важно иметь в виду, что человек «...прогнозирует не только развитие ситуации, но и личностную цену принимаемого решения» [10] в ней. Из этого следует, что в адаптационной готовности отражается определенный «вес» принимаемых решений, степень их приемлемости с точки зрения возможностей приспособления. Это наиболее важная характеристика готовности, поскольку от нее и зависит то, до каких пределов личность способна продвинуться в ситуации неопределенности. Это также значит, что адаптационная готовность является не просто предиктором толерантности к неопределенности, но ее значение гораздо выше в формировании последней как способности принять неопределенность, новизну или риск, заключающаяся в определении пределов возможного для личности.

Необходимо особо отметить и то, что сила влияния адаптационной готовности при изолированном и совместном введении в регрессионное уравнение переменной на параметры толерантности к неопределенности наиболее высока как в сравнении с социально-психологической адаптивностью, так и с параметрами готовности к изменениям. Очевидно, установка на успешность адаптации является более сильным предиктором толерантности к неопределенности в различных ситуациях, нежели реальное состояние адаптированности на данный момент времени.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Арендачук И.В. Личностный потенциал и социально-психологическая адаптированность как ресурс психологической готовности к риску // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 3. С. 219—226.

[2] Бергис Т.А. Готовность личности к переменам и толерантность к неопределенности на этапе ранней взрослости // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 4 (23). С. 38—42.

[3] БочароваЕ.Е. Адаптационная готовность личности к ситуациям социальных изменений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1. С. 45—50.

[4] Бочарова Е.Е. Временная перспектива личности студента с разным уровнем адаптационной готовности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 1. С. 57—63.

[5] Вагапова А.Р. Адаптационная готовность учащихся начальной школы и среднего звена в оценках участников образовательного процесса // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 1. С. 77—82.

[6] Вагапова А.Р. Представления о профессиональном будущем как фактор адаптационной готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 4. С. 38—43.

[7] Григорьева М.В. Диахронический подход к исследованию процессов социально-психологической адаптации личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 1. С. 54—58.

[8] Григорьева М.В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3. С. 259—263.

[9] Григорьева М.В. Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып 3. С. 11—15.

[10] Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. С. 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 08.05.2016).

[11] Корнилова Т.В. Ригидность, толерантность к неопределенности и креативность в системе интеллектуально-личностного потенциала человека // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 4. С. 36—47.

[12] Корнилова Т.В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылки креативности // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 3—12.

[13] Кудинов С.И. Роль самореализации в проявлении толерантности личности // Педагогическое образование и наука. 2012. № 8. С. 13—20.

[14] Леонов И.Н. Влияние толерантности к неопределенности на стратегии совладающего поведения // Изв. Сарат. ун-та. Нов сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 3. С. 259—261.

[15] МалышевИ.В., АбдулаевА.Ш. Особенности ценностных ориентаций и социализации личности в аспекте ее адаптированности у подростков с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 4. С. 326—333.

[16] Осин Е.Н. Факторная структура версии шкалы общей толерантности к неопределенности Д. МакЛейна // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 65—86.

[17] Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43—56.

[18] Плотницкая М.Р. Толерантность к неопределенности как фактор формирования образа мира // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2014. № 28. С. 105—115.

[19] Посохова С.Т. Адаптационный потенциал личности // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2010. Т. 5. № 1. С. 35—39.

[20] Пушкина А.В. Соотношение перфекционизма и толерантности к неопределенности // Психология обучения. 2016. № 1. С. 95—101.

[21] Сараева Е.В., Николаев С.Г. Связь толерантности к неопределенности и мотивации достижения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 7. С. 129—134.

[22] Созонник А.В. Характеристики личности и преодолевающего поведения в условиях военно-профессиональной социализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 260—263.

[23] Тарасова Л.Е. Социокультурное пространство как фактор социальной адаптации личности молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып 1. С. 27—30.

[24] Шамионов Р.М. Адаптационная готовность личности — субъекта социального взаимодействия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 106—112.

[25] Budner S. Intolerance of ambiguity as a personality variable // Journal of personality. 1962. Vol. 30 (1). P. 29—50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[26] Shamionov R.M. Adaptational potential and subjective well-being of comprehensive school graduates and first year students of higher educational institutions // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 131. P. 51—56.

CORRELATION BETWEEN TOLERANCE TOWARDS UNCERTAINTY AND THE PERSON'S ADAPTIVE READINESS FOR CHANGE

R.M. Shamionov

Chernyshevsky Saratov State University Astrakhanskaya str., 83, Saratov, Russia, 410012

The paper presents a theoretical and empirical analysis of how tolerance towards uncertainty correlates with the individual's adaptive readiness. Adaptive readiness is defined as an integral concept that includes not only the person's notions about his/her own ability to adapt (in general or to a particular (specific) situation), but also the affirmations about his/her ability to cope with difficulties arising in the process of the interaction with other people; changes in the economic, environmental, political, and other spheres of life; his/her health or his/her socio-psychological or other status, etc.. Studies prove that adaptive readiness (affirmation), adaptiveness (personality property), and readiness for change (attitude) are predictors of tolerance towards uncertainty. It is shown that, when a variable is singularly and conjointly introduced into the regression equation, adaptive readiness influences the parameters of tolerance in the most profound way relative to both socio-psychological adaptiveness and the parameters of readiness for change.

Key words: personality, adaptive readiness, tolerance towards uncertainty, readiness for change, adaptiveness

REFERENCES

[1] Arendachuk I.V. Lichnostny potentsial i sotsialno-psikhologicheskaya adaptirovannost kak resurs psikhologicheskoy gotovnosti k risku [Personal Potential and Socio-Psychological Adaptation as a Resource of Psychological Readiness to Take Risks]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izv. of Saratov.Univer. (N.S). Ser. EducationalAcmeology. Developmental Psychology]. 2015, vol. 4, iss. 3, pp. 219—226.

[2] Bergis T.A. Gotovnost lichnosti k peremenam i tolerantnostk neopredelennosti na etape rannei vzroslosti [ The willingness of the person to change and uncertainty avoidance at the stage of early adulthood]. Vektornauki Tolyattinskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya:Pedagogika, psikhologiya [Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology]. 2015. № 4 (23). Pp. 38—42.

[3] Bocharova E.E. Adaptatsionnaya gotovnost lichnosti k situatsiyam sotsialnykh izmeneniy [Adaptation Readiness of Personality for Situations of Social Changes]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izzv. of Saratov. Univer. (N.S). Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology]. 2015, vol. 4, iss. 1, pp. 45—50.

BecTHHK PynH, cepua Педагогика u nсuхоßогuн, 2016, № 3

[4] Bocharova E.E. Vremennaya perspektiva lichnosti studenta s raznym urovnem adaptatsionnoi gotovnosti [Temporal Perspective in Students with Different Levels of Adaptational Readiness]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izv. of Saratov. Univer. (N.S). Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology]. 2014, vol. 3, iss. 1, pp. 57— 63.

[5] Vagapova A.R. Adaptatsionnaya gotovnost uchashchikhsya nachalnoi shkoly i srednego zvena v otsenkakh uchastnikov obrazovatelnogo protsessa [Adaptive Readiness of Elementary and High School Students According to the Evaluation of Educational Process Participants]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izv. of Saratov. Univer. (N.S). Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology]. 2016, vol. 5, iss. 1, pp. 77—82.

[6] Vagapova A.R. Predstavleniya o professionalnom budushchem kak faktor adaptatsionnoi gotovnosti k professional'noi deyatelnosti studentov-psikhologov [Perceptions of Professional Future as a Factor of Adaptation Readiness to the Professional Activity among Psychology Students]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izv. of Saratov. Univer. (N.S). Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology]. 2012, vol. 1, iss. 4, pp. 38—43.

[7] Grigoreva M.V Diakhronicheskiy podkhod k issledovaniyu protsessov sotsialno-psikhologicheskoi adaptatsii lichnosti [Diachronic Approach to the Study of the Processes of Social-Psychological Adaptation of Personality]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Izv. of Saratov. Univer. (N.S). Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy]. 2013, vol. 13, iss. 1, pp. 54— 58.

[8] Grigoreva M.V. Ponyatiinyy apparat psikhologii adaptatsii lichnosti [Concept Apparatus in Psychology of Personality's Adaptation]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izv. of Saratov. Univer. (N.S). Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology]. 2014, vol. 3, iss. 3, pp. 259—263.

[9] Grigoreva M.V Rol adaptatsionnykh sposobnostei uchashchikhsya v protsesse vzaimodeistviya s obrazovatelnoi sredoy [The Role of Adaptive Abilities of Students in the Process of Interaction with the Educational Environment]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izv. of Saratov. Univer. (N.S). Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology]. 2012, vol. 1, iss. 3, pp. 11—15.

[10] Kornilova T.V Printsip neopredelennosti v psikhologii vybora i riska [The Principle of Uncertainty in Psychology ofChoice and Risk]. Psikhologicheskieissledovaniya [PsikhologicheskieIssledovaniya]. 2015, vol. 8, no. 40, pp. 3. Available at URL: http://psystudy.ru (accessed: 08 May 2016).

[11] Kornilova T.V Rigidnost, tolerantnost k neopredelennosti i kreativnost v sisteme intellektualno-lichnostnogo potentsiala cheloveka [Rigidity, Uncertainty Avoidance and Creativity in the System of Intellectual and Personal Human Potential]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya [Bulletin of Moscow University. Ser.14: .Psychology]. 2013, no. 4, pp. 36—47.

[12] Kornilova T.V Tolerantnost k neopredelennosti i intellekt kak predposylki kreativnosti [Tolerance to Uncertainty and Intelligence as a Precondition of Creativity]. Voprosypsikhologii [Questions of psychology]. 2010, no. 5, pp. 3—12.

[13] Kudinov S.I. Rol samorealizii v proyavlenii tolerantnosti lichnosti [The role of self-realization in tolerance of a person]. Pedagogicheskoe obrasovanie i nayka [ Teacher education and science]. 2012, no. 8, pp. 13—20.

[14] Leonov I.N. Vliyanie tolerantnosti k neopredelennosti na strategii sovladayushchego povedeniya [Influence of Tolerance Towards Uncertainty on the Strategy of Coping Behavior in Managers]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izv. of Saratov. Univer. (N.S). Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology]. 2015, vol. 4, iss. 3, pp. 259— 261.

[15] Malyshev I.V., Abdulaev A.Sh. Osobennosti tsennostnykh orientatsiy i sotsializatsii lichnosti v aspekte ee adaptirovannosti u podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Peculiarities of Value Orientations and Personal Socialization in Adolescents with Health Limitations]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izv. of Saratov. Univer. (N.S). Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology]. 2015, vol. 4, iss. 4, pp. 326—333.

[16] Osin E.N. Faktornaya struktura versii shkaly obshchey tolerantnosti k neopredelyonnosti D. MakLeyna [Factorial structure of the general version of the scale of tolerance to uncertainty by D. McLain]. Psikhologicheskayadiagnostika [Psychological diagnostics]. 2010, no. 2, pp. 65— 86.

[17] Osnitsky A.K. Opredelenie kharakteristik sotsialnoy adaptatsii [Defining Characteristics of Social Adaptation]. Psikhologiya i shkola [Psychology and the School]. 2004, no. 1, pp. 43—56.

[18] Plotnitskaya M.R. Tolerantnost k neopredelennosti kak faktor formirovaniya obraza mira [Tolerance to Uncertainty as a Factor of Peace Image]. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Kamchatka State Technical University]. 2014, no. 28, pp. 105—115.

[19] Posokhova S.T. Adaptatsionnyi potentsial lichnosti [Adaptive Capacity of Personality]. Zdorove — osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya [Health — the basis of human development: Problems and Solutions]. 2010, vol. 5, no. 1, pp. 35—39.

[20] Pushkina A.V Sootnoshenie perfektsionizma i tolerantnosti k neopredelennosti [The Ratio of Perfectionism and Intolerance of Uncertainty]. Psikhologiyaobucheniya [EducationalPsychology]. 2016, no. 1, pp. 95—101.

[21] Saraeva E.V., Nikolaev S.G. Svyaz tolerantnosti k neopredelennosti i motivatsii dostizheniya [The Relationship of Tolerance to Uncertainty and Achievement Motivation]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogogumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Vyatka State University of Humanities]. 2014, no. 7, pp. 129—134.

[22] Sozonnik A.V Kharakteristiki lichnosti i preodolevayushchego povedeniya v usloviyakh voenno-professionalnoi sotsializatsii [The Characteristics of the Individual and Overcoming Behavior in Professional Military Socialization]. Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya [Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology]. 2011, no. 4 (23), pp. 260—263.

[23] Tarasova L.E. Sotsiokulturnoe prostranstvo kak faktor sotsialnoy adaptatsii lichnosti molodezh [Socio-cultural Space as a Factor of Social Adaptation of Youth Personality]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izv. of Saratov. Univer. (N.S). Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology]. 2013, vol. 2, iss. 1, pp. 27—30.

[24] Shamionov R.M. Adaptatsionnaya gotovnost lichnosti — subekta sotsialnogo vzaimodeistviya [Adaptive preparedness of personality, subject of social interaction]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Izv. of Saratov. Univer. (N.S). Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy]. 2015, vol. 15, iss. 4, pp. 106—112.

[25] Budner S. Intolerance of ambiguity as a personality variable. Journal of personality. 1962, vol. 30, no. 1, pp. 29—50.

[26] Shamionov R.M. Adaptational potential and subjective well-being of comprehensive school graduates and first-year students of higher educational institutions. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014, vol. 131, pp. 51—56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.