Научная статья на тему 'Типы адаптационной готовности личности в образовательной среде школы'

Типы адаптационной готовности личности в образовательной среде школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
477
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ШКОЛА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ДЕЗАДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОПЫТ АДАПТАЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ / ТИПЫ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ / ADAPTIVE READINESS / LEARNING ENVIRONMENT / SCHOOL / STUDENTS / DESADAPTATIVE READINESS / ADAPTIVE INTERACTIONS EXPERIENCE / TYPES OF ADAPTIVE READINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Григорьева Марина Владимировна

Представлены результаты эмпирического исследования адаптационной готовности старшеклассников. Актуальность проблемы адаптационной готовности личности обусловлена необходимостью формирования готовности обучающихся к адаптации и недостаточностью психологического знания о типологических характеристиках адаптационной готовности. Произведен анализ состояния разработанности проблемы адаптационной готовности личности в современной психологии. Выявлен недостаточный уровень разработанности вопроса дифференциации психологического содержания адаптационной готовности обучающихся. С целью определения типов адаптационной готовности старшеклассников проведено эмпирическое исследование. Диагностировались следующие показатели адаптационной готовности: с помощью шкалы социально-психологической адаптации (К. Роджерса, Р. Даймонда) установка на успех в трудных ситуациях, готовность к самопринятию и принятию других, готовность к поддержанию положительного эмоционального фона, готовность к доминированию в социальных контактах, готовность избегать проблемы; методики изучения мотивации учения Т. И. Ильиной готовность к интенсивной учебной деятельности; методики Ч. Спилбергера Ю. Л. Ханина готовность к переживанию высокой ситуативной тревожности; анализировалась академическая успеваемость. В исследовании приняли участие 200 обучающихся 10-11 классов школ г. Саратова (средний возраст 16,2±0,5 года, лиц мужского пола 42%). С помощью факторного анализа были интерпретированы 4 типа адаптационной готовности старшеклассников: «Адаптационная готовность на основе успешной учебной и социальной деятельности и позитивной Я-концепции», «Дезадаптационная готовность на основе высокой тревожности», «Готовность принимать роль ведомого во взаимоотношениях со взрослыми и хорошо учиться», «Готовность к самостоятельной академической адаптации». Показано, что адаптационная готовность личности в старших классах школы проявляется дифференцированно. Содержание выявленных трех типов адаптационной готовности связано с положительными результатами школьной адаптации, одного типа с дезадаптационными результатами. Результаты исследования могут использоваться в образовательном процессе в школе для повышения уровня адаптационной готовности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of an empirical study of high school students’ adaptive readiness. The issue of adaptive personality readiness is important today and it is driven by the necessity of students’ readiness development to adaptation and incompetence of psychological knowledge about typological characteristics of adaptive readiness. The article carries out the analysis of the problems of adaptive personality readiness development in contemporary psychology. The insufficient development level of differentiation of the psychological content of studentsadaptive readiness was discovered as a result. An empirical study was carried out in order to determine the types of adaptive readiness of high school students. The following aspect were diagnosed: using the scale of social and psychological adaptation (C. Rogers, R. Diamond) set for success in difficult situations, readiness for self-acceptance and acceptance of others, readiness to maintain a positive emotional background, readiness to dominate social contacts, readiness to avoid problems; T.I. Ilyina’s methods of studying the motivation readiness for intensive learning activity; Spielberger-Khanin’s methods readiness for experiencing high state anxiety; the academic performance was also analyzed. 200 students of 10-11 forms from Saratov schools took part in the survey (average age 16,2 ± 0,5 years old, males 42%). Four types of adaptive readiness of high school students were interpreted using the factor analysis: “Adaptive readiness based on successful learning and social activity and a positive I-concept”, “Desadaptative readiness based on high anxiety”, “Readiness to take the role of a follower in relations with adults and study well”, “Readiness for an independent academic adaptation”. The paper shows that adaptive personality readiness in high school is differentiated. The content of the three types of adaptive readiness identified relates to successful results of school adaptation, fourth type with desadaptative results. The results of the research can be used in school learning process in order to improve the level of studentsadaptive readiness.

Текст научной работы на тему «Типы адаптационной готовности личности в образовательной среде школы»

УДК 159.9:37.015.3

ТИПЫ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

М. В. Григорьева

Григорьева Марина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, [email protected]

Представлены результаты эмпирического исследования адаптационной готовности старшеклассников. Актуальность проблемы адаптационной готовности личности обусловлена необходимостью формирования готовности обучающихся к адаптации и недостаточностью психологического знания о типологических характеристиках адаптационной готовности. Произведен анализ состояния разработанности проблемы адаптационной готовности личности в современной психологии. Выявлен недостаточный уровень разработанности вопроса дифференциации психологического содержания адаптационной готовности обучающихся. С целью определения типов адаптационной готовности старшеклассников проведено эмпирическое исследование. Диагностировались следующие показатели адаптационной готовности: с помощью шкалы социально-психологической адаптации (К. Роджерса, Р. Даймонда) - установка на успех в трудных ситуациях, готовность к самопринятию и принятию других, готовность к поддержанию положительного эмоционального фона, готовность к доминированию в социальных контактах, готовность избегать проблемы; методики изучения мотивации учения Т. И. Ильиной - готовность к интенсивной учебной деятельности; методики Ч. Спилбергера - Ю. Л. Ханина - готовность к переживанию высокой ситуативной тревожности; анализировалась академическая успеваемость. В исследовании приняли участие 200 обучающихся 10-11 классов школ г. Саратова (средний возраст 16,2±0,5 года, лиц мужского пола 42%). С помощью факторного анализа были интерпретированы 4 типа адаптационной готовности старшеклассников: «Адаптационная готовность на основе успешной учебной и социальной деятельности и позитивной Я-концепции», «Дезадаптационная готовность на основе высокой тревожности», «Готовность принимать роль ведомого во взаимоотношениях со взрослыми и хорошо учиться», «Готовность к самостоятельной академической адаптации». Показано, что адаптационная готовность личности в старших классах школы проявляется дифференцированно. Содержание выявленных трех типов адаптационной готовности связано с положительными результатами школьной адаптации, одного типа - с дезадаптационными результатами. Результаты исследования могут использоваться в образовательном процессе в школе для повышения уровня адаптационной готовности обучающихся.

Ключевые слова: адаптационная готовность, образовательная среда, школа, обучающиеся, дезадаптационная готовность, опыт адаптационных взаимодействий, типы адаптационной готовности.

DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-1 -56-61

Введение

Проблема психологической адаптации личности к образовательной среде в настоящее время чрезвычайно актуальна. Это связано с постоянной динамикой образовательной среды школы, находящейся в состоянии реформирования и перехода от знаниевой парадигмы обучения к компетент-ностной. Динамика образовательной среды школы дополняется постоянными трансформациями общественных отношений и возрастными изменениями учащихся. Такие условия жизни требуют от личности быстро выявить несоответствие требований среды и внутренних возможностей, преобразовать отношения в системе «личность - среда», провести рефлексию и запомнить эффективные и потенциально эффективные адаптационные действия. Поскольку требования образовательной среды меняются постоянно, субъекты образовательных отношений должны быть постоянно готовы к адаптации. Другими словами, речь идет об адаптационной готовности, которую мы определяем как предрасположенность личности к восприятию и принятию динамики окружающей среды, осуществлению в динамичной субъективно новой ситуации определенных действий, направленных на установление равновесия между требованиями (возможностями) среды и возможностями (требованиями) личности, сформировавшейся с учетом прошлого опыта адаптационных взаимодействий личности со средой, настоящей специфики ситуации, индивидуальных особенностей и представлений личности, связанных с антиципацией возможных вариантов развития адаптационной ситуации [1].

Адаптационная готовность способствует эффективности деятельности, поскольку уменьшает время и внутренние затраты личности для адекватного ответа на новые требования образовательной среды. В адаптационной готовности прослеживаются интеграция прошлого опыта личности и ее ориентация на будущее взаимодействие с динамичной или новой образовательной средой.

Теоретическое обоснование проблемы исследования

Феномен адаптационной готовности изучается сравнительно недавно. В наших исследованиях она рассматривается как новое образование личности вследствие успешного адаптационного

цикла, а также как предрасположенность к определенным адаптационным действиям. Адаптационная готовность близка по значению к понятию «адаптационный потенциал», в обоих случаях речь идет о возможности личности сохранять информацию о прошлом опыте взаимодействия со средой [2, 3]. Вместе с тем понятие «адаптационная готовность» имеет семантическую специфику, заключающуюся в акцентировании на когнитивном и действенном компонентах [4]. В последние годы феномен активно изучается группой исследователей: определяются и конкретизируются дефиниции, связанные с проблемой адаптационной готовности личности [5, 6]; адаптационная готовность рассматривается во взаимосвязи с эффектами социализации и социально-психологическими факторами, социальной активностью личности [7-10]; готовность к изменениям связывают с толерантностью к неопределенности [11]; анализируются ее структурная организация и динамика на разных ступенях образования [12, 13]; адаптационная готовность включается как подструктура в психологическую готовность личности в ситуации перехода из одной образовательной среды в другую [14]; изучается влияние адаптационной готовности личности в процессе профессионализации и в стрессогенных условиях [15].

Структура адаптационной готовности включает многоуровневую готовность психофизиологического, психологического и социально-психологического уровней психической активности: первый подразумевает состояние и предрасположенность нервной системы к определенным действиям, эмоциональные состояния, способствующие или не способствующие определенным действиям; второй связан с интеллектуальными, когнитивными, потребностно-мотивационными, волевыми явлениями; на третьем адаптационная готовность включает социально-перцептивные, коммуникативные и интерактивные явления, социально-психологические отношения личности.

Постановка задачи исследования

На протяжении всего времени обучения в школе адаптационная готовность формируется в большей степени стихийно, педагоги и родители не акцентируют внимание на том, каким образом ребенку развивать адаптационные действия и быть готовым к новым требованиям образовательной среды. Однако практически всеми педагогами школы и родителями признается безусловное наличие положительных результатов школьной адаптации, поскольку обратный результат (дезадаптация) при любых установках педагога и родителей осложняет образовательный процесс социальными, дисциплинарными проблемами и проблемами качества знаний.

Внимание взрослых акцентируется лишь в сложные или переходные периоды обучения: при поступлении в 1-й класс, переходе в 5-й класс, новую школу. В трудных жизненных ситуациях, когда у школьника проявляется тенденция дезадаптации, привлекаются специалисты -психологи и социальные педагоги, помогающие учащимся адаптироваться. Но, как правило, усилия специалистов направлены не на развитие адаптационных возможностей обучающихся и формирование у них адаптационной готовности на будущее, а на решение адаптационных проблем, существующих в настоящем. При этом эмоциональные и личностные затраты как дезадаптированного школьника, так и заинтересованных взрослых чрезвычайно велики, и в опыте личности закладываются, скорее, негативные реакции, а не эффективная готовность к успешному взаимодействию с образовательной средой.

По нашим наблюдениям, лишь у небольшой части старшеклассников сформирована полноценная адаптационная готовность, включающая всю цепочку адаптационных действий - от осознания или обнаружения проблемы несоответствия своих возможностей требованиям среды, построения программы действий по установлению равновесия между требованиями и своими возможностями до поиска внутренних резервов и целенаправленного самоизменения или изменения условий деятельности и последующей рефлексии своих адаптационных действий.

Большая часть учащихся совершает редуцированные адаптационные действия, которые инициируются учителями или родителями, и не обладает адаптационной готовностью и потенциалом самостоятельного разрешения адаптационных проблем. При этом возможны различные сочетания показателей школьной адаптации: при хороших внешних показателях (успеваемости, дисциплине) низкие внутренние показатели школьной адаптации (негативный аффективный фон, подавленность, неадекватность эмоций, чувство одиночества и т. п.); компенсация показателей адаптации (при плохой успеваемости и низкой академической адаптации компенсация хорошей социально-психологической адаптацией или позитивным аффективным фоном). Существуют и школьники, которые, накопив достаточный негативный опыт адаптационных взаимодействий с образовательной средой, разрывают с ней психологическую взаимосвязь, требования со стороны образовательной среды воспринимают индифферентно или враждебно. В этом случае формируется, скорее, дезадап-тационная готовность, когда исход взаимодействия с образовательной средой предрешен заранее - возрастает несоответствие возможностей учащегося и требований среды. В такой си-

туации школьник предрасположен к защитным действиям, конфликтному взаимодействию, негативной эмоциональной реакции и т.п.

Существует типология структуры и содержания сформированной адаптационной готовности. В целях нивелирования негативных последствий неудачных адаптационных действий и целенаправленного формирования оптимальной адаптационной готовности личности обучающегося необходимо знать, какие типы адаптационной готовности могут встречаться у обучающихся в школе, каково психологическое содержание этих типов.

Цель исследования: выявить типы адаптационной готовности у старшеклассников. Нами выдвинуто преположение, что адаптационная готовность старшеклассников проявляется дифференцированно, психологическое содержание типов адаптационной готовности может быть связано как с положительными результатами школьной адаптации, так и с отрицательными.

Выборка и методики исследования

Диагностировались следующие показатели адаптационной готовности: с помощью шкалы социально-психологической адаптации (К. Роджерса, Р. Даймонда) - установка на успех в трудных или новых ситуациях, готов-

ность к самопринятию и принятию других, готовность к поддержанию положительного эмоционального фона, готовность к доминированию в социальных контактах, готовность избегать проблемы (эскапизм); с помощью методики изучения мотивации учения Т. И. Ильиной - готовность к интенсивной учебной деятельности; с помощью методики Ч. Спилбергера -Ю. Л. Ханина - готовность к переживанию высокой ситуативной тревожности; анализировалась также академическая успеваемость старшеклассников.

В исследовании приняли участие 200 человек - школьники 10-11 классов г. Саратова (средний возраст 16,2±0,5 года, лиц мужского пола 42%).

Результаты исследования и их обсуждение

С помощью факторного анализа по методу главных компонент с последующим Уапшах вращением корреляционной матрицы между показателями социально-психологической адаптации, учебной мотивации, ситуативной тревожности, академической успеваемости были интерпретированы четыре типа адаптационной готовности в образовательной среде школы, соответствующие четырем извлеченным факторам (таблица).

Факторный анализ данных адаптационной готовности в образовательной среде школы Factor analysis of adaptive readiness data in the school learning environment

Показатели Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4

Установка на успех в трудных или новых ситуациях 0,37 -0,22 0,03 0,06

Готовность к самопринятию 0,41 0,022 -0,04 0,09

Готовность к принятию других 0,28 -0,05 0,02 0,04

Готовность к поддержанию положительного эмоционального фона 0,12 -0,19 -0,11 0,09

Готовность к доминированию в социальных контактах -0,09 0,15 -0,29 -0,2

Готовность избегать проблемы -0,26 0,08 0,05 0,02

Готовность к интенсивной учебной деятельности 0,21 -0,08 0,03 0,33

Готовность к переживанию высокой ситуативной тревожности 0,13 0,19 -0,08 0,08

Успеваемость 0,08 0,12 0,28 0,22

Примечание. Полужирным шрифтом выделены значимые весовые показатели.

Первый фактор, объясняющий 28% дисперсии, включает высокую готовность к самопринятию и принятию других, интенсивной учебной деятельности, установку на успех в трудных или новых ситуациях с положительными факторными нагрузками и эскапизм с отрицательной факторной нагрузкой. Другими словами, готовность к принятию себя на основе удовлетворения собственной внешностью и поведением, способностями и достижениями способствует

формированию уверенности и самостоятельности в учебной деятельности и поведении. Уверенность в себе способствует осознанию и адекватной оценке трудностей и противоречий, возникающих в учебной деятельности, самостоятельности их решения. Чем выше готовность к успеху в трудных или новых ситуациях, самопринятию и принятию других, интенсивной учебной деятельности, тем ниже стремление обучающихся избегать возникающие проблемы. Первый фактор можно

интерпретировать как «Адаптационная готовность на основе успешной учебной и социальной деятельности и позитивной Я-концепции».

Второй фактор, объясняющий 17% дисперсии, можно интерпретировать как «Дезадаптационная готовность на основе высокой тревожности». Он включает готовность к переживанию высокой тревожности с положительной факторной нагрузкой, установку на успех в трудных или новых ситуациях и готовность к поддержанию положительного эмоционального фона с отрицательными факторными нагрузками. Такой тип адаптационной готовности связан с возрастанием тревожности в новых или трудных для личности ситуациях, а также с антиципацией неуспеха и переживанием эмоционального дискомфорта: формируется не адаптационная готовность, а готовность к дезадаптации, о которой говорилось выше.

Третий фактор (9% дисперсии) включает низкую готовность к доминированию в социальных контактах и высокую успеваемость. В данном случае требования хорошей академической успеваемости со стороны учителей и родителей воспринимаются старшеклассниками как норма, и учащиеся стремятся им соответствовать. Третий фактор в группе школьников был интерпретирован нами как «Готовность принимать роль ведомого во взаимоотношениях со взрослыми и хорошо учиться».

Четвертый фактор (8% дисперсии) связан с повышением готовности к интенсивной самостоятельной учебной деятельности и высокую успеваемость. Его можно интерпретировать как «Готовность к самостоятельной академической адаптации».

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что адаптационная готовность личности в образовательной среде современной школы является необходимым условием, позволяющим эффективно и с минимальными временными и личностными затратами взаимодействовать в изменяющихся и новых условиях жизни и деятельности, а также целенаправленно преобразовывать окружающую действительность, себя или сочетать внешние преобразования и самоизменение. В старших классах школы адаптационная готовность проявляется дифференцированно. Психологическое содержание выявленных трех типов адаптационной готовности связано с положительными результатами школьной адаптации, одного типа - с отрицательными, дезадаптационными результатами.

Благодарности и финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект «Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества» (№ 15-06-10624).

Библиографический список

1. Григорьева М. В. Адаптационная готовность личности в условиях неопределенности // Социальный мир человека : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. «Человек и мир : миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире». Сер. «Язык социального» / под ред. Н. И. Леонова. Ижевск, 2016. С. 275-277.

2. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журн. 2001. Т. 22, № 1. С. 16-24.

3. Посохова С. Т. Адаптационный потенциал личности // Здоровье - основа человеческого потенциала : проблемы и пути их решения. 2010. Т. 5, № 1. С. 35-39.

4. Shamionov R. M. Adaptational potential and subjective well-being of comprehensive school graduates and first year students of higher educational institutions // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 131. P. 51-56. URL: http://www.sciencedirect.com/ science/journal/18770428/131?sdc=1 (дата обращения: 17.07.2017).

5. Тарасова Л. Е. Адаптационная готовность : дефиниция термина // Перспективы науки. 2015. № 7 (70). С. 26-29.

6. Шамионов Р. М. Адаптационная готовность личности - субъекта социального взаимодействия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 106-112.

7. ГригорьеваМ. В., Вагапова А. Р., Тарасова Л. Е. [и др.] Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества / под ред. М. В. Григорьевой. Саратов, 2016. 124 с.

8. Шамионов Р. М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5, № 2. С. 72-81.

9. Малышев И. В. Влияние современных субкультур на адаптационные возможности личности подростков и их ожидания к требованиям социальной среды // Пенз. психол. вестн. 2017. № 1. С. 122-134.

10. Шамионов Р. М. Формирование адаптационной готовности старшеклассников и студентов вузов // Психология обучения. 2013. № 9. С. 20-30.

11.Бергис Т.А. Готовность личности к переменам и толерантность к неопределенности на этапе ранней взрослости // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер. Педагогика, психология. 2015. № 4 (23). С. 38-42.

12. Shamionov R. M., Grigorieva M. V., Grigoriev A. V. Influence of Beliefs and Motivation on Social-psychological Adaptation among University Students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. № 112. C. 323-332. URL: http://www.sciencedirect.eom/science/ joumal/18770428/l (дата обращения: 17.07.2017).

13. Локаткова О. Н. Социально-психологическая готовность старшеклассников и студентов-первокурсников к взаимодействию с образовательной средой вуза // Сибирский учитель. 2015. № 1 (98). С. 34-38.

14. Локаткова О. Н. Эмоциональный и когнитивный компоненты готовности старшеклассников и студентов к обучению в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://www. Science-education. ru/ru/issue/view?id=119 (дата обращения: 10.09.2017).

15. Малышев И. В. Взаимосвязь адаптационной готовности личности и эмоционального выгорания у представителей стрессогенных профессий // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 8 (64). С. 123-132.

Образец для цитирования:

Григорьева М. В. Типы адаптационной готовности личности в образовательной среде школы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 1 (25). С. 56-61. Б01: 10.18500/23049790-2018-7-1-56-61.

Types of Adaptive Personality Readiness in the School Learning Environment

Marina V. Grigorieva

Saratov State University

83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia Email: [email protected]

The article presents the results of an empirical study of high school students' adaptive readiness. The issue of adaptive personality readiness is important today and it is driven by the necessity of students' readiness development to adaptation and incompetence of psychological knowledge about typological characteristics of adaptive readiness. The article carries out the analysis of the problems of adaptive personality readiness development in contemporary psychology. The insufficient development level of differentiation of the psychological content of students' adaptive readiness was discovered as a result. An empirical study was carried out in order to determine the types of adaptive readiness of high school students. The following aspect were diagnosed: using the scale of social and psychological adaptation (C. Rogers, R. Diamond) - set for success in difficult situations, readiness for self-acceptance and acceptance of others, readiness to maintain a positive emotional background, readiness to dominate social contacts, readiness to avoid problems; T.I. Ilyina's methods of studying the motivation - readiness for intensive learning activity; Spielberger-Khanin's methods - readiness for experiencing high state anxiety; the academic performance was also analyzed. 200 students of 10-11 forms from Saratov schools took part in the survey (average age 16,2 ± 0,5 years old, males - 42%). Four types of adaptive readiness of high school students were interpreted using the factor analysis: "Adaptive readiness based on successful learning and social activity and a positive I-concept", "Desadaptative readiness based on high anxiety", "Readiness to take the role of a follower in relations with adults and study well", "Readiness for an independent academic adaptation". The paper shows that adaptive personality readiness in high school is differentiated. The content of the three types of adaptive readiness identified relates to successful results of school adaptation, fourth type - with desadaptative results. The results of the research can be used in school learning process in order to improve the level of students' adaptive readiness. Key words: adaptive readiness, learning environment, school, students, desadaptative readiness, adaptive interactions experience, types of adaptive readiness.

Acknowledgments: This work was supported by the Russian Humanitarian Scientific Fund, project "Adaptive readiness of the individual in the current conditions of social development" (no. 15-06-10624).

References

1. Grigorieva M. V. Adaptatsionnaya gotovnost' lichnosti v usloviyakh neopredelennosti [Individual's adaptation readiness in conditions of uncertainty]. Sotsial'nyy mir cheloveka: materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.i "Chelovek i mir: mirosozidanie, konflikt i mediatsiya v interkul'turnom mire". Ser. Yazyk sotsial'nogo [Social world of man: materials of the 6th International Scientific and practical conference "Man and world: world creation, conflict and mediation in intercultural world. Ser. Language of social]. Ed. N. I. Leonov. Izhevsk, 2016, pр. 275-277 (in Russian).

2. Maklakov A. G. Lichnostnyy adaptatsionnyy potentsial: ego mobilizatsiya i prognozirovanie v ekstremal'nykh usloviyakh [Personal adaptive potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions]. Psikhol. zhur. [Psychological Journal], 2001, vol. 22, no. 1, pр. 16-24 (in Russian).

3. Posokhova S. T. Adaptatsionnyy potentsial lichnosti [Personality's adaptive potential]. Zdorov'e - osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resh-eniya [Health - basis of human potential: problems and ways to solve them], 2010, vol. 5, no. 1, pр. 35-39 (in Russian).

4. Shamionov R. M. Adaptational potential and subjective well-being of comprehensive school graduates and first year students of higher educational institutions. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014, vol. 131, pp. 51-56. Available at: http://www.sciencedirect.com/ science/journal/18770428/131?sdc=1 (accessed 17 July 2017).

5. Tarasova L. E. Adaptatsionnaya gotovnost': definitsiya termina [Adaptive readiness: definition of term]. Per-spektivy nauki [Science Prospects], 2015, no. 7 (70), pp. 26-29 (in Russian).

6. Shamionov R. M. Adaptatsionnaya gotovnost' lich-nosti - sub"ekta sotsial'nogo vzaimodeystviya [Adaptation readiness of individual - subject of social interaction]. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2015, vol. 15, iss. 4, pp. 106-112 (in Russian).

7. Grigorieva M.V., Vagapova A. R., Tarasova L. E. [et al.]. Adaptatsionnaya gotovnost' lichnosti v sovremennykh usloviyakh razvitiya obshchestva [Individual's adaptation readiness in current conditions of development of society]. Ed. M. V. Grigorieva. Saratov, 2016. 124 p. (in Russian).

8. Shamionov R. M. Sootnoshenie adaptatsionnoy go-tovnosti i sotsial'noy aktivnosti lichnosti [Ratio of individual's adaptive readiness and social activity]. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya [Theoretical and Experimental Psychology], 2012, vol. 5, no. 2, pp. 72-81 (in Russian).

9. Malyshev I. V. Vliyanie sovremennykh subkul'tur na adaptatsionnye vozmozhnosti lichnosti podrostkov i ikh ozhidaniya k trebovaniyam sotsial'noy sredy [Influence of modern subcultures on adaptive abilities of adolescents' personality and their expectations for demands of social environment]. Penz. psikhol. vestn. [Penza Psychological Newsletter], 2017, no. 1, pp. 122-134 (in Russian).

10. Shamionov R. M. Formirovanie adaptatsionnoy goto-vnosti starsheklassnikov i studentov vuzov [Formation of high school students' and university students' adaptive readiness]. Psikhologiya obucheniya [Educational psychology], 2013, no. 9, pp. 20-30 (in Russian).

11. Bergis T. A. Gotovnost' lichnosti k peremenam i tolerant-nost' k neopredelennosti na etape ranney vzroslosti [Person's readiness for change and tolerance for uncertainty at stage of early adulthood]. Vektor nauki Tol'yat. gos. un-ta. Ser. Pedagogika, psikhologiya [Vector of science Togliatti State University. Ser. Pedagogy, Psychology], 2015, no. 4 (23), pp. 38-42 (in Russian).

12. Shamionov R. M., Grigoieva M. V., Grigoriev A. V. Influence of Beliefs and Motivation on Social-psychological

Adaptation among University Students. Procedia Social and Behavioral Sciences, 2014, no. 112, pp. 323-332. Available at: http://www.sciencedirect.eom/science/ joumal/18770428/112 (accessed 17 July 2017).

13. Lokatkova O. N. Sotsial'no-psikhologicheskaya gotovnost' starsheklassnikov i studentov-pervokursnikov k vzaimodeystviyu s obrazovatel'noy sredoy vuza [High school students' and first-year students' socio-psycholog-ical readiness to interact with educational environment of university]. Sibirskiy uchitel '[Siberian teacher], 2015, no. 1 (98), pp. 34-38 (in Russian).

14. Lokatkova O. N. Emotsional'nyy i kognitivnyy kompo-nenty gotovnosti starsheklassnikov i studentov k obu-cheniyu v vuze (Emotional and cognitive components of high school students' and students' readiness to study at university). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern problems of science and education), 2014, no. 5. Available at: https://www. Science-education.ru/ ru/issue/view?id=119 (accessed 10 September 2017) (in Russian).

15. Malyshev I. V. Vzaimosvyaz' adaptatsionnoy gotovnosti lichnosti i emotsional'nogo vygoraniya u predstaviteley stressogennykh professiy [Interrelation of person's adaptive readiness and emotional burning out in representatives of stressful professions]. Sovremennye issledovaniyasotsial'nykhproblem [Modern research of social problems: scientific e-journal], 2016, no. 8 (64), pp. 123-132 (in Russian).

Cite this article as:

Grigorieva M. V. Types of Adaptive Personality Readiness in the School Learning Environment. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 1 (25), pp. 56-61 (in Russian). DOI: 10.18500/23049790-2018-7-1-56-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.