Научная статья на тему 'Структура и динамика ценностных ориентаций тувинской студенческой молодёжи'

Структура и динамика ценностных ориентаций тувинской студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SYSTEM OF VALUES / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ДИНАМИКА / DYNAMICS / АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАННОСТЬ / ОБРАЗОВАННОСТЬ / VIGOROUS ACTIVITY / MANNERLINESS / ACCOMPLISHMENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Монгуш Ульяна Ховенмеевна

Представлено понятие системы ценностей как динамического образования, которое изменяется в течение жизни человека. Ценностные ориентации важнейшая составляющая структура личности. Рассмотрены ценностные ориентации тувинской студенческой молодёжи, динамика которых обусловлена возрастными особенностями и спецификой учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND DYNAMICS OF VALUE SYSTEMOF TUVAN STUDENTS

This article explains the system of values as a dynamical formation that changes throughout a person’s life, where value system is the most important part of the structure of personality The important point of the article is the study of value system of tuvan academic youth where we observe the dynamics due to age peculiarities and specificity of training activities.

Текст научной работы на тему «Структура и динамика ценностных ориентаций тувинской студенческой молодёжи»

УДК 159.9

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ТУВИНСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Монгуш Ульяна Ховенмеевна, аспирантка кафедры социальной и юридической психологии Тувинского государственного университета, ул. Ленина, 36, Кызыл, Россия, 667001, e-mail: ulyana.1963@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Представлено понятие системы ценностей как динамического образования, которое изменяется в течение жизни человека. Ценностные ориентации — важнейшая составляющая структура личности. Рассмотрены ценностные ориентации тувинской студенческой молодёжи, динамика которых обусловлена возрастными особенностями и спецификой учебной деятельности.

Ключевые слова: ценностные ориентации, структура, динамика, активная деятельность, воспитанность, образованность.

Вся история человечества — это история смены общественных и личностных ценностей и ценностных ориентаций под влиянием этнической, социальной, профессиональной, образовательной, половозрастной дифференциации человечества. Вопрос определения ценностей человечества обостряется в ключевые, сложнейшие моменты, имеющие значение для дальнейшего выживания и развития человеческого общества.

Система ценностей представляет собой динамическое образование, которое изменяется в течение жизни человека. Это важный показатель сложившейся личности, в которой сложно переплетены между собой неосознаваемые влечения, способные в той или иной мере влиять на человеческое поведение; потребности (осознаваемые и неосознаваемые); ценности и ценностные ориентации, формирующиеся только в социальной среде и способные управлять человеком как социальным индивидом [3, с. 3].

Ценностные ориентации — важнейшая составляющая структуры личности. Это сложная система, включающая мотивационный, отношенческий, когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты. Она предполагает свободный выбор, а следовательно, всесторонний учёт индивидуальных интересов и потребностей человека в его жизнедеятельности [8, с. 10].

Развитие личности очень сложный, многоэтапный процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Внимание учёных всё больше привлекает проблема ценностных ориентаций. Они определяют поступки и поведение человека, являются сложным психологическим феноменом, характеризующим направленность личности, а также неотъемлемой частью системы отношений. Ценностные ориентации претерпевают ряд изменений в течение жизни человека. Эта проблема значима для определения духовного развития будущих поколений.

Актуальность изучения ценностных ориентаций тувинской студенческой молодёжи усиливается, когда речь идёт о психологической адаптации студентов к новым социально-экономическим условиям и системам образования, а также об изучении личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения.

В социально-психологических и психолого-педагогических работах изучаются структура и динамика ценностных ориентаций личности; взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и т.д. Исследуется специфическая роль содержательно-смысловых и структурно-динамических характеристик системы ценностных ориентаций личности в их связи с особенностями личности и факторами социализации [7, с. 3].

Наиболее распространённой в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Автор методики исходит из того, что система индивидуальных ценностей человека представляет собой устойчивую совокупность убеждений и состоит в приоритете некоторого способа поведения или конечной цели существования над противоположным или обратным способом поведения или другими целями [9]. М. Рокич различает терминальные и инструментальные ценности. Первую группу у него составляют ценности-цели, которые отражают преимущество одних жизненных целей личности перед другими. Во вторую группу М. Рокич включает ценности-средства, то есть ценности, которые указывают на верховенство того или иного типа поведения, связанного с достижением ценностей-целей.

Результаты проведённого эмпирического исследования сферы личностных ценностей с помощью методики М. Рокича свидетельствуют о структуре и содержании ценностных ориентаций будущих специалистов, обучающихся в Тувинском государственном университете.

В ходе исследования обращалось внимание на выявление не только значимых для испытуемых терминальных и инструментальных ценностей, но и на особенности их взаимосвязей, их структурирования в зависимости от факультетов, от гендерного состава. Математическая обработка полученных эмпирических данных позволила выявить структуру, уровни и взаимосвязи анализируемых психологических образований личности студентов.

В ходе исследования установлено, что структура ценностных ориентаций тувинской студенческой молодёжи имеет характерные особенности. На вершине иерархической системы терминальных ценностей находится активная деятельность, продуктивная жизнь, здоровье, а на самой нижней её ступени — счастье других, развитие, развлечения. В иерархии инструментальных ценностей на высших ступенях располагается воспитанность, образованность, честность, а на нижних — терпимость, широта взглядов, чуткость. Эти ценности являются наиболее устойчивыми в их общей иерархии 1, 3, 5-х курсов университета.

В структурах ценностных ориентаций и жизненных смыслов студентов Тувинского государственного университета имеется динамика. Старшекурсников отличает большая, по сравнению с первокурсниками, осмысленность жизни и удовлетворённость жизнью в настоящем, а также более высокая степень убеждённости в возможности свободно принимать решения и реализовать свои планы. Для них существенно выше значимость ценностей активной деятельности, здоровья, самоконтроль и общественное призвание. Студенты первых курсов высоко ценят честность, воспитанность, образованность, аккуратность, жизнерадостность.

Выявленная в структуре ценностных ориентаций тувинских студентов динамика может быть обусловлена не только возрастными особенностями студентов младших и старших курсов, но и спецификой их учебной деятельности, которая в каждом случае сказывается на характере жизненных задач, решаемых студентами младших и старших курсов. Для первых это прежде всего проблемы адаптации, для вторых — проблемы, связанные с завершением учёбы и выбором дальнейшего жизненного пути.

Лонгитюдные исследования, проводимые в течение пяти лет обучения студентов в вузе, показали, что изменения ценностей носят нелинейный характер (имеются периоды роста и уменьшения отдельных ценностей) и определяются выбранной специальностью, по которой обучаются студенты.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. АгаповВ.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. 2012. № 3.

[2]. Агапов В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. 2013. № 1.

[3]. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Психология ценностей российской молодёжи: монография. — Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009. — 252 с.

[4]. Монгуш У.Х. Гостеприимность как ценность тувинской студенческой молодёжи // Акмео-логия. 2014. № 2.

[5]. Резников Е.Н., Товуу Н.О. Этнопсихологические характеристики народа тыва: теория и практика. — М.: ПЕР СЭ, 2002.

[6]. Товуу Н.О. Психологический облик тувинского народа. — Кызыл: Изд-во ТГУ, 2009.

[7]. Щанов Д.М. Исследование ценностных ориентаций современных студентов // Вестн. Сыктывк. ун-та. Сер. 14. Психология. Педагогика. Соц. работа. 2003. Вып. 3.

[8]. Яшин Ф.Б. Структура и динамика ценностных ориентаций студентов педагогического вуза (на материале МПГУ и МГПУ): Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. — М., 2006.

[9]. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. — San Francisco, 1969.

[10]. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. A theory of organization and change. — San Francisco, 1972.

THE STRUCTURE AND DYNAMICS OF VALUE SYSTEM OF TUVAN STUDENTS

Ulyana H. Mongush, post-graduate student of social and law psychology department of Tuvan State University. Russia, Republic of Tuva, Kyzyl city, Lenina street, 36, 667001, e-mail: ulyana.1963@mail.ru

ANNOTATION

This article explains the system of values as a dynamical formation that changes throughout a person's life, where value system is the most important part of the structure of personality/ The important point of the article is the study of value system of tuvan academic youth where we observe the dynamics due to age peculiarities and specificity of training activities.

Key words: the system of values, structure, dynamics, vigorous activity, mannerliness, accomplishments.

REFERENCES

[1]. Agapov V.S. Koncepcija Ja i samorealizacija sub#ekta: problemnoe pole nauchnyh issledovanij // Akmeologija. 2012. № 3.

[2]. Agapov V.S. Sistemnoe izuchenie Ja-koncepcii sub#ekta v rossijskoj psihologii // Akmeologija. 2013. № 1.

[3]. Karpushina L.V., Kapcov A.V. Psihologija cennostej rossijskoj molodezhi: monografija. — Samara: Izd-vo SNC RAN, 2009. — 252 s.

[4]. Mongush U.H. Gostepriimnost' kak cennost' tuvinskoj studencheskoj molodezhi // Akmeologija. 2014. № 2.

[5]. Reznikov E.N., Tovuu N.O. Jetnopsihologicheskie harakteristiki naroda tyva: teorija i praktika. — M.: PER SJe, 2002.

[6]. Tovuu N.O. Psihologicheskij oblik tuvinskogo naroda. — Kyzyl: Izd-vo TGU, 2009.

[7]. Shhanov D. M. Issledovanie cennostnyh orientacij sovremennyh studentov // Vestn. Syktyvk. un-ta. Ser. 14. Psihologija. Pedagogika. Soc. rabota. 2003. Vyp. 3.

[8]. Jashin F.. Struktura i dinamika cennostnyh orientacij studentov pedagogicheskogo vuza (na materiale MPGU i MGPU): Avtoref. dis. ... kand. psih. nauk. — M., 2006.

[9]. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. — San Francisco, 1969.

[10]. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. A theory of organization and change. — San Francisco, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.