№ 4, 2009
ретико-практический аспект / С. А. Старченко. — М. : Изд. дом «Подмосковье», 2000. — 280 с.
3. Усова, А. В. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения физике : учеб. пособие / А. В. Усова, 3. А. Вологодская. — Челябинск : Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. — 126 с.
4. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М. : Сентябрь, 1996. — 96 с.
5. Яковлева, Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности / Н. М. Яковлева — Челябинск : ЧГПИ, 1991. — 128 с.
Поступила 01.03.09.
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
И. О. Корокошко (филиал Самарской гуманитарной академии
в г. Жигулевске)
Рассматриваются особенности формирования экономического сознания студенческой молодежи в образовательном процессе, приводится авторская типология студентов по степени развития их экономического и профессионального сознания, разработанная на основе данных эмпирических исследований.
Ключевые слова: экономическое сознание; структура экономического сознания; экономическая соци-
ализация; трансформация экономического сознания номического сознания студентов.
Проблема сознания имела фундаментальное значение во все периоды развития как философской, так и научно-психологической мысли. Сознание считают «центральной тайной человеческой психики» (А. Н. Леонтьев), «самой сложной проблемой современной науки» (В. Л. Райков), «величайшей ценностью, данной человеку» (Г. В. Акопов) и «главной загадкой психологии» (В. М. Аллах-вердов).
Категория «сознание» является принципиально значимой при изучении социального бытия личности, одну из важнейших сфер которого составляет экономическая деятельность. Современные рыночные отношения требуют от человека высокой экономической эффективности и планирования стратегии самореализации в экономической сфере. Ведущим психологическим регулятором экономического поведения, позволяющим человеку ставить перед собой экономические цели и задачи, реализовать их в практической деятельности, контролировать и оценивать свое экономическое поведение, обеспечивать его носителю возможность выживать и конкурировать в посто-
формирование экономического сознания; типы эко-
янно изменяющейся социально-экономической среде, выступает экономическое сознание.
Основным периодом развития экономического сознания личности признается время обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, поэтому большое значение в исследовании процесса формирования экономического сознания имеют характер и содержание образовательного процесса. Изучение экономического сознания студенческой молодежи в процессе профессионализации в вузе должно стать приоритетным направлением исследования психологов, педагогов, экономистов, поскольку системные представления о динамике развития экономического сознания студентов позволяют решать вопросы оптимизации экономической социализации субъектов образовательного процесса.
В современной литературе под экономическим сознанием и самосознанием понимаются социальные представления, установки, отношения, оценки, мнения личности о различных явлениях экономического содержания — экономических объектах, при этом для обозначе-© Корокошко И. О., 2009
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ния указанных категорий используется понятие «экономико-психологические характеристики личности» [2]. В. П. Позняков на основе общей дефиниции сознания, сформулированной С. Л. Рубинштейном, определяет экономическое сознание как «частную форму индивидуального или группового сознания, заключающуюся в различных формах знания индивидуального и группового субъекта о различных экономических объектах и его отношения к этому знанию» [3, с. 537].
Дискуссионным остается вопрос о структуре экономического сознания. Так, А. В. Филиппов и С. В. Ковалев понимают под ней совокупность конструктов сознания, обобщенно отражающих экономический порядок, экономическое устройство, существующее в данном обществе, представление субъекта об идеальном экономическом порядке, в центре которого находятся интересы субъекта экономических отношений — «экономическая мечта», а также система экономических установок, обеспечивающих поведение субъекта в конкретных периодически повторяющихся хозяйственных ситуациях [8].
О. С. Дейнека на основе теоретической схемы функциональной структуры сознания, предложенной В. А. Ганзеном, выделяет такие компоненты структуры экономического сознания, как: а) ощущения и восприятия в экономической сфере; б) чувства и эмоции в экономической сфере; в) экономическое мышление, экономические представления; г) экономические нормы, интересы. Если экономическое мышление, экономические представления, ощущения и восприятия в экономической сфере осуществляют функцию отражения объективной экономической реальности и участвуют в создании модели экономической сферы жизни, то экономические нормы, интересы, чувства и эмоции в экономической сфере выполняют функцию регулирования и участвуют в изменении материальной стороны окружающего мира и самого себя в ней [1].
Наиболее разработанную структуру экономического сознания личности предлагают А. Л. Журавлев и Н. А. Журавлева [2]. Ее составляющими авторы признают типичные осознаваемые личностью социально-психологические феномены, связанные с явлениями экономического содержания:
— представление личности о себе как о субъекте экономической деятельности (субъективно-экономический статус, удовлетворенность уровнем собственного материального благосостояния, представление о своих возможностях в повышении доходов, путях и способах их повышения и др.);
— представления личности о материальном благосостоянии, богатстве и бедности, отношение к богатым и бедным людям;
— социальные установки личности на различные формы экономического поведения (потребительского, сберегающего, предпринимательского и др.);
— отношение личности к деньгам (значимость денег для личности, интенсивность желания личности иметь деньги, социальные представления личности
о роли денег в собственной и общественной жизни и др.);
— представления личности о наиболее доходных видах деятельности;
— представления личности о собственности и собственнике (представление о том, владельца какого вида собственности можно считать собственником, и степень желания быть крупным собственником);
— психологическая готовность к конкуренции с другими людьми в экономической сфере;
— ориентация личности на экономические ценности.
Структурные компоненты экономического сознания интегрируются базовыми отношениями личности к ключевым экономическим объектам — деньгам, собственности и др. При этом центральным компонентом, по мнению В. А. Ха-щенко, выступает экономическое само-
№ 4, 2009
сознание как система многомерных, многоуровневых отношений человека к самому себе, отражающих его экономическую ориентацию в экономической сфере [6]. С точки зрения Е. С. Шибановой, «наиболее продуктивным представляется понимание структуры экономического сознания как системы осознаваемых личностью социально-психологических феноменов, связанных с явлениями экономического содержания» [7].
Формирование экономического сознания происходит в результате процесса, получившего название экономической социализации. Экономическая социализация рассматривается как процесс и результат включения личности в мир экономических отношений отдельных социальных групп и общества в целом, поскольку, усваивая систему экономических норм и ценностей, приобретая экономический опыт и активно преобразуя его, личность фактически становится экономическим субъектом современного общества. Таким образом, в онтогенезе экономическое сознание предстает одним из наиболее поздних формирований и окончательно складывается лишь в тот период, когда человек оказывается вовлеченным во все фазы воспроизводства — производство, обмен, распределение и потребление. К основным институтам социализации относятся семья, школа, средства массовой информации, ближайшее социальное окружение. При этом процесс экономической социализации может происходить стихийно и целенаправленно — в виде экономического воспитания и образования.
Экономическое сознание в целом и отдельные его компоненты не статичны: они изменяются вместе с условиями жизнедеятельности человека. Из результатов исследований В. П. Фоминых следует, что «гораздо быстрее и легче определенным изменениям подвергаются подвижные элементы экономического сознания (экономические потребности, экономические интересы, оценки, взгляды, мотивы поведения и др.)», а «устойчивые элементы экономического созна-
ния (экономическое мировоззрение, традиции, обычаи, нормы, стереотипы экономического поведения и др.) требуют более длительных, систематических воздействий на личность и ее взгляды, широкой пропаганды преимуществ рынка и рыночных отношений, опыта успешной перестройки экономического поведения различных групп российского общества как интегрального показателя их экономического сознания» [9, с. 101—102].
В силу специфического характера социально-экономических изменений в России изменение социальных установок, по мнению А. Н. Славской, происходит не на уровне массового общественного сознания, а на уровне индивидуального сознания личности, что объясняется отчуждением личности от общества, формированием особой формы индивидуализма, обусловленного «необходимостью личными усилиями обеспечить приемлемый уровень жизни вне разрушенных общественных и коллективных связей» [5, с. 299]. В. Е. Семенов, автор концепции российской полиментальности, отмечает, что в последние годы под влиянием средств массовой информации, рекламы, пропаганды западного образа жизни формируется индивидуалистско-капиталистический менталитет, ориентированный на ценности «западного рыночного мира» — прагматизм, индивидуализм, личный успех, тотальный рационализм, сочетающийся с гедонизмом, культ денег и собственности [4].
Современные исследования ценностных ориентаций студентов высших учебных заведений, в свою очередь, показывают, что профессиональное сознание большинства студентов не развито, образ будущего не сформирован, представления о жизни поверхностны и размыты. Если еще 20—30 лет назад образ будущего был четко очерчен в сознании молодых людей, то современные исследования социального самоопределения показывают усложнение проблемы будущего в развитии человека как личности. Поскольку большинство выпускников средних общеобразовательных учреж-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
дений продолжают свое образование в высших учебных заведениях, то роль вуза должна заключаться не только в ретрансляции определенных профессиональных знаний, но и в формировании развитого экономического сознания будущих специалистов.
На наш взгляд, развитие экономического сознания студентов неразрывно связано с процессом развития профессионального сознания. Профессиональное сознание можно рассматривать в качестве частного случая сознания экономического, поскольку одной из основных задач специалиста как субъекта экономических отношений современного общества считается реализация на рынке труда своих профессиональных знаний и умений за наиболее выгодную оплату.
На основе результатов наших исследований, проведенных на базе филиала Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти, можно предложить следующую типологию личности студентов по степени развития их экономического сознания и профессиональной направленности в образовательной деятельности.
I тип — интеллектуально-прагматический; мотивом получения высшего образования у студентов данного типа является извлечение в дальнейшем высоких доходов и определенного социального статуса (мотивом получения знаний — желание быть востребованными на рынке труда);
II тип — интеллектуальный, для которого характерны получение знаний ради ценности самих знаний и отсутствие мотива экономической самореализации. Мотивом выбора направления профессионального образования у студентов этого типа служит личный интерес к определенной, но не всегда востребованной на рынке труда области знаний;
III тип — индифферентный; таких студентов характеризует отсутствие ценности как получения знаний, так и экономической самореализации путем востребованности на рынке труда в будущем;
IV тип — прагматический, студенты ориентированы на получение в будущем
высоких доходов и социального положения, но связывают это с получением не знаний, востребованных на рынке труда, а лишь диплома о высшем профессиональном образовании (отрицательно относятся к учебному процессу, недисциплинированны, имеют низкую успеваемость).
К первым двум типам можно причислить студентов с положительной профессиональной направленностью, которая представляет ситуацию соответствия личности выбранной профессии, к третьему и четвертому — с безразличным или даже негативным отношением к выбранной профессии.
По данным нашего исследования, к преобладающим типам (до 70 %) относятся интеллектуально-прагматический и прагматический типы личности студентов по степени развития их экономического и профессионального сознания. Обращает на себя внимание несоответствие вклада, т. е. качества учебы, времени подготовки к занятиям, и ожидаемого результата — престижной работы и высокого материального положения в будущем.
Исследование показало, что студенты гуманитарных специальностей обладают неразвитыми представлениями об экономических отношениях в современном обществе: о системе отношений собственности, денежно-кредитной системе, рынке труда, о способах планирования карьеры и т. д. Эффективным средством формирования экономического сознания у студентов, на наш взгляд, может стать введение в образовательную программу специальных факультативных и элективных курсов. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты изучения студентами разработанного автором факультативного курса «Психология денег».
Таким образом, одной из главных проблем современной психологии выступает изучение экономического сознания, его структурных компонентов и основных направлений трансформации, а также определение возможностей и путей развития экономического сознания людей,
111!111Й1И1!Ш № 4,
которые принимают активное участие в создании новых экономических отношений и структурировании нашего общества. Исследование экономического сознания студенческой молодежи, проблем, с которыми сталкивается современное население в рыночном обществе, необходимо для разработки эффективных программ экономической социализации и экономического самоопределения. Формирование экономического сознания студентов сегодня становится актуальной задачей высших учебных заведений, поскольку именно данной части населения предстоит формировать экономическое пространство нашей страны на рыночных условиях, укреплять и развивать уже существующие экономические отношения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дейнека, О. С. Экономическая психология: социально-политические проблемы / О. С. Дейнека. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. — 240 с.
2. Журавлев, А. Л. Программа социально-психологического исследования экономического сознания личности / А. Л. Журавлев, Н. А. Журавлева // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Программы и методики психологического исследования личности и группы :
материалы юбилейной науч. конф. ИП РАН, 28— 29 января 2002 г. / отв. ред. А. Л. Журавлев. — М., 2002. — Ч. 5. — С. 11—41.
3. Позняков, В. П. Психология экономического сознания. Соотношение основных феноменов и понятий / В. П. Позняков // Психология сознания: современное состояние и перспективы : материалы I всерос. конф., 29 июня — 1 июля 2007 г. — Самара, 2007. — С. 537—539.
4. Семенов, В. Е. Российская полиментальность и тенденции ее развития / В. Е. Семенов // Социальные и ментальные тенденции современного российского общества. — СПб., 2005. — С. 8 — 29. — (Человек и общество. Вып. 21).
5. Славская, А. Н. Специфика современного индивидуального сознания личности / А. Н. Слав-ская // Тенденции развития современной психологической науки : тез. юбилейной науч. конф., Москва, 31 января — 1 февраля 2007 г. / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. — М., 2007. — Ч. 1. — С. 299—301.
6. Хащенко, В. А. Социально-психологический подход к анализу экономического самосознания / В. А. Хащенко // Ежегодник РПО : материалы III Всерос. съезда психологов, 25—28 июня 2003 г. : в 8 т. — СПб., 2003. — Т. 8. — С. 168— 172.
7. Шибанова, Е. С. Образы богатого и бедного человека: компоненты экономического сознания / Е. С. Шибанова // Там же. — С. 423—427.
8. Филиппов, А. В. Психология и экономика / А. В. Филиппов, С. В. Ковалев // Психол. журн. — 1989. — Т. 10, № 1. — С. 22—31.
9. Фоминых, В. П. Трансформация экономического сознания работников акционерных обществ / В. П. Фоминых // Ежегодник РПО. — Т. 8. — С. 99—102.
Поступила 12.11.09.