Научная статья на тему 'Особенности экономического сознания студенческой молодежи с разными ценностными ориентациями'

Особенности экономического сознания студенческой молодежи с разными ценностными ориентациями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1452
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ / ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ / TYPES OF STUDENTS' ECONOMIC CONSCIOUSNESS / ECONOMIC CONSCIOUSNESS / STRUCTURE OF ECONOMIC CONSCIOUSNESS / ECONOMIC SOCIALISATION / TRANSFORMATION OF ECONOMIC CONSCIOUSNESS / SHAPING OF ECONOMIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корокошко Игорь Олегович

Рассматриваются особенности формирования экономического сознания студенческой молодежи в образовательном процессе, приводится авторская типология студентов по степени развития их экономического и профессионального сознания, разработанная на основе данных эмпирических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific Features of Economic Consciousness of Students with Different Value Systems

The article deals with specific features of undergraduate students' economic consciousness being shaped during the academic process, provides based on empirical data an author's typology of students regarding the degree of their economic and professional consciousness.

Текст научной работы на тему «Особенности экономического сознания студенческой молодежи с разными ценностными ориентациями»

№ 4, 2009

ретико-практический аспект / С. А. Старченко. — М. : Изд. дом «Подмосковье», 2000. — 280 с.

3. Усова, А. В. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения физике : учеб. пособие / А. В. Усова, 3. А. Вологодская. — Челябинск : Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. — 126 с.

4. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М. : Сентябрь, 1996. — 96 с.

5. Яковлева, Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности / Н. М. Яковлева — Челябинск : ЧГПИ, 1991. — 128 с.

Поступила 01.03.09.

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ

И. О. Корокошко (филиал Самарской гуманитарной академии

в г. Жигулевске)

Рассматриваются особенности формирования экономического сознания студенческой молодежи в образовательном процессе, приводится авторская типология студентов по степени развития их экономического и профессионального сознания, разработанная на основе данных эмпирических исследований.

Ключевые слова: экономическое сознание; структура экономического сознания; экономическая соци-

ализация; трансформация экономического сознания номического сознания студентов.

Проблема сознания имела фундаментальное значение во все периоды развития как философской, так и научно-психологической мысли. Сознание считают «центральной тайной человеческой психики» (А. Н. Леонтьев), «самой сложной проблемой современной науки» (В. Л. Райков), «величайшей ценностью, данной человеку» (Г. В. Акопов) и «главной загадкой психологии» (В. М. Аллах-вердов).

Категория «сознание» является принципиально значимой при изучении социального бытия личности, одну из важнейших сфер которого составляет экономическая деятельность. Современные рыночные отношения требуют от человека высокой экономической эффективности и планирования стратегии самореализации в экономической сфере. Ведущим психологическим регулятором экономического поведения, позволяющим человеку ставить перед собой экономические цели и задачи, реализовать их в практической деятельности, контролировать и оценивать свое экономическое поведение, обеспечивать его носителю возможность выживать и конкурировать в посто-

формирование экономического сознания; типы эко-

янно изменяющейся социально-экономической среде, выступает экономическое сознание.

Основным периодом развития экономического сознания личности признается время обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, поэтому большое значение в исследовании процесса формирования экономического сознания имеют характер и содержание образовательного процесса. Изучение экономического сознания студенческой молодежи в процессе профессионализации в вузе должно стать приоритетным направлением исследования психологов, педагогов, экономистов, поскольку системные представления о динамике развития экономического сознания студентов позволяют решать вопросы оптимизации экономической социализации субъектов образовательного процесса.

В современной литературе под экономическим сознанием и самосознанием понимаются социальные представления, установки, отношения, оценки, мнения личности о различных явлениях экономического содержания — экономических объектах, при этом для обозначе-© Корокошко И. О., 2009

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ния указанных категорий используется понятие «экономико-психологические характеристики личности» [2]. В. П. Позняков на основе общей дефиниции сознания, сформулированной С. Л. Рубинштейном, определяет экономическое сознание как «частную форму индивидуального или группового сознания, заключающуюся в различных формах знания индивидуального и группового субъекта о различных экономических объектах и его отношения к этому знанию» [3, с. 537].

Дискуссионным остается вопрос о структуре экономического сознания. Так, А. В. Филиппов и С. В. Ковалев понимают под ней совокупность конструктов сознания, обобщенно отражающих экономический порядок, экономическое устройство, существующее в данном обществе, представление субъекта об идеальном экономическом порядке, в центре которого находятся интересы субъекта экономических отношений — «экономическая мечта», а также система экономических установок, обеспечивающих поведение субъекта в конкретных периодически повторяющихся хозяйственных ситуациях [8].

О. С. Дейнека на основе теоретической схемы функциональной структуры сознания, предложенной В. А. Ганзеном, выделяет такие компоненты структуры экономического сознания, как: а) ощущения и восприятия в экономической сфере; б) чувства и эмоции в экономической сфере; в) экономическое мышление, экономические представления; г) экономические нормы, интересы. Если экономическое мышление, экономические представления, ощущения и восприятия в экономической сфере осуществляют функцию отражения объективной экономической реальности и участвуют в создании модели экономической сферы жизни, то экономические нормы, интересы, чувства и эмоции в экономической сфере выполняют функцию регулирования и участвуют в изменении материальной стороны окружающего мира и самого себя в ней [1].

Наиболее разработанную структуру экономического сознания личности предлагают А. Л. Журавлев и Н. А. Журавлева [2]. Ее составляющими авторы признают типичные осознаваемые личностью социально-психологические феномены, связанные с явлениями экономического содержания:

— представление личности о себе как о субъекте экономической деятельности (субъективно-экономический статус, удовлетворенность уровнем собственного материального благосостояния, представление о своих возможностях в повышении доходов, путях и способах их повышения и др.);

— представления личности о материальном благосостоянии, богатстве и бедности, отношение к богатым и бедным людям;

— социальные установки личности на различные формы экономического поведения (потребительского, сберегающего, предпринимательского и др.);

— отношение личности к деньгам (значимость денег для личности, интенсивность желания личности иметь деньги, социальные представления личности

о роли денег в собственной и общественной жизни и др.);

— представления личности о наиболее доходных видах деятельности;

— представления личности о собственности и собственнике (представление о том, владельца какого вида собственности можно считать собственником, и степень желания быть крупным собственником);

— психологическая готовность к конкуренции с другими людьми в экономической сфере;

— ориентация личности на экономические ценности.

Структурные компоненты экономического сознания интегрируются базовыми отношениями личности к ключевым экономическим объектам — деньгам, собственности и др. При этом центральным компонентом, по мнению В. А. Ха-щенко, выступает экономическое само-

№ 4, 2009

сознание как система многомерных, многоуровневых отношений человека к самому себе, отражающих его экономическую ориентацию в экономической сфере [6]. С точки зрения Е. С. Шибановой, «наиболее продуктивным представляется понимание структуры экономического сознания как системы осознаваемых личностью социально-психологических феноменов, связанных с явлениями экономического содержания» [7].

Формирование экономического сознания происходит в результате процесса, получившего название экономической социализации. Экономическая социализация рассматривается как процесс и результат включения личности в мир экономических отношений отдельных социальных групп и общества в целом, поскольку, усваивая систему экономических норм и ценностей, приобретая экономический опыт и активно преобразуя его, личность фактически становится экономическим субъектом современного общества. Таким образом, в онтогенезе экономическое сознание предстает одним из наиболее поздних формирований и окончательно складывается лишь в тот период, когда человек оказывается вовлеченным во все фазы воспроизводства — производство, обмен, распределение и потребление. К основным институтам социализации относятся семья, школа, средства массовой информации, ближайшее социальное окружение. При этом процесс экономической социализации может происходить стихийно и целенаправленно — в виде экономического воспитания и образования.

Экономическое сознание в целом и отдельные его компоненты не статичны: они изменяются вместе с условиями жизнедеятельности человека. Из результатов исследований В. П. Фоминых следует, что «гораздо быстрее и легче определенным изменениям подвергаются подвижные элементы экономического сознания (экономические потребности, экономические интересы, оценки, взгляды, мотивы поведения и др.)», а «устойчивые элементы экономического созна-

ния (экономическое мировоззрение, традиции, обычаи, нормы, стереотипы экономического поведения и др.) требуют более длительных, систематических воздействий на личность и ее взгляды, широкой пропаганды преимуществ рынка и рыночных отношений, опыта успешной перестройки экономического поведения различных групп российского общества как интегрального показателя их экономического сознания» [9, с. 101—102].

В силу специфического характера социально-экономических изменений в России изменение социальных установок, по мнению А. Н. Славской, происходит не на уровне массового общественного сознания, а на уровне индивидуального сознания личности, что объясняется отчуждением личности от общества, формированием особой формы индивидуализма, обусловленного «необходимостью личными усилиями обеспечить приемлемый уровень жизни вне разрушенных общественных и коллективных связей» [5, с. 299]. В. Е. Семенов, автор концепции российской полиментальности, отмечает, что в последние годы под влиянием средств массовой информации, рекламы, пропаганды западного образа жизни формируется индивидуалистско-капиталистический менталитет, ориентированный на ценности «западного рыночного мира» — прагматизм, индивидуализм, личный успех, тотальный рационализм, сочетающийся с гедонизмом, культ денег и собственности [4].

Современные исследования ценностных ориентаций студентов высших учебных заведений, в свою очередь, показывают, что профессиональное сознание большинства студентов не развито, образ будущего не сформирован, представления о жизни поверхностны и размыты. Если еще 20—30 лет назад образ будущего был четко очерчен в сознании молодых людей, то современные исследования социального самоопределения показывают усложнение проблемы будущего в развитии человека как личности. Поскольку большинство выпускников средних общеобразовательных учреж-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

дений продолжают свое образование в высших учебных заведениях, то роль вуза должна заключаться не только в ретрансляции определенных профессиональных знаний, но и в формировании развитого экономического сознания будущих специалистов.

На наш взгляд, развитие экономического сознания студентов неразрывно связано с процессом развития профессионального сознания. Профессиональное сознание можно рассматривать в качестве частного случая сознания экономического, поскольку одной из основных задач специалиста как субъекта экономических отношений современного общества считается реализация на рынке труда своих профессиональных знаний и умений за наиболее выгодную оплату.

На основе результатов наших исследований, проведенных на базе филиала Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти, можно предложить следующую типологию личности студентов по степени развития их экономического сознания и профессиональной направленности в образовательной деятельности.

I тип — интеллектуально-прагматический; мотивом получения высшего образования у студентов данного типа является извлечение в дальнейшем высоких доходов и определенного социального статуса (мотивом получения знаний — желание быть востребованными на рынке труда);

II тип — интеллектуальный, для которого характерны получение знаний ради ценности самих знаний и отсутствие мотива экономической самореализации. Мотивом выбора направления профессионального образования у студентов этого типа служит личный интерес к определенной, но не всегда востребованной на рынке труда области знаний;

III тип — индифферентный; таких студентов характеризует отсутствие ценности как получения знаний, так и экономической самореализации путем востребованности на рынке труда в будущем;

IV тип — прагматический, студенты ориентированы на получение в будущем

высоких доходов и социального положения, но связывают это с получением не знаний, востребованных на рынке труда, а лишь диплома о высшем профессиональном образовании (отрицательно относятся к учебному процессу, недисциплинированны, имеют низкую успеваемость).

К первым двум типам можно причислить студентов с положительной профессиональной направленностью, которая представляет ситуацию соответствия личности выбранной профессии, к третьему и четвертому — с безразличным или даже негативным отношением к выбранной профессии.

По данным нашего исследования, к преобладающим типам (до 70 %) относятся интеллектуально-прагматический и прагматический типы личности студентов по степени развития их экономического и профессионального сознания. Обращает на себя внимание несоответствие вклада, т. е. качества учебы, времени подготовки к занятиям, и ожидаемого результата — престижной работы и высокого материального положения в будущем.

Исследование показало, что студенты гуманитарных специальностей обладают неразвитыми представлениями об экономических отношениях в современном обществе: о системе отношений собственности, денежно-кредитной системе, рынке труда, о способах планирования карьеры и т. д. Эффективным средством формирования экономического сознания у студентов, на наш взгляд, может стать введение в образовательную программу специальных факультативных и элективных курсов. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты изучения студентами разработанного автором факультативного курса «Психология денег».

Таким образом, одной из главных проблем современной психологии выступает изучение экономического сознания, его структурных компонентов и основных направлений трансформации, а также определение возможностей и путей развития экономического сознания людей,

111!111Й1И1!Ш № 4,

которые принимают активное участие в создании новых экономических отношений и структурировании нашего общества. Исследование экономического сознания студенческой молодежи, проблем, с которыми сталкивается современное население в рыночном обществе, необходимо для разработки эффективных программ экономической социализации и экономического самоопределения. Формирование экономического сознания студентов сегодня становится актуальной задачей высших учебных заведений, поскольку именно данной части населения предстоит формировать экономическое пространство нашей страны на рыночных условиях, укреплять и развивать уже существующие экономические отношения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дейнека, О. С. Экономическая психология: социально-политические проблемы / О. С. Дейнека. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. — 240 с.

2. Журавлев, А. Л. Программа социально-психологического исследования экономического сознания личности / А. Л. Журавлев, Н. А. Журавлева // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Программы и методики психологического исследования личности и группы :

материалы юбилейной науч. конф. ИП РАН, 28— 29 января 2002 г. / отв. ред. А. Л. Журавлев. — М., 2002. — Ч. 5. — С. 11—41.

3. Позняков, В. П. Психология экономического сознания. Соотношение основных феноменов и понятий / В. П. Позняков // Психология сознания: современное состояние и перспективы : материалы I всерос. конф., 29 июня — 1 июля 2007 г. — Самара, 2007. — С. 537—539.

4. Семенов, В. Е. Российская полиментальность и тенденции ее развития / В. Е. Семенов // Социальные и ментальные тенденции современного российского общества. — СПб., 2005. — С. 8 — 29. — (Человек и общество. Вып. 21).

5. Славская, А. Н. Специфика современного индивидуального сознания личности / А. Н. Слав-ская // Тенденции развития современной психологической науки : тез. юбилейной науч. конф., Москва, 31 января — 1 февраля 2007 г. / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. — М., 2007. — Ч. 1. — С. 299—301.

6. Хащенко, В. А. Социально-психологический подход к анализу экономического самосознания / В. А. Хащенко // Ежегодник РПО : материалы III Всерос. съезда психологов, 25—28 июня 2003 г. : в 8 т. — СПб., 2003. — Т. 8. — С. 168— 172.

7. Шибанова, Е. С. Образы богатого и бедного человека: компоненты экономического сознания / Е. С. Шибанова // Там же. — С. 423—427.

8. Филиппов, А. В. Психология и экономика / А. В. Филиппов, С. В. Ковалев // Психол. журн. — 1989. — Т. 10, № 1. — С. 22—31.

9. Фоминых, В. П. Трансформация экономического сознания работников акционерных обществ / В. П. Фоминых // Ежегодник РПО. — Т. 8. — С. 99—102.

Поступила 12.11.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.