Научная статья на тему 'Диалектика хозяйственных взаимоотношений на рынке правоохранительных товаров и услуг'

Диалектика хозяйственных взаимоотношений на рынке правоохранительных товаров и услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЬШОК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ / ДИАЛЕКТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MARKET OF THE LAW-ENFORCEMENT GOODS AND SERVICES / DIALECTICS OF ECONOMIC RELATIONS / LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дворецкий Михаил Юрьевич

Статья посвящена анализу диалектики экономических взаимоотношений на рынке правоохранительных товаров и услуг. В работе также формируются новые подходы к анализу экономических отношений субъектов конкурентов правоохранительного рынка товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialectics of economic mutual relations in the market of the law-enforcement goods and services

The article is devoted to the analysis of dialectics of economic mutual relations in the market of the law-enforcement goods and services. In the work the new approaches to the analysis of economic relations between subjects competitors of a law-enforcement commodity market and services are also being formed.

Текст научной работы на тему «Диалектика хозяйственных взаимоотношений на рынке правоохранительных товаров и услуг»

2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2007 г. М., 2008. С. 119120, 185.

3. URL: http://www.ress.ru

Поступила в редакцию 12.05.2009 г.

Zhidenko A.A. Specificity of development of an infrastructure of the land market in Russia. In the article three

subsystems of an infrastructure of the land market are being considered: organizational-legal, financial and information. Problems of formation of an infrastructure of the land market connected both with backwardness of the land market, and with underdevelopment of institutes of an infrastructure of the land market are allocated.

Key words: land market; infrastructure of the land market; problems of development of an infrastructure of the land market.

УДК 351.82

ДИАЛЕКТИКА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА РЫНКЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

© М.Ю. Дворецкий

Статья посвящена анализу диалектики экономических взаимоотношений на рынке правоохранительных товаров и услуг. В работе также формируются новые подходы к анализу экономических отношений субъектов конкурентов правоохранительного рынка товаров и услуг.

Ключевые слова: рынок правоохранительных товаров и услуг; диалектика экономических отношений; правоохранительная деятельность.

Социально-экономическая сфера сопряжена с удовлетворением потребностей и достижением собственных интересов как отдельных индивидов, так и интересов групп индивидов, различных субъектов рынков, которые имеют огромное значение для формирования социально-экономической базы страны.

Интересы субъектов экономических отношений рынка правоохранительных товаров и услуг часто не совпадают. Поэтому функциональные действия по обеспечению потребителей товаров и услуг безопасности одной группы субъектов экономических отношений могут оказаться вызовом или угрозой для другой группы. Это связано с происходящими глобальными изменениями в способе и структуре общественного производства правоохранительных товаров и услуг под воздействием научно-технического прогресса при сохраняющейся жесткой конкуренции на уровне предприятий, регионов и страны в целом.

Актуальность проблемы диалектики экономических отношений на рынке правоохранительных товаров и услуг обусловлена меняющимися условиями функционирования экономических субъектов данного рынка,

которые постоянно предъявляют новые требования к количественным и качественным параметрам экономической среды функционирования.

Хозяйствующие субъекты в рыночной системе предъявляют повышенный спрос на качественные и рациональные товары и услуги безопасности. Чем выше степень безопасности хозяйствующих субъектов, тем выше качественная и количественная степень общественного воспроизводства.

Благоприятная среда диалектики взаимоотношений субъектов предложения товаров и услуг безопасности является основой рационального поведения хозяйствующих субъектов в условиях рыночных рисков, а также непременным условием удовлетворения экономических потребностей общества.

В современных социально-экономических условиях российской экономики и формирования постиндустриальной системы общества сложилась новая потребность в определении места и роли субъектов рынка правоохранительных товаров и услуг, в поиске новых направлений развития и совершенствования взаимоотношений, а также стратегий реализации целей и задач по предоставлению товаров и услуг безопасности.

Цель статьи состоит в анализе взаимосвязей и разработке направлений развития рынка правоохранительных товаров и услуг в экономической системе России.

Таким образом, объектом исследования в данной статье является рынок правоохранительных товаров и услуг.

Предметом же исследования является диалектика экономических отношений при взаимоотношении субъектов на рынке правоохранительных товаров и услуг.

Диалектика экономических взаимоотношений сопряжена с понятием экономической конкурентоспособности, которая определяется как «обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Эти свойства могут относиться к различным по природе объектам -видам продукции, предприятиям и организациям, их группам, образующим отраслевые или конгломератные объединения и комплексы, наконец, к отдельным странам или их группировкам (региональным, политическим, этнокультурным), выступающим в качестве субъектов конкурентной борьбы» [1].

С нашей точки зрения, экономическая конкурентоспособность является реализацией диалектического единства и противоположностей в экономических отношениях на рынке правоохранительных товаров и услуг.

По нашему мнению, поведение индивидов на данном рынке носит амбивалентный характер.

Амбивалентность (от лат. атЬо - «оба» и лат. уа1епИа - «сила») - двойственность отношения к чему-либо, в особенности двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства [2].

Зигмунд Фрейд рассматривал амбивалентность как сосуществование двух изначально присущих человеку противоположных глубинных побуждений, самыми фундаментальными из которых являются инстинкт жизни и инстинкт смерти.

Мы считаем, что понятие амбивалентности индивида субъекта рынка правоохранительных товаров и услуг содержит в себе двойственную характеристику противоположностей, которая обусловлена доминантными факторами социально-экономического характера.

С точки зрения Ю.В. Латова: «...на протяжении последнего десятилетия в России действует плюралистическая система защиты прав собственности, в которой легальная государственная правоохранительная деятельность не дополняется, а, скорее, подменяется двумя разновидностями нелегальной и одной легальной, но не государственной» [3].

Мы считаем, что в рамках правоохранительной деятельности амбивалентное состояние обусловлено тем, что индивид по формальным признакам принадлежит к одному субъекту рынка правоохранительных товаров и услуг, однако в силу каких-либо причин или побуждений является одновременно частью и другого субъекта.

Сегодня определить четкое позиционирование субъектов на данном рынке довольно сложно. В общих чертах, мы определяем четыре субъекта рынка правоохранительных товаров и услуг:

- государственные субъекты правоох-раны;

- негосударственные субъекты право-охраны;

- нелегальные субъекты правоохраны;

- субъекты различных криминальных структур.

С одной стороны, работники правоохранительных органов стали совмещать службу с «подработками», конкурируя как с частными легальными службами безопасности и сыска, так и с обычными организованными преступными группировками.

С точки зрения В.В. Радаева: «Совмещение функций официальных и неофициальных стражей порядка определенным образом трансформирует отношение работников органов к преступникам. С одной стороны, рэкетиры начинают рассматриваться как коммерческие конкуренты, бороться с которыми надо уже не за страх и не за совесть, а за собственный кошелек. С другой стороны, защитники порядка в мундирах теряют интерес к качественному уменьшению рискованности бизнеса, поскольку это вызвало бы снижение спроса на их неофициальные услуги. Формируется государственно-уголовный паритет, когда государственные служащие становятся своеобразными партнерами уголовников» [4].

С другой стороны, негосударственные субъекты правоохраны, т. е. частные службы охраны, безопасности и сыска, вынуждены

для наиболее качественной и конкурентной услуги на рынке создавать сеть «своих людей» как в правоохранительных органах, так и в криминальных структурах.

В результате рыночного реформирования «. параллельно с государственными стали образовываться негосударственные организации, агентства, учреждения. Это различные частные охранные и детективные организации, аналитические центры, информационные службы; учебные, научные и консультационные организации и т. д. Они, как правило, за плату оказывают услуги, в том числе и по охране объектов, обеспечивают защиту информации, коммерческой тайны, накапливают и представляют информацию о конкурентах, ненадежных партнерах и т. п.» [5].

Негосударственные охранные и сыскные организации постоянно находятся в состоянии повышенной рисковой ситуации, поскольку занимаются специфической предпринимательской деятельностью - предоставлением охранных и сыскных услуг потребителям, чаще всего коммерческим структурам, бизнес которых может быть как законным, так и криминальным.

В негосударственных охранных и сыскных организациях работают, как правило, бывшие сотрудники спецслужб и правоохранительных органов. Данные специалисты имеют специфическую профильную подготовку и занимаются фактически тем же, что знали и умели, при этом получая высокую заработную плату. В то же время возникает положительный эффект - снижается социальная напряженность, т. е. путем обеспечения официальной занятости таких пенсионеров и людей, уволившихся из органов по ряду причин, снижается возможность привлечения этих специалистов в криминальные структуры.

В свою очередь, за период первоначального накопления капитала организованные преступные группировки сумели отладить систему экономических отношений с легальными правоохранительными органами,

сформировали свою четкую организационную структуру и легализовали внешние, видимые обществом сферы экономической деятельности. Вместе с тем криминальные структуры установили меры воздействия на государственные правоохранительные орга-

ны, которые теперь реально контролируются определенными частными группировками, которые, соответственно, определяют кадровые назначения, продвижение по службе, уровень реальных доходов и политику в сфере безопасности и охраны правопорядка.

Диалектика экономических отношений на основе амбивалентного подхода на рынке правоохранительных товаров и услуг, в нашем видении, представлена на рис. 1.

Амбивалентный подход позволяет предположить, что существует некая зона транзи-тарности на данном рынке, т. е. зона неустойчивого состояния перехода, когда наряду с «новыми» системными формами и характеристиками продолжают существовать «старые».

Транзитарное состояние, по мнению В.М. Юрьева, «.несет в себе как элементы прошлого, так и будущего, а, следовательно, ее форма всегда подвижна и реальность ее структуры непродолжительна и изменчива» [6].

Транзитарное состояние также носит двойственный характер:

- с позиций субъективистского подхода это амбивалентный индивид, принадлежащий одновременно нескольким субъектам рынка правоохранительных товаров и услуг;

- с позиций объективного подхода экономической действительности существует легализация или криминализация индивидов и субъектов данного рынка. Сама же легализация или криминализация может носить как естественный, так и искусственный характер в соответствии с целями и задачами, стоящими перед субъектами рынка правоохранительных товаров и услуг.

Социально-экономические причины

транзитарного состояния амбивалентных индивидов на рынке правоохранительных товаров и услуг.

1. Процесс первоначального накопления капитала, в котором государственные субъекты правоохраны (по крайней мере, руководители), с одной стороны, являлись непосредственными равноправными участниками процесса раздела госсобственности, а с другой - выступали инструментами в конкурентной борьбе за собственность между различными участниками рыночных отношений (что приносило, в свою очередь, определенный доход).

Г осударственные субъекты правоохраны

о

X

а

я

н

8

м

Я

а

н

я

х

©

РО

Зона транзитарного состояния

х:

Нелегальные субъекты правоохраны

о

X

а

н

а

РО

Я

я

а

н

я

Я

о

РО

Негосударственные субъекты правоохраны

Зона транзитарного состояния

Субъекты различных криминальных структур

Рис. 1. Диалектика экономических отношений на рынке правоохранительных товаров и услуг

2. Нивелировка моральных норм и профессиональной этики. В результате развала монополизма государственной советской политико-экономической структуры в правоохранительной сфере новая этика служению закону и демократическому обществу не могла быть выработана быстро. Поэтому идеи экономического эгоизма и накопительства любыми способами стали «процветать» в правоохранительной сфере. Выросло целое поколение государственных сотрудников, которые стали рассматривать должность как инструмент обогащения, а не как обязанность служения закону и обществу.

3. Плохие условия труда и низкая заработная плата. Плохая наполняемость бюджетов различных уровней за годы реформ привела к тому, что финансирование государственных правоохранительных органов осуществлялось на крайне низком уровне. Чтобы обеспечить свое существование и своих семей, сотрудники правоохранительных органов вынуждены были проявлять коммерческий подход в рамках своей профессиональной деятельности. Тем более рыночные условия предъявляли огромный спрос на нелегальный аспект их деятельности, активно стимулируя предложение с их стороны. По-

мимо этого условия труда оставляли желать лучшего. Развитие техники и технологии трудовой деятельности в 1990-е гг. практически не затронули данную сферу государственной деятельности. Чтобы обеспечить нормальное функционирование организаций государственной правоохраны техникой, материалами, руководители шли на сотрудничество с представителями бизнеса, что, в свою очередь, создавало предпосылки к теневым, нелегальным взаимоотношениям и порождало коррупционные связи.

4. Потребность в жилье, бытовом и коммунальном обслуживании. Служение Закону, Государству и Обществу в государственных правоохранительных структурах требует от государства материального обеспечения текущей жизнедеятельности сотрудников данных служб. В годы реформ обеспечение жильем, материальные выплаты, льготы и субсидии носили формальный признак. Это создавало дополнительный стимул к занятию «бизнесом» на государственной службе.

5. Миграционные процессы и этнические проблемы. Перемещение трудовых мигрантов, равно как бывших сотрудников правоохранительных служб, из соседних стран приводит к пополнению субъектов рынка правоохранительных товаров и услуг. Формируются этнические преступные группировки, налаживаются деловые связи в госструктурах, возникают проблемы национального характера на данном рынке.

6. Социальная защита сотрудников государственных правоохранительных органов. Сегодня особенно актуальна проблема социальных установок в обществе самих работников правоохранительных органов. В основном, представление о правоохранительном сотруднике в обществе носит негативный характер. В широких общественных информативных источниках (телевидение, радио, газеты, журналы), а также в реальной практике взаимоотношений с населением сотрудники правоохранительных органов предстают «взяточниками, коррупционерами, людьми, паразитирующими на обществе за счет обладания непоколебимой власти государства». Во многом это обусловливает то, что в данные органы идут работать люди, для которых данная профессия не призвание, а способ и путь к материальному благополу-

чию, реализация потребности во «власти над другими».

Видовая экономическая деятельность сотрудников правоохранительных организаций чрезвычайно разнообразна. Сегодня она насчитывает, по разным оценкам, около 45-55 различных видов экономической активности, от вполне официальной до криминальной. Сгруппировав эти виды, получим основные направления экономической деятельности:

- охрана различных компаний от конкурентов и «рэкета»;

- неофициальная плата вместо штрафа;

- неофициальная плата при проверке документов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- неофициальные платные услуги за оформление документов;

- получение платы с торговцев;

- продажа правовой и коммерческой информации;

- контроль торговой деятельности;

- транспортные услуги, извоз;

- платные услуги за приостановление или прекращение дел;

- платные услуги при определении вины подозреваемого.

С точки зрения О. Коленникова, Л. Ко-салс, Р. Рывкиной, Ю. Симагина: «Российские реформы дали толчок формированию специфического рынка охранных услуг в стране, на котором милиция (как коммерческая структура), частные охранные службы и криминальные формирования ведут себя как партнеры и конкуренты в борьбе каждый за свою часть доходов, причем основным методом остается силовое давление. Весь переходный период конкуренция на рынке охранных услуг была (и в настоящее время осталась) достаточно острая. Безопасность -одна из основных составляющих жизнедеятельности любой фирмы, организации, за которую предпринимателям приходится платить. Деятельность по «крышеванию» для милиции стала одним из основных факторов ее (милиции) не просто выживания в новых условиях, а усиления, повышения дееспособности и превращения ее в структуру, которая наравне с другими государственными структурами, такими, как ФСБ, таможней и др., посредством неформальной коммерческой деятельности осуществляет контроль над бизнес-структурами в сфере безопасности» [7].

Монополизм правоохраной деятельности государства закончился с началом рыночных преобразований. Традиционно считается, что рынок правоохранительных товаров и услуг начал формироваться с 1992 г., в связи с принятием федерального закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Однако мы считаем, что формирование рынка правоохранительных товаров и услуг началось ранее, с началом политической и экономической «перестройки», приблизительно с 1985-х гг. В этот момент начинает развиваться частная деловая инициатива граждан, формирование кооперативов и пр.

Как следствие этого хозяйственного процесса в системе экономических отношений формируется система «крыш», которая является суррогатом нормальной системы защиты прав собственности, которая существовала на основе господства государственных силовых структур.

С нашей точки зрения, начались процессы диффузии амбивалентных индивидов на рынке правоохранительных товаров и услуг, представленные на рис. 2.

Изначально под диффузией понимается: «(лат. Ш//тю - распространение, растекание, рассеивание) - процесс переноса материи или энергии из области с высокой концентрацией в область с низкой концентрацией» [2].

Рис. 2. Диффузия амбивалентных индивидов на рынке правоохранительных товаров и услуг

В нашем понимании, диффузия означает движение и проникновение амбивалентных индивидов, по формальным и неформальным признакам от одних субъектов рынка к другим.

Первоначально процесс диффузии характеризовался тем, что активно формировались криминальные структуры, во много за счет сотрудников госструктур. Одновременно формировались нелегальные субъекты, занимающиеся частной сыскной и охранной деятельностью. Налаживалось производство незаконной правоохранной товарной продукции, а также поставки данной продукции из-за рубежа.

После 1992 г., в связи с принятием федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», сформировался, за счет и под воздействием процесса диффузии, еще один легальный субъект рынка правоохранительных товаров и услуг. И к концу 1990-х гг. «.количество сотрудников частных охранных предприятий и частных служб безопасности превышало 850 тыс. Для сравнения следует упомянуть, что численность организованных преступных групп во 2-ой половине 1990-х гг. была, по данным МВД, более чем на порядок меньше (примерно 60 тыс.)» [8].

Таким образом, диалектика взаимоотношений на рынке правоохранительных товаров и услуг будет характеризоваться активными диффузными процессами амбивалентных индивидов субъектов рынка до тех пор, пока государство и гражданское общество не предложат экономическую программу действий поддержки и развития легальной состав-

ляющей данного рынка с целью его стабильного экономико-правового развития.

1. Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 3.

2. Словарь. иКЬ: dic.academic.ru. Загл. с экрана.

3. Латов Ю.В. «Экономика рэкета» в постсоветской России. иКЬ: www.ecsocman.edu.ru. Загл. с экрана.

4. Радаев В.В. О роли насилия в российских деловых отношениях // Вопр. экономики. 1998. № 10.

5. Кваша Л.Ф. Негосударственные субъекты правоохранительной деятельности в Российской Федерации. М., 1996.

6. Юрьев В.М. Транзитарное хозяйство России: детерминизм экономических интересов. М., 1997.

7. Проект «Экономическая деятельность работников милиции: масштабы, причины и последствия» / Коленникова О. [и др.]. иЯЬ: www.narcom.ru

8. Скобликов П.А. Имущественные споры и криминал в современной России. М., 2001.

Поступила в редакцию 15.04.2009 г.

Dvoretsky M.Yu. Dialectics of economic mutual relations in the market of the law-enforcement goods and services. The article is devoted to the analysis of dialectics of economic mutual relations in the market of the law-enforcement goods and services. In the work the new approaches to the analysis of economic relations between subjects competitors of a law-enforcement commodity market and services are also being formed.

Key words: market of the law-enforcement goods and services; dialectics of economic relations; law-enforcement activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.