УДК 351.82
К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРЕСОСООБРАЗНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
© М.Ю. Дворецкий
Данная статья посвящена анализу потребностей и интересов в экономической деятельности хозяйствующих субъектов правоохраны в Российской Федерации. В работе также раскрывается актуальность и новизна подходов к развитию экономических отношений на правоохранительном рынке услуг.
Ключевые слова: рынок правоохранительных услуг, правоохранительная деятельность, экономические интересы, негосударственные субъекты правоохраны.
Анализ развития экономической деятельности хозяйствующих субъектов правоохраны и предоставление правоохранительных услуг свидетельствуют о том, что в условиях непрерывного совершенствования рыночных отношений исследование особенностей современного состояния и реализации экономических интересов субъектов в этой сфере обусловлено объективной необходимостью.
Сущность негосударственной правоохранительной деятельности заключается в объективной природе возникающих экономических отношений, во взаимосвязях хозяйствующих субъектов, обусловленных интересосообразным соотношением предоставления и потребления правоохранительных услуг.
Расширение представления о рынке правоохранительных услуг в экономических исследованиях зависит от отыскания способов аналитического представления систем отношений, формирующихся между экономическими субъектами в ходе хозяйственного взаимодействия. Существенной структурной характеристикой этих отношений следует считать взаимодействие различных экономических интересов. Рассмотрение экономической деятельности правоохраны сквозь призму интересов как их динамической основы является методологическим принципом анализа экономических субъектов различных иерархических уровней.
Насущная необходимость решения новых научных и практических задач, связанных с особенностями правоохранительной деятельности, негосударственными хозяйствующими субъектами в России и определяет важнейшее народнохозяйственное значение
и актуальность выбора темы настоящего исследования.
Теоретическим аспектам процесса реализации экономических интересов и потребностей посвящены научные труды С.А. Булгаковой, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, М.М. Мусина, И.Г. Саяпина, В.М. Юрьева.
Однако, несмотря на достаточный уровень рассмотрения проблемы экономических интересов в представленных публикациях, большинство из них не раскрывает целый ряд проблем, характерных для проявления экономического интереса во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов на рынке правоохранительных услуг. В них недостаточно проработаны на теоретическом и методологическом уровнях как организационно-экономические вопросы экономической деятельности субъектов правоохраны, так и вопросы потребления человеком (экономическим агентом) услуг правоохраны.
Исходя из вышеизложенного нами были сформулированы объект, предмет и цели нашего исследования.
Объектом исследования являются негосударственные субъекты правоохранительной деятельности на рынке правоохранительных услуг.
Предметом исследования являются экономические отношения и интересы, формирующиеся при взаимоотношении хозяйствующих субъектов на рынке правоохранительных услуг.
Цель состоит в разработке концепции административно-экономического статуса
негосударственных субъектов правоохраны в экономической системе России.
В условиях рыночной экономики ведущим мотивом экономической деятельности
хозяйствующих субъектов на различных рынках служит получение прибыли.
С точки зрения М.М. Мусина, «экономический интерес относится к числу материальных регуляторов общественной жизни человека. Положение об обусловливающем значении материальных интересов лежит в русле понимания экономической практики как формы рационального поведения» [1]. В научной литературе это понятие обычно содержательно раскрывается через обращение к категории потребности.
Потребности в жизнедеятельности человека играют большую роль. В основе своей они выступают как непременное условие жизни человека во внешних условиях. Оценивая роль потребностей в жизни людей, К. Маркс совершенно справедливо отметил: «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей и ради органа этой потребности» [2].
Существует понятие возрастания потребностей человека как в количественной характеристике, так и в качественной, носящих силу экономического закона. Также необходимо отметить, что потребности человека, в отличие от нужды, которую испытывают все в равной степени, обусловлены социально-культурным уровнем индивида. В свою очередь, потребности человека, подкрепленные его денежными доходами, выражаются через запросы, которые он предъявляет к окружающему миру благ. Запросы носят индивидуальный характер, но, взятые в совокупности, в зависимости от степени объединения и места реализации, формируются в рыночный спрос на товары и услуги.
Развитие хозяйственной общественной системы, на наш взгляд, идет за счет активизации процессов удовлетворения потребностей и интересов. Интерес является неким «двигателем» прогресса, который подчиняет себе поведение субъектов хозяйственной деятельности.
Наложив проблему ограниченности благ как предметов потребностей, можно заметить, что отношения людей между собой по поводу внешних объектов имеют ярко выраженный аспект. Происходит столкновение экономических потребностей за право обладания внешним объектом (предметом потребности). И в процессе этого столкновения
рождается новое отношение, но уже между людьми. Интерес рождается вследствие процесса столкновения экономических потребностей.
Социально-экономическая сфера сопряжена с удовлетворением потребностей и достижением собственных интересов как отдельными индивидами, так и группами индивидов, которые имеют огромное значение для формирования социально-экономической базы страны. Интерес определяется как «реальные причины действий, свершений, формирующиеся у социальных групп в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни» [3].
С нашей точки зрения, потребности человека выступают неким базисом, на котором строится интерес. Экономический словарь дает такую трактовку экономическим интересам: «Экономические интересы -
предмет заинтересованности, желания и побудительные мотивы действий экономических субъектов. Принято выделять: материальные, духовные, денежные, имущественные интересы, а также интересы человека, семьи, социальной группы, фирмы, отрасли, региона, государства, органов управления, коллективов» [4].
Как отмечалось ранее, интерес проявляется при столкновении экономических потребностей нескольких субъектов. Значит, интерес как свойство единичного, субъективного не имеет смысла.
Для каждой из различных конкретных групп общества в конечном итоге имеет важность удовлетворение собственных потребностей и реализация своих собственных интересов. В.М. Юрьев указывает на это следующим образом: «Стремление к получению сиюминутной выгоды в ущерб интересам общества оборачивается в общегосударственном масштабе снижением уровня удовлетворения потребностей и данного коллектива, и его членов, и собственников предприятия, а в конечном итоге и всех членов общества» [5].
Так как потребности группы не сводятся к набору потребностей индивидов ее составляющих, так и потребности общества не сводятся к набору потребностей отдельных социальных групп, составляющих общество. Общественные потребности выступают, как
правило, приматом потребностей отдельных индивидов и социальных групп.
Общество может определить свои потребности, но удовлетворить свои потребности оно не может в полной мере без государства. Именно государство способствует удовлетворению потребностей общества. Государство является, с одной стороны, средством удовлетворения общественных потребностей, но, с другой стороны, также формирует собственные потребности. В данном отношении потребность в экономической безопасности является объективной потребностью всех общественных подсистем, поэтому экономическая безопасность и выступает интегрированной потребностью общества, а государство способствует ее удовлетворению благодаря своим экономическим, технологическим, научным, социальным, политическим ресурсам.
Может создаться впечатление, что общественные потребности и потребности государства полностью совпадают, но это далеко не так. Общественные потребности представляют собой своего рода синтез направленности общества, потребности государства не синтезированы, а структурированы согласно возможности, стратегии и цели социально-экономического развития государства.
Потребности государства более четко определены в отличие от общественных, также государственные потребности чаще всего поддаются количественному подсчету (такой-то ВВП, такие-то расходы на обороны страны, социальное развитие и т. д.).
Так, на рынке правоохранительных услуг государство выступает как субъект «обязанности» по отношению к потребителям. Отсутствует степень прибыльности для государства по оказанию данных услуг.
Общество всегда хочет жить лучше, оно наделяет государство полномочиями именно для этой цели. В целом общество едино - оно желает улучшить свое настоящее положение. Другого общественного интереса не существует, ибо этот подразумевает буквально все аспекты жизни любого человека и любой социальной группы.
Экономический интерес понимается как практическая форма реализации социальноэкономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу удовлетворения свойственной каждому из них системы
экономических потребностей. Тем самым задается основной принцип оценки экономических интересов, поскольку потребности отдельного экономического субъекта могут быть упорядочены иерархическим образом путем придания им определенных весовых значений.
Экономический интерес, с одной стороны, характеризует данный субъект, определяя субъективные основания его деятельности. С другой стороны, в силу того, что этот интерес направлен на материальные ценности, данная категория согласуется с условием измеримости и, следовательно, выступает как объективная характеристика экономического поведения. Являясь субъективным феноменом, экономический интерес в то же время корректирует действие объективных факторов. Теоретическое осмысление этого фактора должно быть ориентировано на две взаимосвязанные цели.
Основной предпосылкой анализа экономических интересов является четкое осознание их субъектного характера. В этой связи важным методологическим вопросом является классификация различных интересов. Простейшим видом экономического интереса выступает частный интерес. Принцип методологического индивидуализма предполагает рассмотрение частного интереса в качестве первичной формы экономического интереса. Это означает, что научная постановка вопроса об интересах субъектов различного уровня (организации или группы организаций) осуществима лишь при возможности (пусть даже и чисто теоретической) сведения их к совокупности частных интересов. В противном случае эти категории приобретают в известной степени «мифический» характер. Вместе с тем расширение экономического контекста, в котором обнаруживает свою познавательную значимость категория интереса, не может останавливаться на уровне отдельной организации (или их групп). Правомочно говорить, например, о региональных экономических интересах. Наконец, на завершающей стадии синтеза экономическое исследование выходит на уровень национальных, или государственных, интересов.
Сложная сеть взаимозависимостей, связывающая экономических агентов, с одной стороны, выступает в качестве «естественного» ограничения их активности, а с другой -
может быть преобразована в исключительный по своей эффективности ресурсный потенциал. Сформировавшаяся система отношений насыщена разнообразными экономическими значениями, с которыми участники рынка так или иначе должны сообразовываться в своей текущей деятельности. Взаимосвязь субъектов рынка правоохранительных услуг представлена на рис. 1.
Стремлением экономического субъекта, агента экономических отношений, на правоохранительном рынке является максимизация экономической безопасности ради максимизации выгод от удовлетворения экономических потребностей, от реализации собственных экономических интересов. Нельзя рассматривать лишь наличие или отсутствие экономической безопасности, можно рассматривать либо максимизацию, либо минимизацию экономической безопасности. Конечно, возможна такая минимизация экономической безопасности, когда потери станут слишком высоки для субъекта экономических отношений. Если принимать поведение субъекта за рациональное, то каждый субъект будет строить свое поведение исходя из оптимального выбора. Выбор будет рассматриваться оптимальным тогда, когда субъект будет поддерживать и развивать свою эко-
номическую безопасность лишь в том случае, если затраты на поддержание и развитие экономической безопасности ниже потерь от минимизации экономической безопасности.
В истории хозяйственной деятельности еще не было такого случая, чтобы все экономические интересы были упорядочены и не вступали друг с другом в конфликт. Поэтому наличие или отсутствие экономической безопасности ведет к реализации экономического интереса, а следовательно, и к конфликту с другими экономическими интересами других носителей экономической безопасности. В конкурентную борьбу ожесточенно вступают лишь те субъекты экономических отношений, которые уверены в своих силах, уверены, что обладают максимально высокой экономической безопасностью. «Основными характеристиками каждого жизненно важного интереса являются цель, достижением которой собственно и удовлетворяется данный интерес, и его направленность относительно других интересов, удовлетворяющихся одновременно с ним. По своей направленности эти интересы могут быть совпадающими, параллельными, расходящимися и встречными (конфронтационными)» [6].
______________ I I ______________
Потребности и интересы хозяйствующих субъектов как потребителей на рынке правоохранительных услуг
Хозяйствующие субъекты как потребители услуг правоохраны
Рис. 1. Взаимосвязь субъектов рынка правоохранительных услуг
Чем ближе субъекты к паритету своей экономической безопасности (или оценке состояния как паритета), тем больше их интересы носят конфронтационный характер, иначе бы одной из сторон (с более низкой экономической безопасностью) не было смысла вступать в конфронтацию. Но при конфронтации победу одержит та сторона, чья экономическая безопасность выше. Однако явное преобладание экономической безопасности у одной из сторон уже автоматически нацеливает ее на подавление экономических интересов другой или других сторон, на бескомпромиссное удовлетворение своих потребностей.
Интересы, в отличие от желаний, конкретизированы и принимают четкую форму, что позволяет их носителям предпринимать конкретные действия по их реализации. Именно это позволяет интересам обладать огромной силой в определении социальноэкономического развития страны в целом или отдельных субъектов социально-экономических отношений. Важным моментом для реализации интересов выступает средство или средства их реализации. Любой набор интересов связан в первую очередь с улучшением социально-экономического положения его носителей (развитием экономической безопасности), которые прилагают максимум усилий для реализации своих интересов.
Проведение коренной ломки экономических отношений в правоохранительной сфере следует формировать постепенно, с адаптацией человека как потребителя к условиям, основанным на законах рынка, на развитии двусторонней инициативы участников этих отношений.
Интерес с позиции экономиста важен и как объективная составляющая, и как носящая субъективные признаки, связанные с формированием и реализацией интересов и потребностей экономических субъектов. Интерес как потребность выступает в качестве объективной основы деятельности субъекта. Однако выступить в качестве побудительной силы человека интерес не может, не проходя через его сознание.
По нашему мнению, надо согласиться с высказыванием Г.В. Булгакова о том, что «...в своем субъективном проявлении интерес выступает как объективное содержание,
которое, проходя через сознание человека, приобретает форму заинтересованности» [7].
Именно заинтересованность будет выступать как форма субъективной трансформации интереса. Изменение формы интереса с позиций субъективного и приобретение им новой характеристики мы находим в научных работах И.Г. Саяпина. В одной из работ говорится о том, что экономические интересы в механизме действия экономических законов занимают двойственное положение: «. с одной стороны, выступают как форма проявления объективных условий материальной жизни людей, производственных отношений, с другой стороны, являются объектом преломления этих объективных условий в сознании и действиях людей» [8].
Но глубинной основой являлся неэффективный и несоответствующий социально ориентированной экономике механизм взаимного соответствия интересов, который, по нашему мнению, является основой экономических отношений на рынке правоохранительных услуг.
За структурой устройства кроется функциональная многосложная нагрузка на каждый элемент этой цепи.
Определим некоторые объективные интересы, которые влияют на поведение хозяйствующих субъектов в процессе хозяйственной деятельности на рынке правоохранительных услуг и подчиняют его себе:
— интерес в повышении конкурентоспособности всей системы данного вида бизнеса;
— интерес в реализации стратегических целей хозяйствующих субъектов;
— интерес в максимальной прибыли не только от реализации охранных услуг, но и от всей системы движения услуги: распределения, обмена и стимулирования потребления;
— интерес в приведении в соответствие форм и методов данного бизнеса к современным нормам этики, морали и права в обществе;
— интерес в правовой и охранной безопасности ресурсных основ хозяйствующих субъектов (материальных, технологических, информационных);
— интерес в правовой охране реализации инновационного и инвестиционного процесса;
— интерес в защите и снижении рисковых ситуаций в ведении бизнеса;
— интерес в уменьшении внутренних хозяйственных противоречий между соучастниками данного вида бизнеса и др.
Таким образом, согласованность потребностей и интересов в виде интересосообраз-ности субъектов рынка правоохранительных услуг является залогом успешного развития данного вида рынка, хозяйствующих субъектов на этом рынке, а также всей экономической системы Российского государства.
1. Мусин М.М. Управление экономическими интересами М., 2006.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 26.
3. Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1989.
4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2000.
5. Юрьев В.М. Транзитарное хозяйство России: детерминизм экономических интересов. М., 1997.
6. Оболенцев И., Корнилов М., Синюков М. Продовольственная безопасность // Экономист. 2005. № 12.
7. Булгаков Г.В. Взаимодействие экономических интересов в аграрном секторе экономики России: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Саратов. 1999.
8. Саяпин И.Г. Система экономических интересов социалистического общества и их взаимодействие. Днепропетровск, 1974.
Поступила в редакцию 2.02.2009 г.
Dvoretsky M.Yu. To a question on the interest con-gruity in economic relations of managing subjects in the market of law-enforcement services. Given article is devoted to the analysis of requirements and interests in economic activities of managing subjects of the right protection in the Russian Federation. In the work the urgency and novelty of approaches to development of economic relations in the law-enforcement market of services is also revealed.
Key words: The market of law-enforcement services, right-protection activity, economic interests, not state subjects of the right-protection.
УДК 336
ОЦЕНКА РЫНКА ПИТЬЕВОЙ И МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ В г. ЛИПЕЦКЕ
© А.И. Моисеев, Т.Н. Толстых
Рассмотрены особенности рынка питьевой и минеральной воды в г. Липецке. Проведен анализ емкости рынка питьевой и минеральной воды в г. Липецке.
Ключевые слова: рынок, питьевая вода, минеральная вода.
На протяжении последних нескольких лет рынок минеральной и питьевой воды в России демонстрирует высокие и устойчивые темпы роста. Успех категории минеральной и питьевой воды связан с наблюдаемой в последнее время тенденцией смещения потребительских предпочтений в сторону напитков более полезных для здоровья, чем привычная «газировка», а именно - минеральной воды и соков. Российский рынок питьевой и минеральной воды является одним из самых динамично развивающихся сегментов индустрии безалкогольных напитков: ежегодные темпы прироста продаж стабилизировались на уровне 10-12 % в год. Ожидается, что в ближайшие несколько лет они не будут снижаться [1].
В то же время среднедушевое потребление воды в России, по европейским меркам, остается достаточно невысоким - порядка 20 л (в 2007 г.). Заметно более высокие показатели потребления характерны для столичного рынка, где на каждого жителя в год приходится порядка 40-45 л минеральной и питьевой воды, что соответствует средним показателям для развитых стран Восточной Европы, таких как Польша, Чехия, Венгрия и др. Для сравнения также отметим, что, например, в странах Западной Европы на одного человека ежегодно приходится в среднем около 100 л минеральной и питьевой воды, а в таких странах, как Италия, Франция, Бельгия, Испания и Германия, среднедушевое потребление воды уже несколько лет превышает 100 л на человека в год [2].