Мирошниченко Анастасия Владиславовна
О целесообразности установления административной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в осуществление пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений
Предметом исследования выступают положения российского законодательства, регламентирующие деятельность государственных органов по защите интересов несовершеннолетних от противоправных посягательств. Автор делает вывод о необходимости установления административной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в осуществление пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. В статье отражаются результаты выборочного социологического исследования, проведенного в форме анкетирования. Ставится вопрос о расширении полномочий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в части рассмотрения дел о вовлечении несовершеннолетнего в совершение пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.
Ключевые слова: административная ответственность, несовершеннолетние, пропаганда, вовлечение, нетрадиционные сексуальные отношения.
On the expediency of establishing administrative responsibility for involving a minor in the promotion of non-traditional sexual relations
The subject of the study is the provisions of Russian legislation that determine the activities of state bodies to protect the interests of minors from unlawful encroachments. The author comes to the conclusion that it is necessary to establish administrative responsibility for involving a minor in the promotion of non-traditional sexual relations. The results of a selective sociological study conducted in the form of a survey are presented. The question is raised about expanding the powers of commissions for minors and protecting their rights in terms of considering cases of involving a minor in the commission of propaganda of non-traditional sexual relations.
Keywords: administrative responsibility, minors, propaganda, involvement, non-traditional sexual relations.
Вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных деяний -одна из серьезных проблем, требующих особого внимания со стороны публичной власти.
Российским законодательством гарантируются защита и охрана институтов материнства, детства и семьи. Статья 38 Конституции Российской Федерации закрепляет положение, согласно которому указанные институты находятся под защитой государства.
Принятие Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором обозначены ключевые направления профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними (предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и анти-
общественных действий несовершеннолетних), подтверждает заботу государства о жизни и судьбе каждого ребенка [1].
В то же время отдельные проблемы в данной области не позволяют в полном объеме обеспечивать защиту несовершеннолетних от некоторых противоправных посягательств на них со стороны взрослых.
В частности, отсутствие норм об административной ответственности за осуществление пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, является фактором, побуждающим взрослых вовлекать детей в осуществление такой пропаганды, чаще всего в сети Интернет.
В одной из своих статей мы пришли к выводу о том, что в современный период развития общества возникли предпосылки для установления административной ответственности ро-
60
дителей или иных законных представителей несовершеннолетнего за совершение последним противоправных действий, выразившихся в пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений [2].
Представляется, что вовлечь ребенка в осуществление пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних может любой человек, оказывая на него воздействие путем уговоров, обещаний, обмана, шантажа, угроз и т.д. Чаще всего это родители или иные законные представители несовершеннолетнего, его близкие родственники, которые пользуются авторитетом у ребенка. Вместе с тем установлено, что ими могут являться работники государственных учреждений, учебных, спортивных и иных организаций, в которых занимается ребенок [3, с. 111].
По нашему мнению, среди прочего это обусловлено безнаказанностью взрослого лица, когда его настойчивое воздействие вызывает у ребенка определенный интерес и побуждает совершать противоправные деяния.
Кроме того, мы поддерживаем мнение, что чаще всего вовлечение детей в совершение противоправных деяний связано с тем, что «несовершеннолетними легче манипулировать и использовать их в своих целях, они не могут в полной мере оценить связанные с совершением определенных поступков риски» [4, с. 26].
Особенно ярко интерес к совершению противоправных деяний проявляется среди детей, которые имеют или ранее имели антисоциальные установки.
Сказанное подтверждает актуальность установления ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение противоправного деяния.
Ранее законодатель совершенно оправданно установил уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, антиобщественных действий (ст. 150, 151 УК РФ) и отдельных административных правонарушений (ст. 6.10, 6.23 КоАП РФ).
Полагаем, что возникла необходимость установления административной ответственности и за вовлечение несовершеннолетнего в осуществление пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений с целью дополнительной защиты интересов и прав детей, сферы общественной нравственности.
Вовлечение несовершеннолетних в совершение административных правонарушений и преступлений характеризуется высокой ла-тентностью, что подтверждает судебная прак-
тика, а при объективной оценке ситуации возникают определенные трудности.
Например, по одному из дел «...в ходе проверки установлено, что на интернет-страницах, расположенных по сетевым адресам: https://m.vk.com/wall-12648877_4725895; https://rn.vk.com/walM2648877_4723054, в открытом доступе без ограничения на передачу, копирование и распространение размещена информация, способная вызвать у детей желание употребить табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. На сайте размещены фотографии с изображением подростков, сидящих за партами в учебных классах и потребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, демонстрирующих употребление табачных изделий, а также пропагандирующих нетрадиционные сексуальные отношения. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции и в процесс потребления табака являются административными правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 6.10, 6.23 КоАП. При этом действующее законодательство предусматривает возможность ограничения распространения информации в сети Интернет в целях защиты конституционных прав и законных интересов граждан и публичных интересов Российской Федерации. Страницы в информационно-коммуникационной сети Интернет открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц. На момент проверки вышеуказанные интернет-ресурсы в единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не внесены. Установить информацию о владельцах сайтов, местонахождении владельцев доменов не представляется воз-можным...»1.
Следует отметить, что в п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» «вовлечение» характеризуется как действия взрослого лица, направленные на возбуждение желания совершить преступление или антиобщественное действие. В случае совершения преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, лицо, вовлекшее его в совершение преступле-
1 См.: Решение Октябрьского районного суда
г. Мурманска (Мурманская область) № 2А-2490/2020 2А-2490/2020~М-2178/2020 М-2178/2020 от 28 июля 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 19.11.2022).
61
ния, в силу ч. 2 ст. 33 УК РФ несет уголовную ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения [5].
Учитывая сказанное, под вовлечением несовершеннолетнего в осуществление пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних предлагаем понимать активные, провоцирующие действия взрослого лица, совершенные любым общедоступным и понятным для подростка способом, побуждающим либо понуждающим его совершать антиобщественные деяния, выражающиеся в распространении информации и (или) совершении публичных действий, популяризирующих нетрадиционные сексуальные отношения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» одной из главных задач российского общества является деятельность, направленная на «укрепление института семьи, сохранение традиционных семейных ценностей, преемственности поколений россиян» [6].
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» «органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка ... от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.» [7].
Административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних существовала с 2013 по 2022 г. 5 декабря 2022 г. Федеральным законом № 479-ФЗ2 в гл. 6 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» были внесены изменения в части установления административно наказуемого запрета: 1) на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола (ст. 6.21 КоАП РФ); 2) на пропаганду педофилии (ст. 6.21.1 КоАП РФ); 3) на распространение среди несовершеннолетних информации, демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения либо способной вызвать у несовершеннолетних желание сменить пол (ст. 6.21.2 КоАП РФ). При этом в ч. 2 ст. 6.21
2 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 5 дек. 2022 г. № 479-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
КоАП РФ сохранился квалифицирующий признак деяния, существенно ужесточающий ответственность за осуществление пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола среди несовершеннолетних. Нет сомнений, что законодатель стремится обеспечить повышенную защиту детей от негативного влияния такой информации на их духовное и нравственное развитие. Ведь нетрадиционные сексуальные отношения сами по себе противоестественны и ведут чаще всего к негативным последствиям, а юрисдикционный запрет их пропаганды выступает правовым средством правильного формирования общественного и индивидуального сознания граждан.
Поскольку судебная практика рассмотрения дел о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола на данный момент практически отсутствует, нами был проведен анализ дел о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних за 2013-2022 гг.
Суды общей юрисдикции, привлекая к ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, в некоторых своих решениях ссылаются на то, что она могла быть направлена на «вовлечение несовершеннолетних в какие-либо определенные сексуальные действия» или «агитировать в пользу какой-то определенной сексуальной ориентации» либо имела целью «вовлечь детей в обсуждение вопросов, связанных с гомосексуальностью»3.
Проведенные научные исследования и анализ судебной практики показывают, что вовлечение несовершеннолетних в осуществление пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений происходит практически повсеместно.
Полагаем, что с целью защиты материнства, детства и семьи законодатель первостепенно учитывает возможность появления угрозы интересам ребенка. В связи с этим возникает необходимость наделить органы административной юрисдикции правом привлекать к административной ответственности взрослых лиц, вовлекающих детей в осуществление пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.
3 См.: Решение Моршанского районного суда (Тамбовская область) № 2А-1493/2018 2А-1493/2018~М-1351/2018 М-1351/2018 от 27 нояб. 2018 г.; решение Вяземского районного суда (Смоленская область) № 2А-1175/2018 2А-1175/2018~М-1039/2018 М-1039/2018 от 27 июня 2018 г. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 19.11.2022).
62
Анализ результатов проведенного нами ан-кетирования4 показал, что из 1070 респондентов 1031 (96,35%) считают необходимым установить административную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в осуществление пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.
Мы поддерживаем данную точку зрения и полагаем, что нормы, устанавливающие такую ответственность, следует закрепить в гл. 6 КоАП РФ, дополнив ее статьей 6.21.3 «Вовлечение несовершеннолетнего в осуществление пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений». Статью 6.21.3 КоАП РФ предлагаем изложить следующим образом:
«1. Вовлечение несовершеннолетнего в осуществление пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, -
4 Социологическое исследование в форме анкетирования проводилось с сентября 2022 г. по март 2023 г. В качестве респондентов выступали работники сферы образования, сотрудники правоохранительных органов, юристы, врачи и медицинские работники, несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет. Всего в анкетировании приняли участие 1070 человек из 10 субъектов Российской Федерации, из них 307 сотрудников правоохранительных органов.
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.».
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при этом должны проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, которые совершили правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность [8].
Отметим, что в юридических научных источниках обосновывается необходимость расширения полномочий комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в части принятия определенного рода решений [9, с. 111].
В связи с изложенным следует внести изменения в ст. 23.2 КоАП РФ, наделив указанные комиссии правом рассмотрения дел о вовлечении несовершеннолетнего в осуществление пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.
По нашему мнению, предложенные дополнения в законодательство об административных правонарушениях могут способствовать повышению эффективности административно-правового противодействия пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений.
1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».
2. Мирошниченко А. В. Административно-правовое противодействие пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних в сети Интернет // Алтайский юридический вестник. 2022. № 4(40). С. 72-77.
3. Куемжиева С.А. Криминалистические особенности групповой методики расследования преступлений против семьи и несовершеннолетних // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 1(31). С. 110-116.
4. Гребеньков А.А., Гребенькова Л.А. Пропаганда социально-негативного поведения среди несовершеннолетних как общественно опасное явление // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 3. С. 24-28.
1. On the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency [Web resource]: fed. law d.d. June 24, 1999 No. 120-FZ. Access from the reference legal system "ConsultantPlus".
2. Miroshnichenko A.V. Administrative and legal counteraction to propaganda of non-traditional sexual relations among minors on the Internet // Altai Legal Bulletin. 2022. No. 4(40). P. 72-77.
3. Kuemzhieva S.A. Criminalistic features of group methods of investigation of crimes against the family and minors // Bulletin of Krasnodar University of Russian MIA. 2016. No. 1(31). P. 110-116.
4. Grebenkov A.A., Grebenkova L.A. Propaganda of socially negative behavior among minors as a socially dangerous phenomenon // Problems of law enforcement. 2019. No. 3. P. 2428.
5. On judicial practice of the application of legislation regulating the specifics of criminal responsibility and punishment of minors [Web resource]: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation d.d. Febr. 1, 2011
63
5. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февр. 2011 г. № 1. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Кон-сультантПлюс».
8. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Мотрович И.Д. Предупреждение и пресечение органами внутренних дел (полицией) административных правонарушений в сфере общественного порядка, связанных с потреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции и появлением в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах: дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2014.
No. 1. Access from the reference legal system "ConsultantPlus'.
6. On the National Security Strategy of the Russian Federation [Web resource]: decree of the President of the Russian Federation d.d. July 2, 2021 No. 400. Access from the reference legal system "ConsultantPlus".
7. On the basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation [Web resource]: fed. law d.d. July 24, 1998 No. 124-FZ. Access from the reference legal system "ConsultantPlus".
8. On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation [Web resource]: fed. law d.d. June 23, 2016 No. 182-FZ. Access from the reference legal system "ConsultantPlus".
9. Motrovich I.D. Prevention and suppression by the internal affairs bodies (police) of administrative offenses in the field of public order related to the consumption of alcoholic and alcohol-containing products and the appearance of alcoholic intoxication in public places: diss. ... Candidate of Sciences in Jurisprudence. Khabarovsk, 2014.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Мирошниченко Анастасия Владиславовна, адъюнкт кафедры административного права и административной деятельности ОВД Омской академии МВД России; e-mail: patrusheva_avp@ mail.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR
A.V. Miroshnichenko, Postgraduate student of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Department of Internal Affairs, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: [email protected]
64