УДК 343.4 ББК 67.4
© 2018 г. Н. В. Бровко,
доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент. Тел.: +7 (908) 175-29-96.
Р. А. Пестов,
доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук. Тел.: +7 (918) 592-78-28.
К. Д. Рыдченко,
начальник кафедры административной деятельности ОВД Воронежского института МВД России кандидат юридических наук. Тел.: +7 (473) 200-52-90.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ ВОВЛЕЧЕНИЯ В СОВЕРШЕНИЕ АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
В статье разрабатывается понятие «вовлечение», с помощью которого рассматриваются особенности уголовного и административно-деликтного законодательства России, предусматривающего юридическую ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение наиболее общественно опасных или вредных действий: совершение преступления (ст. 150 УК РФ), совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ и 6.10 КоАПРФ), совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего (ст. 151.2 УК РФ), занятие проституцией (ст. 240 УК РФ), изготовление и оборот порнографических материалов (ст. 242 УК РФ), процесс потребления табака (ст. 6.23 КоАП РФ). На основе теоретического анализа авторами выделяются проблемы правовой регламентации защиты несовершеннолетних от вовлечения в антиобщественную деятельность и представляются пути их решения.
Ключевые слова: органы внутренних дел, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
N. V. Brovko - Associate Professor of the Department of the Administrative Law of Rostov Law Institute
of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
R. A. Pestov - Associate Professor of the Department of the Administrative Law of Rostov Law Institute
of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences.
K. D. Rydchenko - Head of the Department of Administrative Activity of ATS of
Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences.
THE IMPROVEMENT OF STANDARD REGULATION IN THE SPHERE OF PROTECTION
THE MINORS AGAINST INVOLVEMENT IN THE COMMISSION OFANTISOCIALACTIONS
The article reveals the legal category «involvement», through the prism of this legal category is considered criminal and administrative-tort legislation of Russia, which provides for legal liability for involving minors in the Commission of the most socially dangerous or harmful actions: in the Commission ofa crime (article 150 of the criminal code), in the Commission of antisocial actions (article 151 of the criminal code and 6.10 of the administrative Code), in the Commission of actions that pose a threat to the life of a minor (article 151.2 of the criminal code), in prostitution (article 240 of the criminal code), in the production and circulation of pornographic materials (article 242 of the criminal code), in the process of tobacco consumption (article 6.23 of the Administrative Code). On the basis of the analysis the problems of legal regulation ofprotection ofminors from involvement in antisocial activity are allocated and ways of their decision are presented.
Keywords: bodies of internal affairs, prevention of child neglect and delinquency.
На различных этапах развития законодательства вовлечение несовершеннолетних в совершение деликтов рассматривалось неоднозначно: от непризнания объектом правовой
охраны (Русская Правда) с последующей трансформацией в правовой институт (Уголовное уложение 1903 года).
Становление личности несовершеннолет-
него зависит от атмосферы в семье, включающей социальные, нравственные и экономические факторы. На протяжении ряда лет роль семьи ослабевала в силу занятости родителей и их психологической перегрузки. Для многих несовершеннолетних жестокость, принуждение к антисоциальным поступкам становятся нормой жизни.
В российском многонациональном обществе охрана и защита детства и семьи регламентируются конституционным законодательством.
Так, несовершеннолетний является специальным субъектом права, обладающим особым правовым статусом. Это обстоятельство обусловлено уровнем психофизиологического развития ребенка в определенном возрасте, необходимостью его социальной адаптации [1, с. 11-19]. Любопытство и подражание взрослым в младшем возрасте сменяется максимализмом во взглядах и антагонизмом с родителями в пубертатный период. Повышенная вовлекаемость несовершеннолетних и ориентирование на авторитет взрослого человека также следует отнести к возрастным особенностям ребенка.
Слова «привлечение» и «вовлечение» имеют общий корень и схожее смысловое значение. В словаре В. Даля слово «вовлекать» толкуется как «втягивать, втаскивать, вводить силою, заманивать, запутывать, заставить принять участие» [2]. Следует обратить внимание на то, что семантико-лексическое содержание исследуемого понятия включает, с одной стороны, активный, дополненный эмоционально-агитационный посыл, информирование о какой-либо деятельности, с другой - собственно описание этого действия. Правовая категория «вовлечение» имеет информационно-материальный характер, в отличие от исключительно информационных процессов пропаганды, агитации или склонения к какому-либо действию, а также передачи и распространения информации.
С позиции юриспруденции вовлечение имеет зачастую негативный, противоправный потенциал и практически не используется при описании социально полезной деятельности. Уголовное и административно-деликтное законодательство России предусматривает юридическую ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение наиболее общественно опасных или вредных действий: в совершение преступле-
ния (ст. 150 УК РФ), совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ и 6.10 КоАП РФ), совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего (ст. 151.2 УК РФ), занятие проституцией (ст. 240 УК РФ), изготовление и оборот порнографических материалов (ст. 242 УК РФ), процесс потребления табака (ст. 6.23 КоАП РФ).
В рамках прошлых публикаций [3, с. 8791] и настоящей статьи хотелось бы обратить особое внимание на проблемы правовой регламентации защиты несовершеннолетних от вовлечения в антиобщественную деятельность. Вместе с тем, предваряя дальнейшее изложение, следует определить сущность и содержание термина «вовлечение». В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 года №9 1 [4] под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий понимаются действия взрослого лица, направленные на возбуждение желания совершить преступление или антиобщественные действия.
Пунктом 42 данного документа устанавливается ряд положений:
- к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий могут быть привлечены лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста и совершившие преступление умышленно. Аналогичное правило действует и при квалификации ст. 6.10 КоАП РФ;
- антиобщественными действиями признаются систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством;
- если последствия не наступили по не зависящим от виновных обстоятельствам, то их действия могут быть квалифицированы по ч. 3 ст. 30 УК РФ (покушение на преступление) и ст. 150 либо 151 УК РФ. Административная ответственность в том же случае неприменима, так как административно-де-ликтное законодательство не предусматривает возможности привлечь к ответственности за неоконченное административное правонарушение;
- в случае совершения преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, лицо, вовлекшее его в
совершение преступления, несет ответственность за содеянное в качестве исполнителя.
Необходимость определения понятия «вовлечение» и основных признаков правонарушений, предусмотренных ст. 6.10 КоАП РФ и ст. 151 УК РФ, обусловлена единообразным применением административных норм на практике, исследованием правонарушений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение антиобщественных и противоправных действий.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ [5] антиобщественные действия -это «действия в виде систематического употребления наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц». Приведенное определение требует комментариев. Во-первых, указанные выше статьи УК РФ и КоАП РФ охватывают далеко не все возможные формы антиобщественного поведения несовершеннолетних. Так, ст. 6.10 КоАП РФ не предусматривает ответственности за употребление наркотических средств и психотропных веществ, занятие проституцией, а также бродяжничество или попрошайничество. Более того, объективная сторона данного состава не предусматривает системности потребления в качестве обязательного признака, что не позволяет в полной мере распространить на эту норму категорию «антиобщественные действия». Статья 151 УК РФ аналогично оставляет за рамками своего регулирования вопросы вовлечения несовершеннолетних в занятие проституцией и употребление наркотических средств и психотропных веществ, однако устанавливает ответственность за систематическое бродяжничество и попрошайничество, умалчивая о наказании за вовлечение ребенка в употребление новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Проблема различного содержания объективной стороны ст. 6.10 КоАП РФ и ст. 151 УК РФ уже давно обсуждается учеными и законотворцами. Также для многих остается открытым вопрос о том, почему за вовлечение несовершеннолетнего в употребление табака предусмотрена административная ответственность в рамках отдельной ст. 6.23 КоАП РФ и почему этот вид деятельности не
отнесен Федеральным законом № 120-ФЗ к антиобщественным действиям. В отличие от лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, люди, употребляющие табачные изделия, не склонны к антиобщественному поведению, правонарушениям. Основные негативные последствия курения сводятся к влиянию на здоровье. Следует также отметить, что хотя большинство людей и считают курение социально приемлемой привычкой в обществе, однако для несовершеннолетнего это во многом акт протеста. А само состояние протеста, как известно, нередко предшествует правонарушениям.
При выявлении случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий сотрудники полиции и других уполномоченных органов должны знать содержание таких определений, как:
- алкогольная и спиртосодержащая продукция, которые закреплены в п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 -ФЗ [6];
- наркотические средства, новые потенциально опасные психоактивные вещества (ст. 1 Федерального закона от 8.01.1998 № 3-ФЗ) [7].
Вовлечение в употребление одурманивающих веществ следует отличать от употребления наркотических веществ, так как второе является уголовно наказуемым деянием. Список наркотических средств содержится в постановлении Правительства РФ от 30.06.98 № 681 [8]. Одурманивающими веществами считаются вещества, включенные в Список одурманивающих веществ. В примечании к данному списку сказано, что он является динамичным, однако последнее его изменение было в 2005 году.
Отличительной чертой вовлечения является то, что оно не может быть совершено путем бездействия. Вовлечение характеризуется как активное действие совершеннолетнего лица, побуждающего несовершеннолетнего к совершению антиобщественных действий. Способ вовлечения является обязательным элементом для доказывания [4]. Не установив способ вовлечения несовершеннолетнего в антиобщественные действия, невозможно доказать, имело ли оно место.
В юридической литературе раскрываются различные способы вовлечения несовершеннолетних в антиобщественные действия. Их объединяет общая цель - возбуждение желания у несовершеннолетнего совершить противоправные и антиобщественные действия
[9, с. 97-102]. В диспозиции ст. 151 УК РФ не указаны способы вовлечения, но они могут быть такими, которые определены в ст. 150 УК РФ. Наиболее распространенными способами вовлечения, не связанными с применением насилия, являются: убеждение, подкуп, предложение, обман, запугивание, возбуждение низменных побуждений, обещание, дача совета о месте и способах совершения или сокрытия следов. Чаще других встречается такой способ, как предложение, однако доказать его бывает достаточно трудно. Предложение совершить антиобщественные действия может выступать в качестве способа преступления только тогда, когда именно оно побудило несовершеннолетнего к совершению антиобщественных действий.
Выявив общие черты и основные различия составов, предусмотренных ст. 151 УК РФ и ст. 6.10 КоАП РФ, рассмотрим их более детально. В указанной статье УК РФ под антиобщественными действиями понимается систематическое употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством. Основной непосредственный объект данного преступления - общественные отношения, обеспечивающие нормальное развитие несовершеннолетнего и формирование его личности. Также выделяется дополнительный объект - здоровье потерпевшего.
Объективная сторона преступления, согласно ч. 1 ст. 151 УК РФ, заключается в вовлечении несовершеннолетнего в систематическое употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством и попрошайничеством.
Первое опасно, потому что в результате приобщения к регулярному употреблению алкоголя у несовершеннолетнего нарушается нормальное физическое, духовное и умственное развитие.
Одной из проблем применения данной правовой нормы является неоднозначное понятие признака систематичности [10, с. 134-138]. Различное понимание данного признака приводит к тому, что его относят или ко всем формам вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, или только к некоторым видам вовлечения. Среди ученых нет единого подхода к пониманию количественного и временного показателей, необходимых для определения систематично-
сти. Согласно мнению некоторых ученых и логике КоАП РФ, период времени, в течение которого должно быть совершено систематическое вовлечение в употребление, не должен превышать срок, закрепленный в ст. 4.6 КоАП РФ. Это срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за первый и второй эпизоды вовлечения. Таким образом, систематическое употребление спиртных напитков предполагает возбуждение желания у несовершеннолетнего к этому более двух раз в течение непродолжительного времени.
Преступление имеет формальный состав и считается оконченным после совершения хотя бы одного из антиобщественных действий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 151 УК РФ.
В примечании к статье указано, что уголовной ответственности не подлежит родитель, который вовлек в занятие бродяжничеством своего родного ребенка в силу безысходного положения, когда бродяжничество для обоих стало единственным средством поддержания жизни.
Субъективная сторона во всех формах выражается в форме прямого умысла. Субъект преступления, согласно ч. 1 ст. 151 УК РФ, общий - вменяемое физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста. Часть 2 ст. 151 УК РФ предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних.
Административная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественные действия предусмотрена в ст. 6.10 КоАП РФ. Объектом противоправного посягательства являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное физическое и нравственное развитие несовершеннолетних, а в качестве дополнительного объекта выступает здоровье детей.
Объективная сторона заключается в действиях виновного, направленных на склонение несовершеннолетнего к употреблению вышеуказанных напитков и веществ путем уговоров, обещаний и так далее. В судебной практике встречается мнение, что данное административное правонарушение считается оконченным с момента дачи согласия несовершеннолетнего на употребление данных напитков или веществ либо непосредственное употребление при подразумевающемся
согласии, однако такая точка зрения представляется нам необоснованной, хотя и справедливой. Следует заметить, что, принимая подобную трактовку, соглашаемся с различной интерпретацией одного и того же юридического термина в зависимости от отрасли права, в которой он используется. Полагаем, подобное положение вещей создает существенные правовые коллизии, которые не имеют однозначного разрешения. И в первую очередь это не позволит использовать административную преюдицию между административными правонарушениями и преступлениями в рассматриваемой сфере, ведь различная трактовка термина «вовлечение» создает различия в объективной стороне названных деликтов.
Правоприменителю также следует помнить, что в случае, когда вовлечение несовершеннолетнего в употребление наркотических средств и психотропных веществ не состоялось по не зависящим от вовлекаемого причинам, то его действия следует квалифицировать по ст. 6.13 КоАП РФ.
Подводя итог сказанному, следует указать на два проблемных правовых вопроса, негативно влияющих на единообразное примене-
Литература
ние ст. 151 УК РФ и 6.10 КоАП РФ и эффективность защиты несовершеннолетних от вовлечения в совершение антиобщественных действий:
1. В административном законодательстве не предусмотрено разграничение процесса совершения административного правонарушения на стадии, в то время как для формирования состава административного правонарушения необходимо доказать три элемента объективной стороны: призыв (информационный элемент), восприятие (интеллектуально-психологический элемент), антиобщественное, противоправное действие (материальный элемент).
2. Изучение лексико-юридических формулировок ст. 6.10 КоАП РФ и ст. 151 УК РФ говорит о различном содержании объективных сторон составов. В статье 6.10 КоАП РФ не предусмотрена ответственность за бродяжничество и попрошайничество, а в ст. 151 УК РФ - за употребление новых потенциально опасных психоактивных веществ. Полагаем, в целях обеспечения преемственности двух указанных составов их объективные стороны следует привести к единым формулировкам.
ВШИо^а^у
1. Лубский А. В., Лубский Р. А. Адаптация на- 1. Lubsky A. V., Lubsky R. A. Adaptation of the родов Юга России к социальной трансформа- peoples of the South of Russia to social transforma-ции: проблемы методологии исследования // tion: problems of research methodology // Scientific Научная мысль Кавказа. 2008. № 4 (56). thought of the Caucasus. 2008. № 4 (56).
2. Даль В. И. Толковый словарь живого ве- 2. Dal V. I. Explanatory dictionary of living ликорусского языка: в 4 т. М., 1978. Т. 1, 4. great Russian language: in 4 vols. Moscow, 1978.
3. Рыдченко К. Д., Пестов Р. А. Полномо- Vols 1, 4.
чия должностных лиц полиции в сфере со- 3. Rydchenko K. D., Pestov R. A. Powers of
действия физическому, интеллектуальному, police officers in the field of assistance to physical,
психическому, духовному и нравственному intellectual, mental, spiritual and moral development
развитию детей // Философия права. 2015. of children // Philosophy of law. 2015. № 5 (72). № 5 (72). 4. The resolution of Plenum of the Supreme
4. Постановление Пленума Верховного Court of Russia dated 01.02.2011 № 1 (ed. by Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 29.11.2016) 29.11.2016) «On court practice of application of «О судебной практике применения законода- legislation regulating the peculiarities of criminal lia-тельства, регламентирующего особенности bility and punishment of minors» // Bulletin of the уголовной ответственности и наказания не- Supreme Court of the Russian Federation. 2011. совершеннолетних» // Бюллетень Верховно- № 4.
го Суда РФ. 2011. № 4. 5. Federal law of 24.06.1999 № 120-FZ (ed.
5. Федеральный закон от 24.06.1999 from 07.06.2017) «About bases of system of pre-№ 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах сис- vention of neglect and offenses of minors» // Rus-темы профилактики безнадзорности и право- sian newspaper. 1999. June 30.
нарушений несовершеннолетних» // Россий- 6. Federal law of 22.11.1995 № 171-FZ (ed.
ская газета. 1999. 30 апреля. of 28.12.2017) «On state regulation ofproduction
6. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Российская газета. 1995. 29 ноября.
7. Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Российская газета. 1998. 15 января.
8. «Список одурманивающих веществ (по состоянию на 1 ноября 2005 года)» (утв. Постоянным комитетом по контролю наркотиков, протоколы от 09.10.1996 № 51/7-96, от 22.04.1998 № 2/64-98, от 14.04.1999 № 2/71-99, от 13.04.2005 № 2/98-2005) // Новая аптека. 2006. № 6.
9. Рыдченко К. Д. Вовлечение или пропаганда - выбор лексической формулировки состава административного правонарушения // Актуальные проблемы административной ответственности: материалы Международной научно-практической конференции (Омск, 16 мая 2014 года) / отв. ред. Ю. П. Соловей. Омск, 2014.
10. Сокол Е. В. Понятие систематичности при вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий // Общество и право. 2014. № 4.
and turnover of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products and on restriction of consumption (drinking) of alcoholic products» // Russian newspaper. 1995. November 29.
7. Federal law from 08.01.1998 № 3-FZ (as amended on 29.12.2017) «On narcotic drugs and psychotropic substances» // Russian newspaper. 1998. January 15.
8. «List of intoxicants (as of 1 November 2005)» (app. the permanent Committee on drugs control, protocols from 09.10.1996 № 51/7-96, dated 22.04.1998 № 2/64-98, dated 14.04.1999, № 2/71-99, dated 13.04.2005 № 2/98-2005) // New drugstore. 2006. № 6.
9. Rydchenko K. D. Involvement or propaganda - choice of lexical formulation of the administrative offense // Actual problems of administrative responsibility: materials of the international scientific-practical conference (Omsk, may 16, 2014) / editor-in-chief by Yu. P. Solovey. Omsk, 2014.
10. Sokol E. V. The Concept of regularity in the engagement of minors in antisocial activity // Society and law. 2014. № 4.