Научная статья на тему 'Об актуальности положений авторского проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» '

Об актуальности положений авторского проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
административная ответственность / общественная нравственность / пропаганда / нетрадиционные сексуальные отношения / семья / несовершеннолетние / проект федерального закона / administrative responsibility / public morality / propaganda / non-traditional sexual relations / family / minors / draft federal law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анастасия Владиславовна Мирошниченко

Рассмотрен ряд норм отечественного законодательства, выстраивающих противодействие феномену нетрадиционных сексуальных отношений, оказывающему негативное влияние на здоровье и нравственное развитие россиян. Показана авторская позиция, что любые формы и виды сексуальных отношений должны существовать исключительно в субъективных границах отдельной личности. Предлагается проект законотворческой инициативы, положения которого призваны усовершенствовать правовые сферы защиты общественной нравственности, интересов семьи, несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анастасия Владиславовна Мирошниченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the relevance of the provisions of the author’s draft federal law «On Amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation and to certain legislative acts of the Russian Federation»

The article considers a number of norms of domestic legislation that build counteraction to the phenomenon of non-traditional sexual relations, which has a negative impact on the health and moral development of Russians. The author's position is shown that any forms and types of sexual relations should exist exclusively within the subjective boundaries of an individual. A draft legislative initiative is proposed, the provisions of which are designed to improve the legal spheres of protection of public morality, the interests of the family, and minors.

Текст научной работы на тему «Об актуальности положений авторского проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» »

Закон и право. 2024. № 4. С. 107-111. Law and legislation. 2024;(4):107-111.

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-107-111 EDN: https://elibrary.ru/EBESTO

NIION: 1997-0063-4/24-198 MOSURED: 77/27-001-2024-3-398

Об актуальности положений авторского проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Анастасия Владиславовна Мирошниченко

Омская академия МВД России, Омск, Россия, patrusheva_avp@mail.ru

Аннотация. Рассмотрен ряд норм отечественного законодательства, выстраивающих противодействие феномену нетрадиционных сексуальных отношений, оказывающему негативное влияние на здоровье и нравственное развитие россиян. Показана авторская позиция, что любые формы и виды сексуальных отношений должны существовать исключительно в субъективных границах отдельной личности. Предлагается проект законотворческой инициативы, положения которого призваны усовершенствовать правовые сферы защиты общественной нравственности, интересов семьи, несовершеннолетних.

Ключевые слова: административная ответственность, общественная нравственность, пропаганда, нетрадиционные сексуальные отношения, семья, несовершеннолетние, проект федерального закона.

Для цитирования: Мирошниченко A.B. Об актуальности положений авторского проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Закон и право. 2024. № 4. С. 107—111. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-107-111 EDN: https://elibrary.ru/EBESTO

Original article

On the relevance of the provisions of the author's draft federal law «On Amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation and to certain legislative acts of the Russian Federation»

Anastasia V. Miroshnichenko

Omsk Academy of the MIA of the Russia, Omsk, Russia, patrusheva_avp@mail.ru

Abstract. The article considers a number of norms of domestic legislation that build counteraction to the phenomenon of non-traditional sexual relations, which has a negative impact on the health and moral development of Russians. The author's position is shown that any forms and types of sexual relations should exist exclusively within the subjective boundaries of an individual. A draft legislative initiative is proposed, the provisions of which are designed to improve the legal spheres of protection of public morality, the interests of the family, and minors.

Keywords: administrative responsibility, public morality, propaganda, non-traditional sexual relations, family, minors, draft federal law.

For citation: Miroshnichenko A.V. On the relevance of the provisions of the author's draft federal law «On Amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation and to certain legislative acts of the Russian Federation» // Law and legislation. 2024;(4):107—111. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-107-111 EDN: https://elibrary.ru/EBESTO

© Мирошниченко А.В. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 04-2024

В последние несколько десятилетий феномен нетрадиционных сексуальных отношений приобретает агрессивный, навязчивый характер, которому все труднее противостоять.

В целях популяризации государственной политики в сфере защиты традиционных российских семейных ценностей 2024 год был объявлен Годом семьи1. Согласно Конституции РФ защита материнства, детства и семьи, защита брака как союза мужчины и женщины обеспечиваются государством. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2013 г. № 19-П указывает, что государство должно в приоритетном порядке обеспечивать безопасность каждого ребенка от любого неблагоприятного воздействия на его нравственность и психику2.

Проведение научных исследований по вопросам, связанным с реализацией государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, — один из инструментов государственной политики, который определяет актуальный вектор противодействия деструктивному воздействию на российское общество извне (п. «а» ч. 27 гл. IV)3.

Под традиционными ценностями принято понимать нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России4.

1 О проведении в Российской Федерации Года семьи: Указ Президента РФ от 22.11.2023 № 875 // http:// www.consultant.ru/

2 По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы: Постановление Конституционного Суда РФ № 19-П от 18.07.2013 // http://www.consultant.ru/

3 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 // http://www.consultant.ru/

4 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской

Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // http://www.consultant.ru/

Статья 1 Федерального закона от 24 июля 2023 г. № 386-ФЗ вносит изменения в Семейный кодекс РФ, устанавливая дополнительное основание для прекращения брака, если в результате смены пола одним из супругов были внесены изменения в запись акта гражданского состояния. Этим же нормативным актом законодатель установил запрет на право быть усыновителями, опекунами (попечителями) лицам, которые изменили пол5.

30 ноября 2023 г. Верховный Суд Российской Федерации признал «международное общественное движение ЛГБТ» экстремистской организацией и запретил его деятельность на территории России.

В настоящее время основной мерой правового воздействия в области охраны нравственности и здоровья граждан является запрет на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола.

Исследованию проблем пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, а также административной ответственности за правонарушения в указанной сфере свои труды посвятили: К.Д. Рыдченко [5], Р.М Халафян [6] и другие авторы. Актуальные вопросы защиты интересов семьи и несовершеннолетних были удачно раскрыты, например, в трудах А.В. Агеевой [1].

Научно-теоретические и прикладные работы в указанной сфере ведутся активно, однако мер, принятых государством по ограничению общества от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, смену пола, на современном этапе недостаточно.

В связи с этим нами разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Преследуемая цель авторского законопроекта — оградить общество, в частности детей, от воздействия информации, способной подтолкнуть их к нетрадиционным сексуальным отношениям, приверженность которым препятствует выстраиванию семейных отношений так, как они традиционно понимаются в России и выражены в Конституции Российской Федерации.

Пробелом в праве считаем факт того, что ни в одном законодательном акте не дается определения понятиям «нетрадиционные сексуаль-

5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2023 № 386-ФЗ // http://www.consultant.ru/

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

ные отношения» и «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений». Общее толкование «нетрадиционных сексуальных отношений» весьма размыто и воспринимается людьми неоднозначно, что ставит под сомнение все положения норм, содержащихся в ст. 6.21 КоАП РФ.

В авторском проекте федерального закона обозначена необходимость внесения в ст. 6.21 КоАП РФ примечания, следующего содержания:

«Под нетрадиционными сексуальными отношениями следует понимать гомосексуальное половое партнерство, бестиализм (скотоложство) и другие формы сексуального поведения, явно не соответствующие общепризнанным в российском обществе нравственным ценностям; под пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений, смены пола следует понимать публичные действия, целью которых является распространение информации, представляющей указанные отношения как поведенческую норму, популяризирующей их, если она приобретает агрессивный, навязчивый характер, способна причинить вред правам и законным интересам других лиц, прежде всего несовершеннолетних, и является оскорбительной по форме».

Учитывая ранее изложенные идеи установления двух новых составов административной ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, совершенную лицом, не достигшим 16 лет (ст. 6.21.3) [3] и за вовлечение несовершеннолетнего в осуществление пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений (ст. 6.21.4) [4], целесообразным является и внесение соответствующих процессуальных изменений, касающихся полномочий судей и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Предложено в гл. 23 КоАП РФ в ч. 1 статью 23.1 после номера статьи «6.18-» дополнить номерами статей «-6.21, 6.21.1, 6.21.2, 6.22»; и в ч. 1 ст. 23.2 после слов «статьями 5.35, 5.36, 6.10,» дополнить номерами статей «6.21.3, 6.21.4».

Принимая во внимание, что состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 6.21 КоАП РФ, является принципиально новым для российского административного законодательства, видится перспективным, с точки зрения выполнения прикладных задач, конкретизировать в ст. 28.7 КоАП РФ условия, позволяющие проводить административное расследование в рамках производства по делам об указанных административных правонарушениях.

Предложено внести изменения в гл. 28, в ч. 1 ст. 28.7: после слов «предусмотренных статьями 6.1.1» дополнить номерами статей «6.21—6.21.4».

Для квалификации деяния как нарушающего административное законодательство априори возникает потребность в проведении лингвистической и (или) психологической экспертизы информации на предмет наличия в ней признаков состава ст. 6.21 КоАП РФ и иных смежных составов.

Российское законодательство относит к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, сведения, пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения и отрицающие семейные ценности6.

Проанализировав основные критерии7 оценивания информации на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола, мы предлагаем первично классифицировать рассмотренную информацию, разделив ее на:

1) случайную (заставка российского многосерийного мультфильма «Смешарики» имеет сцену с радугой);

2) целенаправленную (выступления на медиа-пространстве людей, высказывающихся в поддержку людей с нетрадиционными сексуальными предпочтениями, публично оказывающих поддержку центрам и организациям по защите прав сексуальных меньшинств);

3) правомерную (в рамках научных исследований обнародование информации медицинскими организациями);

4) неправомерную (придание всеобщей огласке историй, написанных взрослыми от лица детей с нетрадиционной сексуальной ориентацией с целью вызвать к ним сострадание и в дальнейшем уже ассоциировать себя с ними, агрессивные призывы быть приверженцем ЛГБТ-со-общества8).

6 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-03 (ред. от 01.07.2021) // http://www.con-sultant.ru/

7 Об утверждении Концепции информационной безопасности детей: Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р // http://www.consultant.ru/

8 См. напр.: Постановление Судебного участка мирового судьи № 2 Дзержинского района г. Нижнего Тагила (Свердловская обл.) от 23.01.2015 по делу № 5-7/2015; Решение Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан) № 2А-7125/2019 2А-7125/2019~М-6911/ 2019 М-6911/2019 от 17.07.2019 по делу № 2А-7125/2019; Постановление Брянского областного суда (Брянская обл.) № 2-6039/2016 33-2805/2017 44Г-19/2018 4Г-65/ 2018 от 28.03.2018 по делу № 2-6039/2016 // https:// sudact.ru (Дата обращения: 15.11.2022)

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 04-2024

В качестве дополнительных правовых мер защиты института материнства, детства и семьи предложено внести изменения в Трудовой кодекс РФ: ч. 2 ст. 331 дополнить абзацами 7, 8 следующего содержания:

«в отношении которых было назначено административное наказание за административные правонарушения, связанные с пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений, пропагандой педофилии, распространением среди несовершеннолетних информации, демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения либо способной вызвать у несовершеннолетних желание сменить пол, вовлечением несовершеннолетнего в осуществление пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений; открыто относящие себя к представителям групп сексуальных меньшинств, а равно публично признавшиеся в своей нетрадиционной сексуальной ориентации и (или) в нетрадиционных сексуальных предпочтениях, сменившие пол».

Кроме того, внести изменения в Семейный кодекс РФ, установив ряд ограничений для определенной категории лиц, а именно, ч. 1 ст. 14 дополнить абзацем 6 следующего содержания: «лицами, из которых хотя бы одно лицо сменило пол».

Устанавливая комплексную систему мер противодействия пропаганде нетрадиционных сексуальны отношений и (или) предпочтений, смены пола, мы предопределяем взаимодействие всех специализированных органов исполнительной власти, («внешнее административное право как право публичного взаимодействия всех субъектов государства и общества, применение которого должно обеспечивать безопасность и публичное благополучие [2]»), совместная работа которых будет способствовать реализации комплекса мер, предлагаемых нами.

Разработанный законопроект позволит с соблюдением требований статей 17 (ч. 3) и 55 (ч. 3) Конституции РФ оградить российское общество, первостепенно детей, от воздействия информации, способной причинить вред их здоровью и развитию, в частности, информации, сопряженной с агрессивным навязыванием конкретных моделей сексуального поведения, формированием искаженных представлений о социально признанных моделях семейных отношений, о соответствующих общепринятым в российском обществе нравственным ценностям в их конституционно-правовом выражении.

Список источников

1. Агеева А.В. Семья как конституционная ценность в Российской Федерации / А.В. Агеева, С. Л. Банщикова // Вестник Омской юрид. академии. 2018. Т. 15. № 1. С. 29—34.

2. Кононов П.И. О современных подходах к пониманию административного права: право публичного управления или право публичного благополучия / / Административное право и процесс. 2017. № 3. С. 64-70.

3. Мирошниченко А.В. Административно-правовое противодействие пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних в сети Интернет // Алтайский юрид. вестник. 2022. № 4 (40). С. 72-77.

4. Мирошниченко А.В. О целесообразности установления административной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в осуществление пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений // Общество и право. 2023. № 2 (84). С. 60-64.

5. Рыдченко К.Д. Пропаганда педофилии — новелла административно-деликтного закона // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Соро-кинские чтения): Сб. ст. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 24 марта 2023 / Под общ. ред. А.И. Каплунова, сост.: А.И. Каплунов, А.О. Дрозд, Н.М. Крамаренко, Э.Х. Мамедов. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2023. С. 328—333.

6. Халафян P.M. Практика субъектов Российской Федерации в сфере борьбы с пропагандой однополых отношений // Вестник ин-та законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. 2013. № 4. С. 35—38.

References

1. Ageeva A. V. Family as a constitutional value in the Russian Federation / A.V. Ageeva, S.L. Ban-shchikova / / Bulletin of the Omsk Law Academy. 2018. Vol. 15. № 1. Pp. 29—34.

2. Kononov P.I. On modern approaches to understanding administrative law: the right of public administration or the right of public welfare // Administrative law and process. 2017. № 3. Pp. 64—70.

3. Miroshnichenko A. V. Administrative and legal counteraction to propaganda of non-traditional sexual relations among minors on the Internet // Altai Legal Bulletin. 2022. № 4 (40). Pp. 72—77.

4. Miroshnichenko A. V. On the expediency of establishing administrative responsibility for in-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

volving a minor in the promotion of non-traditional sexual relations // Society and law. 2023. № 2 (84). Pp. 60-64.

5. Rydchenko K.D. Propaganda of pedophilia — a novel of the administrative-tort law // Actual problems of administrative and administrative procedural law (Sorokin readings): Collection of articles based on the materials of the international scientific and practical conference, St. Petersburg, March 24, 2023 / Under the general editorship of

A.I. Kaplunov, comp.: A.I. Kaplunov, A.O. Drozd, N.M. Kramarenko, E.H. Mammadov. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2023. Pp. 328—333;

6. Khalafyan P.M. The practice of the subjects of the Russian Federation in the field of combating the propaganda of same-sex relations // Bulletin of the Institute of Legislation and Legal Information named after M.M. Speransky. 2013. № 4. Pp. 35—38.

Информация об авторе

Мирошниченко А.В. — адъюнкт кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел

Статья поступила в редакцию 04.02.2024; одобрена после рецензирования 08.03.2024; принята к публикации 14.03.2024.

Information about the author

Miroshnichenko A.V. — adjunct of the department of administrative law and administrative activities of the internal affairs bodies

The article was submitted 04.02.2024; approved after reviewing 08.03.2024; accepted for publication 14.03.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Актуальные проблемы теории государства и права. 4-е изд., перераб. и доп. Учеб.пособие. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. А.И. Клименко, М.М. Рассолова; под общ. ред. В.П. Малахова, В.В. Оксамытного.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ISBN: 978-5-238-03605-2

Исследуются проблемы предмета и методов теории государства и права, новые теоретические аспекты происхождения права и государства, проблемы государственной власти в условиях глобализации, признаки, типология, строение и функции современного государства. Рассматриваются сущность и парадигмы права, новые подходы к формам, правотворчеству и систематизации нормативно-правовых актов, а также вопросы теории правоотношений, реализации, толкования норм права и ответственности в демократическом обществе.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, всех интересующихся проблемами развития государства и права.

LAW & LEGISLATION • 04-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.