DOI: 10.24412/2076-1503-2023-2-211 -217 NIION: 2018-0076-2/23-106 MOSURED: 77/27-023-2023-2-106
КОВАЛИШИНА Ксения Викторовна,
студентка Крымского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», е-mail: [email protected]
ЕВСИКОВА Елена Витальевна,
доцент кафедры административного и финансового права Крымского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», кандидат юридических наук, доцент, е-mail: [email protected]
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОПАГАНДЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СЕКСУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПЕДОФИЛИИ И СМЕНЫ ПОЛА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОРЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В настоящей статье анализируются административно-правовые основы противодействия пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений, педофилии и смены пола, действующее административно-деликтное законодательство, в частности, положения об ответственности, предусмотренные статьями 6.21, 6.21.1 и 6.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрены ключевые проблемные моменты, осложняющие применение указанных норм при привлечении к ответственности нарушителей законодательства. Сделаны предложения по усовершенствованию законодательства в указанной сфере.
Ключевые слова: административные правонарушения, административная ответственность, пропаганда, смена пола, педофилия, производство по делам об административных правонарушениях.
ADMINISTRATIVE AND LEGAL BASES FOR COUNTERING THE PROPAGANDA OF NON-TRADITIONAL SEXUAL RELATIONS, PEDOPHILIA AND GENDER REASSIGNMENT: PROBLEMS OF LEGAL REALIZATION AND PROSPECTS FOR IMPROVEMENT
Annotation. This article analyzes the administrative and legal bases for countering the propaganda of non-traditional sexual relations, pedophilia and sex change, the current administrative and tort legislation, in particular, the provisions on liability provided for in Articles 6.21, 6.21.1 and 6.21.2 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation, considers the key problematic issues complicating the application of these norms when bringing violators to justice legislation. Proposals have been made to improve legislation in this area.
Key words: administrative offences, administrative responsibility, propaganda, sex change, pedophilia, proceedings on administrative offenses
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023
И ПЕРСПЕКТИВЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
KOVALISHINA Ksenia Viktorovna,
student, Crimean Branch of the Federating State Educational Institution of Higher Education Russian State University of Justice
EVSIKOVA Elena Vitalyevna,
Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law of the Crimean Branch of the Federating State Educational Institution of Higher Education Russian State University of Justice,
Candidate of Law, docent
Сегодня, как никогда, проблемы продуманного и эффективного противодействия пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений, педофилии и смены пола выдвигаются на первый план и требуют концентрации усилий, как научного сообщества, так и законодателей и правоприменителей в рамках борьбы за традиционные семейные ценности и нормальное здоровое развитие нашей молодежи, поскольку, в последнее десятилетие активно проводится так называемая политика «нормализации» нетрадиционных сексуальных отношений как среди несовершеннолетних, так и в обществе в целом. Следует отметить, что указанная деятельность носит как явный, так и скрытый характер, всё чаще распространяется информация, направленная на формирование в обществе нейтрального либо же положительного отношения к так называемым «нетрадиционным ценностям» и иным сопутствующим явлениям. На наш взгляд всё это приводит к дестабилизации ситуации и расколам в современном обществе, порождает ряд негативных и далеко идущих последствий.
В этой связи хотелось бы отметить, что наиболее уязвимой категорией граждан в указанном ключе являются несовершеннолетние лица, поскольку у них нет окончательно сформировавшихся аксиологических ориентиров, позволяющих критически осмыслять предлагаемую им информацию, что также способствует формированию у молодого поколения ложной и неправильной системы ценностей, базирующейся на мнимых категориях, не имеющих никакого отношения к институтам семьи и брака [1], [4].
Как утверждает в своём исследовании Ливи-кина Н.В., исчерпывающий перечень правонарушений, прямо отнесённых КоАП РФ к посягающим на информационную безопасность детей, отсутствует, а имеющиеся составы административных правонарушений нуждаются в дополнениях и изменениях [2].
С целью предотвращения и недопущения негативных последствий от вышеуказанных действий, в Российской Федерации с 2008 года активно разрабатываются и принимаются законодательные акты, направленные на защиту, прежде всего, несовершеннолетних лиц от подобной деструктивной информации, как на уровне субъектов Федерации, а также на федеральном - принятие в 2010 году ФЗ « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и разви-тию»1, также, несомненно, важной вехой стало введение в действие в 2013 году ст. 6.21 КоАП
1 Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-Ф3 (последняя редакция)//
РФ- «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола2», которая представляет собой основу для привлечения к ответственности правонарушителей в данной сфере, что, однако, в своё время вызвало общественный резонанс и бурные дискуссии, как среди учёных-правоведов, так и среди иных лиц, в силу отсутствия единого понятийно-категориального аппарата, так и среди исследователей в различных сферах, законодателей так и непосредственно представителей ЛГБТ-сообщества и др.
Однако, указанные нововведения не всегда положительно были восприняты юридическим сообществом. Так, Федотова Ю. Е., считает необходимым исключить ст. 6.21 КоАП РФ, ввиду противоречия положений ст. 6.21 КоАП РФ логике, правилам юридической техники (- «...и здравому смыслу...») [3], однако, с указанной позицией автора достаточно трудно согласиться, в силу ее необоснованности.
На наш взгляд, необходимо уточнить формулировки, применяемые законодателем в указанной статье, поскольку на сегодняшний день чёткого разграничения по-прежнему нет, что значительно осложняет практические применение указанной статьи.
Так, в качестве примера приведём статистические данные, опубликованные Судебным Департаментом при Верховном Суде РФ, которые показывают, что в течении 5 лет, к ответственности по указанной статье, лица практически не привлекались, в первом полугодии 2022 года по ст. 6.21 КоАП РФ было рассмотрено 9 дел, к ответственности привлечено- 6 лиц3, в 2021 году- 17 дел, к ответственности привлечено- 6 лиц4, в 2020 году- 27 дел, к ответственности привлечено- 8 лиц5, в 2019 году- 20 дел, к ответственности при-
Электронный ресурс// Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/
2 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // [электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34661/
3 № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» // Электронный ресурс // Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7096
4 № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» // Электронный ресурс // Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=6120
5 № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» // Электронный ресурс // Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5671
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023
влечено- 4 лица1, в 2018 году-4 дела, к ответственности привлечено- 1 лицо2.
Как мы видим, несмотря на закрепление положений об ответственности за пропаганду ЛГБТ среди несовершеннолетних, данная мера практически не применялась, что в свою очередь стало одной из причин того, что в настоящее время на территории РФ всё чаще стали пропагандироваться нетрадиционные ценности, что в свою очередь позволяет сделать вывод о том, что одна из целей административного наказания, закреплённая в ст. 3.1 КоАП РФ, фактически оказалось не достигнутой, а статья не работающем -в силу объективных причин.
Также необходимо отметить, что противники указанных изменений, как правило, ссылаются на то, что данные нормы ст. 6.21 несут в себе запрет, а значит нарушение прав отдельных категорий граждан, являющихся сторонниками таких нетрадиционных ценностей, однако, указанные домыслы являются ошибочными, поскольку, положения ст. 6.21 КоАП РФ не имеют и несут в себе дискриминационный характер, а, наоборот, направлены на урегулирование правоотношений в данной сфере.
Анализируя правовую позицию Конституционного Суда РФ по обозначенной проблеме, отметим, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2014 года №24-П, в абз. 3, п.2.1. КС РФ подтвердил отсутствие запрета на возможность однополых отношений, однако, подчеркнул : «исходя из требований статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации -осуществление гражданами права на распространение информации, касающейся вопросов сексуального самоопределения личности, не должно нарушать права и свободы других лиц, а в правовом регулировании данного права, равно как и иных прав и свобод человека и гражданина, должен обеспечиваться баланс конституционно значимых ценностей».3
Обозначенная выше позиция поддерживается и высшими должностными лицами нашего
1 № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» // Электронный ресурс // Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&iteiri=5258
2 № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»// Электронный ресурс // Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4891
3 Постановление Конституционного Суда РФ от
23.09.2014 N 24-П "По делу о проверке конституционно-
сти части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова" // Электронный ресурс // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW 169047/
государства, в том числе, Президентом РФ, В. В. Путиным.4
На наш взгляд, принимая во внимание положения ч.2 ст. 19 Конституции РФ, можно сделать вывод, что закреплённые в ст. 6.21 КоАП РФ положения не противоречат действующей Конституции и не содержат в себе признаков, указывающих на наличие предпосылок дискриминации граждан, также в указанной статье, в принципе, не идёт речи о каком-либо запрете «нетрадиционных сексуальных отношений» как таковых, что также подчёркивалось Конституционным Судом РФ в указанном Постановлении.
Вместе с тем, несмотря на закрепление запрета на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, в течении последующих 10 лет её распространение, напротив, лишь возросло, ярким подтверждением этому является большое количество созданных тематических сообществ в различных социальных сетях («Вконтакте», «Facebook», «Одноклассники» и др.), увеличение количества различных форумов с подобной тематикой в Сети-Интернет, появление различных бло-гов и блоггеров, открыто демонстрирующих свою приверженность к ЛГБТ-сообществу, распространение различных видеоматериалов в «TikTok», «LikeFM», популярных мессенджерах (WhatsApp, Telegram и др.). Также, необходимо отметить, что в последние годы активно стала продаваться ЛГБТ литература, было снято достаточно большое количество фильмов и сериалов с героями-представителями ЛГБТ.
Отсюда вытекает вопрос о том, как подобное стало возможно реализовать, если указанная сфера уже находилась под пристальным вниманием государства, правоохранительных органов, общественных организацией и объединений? Получается, что принимаемые меры противодействия данным деструктивным антиобщественным явлениям являются неэффективными?
Если рассматривать сферу кинематографа, то в соответствии с положениями ч.6 ст. 5.1 ФЗ «О государственной поддержке кинематографа Российской Федерации» указывается, что в прокатном удостоверении необходимо отражать информацию, которая не подлежит распространению среди несовершеннолетних лиц.5 Так, для защиты несовершеннолетних от вредоносной информа-
4 Путин призвал избавиться от агрессии на тему сексуальных меньшинств//Электронный ресурс // Режим доступа: https://rg.ru/2015/02/08/menshinstva-site-anons.html
5 Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" // Электронный ресурс // Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_11454/125c3833a032b683212 225dbc7b49e5d15c7b3a4/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023
ции было достаточно проставить маркировку «18+» на соответствующий контент и, следовательно, нарушений законодательства не происходило. Аналогичная ситуация складывалась и в сфере книгопечатания.
Подобные действия, отчасти, можно отнести к своеобразному «обходу» действующего законодательства, что в своё время привело к широкому распространению подобных материалов не только посредством кинопроката и книгопечатания, но также путём незаконного их размещения и распространения на различных Интернет-порталах и ресурсах, что, по сути, не решило проблему негативного воздействия на несовершеннолетних.
В свете проводимых преобразований и необходимости реализации целей, закреплённых в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»1, а также в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей2, ст. 6.21 КоАП РФ была изложена в новой редакции, также были введены в действие новые статьи КоАП РФ: 6.21.1 «Пропаганда педофилии» и 6.21.2 «Распространение среди несовершеннолетних информации, демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения либо способной вызвать у несовершеннолетних желание сменить пол».
Также, был принят Федеральный закон от 05.12.2022 № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»3, который направлен на усовершенствование противодействия пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений, педофилии и смены пола. Теперь указанные новеллы, касаются не только несовершеннолетних, что на наш взгляд будет способствовать более эффективному про-
1 Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"// Электронный ресурс // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_389271/
2 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"// Электронный ресурс // Режим доступа: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012022110900 19?index=8&rangeSize=1
3 Федеральный закон от 05.12.2022 № 478-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
информации, информационных технологиях и о защите
информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Электронный ресурс // Режим доступа:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00 01202212050019?index=6&rangeSize=1
тиводеиствию распространению негативной информации.
Так, положительным нововведением является то, что кинотеатры не смогут получать прокатные удостоверения на фильм, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 5.1 «О государственной поддержке кинематографа Российской Федерации» и в пп. «в» п.18 Постановления Правительства от 27.02.2016 N 143 (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и Правил ведения Государственного регистра фильмов»4 попросту не будут выдаваться. Распространение материалов, содержащих пропаганду или демонстрацию нетрадиционных ценностей также коснётся и так называемых «онлайн-кинотеатров» («Amediateka», «Ivi», «Premier» и др.). Подобные изменения коснулись и сферы издательства, так в январе 2023 года на издательство Рорсогп Books (издавало произведения по типу «Лето в пионерском галстуке» и др.) было заведено дело по ст. 6.21 КоАП РФ.5
Необходимо также отметить, что несмотря на положительные тенденции, существует немало сложностей в указанной сфере, так, например, достаточно проблемным является вопрос отграничения понятия «пропаганда» от «демонстрации», так, не совсем понятно, что в новой редакции ст. 6.21 законодатель понимает под «публичными действиями». Так, в настоящее время нет законодательно закрепления понятия «пропаганда», что по сути привело к «пробельности законодательства» в данной сфере.
Вместе с тем, анализируя вопросы административной ответственности за пропаганду педофилии, важно подчеркнуть, что в действующем правовом поле нашего государства уже неоднократно поднимались вопросы, связанные с педофилией, однако, до настоящего момента нет единого законодательного закрепления дефиниции данного явления, даже в УК РФ отсутствует прямое закрепления данному явлению, что, на наш взгляд, нужно решать путем закрепления данного официального понятия, раскрывающего указанное определение .
Необходимо отметить, что введение в действие ст. 6.21.1 КоАП РФ является позитивным и, по нашему мнению, будет способствовать недопу-
4 Постановления Правительства от 27.02.2016 N 143 (ред. от 30.12.2022) "Об утверждении Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и Правил ведения Государственного регистра фильмов"// электронный ресурс // режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_194707/120aa582c5065a7f1 b64ddac88eda1943211 e54d/#dst100015
5 Электронный ресурс// Режим доступа: https:// www. gazeta.ru/culture/news/2023/01/10/19450459.shtml
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023
щению распространения среди несовершеннолетних информации, наносящей вред их развитию, а напротив- сформирует полное понимание опасности данного явления, что в дальнейшем предотвратит совершение преступлений.
Именно поэтому, блокировка Интернет-ресурсов, различных форумов на сопредельную тематику позволит сократить количество информации, прежде всего для лиц, которые страдают указанными отклонениями, поскольку, особенно в последние годы неоднократно выходили различные киноленты, а также печатные издания, так или иначе демонстрирующие педофилию, причём, непосредственно в литературном произведении или киноленте отсутствовало одобрение или как таковая нравственная оценка данному явлению, однако, в открытом доступе можно с лёгкостью найти большое количество различных фото-, видео материалов, которые так или иначе романтизируют подобные взаимоотношения.
Говоря о пропаганде и демонстрации смены пола, также необходимо отметить, что в последние годы подобные действия транслируются всё чаще - огромное число лиц из так называемых «лидеров мнений» регулярно заявляет об «осознании себя в другом теле» и пр., что также несёт угрозу и нуждается в противодействии с данным деструктивным антисоциальным явлением. В нашем государстве, также проводятся операции по смене пола, однако всё это жёстко регламентируется законодательством и влечёт за собой достаточно серьёзные как социальные, так и юридические последствия.
Следует отметить, что в некоторых постсоветских государствах гомосексуальные отношения криминализированы, например, в Республике Узбекистан-ст. 120 Уголовного кодекса1, на сегодняшний день достаточно активно применяется, в Республике Беларусь высказали мнение о необходимости принятия законопроекта о запрете «ЛГБТ-пропаганды».2
Важно подчеркнуть, что одной из наиболее сложных сфер, в которой отсутствует должное законодательное регулирование по-прежнему является информационное пространство, в том числе в вопросах, рассматриваемых в данном исследовании, прежде всего, неполным является перечень лиц, подлежащих ответственности за распространение информации, также необходимо модернизировать непосредственно перечень противоправных деяний и пр., для обеспечения действенного механизма по наказанию.
В этой связи необходимо отметить наличие достаточно большого количества организаций и объединений, которые также способствуют выявлению подобной деструктивной информации с последующим её внесением в реестр запрещённой и т. д., например- «Лига безопасного интернета». Однако, ведущая роль в указанной деятельности отведена Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзору), который осуществляет мониторинг за распространением информации, а также отвечает за внесение информации в реестр запрещённой и т.д.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент в Приказе N 84 Роскомнадзора3 не содержится информации, касательно критериев определения информации по пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений, педофилии и смены пола. Однако, ведомство проводит разработку критериев, которые позволят определять информацию как нежелательную для распространения и блокировки в последующем. В настоящий момент, Проект Приказа размещён в открытом доступе и содержит следующие положения:
Для принятия Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций решений, являющихся основаниями для включения доменных имён и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», в Единый реестр, информация должна соответствовать одному или нескольким критериям оценки информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочте-
ресурс// https://lex.uz/
1 Электронный mobileact/111457
2 Электронный ресурс// Режим доступа: https:// sputnik.by/20221229/zakon-o-zaprete-propagandy-lgbt-mozhet-byt-prinyat-v-belarusi-1070736030.html
3 Приказ Роскомнадзора N 84, МВД России N 292, Роспотребнадзора N 351, ФНС России ММВ-7-2/461@ от 18.05.2017 "Об утверждении Критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральной налоговой службой о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2017 N 47207)// Электронный ресурс// Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons doc LAW 218948/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023
ния, педофилию, смену пола - наличие информации, направленной на:
- убеждение адресата о допустимости и привлекательности сексуальной связи с несовершеннолетними с целью изменения его мнения или содержащей сведения о положительных аспектах сексуальной связи с несовершеннолетними;
- убеждение в привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, предпочтений и установок, в том числе информации, направленной на формирование положительного образа лиц, состоящих в нетрадиционных сексуальных отношениях, в связи с их нетрадиционными сексуальными предпочтениями, установками или выражающей положительную оценку или одобрение нетрадиционных сексуальных отношений, предпочтений и установок;
- формирование искажённого представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, предпочтений и установок;
- оправдывающей отказ от традиционных сексуальных отношений, предпочтений и установок в пользу нетрадиционных сексуальных отношений, предпочтений и установок;
- вызывающей интерес к нетрадиционным сексуальным отношениям, направленной на изменение негативного отношения на положительное путём навязывания сведений о нетрадиционных сексуальных отношениях, в том числе систематического распространения материалов с изображением и (или) описанием нетрадиционных сексуальных отношений;
- обосновывающей преимущество нетрадиционных сексуальных отношений;
- формирование положительного отношения к смене биологического пола человека, в том числе содержащей обоснование или оправдание допустимости смены биологического пола человека, отказа от своей природной половой принадлежности;
- выражающей в форме одобрения отрицание природной половой принадлежности, изменение биологического пола в связи с тендерными установками1.
На наш взгляд, указанные критерии должны быть нормативно закреплены и будут способствовать своевременному выявлению нарушений законодательства в указанной сфере.
Таким образом, мы полагаем, что для успешной и эффективной реализации принятых положений законодательства необходимо разработать чёткий перечень мер противодействия пропаганде
1 // Электронный ресурс // режим доступа https:// regulation.gov. ru/projects#StartDate=27.12.2022&EndDat е=27.12.2022&пра=134715
нетрадиционных сексуальных отношений, педофилии и смены пола, которые будут предусматривать следующее:
1) законодательное закрепление понятий «нетрадиционные сексуальные отношения», ««педофилия» и «смена пола» с целью недопущения расширительного толкования и формирования единообразной правоприменительной практики судами ;
2) разграничение понятий «пропаганда», «демонстрация», и «публичные действия» посредством дополнения соответствующей статьи КоАП РФ примечанием,
так, под пропагандой следует понимать деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица идеологии, убеждённости в привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, педофилии и смены пола, искажённого представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, о допустимости педофилии и возможности смены пола, а также представлений о допустимости осуществления подобной деятельности;
под демонстрацией, в свою очередь, необходимо понимать деятельность, направленную на ознакомление, констатацию факта существования таких явлений как нетрадиционных сексуальных отношений, педофилии и смены пола;
под публичными действиями следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам, направленные на излишнюю концентрацию внимания лиц на вопросах, связанных с нетрадиционными сексуальными отношениями, педофилией и сменой пола;
3) закрепить критерии оценки информации на предмет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, педофилии, смены пола.
Список литературы:
[1] Гончаренко Е.В. Методы криминальной психологии в изучении личности обвиняемого в сексуальном преступлении в практике психолога и криминалиста / Е. В. Гончаренко, С. Б. Тайсаева, А. А. Деев // Евразийский юридический журнал. -2022. - № 1 164). - С. 382-385.
[2] Ливикина Н.В. Об особенностях структуры правовых норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства российской федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и нравственному развитию // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2018. №1 (32).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023
[3] Федотова Ю.Е. Статья 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: проблемы толкования / Ю. Е. Федотова // Российское право: образование, практика, наука. - 2017. - № 1 (97). - С. 58-59.
[4] Ханова А.А. Участие специалиста при расследовании уголовных дел о сексуальных посягательствах в отношении малолетних и несовершеннолетних / А. А. Ханова // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 5 (168). - С. 397-399.
Spisok literatury:
[1] Goncharenko E.V. Metody kriminal'noj psi-hologii v izuchenii lichnosti obvinyaemogo v sek-sual'nom prestuplenii v praktike psihologa i kriminal-ista / E.V. Goncharenko, S.B. Tajsaeva, A.A. Deev //
Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2022. - № 1 164). - S. 382-385.
[2] Livikina N.V. Ob osobennostyah struktury pravovyh norm, ustanavlivayushchih otvetstvennost' za narushenie zakonodatel'stva rossijskoj federacii o zashchite detej ot informacii, prichinyayushchej vred ih zdorov'yu i nravstvennomu razvitiyu // Vestnik VGU. Seriya: Pravo. 2018. №1 (32).
[3] Fedotova Yu.E. Stat'ya 6.21 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheni-yah: problemy tolkovaniya / Yu. E. Fedotova // Rossi-jskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. - 2017. -№ 1(97). - S. 58-59.
[4] Hanova A.A. Uchastie specialista pri rassle-dovanii ugolovnyh del o seksual'nyh posyagatel'st-vah v otnoshenii maloletnih i nesovershennoletnih / A. A. Hanova // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. -2022. - № 5 (168). - S. 397-399.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023