Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
394
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / административные правонарушения / производство по делам об административных правонарушениях.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалишина К.В., Евсикова Е.В.

В статье анализируется действующее административно-деликтное законодательство Российской Федерации, а также Проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Проект процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях в условиях цифровизации. Анализируется административно-деликтная ситуация в Российской Федерации на основе статистических данных Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также правоприменительная практика по применению и реализации различных электронных баз данных в судебных и административных органах российской Федерации и зарубежных стран, выявляются проблемы и недостатки работы указанных информационных ресурсов, выносятся предложения по усовершенствованию и оптимизации процессов их реализации в рамках осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ковалишина К.В., Евсикова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

КОВАЛИШИНА Ксения Викторовна,

студентка Крымского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»; Республика Крым, г. Симферополь, е-mail: mail@law-books.ru

ЕВСИКОВА Елена Витальевна,

доцент кафедры административного и финансового права Крымского филиала ФГБОУВО «(Российский государственный университет правосудия», кандидат юридических наук, доцент,

Республика Крым, г. Симферополь, е-mail: mail@law-books.ru

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. В статье анализируется действующее административно-деликтное законодательство Российской Федерации, а также Проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Проект процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях в условиях цифро-визации. Анализируется административно-деликтная ситуация в Российской Федерации на основе статистических данных Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также правоприменительная практика по применению и реализации различных электронных баз данных в судебных и административных органах российской Федерации и зарубежных стран, выявляются проблемы и недостатки работы указанных информационных ресурсов, выносятся предложения по усовершенствованию и оптимизации процессов их реализации в рамках осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

Ключевые слова: цифровизация, административные правонарушения, производство по делам об административных правонарушениях.

KOVALISHINA Ksenia,

student, Crimean Branch of the Federating State Educational Institution of Higher Education Russian State University of Justice. Russian Federation, Republic of Crimea, Simferopol

EVSIKOVA Elena V.,

Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law of the Crimean Branch of the Federating State Educational Institution of Higher Education Russian State University of Justice, Candidate of Law, docent, Republic of Crimea, Simferopol

PROBLEMS OF CONDUCTING PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Annotation. The article analyzes the current administrative and tort legislation of the Russian Federation, as well as the Draft Code of the Russian Federation on Administrative Offenses and the Draft Procedural Code of the Russian Federation on Administrative Offenses regulating the proce-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-351-356 NIION: 2018-0076-1/23-60 MOSURED: 77/27-023-2023-1-60

dure for conducting proceedings on administrative offenses in the conditions of digitalization. The administrative and tort situation in the Russian Federation is analyzed on the basis of statistical data of the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation, as well as law enforcement practice on the use and implementation of various electronic databases in judicial and administrative bodies of the Russian Federation and foreign countries, problems and shortcomings of the work of these information resources are identified, proposals are made to improve and optimize their processes. implementation within the framework of the implementation of proceedings in cases of administrative offenses.

Key words: digitalization, administrative offenses, proceedings on cases of administrative offenses.

Процессы цифровизации активно модернизируют все сферы государственного управления, в том числе и административно-деликтную сферу, которая, несмотря на свою динамичность и изменчивость, очень осторожно внедряет и использует цифровые механизмы реализации правоотношений [1], в силу чего, исследование процессов цифровиза-ции порядка привлечения к административной ответственности [2] является актуальным и востребованным.

На сегодняшний день, вопросы цифровизации производства по делам об административных правонарушениях требуют основательной разработки и проведения комплексного научного исследования. Одной из наиболее прогрессивных в плане цифровизации правовых сфер можно считать судебную систему, так как при отправлении правосудия применяются такие цифровые системы, как «ГАС Правосудие», АИ «Мой Арбитр», системы обеспечения правосудия в мировых судах и другие.

Разнообразие таких систем уже сейчас приводит к проблемам несовместимости различных систем как на уровне обмена информацией, так и в ряде других вопросов при реализации и применении на практике.

Вместе с тем, разобщенность приводит к снижению эффективности и оперативности обмена информацией, необходимости ее дополнительной «ручной» обработки. Таким образом, в условиях курса на глобальную цифровизацию всех происходящих в государстве процессов и достижение «цифровой зрелости» (в соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" [3]) необходимо вести речь о создании суперсервисов, объединяющих в себе максимальное количество функций, а также «бесшовно» интегрирующих в себя уже существующие сервисы [4].

Следует отметить, что только в судах общей юрисдикции в год рассматривается более 7 миллионов дел об административных правонарушениях, общая цифра в разы больше. Так, в 2021 году на рассмотрение в суды общей юрисдикции

поступило 8 930 464 дел [5], в 2020 году поступило на рассмотрение- 7 678 183 дел [6], в 2019 году поступило на рассмотрение-7 036 738 дел [7].

Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях является одним из самых крупных производств в рамках административного процесса, на его реализацию затрачивается огромное количество времени и ресурсов.

В связи с чем, достаточно актуальной является идея разработки и внедрения комплексного сервиса, обеспечивающего производство по делам об административных правонарушениях на стадии возбуждения, рассмотрения, обжалования дела.

Второй общей для многих цифровизируе-мых сфер проблемой можно назвать ограниченность использования уже существующих ресурсов. На данный момент системами обеспечения правосудия крайне ограниченно используются ресурсы портала «Госуслуги», государственных баз данных и иных цифровых систем.

Созданная система должна интегрироваться с системами, используемыми в судах и органах исполнения административных наказаний, а также с сервисами и информационными базами государственных органов, обладать высокой адаптивностью к особенностям деятельности должностных лиц различных органов.

Представляется, что внедрение указанного комплексного сервиса, в производство по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации обеспечит процедуру электронной квалификации административных правонарушений, благодаря применению специальной формы документа, которая будет включать нужные поля заполнения. Исходя из ответов привлекаемого к административной ответственности лица данная программа будет автоматически выделять в его действиях признаки состава правонарушения, что существенно упрощает деятельность конкретных должностных лиц, а также делает их деятельность более «чистой» и беспристрастной.

Кроме того, рассматриваемая цифровая комплексная система будет призвана обеспечить

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

автоматическую регистрацию факта использования электронного формуляра, как повод для возбуждения дела, при автоматическом выявлении признаков состава правонарушения.

Следует отметить, что одной из ключевых особенностей указанной системы будет являться электронное автоматическое направление дела об административных правонарушениях в суд. Подобная система используется в Казахстане, которая называется «Терелк» [8], но одним из недостатков административной системы Казахстана, мы считаем последующее направление в суд материалов дела в классическом виде, то есть, так или иначе выполняется двойная работа.

В свою очередь, созданная система должна быть направлена на снижение нагрузки на должностных лиц за счет оптимизации рутинных функций; снижение ошибок при осуществлении производства; таргетированное информирование об изменениях в законодательстве и правоприменительной практике; текущий автоматизированный контроль за деятельностью должностных лиц; повышение доступности производства по делам об административных правонарушениях для всех участников процесса.

Организационно-правовыми последствиями разработки и применения указанного комплексно-цифрового инструмента, при производстве по делам об административных правонарушениях будут являться: сокращение количества ошибок и процессуальных нарушений; предупреждение формирования региональной и ведомственной практики; снижение нагрузки на участников производства; сокращение сроков производства; прозрачность производства за счет фиксации процесса; снижение расходов всех участников производства; эффективность работы с цифровыми доказательствами, сохранение их доказательственных свойств; поддержание высокого уровня знаний должностных лиц; оценка эффективности работы должностных лиц.

Однако, следует отметить, что внедрение данной системы требует широкомасштабного правового закрепления в законодательстве Российской Федерации, то есть, имеется необходимость разработки и принятия обособленного раздела КоАП РФ [9], регулирующего производство по делу об административном правонарушении в электронной форме.

Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [10] действует на территории Российской Федерации уже более 20-ти лет и претерпел уже более 5,5 тысяч изменений и дополнений, предусмотренных более, чем 530 федеральными законами [11], однако, и он, на сегодняшний день, объективно, отстает от процессов всеобщей цифровизации и нуждается

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

в кардинальной доработке и усовершенствовании, прежде всего, в части осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

Примером цифровизации производства по делам об административных правонарушениях выступает особый порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (в указанных случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке ст. 29.10 КоАП РФ).

Однако, при пересмотре постановления о назначении административного наказания, в делах данной категории, частота размещения работающих в автоматическом режиме технических средств, не позволившая водителю после фиксации административного правонарушения снизить скорость движения транспортного средства без создания аварийной ситуации либо покинуть полосу, предназначенную, например, для движения маршрутных транспортных средств, без пересечения дорожной разметки, может свидетельствовать об отсутствии его вины в совершении последующего административного правонарушения, предусмотренного соответственно одной из частей ст. 12.9, ч. 1 ст. 12.16 или ч. 1.1 ст. 12.17 КоАП РФ [12].

Так, в рамках привлечения к административной ответственности по данной категории дел возникает ряд трудностей, связанных с тем, что в момент совершения правонарушения управление транспортным средством осуществляло другое лицо и данное транспортное средство находилось во владении или пользовании другого лица.

Как видим, с одной стороны, процессы циф-ровизации производства по данной категории административных дел существенно упрощают и оптимизируют механизм привлечения к административной ответственности и обеспечивают реализацию такого важного принципа, как неотвратимость ответственности, однако, с другой стороны, по нашему мнению, полностью игнорируется другой базовый конституционный принцип осуществления правосудия - принцип презумпции невиновности лица, который реализуется сквозь призму незыблемого постулата о невиновности лица до тех пор, пока его вина не будет доказана вступившим в законную силу решения суда или админи-

стративно-юрисдикционного органа, рассмотревшего дело.

Таким образом, цифровизация производства по делам об административных правонарушениях в данной сфере ставит законодателя и правоприменителя перед выбором философского характера, что для нас важнее: привлечение лица к ответственности и осуществление производства по делам об административных правонарушениях или гарантия основополагающих прав и свобод граждан через реализацию базовых конституционных принципов осуществления правосудия, в том числе, принципа презумпции невиновности лица [13], [14].

Также, по смыслу главы 30 КоАП РФ жалоба на состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты подлежит подаче в вышестоящий суд на бумажном носителе, поскольку КоАП РФ не предусмотрена возможность подачи документов, обращений, жалоб на состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Кроме того, документы, обращения, жалобы по делам об административных правонарушениях не подлежат подаче в суд общей юрисдикции в электронном виде, поскольку производство по таким делам осуществляется по правилам КоАП РФ, нормами которого не предусмотрена подача таковых в электронном виде.

В силу чего, можно утверждать, что вопрос цифровизации производства по делам об административных правонарушениях остается открытым.

Так, в Проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [15] указывается потребность стремительного внедрения элементов цифровизации, при применении санкций административно-правового характера, а также при взаимодействии между федеральными органами исполнительной власти [16], [17].

Однако, при более детальном анализе, можно утверждать, что подготовленный Министерством юстиции Российской Федерации Проект нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Проект Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [18] не содержат достаточной правовой регламентации вопросов цифровизации производства по делам об административных правонарушениях.

В настоящее время, цифровизация производства по делам об административных правонарушениях проходит этап своего становления и на данный момент требует совершенствования как нормативно-правовое регулирование, также

повышение уровня доверия граждан к цифровым и автоматизированным системам [19].

В свою очередь, грамотное и своевременное внедрение определенных элементов цифровиза-ции производства по делам об административных правонарушениях в ближайшей перспективе должно ускорить и упростить производство, с одной стороны, а с другой - повысить качество производства по делам об административных правонарушениях, повысить защищенность прав участников производства, снизить расходы государства на его содержание.

Список литературы:

[1] Буц С.Б. Некоторые вопросы цифровизации в контексте реформирования административ-но-деликтного законодательства Российской Федерации / С.Б. Буц, Е.В. Евсикова, А.В. Пономарев // Юридическая деятельность в условиях цифровизации : Сборник статьей по результатам международной научно-практической конференции, Симферополь, 23 марта 2021 года / Под редакцией Е.В. Евсиковой, В.С. Тихомаевой. - Симферополь : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. - С. 70-76.

[2] Евсикова, Е. В. Проблемы теории и практики института административной ответственности / Е. В. Евсикова // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 10(125). - С. 108-110.

[3] Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/

[4] Руденко А.В. К вопросу цифровизации производства по делам об административных правонарушениях // В сборнике: экономика, управление, право и общество. Материалы V межрегиональной научно-практической сетевой интернет-конференции. Симферополь, 2021. С. 153

[5] № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2020 год. Данные судебной статистики. Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=6120

[6] № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2020 год. Данные судебной статистики. Судебный

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Департамент при Верховном Суде Российской Федерации. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.cdep.ru/index.

php?id=79&item=5671

[7] № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» ; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2019 год. Данные судебной статистики. Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5258.

[8] Шаповалов Е.В. Правовое регулирование применения цифровых технологий в области осуществления пограничными формированиями производства по делам об административных правонарушениях // В сборнике: Высокие технологии и инновации в науке. сборник избранных статей Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 163

[9] «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

[10] «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 20.10.2022). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www. consultant.ru/document/cons_doc

[11] «Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 326534/809f683a9e847a0cc2fe50256/.

[12] Верховный Суд Российской Федерации. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». (25.06.2019, № 20) Москва, Россия. Retrieved from: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_327611/

[13] Евсикова Е.В., Пономарев А.В. К вопросу о трактовании понятия и принципах административной ответственности в контексте реформирования административно-деликтного законодательства // Евсикова Е.В., Пономарев А.В. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. - 2021. - Т. 7 (73). № 2. - С. 226-236.

[14] Волков В.Ю. Актуальные проблемы совершенствования административного регулирования в антимонопольной сфере в условиях

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

цифровизации // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 9 (160). - С. 119-121.

[15] Проект «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/0520/00102447) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.05.2020) // [электронный ресурс].

- режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=19573B

[16] Шурухнова Д.Н. Цифровые технологии в сфере законодательства об административных правонарушениях // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 6. С. 278

[17] Колесник Е.А. Стратегия занятости населения в цифровой экономике // Дискуссия. - 2022.

- № 2 (111). - С. 50-58.

[18] Министерство юстиции Российской Федерации (2020). Проект Федерального закона «Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (30.01.2020г.). Москва, Россия. Retrieved from: https://base.garant.ru/56821726/

[19] Мамичев В.Н., Состин Д.И. Цифровиза-ция и ее влияние на правосознание молодежи // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 12 (163). - С. 89-90.

Spisok literatury:

[1] Buc S.B. Nekotorye voprosy cifrovizacii v kontekste reformirovaniya administrativno-deliktnogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii / S.B. Buc, E.V. Evsikova, A.V. Ponomarev // YUridicheskaya deya-tel'nost' v usloviyah cifrovizacii : Sbornik stat'ej po rezul'tatam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Simferopol', 23 marta 2021 goda / Pod redakciej E.V. Evsikovoj, V.S. Tihomaevoj. - Simferopol' : Obshchestvo s ogranichennoj otvetstven-nost'yu «Izdatel'stvo Tipografiya «Arial», 2021. - S. 70-76.

[2] Evsikova, E. V. Problemy teorii i praktiki instituta administrativnoj otvetstvennosti / E. V. Evsikova // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2018. - № 10(125). - S. 108-110.

[3] Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 "O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda". [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/74304210/

[4] Rudenko A.V. K voprosu cifrovizacii proiz-vodstva po delam ob administrativnyh pravonarush-eniyah // V sbornike: ekonomika, upravlenie, pravo i obshchestvo. Materialy v mezhregional'noj nauch-no-prakticheskoj setevoj internet-konferencii. Simferopol', 2021. S.153

[5] № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh pravonarusheniyah»; Svodnye statisticheskie sve-

deniya o deyatel'nosti federal'nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 2020 god. Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj Departament pri Ver-hovnom Sude Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=6120

[6] № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh pravonarusheniyah»; Svodnye statisticheskie sve-deniya o deyatel'nosti federal'nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 2020 god. Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj Departament pri Ver-hovnom Sude Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5671

[7] № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh pravonarusheniyah» ; Svodnye statisticheskie sve-deniya o deyatel'nosti federal'nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 2019 god. Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj Departament pri Ver-hovnom Sude Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5258.

[8] SHapovalov E.V. Pravovoe regulirovanie primeneniya cifrovyh tekhnologij v oblasti osush-chestvleniya pogranichnymi formirovaniyami proiz-vodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah // V sbornike: Vysokie tekhnologii i innovacii v nauke. sbornik izbrannyh statej Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2021. S. 163

[9] "Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah" ot 30.12.2001 N 195-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami) // [elektronnyj resurs]. - rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34661/

[10] "Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah" ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 20.10.2022). [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc

[11] "Koncepciya novogo Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah". [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.

consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326534/ 809f683a9e847a0cc2fe50256/.

[12] Verhovnyj Sud Rossijskoj Federacii. Pos-tanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF "O nekoto-ryh voprosah, voznikayushchih v sudebnoj praktike pri rassmotrenii del ob administrativnyh pravonarusheniyah, predusmotrennyh glavoj 12 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah". (25.06.2019, № 20) Moskva, Rossiya. Retrieved from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_327611/

[13] Evsikova E.V., Ponomarev A.V. K voprosu o traktovanii ponyatiya i principah administrativnoj otvetstvennosti v kontekste reformirovaniya adminis-trativno-deliktnogo zakonodatel'stva // Evsikova E.V., Ponomarev A.V. // Uchenye zapiski Krymskogo feder-al'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. YUridi-cheskie nauki. - 2021. - T. 7 (73). № 2. - S. 226-236.

[14] Volkov V.YU. Aktual'nye problemy soversh-enstvovaniya administrativnogo regulirovaniya v anti-monopol'noj sfere v usloviyah cifrovizacii // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2021. - № 9 (160). - S. 119121.

[15] Proekt "Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah" (podgotovlen Minyustom Rossii, ID proekta 02/04/05-20/00102447) (ne vnesen v GD FS RF, tekst po sostoyaniyu na 29.05.2020) // [elektronnyj resurs]. - rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=-doc;base=PRJ;n=19573B

[16] SHuruhnova D.N. Cifrovye tekhnologii v sfere zakonodatel'stva ob administrativnyh pravonarusheniyah // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2020. № 6. S. 278

[17] Kolesnik E.A. Strategiya zanyatosti nasele-niya v cifrovoj ekonomike // Diskussiya. - 2022. - № 2 (111). - S. 50-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[18] Ministerstvo yusticii Rossijskoj Federacii (2020). Proekt Federal'nogo zakona «Processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» (30.01.2020g.). Moskva, Rossiya. Retrieved from: https://base.garant.ru/56821726/

[19] Mamichev V.N., Sostin D.I. Cifrovizaciya i ee vliyanie na pravosoznanie molodezhi // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2021. - № 12 (163). - S. 89-90.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.