вание нового метода оценки климата, но так как все изучается не абстрактно, а на определенном объекте, которому свойственна та или иная характеристика погоды, то мы ее и освещаем для решения последующих поставленных нами в работе задач. Но самодовлеющее изучение типов, а тем более составление какой-то новой классификации типов погоды не является нашей задачей и вовсе не вытекает из статьи.
5. Авторы пишут о необходимости более подробной разработки крайних значений элементов погоды. Работы Украинского института курортологии, по словам авторов, подтверждают это положение. Высказанное положение и есть то, что именуется методом классической климатологии, базирующейся на изучении абсолютных величин.
Никто не отрицает необходимости изучения абсолютных величин метеорологических элементов, в том числе и крайних выражений этих элементов. Но влияние этих элементов в их комплексе на организм не может быть понято, если изучать только абсолютные значения их без учета предшествовавщего состояния погоды, к которому организм адаптировался.
Мы уже отмечали (и это в нашей работе указано), что одни и те же абсолютные величины метеорологических элементов вызывают различную реакцию организма. Раз это так, значит невозможно этим методом раскрыть всю сложность взаимоотношений климатического комплекса с организмом. Вот поэтому мы и разрабатываем новый метод, правильно отражающий отмеченную выше сложность взаимоотношения климата и организма.
6. В конце своей статьи тт. Коломиец и Шпильберг, указывая на свои исследования в области микроклимата, говорят о значении физических и других свойств воздуха, но это не имеет прямого отношения к нашей работе.
Из всего сказанного приходится сделать вывод, что критические замечания тт. Коломийца и Шпильберга о нашей работе не являются убедительными.
к к -к
А. Ю. Явнель
О типе застройки усадьбы колхозника
Из Научно-исследовательского санитарного института имени Эрисмана
Советский народ, занятый мирным созидательным трудом, в гигантских масштабах развертывает грандиозные стройки коммунизма. Новые-великие стройки открывают невиданные перспективы развития производительных сил страны, неуклонного повышения благосостояния и культуры нашего народа.
Сооружение гидроузлов на реках нашей страны требует от органов-здравоохранения решения многих задач. .Среди них серьезной задачей является осуществление предупредительного санитарного надзора при строительстве сел, переносимых с территорий, которые будут ложем: проектируемых водохранилищ. Некоторые из этих сел строятся на новых, местах, другие присоединяются к существующим селам.
Нашими отечественными гигиенистами и практическими санитарными работниками в содружестве с архитекторами и инженерами-планировщиками разработаны гигиенические требования к планировке сельских населенных мест. Эти требования касаются зонирования территории, направления улиц, обеспечивающего хорошую инсоляцию и провет-
дений, а также озеленения и других видов олагоустроистваг спппттоши*-стью оправдали себя в практике проектирования и строительстве сельских населенных мест.
Но при перенесении сел из районов затопления или подтопления могут возникнуть также вопросы, связанные с обеспечением гигиенических требований при планировке и застройке усадьбы колхозника. В существующих исторически сложившихся селах застройка усадеб вылилась в несколько основных типов: на юге усадьбы строятся таким образом, что хозяйственные постройки располагаются на некотором расстоянии от жилого дома. Этот тип застройки принято называть «открытым» двором. С продвижением на север застройка усадьбы меняется. Так, в Пензенской и соседних с ней областях хозяйственные постройки примыкают с одной стороны к дому, вытянуты под углом в виде буквы Г или буквы П, оставляя открытой середину двора.
В некоторых областях средней полосы РСФСР распространенным типом застройки усадьбы является так называемый «закрытый» двор, когда хозяйственные постройки непосредственно примыкают к дому и находятся с ним под одной кровлей. Совершенно очевидно, что такая застройка обладает рядом санитарных недочетов. Исходя из этих соображений, гигиенисты высказываются за «открытый» тип двора.
Необходимо отметить, что строительство жилого дома и хозяйственного двора под одной кровлей в средней полосе РСФСР объясняют исторически сложившимися особенностями, закрепленными традицией, бытовым укладом и климатическими условиями. Что касается ссылки на климатические условия, то, как известно, в Сибири, с ее суровым климатом и снежными зимами, помещения для животных строятся отдельно от жилого дома, на некотором от него расстоянии. Следовательно, этот аргумент отпадает для усадеб колхозников в селах средней полосы РСФСР. Что же касается исторически сложившихся особенностей, традиций и бытового уклада, то, как увидим ниже, колхозное крестьянство в соответствии с повышением материального благосостояния и ростом своих культурных потребностей само ищет и находит пути для правильного решения этого вопроса.
Ниже мы приводим описание этого процесса улучшения санитарных условий застройки колхозной усадьбы в колхозе «Победа» Дмитровского района Московской области (село Настасьино).
В этом селе нами были обследованы все усадьбы. Анализ типов застройки усадеб показывает, что колхозники постепенно переходят к разобщенной застройке, при которой создаются благоприятные условия инсоляции и проветривания жилого дома и лучшие общие гигиенические условия для жилых помещений.
В дореволюционное время планировка двора крестьянина-бедняка в Дмитровском районе состояла из избы (без сеней) с непосредственно примыкавшим к ней хозяйственным двором (рис. 1). Этот тип двора за годы советской власти здесь исчез. В планировке усадьбы у колхозников выявляется стремление изолировать жилые комнаты от хозяйственного двора. Так, например, на усадьбе колхозницы Р-новой Е. Т. между жилым домом и хозяйственным двором располагаются широкие сени. В усадьбе колхозницы М-ковой К. С. (рис. 2) для большей изоляции жилых комнат от помещения для животных ход из сеней ведет не прямо на хозяйственный двор с хлевами, а через боковой «чистый» двор. Но и это не удовлетворяет возросшего культурного уровня передо-
Рис. 1. Планировка (дореволюционного типа) двора в Дмитровском районе 1 — комната кухня; 2—хозяйственный двор
вых колхозников. Колхозник Л-ин И. М. располагает «чистый» двор между сенями и постройкой для животных (рис. 3), а колхозник М-ов П. В. вносит дальнейшее санитарное улучшение в планировку
Рис. 2. Колхоз „Победа". Планировка „закрытого" типа
двора / — жилой дом; 2—помещение для животных; 3 — боковой „чистый" двор
Рис. 3. Колхоз „Победа". Планировка „закрытого" типа двора
1—жилой дом; 2—помещение для животных; 3 — „чистый" двор
усадьбы (рис. 4), обеспечив возможность вывода животных и удаления навоза, минуя чистый двор, через дополнительную дверь. В этом же селе колхозница Ч-ва П. Ф., сделав дальнейший шаг вперед, распланировала
Г
Рис. 4. Колхоз „Победа". Планировка „закрытого" типа дзора
1 — жилой дом; 2 — помещение для животных; -3 — „чистый" двор
Рис. 5. Колхоз „Победа". Планировка „открытого" типа двора
1 — жилой дом; 2 — хозяйственная постройка
свою усадьбу по типу «открытого» двора, разместив помещение для животных отдельно от жилища на некотором небольшом расстоянии (рис. 5).
Следует отметить, что в Московской области встречаются села, где застройка усадеб ведется только по типу открытого двора, например, Белопесоцкая слобода Каширского района, Ново-Курьяново Ленинского
района. Такой же тип застройки усадьбы встречается в селах Горьков-ской и других областей средней полосы РСФСР.
Таким образом, при внимательном изучении современного сельского строительства можно наблюдать, как колхозники постепенно отбрасывают старые, отжившие формы застройки усадьбы и переходят к новым, более гигиеническим формам ее, изменяя устаревшие традиции.
Что касается расстояния, на котором следует располагать помещение для животных на усадьбе колхозника, то авторитетное совещание, созванное Научно-исследо-вательским санитарным институтом имени Эрисмана, с участием гигиенистов, представителей министерств здравоохранения СССР и РСФСР, Академии архитектуры, Комитета по делам архитектуры, Главсель-строя и других организаций, установило этот санитарный разрыв в пределах 12—15 м. Застройку «открытого» двора можно рекомендовать по типу, изображенному на рис. 6, с широким озеленением свободной территории усадьбы.
Таким образом, «закрытый» тип двора нужно признать отсталым типом застройки усадьбы, не отвечающим требованиям гигиены и возросшим культурным потребностям колхозной семьи.
Это необходимо учитывать в тех случаях, когда в районах строительства мощных водохранилищ в средней полосе РСФСР села переносят из зон затопления или подтопления на новые места. Если в данной местности преобладающим типом застройки является «закрытый» двор, то при переселении на новое место следует рекомендовать раздельную застройку усадьбы. Такой тип застройки необходимо рекомендовать и при новом строительстве в существующих селах средней полосы РСФСР.
Естественно, что такая ломка привычных приемов застройки усадьбы колхозника потребует от органов здравоохранения и в первую очередь от работников санитарно-эпидемиологических станций большой санитарно-просветительной работы по разъяснению колхозникам гигиенических преимуществ «открытого» типа двора и значения его для охраны здоровья колхозной семьи.
Рис. 6. Рекомендуемая планировка усадьбы колхозника
I — жилой дом; 2 — животноводческая постройка; 3 — уборная; 4 — погреб; 5 — навоз; б — компост; 7 — хозяйственный двор (открытый); 8—палисадник; 9 — цветник; 10 — огородные грядки;
II — ягодник; 12 — фруктовый сад; 13 — огород;
14 — колодец
•ь ъ ъ