М. И. Гусев
Планировка и санитарное устройство усадеб и жилищ колхозников одного из районов Узбекской ССР1
Из кафедры гигиены Ташкентского медицинского института им. В. М. Молотова
После окончания Великой Отечественной войны1 в Узбекистане развернулось строительство сельских поселков на вновь освояемых землях и реконструкция существующих колхозных сел.
На основе победы колхозного строя, роста культуры и зажиточности колхозников неузнаваемо 'изменился облик кишлака в Узбекистане. В истекшем 1949 г. колхозники республики получили одних только премий-надбавок за высокий урожай хлопка 950 млн. рублей.
За последние годы в республике построено свыше 140 000 новых жилых домов колхозников. Строительство и реконструкция многих кишлаков производятся по генеральным планам. К 1949 г. в 1 127 колхозах республики уже имелись проекты планировки.
В постановлении X съезда КП(б) Узбекистана указано, что «должно быть уделено самое серьезное внимание делу планомерного благоустройства и озеленения колхозных поселков с тем, чтобы в течение ближайших 3—4 лет'в каждом колхозе были построены клуб или изба-читальня, баня, амбулатория с родильным отделением, детские ясли и детский сад, здание правления колхоза, образцовые хозяйственные постройки, благоустроенные дороги, в течение 6—7 лет были бы для основной массьг колхозников построены жилые дома по культурным образцам, отвечающим социалистическому характеру колхозной деревни».
Строительство и реконструкция колхозных сел — весьма важное мероприятие с точки зрения здоровья населения, требующее активного участия государственной санитарной инспекции (республики. Однако этому иногда препятствует отсутствие опыта у местных санитарных работников, а также отсутствие материалов по обследованию и наблюдению за проведением строительства.
В доступной нам литературе имеются лишь отдельные указания описательного порядка, характеризующие санитарное состояние кишлаков, усадеб и жилищ дехкан-узбеков. По времени эти данные относятся к периоду до Великой Октябрьской социалистической революции или к -первым годам существования советского строя и ни в какой мере не отражают санитарного состояния современного колхозного кишлака.
Имеющиеся материалы изучения санитарного состояния сельских населенных пунктов Центральной России, Сибири, Украины и других мест Советского Союза не могут быть полностью использованы в условиях Узбекистана.
Особенности климата, наличие местных строительных материалов, а также ряд моментов национально-бытового характера обусловили в Узбекистане своеобразие планировки кишлаков, распределения зданий на усадьбе и строительства жилищ. Учитывая эти особенности, мы и занялись изучением санитарного благоустройства кишлаков. Из комплекса вопросов санитарного благоустройства села мы избрали планировку и благоустройство усадеб и жилищ колхозников.
В течение весенне-летнего периода 1948 г. нами обследованы населенные пункты восьми колхозов одного из районов Ташкентской области, где описано 272 усадьбы и жилых дома колхозников.
1 Доложено на научной сессии Ташкентского медицинского института в марте 1949 г.
Обследование производилось выборочным методом по разработанной схеме. Брались хозяйства рядовых колхозников.
Размеры приусадебных участков во всех обследованных нами колхозах равны 0,18 га. Однако эти площади не во всех хозяйствах находятся в непосредственной близости к жилому дому. Часть площади приусадебных участков отведена за пределами населенных пунктов.
Из общего числа обследованных хозяйств раздельные усадьбы оказались в 37 хозяйствах. Усадьбы ограждены глинобитными дувалами 1 в 80,88% обследованных хозяйств. В большинстве усадеб ограждена только дворовая часть, где размещается жилой дом и подсобные помещения. Приусадебные участки в 52,94% хозяйств используются одновременно под огород и фруктовый сад; в 38,48% —только под огороды; остальные усадьбы заняты исключительно под сад.
В подавляющем большинстве хозяйств по краям усадеб рассажены декоративные деревья. Виноградники имеются в 75,48% обследованных дворов. Чаще ©сего виноградники рассажены около жилого дома и образуют навес над окнами. В результате этого образуются как бы зеленые террасы, где устанавливают 'большие кровати (суфа), предназначенные для дневного пребывания, отдыха и сна. Устройство такого рода навесов-террас весьма целесообразно, так как они создают достаточное затенение, защищают дом от пыли, не препятствуя движению воздуха. В зимнее время виноградники не препятствуют проникновению солнечных лучей в жилые комнаты.
Дворовая часть усадеб обычно не замощена. Около жилого дома и подсобных помещений оставляют свободное возвышенное пространство шириной 2—2,5 м. Эта часть двора систематически убирается и содержится в безупречной чистоте. В летнее время над этим местом делается временный навес или решетка, по которой вьется виноград, и площадка служит местом. пребывания людей.
Из санитарно-технических установок во дворах имеются только уборные, представляющие собой ямы прямоугольной или цилиндрической формы глубиной до 1,5 м. Сверху эти ямы покрыты хворостом и засыпаны утрамбованной глиной. В середине оставляется одно очко продолговатой формы. Ограждаются уборные камышом, берданами2 или глинобитными стенами. Уборные обычно расположены вблизи жилого дома. Содержимое из уборных вывозят на хлопковые поля или используют на приусадебных участках. Мусор собирают в каком-либо углу двора и потом его зарывают в землю. В каждом дворе имеется арык (мелкий оросительный канал), который используется для полива и как источник питьевой воды.
Застройка жилых и подсобных помещений в обследованных усадьбах носит различный характер: имеется сплошная прямолинейная застройка (в 53,28%), застройка в виде буквы «Г» (в 24,42%), в виде буквы «П» (в 14%) и раздельная застройка (в 8,3%). Разрывы между жилыми и подсобными помещениями при раздельной застройке составляют от 4 до 22 м.
Сплошная застройка жилых и подсобных помещений на усадьбе является основным недостатком ее планировки, В условиях Узбекистана ¡все отрицательные стороны сплошной застройки усугубляются еще тем, что в течение длительного лета скот в жаркое время дня находится во дворе. В результате создаются условия для выплода мух.
Количество подсобных помещений—от одного до шести на усадьбе. Из подсобных помещений в первую очередь строят коровник, потом кладовую для хранения продуктов, помещение для мелкого рогатого-скота, навес для хранения топлива. Во многих дворах оборудованы от-
1 Дувал (по-узбекски — девор)—стена, забор.
2 Бердан (по-узбекски — бардан) — грубая камышевая плетенка.
т
дельные кухни, которыми пользуются в летнее время. Кроме того, делают открытые очаги для приготовления пищи и тандыр (печь) для выпечки лепешек
В жилых домах колхозников имеется от одной до четырех комнат. В обследованных усадьбах 59,20% жилых домов имеют по две комнаты, 16,28% —по три, 8,14% — по четыре, остальные — по одной комнате. Как видно из приведенных данных, большая часть колхозных домов имеет две-три жилых комнаты. Следует отметить, что население довольно строго придерживается использования комнат по назначению. В первую очередь выделяется кухня, потом гостиная (михман-хона) и отдельная спальня. Все комнаты в жилом доме, независимо от их количества, расположены в один ряд.
Стены в 61% обследованных домов глинобитные; в 39% сделаны из сырцового кирпича. Толщина стен в среднем равна 0,6 м; максимальная толщина 0,9 м, минимальная 0,38 м.
Фундамент из 3—6 рядов жженого кирпича имеют лишь 12% обследованных домов. В домах без фундамента и гидроизоляционных прослоек, построенных в низменных местах, отмечается сырость стен.
Полы покрыты цыновками2 или берданами и сверху коврами, кошмой и т. п. Потолки в 88,8% домов сделаны из камыша; в 7,4% —из берданы; в 2,32% — из чии3. В некоторых домах потолки подшиты фанерой. Стены и потолки оштукатурены и побелены.
Крыши в 91,76°/о домов плоские, покрытые камышом и смазанные глиной. В остальных домах крыши покрыты черепицей; эти дома имеют чердаки, используемые для хранения топлива, корма для скота и т. п.
1В 81,4% обследованных домов по внутренней стороне стен имеются ниши в количестве от 2 до 8 в доме. Обычно ниши бывают двух размеров. Большие ниши, высотой от 1,85 до 2 м, шириной от 0,75 до 1,1 м и глубиной от 0,5 до 0,65 м, предназначены дня хранения постельных принадлежностей, одежды и белья. Ниши малого размера: высотой от 1 до 1,3 м, шириной от 0,6 до 0,9 м, глубиной от 0,6 до 0,65 м — исполь-^ зуются для хранения чайной и столовой посуды. Отрицательной сторо-^ ной ниш является то, что они уменьшают толщину стен. ^ Высота, площадь пола и кубатура жилых домов в обследованных усадьбах представлены нижеследующими данными.
ч Высота в м Плошадь пола в м* Кубатура в мз Площадь пола в м® Кубатура в м8
на одного человека
Минимальная . . 1,99 17,23 43,92 3,13 8,59
Средняя .... 2,80 32,16 92,25 6,56 18,83
Максимальная . . •4,00 54.46 130,55 21,00 55,92
В приведенной таблице отмечаются большие разрывы между максимальными и минимальными показателями при сравнительно удовлетворительных средних данных. Низкие показатели площади и кубатуры в основном идут за счет старых жилищ, построенных до периода коллективизации. Но так как большая часть обследованных домов построена после коллективизации, то это и отразилось на увеличении максимальных и средних показателей.
1 Лепешки (по-узбекски — нон) — национальный сорт хлеба блинообразной фермы, выпекаемый на стенках и на своде пекарной камеры.
2 Цыновка (по-узбекски — бойра) — камышевая плетенка.
3 Чия — щиты из цельного камыша в один ряд, крепленные нитками.
\ 17
БИБ"ИО" КА
Мааисгерстла Злрааовхри.
СССР
В 272 обследованных домах всего насчитывается 856 окон. В среднем на один жилой дом приходится 2,9 окна. Максимально в жилом доме имеется 10 окон, минимально — одно. Площадь окон от 0,15 до 2,85 м2; в среднем 0,98 м2. Световой коэфициент из расчета на жилую комнату составляет в среднем Vio- Между максимальными и минимальными показателями светового коэфициента имеется очень большой разрыв— от '/г до '/юо. Во всех домах рамы в окнах одинарные. По конструкции в 79,92°/о окон рамь^ двустворчатые, в остальных одностворчатые. Форточки оказались лишь о восьми обследованных домах. Окна в жилых домах ориентированы: от 5° до 45° в 5,64%; от 50° до 90° в 22,30%; от 95° до 135° в 8,21%; от 140° до 180° в 24,88%; от 185° до 225° в 11,98%; от 230° до 270° в 13,38%; от 275° до 315° в 5,40%; от 320° до 360° в 8,21%. Следует учесть, что в так называемых старых домах окна выходят не на улицу, а во двор; таким1 образом, фасадной стороной здесь будет та часть жилого помещения, которая обращена не на улицу, а во двор.
В качестве отопительных приборов используются плиты без обогревателей; плиты с обозревателями и местные отопительные приборы— сандал и очаг. Сандал представляет собой яму глубиной 20—30 см, длиной и шириной 70—100 ом. Дно и стены ямы выложены жженым кирпичом или облицованы цементом. Есть ямы и без облицовки. На дно ямы кладут горячие угли. Над ямой устанавливается специальный столик высотой 0,4—0,5 м. Сверху столик покрывается паласами1 и ватными одеялами. Сандал с гигиенической точки зрения является весьма нежелательным прибором отопления. Очаг по своему устройству напоминает примитивно сделанный камин. Он удобен при использовании местного топлива, но дает много копоти и дыма. С удовлетворением можно отметить, что сандал и очаг вытесняются более совершенными типами отопительных приборов.
В заключение следует указать на те изменения, которые произошли в бытовой обстановке колхозников-узбеков. Ушло в прошлое деление узбекского двора на две половины — внутреннюю — женскую (ичкари) и внешнюю — мужскую (ташкари). Кишлаки с кривыми грязными улицами и тупиками, однокомнатными темными «кибитками» заменяются поселками с прямыми улицами, зелеными насаждениями и благоустроенными жилыми домами в 2—3 комнаты. В обиход колхозников вошли и укрепились радио, телефон, кино и другие элементы передовой культуры. Многие колхозы построили себе замечательные клубы, школы, больницы и другие культурно-бытовые здания.
Большинство обследованных домов в санитарном отношении содержится вполне удовлетворительно. В домах имеются кровати, столы, стулья. Стены украшены портретами вождей партии и правительства и хорошо оформленными плакатами.
Выводы
1. При изучении планировки и санитарного благоустройства усадеб и жилищ колхозников в обследованных населенных пунктах отмечен ряд особенностей, характерных для Узбекистана. К этим особенностям следует отнести: а) наличие дувальных ограждений, особенно дворовой части усадеб; б) преобладание сплошной — прямолинейной застройки жилых домов и подсобных помещений по фасадной линии с односторонним расположением окон внутрь двора; в) устройство летних террас под виноградниками.
Для жилых домов характерно незначительное использование лесоматериалов при их отделке и оборудовании. Вместо деревянных полов устраиваются земляные, покрытые цыновками и поверх них кошмами
1 Палас (узбекское)—ковер без ворса.
и т. п. Шкафы, гардеробы заменяются специально устроенными нишами и т. п. Жилые дома старого типа покрыты плоской крышей и не имеют фундамента.
Несомненно, что эти и ряд других особенностей могут отражаться на санитарном состоянии жилищ, и на состоянии здоровья жителей.
2. В целях активного вмешательства в дело санитарного благоустройства колхозов в Узбекской ССР при их реконструкции или новом строительстве необходимо проводить местные санитарные обследования и изучение существующих элементов санитарного благоустройства как в старых, так и во вновь построенных сельских населенных пунктах, накопляя опыт и содействуя внедрению новых санитарно-бытовых приемов и навыков.
Ъ Ъ
Д. Н. Калюжный, С. А. Давыдов, Л. Г. Дукарская и М. Б. Аксельрод
Загрязнение атмосферного воздуха сернистым газом от шахтных терриконников
Из Украинского института коммунальной гигиены
Добывание угля связано с образованием отвалов пустой породы, которая обладает способностью самовозгорания с выделением в атмосферу сернистого газа.
Украинский институт коммунальной гигиены поставил перед собой задачу изучить загрязнение атмосферного воздуха сернистым .газом в районе расположения угольных шахт и научно обосновать защитные зоны между терриконниками и жильем применительно к условиям Донбасса.
Для улучшения качества добываемого угля применяется его обогащение путем углемойки на обогатительных фабриках и ручной сортировки. Отборка породы производится непосредственно в шахте, откуда порода выдается на поверхность шахты и образует отвалы конусообразной формы, так называемые терриконники, достигающие 80—100 м высоты. Вместе с пустой породой на терриконник попадает уголь, а также серный колчедан.
В зависимости от состава ископаемых углей, а также от характера подстилающих пород и покрывающей угольные пласты кровли в терри-коннике могут находиться: 1) глинистые сланцы, представляющие собой соединения окиси алюминия, кремнезема, железа, кальция и магния; 2) песчаные сланцы; 3) углистые сланцы, содержащие породы, насыщенные угольным веществом; 4) серный колчедан и 5) уголь.
Органическая часть ископаемых углей состоит из углерода, водорода, кислорода, азота и серы. Кроме того, уголь содержит неорганическую серу в виде пирита и маркезита и сульфатной серы. Содержание общей серы в донецких углях колеблется от 0,5 до 5%. При этом следует указать, что одни и те же пласты обладают неодинаковыми качествами на площади всей шахты, что в значительной мере определяет различную интенсивность горения отвалов на1 отдельных этапах эксплоа-тации шахты.
Сущность самовозгорания углей или пород, содержащих уголь, заключается в том, что уголь сорбирует на своей поверхности из воздуха молекулярный кислород, который образует с углеродом нестойкое пер-оксидное соединение. Последнее легко разлагается, выделяя при этом активный кислород, окисляющий уголь и превращающий последний в богатые кислородом стойкие соединения. Так как процесс этот— " экзотермический, то он сопровождается повышением температуры,