О ТЕНДЕНЦИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ БАНКОВ
С. К. СЕМЕНОВ, кандидат экономических наук, доцент Астраханский государственный технический университет
Одним из инструментов регулирования и надзора за функционированием банков являются экономические нормативы, которые «в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать...» банкам согласно ст.62 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон).
Формулировка «может устанавливать», думается, не обязанность эмиссионного банка «устанавливать», т.е. ЦБ РФ вправе и не утверждать эти нормы, следовательно, обязательные экономические нормативы могут и не являться обязательным атрибутом банковской системы России.
Вместе с тем экономические нормативы широко применяются во всем мире, но ни в одной стране нет такого широкого спектра и большого количества нормативов, как в России. Так, например, в Японии утверждаются нормативы, регулирующие достаточность собственного капитала, ликвидность активов, предоставление крупного кредита и выплату дивидендов. В Германии регулируются достаточность собственного капитала, ликвидность и предоставление крупных кредитов'. Причем в России вместо одного общего норматива ликвидности, как в развитых странах, действуют сразу четыре: Н2, НЗ, Н4, Н5; предоставление крупного кредита - также четыре - Н6, Н7, Н9.1, Н10.1.
Значение обязательных экономических нормативов чрезвычайно важно, так как они являются одновременно инструментами денежно-кредит-
' Мамонова Н.Д. Основные направления повышения эффективности банковского надзора в России / Центральный банк в условиях рыночной экономики. - М.: Финансы и статистика, 2003. -С. 108-109.
2 Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.-С. 139.
ной политики (хотя и не служат для оперативного регулирования банковской ликвидности при кризисных ситуациях) и банковского надзора.
Правда, здесь нет единого мнения. Некоторые авторы относят экономические нормативы к наиболее распространенным методам государственного регулирования денежно-кредитной сферы2, другие экономисты о них вообще не упоминают.
Экономическим нормативам дана характеристика в названном Законе в ст. 62-72 гл. X «Банковское регулирование и банковский надзор», а в ст. 35 гл. VII «Денежно-кредитная политика» эти нормы не названы в списке основных инструментов денежно-кредитного регулирования, хотя в «прямые количественные ограничения», отраженные в этой статье, с известной долей условности, можно, думается, включить «количественные» экономические нормативы, выражаемые в денежных единицах - минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций (не допускает, как следует из самого названия, возникновения малых банков с небольшим уставным фондом), размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка.
Другие обязательные экономические нормативы являются относительными (процентными):
предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;
максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
максимальный размер крупных кредитных рисков;
нормативы ликвидности кредитной организации;
нормативы достаточности собственных средств(капитала);
размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).
Вместе с тем значение экономических нормативов для деятельности банков второго уровня настолько велико, что представляется целесообразным рассмотреть эти нормы не только как инструмент «обеспечения устойчивости кредитных организаций», а значительно шире - в плане влияния обязательных экономических нормативов на эффективность работы банков и, главное, как инструмента государственной денежно-кредитной политики, на экономику России в целом. Тем более, с 1 апреля 2004 г. действует новый нормативный акт Банка России - Инструкция от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков», которая существенно отличается от старой, отмененной Инструкции ЦБ РФ от 01.10.97 № 1 «О порядке регулирования деятельности банков».
С 18 до 10 сократилось число обязательных нормативов, определяемых новой инструкцией (далее рассматриваются только часть обязательных экономических нормативов - нормативы, определенные этим актом) с сохранением прежней нумерации и названий нормативов с некоторым изменением методики расчетов и предельных значений двух нормативов Н2 и НЗ, зато сама инструкция увеличилась в объеме почти в полтора раза, вероятно, за счет предусмотренных новым документом положений, которые, по оценке Банка России, будут препятствовать применению кредитными организациями схем по искусственному приведению этих параметров в соответствие с обязательными экономическими нормативами, что раньше делалось в конце месяца.
Теперь банки обязаны соблюдать нормативы ежедневно, но представлять отчет, как и прежде, ежемесячно. Однако теперь ЦБ РФ получил право
в определенных строго оговоренных случаях запрашивать отчет на внутримесячные даты. Исключение могут составлять 5 дней в месяц, когда банк может не соблюдать норматива. Это может быть в случае каких-то крупных поступлений или, наоборот, перечислений в другие банки. А как быть, если эти крупные поступления и перечисления будут иметь место больше 5 дней? Не принимать или не отправлять деньги? Полагаем, что дело не в конкретном сроке, а в возможности удовлетворительного объяснения причин (уважительных причин) нарушений того или иного норматива, что не должно в этом случае являться нарушением, особенно сейчас, когда наблюдается либерализация российского экономического законодательства, например валютного.
КАК ДЕЙСТВУЮТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ
Величина капитала является базой для расчета большинства экономических нормативов в связи с использованием его расчетной величины при исчислении большинства прочих относительных нормативов, когда капитал фигурирует в числителе или знаменателе расчетной формулы этих норм и, таким образом, является одной из нескольких (чаще всего — двух) величин, определяющих значение норматива.
Относительные, «дробные» нормативы, определяемые соотношением в разнообразном сочетании групп (устанавливаются пропорции и взаимозависимость) активов и пассивов,активов и активов, пассивов и пассивов, где в числителе или знаменателе чаще всего фигурирует расчетная величина капитала. Капитал банка, используемый при расчете экономических нормативов, в соответствии с Положением Банка России от 10.02.2003 № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» определяется как сумма уставного капитала, фондов и нераспределенной прибыли, увеличенная на несколько величин и уменьшенная на целый ряд сумм, например допущенных убытков.
И если вычитание из собственных средств убытков и некоторых других корректировок вполне оправданно, то вызывает сомнение целесообразность уменьшения капитала на целый ряд других активных операций банка. Это в частности, часть вложений кредитной организации в акции (доли участия) дочерних и зависимых юридических лиц (в том числе кредитных организаций - нерезиден-
тов), приобретенные для инвестирования (в случае, если принадлежащий кредитной организации пакет акций превышает 20% уставного капитала организации-эмитента, зарегистрированного в установленном порядке на дату расчета капитала кредитной организации); вложения в уставный капитал кредитных организаций-резидентов.
Данные корректировки снижают (ограничивают) инвестиционную активность банков по названным конкретным направлениям вложений, а также лимитируют (при расчете других нормативов, о чем будет сказано ниже) привлечение средств для формирования кредитных ресурсов банков. Сужение ресурсной базы, ограничение инвестиционных вложений и других активных операций уменьшает доходы банков. Дискуссионно также расчетное уменьшение капитала за счет недосоз-данных резервов на возможные потери по ссудам и под другие возможные потери. Это представляется дополнительным, двойным «наказанием» за недосоздание резервов, кроме собственно санкций, применяемых к банкам за создание резерва в размере, меньшем, чем предусмотрено нормами.
Капитал уменьшается также на нематериальные активы, за вычетом начисленной амортизации, а также вложения в создание и приобретение нематериальных активов, что препятствует развитию банка, в частности приобретению или собственной разработке современных информационных технологий и программного обеспечения.
Уменьшение собственных средств за счет названных корректировок суммы капитала ухудшает значения большинства обязательных экономических нормативов вплоть до критического (максимального или минимального) уровня; при этом величина собственных средств находится в числителе или знаменателе расчетных формул нормативов.
Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка Н1 регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Норматив достаточности капитала Н1 ограничивает объем активных операций в зависимости от капитала. Норматив стимулирует увеличение капитала банка, что позволяет расширить объем активных операций, а также улучшение качества активов: чем менее рискованные активы, тем большую их сумму может аккумулировать банк в пределах Н1.
Норматив достаточности капитала банка определяется как отношение размера собственных
средств банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска. В расчет норматива включаются:
величина кредитного риска по активам, отраженным на балансовых счетах бухгалтерского учета (активы за вычетом созданных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, взвешенные по уровню риска);
величина кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера;
величина кредитного риска по срочным сделкам; величина рыночного риска. Минимально допустимое числовое значение норматива Н1 установлено в зависимости от размера собственных средств (капитала) банка:
для банков с размером капитала не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро, - 10%;
для банков с размером собственных средств менее суммы, эквивалентной 5 млн евро, - 11%.
Дифференциация нормативов стимулирует укрупнение и слияние банков, так как предельно допустимые значения для банков с капиталом выше суммы, эквивалентной 5 млн евро, ниже, чем для малых и средних банков.
Уменьшение «порогового» значения позволило бы банкам увеличить объем активных операций, что вызвало бы увеличение предложения денег экономике.
В целях контроля за состоянием ликвидности банка, то есть его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, установлены нормативы ликвидности, которые регулируют (ограничивают) риски потери банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов, а также отношение его ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов.
Норматив мгновенной ликвидности банка Н2 регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования.
Для выполнения норматива требуется, в основном, «замораживание» соответствующих сумм денег на корсчетах в Банке России и кредитных организаций развитых стран, а также в кассе бан-
ка, что сокращает активные операции банка, так как данные средства практически не приносят дохода. Норматив также стимулирует сокращение пассивов до востребования.
Минимально допустимое числовое значение норматива Н2 установлено с 1 апреля 2004 г. в размере 15% (уменьшение с 20%). Снижение предельно допустимого значения норматива позволяет расширять активные операции.
Норматив текущей ликвидности банка НЗ регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования и на срок до 30 календарных дней.
Для выполнения норматива необходимо поддержание соответствующей структуры активов и пассивов, приобретение необходимых сумм, достаточно ликвидных, но поэтому и низкодоходных активов, что снижает прибыльность банка.
Минимально допустимое числовое значение норматива НЗ установлено в размере 50% (снижение с 70%). Уменьшение норматива способствует увеличению активных операций, как и снижение Н2, т.е. в этих случаях Банк России несколько смягчает нормативные требования.
Норматив долгосрочной ликвидности банка Н4 регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше одного года, к собственным средствам банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 1 года.
Увеличение максимально допустимого значения позволило бы банку наращивать объем активных операций, в том числе инвестиций; аналогичный эффект (здесь и во всех нормативах, где капитал фигурирует в числителе или знаменателе расчетных формул) вызвал бы отказ от уменьшения расчетной величины капитала на упоминавшиеся выше корректировки.
Максимально допустимое числовое значение норматива Н4 установлено в размере 120%.
От количества обязательных нормативов, их состава, расчетной методики и принципов использования зависит действенность нормативов, под
1 Всиенцева Н.И. Роль центрального банка в снижении рисков коммерческих банков / Центральный банк в условиях рыночной экономики. - М.: Финансы и статистика, 2003. - С. 130.
которой следует понимать, насколько определенный норматив реально регулирует осуществление конкретных активных и пассивных операций и создает правильные ориентиры для банков. Так, практическое отсутствие долгосрочных привлеченных средств приведет к невыполнению рассматриваемого норматива долгосрочной ликвидности Н4 и применению соответствующих санкций со стороны ЦБ РФ, если коммерческий банк начнет выдавать долгосрочные кредиты предприятиям, что можно было бы не допустить изменением расчетной методики норматива. Ресурсы краткосрочные и до востребования имеют определенную, постоянную и, как правило, не сжимаемую для конкретного банка часть, которая может быть использована для долгосрочного кредитования и расчета норматива Н4. Эта стабильная часть может быть определена несколькими методами: эмпирическим, математической статистики и теории вероятности-5.
Норматив общей ликвидности банка Н5 регулирует (ограничивает) общий риск потери банком ликвидности и определяет минимальное отношение ликвидных активов к суммарным активам банка.
Для выполнения норматива требуется приобретение необходимых сумм достаточно ликвидных активов в отношении уже к суммарным активам (за вычетом обязательных резервов).
Минимально допустимое числовое значение норматива Н5 определено в размере 20%.
Наличие четырех близких нормативов ликвидности представляется излишним. Например, целесообразно и безболезненно было бы отменить (или перевести из обязательных в оценочные) НЗ - норматив текущей ликвидности, занимающий промежуточное положение между Н2 и Н5 — нормативами мгновенной и общей ликвидности.
Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков Н6 регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к капиталу банка.
Норматив лимитирует кредитные операции банка, не позволяя среднему банку обслуживать крупного клиента и группу связанных заемщиков в части выдачи крупных (относительно капитала) ссуд.
Максимально допустимое числовое значение норматива Н6 утверждено в размере 25%.
Предельно допустимое значение норматива не изменилось, однако фактически имеет место
ужесточение норматива за счет корректировки методики его расчета. В совокупную сумму ссудных требований кредитной организации к банку-заемщику теперь дополнительно включается величина средств на корреспондентских счетах банка-кредитора в каждой из кредитных организаций-контрагентов, что уменьшает возможности кредитования банком-кредитором банка-заемщика и активные операции в целом. Тем более, остатки на корсчетах не являются ссудой в чистом виде (по ним могут и не начисляться проценты, что обязательно для ссуды), а чаще используются для межбанковских расчетов.
Таким образом, ужесточение Н6 через методику расчета подрывает не только межбанковский кредитный рынок, но и систему расчетов по корреспондентским счетам, делая последнюю неконкурентоспособной по отношению расчетов через Банк России.
Норматив максимального размера крупных кредитных рисков Н7 регулирует (ограничивает) совокупную величину крупных кредитных рисков банка и определяет максимальное отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств банка.
Норматив ограничивает кредитные операции в отношении суммарной величины крупных кредитов (каждая ссуда - свыше 5% капитала).
Максимально допустимое числовое значение норматива Н7 определено в размере 800%.
Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) Н9.1, регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении участников (акционеров) банка и определяет максимальное отношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) к собственным средствам банка.
Норматив ограничивает кредитование участников (акционеров) банка, которые часто являются надежными и выгодными клиентами, формирующими доходную базу банка и обеспечивающими востребованность размещения кредитных ресурсов банка.
Максимально допустимое числовое значение норматива Н9.1 установлено в размере 50%.
Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка Н10.1 регулирует (ограничивает) совокупный кредитный риск банка в отношении всех инсайдеров, к которым относятся физические лица, способные воздействовать на принятие
решения о выдаче кредита банком. Норматив Н10.1 определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований к инсайдерам к капиталу банка.
Иногда инсайдеры также являются важнейшими клиентами банка, поэтому этот норматив подобно Н9.1 ограничивает активные операции.
Максимально допустимое числовое значение норматива Н10.1 определено в размере 3%.
Норматив использования собственных средств банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц Н12 регулирует (ограничивает) совокупный риск вложений банка в акции (доли) других юридических лиц и определяет максимальное отношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций (долей) других юридических лиц, к капиталу банка.
Н12 конкретно регламентирует (ограничивает) именно инвестиционную деятельность банка максимально допустимым значением вложения в акции, приобретенные для инвестирования (исключая суммы, уменьшающие расчетный показатель собственных средств) и частично для перепродажи в отношении к капиталу банка.
Здесь риск вложения в акции (доли) лимитирован ЦБ РФ в части инвестирования в акции (доли) дочерних и зависимых юридических лиц во второй раз - впервые через корректировки уменьшения капитала, что представляется чрезмерным.
Повышение максимально допустимых значений Н12 позволило бы увеличить инвестиции банка в реальный сектор экономики России.
Максимально допустимое числовое значение норматива Н12 утверждено в размере 25%.
Банки используют разнообразные схемы, позволяющие им не превышать предельно допустимых значений обязательных экономических нормативов. Чаще всего используется искусственное увеличение капитала (например, за счет ссуд, выдаваемых самими банками), что одновременно «улучшает» значения обязательных экономических нормативов, где в числителе или знаменателе фигурируют собственные средства, в первую очередь Н1 - нормати в достаточ ности капитала. Для собл ю-дения нормативов ликвидности банки практикуют взаимное открытие корреспондентских счетов. В целях выполнения Н6 — норматива риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков банк может предоставлять ссуды подставным фирмам, переводящим затем деньги конечному получателю, у которого есть уже ссудная задолженность в этом банке.
ЭВОЛЮЦИЯ НОРМАТИВОВ
Банк России достаточно часто вносит коррективы и дополнения в соответствующие редакции нормативных актов, регламентирующих обязательные экономические нормативы, достаточно адекватно и активно реагируя на изменения на финансовых рынках. Это корректировки «пороговых» значений (последний пример - Н2, ИЗ), методики расчета (капитал), перевод нормативов из обязательных в оценочные и обратно (отмененный НИ - максимальный размер привлеченных вкладов населения). Это введение новых норм, как отклик на конкретные изменения в банковской сфере, например, ныне недействующий Н14 -норматив ликвидности по операциям с драгметаллами установлен с активизацией российских банков на рынке драгоценных металлов.
Для повышения надежности кредитных учреждений Банк России с течением времени ужесточает требования к исполнению банками экономических нормативов - как изменением методики расчетов, так и предельно допустимых значений. Исключение - снижение двух нормативов ликвидности с 1 апреля 2004 г. Сокращение числа обязательных экономических нормативов также благотворно влияет на активные операции банков, включая инвестиционную деятельность, в частности, освобождая от норм некоторые операции банков; и снижение «зарегулированности» банковского сектора в целом.
Радикальное сокращение обязательных экономических нормативов Банк России произвел с 1 апреля 2004 г.
Отмерен Н8 - максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика), который лимитировал привлечение банком средств одного или связанных между собой клиентов (в отношении к капиталу), которые могли быть использованы, в частности, на инвестиции. Кроме того, Н8 несколько ограничивал конкуренцию между кредитными учреждениями, так как не позволяет малому или среднему банку осуществлять расчетно-кассовое обслуживание крупного клиента.
Ликвидирован Н9 - максимальный размер кредитного риска на одного акционера (участника), ограничивающий кредитование одного крупного акционера (участника).
Следующий недействующий норматив НЮ -максимальный размер кредитов и займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу. Лимитиро-
вал кредитование одного крупного инсайдера и связанных с ним лиц.
Очередной отмененный норматив Н11 - максимальный размер привлеченных во вклады средств населения в отношении к собственным средствам. Значение этого норматива для большинства банков очень велико, ибо деньги населения являются стабильнейшим, а для многих кредитных учреждений - основным, источником кредитных ресурсов. Ряд банков из-за этого ограничения не могли увеличить (возможно, на более выгодных для граждан условиях) приема средств населения во вклады, что могло быть одной из причин хранения на руках наличных денег, особенно инвалюты.
Сокращен норматив Н11.1 - максимальный размер обязательств банка перед нерезидентами: банками и финансовыми организациями (также в отношении к капиталу); ограничивал увеличение сумм обязательств российских банков перед зарубежными кредитными и финансовыми учреждениями.
Ликвидированный норматив Н12.1 ограничивал инвестиции банка в доли (акции) других юри-дическихлиц к капиталу - приобретение акций (долей) одного юридического лица из круга клиентов, в отношении которых рассчитывался Н12.
Сокращенный норматив риска собственных вексельных обязательств Н13 лимитировал в отношении к капиталу банка привлечение средств клиентов под собственные векселя и банковские акцепты с учетом 50% забалансовых обязательств банка из индоссамента векселей, авалей и вексельного посредничества. Н13 введен письмом ЦБ РФ от 20.08.96 № 315 как реакция монетарных властей на значительные объемы выписки и насыщение денежного оборота банковскими векселями. Максимально допустимое значение норматива с баланса на 01.10.96 устанавливалось 200%, с 1.03.97 - 100%. Объем векселей банков в обращении на 01.12.97 соответствовал приблизительно 10% денежной массы М2; за счет выписки векселей банковская система на 01.011998 сформировала 4,4% привлеченных ресурсов. Однако введение Н13 и его быстрое ужесточение в 2 раза, по мнению экспертов, практически не повлияло на объемы выпуска векселей в обращение, а главная причина проведенной операции видится не в заботе об устойчивости банков, а в стремлении сделать процессы выписки векселей более контролируемыми. Тем более, банковские векселя - наиболее ликвидные векселя, являются суррогатом денег, и их выпуск в
оборот осуществляется без регистрации и близок эмиссии действительных денег - монополии 'эмиссионного банка.
Недействующий Н14 - норматив ликвидности по операциям с драгметаллами ограничивал активные операции с драгоценными металлами в физической форме.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ
При ужесточении нормативов в большинстве случаев сокращается предложение денег экономике, кредитные ресурсы и активные операции банков. К примеру, уменьшение максимально допустимого значения норматива Н12 с баланса банка на 01.07.96 с 45% до 35% на 01.10.96 и до 25% с 01.01.97 при прочих равных условиях почти в 2 раза в течение полугода сократило возможность вложения собственных средств банка в акции (доли) других юридических лиц. В то же время устойчивость банковской системы должна укрепляться как следствие стабилизации и роста экономики России, в частности при активизации банковской деятельности, регулирование которой должно предполагать не только достижение надежности, но и стимулирование эффективности функционирования кредитной системы и инвестиционной активности банков.
Напротив, существующие предельно допустимые значения экономических нормативов, а также методика расчета капитала, думается, не стимулируют, а лимитируют активные операции банков, ограничивают предложение денег, что является составной частью сегодняшней денежно-кре-дитной политики. Причем ужесточение допустимых значений нормативов происходит порой в очень сжатые сроки и часто в кратное число раз. К примеру, от либеральных условий открытия банка в начале рыночных реформ, что напрямую связано с существовавшими тогда нормативными требованиями, в частности минимальным размером уставного капитала для вновь создаваемых банков, до сегодняшних существенных сложностей при создании нового кредитного учреждения.
Понятно, и в некоторой степени оправданно, стремление ЦБ РФ к достижению международных стандартов. К примеру, взвешивание
риска по категориям банковских активов, используемое при расчете норматива Н1, более или менее соответствует принципам Базельского соглашения. Однако от этих стандартов достаточно далека сама банковская система России, которой, в частности, не хватает финансовой мощи, соразмерной колоссальной территории страны, гигантским природным ресурсам, достаточно развитому научно-техническому потенциалу. Национальное богатство России оценивается почти в 400 трлн дол., что на душу населения больше в 2 раза, чем в США и в 22 раза - в Японии. В то же время суммарные активы и собственные средства всей российской банковской системы к концу 2003 г. оценивались достаточно скромно -165 и 25 млрд дол., что меньше (иногда в несколько раз) соответствующих параметров только одного крупного банка США или Японии.
Сумма активов банков напрямую зависит от предложения денег (от номинальной денежной массы), уровня монетизации ВВП. При сжатой, недостаточной для развития экономики денежной массе, низком уровне монетизации ВВП банкам просто не из чего формировать свои активы и пассивы из-за нехватки в обращении национальных денег. Отчасти по этой ипричине банки все большую часть своих активов формируют в иностранной валюте, пытаются расти за счет инвалютных активов, что, вместе с тем, является и признаком долларизации. Обязательные экономические нормативы, выполняя важные регулирующие функции, в то же время, особенно при завышенных предельно допустимых значениях, стерилизуют (связывают) часть денежной массы, сокращают ее активную составляющую через ограничение операций банков.
Учитывая изложенное, следует считать обязательные экономические нормативы инструментом государственной денежно-кредитной политики. Полагаем возможным (без ущерба надежности) также некоторое снижение критических значений экономических нормативов и изменение методики расчета капитала и нормативов, сокращение числа нормативов, перевод некоторых обязательных нормативов в оценочные для расширения активных операций в банковской сфере и роста активов банковской системы России.