Научная статья на тему 'Экономические нормативы и инвестиции'

Экономические нормативы и инвестиции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
927
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ НОРМАТИВ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семёнов С.К., Семёнов К.С.

В связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблема нормативного регулирования банковской деятельности приобрела в последнее время еще большую актуальность. В работе проанализированы различные аспекты использования в России обязательных экономических нормативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические нормативы и инвестиции»

17 (41) - 2010

Денежно-кредитная политика

УДК 336.76/. 77(07)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ И ИНВЕСТИЦИИ

С. к. СЕМЁНОВ,

доктор экономических наук, ведущий инженер отдела анализа инвестиций E-mail: semenov_sk@mail.ru Инженерно-технический центр «Газпром добыча Астрахань»

к. С. СЕМЁНОВ,

студент института экономики E-mail: kost_240789@mail.ru Астраханский государственный технический университет

В связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблема нормативного регулирования банковской деятельности приобрела в последнее время еще большую актуальность. В работе проанализированы различные аспекты использования в России обязательных экономических нормативов.

Ключевые слова: банк, обязательный экономический норматив, регулирование, инвестиции.

В период финансового кризиса повышаются роль и ответственность государственного регулирования экономикой, в частности денежно-кредитного. Авторы предлагают рассмотреть использование обязательных экономических нормативов банков как одного из дополнительных инструментов денежно-кредитной политики, который одновременно применяется и в пруденциальном банковском надзоре.

Одним из методов регулирования и надзора за функционированием банков (через банковскую отчетность) являются экономические нормативы, которые «в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать...» кредитным организациям согласно ст. 62 Федерального закона РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Экономические нормативы широко применяются во всем мире, но ни в одной стране нет такого широкого спектра и большого количества нормативов, как в России. Так, в Японии утверждаются нормативы, регулирующие достаточность собственного капитала, ликвидность активов, предоставление крупного кредита и выплату дивидендов. В Германии регулируются достаточность собственного капитала, ликвидность и предоставление крупных кредитов. Причем в России вместо одного общего норматива ликвидности, как в развитых странах, действуют сразу три (Н2, Н3, Н4), а по кредитным рискам - четыре (н6, Н7, Н9.1, Н10.1).

Экономическим нормативам дана характеристика в ст. 62-72 названного закона, хотя в ст. 35 эти нормы не названы в списке основных инструментов денежно-кредитного регулирования.

Одна из основных задач нормативов - лимитирование кредитной экспансии коммерческих банков, что при излишнем ограничении может вызвать нехватку денег в экономике.

Обязательные экономические нормативы имеют денежно-кредитную экономическую сущность. Они являются относительными (процентными), кроме перечня видов имущества в неденежной фор-

ме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. Это следующие нормативы:

• предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

• максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

• максимальный размер крупных кредитных рисков;

• нормативы ликвидности кредитной организации;

• нормативы достаточности собственных средств (капитала);

• размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

• минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

• нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

• максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам). Значение экономических нормативов настолько велико, что представляется целесообразным рассмотреть эти нормы не только как инструмент «обеспечения устойчивости кредитных организаций», а значительно шире — в плане влияния нормативов как инструмента государственной денежно-кредитной политики на экономику России в целом и на эффективность работы банков.

С 1 апреля 2004 г. действует инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков», которая существенно отличается от старой, отмененной инструкции Центрального банка РФ от 01.10.1997 № 1 «О порядке регулирования деятельности банков». С 18 до 10, а затем до 9 сократилось число обязательных нормативов, определяемых новой инструкцией с сохранением прежней нумерации и названий нормативов, с некоторым изменением методики расчетов и предельных значений нормативов Н2 и Н3.

Новый документ увеличился в объеме почти в полтора раза за счет положений, которые, по оценке Банка России, будут препятствовать применению кредитными организациями в конце месяца схем искусственного приведения этих параметров в соответствие с обязательными экономическими нормативами.

Величина капитала является базой для исчисления большинства других относительных нормативов, когда капитал фигурирует в числителе или

знаменателе расчетной формулы, и, таким образом, является одной из нескольких (чаще всего двух) величин, определяющих значение норматива.

Относительные, «дробные» нормативы, определяемые соотношением в разнообразном сочетании групп (устанавливаются пропорции и взаимозависимость) активов и пассивов, активов и активов, пассивов и пассивов, где в числителе или знаменателе чаще всего фигурирует расчетная величина капитала.

Капитал банка, используемый при расчете экономических нормативов, в соответствии с положением Банка России от 10.02.2003 № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» определяется как сумма основного и дополнительного капиталов, уменьшенная на целый ряд показателей, например допущенных убытков.

И если вычитание из собственных средств убытков и некоторых других корректировок вполне оправдано, то вызывает сомнение целесообразность уменьшения капитала на многие другие активы банка. Взять, например, расчетное уменьшение капитала за счет недосозданных резервов на возможные потери по ссудам и под другие возможные потери. Это представляется дополнительным, двойным «наказанием» за недосоздание резервов, кроме собственно санкций, применяемых к банкам за создание резерва в меньшем размере, чем предусмотрено нормами.

Уменьшение собственных средств за счет определенных корректировок суммы капитала ухудшает значения большинства обязательных экономических нормативов вплоть до критического (максимального или минимального) уровня. При этом величина собственных средств находится в числителе или знаменателе расчетных формул.

Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка Н1 регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Этот индикатор ограничивает объем активных операций в зависимости от капитала. Норматив стимулирует увеличение капитала банка, что позволяет расширить объем активных операций, улучшить качество активов: чем они менее рискованны, тем большую их сумму может аккумулировать банк в пределах Н1.

Норматив достаточности капитала банка определяется как соотношение размера капитала банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н1 установлено в зависимости от размера собственных средств (капитала) банка: для банков с

17 (41) - 2010

Денежно-кредитная политика

размером капитала не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро, — 10 %; для банков с размером собственных средств менее названной суммы - 11 %.

Дифференциация нормативов стимулирует укрупнения и слияния кредитных организаций, так как предельно допустимые значения для банков с капиталом выше установленной планки ниже, чем для малых и средних банков.

Для контроля за состоянием ликвидности банка, т. е. его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, установлены нормативы, которые регулируют риски потери банком ликвидности. Эти показатели определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов, а также как отношение ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легко реализуемых активов) и суммарных активов.

Норматив мгновенной ликвидности банка Н2 ограничивает риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов по счетам до востребования, скорректированных на определяемую в установленном Банком России порядке величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования.

Для выполнения норматива требуется в основном «замораживание» соответствующих сумм денег на корсчетах в Банке России и кредитных организаций развитых стран, а также в кассе банка, что сокращает активные операции банка, так как данные средства практически не приносят дохода. Норматив также стимулирует сокращение пассивов до востребования. Снижение предельно допустимого значения норматива позволяет расширять активные операции.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н2 установлено с 01.04.2004 в размере 15 % (уменьшение с 20 %). Либерализация этого и других нормативов ликвидности произведена указанием Банка России от 31.03.2008 № 1991-У. При этом коммерческие банки получили возможность принимать решение об учете в знаменателе расчетной формулы соответствующих корректировок по обязательствам банка с целью оптимизации фактических значений нормативов.

Норматив текущей ликвидности банка Н3 регулирует риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных

дней. Показатель определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов по счетам до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней, скорректированных на установленную Центральным банком РФ величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) с соответствующими сроками исполнения обязательств.

Для выполнения норматива необходимы поддержание соответствующей структуры активов и пассивов, приобретение необходимых сумм ликвидных, поэтому и низкодоходных, активов, что снижает прибыльность банка.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 установлено в размере 50 % (снижение с 70 %). Уменьшение норматива способствует увеличению активных операций, как и снижение Н2, т. е., в этих случаях Банк России несколько смягчает нормативные требования.

Норматив долгосрочной ликвидности банка Н4 ограничивает риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше одного года, к собственным средствам банка и обязательствам с оставшимся сроком до даты погашения свыше года, скорректированным на установленную эмиссионным банком величину минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций).

Увеличение максимально допустимого значения позволило бы банку наращивать объем активных операций, в том числе инвестиций. Аналогичный эффект (здесь и во всех нормативах, где капитал фигурирует в числителе или знаменателе расчетных формул) вызвал бы отказ от уменьшения расчетной величины капитала на упоминавшиеся выше корректировки.

Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков Н6 регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении названных лиц и определяет максимальное отношение к капиталу банка совокупной суммы кредитных требований учреждения к заемщику или группе связанных заемщиков. Индикатор лимитирует кредитные операции банка, не позволяя среднему банку обслуживать крупного клиента и группу связанных заемщиков в части выдачи крупных (относительно капитала) ссуд.

Предельно допустимое значение норматива не изменилось, однако фактически имеет место ужесточение норматива за счет корректировки методики его расчета. В совокупную сумму ссудных требований кредитной организации к банку-заемщику теперь дополнительно включается величина средств на корреспондентских счетах банка-кредитора в каждой из кредитных организаций-контрагентов. Это уменьшает возможности кредитования банком-кредитором банка-заемщика и активные операции в целом, тем более что остатки на корсчетах не являются ссудой в чистом виде (по ним могут и не начисляться проценты, что обязательно для ссуды), а чаще используются для межбанковских расчетов.

Таким образом, ужесточение Н6 через методику расчета подрывает не только межбанковский кредитный рынок, но и систему расчетов по корреспондентским счетам, делая ее неконкурентоспособной по отношению к расчетам через Банк России.

Норматив максимального размера крупных кредитных рисков Н7 регулирует (ограничивает) совокупную величину крупных кредитных рисков банка и определяет максимальное соотношение ее и размера собственных средств банка.

Норматив ограничивает кредитные операции в отношении суммарной величины крупных кредитов (каждая ссуда — свыше 5 % капитала).

Норматив Н9.1 максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении участников (акционеров) банка и определяет максимальное соотношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), к собственным средствам банка.

Норматив ограничивает кредитование участников (акционеров) банка, которые часто являются надежными и выгодными клиентами, формирующими доходную и, главное, ресурсную базу банка и обеспечивающими востребованность размещения кредитов банка.

Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка Н10.1 регулирует (ограничивает) совокупный кредитный риск банка в отношении всех инсайдеров, к которым относятся физические лица, способные воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком. Норматив Н10.1 определяет максимальное соотношение совокупной суммы кредитных требований к инсайдерам и капитала банка.

Иногда инсайдеры являются также важнейшими клиентами банка, и этот норматив подобно Н9.1 ограничивает активные операции.

Норматив использования собственных средств банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц Н12 регулирует (ограничивает) совокупный риск вложений банка в акции (доли) других юридических лиц и определяет максимальное отношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций (долей) других юридических лиц, к капиталу банка.

Н12 конкретно регламентирует (ограничивает) именно инвестиционную деятельность банка максимально допустимым значением вложения в акции, приобретенные для инвестирования (исключая суммы, уменьшающие расчетный показатель собственных средств) и частично для перепродажи в отношении к капиталу банка.

Здесь риск вложения в акции (доли) лимитирован Центральным банком РФ в части инвестирования в акции (доли) дочерних и зависимых юридических лиц во второй раз — впервые через корректировки уменьшения капитала, что представляется чрезмерным.

Повышение максимально допустимых значений Н12 позволило бы увеличить инвестиции банка в реальный сектор экономики России.

Банки используют разнообразные схемы, позволяющие им не превышать предельно допустимых значений обязательных экономических нормативов. Чаще всего используется искусственное увеличение капитала (например за счет ссуд, выдаваемых самими банками), что одновременно «улучшает» значения обязательных экономических нормативов, где в числителе или знаменателе фигурируют собственные средства, в первую очередь Н1 — норматив достаточности капитала.

Для соблюдения нормативов ликвидности банки практикуют взаимное открытие корреспондентских счетов. В целях выполнения Н6 банк может предоставлять ссуды подставным фирмам, переводящим затем деньги конечному получателю, у которого есть уже ссудная задолженность в этом банке.

Банк России достаточно часто вносит коррективы и дополнения в соответствующие нормативные акты, регламентирующие обязательные экономические нормативы, адекватно и активно реагируя на изменения на финансовых рынках. Это корректировки «пороговых» значений (последний пример — Н2, Н3), методики расчета (капитал), перевод нормативов из обязательных в оценочные и обратно (отмененный Н11 — максимальный размер привлеченных вкладов населения). Это введение новых норм как отклик на конкретные изменения в банковской сфере. Например, не действующий ныне Н14 — норматив ликвидности по операциям с драгметаллами — был

17 (41) - 2010

Денежно-кредитная политика

установлен с активизацией российских банков на рынке драгоценных металлов.

Для повышения надежности кредитных учреждений Банк России с течением времени может ужесточать требования к исполнению банками экономических нормативов - изменением как методики расчетов, так и предельно допустимых значений. Или, напротив, осуществлять либерализацию, например снижение двух нормативов ликвидности с 01.04.2004.

Сокращение числа обязательных экономических нормативов также благотворно влияет на активные операции банков, включая инвестиционную деятельность, в частности освобождая от лимитирования нормативами некоторые операции банков и снижая зарегулированность банковского сектора в целом.

Радикальное сокращение обязательных экономических нормативов Банк России произвел в 2004 г. Отменен показатель Н8 — максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика), который лимитировал привлечение банком средств одного или связанных между собой клиентов (по отношении к капиталу). Кроме того, Н8 несколько ограничивал конкуренцию между кредитными учреждениями, так как не позволяет малому или среднему банку осуществлять расчетно-кассовое обслуживание крупного клиента.

Ликвидирован норматив Н9 — максимальный размер кредитного риска на одного акционера (участника), ограничивающий кредитование одного крупного акционера (участника).

Следующий не действующий ныне норматив Н10 — максимальный размер кредитов и займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу. Индикатор лимитировал кредитование одного крупного инсайдера и связанных с ним лиц.

Очередной отмененный норматив Н11 — максимальный размер привлеченных во вклады средств населения по отношению к собственным средствам. Значение этого норматива для большинства банков было очень велико, ибо деньги населения являются самым стабильным, а для многих учреждений — основным источником кредитных ресурсов. Ряд банков из-за этого ограничения не могли увеличить (возможно, на более выгодных для граждан условиях) прием средств населения во вклады, что могло быть одной из причин хранения на руках наличных денег, особенно инвалюты.

Отмененный норматив Н11.1 — максимальный размер обязательств банка перед нерезидентами: банками и финансовыми организациями (также по

отношению к капиталу). Показатель ограничивал увеличение сумм обязательств российских банков перед зарубежными кредитными и финансовыми учреждениями.

Ликвидированный Н12.1 ограничивал инвестиции банка в доли (акции) других юридических лиц к капиталу — приобретение акций (долей) одного юридического лица из круга клиентов, в отношении которых рассчитывался Н12.

Отмененный норматив риска собственных вексельных обязательств Н13 лимитировал по отношению к капиталу банка привлечение средств клиентов под собственные векселя и банковские акцепты с учетом 50 % забалансовых обязательств банка из индоссамента векселей, авалей и вексельного посредничества. Норматив был введен письмом Центрального банка РФ от 20.08.1996 № 315 как реакция монетарных властей на значительные объемы выписки и насыщение денежного оборота банковскими векселями. Максимально допустимое значение норматива с баланса на 01.10.1996 устанавливалось в 200 %, с 01.03.1997 — 100 %. Объем векселей банков в обращении на 01.12.1997 соответствовал приблизительно 10 % денежной массы М2; за счет выписки векселей банковская система на 01.011998 сформировала 4,4 % привлеченных ресурсов.

Однако введение Н13 и его быстрое увеличение вдвое, по мнению экспертов, практически не повлияло на объемы выпуска векселей в обращение. Главная причина проведенной операции видится не в заботе об устойчивости банков, а в стремлении сделать процессы выписки векселей более контролируемыми, тем более что банковские векселя — наиболее ликвидные векселя, являются суррогатом денег, их выпуск в оборот осуществляется без регистрации и близок эмиссии базовых денег.

Отмененный норматив ликвидности по операциям с драгметаллами Н14 ограничивал активные операции с драгоценными металлами в физической форме.

Указанием Центрального банка РФ от 18.02.2005 № 1549-У ликвидирован норматив общей ликвидности Н5. Он регулировал (ограничивал) общий риск потери банком ликвидности и определял минимальное отношение ликвидных активов к суммарным активам банка. Для выполнения этого показателя требовалось приобретение необходимых сумм достаточно ликвидных активов по отношению к суммарным активам (за вычетом обязательных резервов). Минимально допустимое числовое значение норматива Н5 было определено в размере 20 %. Может быть, имело бы смысл, напротив, оставить этот обобщающий норматив вместо трех

норм ликвидности Н2 — Н4: мгновенной, текущей и долгосрочной.

При ужесточении нормативов чаще всего в экономике сокращаются спрос и предложение денег, кредитные ресурсы и активные операции банков. К примеру, уменьшение максимально допустимого значения норматива Н12 баланса банка на 01.07.1996 с 45 до 35 % и до 25 % - на 01.01.1997 при прочих равных условиях почти в 2 раза в течение полугода сократило возможность вложения собственных средств банка в акции (доли) других юридических лиц.

В то же время устойчивость банковской системы должна укрепляться как следствие стабилизации и роста экономики России, в частности при активизации банковской деятельности, регулирование которой должно предполагать не только достижение надежности, но и стимулирование эффективности функционирования кредитной системы и инвестиционной активности банков.

Существующие же предельно допустимые значения экономических нормативов, а также методика расчета капитала, думается, не стимулируют, а лимитируют активные операции банков, ограничивают предложение денег, что является составной частью современной денежно-кредитной политики России. Причем ужесточение допустимых значений нормативов (или изменение методики расчета в этом направлении) происходит порой в очень сжатые сроки и часто в кратное число раз, а либерализация, напротив, проводится медленно и плавно.

Понятно и в некоторой степени оправданно стремление Центрального банка РФ к достижению международных стандартов. К примеру, взвешивание риска по категориям банковских активов, используемое при расчете норматива Н1, более или менее соответствует принципам Базельского соглашения. Однако от этих стандартов достаточно далека сама банковская система России.

Сумма активов банков напрямую зависит от предложения денег, уровня монетизации ВВП. При сжатой, недостаточной для развития экономики денежной массе, низком уровне монетизации ВВП банкам просто не из чего формировать свои активы и пассивы из-за нехватки в обращении национальных денег. Отчасти по этой причине кредитные организации все большую часть своих активов формируют в иностранной валюте, пытаются расти за счет инвалютных активов, что является и признаком долларизации.

Обязательные экономические нормативы, выполняя важные регулирующие функции, в то же

время, особенно при завышенных предельно допустимых значениях, стерилизуют (связывают) часть денежной массы, сокращают ее активную составляющую через ограничение операций банков.

Учитывая изложенное, следует считать обязательные экономические нормативы инструментом государственной денежно-кредитной политики, сдерживающим экспансию (активные операции) банков, включая инвестиции; стимулирующим рост их капитала, а также средством пруденциального банковского надзора (через отчетность банков).

В то же время обязательные экономические нормативы с известной долей условности можно отнести к дополнительным инструментам денежно-кредитного регулирования. При сильном влиянии как метода пруденциального надзора их эффективность как инструмента денежно-кредитной политики ограниченна, и ее трудно отследить (оценить). Это методы специфического, избирательного действия, они изменяются редко, т. е. не считаются средствами быстрого реагирования.

Обязательные экономические нормативы не служат для оперативного управления банковской ликвидностью при кризисных ситуациях, поэтому их использование во время финансовых потрясений представляется нецелесообразным. Корректировка нормативов может привести одновременно к увеличению ликвидности, активизации банковской деятельности в целом и к ослаблению банковского надзора, или наоборот, что не отвечает принципам антикризисного регулирования.

Список литературы

1. Мамонова И. Д. Основные направления повышения эффективности банковского надзора в России. М.: Финансы и статистика, 2003.

2. О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года № 110-И «Об обязательных нормативах банков»: указание Центрального банка РФ от 18.02.2005 № 1549-У.

3. О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года № 110-И «Об обязательных нормативах банков»: указание Банка России от 31.03.2008 № 1991-У.

4. О внесении изменений в инструкцию ЦБ РФ от 30.01.1996 № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» и в письмо ЦБ РФ от 16.07.1996 № 304 «О порядке взыскания штрафов за нарушение кредитными организациями обязательных экономических нормативов»: письмо Центрального банка РФ от 20.08.1996 № 315.

5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ.

6. Об обязательных нормативах банков: инструкция Банка России от 16. 01.2004 № 110-И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.