Банковская система
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ
деятельности и финансовый кризис
С. К. СЕМЕНОВ, доктор экономических наук, доцент Астраханский государственный технический университет
В период финансового кризиса повышается роль и ответственность государственного регулирования экономикой, в частности денежно-кредитного. Использование обязательных экономических нормативов банков — один из дополнительных инструментов денежно-кредитной политики, который одновременно применяется и в пруден-цуальном банковском надзоре.
Экономические нормативы как инструмент денежно-кредитной политики
Одним из методов регулирования и надзора за функционированием банков являются экономические нормативы (их соблюдение контролируется через банковскую отчетность), которые «в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать...» банкам согласно ст. 62 Федерального закона РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Формулировка «может устанавливать», на наш взгляд, это не обязанность эмиссионного банка «устанавливать», т. е. ЦБ РФ вправе и не утверждать эти нормы, следовательно, обязательные экономические нормативы могут и не являться обязательным атрибутом банковской системы России.
Вместе с тем экономические нормативы широко применяются во всем мире, но ни в одной стране нет такого широкого спектра и большого количества нормативов, как в России. Так, например, в Японии утверждаются нормативы, регулирующие достаточность собственного капитала, ликвидность активов, предоставление крупного кредита и выплату дивидендов. В Германии регулируются достаточность
собственного капитала, ликвидность и предоставление крупных кредитов [1]. Причем в России вместо одного общего норматива ликвидности, как в развитых странах, действуют сразу три: Н2, Н3, Н4; по кредитным рискам — четыре: Н6, Н7, Н9.1, Н10.1.
Значение обязательных экономических нормативов чрезвычайно важно, так как они являются одновременно инструментами денежно-кредитной политики и банковского надзора. Правда, здесь нет единого мнения. некоторые авторы относят экономические нормативы к наиболее распространенным инструментам государственного регулирования денежно-кредитной сферы [2; 3], другие вообще не упоминают о них.
Экономическим нормативам дана характеристика в указанном ранее Законе в ст. 62 — 72 гл. Х «Банковское регулирование и банковский надзор», а в ст. 35 гл. VII «Денежно-кредитная политика» эти нормы не названы в списке основных инструментов денежно-кредитного регулирования, хотя присутствовали в ст. 13 «денежно-кредитное регулирование» Закона РСФСР от 02.12.1990 №394-1 «О Центральном банке РсФсР» (названная статья утратила силу в редакции этого Закона от 26.04.1995).
Одна из основных задач нормативов — лимитирование кредитной экспансии коммерческих банков (эмиссии небазовых денег), что при излишнем ограничении может сдерживать экономический рост.
Обязательные экономические нормативы имеют денежно-кредитную экономическую сущность.
данные нормативы являются относительными (процентными), кроме перечня видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в
оплату уставного капитала. Это следующие обязательные экономические нормативы:
предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;
максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
максимальный размер крупных кредитных рисков;
нормативы ликвидности кредитной организации;
нормативы достаточности собственных средств (капитала);
размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).
Значение экономических нормативов настолько велико, что представляется целесообразным рассмотреть эти нормы не только как инструмент «обеспечения устойчивости кредитных организаций», а значительно шире — в плане влияния обязательных экономических нормативов на эффективность работы банков и, главное, как инструмента государственной денежно-кредитной политики, на экономику россии в целом.
с 1 апреля 2004 г. действует новый нормативный акт Банка россии — инструкция от 16.01.2004 № 110-и «Об обязательных нормативах банков», которая существенно отличается от старой, отмененной инструкции ЦБ рФ от 01.10.1997 № 1 «О порядке регулирования деятельности банков». с 18 до 10, а затем до 9 сократилось число обязательных нормативов, определяемых новой инструкцией с сохранением прежней нумерации и названий нормативов с некоторым изменением методики расчетов и предельных значений двух нормативов н2 и н3, зато сама инструкция увеличилась в объеме почти в полтора раза, вероятно, за счет предусмотренных новым документом положений, которые, по оценке Банка россии, будут препятствовать применению кредитными организациями схем по искусственному приведению этих параметров в соответствие с обязательными экономическими нормативами, что раньше делалось в конце месяца.
теперь банки обязаны соблюдать нормативы ежедневно, но представлять отчет, как и прежде, ежемесячно. Однако теперь ЦБ рФ получил право в определенных строго оговоренных случаях запрашивать отчет на внутримесячные даты. исключение могут составлять 5 дней в месяц, когда банк может не соблюдать норматив. Это может быть в случае каких-то крупных поступлений или, наоборот, перечислений в другие банки. А как быть, если эти крупные поступления и перечисления будут иметь место больше пяти дней? не принимать или не отправлять деньги? Полагаем, что дело не в конкретном сроке, а в возможности удовлетворительного объяснения причин (уважительных причин) нарушений того или иного норматива, что не должно в этом случае являться нарушением.
Как действуют экономические нормативы
Величина капитала является базой для расчета большинства экономических нормативов в связи с использованием его расчетной величины при исчислении большинства прочих относительных нормативов, когда капитал фигурирует в числителе или знаменателе расчетной формулы этих норм и, таким образом, является одной из нескольких (чаще всего двух) величин, определяющих значение норматива.
Относительные, «дробные» нормативы, определяемые соотношением в разнообразном сочетании групп (устанавливаются пропорции и взаимозависимость) активов и пассивов, активов и активов, пассивов и пассивов, где в числителе или знаменателе чаще всего фигурирует расчетная величина капитала. капитал банка, используемый при расчете экономических нормативов, в соответствии с положением Банка россии от 10.02.2003 № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» определяется как сумма основного и дополнительного капитала, уменьшенная на целый ряд сумм, например допущенных убытков.
и если вычитание из собственных средств убытков и некоторых других корректировок вполне оправданно, то вызывает сомнение целесообразность уменьшения капитала на целый ряд других активов банка. Это, в частности, часть вложений кредитной организации в акции (доли участия) дочерних и зависимых юридических лиц (в том числе кредитных организаций-нерезидентов), приобретенные для инвестирования (в случае, если принадлежащий кредитной организации
пакет акций превышает 20 % уставного капитала организации-эмитента, зарегистрированного в установленном порядке на дату расчета капитала кредитной организации); вложения в уставный капитал кредитных организаций-резидентов за некоторым исключением.
Данные корректировки снижают (ограничивают) инвестиционную активность банков по названным конкретным направлениям вложений, а также лимитируют (при расчете других нормативов, о чем будет сказано ниже) привлечение средств для формирования кредитных ресурсов банков. Сужение ресурсной базы, ограничение инвестиционных вложений и других активных операций уменьшают доходы банков. Дискуссионно также расчетное уменьшение капитала за счет недосоз-данных резервов на возможные потери по ссудам и под другие возможные потери. Это представляется дополнительным, двойным «наказанием» за не-досоздание резервов, кроме собственно санкций, применяемых к банкам за создание резерва в размере, меньшем, чем предусмотрено нормами.
Капитал уменьшается также на нематериальные активы, за вычетом начисленной амортизации, а также вложения в создание и приобретение нематериальных активов, что препятствует развитию банка, в частности приобретению или собственной разработке современных информационных технологий и программного обеспечения.
Уменьшение собственных средств за счет названных корректировок суммы капитала ухудшает значения большинства обязательных экономических нормативов, вплоть до критического (максимального или минимального) уровня; при этом величина собственных средств находится в числителе или знаменателе расчетных формул нормативов.
Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка Н1 регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Норматив достаточности капитала Н1 ограничивает объем активных операций в зависимости от капитала. Норматив стимулирует увеличение капитала банка, что позволяет расширить объем активных операций, а также улучшение качества активов: чем менее рискованные активы, тем большую их сумму может аккумулировать банк в пределах Н1.
Норматив достаточности капитала банка определяется как соотношение размера капитала банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.
Минимально допустимое числовое значение норматива Н1 установлено в зависимости от размера собственных средств (капитала) банка: для банков с размером капитала не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро, — 10 %; для банков с размером собственных средств менее суммы, эквивалентной 5 млн евро, — 11 %.
Дифференциация нормативов стимулирует укрупнение и слияние банков, так как предельно допустимые значения для банков с капиталом выше суммы, эквивалентной 5 млн. евро, ниже, чем для малых и средних банков.
Уменьшение «порогового» значения позволило бы банкам увеличить объем активных операций, что вызвало бы увеличение предложения денег экономике. С 1 января 2008 г. в соответствии с указанием Банка России от 13.11.2007 № 1905-У «О внесении изменений в инструкцию Банка России от 16.01.2004 № 110-и «Об обязательных нормативах банков» изменилась методика расчета норматива — из знаменателя формулы исключены некоторые активы (код 8930).
В целях контроля за состоянием ликвидности банка, т. е. его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, установлены нормативы ликвидности, которые регулируют (ограничивают) риски потери банком ликвидности и определяются как соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов, а также отношение его ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов.
Норматив мгновенной ликвидности банка Н2 регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов по счетам до востребования, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования, определяемую в порядке, установленном Банком России.
Для выполнения норматива требуется, в основном, «замораживание» соответствующих сумм денег на корсчетах в Банке России и кредитных организаций развитых стран, а также в кассе банка, что сокращает активные операции банка, так как
данные средства практически не приносят дохода. Норматив также стимулирует сокращение пассивов до востребования. снижение предельно допустимого значения норматива позволяет расширять активные операции.
Минимально допустимое числовое значение норматива Н2 установлено с 1 апреля 2004 г. в размере 15 % (уменьшение с 20 %).
Либерализация Н2 и других нормативов ликвидности произведена Банком россии указанием от 31.03.20008 № 1991-У «О внесении изменений в инструкцию Банка россии от 16.01.2004 № 110-и «Об обязательных нормативах банков». При этом коммерческие банки получили возможность принимать решение об учете в знаменателе расчетной формулы соответствующих корректировок по обязательствам банка с целью оптимизации фактических значений нормативов.
Норматив текущей ликвидности банка Н3 регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов по счетам до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) с соответствующими сроками исполнения обязательств, определяемую в порядке, установленном ЦБ рФ.
Для выполнения норматива необходимо поддержание соответствующей структуры активов и пассивов, приобретение необходимых сумм ликвидных, поэтому и низкодоходных, активов, что снижает прибыльность банка.
Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 установлено в размере 50 % (снижение с 70 %). Уменьшение норматива способствует увеличению активных операций, как и снижение Н2, т. е., в этих случаях Банк россии несколько смягчает нормативные требования.
Норматив долгосрочной ликвидности банка Н4 регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше одного года, к собственным средствам банка и обязательствам с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, скорректированным на величину минимального
совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций), определяемую в порядке, установленном эмиссионным банком.
Увеличение максимально допустимого значения позволило бы банку наращивать объем активных операций, в т. ч. инвестиций; аналогичный эффект (здесь и во всех нормативах, где капитал фигурирует в числителе или знаменателе расчетных формул) вызвал бы отказ от уменьшения расчетной величины капитала на упоминавшиеся выше корректировки.
Максимально допустимое числовое значение норматива Н4 — 120 %.
От количества обязательных нормативов, их состава, расчетной методики и принципов использования зависит действенность нормативов, под которой следует понимать, насколько определенный норматив реально регулирует осуществление конкретных активных и пассивных операций и создает правильные ориентиры для банков. Так, практическое отсутствие долгосрочных привлеченных средств приведет к невыполнению рассматриваемого норматива долгосрочной ликвидности Н4 и применению соответствующих санкций со стороны ЦБ рФ, если коммерческий банк начнет выдавать долгосрочные кредиты предприятиям, чего можно было бы не допустить изменением расчетной методики норматива. ресурсы краткосрочные и до востребования имеют определенную, постоянную и, как правило, не сжимаемую для конкретного банка часть, которая может быть использована для долгосрочного кредитования и расчета норматива Н4. Эта стабильная часть может быть определена несколькими методами: эмпирическим, математической статистики и теории вероятности [4].
Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков Н6 регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к капиталу банка.
Норматив лимитирует кредитные операции банка, не позволяя среднему банку обслуживать крупного клиента и группу связанных заемщиков в части выдачи крупных (относительно капитала) ссуд.
Максимально допустимое числовое значение норматива Н6 — 25 %.
Предельно допустимое значение норматива не изменилось, однако фактически имеет место ужесточение норматива за счет корректировки методики его расчета. В совокупную сумму ссудных требований кредитной организации к банку-заемщику теперь дополнительно включается величина средств на корреспондентских счетах банка-кредитора в каждой из кредитных организаций-контрагентов, что уменьшает возможности кредитования банком-кредитором банка-заемщика и активные операции в целом. Тем более, остатки на корсчетах не являются ссудой в чистом виде (по ним могут и не начисляться проценты, что обязательно для ссуды), а чаще используются для межбанковских расчетов.
Таким образом, ужесточение Н6 через методику расчета подрывает не только межбанковский кредитный рынок, но и систему расчетов по корреспондентским счетам, делая последнюю неконкурентоспособной по отношению к расчетам через Банк России.
Норматив максимального размера крупных кредитных рисков Н7 регулирует (ограничивает) совокупную величину крупных кредитных рисков банка и определяет максимальное отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств банка.
Норматив ограничивает кредитные операции в отношении суммарной величины крупных кредитов (каждая ссуда — свыше 5 % капитала).
Максимально допустимое числовое значение норматива Н7 — 800 %.
Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) Н9.1, регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении участников (акционеров) банка и определяет максимальное отношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), к собственным средствам банка.
Норматив ограничивает кредитование участников (акционеров) банка, которые часто являются надежными и выгодными клиентами, формирующими доходную и, главное, ресурсную базу банка и обеспечивающими востребованность размещения кредитов банка.
Максимально допустимое числовое значение норматива Н9.1 — 50 %.
Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка Н10.1 регулирует (ограничивает) совокупный кредитный риск банка в отношении всех инсайдеров, к которым относятся физические
лица, способные воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком. Норматив Н10.1 определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований к инсайдерам к капиталу банка.
Иногда инсайдеры также являются важнейшими клиентами банка, поэтому этот норматив, подобно Н9.1, ограничивает активные операции.
Максимально допустимое числовое значение норматива Н10.1 — 3 %.
Норматив использования собственных средств банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц Н12 регулирует (ограничивает) совокупный риск вложений банка в акции (доли) других юридических лиц и определяет максимальное отношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций (долей) других юридических лиц, к капиталу банка.
Н12 конкретно регламентирует (ограничивает) именно инвестиционную деятельность банка максимально допустимым значением вложения в акции, приобретенные для инвестирования (исключая суммы, уменьшающие расчетный показатель собственных средств) и частично для перепродажи в отношении к капиталу банка.
Здесь риск вложения в акции (доли) лимитирован ЦБ РФ в части инвестирования в акции (доли) дочерних и зависимых юридических лиц во второй раз — впервые через корректировки уменьшения капитала, что представляется чрезмерным.
Максимально допустимое числовое значение норматива Н12 — 25 %.
Повышение максимально допустимых значений Н12 позволило бы увеличить инвестиции банка в реальный сектор экономики России.
Банки используют разнообразные схемы, позволяющие им не превышать предельно допустимых значений обязательных экономических нормативов. Чаще всего используется искусственное увеличение капитала (например, за счет ссуд, выдаваемых самими банками), что одновременно «улучшает» значения обязательных экономических нормативов, где в числителе или знаменателе фигурируют собственные средства, в первую очередь Н1 — норматив достаточности капитала. Для соблюдения нормативов ликвидности банки практикуют взаимное открытие корреспондентских счетов. В целях выполнения Н6 — норматива риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков банк может предоставлять ссуды подставным фирмам, переводящим затем деньги конечному получателю, у которого есть уже ссудная задолженность в этом банке.
Эволюция нормативов
Банк россии достаточно часто вносит коррективы и дополнения в соответствующие редакции нормативных актов, регламентирующих обязательные экономические нормативы, достаточно адекватно и активно реагируя на изменения на финансовых рынках. Это корректировки «пороговых» значений (последний пример — Н2, Н3), методики расчета (капитал), перевод нормативов из обязательных в оценочные и обратно (отмененный Н11 — максимальный размер привлеченных вкладов населения). Это введение новых норм — отклик на конкретные изменения в банковской сфере, так, недействующий Н14 — норматив ликвидности по операциям с драгметаллами установлен с активизацией российских банков на рынке драгоценных металлов.
Для повышения надежности кредитных учреждений Банк россии с течением времени может ужесточать требования к исполнению банками экономических нормативов — как изменением методики расчетов, так и предельно допустимых значений, или, напротив, осуществлять либерализацию, например снижение двух нормативов ликвидности с 1 апреля 2004 г. сокращение числа обязательных экономических нормативов также благотворно влияет на активные операции банков, включая инвестиционную деятельность, в частности, освобождая от лимитирования нормативами некоторых операций банков; и снижение «зарегу-лированности» банковского сектора в целом.
радикальное сокращение обязательных экономических нормативов Банк россии произвел с 1 апреля 2004 г.
Отменен Н8 — максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика), который лимитировал привлечение банком средств одного или связанных между собой клиентов (в отношении к капиталу). Кроме того, Н8 несколько ограничивал конкуренцию между кредитными учреждениями, так как не позволяет малому или среднему банку осуществлять расчетно-кассовое обслуживание крупного клиента.
Ликвидирован Н9 — максимальный размер кредитного риска на одного акционера (участника), ограничивающий кредитование одного крупного акционера (участника).
следующий недействующий норматив Н10 — максимальный размер кредитов и займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу, лимитировал кредитование одного крупного инсайдера и связанных с ним лиц.
Очередной отмененный норматив Н11 — максимальный размер привлеченных во вклады средств населения в отношении к собственным средствам. Значение этого норматива для большинства банков было очень велико, ибо деньги населения являются стабильнейшим, а для многих кредитных учреждений — основным источником кредитных ресурсов. ряд банков из-за этого ограничения не могли увеличить (возможно, на более выгодных для граждан условиях) приема средств населения во вклады, что могло быть одной из причин хранения на руках наличных денег, особенно инвалюты.
Недействующий норматив Н11.1 — максимальный размер обязательств банка перед нерезидентами: банками и финансовыми организациями (также в отношении к капиталу); ограничивал увеличение сумм обязательств российских банков перед зарубежными кредитными и финансовыми учреждениями.
Ликвидированный Н12.1 ограничивал инвестиции банка в доли (акции) других юридических лиц к капиталу — приобретение акций (долей) одного юридического лица из круга клиентов, в отношении которых рассчитывался Н12.
Отмененный норматив риска собственных вексельных обязательств Н13 лимитировал в отношении к капиталу банка привлечение средств клиентов под собственные векселя и банковские акцепты с учетом 50 % забалансовых обязательств банка из индоссамента векселей, авалей и вексельного посредничества. Н13 введен письмом ЦБ рф от 20.08.1996 № 315 как реакция монетарных властей на значительные объемы выписки и насыщение денежного оборота банковскими векселями. Максимально допустимое значение норматива с баланса на 01.10.1996 устанавливалось — 200 %, с 01.03.1997 — 100 %. Объем векселей банков в обращении на 01.12.1997 соответствовал приблизительно 10 % денежной массы М2; за счет выписки векселей банковская система на 1 января 1998 г. сформировала 4,4 % привлеченных ресурсов. Однако введение Н13 и его быстрое ужесточение в 2 раза, по мнению экспертов, практически не повлияло на объемы выпуска векселей в обращение, а главная причина проведенной операции видится не в заботе об устойчивости банков, а в стремлении сделать процессы выписки векселей более контролируемыми. Тем более, банковские векселя — наиболее ликвидные векселя, являются суррогатом денег, и их выпуск в оборот осуществляется без регистрации и близок эмиссии базовых денег — монополии эмиссионного банка.
Недействующий Н14 — норматив ликвидности по операциям с драгметаллами ограничивал активные операции с драгоценными металлами в физической форме.
И далее указанием ЦБ РФ от 18.02.2005 № 1549-У ликвидирован норматив Н5. Норматив общей ликвидности банка Н5 регулировал (ограничивал) общий риск потери банком ликвидности и определял минимальное отношение ликвидных активов к суммарным активам банка. Для выполнения норматива требовалось приобретение необходимых сумм достаточно ликвидных активов в отношении уже к суммарным активам (за вычетом обязательных резервов). Минимально допустимое числовое значение норматива Н5 было определено в размере 20 %. Может быть, имело бы смысл, напротив, оставить этот, обобщающий, норматив вместо трех норм ликвидности Н2 — Н4: мгновенной, текущей и долгосрочной.
Экономические нормативы и предложение денег
При ужесточении нормативов в большинстве случаев сокращается спрос и предложение денег экономике, кредитные ресурсы и активные операции банков. К примеру, уменьшение максимально допустимого значения норматива Н12 с баланса банка на 01.07.1996 с 45 до 35 % на 01.10.1996 и до 25 % с 01.01.1997 при прочих равных условиях почти в 2 раза в течение полугода сократило возможность вложения собственных средств банка в акции (доли) других юридических лиц. В то же время устойчивость банковской системы должна укрепляться как следствие стабилизации и роста экономики России, в частности при активизации банковской деятельности, регулирование которой должно предполагать не только достижение надежности, но и стимулирование эффективности функционирования кредитной системы и инвестиционной активности банков.
Напротив, существующие предельно допустимые значения экономических нормативов, а также методика расчета капитала, думается, не стимулируют, а лимитируют активные операции банков, ограничивают предложение денег, что является составной частью современной денежно-кредитной политики России. Причем ужесточение допустимых значений нормативов (или изменение методики расчета в этом направлении) происходит порой в очень сжатые сроки и часто в кратное число раз, а либерализация, напротив, проводится медленно и плавно.
Понятно и в некоторой степени оправданно стремление ЦБ РФ к достижению международных стандартов. К примеру, взвешивание риска по категориям банковских активов, используемое при расчете норматива Н1, более или менее соответствует принципам Базельского соглашения. Однако от этих стандартов достаточно далека сама банковская система России.
Сумма активов банков напрямую зависит от предложения денег, уровня монетизации ВВП. При сжатой, недостаточной для развития экономики денежной массе, низком уровне монетизации ВВП банкам просто не из чего формировать свои активы и пассивы из-за нехватки в обращении национальных денег. Отчасти по этой причине банки все большую часть своих активов формируют в иностранной валюте, пытаются расти за счет инвалютных активов, что, вместе с тем, является и признаком долларизации. Обязательные экономические нормативы, выполняя важные регулирующие функции, в то же время, особенно при завышенных предельно допустимых значениях, стерилизуют (связывают) часть денежной массы, сокращают ее активную составляющую через ограничение операций банков.
Учитывая изложенное, следует считать обязательные экономические нормативы инструментом государственной денежно-кредитной политики, сдерживающим экспансию (активные операции) банков, включая инвестиции, стимулирующим рост их капитала, а также средством пруденциального банковского надзора (через отчетность банков).
В то же время обязательные экономические нормативы можно отнести к дополнительным инструментам денежно-кредитного регулирования с известной долей условности. При высоком влиянии, как метода пруденциального надзора их эффективность как инструмента денежно-кредитной политики, ограниченна и ее трудно отследить (оценить), они изменяются редко, т. е. не считаются методом быстрого реагирования, являются методом специфического, избирательного действия.
Рейтинговые методики устойчивости и эффективности банков на основе экономических нормативов
На базе обязательных экономических нормативов предложены аналитические методики устойчивости и эффективности банков, которые могут быть использованы в качестве дополнительного инструмента регулирования и надзора за кредитными организациями.
Для разработки методики обеспечения устойчивости российского банка на основе метода интегрального трендового индекса нами использованы обязательные экономические нормативы по многим соображениям, точнее, по совокупности причин. Экономические нормативы используются во всем мире. Они сформированы высококвалифицированными специалистами центрального банка, объективны, отражают все стороны деятельности банка, влияющие на надежность кредитной организации. Фактические показатели доступны, а нормативные всеобщи и, как правило, унифицированы, причем изменяются очень редко. Кроме того, в россии используется достаточное для методики количество нормативов — 9.
Методики предполагают формирование единого интегрального индекса по методу средней арифметической взвешенной, когда, например, суммируются темпы прироста отобранных показателей с учетом веса каждого индекса [5], определяемого экспертно (метод интегрального трендового индекса).
Интегральный (сводный, совокупный) трендо-вый индекс определяется совокупностью локальных трендовых индексов.
Трендовые индексы (ит) отражают относительные изменения прогнозного или фактического показателя (Н) от базового (Н0) к самому базовому показателю, измеряются в долях единицы и выражают тренд исследуемого показателя — изменение по отношению к базовому (нормативному, среднему, плановому и т. д.) значению исследуемого показателя. Например, трендовый индекс достаточности капитала на основе норматива достаточности собственных средств банка Н1 с минимальным ограничивающим значением норматива итН1 определяется по формуле: Н1 - Н10
и„Н1 =------------(1)
Н1о
где Н1 — прогнозное или фактическое значение норматива Н1 (и, соответственно, далее по другим нормативам); Н10 — нормативное (базовое) значение Н1 (и, соответственно, далее по другим нормативам).
Причем сами показатели, используемые при расчете трендовых индексов, могут быть несопоставимы, измеряться в разных единицах, отражать различные направления деятельности. Поэтому расчет трендовых индексов как относительной величины позволяет осуществлять сопоставление индексов несопоставимых показателей и формировать из них совокупность в виде интегрального
трендового индекса.
Как правило, используются трендовые индексы двух видов. Во-первых, индекс с минимальным базовым значением показателя в формуле (1), когда рост прогнозного или фактического показателя относительно базового отражает положительную тенденцию — рост. К примеру, прогнозный или фактический рост значения норматива Н1 (прогнозный или фактический показатель) относительно нормативного значения (или плана) — базовый показатель. Для рассматриваемых ниже методик — это экономический норматив, ограниченный минимальным нормативным значением. Чем выше прогнозное или фактическое значение обязательного экономического норматива по отношению к минимальному нормативному значению тем устойчивее банк.
Во-вторых, трендовые индексы с максимальным базовым значением, когда увеличение прогнозного или фактического показателя относительно базового показывает отрицательную тенденцию. Например, прогнозный или фактический рост норматива относительного его нормативного значения (или к плановому) — базовый показатель. Это экономический норматив, ограниченный максимальной нормой: чем выше прогнозное или фактическое значение норматива по отношению к максимальному нормативному значению, тем менее устойчив банк.
Модифицированный трендовый индекс отражает уже положительную тенденцию и может участвовать в расчете интегрального трендового индекса: чем ниже фактический показатель по отношению к нормативному (плановому), тем выше значение этого индекса.
Для равноценного использования второго типа трендового индекса используется обратный (модифицированный) трендовый индекс итм — в числителе перед разностью показателей проставляется знак «-». Например, модифицированный трендовый индекс долгосрочной ликвидности на основе норматива Н4 с максимально допустимым значением итмН4 определяется по формуле: - (Н4 - Н4о)
итмН4 =---------------. (2)
Н4о
Индексы могут иметь положительный знак (прогнозный или фактический показатель выше базового у трендового индекса, и прогнозный или фактический показатель ниже базового у модифицированного трендового индексы), что увеличивает итоговый индекс. Индексы могут иметь и отрицательный знак — отрицательный тренд
(прогнозный или фактический показатель ниже базового у трендового индекса, и выше базового у модифицированного трендового индекса), что соответственно уменьшает итоговый интегральный трендовый индекс.
Интегральные трендовые индексы рассчитываются на отчетные даты, что позволяет проводить многолетний мониторинг финансово-хозяйственной деятельности (или отдельных ее сторон) конкретного субъекта экономики, а при наличии объективных доступных базовых показателей (нормативных, средних и т. п.) — рейтинговую оценку.
В соответствии с изложенными принципами формируются следующие отдельные трендовые и модифицированные трендовые индексы (кроме вышеприведенных).
Трендовый индекс мгновенной ликвидности на основе норматива Н2 с минимально допустимым значением итН2 определяется по формуле:
Н2 - Н2о
и„Н2 =-----------. (3)
Н2о
Трендовый индекс текущей ликвидности на основе норматива Н3 с минимально допустимым значением итН3 определяется по формуле:
Н3 - Н3о
итН3 =-----------. (4)
Н3о
Модифицированный трендовый индекс максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков на основе норматива Н6 с максимально допустимым значением итмН6 определяется по формуле:
- (Н6 - Н6о)
итмН6 =---------------. (5)
Н6о
Модифицированный трендовый индекс максимального размера крупных кредитных рисков на основе норматива Н7 с максимально допустимым значением итмН7 определяется по формуле:
- (Н7 - Н7о)
итмН7 =---------------. (6)
Н7о
Модифицированный трендовый индекс максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), с максимально допустимым значением итмН9.1 определяется по формуле:
- (Н9.1 - Н9.1о)
итмН9.1 =-------------------. (7)
Н9.1о
Модифицированный трендовый индекс совокупной величины риска по инсайдерам банка с максимально допустимым значением и Н10.1
тм
определяется по формуле:
- (Н10.1 - Н10.1о)
итмН10.1 =-----------------------. (8)
Н10.1о
Модифицированный трендовый индекс использования капитала кредитной организации для приобретения акций (долей) других компаний на основе норматива использования собственных средств банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц Н12 с максимально допустимым значением итмН12 определяется по формуле:
итмН12
(Н12 - Н12о)
Н12о
(9)
Формируется интегральный трендовый индекс устойчивости банка — итИу как средняя арифметическая взвешенная 9 отдельных индексов с учетом их весов, определенных экспертно по степени значимости (важности) показателя: итИу = (5• итН1 + 2ч итН2 + итН3 +
+ итмН4 + 3• итмН6 + 2• итмН7 + + итмН9.1 + итмН10.1 + итмН12)/9. (10)
При определении весов индексов ликвидности Н2 — Н4 учитывалось, что это фактически один комплексный индекс. Причем индексы ликвидности (и Н2, и Н3, и Н4), которые можно объединить
х т > т > тм г ^
в локальный интегральный индекс как составную часть индекса устойчивости, характеризуют возможности банка осуществлять своевременные платежи, т. е. оценивают перспективы (прогноз) денежного оборота кредитной организации.
По нашим оценкам, более или менее оптимальным следует считать значение любого экономического норматива, отклоняющегося на 10 % от нормативного, т. е. на 10 % — выше минимального и на 10 % — ниже максимального, что создает достаточный запас устойчивости и позволяет банку эффективно функционировать — в полном объеме осуществлять активные и пассивные операции, не держать на счетах излишнюю ликвидность и т. п. Если фактическое значение норматива нулевое, этот знак проставляется в формулах: трендовый индекс получает значение «-» 1, что резко снижает устойчивость банка, а модифицированный трендовый индекс, наоборот, «+» 1 — максимальное значение для этого типа индексов (повышение устойчивости — отсутствие риска), после чего интегральный трендовый индекс устойчивости формируется по формуле 10.
При формировании методик возникает известное противоречие банковского менеджмента — соотношение устойчивости и прибыльности — как правило, высокая надежность сопровождается низкими доходами, а низкая устойчивость — высокими доходами за счет вложений в высокодоходные, но и высокорисковые активы.
Банк России, как правило, изменяет допустимые (контрольные) значения обязательных экономических нормативов в отдельности; однако дополнительным инструментом денежно-кредитной политики обязательные экономические нормативы являются в совокупности и оказывают комплексное влияние на денежно-кредитную сферу экономики.
Для пруденциального надзора каждый обязательный экономический норматив используется ЦБ РФ также в отдельности, и меры воздействия к банкам принимаются регулятором за нарушение конкретного норматива или конкретных нормативов, если нарушено несколько.
Предлагаемая методика позволяет оценить комплексное совокупное использование нормативов конкретным банком или банковской системой в целом с расчетом средних значений нормативов по всем банкам второго уровня. Таким образом, предлагаемая методика может быть применена как элемент денежно-кредитного регулирования и надзора за кредитными организациями.
Она может быть применена при формировании межбанковского рейтинга устойчивости и сравнительной оценки конкретных банков, в отдельном банке — для анализа его деятельности (тренда) в разные временные периоды; изложенное распространяется и на аналитические методики рентабельности и эффективности банков, предлагаемые ниже.
Изменения нормативов и их набора, что, как говорилось, практикуется очень редко, необходимо учитывать при многолетнем мониторинге конкретного банка, если изменения имели место; на формирование межбанковского рейтинга устойчивости изменения влияния не окажут, что говорит о достаточной устойчивости предлагаемой рейтинговой методики.
Изложенное говорит о некоторой однобокости данной и любой другой методики устойчивости банка, о возможности (при определенных направлениях экономического анализа) дополнить показатели устойчивости показателями доходности (прибыльности), что и предлагается сделать по изложенным принципам при разработке методик
рентабельности и эффективности банка с формированием рейтинговых интегральных трендовых индексов рентабельности и эффективности кредитной организации.
Подберем показатели для интегрального трен-дового индекса рентабельности.
Показатель рентабельности капитала банка (ROE) — Рк, показывающий эффективность использования капитала в работе банка, определяется по формуле:
П
Рк =-----, (11)
К
где П — прибыль банка; К — капитал банка.
Соответственно трендовый индекс рентабельности капитала итРк определяется по формуле:
Рк - Рк0
итРк =-----------, (12)
Рко
где Рк — прогнозное или фактическое значение рентабельности капитала (и, соответственно, по другим индексам);
Рк0 — базовое (среднее) значение рентабельности капитала (и, соответственно, по другим индексам).
Далее показатель рентабельности активов банка (ROA) — Ра, показывающий эффективность работы активов банка — насколько прибыльно работают активы, определяется по формуле: П
Ра = —, (13)
А
где А — сумма активов.
Трендовый индекс рентабельности активов банка итРа определяется по формуле:
Ра - Ра0
итРа =-----------. (14)
Pao
Следующий показатель — рентабельность персонала банка — показывает эффективность работы персонала, сумма прибыли на одного сотрудника банка Рп определяется по формуле: П
Рп = -----, (15)
Чп
где Чп — численность персонала.
трендовый индекс рентабельности персонала банка итРп определяется по формуле:
Рп - Рп0
итРп =-----------. (16)
Рпо
Показатель рентабельности доходов банка — Рд, показывает долю прибыли в доходах, определяется по формуле:
П
Рд =-----, (17)
Д
где Д — сумма доходов банка.
Трендовый индекс рентабельности доходов банка итРд определяется по формуле:
Рд - Рд0
итРд =-----------. (18)
Рдо
Индекс рентабельности затрат (общей рентабельности) — Рз, отношение прибыли к затратам определяется по формуле:
П
Рз = -----, (19)
3
где З — сумма затрат банка.
Трендовый индекс рентабельности затрат банка итРз определяется по формуле:
Рз - Рзо
итРз =-----------. (20)
Рзо
Сформируем рейтинговый интегральный трендовый индекс рентабельности банка итИр из 5 показателей по ранее изложенным принципам:
и„Ир = (2• итРк + 2• итРа +
+ итРп + итРд + итРз)/5. (21)
Объединив индексы устойчивости и рентабельности, получим рейтинговый интегральный индекс эффективности (устойчивости и рентабельности) итИэ, состоящий из суммы обоих названных индексов:
и„Иэ = и„Иу + и„Ир. (22)
В целом, чем выше интегральный индекс эффективности, тем гармоничнее (с сочетанием устойчивости и прибыльности) функционирует банк.
Методики апробированы в астраханских кредитных организациях, в частности в Евро-Азиатском торгово-промышленном банке.
Предложенные методики на основе интегрального трендового индекса компьютеризированы в программе «Microsoft Excel». Данные методики многофункциональны: кроме фактических значений могут быть использованы прогнозные показатели, в частности в нескольких вариантах с расчетом соответствующего интегрального трендового индекса на перспективу. В этом случае может быть запущен имитационный механизм «что — если», сформированный для методики компьютерной
программы с корректировкой прогнозных (или плановых) показателей до оптимального уровня соответствующего перспективного трендового индекса. Это позволит управлять финансовыми и нефинансовыми субъектами экономики и отражает новые свойства предложенных методик как нового инструмента финансового менеджмента.
Обязательные экономические нормативы — одновременно инструмент денежно-кредитной политики и банковского надзора, что позволяет использовать их в предложенных автором методиках устойчивости и эффективности банков.
Нормативы используются во всем мире, сформированы высококвалифицированными специалистами центрального банка, объективны, отражают все стороны деятельности банка, влияющие на надежность кредитной организации. Фактические показатели доступны, а нормативные всеобщи и, как правило, унифицированы, причем изменяются очень редко. Кроме того, в России используется достаточное для методики количество нормативов — 9. Для пруденциального надзора каждый обязательный экономический норматив используется ЦБ РФ в отдельности, и меры воздействия к банкам принимаются регулятором за нарушение конкретного норматива или конкретных нормативов, если нарушено несколько. Предлагаемая методика позволяет оценить комплексное совокупное использование нормативов конкретным банком или банковской системой в целом с расчетом средних значений нормативов по всем банкам второго уровня. Она может быть применена при формировании межбанковского рейтинга устойчивости и для сравнительной оценки конкретных банков, в отдельном банке — для анализа его деятельности (тренда) в разные временные периоды; изложенное распространяется и на предлагаемые аналитические методики рентабельности и эффективности банков. Изменения нормативов и их набора, что практикуется очень редко, необходимо учитывать при многолетнем мониторинге конкретного банка, если изменения имели место; на формирование межбанковского рейтинга устойчивости изменения влияния не окажут, что говорит о достаточной устойчивости предлагаемых рейтинговых методик.
При ужесточении нормативов в большинстве случаев сокращаются спрос и предложение денег экономике, кредитные ресурсы и активные операции банков. Существующие предельно допустимые значения экономических нормативов, а также методика расчета капитала лимитируют активные операции банков, ограничивают предложение де-
нег, что является составной частью современной денежно-кредитной политики России. Обязательные экономические нормативы, выполняя важные регулирующие функции, в то же время, особенно при завышенных предельно допустимых значениях, стерилизуют (связывают) часть денежной массы, сокращают ее активную составляющую через ограничение операций банков. Целесообразно некоторое снижение критических значений экономических нормативов, изменение методики расчета капитала и нормативов, сокращение числа нормативов, перевод некоторых обязательных нормативов в оценочные для расширения активных операций и роста активов банковской системы России.
Обязательные экономические нормативы не служат для оперативного управления банковской ликвидности при кризисных ситуациях, поэтому их использование во время финансовых потрясений представляется нецелесообразным. Корректировка нормативов может привести, например, к увеличе-
нию ликвидности и активизации банковской деятельности в целом и одновременно к ослаблению банковского надзора или, наоборот, что не отвечает принципам антикризисного регулирования.
Список литературы
1. Мамонова И. Д. Основные направления повышения эффективности банковского надзора в России. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 108—109.
2. Общая теория денег и кредита: учеб. /Под ред. Е. Ф. Жукова. М. : ЮНИТИ, 1995. С. 139.
3. Статистика финансов: учеб. / Под ред. В. Н. Салина. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 439.
4. Валенцева Н. И. Роль центрального банка в снижении рисков коммерческих банков. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 130.
5. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: ИНФРА-М, 2003. С.200.