Научная статья на тему 'Экономические нормативы как инструмент государственной денежно-кредитной политики'

Экономические нормативы как инструмент государственной денежно-кредитной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенов С. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические нормативы как инструмент государственной денежно-кредитной политики»

жет заключаться в продаже банком залога. Для этого необходимо установить, что банк действительно имеет безусловное право распоряжаться залогом, и выяснить, каковы возможности его реализации. Обычно это дорогостоящая и отнимающая значительное время процедура.

Опыт работы зарубежных банков развитых стран, основанный на детальной проработке всех кредитных процедур, многофакторном анализе кредитоспособности потенциальных заемщиков, позволяет значительно снизить кредитный риск.

Совместный анализ всех факторов применительно к каждому конкретному случаю дает возможность принять взвешенное решение относительно кредитоспособности заемщика, целесообразности выдачи ему кредита, ценовых и неценовых условий кредитного договора. Заемщики, имеющие слабые финансовые позиции и, следовательно, более подверженные риску, должны платить за кредит больше, чем надежные заемщики.

В заключение отметим, что управление кредитным риском по своей сути является основной и наиболее трудной составляющей кредитной деятельности. Оценка степени кредитного риска не формальный, а творческий процесс, требующий от работников банка знаний, аналитического мыш-

ления, умения определять и анализировать тенденции в хозяйственной деятельности, финансовом положении заемщиков, прогнозировать последствия воздействия различных обстоятельств на экономическое положение фирм, хорошо разбираться в психологии людей.

Список литературы

1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики в 1997 г. // Деньги и кредит. - 1996. - № 12. - С. 16.

2. Геращенко В.В. Актуальные проблемы банковской системы в 1999 году // Деньги и кредит. - 1999. -№ 1.-С.4.

3. Инструкция Банка России от 01.10.97 № 17 "О составлении финансовой отчетности", приложение 17.

4. Найберг П. Системные структурные преобразования в банковской сфере // Деньги и кредит. - 1995. - № 5. - С.55.

5. Поморина М.А. Управление рисками как составная часть процесса управления активами и пассивами банка // Банковское дело. - 1998. -№ 3. - С. 15.

6. Питер С. Роуз. Банковский менеджмент. - М.: Дело, 1995.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

С. К. СЕМЕНОВ,

главный бухгалтер Астраханского филиала Морбанка, кандидат экономических наук

Одним из основных инструментов регулирования и надзора за функционированием банков являются экономические нормативы, которые "в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им..." согласно ст. 61 Федерального закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Формулировка "может устанавливать", с нашей точки зрения, не обязанность эмиссионного банка "устанавливать", то есть ЦБ РФ вправе и не утверждать эти нормы, следовательно, обязательные экономические нормативы отнюдь не являются обязательным атрибутом банковской системы России.

Вместе с тем значение экономических нормативов для деятельности банков второго уровня настолько велико, что представляется целесообразным рассмотреть эти нормы не только как инструмент "обеспечения устойчивости кредитных организаций", а, полагаем, значительно шире - в плане влияния обязательных экономических нормати-

вов на эффективность работы банков и, главное, как инструмента государственной денежно-кредитной политики, на экономику России в целом.

МЕСТО НОРМАТИВОВ В СИСТЕМЕ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЫ

Некоторые авторы относят экономические нормативы к наиболее распространенным методам государственного регулирования денежно-кредитной сферы [1], другие экономисты о них вообще не упоминают.

Экономическим нормативам дана характеристика в названном выше Законе в ст. 61-73 главы X "Банковское регулирование и надзор", а в ст. 35 главы VII "Денежно-кредитная политика" эти нормы не названы в списке основных инструментов денежно-кредитного регулирования, хотя в "прямые количественные ограничения", отраженные в этой статье, с известной долей условности, можно, думается, включить "количественные" эконо-

мические нормативы - минимального размера: уставного капитала для создаваемых банков и собственных средств (капитала) для действующих банков, выражаемых в денежных единицах.

Величина капитала является, с нашей точки зрения, основным, "базовым" экономическим нормативом не только по своему значению, но и в связи с использованием его расчетной величины при исчислении большинства прочих относительных нормативов, когда капитал фигурирует в числителе или знаменателе расчетной формулы этим норм и, таким образом, является одной из нескольких (чаще всего двух) величин, определяющих значение норматива. Следовательно, с очень большой долей условности, "дробные", относительные нормативы, при расчете которых использовался "количественный" норматив капитала, можно включить в "прямые количественные ограничения", которые являются по вышеназванному Закону "основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России..."

КАК ДЕЙСТВУЮТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ

Норматив минимального размера уставного капитала для вновь создаваемых банков не допускает, как следует из самого названия, возникновения малых банков с небольшим уставным фондом.

Норматив минимального размера собственных средств (капитала) для действующих банков определяется как сумма уставного капитала, других фондов банка и нераспределенной прибыли. Этот норматив стимулирует не только наращивание капитала вслед за увеличением в последние годы предельно допустимого значения норматива, но и ориентирует банки на слияния и поглощения. Однако данный процесс даже под давлением норматива капитала в российских условиях идет крайне медленно: малые и средние жизнеспособные банки не торопятся объединяться и поглощаться, а нестабильные кредитные организации, как правило, интереса в этом плане не представляют.

Относительные, "дробные" нормативы, определяемые соотношением в разнообразном сочетании групп (устанавливаются пропорции и взаимозависимость) активов и пассивов, активов и активов, пассивов и пассивов, где в числителе или знаменателе чаще всего фигурирует расчетная величина капитала. Капитал банка, используемый при расчете экономических нормативов, в соответствии с инструкцией ЦБР от 1 октября 1997 года № 1 "О порядке регулирования деятельности банков" (в предлагаемой статье рассматриваются только экономические нормативы, регламентированные названным нормативным актом) определяется как сумма уставного капитала, фондов и нераспределенной прибыли, увеличенная на несколько величин и уменьшенная на целый ряд сумм, например, допущенных убытков.

И если вычитание из собственных средств убытков и некоторых других корректировок вполне оправданно, то вызывает сомнение целесообразность уменьшения капитала на целый ряд других активных операций банка. Это вложения в капитал кредитных организаций-резидентов, а также в акции дочерних и зависимых хозяйственных обществ, приобретенные для инвестирования; инвестиции в уставные капиталы финансовых и нефинансовых агентов, в т.ч. нерезидентов, если участие превышает 20%-ю долю. Данные корректировки снижают (ограничивают) инвестиционную активность банков по названным конкретным направлениям вложений, а также лимитируют (при расчете других нормативов, о чем будет сказано ниже) привлечение средств для формирования кредитных ресурсов банков. Сужение ресурсной базы, ограничение инвестиционных вложений и других активных операций уменьшают доходы банков. Проблематично вычитание из расчетной величины собственных средств сумм переоценки имущества банка, осуществленной после 1 января 1997 года, - для ряда банков это значительная часть капитала. Дискуссионно также расчетное уменьшение капитала за счет недосозданных обязательных резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение вложений в ценные бумаги (введено письмом ЦБ РФ от 23.05.97 № 452, как дополнение к предыдущей редакции инструкции от 30.01.96 № 1). Это представляется дополнительным, двойным "наказанием" за недосоздание резервов, кроме собственно санкций, применяемых к банкам за создание резерва в размере, меньшем, чем предусмотрено нормами, определенными указанием Банка России от 25 декабря 1997 года № 101-У "О введении инструкции "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" и об учете при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам", хотя корректировка собственных средств появилась и ранее этого документа.

Уменьшение собственных средств за счет названных корректировок суммы капитала ухудшает значения большинства обязательных экономических нормативов вплоть до критического (максимального или минимального) уровня; при этом величина собственных средств находится в числителе или знаменателе расчетных формул нормативов. Это:

Н6 - максимальный размер риска на одного или группу связанных заемщиков в отношении к капиталу;

Н7 - максимальный размер крупных кредитных рисков как соотношение совокупной величины крупных кредитных рисков и его капитала;

Н9 - максимальный размер кредитного риска на одного заемщика-акционера (участника) - отношение совокупной суммы требования банка по кредитам и приравненной к ним задолженности к своим участникам с долей участия более 5% уставного капитала к его собственным средствам;

Н9.1 - норматив, ограничивающий совокупную величину кредитов и займов, выданных акционерам (участникам) банка с долей участия более 5% уставного капитала к его капиталу;

НЮиНЮ.1 - подобные Н9 и Н9.1 нормативы в отношении инсайдеров банка.

Перечисленные нормы имеют косвенное отношение к инвестиционной деятельности банка, однако через расчетную величину капитала влияют на активные операции кредитного учреждения.

Прямо ограничивают активные операции банка нормативы Н1, Н4, Н8 Н11, Н12 и Н12.1, Н13. В знаменателе расчетных формул здесь также присутствует капитал, который за счет вычитания называвшихся корректировок ухудшает расчетные значения данных нормативов и уменьшает величину, находящуюся в числителе и ограничиваемую соответствующим нормативом.

Норматив достаточности капитала Н1 ограничивает объем активных операций в зависимости от капитала. Определяется отношением собственных средств к суммарным активам, взвешенным с учетом риска, уменьшенным на сумму созданных резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам 2 - 4-й групп риска с учетом величины кредитного риска по срочным сделкам и инструментам, отражаемым на внебалансовых счетах. Уменьшение "порогового" значения позволило бы банкам увеличить объем активных операций, что вызвало бы увеличение предложения денег экономике. Минимально допустимое значение с 01.02.98 - 7%. Однако, напротив, в целях повышения устойчивости банков уже с 1 февраля 1999 года значение норматива ужесточается при одновременном введении дифференциации: для банков с капиталом от 5 млн ЭКЮ и выше - 8%, от 1 до 5 млн ЭКЮ - 9%, а с 01.01.2000 соответственно 10 и 11%.

Норматив долгосрочной ликвидности Н4 ограничивает максимально допустимым значением в 120% долгосрочные вложения банка. Определяется отношением долгосрочной задолженности банка к капиталу и долговым обязательствам кредитного учреждения с соответствующим сроком. Увеличение максимально допустимого значения позволило бы банку наращивать объем инвестиций; аналогичный эффект (здесь и во всех нормативах, где капитал фигурирует в знаменателе расчетных формул) вызвал бы отказ от уменьшения расчетной величины капитала на упоминавшиеся выше корректировки.

Норматив Н8 - максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) - лимитирует (максимально - 25%) привлечение банком средств одного или связанных между собой клиентов (в отношении к капиталу), которые могли быть использованы, в частности, на инвестиции. При увеличении максимально допустимого значения норматива банк мог бы увеличить объем кредитных ресурсов, в том числе для инвестирования. Кроме того, Н8 несколько ограничивает конкуренцию

между кредитными учреждениями, так как не позволяет малому или среднему банку обслуживать крупного клиента.

Аналогично действие на инвестиционную активность банка норматива Н1 - максимальный размер (100%) привлеченных во вклады средств населения в отношении к собственным средствам. Значение этого норматива для большинства банков очень велико, ибо деньги населения являются стабильнейшим, а для многих кредитных учреждений - основным источником кредитных ресурсов. Нормативу НИ Банка России придан характер оценочного (расчетного); санкции за превышение максимально допустимого значения норматива к банкам приметаться не будут, начиная с 1 июля 1998 года и до вступления в силу Федерального закона РФ о страховании вкладов физических лиц, если иное не будет предусмотрено ЦБР, но не далее 1 января 2001 года. Ряд банков из-за этого ограничения не могут увеличить (возможно, на более выгодных для граждан условиях) прием средств населения во вклады, что может быть одной из причин хранения на руках наличных денег, особенно инвалюты.

Нормативу НИ подобен норматив Н11.1 - максимальный размер обязательств банка перед нерезидентами: банками и финансовыми организациями (также в отношении к капиталу). Н11.1 введен в связи со значительным увеличением сумм обязательств российских банков перед зарубежными кредитными и финансовыми учреждениями; норматив ориентирован, в основном, на крупные банки; максимально допустимое значение достаточно велико - 400%.

Н12 - норматив использования капитала банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц - конкретно регламентирует (ограничивает) именно инвестиционную деятельность банка максимально допустимым значением 25% -вложения в акции, приобретенные для инвестирования (исключая суммы, уменьшающие расчетный показатель собственных средств) и частично для перепродажи, в отношении к капиталу банка. Норматив Н12.1 определяет данное соотношение (максимально - 5%) в расчете на приобретение акций (долей) одного юридического лица из круга клиентов, в отношении которых рассчитывается Н12. Повышение максимально допустимых значений Н12 и Н12.1 позволило бы увеличить инвестиции банка в реальный сектор экономики России.

Норматив риска собственных вексельных обязательств Н13 лимитирует в отношении к капиталу банка (максимально - 100%) привлечение средств клиентов под собственные векселя и банковские акцепты с учетом 50% забалансовых обязательств банка из индоссамента векселей, авалей и вексельного посредничества. Н13 введен письмом ЦБ РФ от 20.08.96 № 315 как реакция монетарных властей на значительные объемы выписки и насыщение денежного оборота банковскими векселями. Максимально допустимое значение норма-

тива с баланса на 01.10.96 устанавливалось - 200%, с 01.03.97 - 100%. Объем векселей банков в обращений на 01.12.97 соответствовал приблизительно 10% денежной массы М2; за счет выписки векселей банковская система на 1 января 1998 года сформировала 4,4% привлеченных ресурсов. Однако введение Н13 и его быстрое ужесточение в 2 раза, по мнению экспертов, практически не повлияло на объемы выпуска векселей в обращение, а главная причина проведенной операции видится не в заботе об устойчивости банков, а в стремлении сделать процессы выписки векселей более контролируемыми. Тем более, что банковские векселя - наиболее ликвидные векселя, являются суррогатом денег и их выпуск в оборот близок эмиссии действительных денег - монополии эмиссионного банка.

ЭВОЛЮЦИЯ НОРМАТИВОВ

Банк России достаточно часто вносит коррективы и дополнения в соответствующие редакции инструкции № 1, регламентирующие экономические нормативы, достаточно адекватно и активно реагируя на изменения на финансовых рынках. Это изменение "пороговых" значений (самый скандальный пример - капитал), методики расчета (тот же капитал), перевод нормативов из обязательных в оценочные (НИ), отмена ряда нормативов. Это введение новых норм как отклик на конкретные изменения в банковской сфере - например, упоминавшиеся Н11.1, Н13, а также Н14 - норматив ликвидности по операциям с драгметаллами, установлен письмом ЦБР от 31.01.97 № 402 с активизацией российских банков на рынке драгоценных металлов.

Для повышения надежности кредитных учреждений Банк России с течением времени ужесточает требования к исполнению банками экономических нормативов - изменением как методики расчетов, так и предельно допустимых значений.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ

При ужесточении нормативов в большинстве случаев сокращаются предложение денег экономике, кредитные ресурсы и активные операции банков. К примеру, уменьшение максимально допустимого значения норматива Н12 с баланса банка на 01.07.96 с 45% до 35% на 01.10.96 и до 25% на 01.01.97 при прочих равных условиях почти в 2 раза в течение полугода сократило возможность вложения собственных средств банка в акции (доли) других юридических лиц. В то же время устойчивость банковской системы должна укрепляться как следствие стабилизации и роста экономики России, в частности, при активизации банковской деятельности, регулирование которой должно предполагать не только достижение надежности, но и стимулирование эффективности функционирования кредитной системы и инвестиционной активности банков.

Напротив, существующие предельно допустимые значения экономических нормативов, а так-

же методика расчета капитала, думается, не стимулируют, а лимитируют активные операции банков, ограничивают предложение денег, что является составной частью сегодняшней достаточно жесткой денежно-кредитной политики. Причем ужесточение допустимых значений нормативов происходит порой в очень сжатые сроки и часто - в кратное число раз.

К примеру, от либеральных условий открытия банка в начале рыночных реформ, что напрямую связано с существовавшими тогда нормативными требованиями, в частности, минимальным размером уставного капитала для вновь создаваемых банков, до сегодняшних существенных сложностей при создании нового кредитного учреждения. Жесткость данных норм, думается, косвенно признается и самим эмиссионным банком - норматив Н11, по которому возникало больше всего возражений коммерческих банков, переводится ЦБР из обязательных в оценочные.

Понятно и в некоторой степени оправданно стремление ЦБ РФ к достижению международных стандартов. К примеру, взвешивание риска по категориям банковских активов, используемое при расчете норматива Н1, более или менее соответствует принципам Базельского соглашения. Однако от этих стандартов достаточно далека сама банковская система России, которой, в частности, не хватает финансовой мощи, соразмерной колоссальной территории, гигантским природным ресурсам, достаточно развитому научно-техническому потенциалу. Национальное богатство России оценивается почти в 400 трлн дол., что на душу населения больше в 2 раза, чем в США, и в 22 раза - в Японии [2]. В то же время суммарные активы и собственные средства всей российской банковской системы и до 17 августа 1998 года оценивались достаточно скромно - в 135 и 35 млрд дол. [3], что меньше (иногда в несколько раз) соответствующих параметров только одного крупного банка США или Японии, а к концу 1999 года уменьшились более чем в десять раз -до12,5иЗ,5 млрд дол. соответственно [4].

Учитывая изложенное, считаем экономические нормативы специфическим инструментом государственной денежно-кредитной политики. Полагаем возможным некоторое снижение критических значений экономических нормативов и изменение методики расчета капитала (без ущерба надежности) для расширения активных операций в банковской сфере России.

Список литературы

1. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под

ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи,

ЮНИТИ, 1995. - С. 139.

2. Финансовые известия. 1998. - 21 мая. - С. 5.

3. Финансовые известия. 1998. - 13 августа. - С. 3.

4. Финансовая неделя. 2000. - № 1. - С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.