Научная статья на тему 'О тех, кто нас выводит в люди'

О тех, кто нас выводит в люди Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О тех, кто нас выводит в люди»

Человек и профессия

О ТЕХ, КТО НАС ВЫВОДИТ В ЛЮДИ...

В ноябре 2014 года прошел ставший уже традиционным областной конкурс «Мастер года». Одним из испытаний, которые следовало пройти финалистам конкурса, было эссе на тему «От суммы знаний — к системе учения». Ниже мы публикуем размышления лучших мастеров профессиональных образовательных организаций Челябинской области 2014 года, которые отразили их убеждения, позволившие взойти на профессиональный олимп.

Наталья Александровна Мотчанова, абсолютный победитель конкурса «Мастер года» в 2014 г., ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский государственный технический колледж» (г. Челябинск)

Сумма всех знаний — большая сума Желаний, стремлений, упорства, ума...

Ты этот багаж пополнять не ленись! От суммы к системе ученья стремись!

Каждый знает, что означает слово «сумма» — это результат сложения каких-то величин. А возникло оно от славянского слова «уйма» — «много». Если говорить о знаниях в сочетании со словом «сумма», то получается, что сумма знаний — это богатство человека! И не просто человека, а человека думающего, ведь знания — это результат познавательной деятельности. Чем больше ты усвоил понятий, законов и принципов, тем больше у тебя знаний.

Знания имеют огромное значение, но сумма знаний может стать бесполезным грузом, если нет системы — определенного порядка в их получении, накоплении и, главное, применении...

Я мастер производственного обучения. Я — тот, кто учит рабочей профессии, тот, кто готовит студента к реальной профессиональной деятельности.

Я считаю, что главная задача педагога — не просто вооружить ученика знаниями, а научить его эти знания применять, а также постоянно пополнять и углублять, т. е. учиться постоянно, в системе.

Моя задача как мастера производственного обучения — подготовить студента к выполнению конкретных видов профессиональной деятельности.

Сегодня, в условиях быстрой смены производственных технологий, на одно из первых мест выходит требование сформированности у молодого специалиста потребности и умения постоянно пополнять багаж профессиональных знаний, самостоятельно находить источники новой информации, самостоятельно осваивать новые виды деятельности. Таким образом, сегодня мы должны выпускать не специалиста, обученного «однажды и на всю жизнь», а квалифицированного знатока своего дела, готового к обучению в профессиональной сфере на протяжении всей жизни. Только тогда можно говорить о действенной системе подготовки специалистов.

В системе подготовки рабочих кадров я работаю уже более 20 лет. Я горжусь системой профобразования Челябинской области, заслуженно признанной лучшей в России. Я люблю свое дело, люблю сварку, люблю смотреть, как искрится сварочная дуга, как блестят глаза моих учеников. Сегодня могу с уверенность сказать, что за рабочими профессиями и техническими специальностями — будущее!

Мир стареет в былых надеждах, Но сегодня, как и вчера На плечах эту землю держат И несут на себе мастера! Мастера стоят, будто крепости, В правоте своего труда. И не могут иначе. И требуются Срочно! Спешно! Всюду! Всегда!

Егор Сергеевич Лихачев, призер конкурса «Мастер года» в 2014 г., ГБОУ ПОО

«Златоустовский техникум технологий и экономики» (г. Златоуст)

Дорогу осилит идущий!

Часто после трудного рабочего дня думаю, что заставило меня выбрать работу мастера производственного обучения. Выбор профессии — по сути, выбор жизни — часто имеет очень странные предпосылки: «пойду, куда возьмут», «родные подсказали», «работа ближе к дому»... Результат — разочарование, кризис, плохие специалисты и несчастные люди. Мне в выборе профессии помог случай (или случаи, как хотите!). Федеральная программа по опережающему обучению дала возможность большому количеству работников Златоустовского металлургического завода получить иные рабочие профессии. Мне представился случай получить рабочую профессию там, где я подростком получил профессиональное образование по специальности «правоведение».

«Судьбоносный выбор профессии состоялся по воле случая», — может сказать человек. Но если быть абсолютно точным — случай ни при чем! Это закономерный результат многолетних исканий и размышлений о поиске своего места в жизни. Однажды услышал фразу: «Приходит время — и приходит учитель» — и не сразу понял, что это обо мне! Мое время началось именно тогда, когда я научился работать в прямом смысле руками, когда выложил свою первую кладку, когда выровнял поверхность стены под обои.

Не могу похвастаться «генеалогическим древом профессий». Я, можно сказать, сам себе предок в профессии. Был очень удивлен, когда, читая гороскоп о знаках стихийного триго-на земли (Телец, Дева, Козерог), узнал, что они всегда указывают на тенденцию к работе трудоемкой и длительной, медлительной и даже тяжелой (по своей доброй воле или в принудительном порядке), требующей большого трудолюбия, упорства, настойчивости, выдержки, выносливости, терпения.

Вспоминаю себя, сидящего на занятиях по гражданскому праву и читающего книгу любимого мною педагога В. А. Сухомлинского. Его размышления о трудовом воспитании детей как в семье, так и в школе, о воспитании любви к труду, о трудолюбии, об уважении к людям труда, о бережном отношении к материальным и духовным благам человечества мне были близки и понятны. Василий Александрович писал, что не игра в труд, а настоящая трудовая жизнь — с потом, усталостью, мозолями, радостью достигнутой цели — вот счастье человека.

Мои профессиональные искания, на первый взгляд, длинны и в какой-то мере запутанны: юрист, педагог физической культуры, загрузчик доменной печи, штукатур, облицовщик-плиточник, каменщик и, наконец, мастер производственного обучения. А если быть еще точнее: тракторист, машинист экскаватора, водитель погрузчика. Уверен, что это для меня не предел!

На своих уроках, внеклассных мероприятиях стараюсь донести до своих учеников мысль: «ищите себя в профессии, ищите профессию для себя»; мои выпускники за время обучения получают более четырех профессий на базе многопрофильного ресурсного центра, поэтому всегда находят место работы.

Работая мастером производственного обучения, осознал, что прежде чем предъявлять требования к обучающимся, я должен требовать от себя быть во всем примером. Быть внимательным и разборчивым в словах, жестах, мимике, уметь оказать помощь в нужный момент, проявлять интерес к их переживаниям, сопереживая вместе с ними, радоваться их успехам, помогать развеять сомнения, учить их понимать друг друга. А главное — научить их учиться всю жизнь, полюбить познание, открытие нового. Внедрить в сознание идею, выстраданную лично мною: каждый станет мастером своего дела, если продолжит образование.

И я как мастер должен понимать, что в этом процессе сотворчества я не барин, указывающий много лет одно и то же и получающий зарплату, я должен шевелиться, развиваться, быть впереди в мудрости, в богатстве нравственных и духовных ценностей. Мне надо все время заниматься самообразованием, быть не только мастером, но и воспитателем, классным руководителем, преподавателем спецдисциплин. Тогда мастер получает долгосрочное систематическое наблюдение за каждым, а значит, способен развивать индивидуальные творческие силы и воспитывать личность, а не создавать «умных животных» для производства, служения какому-либо религиозному культу или обслуживания идеологической системы. Отношение свысока неэффективно, но сотрудничество, сопричастность, совместное прохождение профессионального пути результативно! Важно думать, анализировать, сопоставлять и заражать этим своих учеников, постоянно поощрять их собственный поиск, нестандартные подходы в решении практических задач.

Чтобы увлечь, замотивировать обучающихся на обучение, сам не имею права сходить с профессиональной траектории, а для этого

мне просто необходимо постоянно учиться, вновь и вновь открывать мир рабочих профессий подростку, заново с каждым проходить путь к вершинам мастерства, верить в талант и творческие силы каждого воспитанника, следуя заветам В. А. Сухомлинского!

Оксана Сергеевна Захарова, призер конкурса «Мастер года» в 2014 г., ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева» (г. Челябинск)

В мире слов разнообразных, Что блестят, горят и жгут, — Золотых, стальных, алмазных, — Нет священней слова: «труд»!

В. Я. Брюсов

Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов.

В условиях быстро меняющейся структуры российской экономики, а следовательно, и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы стремительно меняются требования рынка труда к объему и содержанию знаний, навыков и профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений.

Одним из направлений инновационного развития профессионального образования в настоящее время является переход к новому поколению федеральных государственных образовательных стандартов, целью которого является подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих общими и профессиональными компетенциями, что становится значимым как для студентов, так и для сферы труда. Возникает вопрос: каким путем достичь качественных показателей в подготовке будущих специалистов?

Львиная доля на первой ступени профессионального обучения (спецдисциплины и учебная практика) принадлежит преподавателям и мастерам производственного обучения. Они дают знания и формируют профессиональные навыки, прививают любовь к профессии. Приобретенные умения перерастают в профессиональные навыки в процессе производственной практики. Поэтому одним из способов решения проблемы повышения качества подготовки специалистов является социальное партнерство.

Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности. Я считаю, что именно социальное партнерство является инструментом для успешной социализации и самореализации студентов по профессии «парикмахер».

Социальными партнерами ГБОУ СПО «ЧГПГТ им. А. В. Яковлева» по профессии «парикмахер» являются «Виста-Центр», «Кос-метик-Про», «Константа», которые не только предоставляют места для производственной практики, но и выполняют функции учебных центров. Мои студенты имеют возможность посещать семинары и мастер-классы ведущих специалистов области, региона и России. Это позволяет формировать интерес студентов к будущей профессии, способствует опережающему, более углубленному обучению, креативному подходу к практической деятельности, дает возможность проявить свои способности перед потенциальным работодателем. Последний, в свою очередь, получает возможность подобрать себе необходимые кадры. Таким образом, идет непрерывный процесс « от суммы знаний — к системе учения».

Показателями роста профессиональных компетенций моих студентов является их результативное участие в различных конкурсах профессионального мастерства, выставках, мастер-классах, в проведении профориентацион-ной работы. В 2013/14 уч. г. студентка группы № 11 Эльвира Хамидуллина принимала участие в областной выставке «Образование и карьера», в профориентационной выставке в г. Копейске «Будущее начинается сегодня», в областном конкурсе профессионального мастерства WorldSkШs — 2014, где проводила мастер-класс по плетению кос. Результаты научно-исследовательской деятельности по проблеме «Современные модные тенденции в прическах» были представлены ею на учрежденческой научно-практической конференции «Уральский мастеровой» по теме «Повседневная прическа на гофрированных волосах с элементами плетения». За участие в конкурсах и выставках Эльвира была отмечена грамотами и благодарственными письмами техникума, организаторов мероприятий.

Выпускница 2013/14 уч. г. Татьяна Герасименко неоднократно становилась призером районного конкурса «Весна студенческая» (2011/12, 2012/13 уч. гг.). В областном конкурсе профессионального мастерства WorldSkШs — 2014

Татьяна заняла 5-е место среди девяти участниц. В течение всего периода обучения была активной слушательницей семинаров и мастер-классов, проводимых социальными партнерами, что дало ей возможность совершенствовать свои профессиональные компетенции и получить работу в одном из престижных салонов красоты г. Челябинска «Вернисаж».

Посещение парикмахерской — это маленький праздник. Особенно когда встаешь из кресла с красивой прической. Мастер в салоне красоты — как волшебник: и выслушает, и порекомендует, и выполнит профессионально свою работу. Невозможно знать и уметь все, но надо к этому стремиться.

Наступает момент, когда понимаешь, что, отдавая, ты приобретаешь намного больше. Приятно видеть плоды своего труда. Профессия «парикмахер» поможет сделать мир вокруг прекраснее, а для этого надо быть энергичным, упорным и целеустремленным человеком.

Юлия Вячеславовна Кукаркина, призер конкурса «Мастер года» в 2014 г., ГБОУ СПО (ССУЗ) «Аргаяшский аграрный техникум» (с. Аргаяш)

Жизнь всегда предъявляла к педагогу высокие требования... Сегодня, как никогда, важно научить детей самостоятельно мыслить, принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Наша задача — помочь им стать достойными гражданами новой России.

В. В. Путин

Я мастер производственного обучения по профессии «повар, кондитер» Аргаяшского аграрного техникума.

В памяти из моего детства навсегда остался восхитительный аромат бабушкиной стряпни. Она могла из набора самых простых продуктов сотворить кулинарное чудо и довольно улыбаться, наблюдая за тем, как вся большая семья уплетает за обе щеки это самое чудо.

Вопрос «кем быть?» передо мной не вставал. Выбор профессии был сделан сразу, без колебаний. Этому способствовали и впечатления детских лет после посещений продуктовых магазинов и кондитерских, витрины и прилавки которых не блистали изобилием и разнообразием. А так тогда хотелось чего-нибудь необыкновенно вкусненького и красивого! Вот и зародилось желание своими руками создавать это самое вкусненькое.

Дожидаться, когда окончу университет, не стала. Не терпелось поскорей заняться практическим делом. Поэтому во время летних кани-

кул работала в столовой птицефабрики и посещала курсы поваров и кондитеров. К моменту получения диплома с отличием уже работала технологом общественного питания.

К предложению работать со студентами отнеслась с восторгом, но вскоре поняла, что опыта практической работы маловато. Хотелось учить не только словами, но и руками. Решила студенческую аудиторию сменить на производственный цех, а к преподаванию вернуться позднее.

Не раз слышала высказывания, что моя профессия не престижна и скучна, могла бы и попривлекательнее выбрать. Да, мы люди не публичные, неприметные, находимся как бы на втором плане. Под поварским халатом и колпаком не заметишь ни модного платья, ни стильной прически, да и от изящного маникюра пришлось отказаться.

Но природа устроила человека таким образом, что для обеспечения своей жизнедеятельности ему необходимо постоянно питаться. И тут необходима я.

И если после приема приготовленных с моим участием блюд комфортно хирургу во время операции, учителю на уроке, водителю рейсового автобуса или кому-либо другому, в этом есть, пусть самая крохотная, частичка моего труда.

«Научить можно лишь тому, что любишь сам», а я люблю свое дело, но понимаю, что необходимо постоянно совершенствоваться, и потому учу детей и учусь сама. У опытных мастеров городов Челябинска и Москвы — профессиональному искусству. У коллег по работе — умениям организовать коллектив учащихся, чтобы осуществить поставленную задачу, терпеть и прощать. У детей — умению понимать друг друга.

Бывая во время отпуска за границей, хожу по кафе, кондитерским, не обделю вниманием и рестораны — не с целью поесть, а чтобы увидеть что-то новое, необычное в своем деле и по возможности побольше узнать о нем. Чем больше учусь, тем больше понимаю, как еще далека от совершенства. И горю желанием учиться еще и еще, передавать накопленный опыт детям.

Полностью согласна со словами губернатора Челябинской области Бориса Дубровского: «Человек — основа всего! Сложно представить, каким ресурсом в этом плане мы обладаем. Мы еще только осознаем то огромное богатство, каким являются наши люди. Их нераскрытые возможности — это главный источник нашего успеха». Задача моя и моих коллег — помочь

молодым людям раскрыть все их нераскрытые возможности.

Надеюсь когда-нибудь, через годы, в шеф-поваре модного ресторана или мастере-кондитере в кафе узнать кого-то из своих учеников. Если такое случится, буду совершенно счастлива. Значит, живу и тружусь не зря.

Людмила Анатольевна Караваева, лауреат конкурса «Мастер года» в 2014 г., ГБОУ СПО (ССУЗ) «Снежинский политехнический техникум им. Н. М. Иванова» (г. Снежинск)

Давай наставления только тому, кто

ищет знаний, обнаружив свое невежество.

Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

Конфуций

Говорят, что в сорок лет жизнь только начинается. Именно так со мной и произошло. Мастером производственного обучения я пришла на работу в техникум уже в сознательном возрасте, совершенно случайно, думая, что я задержусь здесь совсем ненадолго. А оказалось, к моему счастью, что я нашла в этих стенах призвание. Так как я была опытным практиком, а педагогических знаний не хватало, пришлось сначала самой идти учиться. Да, было нелегко, не все сразу получалось, но я справилась. И вот я уже дипломированный мастер производственного обучения! Очень мне помогали опытные коллеги — педагоги, без их участия, конечно же, я бы не набрала той суммы знаний, которой обладаю сейчас. Не хочу показаться нескромной, но я постоянно повышаю свой профессиональный уровень, участвуя в конкурсах профессионального мастерства, провожу мастер-классы и открытые уроки, в свою очередь передавая накопленные знания и опыт молодым педагогам. Именно это позволило мне прийти к тому, что на областном конкурсе профессионального мастерства в 2013 г. я заняла второе место, прошла сертификацию, получила сертификат компетентности. В 2014 г. мне было присвоено высокое звание «Мастер — золотые руки».

Меня часто посещают мысли, что, если были бы живы мои родители, они бы мной гордились, ведь мои успехи — это их успехи. Очень приятно и ответственно осознавать, что, возможно, с меня начинается новая династия педагогов, потому что моя дочь Полина в этом году, окончив школу, поступила в педагогический институт.

Работая мастером производственного обучения, я поняла, что научить студентов — это не значит только дать им максимум знаний, умений и навыков, поэтому моя задача — помочь подросткам понять смысл учения. Я всегда говорю своим студентам, что знания не тяжелы, их за плечами не носить, но ими придется пользоваться в своей жизни.

Профессии торгового профиля, которым я обучаю своих любимых студентов, — самые востребованные на данный момент на рынке труда, а значит, сумма переданных мною знаний будет ими использована в полном объеме.

Десятый год я работаю в системе профессионального образования, с каждым днем все больше убеждаясь в том, что современный мастер производственного обучения — это не профессия, это образ жизни. Задумываясь о значимости работы мастера, я всегда сравниваю свою работу с работой настройщика музыкальных инструментов. Только настройщик с чутким душевным слухом и добрыми нежными руками сможет дать любой скрипке голос драгоценного инструмента, вышедшего из рук мастера Страдивари. А бездушный «мастер» с высшим образованием превратит и скрипку Гварнери в дрова. За годы работы у меня сложилась эффективная система учебной и воспитательной работы, удобная для практической реализации актуальных моментов обучения — развития компетенций обучающихся по профессии или специальности. Поэтому девушки и юноши, усваивая знания, полученные от меня и помноженные на их собственные знания и опыт, получают возможность «собрать» свою личность: поставить цель, наметить пути самовоспитания и образования, составить профессиональный план.

В наше время мастер профессионального обучения является ключевой фигурой в системе среднего профессионального образования, и мне очень хотелось бы, чтобы сумма накопленных мастером знаний по той профессии, которой он обучает, привела всех студентов к той системе учения, за которой открывается профессионализм. Учусь сама — учу других!

Надежда Ивановна Баранова, лауреат конкурса «Мастер года» в 2014 г., ГАОУ СПО (ССУЗ) «Политехнический колледж» (г. Магнитогорск)

Обучать — значит вдвойне учиться.

Жозеф Жубер

Нет на свете профессии более важной и более мучительной, более радостной и более

нужной, чем моя. Я с гордостью могу сказать: «Я — мастер производственного обучения».

Разными путями приходят в систему профессионального образования, и по-разному складываются судьбы людей, решивших посвятить себя воспитанию и обучению квалифицированных рабочих кадров страны. Кто-то с детства мечтал стать педагогом и стремился к этой цели изначально, а кто-то пришел случайно.

Я работаю мастером производственного обучения в Магнитогорском политехническом колледже. В своей педагогической деятельности я придерживаюсь принципа: мастер производственного обучения, как и любой другой педагог, до тех пор сохраняет свое право учить других, пока он сам учится всегда и везде, совершенствует свои знания, идет в ногу со стремительно набирающей темп жизнью, поспевает за молниеносными инновациями.

Общественный деятель и ученый Али Ап-шерони сказал: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». Любой педагог во все времена и в любом возрасте — ученик: он учится у окружающих людей, у природы, у самого себя, и, конечно, у своих учеников.

Я давно уже убедилась в том, что известная всем советским детям еще со школьной скамьи фраза «Учиться, учиться и еще раз учиться!», произнесенная В. И. Лениным, актуальна на все времена.

Когда я была ребенком, мне казалось, что вот я окончу школу, затем техникум или институт и все: на этом мое обучение — «мучение» — закончится. Я, наконец, вздохну свободно, заброшу все свои учебники подальше на полку и буду наслаждаться жизнью. Какое-то время так оно и было — я с головой ушла в свою беззаботную молодость. Но.

Однажды выбрав профессию педагога, я обрела и определенные обязательства, которые не позволяют мне быть непрофессионалом, быть некомпетентной в своей педагогической деятельности. И вновь взяты учебники, читаются научные журналы, с какой-то необъяснимой жаждой смотрятся по телевидению научно-популярные программы. Узнав что-то новое, спешу этим поделиться со своими студентами. И, видя их заинтересованный взгляд, понимаю, что все не напрасно — и тяжкие годы учебы, и бессонные ночи за книгами.

Но время неумолимо мчится. Одно поколение студентов сменяется другим. И для этих новых студентов необходимо вновь искать что-то новое, учиться разговаривать на их языке.

Открыв компьютер, загрузив Google, листая страницы Интернета, я вновь учусь, так сказать, ЖИВУ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ: знакомлюсь с инновационными педагогическими технологиями, передовым педагогическим опытом, расширяю свои знания по специальности.

Я понимаю, что полученные мною знания по педагогике и методике преподавания помогают мне выстраивать процесс обучения более осознанно, эффективно и оптимально для разных педагогических ситуаций. А знания по специальности позволяют мне наполнить мои занятия нужным и интересным материалом, что делает их содержательными и увлекательными для студентов.

А совсем недавно я поймала себя на мысли, что двигателем знаний у нас, педагогов, является не только жажда знаний, но и общение с молодым поколением. Именно молодые воспитанники не только учатся у нас, но сами многому нас учат. Именно они являются тем вечным двигателем, который не позволяет нам расслабляться, заставляет всегда быть на «гребне волны» — стремиться к самосовершенствованию и самообразованию.

Хочу сказать словами римского философа и преподавателя Л. А. Сенеки: «Уча других, мы учимся и сами».

Работая над эссе, я задумалась: а чему лично я научилась у своих студентов? Удивительно, но ответ пришел сразу, сам собой: открытости, щедрости, справедливости, искренности, более стойкому отношению к некоторым жизненным мелочам. Я не стараюсь жить отдельно от них, я живу вместе с ними.

Я всегда помню, что современному человеку недостаточно быть только грамотным специалистом, он должен уметь использовать полученные знания для решения новых проблем.

Еще недавно знания, полученные в школе, училище, колледже имели узкую направленность. Знания выдавались в готовом виде определенными порциями, а студентам оставалось только глотать их. И это не по вине педагогов. Это по требованиям уже давно сложившейся системы образования. Сегодня же, в рамках ФГОС третьего поколения, где в качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи, с которыми предстоит столкнуться выпускнику во взрослой жизни, главное — практическая направленность учебных занятий, развитие самостоятельного применения знаний, конкурентоспособности.

С возрастом и с опытом работы начинаешь понимать, как высока, трудна и ответственна миссия педагога для меня — мастера производственного обучения. Это не только профессия, это состояние души, особый образ жизни, когда ежеминутно тревожишься, заботишься о том, чему ты научил студентов. И когда, наконец, выпускники успешно сдают экзамены, защищают дипломные проекты, устраиваются на работу, становятся личностями, успешными людьми, я счастлива и никакой другой награды мне не нужно.

Ольга Сергеевна Головчанская, лауреат конкурса «Мастер года» в 2014 г., ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего» (г. Челябинск)

Знания никогда нельзя дать в готовом виде: они всегда усваиваются через включение их в ту или иную деятельность.

Н. Ф. Талызина

Привычные для всех со школьной скамьи слова «знание» и «учение», столь любимые русскими народными пословицами и поговорками (уверена, что у всех на слуху: «Ученье — свет, неученье — тьма», «Знания — сила» и т. д.), всеми, как правило, воспринимаются как две стороны одной медали, поскольку без знаний немыслим процесс учения — и наоборот.

Современный человек находится под постоянным воздействием достаточно интенсивного информационного потока. Это определенный опыт (как правило, других людей), который, однако, влияет на жизнь каждого из нас. Возникает вопрос: а все ли получаемые извне знания становятся нашим достоянием?

В этом случае уместно вспомнить еще и слово «понимание». Естественно, любая информация воспринимается с учетом собственного жизненного опыта. Поэтому нельзя сказать, что сумма накопленных, то есть ставших достоянием конкретного человека, знаний — это случайное, разрозненное, интуитивное, обыденное знание, так как она (сумма знаний) строится на выявлении и описании достигнутых результатов научного познания и ее структурировании, а самое главное, на продуктивном использовании накопленного знания в учении.

Поэтому можно сказать, что знание, воспринятое человеком, пропущенное через сердце, апробированное на практике, становится умением, навыком, а в конечном результате — опытом личности. Знание же, не прошедшее этого пути, остается информацией.

Учение, в свою очередь, заключается в освоении знаний и умений, выработавшихся в результате исторического развития. В этом случае цель учения, на мой взгляд, можно рассматривать как создание оптимальных условий для перехода знания в разряд опыта. Система же учения — это создание таких условий изо дня в день, из урока в урок.

Развивая далее эту мысль, можно утверждать, что основная цель учения заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Учение является стороной социального по своему существу процесса обучения. Это двусторонний процесс передачи и усвоения знаний.

Обучение осуществляется под руководством педагога-наставника и направляется на развитие творческих возможностей обучающегося. Освоение же системы знаний является основным содержанием и важнейшей задачей в учении. Очевидно, что без мотивации невозможен сам процесс учения.

Возникает вопрос: как сделать так, чтобы ребенок сам захотел учиться? Следует помнить, что природа мотивации может быть различной — познавательной, социальной и т. д., но главное, что учение всегда произвольно, а потому для его осуществления ребенку необходимо иметь соответствующий уровень развития — сумму знаний.

Приобретение знаний в процессе учения превращается, можно сказать, в средство, в способ разрешения задач, которые выходят за пределы учебной деятельности как таковой. Сознательность учения предполагает осознание содержания осваиваемых в процессе учения знаний. Для того чтобы ребенок по-настоящему включился в работу, на мой взгляд, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т. е. нужно, чтобы они приобрели значимость для обучающегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его знаниях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также стоит отметить, что в процессе усвоения знаний выделяются несколько теснейшим образом взаимосвязанных моментов (сторон): первичное ознакомление с материалом, или его осмысление, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. Это, по сути, уже формирование опыта.

Таким образом, человек учится и должен учиться, повышая свою квалификацию,

совершенствуясь, особенно тогда, когда он включается в трудовую деятельность. Сумма знаний современного человека равна шансу на лучшую жизнь посредством личного внутреннего изменения к лучшему!

Виктория Владимировна Сиванькаева, лауреат конкурса «Мастер года» в 2014 г., ГБОУ СПО (ССУЗ) «Копейский политехнический колледж» (г. Копейск)

Рецепт успеха: учитесь, пока остальные спят, работайте, пока остальные болтаются без дела, готовьтесь, пока остальные играют, мечтайте, пока остальные только желают.

Уильям Артур Уорд

В получении любого образования очень важно, к какому учителю попадет ученик, но не менее важно, способен ли сам ученик взять все самое лучшее от своего учителя.

Есть такая категория обучающихся, которые от природы имеют ограниченные возможности в усвоении знаний и освоении умений. Их принято называть лицами с ограниченными возможностями, хотя, на мой взгляд, это люди с повышенными потребностями.

Опыт работы показал, что обучающиеся коррекционных групп очень восприимчивы к новой информации, но не всегда в состоянии ее осознать, принять и перевести в жизненный опыт. Поэтому, выстраивая работу с ними, важно для каждого создать индивидуальную, личностную траекторию учения.

Специфика педагогической деятельности с данной категорией обучающихся имеет свои особенности и предполагает обязательное проведение коррекционной работы. Причем коррекци-онная работа должна быть направлена на коррекцию всей личности, а не на развитие отдельных психических процессов, она должна включать все формы средового, личностного и коллективного воздействия на обучающегося и может быть представлена следующими приемами:

- развитие интеллекта с опорой на зону ближайшего развития; развитие в адекватном темпе;

- развитие трудовых навыков и умений (прикладных навыков);

- вовлечение в интересную деятельность, развивающую интеллект (игры);

- устранение некомфортности среди сверстников;

- воздействие через эмоциональную сферу, в том числе через музыку;

- объяснение материала в интересной форме;

- нестандартные формы обучения (кроссворды, головоломки, шарады);

- гибкая система контроля знаний и их оценки.

За время работы была выведена главная формула обучения:

многократные упражнения + тактичное обращение + поощрение.

У обучающихся коррекционной группы мною были выделены основные социальные качества, коррекция которых необходима для их дальнейшей успешной деятельности. Это самооценка, коммуникации и взаимодействие с различными социальными и возрастными группами, активность в обучении и общественных делах.

Следовательно, для того чтобы обеспечить сознательное и прочное овладение обучающимися системой профессиональных знаний, умений и навыков, необходимо создавать условия личного комфорта при обучении. Для самостоятельной работы осуществляется тщательный подбор учебных работ, которые выбираются исходя из индивидуальных способностей каждого обучающегося. Задание должно быть посильным, выполнимым в период учебного времени, оцениваемым и в конечном итоге успешным, что является важным критерием для поддержания самооценки данной категории обучающихся.

Оценка себя через результаты деятельности помогает обучающимся достаточно объективно оценить себя, а зная, каких личностных качеств требует данная деятельность, они могут осознать наличие или отсутствие их у себя. Чем выше по трудности задание, тем больше возможностей для развития качеств, их упрочения, стабилизации. Соответственно, тем выше поднимается уровень притязаний индивида и его самооценка — а это путь для саморазвития и самосовершенствования.

Как показала практика, обучающиеся начинают осознавать себя как полноценную часть общества, не испытывают дискомфорта при участии в массовых мероприятиях, например в конкурсах профмастерства. Примером является участие обучающегося коррекционной группы по профессии «каменщик» во II Областном чемпионате Worldskills Russia — Челябинск в 2014 г. по компетенции «Кирпичная кладка». И хотя место не призовое, это является мощным стимулом для развития и стремления к профессиональному росту.

Если обучающийся коррекционной группы находится в атмосфере эмоционального подъема, ощущает успех, постоянно взаимодействует с другими людьми и может проявлять свой творческий потенциал, то независимо от уровня его развития он будет уметь учиться и постоянно расти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.