Научная статья на тему 'Материалы круглого стола «Педагог — профессия моей мечты», посвященного 80-летию заслуженного учителя РБ, заслуженного учителя РФ качесовой Тамары Лобсановны'

Материалы круглого стола «Педагог — профессия моей мечты», посвященного 80-летию заслуженного учителя РБ, заслуженного учителя РФ качесовой Тамары Лобсановны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материалы круглого стола «Педагог — профессия моей мечты», посвященного 80-летию заслуженного учителя РБ, заслуженного учителя РФ качесовой Тамары Лобсановны»

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «ПЕДАГОГ — ПРОФЕССИЯ МОЕЙ МЕЧТЫ», ПОСВЯЩЕННОГО 80-ЛЕТИЮ ЗАСЛУЖЕННОГО УЧИТЕЛЯ РБ, ЗАСЛУЖЕННОГО УЧИТЕЛЯ РФ КАЧЕСОВОЙ ТАМАРЫ ЛОБСАНОВНЫ

20 декабря 2017 г. в Байкальском колледже недропользования (г. Улан-Удэ) состоялся круглый стол «Педагог — профессия моей мечты», посвященный 80-летию заслуженного учителя РБ, заслуженного учителя РФ, Почетного работника СПО РФ, Отличника просвещения ССУЗ, кандидата педагогических наук Качесовой Тамары Лобсановны.

Целью круглого стола стало обсуждение проблем современного образования и роли личности педагога в образовательном и воспитательном процессе. Задачами круглого стола являлись укрепление научного и педагогического сотрудничества среди преподавателей среднего профессионального образования; обмен опытом и мнениями о роли личности педагога в образовательном и воспитательном процессе; социальной значимости профессии педагога; повышение мотивации участников образовательного процесса к научно-исследовательской деятельности.

В ходе круглого стола состоялась презентация книги Качесовой Т. Л. «Преподаватель колледжа... миссия выполнима!»

В работе круглого стола приняли участие И. А. Маланов (заведующий кафедрой общей педагогики Педагогического института Бурятского государственного университета), Л. Н. Рулиене (профессор кафедры общей педагогики Педагогического института Бурятского государственного университета), А. С. Карпов и А. Ц. Эрдынеев (преподаватели Института филологии и массовых коммуникаций Бурятского государственного университета), магистранты Педагогического института, преподаватели Авиационного техникума (В. Д. Назарова, М. Е. Пань-шина, И. Ф. Трифонова), члены методического объединения преподавателей иностранных языков ПОО СПО РБ, коллектив преподавателей Байкальского колледжа недропользования, а также: Якимов Олег Васильевич (председатель РОО «Совет директоров ПОО», директор ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»), Иванов Виктор Леонидович (начальник отдела технического контроля Улан-Удэнского авиационного завода, выпускник Авиационного техникума).

Участники круглого стола отметили необходимость в повышении социального статуса педагога и престижа педагогической профессии.

СЛОВО ПЕДАГОГА

Круглый стол «Педагог — профессия моей мечты». Я с молодости мечтала быть учителем-педагогом. А судьба подарила мне счастье быть педагогом-преподавателем, педагогом-методистом, педагогом-ученым.

Моя педагогическая деятельность началась довольно рано. Учительница заметила во мне склонность к языкам, мне самой нравилось учить слова, проверять себя. Где-то с 6-7 класса я помогала своим одноклассникам.

Я убеждена, что результатом обучения является самообучение, поэтому серьезно занималась этой педагогической проблемой. Не случайно моя кандидатская диссертация была посвящена самообразовательной деятельности студентов колледжей.

Хочу обратиться к вам, молодые преподаватели, магистранты — будущие педагоги, студенты.

Самообразование — основа успешной профессиональной карьеры. Если вы будете постоянно работать над собой, учиться, то сможете не только продвигаться по социальной лестнице, у вас повысится уровень самоуважения, самодостаточности, уверенности в завтрашнем дне.

Уважаемые коллеги, преподаватели!

Считаю, что преподавание всех предметов (естественнонаучных и гуманитарных) необходимо вести на высоком уровне трудности.

Дорогие коллеги — члены методического объединения!

Вас я называю профессиональной элитой, потому что вы демонстрируете лучшие образцы методик, у вас высокий уровень профессиональной деятельности. Мы с вами много работаем для того, чтобы изучать опыт самых различных учебных заведений, как в нашей стране, так и за рубежом, мы постоянно встречаемся, чтобы обсудить новинки педагогической литературы, в том числе и с помощью электронной почты и Интернета.

Профессия педагога — трудная, но интересная, ведь мы помогаем строить судьбы своих учеников. Поэтому настоящей оценкой деятельности учителя является то, что скажут его ученики, спустя много лет после окончания школы.

Уважаемые коллеги-ученые!

Я благодарна судьбе, что отношусь к вашему научно-педагогическому сообществу. Хочу заверить вас, что я стараюсь не быть в стороне от инноваций, пишу статьи, выступаю на конференциях, веду научно-исследовательскую работу среди студентов.

СЛОВО О ПЕДАГОГЕ

Качесова Тамара Лобсановна начала свою педагогическую деятельность в 1965 г. в Улан-Удэнском машиностроительном техникуме, позже переименованном в Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж (1993 г.), Байкальский колледж недропользования (2016 г.).

Т. Л. Качесова, кандидат педагогических наук, имеет более 30 публикаций (общий объемом около 80 п. л.). Педагог-ученый Т. Л. Качесова разработала авторские рабочие программы, авторские учебно-методические пособия, учебные пособия по английскому и немецкому языку, практикумы, материалы для тестового контроля знаний, которые успешно внедряются в учреждениях РОО СПО Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края.

Тамара Лобсановна является постоянным участником научно-практических конференций, публикует материалы исследовательской работы в журнале «Специалист», сборниках научно-практических конференций. Т. Л. Качесова публикует статьи на английском языке, выступает с докладами на немецком языке.

Качесову Т. Л. отличает высокое мастерство, преданность педагогической профессии, социальная ориентированность воспитательной работы.

Большое внимание Т. Л. Качесова уделяет внеурочной работе, приглашает гостей из Германии, Англии, США на культурно-творческие мероприятия, ежегодно проводит Дни немецкой поэзии, руководит работой Клуба друзей немецкого языка, активно сотрудничает с Немецким культурным центром г. Улан-Удэ. Клуб интернациональной дружбы колледжа, которым бессменно руководит Тамара Лобсановна, является лауреатом республиканского конкурса проектов «Спешите делать добро». Тамара Лобсановна руководила группой студентов, принявших участие во Всероссийском конкурсе Института им. Гете (г. Москва), посвященном А. Эйнштейну и др.

Т. Л. Качесова несколько лет возглавляла цикловую комиссию колледжа, более 20-ти лет руководит методическим объединением преподавателей иностранных языков РОО СПО Республики Бурятия. Тамара Лобсановна охотно делится педагогическим опытом с молодыми преподавателями: кабинет иностранного языка колледжа является центром методической работы преподавателей иностранных языков РОО СПО Республики Бурятия. Преподаватель-методист Т. Л.Качесова часто выступает с докладами и сообщениями по методике преподавания иностранного языка перед учителями школ, преподавателями РОО СПО и ВУЗов Бурятии, проводит мастер-классы для слушателей курсов повышения квалификации, проводимых Байкальским филиалом Федерального института развития образования. Т. Л. Качесова руководит программой «Учеба молодых кадров», направленной на научно-педагогическую помощь молодым преподавателям иностранных языков. Члены методического объединения, возглавляемого Т. Л. Качесовой достигли звания «Заслуженный учитель Республики Бурятия» 8

6

чел.). По примеру Т. Л. Качесовой преподаватели защитили кандидатские диссертации (2 чел.). Молодые преподаватели успешно участвуют в республиканских конкурсах «Учитель года». Тамара Лобсановна часто выступает по радио, публикует статьи в республиканских СМИ о профессии педагога. Тамара Лобсановна является лауреатом ежегодного конкурса республиканской газеты «Буряад Унэн» — «Лучшие люди Бурятии-2006» в номинации «Женщина года».

Т. Л. Качесова много лет возглавляет жюри Олимпиады по иностранным языкам среди учащихся средних школ Республики Бурятия и экспертный совет по отбору кандидатов для работы в летних лагерях Америки из Бурятии (программа «Вожатые Америки»).

Под ее руководством проводятся международные студенческие научно-практические конференции по иностранным языкам: «Культура и искусство» (2014 г.), «70 лет Победы в Великой Отечественной войне» (2015 г.), «Мир вокруг тебя» (2016 г.), «Владение иностранными языками — ключевая компетенция современного специалиста» (2017 г.).

Тамара Лобсановна постоянно совершенствует образовательную деятельность, благодаря чему добивается высоких результатов в преподавании иностранных языков. Студенты педагога Т. Л. Качесовой отличились на международных научно-практических конференциях: Батуева Светлана («Образование в XXI веке»), Терентьева Марина («Интернет-ресурсы в самообразовании студентов»), Моннонов Игорь, Алексеева Елена, Перебейносова Диана (Декада немецкого языка и культуры в г. Улан-Удэ), Шишмарева Клавдия («Исследовательская деятельность студента как условие формирования профессиональной компетентности специалиста», 2014 г.); Свич Вероника (международная НПК, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, 2015 г.), Шикунова Наталья (конференция по иностранным языкам среди студентов ССУЗов, посвященная 350-летию со дня основания Улан-Удэ-Верхнеудинска, 2016 г.). Студенты Т. Л. Качесовой учатся на факультетах иностранных языков в вузах г. Улан-Удэ, Иркутска, Москвы.

Т. Л. Качесова награждена Почетной грамотой Совета директоров средних специальных учебных заведений за плодотворное творческое руководство республиканским методическим объединением преподавателей иностранных языков и в связи с 90-летием СПО РБ (2014 г); грамотой за 2-е место в конкурсе электронных образовательных ресурсов среди преподавателей колледжа в номинации — Электронные учебно-методические комплексы цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (2015 г); Почетной грамотой Администрации г. Улан-Удэ за многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм в деле обучения и воспитания подрастающего поколения г. Улан-Удэ (2016 г).

Тамара Лобсановна вносит значимый вклад в педагогическую практику, развитие системы профессионального образования Республики Бурятия и Байкальского региона, в целом Сибирского федерального округа, России.

7

За достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения была удостоена Нагрудным значком Министерства высшего и среднего специального образования СССР «За отличные успехи в среднем специальном образовании», Почетных званий «Заслуженный учитель Республики Бурятия», «Заслуженный учитель Российской Федерации». Т. Л. Качесова — призер конкурса «Преподаватель года-2008» в номинации «За педагогическое мастерство и совершенство» среди учреждений среднего профессионального образования Республики Бурятия, победительница конкурса лучших учителей Российской Федерации за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование, награждена Почетными грамотами Министерства образования и науки Республики Бурятия, Российской Федерации. Заслуги Тамары Лобсановны отмечены благодарностями от РОО СПО Республики Бурятия, благодарственными письмами и дипломами Комитета по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Бурятия, Почетной грамотой Министерства образования и науки Республики Бурятия, Почетную грамоту ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод».

ИНТЕРВЬЮ С Т. Л. КАЧЕСОВОЙ, ПРОВЕДЕННОЕ СТУДЕНТАМИ БАЙКАЛЬСКОГО КОЛЛЕДЖА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

— Вы помните свой первый учебный год?

Да, конечно, это был 1964 год... я окончила институт «с отличием», начала работать в школе №22. Мне дали самый трудный, 5-ый класс, в котором было 42 ученика, из них 10 были «второгодниками». Очень трудно было.

— Что мотивирует вас каждое утро вставать рано?

Хороший вопрос. Я люблю работать и стараюсь приехать рано, чтобы подготовиться к занятиям.

— Какие из ваших профессиональных достижений Вы считаете самыми значимыми?

Моя главная награда — успехи моих студентов, а самая значимая государственная награда — «Заслуженный учитель Российской Федерации».

— Как изменился колледж и студенты за годы Вашей работы?

Я благодарна судьбе, что работаю в дружном коллективе, с прекрасными коллегами. Все мы любим свою работу, стараемся передать молодому поколению свой опыт, чтобы они выходили из стен нашего колледжа по-настоящему грамотными специалистами. Конечно, жизнь не может стоять на месте. Преподаватели стали более загружены, студенты стали продвинуты в плане информационных технологий. И это очень хорошо! Хочется отметить, что наш директор Бим-ба Чимит-Цыренович Хасаранов — грамотный руководитель, который душой болеет за развитие колледжа и это нас радует.

— Есть ли у Вас любимая книга?

Больше читаю учебные и научные книги. Люблю стихи.

— Есть ли у Вас хобби? Оно как-то связано с вашей работой?

Я в молодости училась водить машину. Также любила ходить на лыжах.

— Какие качества Вы цените в студентах?

Ценю спокойных студентов.

— Есть ли известные люди среди ваших выпускников?

Я помню всех своих студентов. Если выделить отдельно, мои знаменитые выпускники — Леонид Белых (директор Улан-Удэнского авиационного завода) и Игорь Марковец (депутат Народного Хурала Бурятии).

— Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам и молодому поколению?

Коллегам хочу пожелать больше творчества, благодарных студентов и внимательных коллег, а студентам — ответственности и старания. Всем желаю здоровья и терпения.

ИЗ КНИГИ Т. Л. КАЧЕСОВОЙ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КОЛЛЕДЖА... МИССИЯ ВЫПОЛНИМА!»

В начале пути.

Я родилась в интернациональной семье: мама была русская, а папа — бурят. Помню, как в те далекие годы мама с любовью и нежность в голосе называла меня не иначе, как Томочка. Быть может, мамина нежность помогла мне и двум моим сестрам не очерстветь душой.

А детство мое в действительности выдалось, как в песне, «босоногим». Я уже училась в младших классах, как грянула Великая Отечественная война. Мама стала с утра пораньше уходить на работу и возвращаться поздней ночью. Она, как и многие соотечественники, трудилась в тылу, приближая великий день Победы.

Сестры помогали маме по работе, а я в лесу собирала сосновые шишки на растопку маленькой печки, носила воду в ведрах, а вечером долго сидела за столом и с большим увлечением выполняла домашнее задание при тусклом свете керосиновой лампы, а то и просто лучины. Но мне нравилось учиться и, кажется, тогда я готова была сидеть за учебниками ночи напролет!

Обычно я просыпалась раньше сестер, боясь опоздать на уроки, но мне ни разу не удавалось опередить маму. Она незаметно уходила на работу на утренней зорьке, не забывая оставить на столе пузатый, еще пышущий жаром, чайник и блюдечко с тремя кусочками хлеба.

Мне всегда везло на добрых людей. С благодарностью вспоминаю педагогов Улан-Удэнской средней школы № 65, которые дали мне возможность получить образование. Ведь в те далекие годы полагалось в старших классах оплачивать учебу, а такой возможности у моей, рано овдовевшей мамы, не было. Ведь на руках у нее было трое детей.

Училась я на «отлично», слыла среди учителей способной девочкой, вот и взяла школа на себя заботу о моем образовании.

Добрым словом вспоминаю мою первую учительницу немецкого языка — Фаину Георгиевну Ипполипову. Она первая, заметив мои способности к изучению иностранных языков, смогла сама на всю жизнь привить мне любовь и интерес к предмету. Но важность и значимость замеченных педагогом способностей у своих учеников, я поняла лишь через много лет, когда сама начала учительствовать. Кстати, в школе я получила первые азы самостоятельной «добычи» знаний. Научилась щедро делиться знаниями с ровесниками, постоянно помогая им в учебе и занимаясь с отстающими одноклассниками и в школе, и дома.

Я не зря сказала «научилась щедро делиться знаниями»: у меня появился интерес учить других и я испытывала радость от передачи знаний друзьям, знакомым. Все это подтолкнуло меня в старших классах к уже осознанному выбору

будущей профессии и поступлению после окончания школы на факультет иностранных языков Педагогического института им. Д. Банзарова.

На факультете, изучая немецкий язык и английские языки, под руководством преподавателей мы совершали (как принято сегодня говорить «виртуальный») экскурс по большим и малым городам двух промышленно-развитых стран, богатых традициями и тысячелетней культурой. Правда, несколько омрачало, что за все годы учебы у меня было одно-единственное платьице! Хотя я получала повышенную стипендию, что для нашего скудного семейного бюджета было большим подспорьем...

В 1960 г. я к неописуемой радости мамы и сестер окончила институт с «красным дипломом». Из всех выпускников я была единственной отличницей. Наверное, поэтому заведующий кафедрой В.В. Захаров предложил мне остаться работать на факультете иностранных языков. Конечно, это было лестное предложение, но тогда мне в голову не приходили мысли о карьере, престиже...

Все мои помыслы были устремлены к школе, детям, моим будущим ученикам, которых я успела полюбить, проходя педпрактику в пионерских лагерях в течение трех летних месяцев.

Моя трудовая деятельность началась в качестве преподавателя английского языка в Улан-Удэнской средней школе №22. Но радость первых дней самостоятельной работы была омрачена горем в моей молодой семье. Мой муж, Владимир Васильевич, работая на авиазаводе, получил тяжелую производственную травму. Начались бессонные ночи у больничной кровати, ведь утром мне нужно было бежать в школу, вести уроки и заботиться о 42-х непоседливых учениках 5-го класса.

Не знаю, смогла бы я сегодня выдержать жестокие удары судьбы, как тогда? Возможно, причиной тому были моя молодость и трудолюбие, но я не жаловалась на свою жизнь, Бог никогда не оставлял меня.

Много позже судьба преподнесла мне еще одно испытание: мой единственный любимый сын Саша станет инвалидом на всю жизнь. Тихо уйдут из жизни мама, мой муж, а Саша погрузится в душевный мрак. Теперь мы связаны одной судьбой: я спешу на работу, Саша со мной, иду домой, и сын тянется за мной.

В самом начале моего учительства директор школы впервые похвалил меня на педсовете. Это была первая оценка моей работы, и я запомнила это на всю жизнь!

Вскоре меня перевели в школу №36 и там предложили должность завуча. Но я отказалась от должности, посчитав, что еще недостаточно набрала опыта. Так, в моей трудовой книжке значится только одна должность «учитель-преподаватель».

Более 50-ти лет я работаю преподавателем колледжа. Однажды к нам домой пришла соседка Наталья, начальник отдела кадров Улан-Удэнского вечернего машиностроительного техникума и предложила занять вакантное место преподавателя иностранных языков на открывающемся дневном отделении техникума. Я

11

подробно расспрашивала Наталью об учебном заведении, из ее ответов я поняла, что это «солидное учебное заведение», но в тот вечер я ничего вразумительного соседке не ответила.

А через некоторое время, возвращаясь с работы, встретила мужчину с солидным и приветливым видом. Он подошел ко мне, поздоровался и, извинившись, представился директором машиностроительного техникума. Тумурхонов Михаил Максимович специально шел ко мне, чтобы предложить работу в техникуме. Он обрисовал будущие перспективы вверенного ему учебного заведения. В тот вечер мы долго беседовали. Михаил Максимович показался мне образованным человеком, опытным и знающим педагогом, интересным собеседником. Предложение мне показалось интересным, многообещающим, и я, долго не раздумывая, согласилась.

Так я стала преподавателем иностранного языка Улан-Удэнского машиностроительного техникума, затем Улан-Удэнского инженерно-педагогического колледжа и еще позже Байкальского колледжа недропользования.

Оглядываясь назад, я нисколько не жалею о своем выборе, напротив, рада, что судьба связала меня с колледжем, который стал для меня и моего сына вторым домом.

Здесь, в колледже, мне все до боли знакомо: каждый укромный уголок, каждая дверь, стены и даже пейзаж, который открывается из окна.

Коллектив колледжа — большая, дружная семья преподавателей и студентов, работников администрации и технического персонала.

Вспоминаю, как создавался наш колледж...

В 1964 году было открыто дневное отделение по специальностям «Обработка металлов резанием» и «Монтаж радио-электрооборудования самолетов». Сразу началось комплектование штатов — педагогического и лаборантского. Одной из первых была принята в штат преподаватель математики В. В. Михайлюк.

В 1965 году преподавательский состав пополнился еще восемью учителями различных дисциплин. Мне довелось попасть в эту «восьмерку» и я хорошо помню своих коллег, с которыми начала работать на новом месте, преподавателей: истории — А. И. Ануфриеву, русского языка и литературы — М. Ж. Дамбиеву, химии — В. Н. Калинникову, английского языка — В. А. Нелюбину, спецдисциплин — П. С. Тапхаева, а также заведующего вечерним отделением — Н. П. Ханташкеева. Это было время, когда все вокруг бурно развивалось: республика интенсивно наращивала производство, наш техникум расширялся и твердо становился на ноги. Авиазавод рос «семимильными шагами», превращаясь в гиганта советской индустрии. Наше учебное заведение занималось подготовкой специалистов по заказу завода.

В 1967 году наш машиностроительный техникум был переименован в Улан-Удэнский авиационный техникум. Своим новым названием учебное заведение как бы подчеркивало тесную связь с базовым предприятием. Но наши выпускники направлялись на работу не только на Улан-Удэнский авиазавод, но и на пред-

12

приятия других городов — Омска, Томска, Новосибирска, Иркутска, Перми, Саратова, Ташкента. Следует отметить, что наше учебное заведение занималось не только подготовкой специалистов, но и их переподготовкой.

В самый расцвет советской эпохи деятельность Улан-Удэнского авиатехникума была наполнена не только учебой и практическими занятиями, в его стенах прижилось много добрых традиций. К примеру, на такие веселые праздники, как День смеха, «А ну-ка, парни», вечера КВН, День здоровья, посвящение в студенты, встречи с бывшими учащимися техникума, ветеранами войны и труда неизменно собиралось много народа.

В разгар эпохи Л. И. Брежнева в моде были поездки отличившихся студентов и их кураторов по городам — ленинским местам и иным памятным местам. Например, группа студентов с классным руководителем Э. З. Хамисовой побывали в г. Горьком, а мне довелось сопровождать группу ребят в г. Ленинград.

Моя методическая семья

В конце 1960-х годов у истоков образования методического объединения стояли преподаватели Улан-Удэнского колледжа (ранее называвшегося сельскохозяйственным техникумом им. М. Н. Ербанова) Т. Б. Базарон и Бурятского колледжа статистики, экономики и информационных технологий Р. Е. Стабровская. В начале 70-х годов руководство методическим объединением преподавателей иностранных языков ССУЗов РБ было возложено на меня.

В то время дисциплина «Иностранный язык» не имела в обществе такой значимости, как сегодня. Но, к счастью, в наше методическое объединение входили люди, бесконечно любящие свою профессию, свой предмет, которые прилагали немало усилий, чтобы поддерживать статус иностранного языка на высоте. И даже тогда, когда преподавание иностранного языка в течении ряда лет почти исчезло из учебных планов ССУЗов, преподаватели, вынужденные вести другие предметы, не теряли надежды на лучшие времена. Назову имена лишь некоторых их них, а в следующей главе расскажу о них подробнее — право, они заслуживают похвалы! Люди, испытывающие на себе тяготы времени, составляют поистине «золотой фонд» нашего методического объединения, среди них заслуженные учителя Республики Бурятии и Российской Федерации, отличники народного образования В. Я. Бухадеева, Т. Б. Базарон, Р. Е. Стабровская, К. М. Трифонова, В. В. Сафронова и Л. А. Лукьянова.

Считаю своим долгом делиться педагогическим опытом с молодыми преподавателями, потому мой кабинет на протяжении многих лет является центром методической работы преподавателей иностранных языков ССУЗов Республики Бурятия.

Меня часто спрашивают: «Как Вам удается заинтересовать студентов? Почему они не пропускают Ваши занятия?». Отвечая на эти вопросы, я провела ряд заседаний методического объединения преподавателей иностранных языков ССУЗов г.Улан-Удэ и опубликовала цикл статей с республиканской газете «Бурятия». Также я практикую показательные занятия оп внеклассной работе, но

13

дело даже не в их числе, а в глубине затронутой темы, в ее содержании и актуальности, которые, к счастью, не оставили равнодушными сердца моих учеников.

Сегодня в рядах методического объединения насчитывается более 60 преподавателей иностранных языков — ярких и интересных личностей! Этих эпитетов она несомненно заслужили. Наверное, постороннему человеку трудно понять насколько сил, энергии и выдумки надо приложить учителю, чтобы привить молодому поколению интерес к изучению иностранного языка, что способствует успешной реализации общих задач образования, воспитания и развития студента как будущего специалиста и гражданина великой страны. Но привить интерес не просто, а потому творчески работающие преподаватели методобъединения постоянно находятся в поисках путей и возможностей, чтобы сделать свои занятия необычными и запоминающимися. И, разумеется, при этом учитывать интересы студентов и их стремление говорить на иностранном языке по самым насущным проблемам. Мы проводим встречи с представителями Германии, Австрии, Великобритании, а также диспуты и семинары с участием ведущих ученых факультета иностранных языков. Но учителя иностранного языка, входящее в методобъ-единение, уделяют большое внимание не только прагматическому аспекту обучения, но и развитию личности обучаемого и его способностей.

Мои коллеги — Н. Ц. Жамцарано, Л. Д. Хилтухинова, В. Д. Жамцаранова, В. Н. Липатова, Т. Л. Дмитриева, Ц. Б. Раднаева, С. Д. Дашинимаева, Л. Т. Батае-ва, О. А. Захарова, Т. В. Перелыгина, Т. Г. Заваргина и др. стремятся использовать современные методы обучения, интересные и рациональные приемы, внедрять в учебный процесс информационные технологии.

В основу системы работы преподаватели иностранных языков ССУЗов положены психолого-методические принципы развития у студентов креативного мышления и гибкости — языковой и творческой, умения самостоятельно работать на приобретением дополнительных знаний и проявлять инициативу в устном разговорном общении. С этой целью преподаватели часто обращаются к внеклассным мероприятиям, к таким как встреча с представителями зарубежных стран, вечерам поэзии и даже веселым шоу-конкурсам на изучаемом языке. Опытные педагоги стимулируют научно-исследовательскую работу студентов в форме рефератов, докладов, круглых столов и конференций.

Несколько лет тому назад впервые в Бурятии наше методическое объединение преподавателей иностранных языков ССУЗов вынесло на широкое обсуждение общественности вопросы самообразования, ее роли в процессе профессиональной подготовки студентов. В тот день в электротехникуме связи, где состоялся круглый стол, и оформление зала, и вставка книг со статьями на тогда еще мало разработанную тему — все говорило о необходимости учиться, приобретать и творчески использовать новые идеи и открытия. Пожалуй, к нашему случаю как нельзя кстати подходят крылатые слова русского публициста, литературного критика и философа Д.И. Писарева. «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает

14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование». Тогда мы попытались названую тему вынести за его рамки: мы должны готовить специалистов, уделяя большее внимание их самообразованию, чтобы молодой человек, вступив в самостоятельную жизнь, был готов изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год работать на собой — пополнять свои знания, впитывать, как губка, нужную информацию, ибо знания — это движения вперед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.