Научная статья на тему 'Формирование региональной модели оценки работы учреждений образования (на примере республики Бурятия)'

Формирование региональной модели оценки работы учреждений образования (на примере республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тютрин Виктор Иванович

Статья отражает региональную модель оценки развития учреждений системы образования. В статье дана графическая и аналитическая формы описания вышеуказанной модели и описание экспериментальной работы в Республике Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тютрин Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование региональной модели оценки работы учреждений образования (на примере республики Бурятия)»

2. Елизарова, Л. Е. Инновационная культура личности и общества: сущности и условия формирования [Текст] / Л. Е. Елизарова, Л. А. Холодкова, В. П. Черно-лес. // Инновации в образовании, — 2006. - № 3, - С. 74-83.

3. Афанасьева, Т. П. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой. [Текст] / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 84 с.

4. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика (Электронный ресурс), Версия 1.0. [Текст] / А. В, Хуторской. - М.; Центр дистанционного образования «Эйдос», 2005

5. Слободчиков, В. И. Проблемы становления и развития инновационного образования [Текст]. / В. И. Слободчиков // Инновации в образовании. - 2003. -№ 2. - С. 4-28.

6. Слободчиков, В. Й. Инновационное образование [Текст] /

B. И. Слободчиков // Школьные технологии. - 2005. - № 2. - С. 4-11.

7. Афанасьева, Е. Д. Инновационная культура педагогов [Текст] / Е. Д. Афанасьева, Л. Г. Борисова //http: www.image.websib.ru ИМиДЖ. - 2004. — № 5, 6.

8. Полонский, В. М. Методологические проблемы разработки понятийной системы педагогики [Текст] / В. М. Полонский // Магистр. — 2000, - № 1. -

C. 38-53.

УДК 47/6

В. И. Тютрин

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

В Республике Бурятия эксперимент по созданию и внедрению рейтинговой оценки среди учебных заведений среднего профессионального образования начался в 1995 г.

В результате была разработана модель, структура и методика рейтинговой системы оценки учреждений образования, а также формы документов и система аналитических выражений,

В отличие от аналогичных, система оценки имеет некоторые отличия, которые предполагают ее преимущество. В данной ситуации рейтинг учебных заведений определяется с учетом их специфики при условном разделении на три группы («технические», «гуманитарные» и ссузы, входящие в состав высших учебных заведений) и сводится к пяти этапам, В рейтинг-лист вносятся цифровых показателей учебного заведения. Создаются комиссии из представителей всех техникумов и колледжей, оценивающие

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ...

уровень работы учебного заведения по следующим направлениям: методическая и воспитательная работа, работа библиотек и общежитий, сохранность и развитие материальной базы кабинетов, лабораторий, а также учебных мастерских.

В рейтинг-листы также вносятся итоги спартакиад, олимпиад, организация республиканских мероприятий, смотров-конкурсов «Студенческая весна», «КВН», «Учитель года». Заключительный этап работы - расчет рейтинга ссуза и подведение итогов.

Все это позволяет свести к минимуму субъективные факторы, усилить роль показателей учебно-воспитательной работы, установить систему показателей, гибко реагирующих на ослабление работы по отдельным направлениям.

Методика формирования рейтинга

1 этап. Подготовка приказа, где утверждается Положение, график проведения смотра, и состав комиссий от каждого учебного заведения (по одному представителю).

2 этап. Заполнение рейтинг-листа. За неделю до начала работы комиссии, учебные заведения получают листы и заполняют их. В первом варианте рейтинг-листа заполняется 29 показателей разделенных на 7 групп. В течение проведения экспериментальной работы совершенствуются и уточняются старые и вводятся новые параметры. В настоящее время рейтинг-лист имеет следующий вид:

1 блок - «интеллектуальная среда, квалификационный потенциал» -представлен 12-ю параметрами, оценивающими квалификацию, участие в научно-исследовательской работе, переподготовку, использование в своей работе инновационных методик, использование ЭВМ, награждение правительственными наградами преподавателей и т. д.;-

2 блок - «материальная среда» — представлен 14-ю параметрами, оценивающими наличие оборудованных кабинетов и лабораторий, машин и оборудования, количество компьютеров, библиотечный фонд, внебюджетные средства, прирост основных фондов и т. д.;

3 блок - «социально-бытовая среда» - представлен 4 параметрами, оценивающими обеспечение студентов общежитием, столовыми, спортивными сооружениями и спортивно - оздоровительными лагерями;

4 блок - «интеллектуальная среда» - представлен 18-ю параметрами,

оценивающими контингент студентов по форме обучения, уровнем обучения, другими дополнительных образовательных услуг, новых специальностей, успеваемость, подготовку и трудоустройство молодых специалистов и Т. д.; '

5 блок - « научно-техническое творчество, культурно-массовая и спортивно-оздоровительная работа» - представлен 12-ю параметрами, оценивающими разработку учебных программ, учебных пособий, спартакиады,

олимпиады, лауреатов конкурсов и победителей спортивных соревнований

ИТ. д.; ■ . . • • .

6 блок — «развитие материальной, социально-бытовой среды» - представлен 8-ю параметрами, оценивающими использование внебюджетных средств, количество студентов и преподавателей отдохнувших в оздоровительных лагерях (питающихся по талонам), количество вводимых учебных и иных площадей;

7 блок - «международные связи, работа с регионами и районами республики» - пред ставлен 6-ю параметрами, оценивающими количество филиалов в других регионах и сельских районов республики, наличие договоров с зарубежными странами и т. д,

В течении последних трех лет новые параметры не вводятся, всего их 74. .

3 этап. Работа комиссии в 2-х группах непосредственно в учебных заведениях. В течение 2-х недель осуществляется проверка по следующим направлениям: учебные кабинеты и лаборатории, научно-методическая работа, воспитательная работа, общежитие, библиотека.

Комиссия состоит из 11 человек: :

- председатель — организующий работу комиссии и проверяющий достоверность заключения рейтинг-листа;

- пять подкомиссий состоящих из 2-х человек. • .

В течении определенного времени члены комиссии работают непосредственно в учебном заведении, выставляются оценки от «О» до «5» баллов, в том числе используются десятые и сотые доли. По окончании работы учебным заведениям, в зависимости от полученных оценок, присваиваются места, которые переводятся в баллы рейтинга, по технологии указанной в таблице, и вносятся в рейтинг-лист (табл. 1).

Таблица 1

Методическая работа

ЮТ* Учебное заведение Оценка Место Балл рейтинга

1 Улан-Удэнский торгово-экономический техникум 4,95 . 1 110

2 Иволгинский аграрный техникум 4,9 2 90

3 Селенгянское медицинское училище 4,78 3 80

- - . - - .

- - - - -

9 Улан-Удэнский механико-технологический техникум 3,84 9 10

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ...

4 этап. Окончательное оформление рейтинг-листа. По окончанию 3-х: предыдущих этапов заполняют оставшиеся параметры касающиеся итогов работы учебного заведения за прошлый год по республиканским мероприятиям (олимпиады, спартакиады, смотры, конкурсы и т. д.). Перевод занятых мест в баллы рейтинга определяется по следующей методике, например: конкурс «Студенческая весна» (табл. 2).

. Таблица 2

Студенческая весна

шг Учебное заведение Место Балл рейтинга

1 Базовый медицинский колледж 1 110

2 Бурятский аграрный колледж 2 90

- - - -

- - ■- -

9 Улан-Удэнский индустриальный техникум 9 10

Оценка уровня проведения республиканских мероприятий, включенных в план Совета директоров учебных заведений СПО, проходит по следующей схеме:

- проведение республиканского мероприятия (олимпиада, спартакиада, КВН конкурсы и т. д.) дает 90 рейтинговых балла;

- проведение открытого урока - 10 рейтинговых баллов;

- и т. д.

5 этап. Расчет рейтинга и определение мест.

Когда рейтинг-лист полностью заполнен при помощи коэффициентов и приведенной выше методике значения, определяющие итог работы ССУЗа, переводятся б баллы, которые суммируются. Учебные заведения, в соответствии с набранным количеством балов, выстраиваются по местам.

Итоги рейтинга публикуются в прессе, призеры награждаются денежными призами и дипломами Министерства образования и науки Республики Бурятия.

Рейтинговая система оценки работы учреждений среднего профессионального образования в Республике Бурятия существует уже 10 лет, опыт ее работы был проанализирован на международных, региональных и республиканских научно-практических конференциях, а также на коллегии Министерства образования и науки. Разработанная методика была внедрена в практику работы других учреждений образования. Но в то же время данная модель имела существенный недостаток. Учебные заведения, имеющие большие, объемные показатели в основном становились лидерами рейтинга, а небольшие техникумы и училища, в основном из сельских районов республики находились в середине или конце итоговой таблицы. В то же

время, они более динамично развивались. Для устранения данного недостатка в существующую модель был внесен «рейтинг роста».

Рейтинг роста это отношение рейтинга предыдущего года к рейтингу данного года, и его показатель определялся по следующей формуле:

данного года Р роста= -------------------

-^предыдущего года

Это дало шанс отличиться учебным заведениям, работающим в сельских районах республики. Из анализа последних Злет видно, что, в 2000 г. призером было Кяхтинское медицинское училище, в 2002 - Иволгинский аграрный техникум, в 2003 - Селенгинское медицинское училище. Оценка итогов работы стимулировало коллективы на дальнейшее развитие.

Объективность выбранной формы оценки учебных заведений подтверждается результатами работы учебных заведений среднего профессионального образования Республики Бурятия. Если в 1996 г. в республике работало 18 техникумов и колледжей, где по 52 специальностям обучалось 15,8 тыс. студентов, то в 2007 г. в 24 ССУЗах по 77 специальностям обучается 20,8 тыс. студентов. По итогам работы за 2005 г. учебные заведения СПО Республики Бурятия заняли 4 место среди региональных систем, а два колледжа стали победителями в общероссийском смотре-конкурсе.

Проведенный эксперимент позволил доказать эффективность рейтинговой модели оценки развития учебных заведений и стал толчком к созданию в Республике Бурятия индикативно-рейтинговой модели, которая включает в себя функции управления и оценки исполнения управленческой задачи.

УДК 36

М. Я. Каурцев

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В программных документах «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы», «Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года», в материалах Болонского соглашения отмечено, что важнейшим приорите-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.