Научная статья на тему 'Работа городского методического объединения преподавателей электротехнических дисциплин ССУЗ города Казани в свете реализации государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования'

Работа городского методического объединения преподавателей электротехнических дисциплин ССУЗ города Казани в свете реализации государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа городского методического объединения преподавателей электротехнических дисциплин ССУЗ города Казани в свете реализации государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования»

ми песнями, танцами, играми. Звучат песни и стихи на русском, татарском, английском, французском, немецком языках.

Среди инновационных форм внеаудиторной работы по иностранному языку, используемых нами в работе со студентами техникума, мы выделяем кружковую работу по созданию Интернет-странички на ,\¥еЬ-сайте техникума. Работа над проектом привлекает своей новизной и актуальностью, позволяет познакомить ребят со студенческой жизнью в аналогичных учебных заведениях за рубежом, создает условия для практического применения иностранного языка.

Студенты техникума принимали участие в республиканском конкурсе «Любовь и профессия», представив выступление под названием «Любовь и связь», в конкурсе инсценированной песни на иностранном языке, показав свой блок, связанный с праздником «Хэллоуин», в мероприятии, посвященном 25-летию КИДа Казанского электротехникума связи, в республиканской

олимпиаде по английскому языку среди студентов ССУЗ, заняв III место, в фестивале «На разных языках поем мы о любви».

Подобная работа не только способствует повышению интереса к изучению иностранного языка, но и помогают установлению теплых, дружеских отношений между студентами различных средних специальных учебных заведений города и республики. Внеаудиторные формы работы в значительной мере содействуют формированию основных социально-коммуникативных способностей, таких как способность к сотрудничеству и взаимодействию, умение работать в группе, способность адаптации к различным темпераментам и характерам, владение многокультурными навыками, то есть содержат в себе резерв воспитания, формирования гражданина, специалиста.

Таким образом, предлагаемые апробированные формы и методы работы наиболее эффективны в условиях ССУЗ и способствуют профессиональному становлению специалиста.

РАБОТА ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ССУЗ ГОРОДА КАЗАНИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОШСИОНАЛЬНОТО ОБРАЗОВАНИЯ

A.A. Самойлова, председатель методического объединения преподавателей электротехнических дисциплин ССУЗ г. Казани, преподаватель Казанского авиационного техникума

Составной частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя является его научно -методическая работа, которая предполагает анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта. Методическая работа - одна из обязанностей преподавателя среднего специального учебного заведения, и направлена она на совершенствование методики преподавания.

Важным направляющим моментом методической работы городского методического объединения (ГМО) преподавателей электротехнических дис-

циплин ССУЗ Казани является выбор ее содержания. Оно направлено на последовательное создание методики преподавания электротехнических предметов, оснащение учебного процесса необходимым комплектом дидактических материалов и учебно-наглядных пособий. От актуальности и перспективности выбранного содержания зависят интересы к ней и ее эффективность.

Методические поиски в работе ГМО преподавателей электротехнических дисциплин охватывают широкий круг проблем:

:ъ:ку среди ■I место, в фес-поем мы о

ько способ-ггсд к изучению помогают ус-ских отноше-I ргаличных сред-заведений Внеаудиторные -тьяой мере со-тго основных способно-— к сотрудника. умение рабо-~ адаптации к и характерам, »VII навыками, -рв воспитанна. специа-

гаемые ап-:эды работы условиях ССУЗ иональному

~_яется выбор ее ;лгно на после-гтодики препо-предметов, .сса необхо-ческих мате-лособий. От зности вы-. ят интересы

и в работе -лектротехниче-- -от широкий

- моделирование и анализ профессиональной деятельности преподавателя электротехники;

- выявление основных функций и профессиональных умений, необходимых для разработки модели деятельности преподавателя электротехники;

- отражение в содержании обучения прогнозов развития отрасли, науки и производства;

- совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих развитие мыслительной активности студентов на уроке дисциплины «Электротехника»;

- разработка дидактических материалов (обучающих программ, деловых игр, комплексов задач и др.);

- совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих овладение учебными и профессиональными практическими умениями и навыками на уроках дисциплины «Электротехника».

В ГМО преподавателей электротехнических дисциплин каждый планирует свою работу уже на первых организационных заседаниях учебного года, на которых утверждаются планы работы. Ежегодно проводится пять-шесть заседаний. Вот наиболее яркие заседания ГМО за последние три года:

• Обсуждение Национальной доктрины Программы развития среднего профессионального образования России.

• Обсуждение проекта программы

развития образования Республики Татарстан.

• Республиканская Олимпиада по электротехническим дисциплинам.

• Республиканский конкурс методических разработок преподавателей электротехнических дисциплин.

• Методический семинар «О современном уроке дисциплины «Электротехника». Например, на последнем из названных заседаний было отмечено, что современный урок должен выдержать ряд дидактических требований, в числе которых:

- научность, доступность, последовательность;

- единство обучения и воспитания, связь теории с практикой;

- обеспечение высокой познавательной активности студентов на уроках предмета «Электротехника»;

- дифференцированный подход к каждому студенту;

- преемственность в обучении;

- рациональность чередования различных видов деятельности студентов на уроке дисциплины «Электротехника». Здесь уместно чередовать конспектирование, эксперимент, расчетную работу по решению задач, работу с компьютером (расчетные и графические работы по зарисовке электрической принципиальной схемы, векторные диаграммы токов и напряжений в однофазной и трехфазной цепи переменного тока).

1-й курс Физика

2-й курс Электротехника

3-й курс Автоматизация производства

Явление Принцип работы Работа транс-

Электро- г трансформатора форма-

магнетизма тора в качестве

согласующего

элемента в сис-

теме

автоматического

управления тех-

нологическим

процессом.

Наряду с дидактическими, были определены и воспитательные требования к современному уроку электротехники:

- воздействие на мотивационную сферу личности студента;

- развитие самостоятельных и творческих способностей студентов, стимулирование их положительного отношения к дисциплине «Электротехника». В этих целях студентам предлагаются темы электротехнического моделирования и рефератов, участие в научно-практических конференциях. Студенты не раз участвовали в республиканских научно - практических конференциях студентов ССУЗ «Молодость, творчество, современность», организованных Казанским гуманитарным колледжем и Институтом среднего профессионального образования. Можно отметить призовые научные работы студентов Нижнекамского нефтехимического колледжа Д.Федотова (преподаватель С.Ф. Яруллина) «Программа расчета оптимальных параметров настройки методов расширения частотных характеристик», студента Казанского авиационного техникума Ю.Комарова (преподаватель Л.А. Самойлова) «Экспериментальные исследования с помощью осциллографа».

Общими усилиями мы определили и другие требования к современному уроку электротехники. В их числе:

Психологические требования:

- направленность урока на развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления;

- учет психологических особенностей студента на уроке;

Организационные требования:

- рациональное использование времени урока;

- четкая структура проведения урока дисциплины «Электротехника», соответствующая его цели, содержанию, методам обучения и применяемым средством обучения.

Гигиенические требования:

- нормы освещения;

- температурный режим;

- удобная учебная мебель.

На методическом семинаре по инновационным технологиям и методам

преподавания электрических дисциплин, нами были выделены следующие инновационные модели обучения:

- индивидуально-опережающее обучение;

- персонифицированная система обучения, дидактическая база которого связана с программированным обучением;

- дифференцированная учебная дискуссия;

- метод самодетерминации, т.е. педагогическая инструментовка личностной самореализации на уроке предмета «Электротехника»;

- модульное обучение;

- игровая модель обучения.

На методическом семинаре, посвященном проблемно-поисковому методу обучения, были обсуждены основные направления развития этого метода: проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод.

Одним из методических семинаров был посвящен применению средств обучения. На нем отмечалось важность момента подачи средств обучения на уроке «Электротехники». Используемое средство должно соответствовать содержанию учебной программы, логично дополнить и иллюстрировать изложение любой электротехнической темы. При обобщении и закреплении знаний необходимо использовать принципиально другие виды наглядности чем те, что использовались при актуализации знаний.

Методический семинар по теме «Контроль знаний и умений студентов» сформулировал основные организационные моменты по контролю знаний студентов. Отмечалось, что правильно организованный контроль знаний студентов на уроках «Электротехники» служит как целям проверки, так и целям обучения. Контроль знаний студентов должен быть:

- планомерным и систематическим;

- объективным, реально оценивающим успехи и недостатки деятельности студента во всех сферах учебной работы студента: в лабораторных, практиче-

ских, теоретических и самостоятельных заданиях;

- всесторонним, охватывающим все разделы учебной программы;

- индивидуальным;

- экономичным по затратам времени, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в короткий срок. Здесь уместно применение тестов на уроках электротехники.

Методический семинар, посвященный личностно-ориентированным технологиям в дисциплине «Электротехника», позволил определить основные требования данной технологии.

- создание условий для самореализации студентов на основе мотиваци-онных приемов обучения (при желании студента участвовать в электротехническом моделировании преподавателю следует помочь ему в подборе деталей для электротехнической модели);

- использование свободы выбора метода получения результатов в лабораторном эксперименте и творческом задании.

На методическом семинаре по организации лабораторных занятий, были выделены основные цели лабораторных и практических занятий:

- подтверждение теоретических положений законов и явлений;

- овладение техникой эксперимента (знать как подключается осциллограф, ваттметр, электронный генератор, усилитель и др.);

- решение практических задач через опытные эксперименты (задача получения вольт - амперной характеристики полупроводникового диода решается посредством проведения опыта с электрической цепью, содержащей амперметр, вольтметр, полупроводниковый диод и нагрузку).

У студентов формируются умения и навыки обращения с электрическими приборами, аппаратурой и устройствами. В ходе лабораторной работы студенты вырабатывают умения наблюдать, сравнивать, анализировать опытные величины.

Координированная работа ГМО преподавателей электротехнических дисциплин позволяет в итоге получить:

- создание нового поколения учебно-методической литературы, средств обучения в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта,

- формирование многоуровневого среднего профессионального образования при сохранении его качественной определенности и практической направленности на уроках электротехнических дисциплин,

- достижение заданного качества среднего профессионального образования,

- развитие инновационной деятельности преподавателей на уроках электротехнических дисциплин.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Е.В.Смелкова, научный сотрудник ИППО РАО

Личностный подход в преподавании физической культуры, заинтересованность студентов в систематических занятиях физическими упражнениями -задача вполне разрешимая. По данным анкетного опроса студентов ССУЗ 98% студентов не могут ответить на вопрос: «Почему физические упражнения укрепляют здоровье?».Теоретические сведения, получаемые в школе, в большей степени касались требований спортив-

ной формы и обуви, а также правил спортивных игр. Лекционный материал по предмету «Физическое воспитание» способен раскрыть суть физиологических, биохимических и антропометрических изменений под воздействием физических упражнений, объяснить механизм изменения внутреннего психологического состояния на занятиях физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.