Научная статья на тему 'Личностно ориентированный подход в преподавании физической культуры'

Личностно ориентированный подход в преподавании физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смелкова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно ориентированный подход в преподавании физической культуры»

ских, теоретических и самостоятельных заданиях;

- всесторонним, охватывающим все разделы учебной программы;

- индивидуальным;

- экономичным по затратам времени, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в короткий срок. Здесь уместно применение тестов на уроках электротехники.

Методический семинар, посвященный личностно-ориентированным технологиям в дисциплине «Электротехника», позволил определить основные требования данной технологии.

- создание условий для самореализации студентов на основе мотиваци-онных приемов обучения (при желании студента участвовать в электротехническом моделировании преподавателю следует помочь ему в подборе деталей для электротехнической модели);

- использование свободы выбора метода получения результатов в лабораторном эксперименте и творческом задании.

На методическом семинаре по организации лабораторных занятий, были выделены основные цели лабораторных и практических занятий:

- подтверждение теоретических положений законов и явлений;

- овладение техникой эксперимента (знать как подключается осциллограф, ваттметр, электронный генератор, усилитель и др.);

- решение практических задач через опытные эксперименты (задача получения вольт - амперной характеристики полупроводникового диода решается посредством проведения опыта с электрической цепью, содержащей амперметр, вольтметр, полупроводниковый диод и нагрузку).

У студентов формируются умения и навыки обращения с электрическими приборами, аппаратурой и устройствами. В ходе лабораторной работы студенты вырабатывают умения наблюдать, сравнивать, анализировать опытные величины.

Координированная работа ГМО преподавателей электротехнических дисциплин позволяет в итоге получить:

- создание нового поколения учебно-методической литературы, средств обучения в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта,

- формирование многоуровневого среднего профессионального образования при сохранении его качественной определенности и практической направленности на уроках электротехнических дисциплин,

- достижение заданного качества среднего профессионального образования,

- развитие инновационной деятельности преподавателей на уроках электротехнических дисциплин.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Е.В.Смелкова, научный сотрудник ИППО РАО

Личностный подход в преподавании физической культуры, заинтересованность студентов в систематических занятиях физическими упражнениями -задача вполне разрешимая. По данным анкетного опроса студентов ССУЗ 98% студентов не могут ответить на вопрос: «Почему физические упражнения укрепляют здоровье?».Теоретические сведения, получаемые в школе, в большей степени касались требований спортив-

ной формы и обуви, а также правил спортивных игр. Лекционный материал по предмету «Физическое воспитание» способен раскрыть суть физиологических, биохимических и антропометрических изменений под воздействием физических упражнений, объяснить механизм изменения внутреннего психологического состояния на занятиях физической культурой и спортом.

При таком подходе естественным продолжением лекций будут практические занятия, на которых выполнение упражнений станет осознанным, а не механическим заучиванием движений.

Здоровье человека зависит от многих факторов. Мы рассмотрим лишь те, на которые можно повлиять с помощью занятий физическими упражнениями: нормальное функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем организма.

В покое, в положении стоя, пульс человека составляет от 60'до 80 ударов, при выполнении физических упражнений он увеличивается, в частности, во время бега средней интенсивности, при сдаче контрольного норматива 2 км для девушек и 3 км для юношей - пульс составляет 120-160 ударов, следовательно, сердце бьется в два раза быстрее, в два раза больше крови и питательных веществ поступает к клеткам и тканям организма. Красные, разгоряченные лица -свидетельство того, что кислород обогатил организм. Возможность по внешним признакам судить о внутренних изменениях в своем организме, понимание глубинных процессов помогает студенту преодолеть себя, психологически быть готовым преодолевать трудности первых дней занятий.

Программа по легкой атлетике традиционно рассчитана на проведение занятий на открытых спортивных площадках. Это время закаливания. В сентябре-октябре среднесуточные температуры падают, и естественным фактором оздоровления становится вдыхание прохладного воздуха. Это одна из важнейших составляющих профилактики простудных заболеваний. Количество преподаваемых видов спорта ограничено, это легкая атлетика, волейбол, баскетбол, лыжи, гимнастика.

Особый интерес, на наш взгляд, вызывает система творческих домашних заданий по физической культуре. Студентам предлагается подобрать свой индивидуальный комплекс физических упражнений: при самостоятельной работе расширяется спектр видов спорта, используемых на занятиях, так как они могут опираться на тот двигательный

потенциал, например на тренировках в детско-юношеских школах по узкой специализации. При таком подходе студенты могут продемонстрировать элементы отдельных видов спорта, это могут быть восточные единоборства, акробатика, аэробика, шейпинг и т.д. Новые виды спорта всегда вызывают интерес, расширяют рамки познания и собственные рамки возможностей. Индивидуальный комплекс физических упражнений может быть рассчитан на коррекцию недостатков телосложения, для первых занятий это может быть вырезка из журнала, наклеенная на картон. Впоследствии накапливается большое количество раздаточного материала - карточек с комплексами различных упражнений.

Опираясь на большой количественный состав упражнений, студенты имеют возможность на практическом занятии составить свой индивидуальный комплекс занятий.

Упражнения выполняются студентами под аудиокассету, и это становится начальным этапом в преподавании аэробики.

Однако очень важным моментом в личностно ориентированном подходе является постепенное увеличение нагрузок, сложностей. На первом практическом занятии преподаватель строит группу в круг, желательно, взявшись за руки. Это дает чувство команды, следовательно, комфорта, уверенности. Упражнения начинает сам преподаватель, затем выполняет группа, далее он просит каждого студента показать одно упражнение, а вся группа повторяет его. Роль преподавателя - поддерживать, подбадривать, ни в коем случае не критиковать. Важно, чтобы преподаватель повторял упражнения за своим учеником, отводя ему роль лидера, вселяя в него уверенность. На занятиях студенты показывают сначала 2-3 упражнения, постепенно количество их доходит до 8-10.

Студент получает задание продемонстрировать комплекс упражнений перед группой, она уже выступает в роли преподавателя: комментирует упражнения, ведет счет. Студенческая группа выполняет упражнения за своим товарищем, все это открывает новый облик

студентов, демонстрирует их педагогические возможности, чувства ритма, такта, вкуса. Для студентов открываются неожиданные грани педагогического труда, возможности и способности выступать в роли педагога. Для юношей система домашних заданий интересна подбором упражнений атлетической гимнастики «бодибилдинга». Для девушек - это упражнения шейпинга и аэробики.

Общеразвивающие упражнения лежат в основе шейпинга и аэробики. Они способствуют укреплению мышечной системы и костно - связочного аппарата человека. Имеющийся опыт говорит о том, что при систематическом их выполнении, правильной дозировке они способствуют укреплению здоровья и овладению разнообразными двигательными навыками.

Изменение амплитуды движений, скорости выполнения движений, характера мышечных напряжений - все это позволяет строить учебно-тренировоч-ный процесс индивидуально для каждого занимающегося. При правильном подборе и систематическом применении общеразвивающих упражнений совер-

шенствуются физические качества: быстрота, сила, выносливость, гибкость. Вырабатываются навыки равновесия, расслабления мышц, формируется правильная осанка и красивая фигура. Подбор музыки для занятий в дальнейшем студенты ведут сами, причем делают это с удовольствием, так как в музыке отражаются их вкусы, интересы.

В нашем исследовании мы предложили студентам по очереди вести счет от 1до 10 во время выполнения упражнений, это вызвало живой интерес. Различный тембр голоса, интонации создают особый психологический климат в группе. Положительные эмоции первых дней занятий, доброжелательная атмосфера во многом определяют дальнейшую работу по раскрытию личности каждого студента.

Впоследствии студенты, прошедшие такую самостоятельную работу по выполнению упражнений, по окончании учебного заведения не бросают занятий физической культурой, а продолжают заниматься самостоятельно, так как занятия были не механическим повторением движений, а осознанным участием в творческом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.