С.В. Радаева, В.Г. Шилько
УЧЕБНАЯ И ВНЕУЧЕБНАЯ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Анализируется эффективность учебной и внеучебной форм физического воспитания студентов с использованием спортивноориентированных технологий.
Одной из причин низкой эффективности образовательно-воспитательного процесса по физическому воспитанию в вузах нефизкультурного профиля является несовершенство традиционно сложившейся системы организации физкультурно-спортивной деятельности, ограниченность и моральное старение форм организации учебного процесса (преимущественно технологий общеразвивающей направленности).
Традиционные технологические конструкции, применяемые в большинстве вузов, из-за слабо развитой физкультурно-спортивной инфраструктуры не решают в полной мере проблем оптимизации физической подготовленности, функционального состояния и формирования потребностно-мотивационной сферы студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями [3, 4 и др.]. Кроме того, обязательный курс физического воспитания в объеме 400 часов не позволяет осуществлять процесс физического совершенствования более 2 раз в неделю (4 часа). Это не соответствует физиологическим нормативам (6-8 часов в неделю) и явно недостаточно для поддержания на оптимальном уровне физической и умственной работоспособности студентов [1, 2 и др.].
Сложившаяся ситуация и предопределила объективную необходимость поиска новых путей дополнительных форм занятий физическими упражнениями, которые способствовали бы оптимальному удовлетворению физкультурно-спортивных интересов и потребностей студентов на основе применения спортивноориентированных технологий как в структуре учебного расписания (учебное время), так и в свободное от учебы время.
Далее для удобства изложения мы будем использовать понятия «учебная форма организации занятий по дисциплине «Физическая культура» и «внеучебная форма организации занятий по дисциплине «Физическая культура».
Учебная форма организации занятий по дисциплине «Физическая культура» - занятия физическими упражнениями в режиме учебного времени организации физкультурно-спортивной деятельности. Внеучебная форма - реализация обязательного курса физического воспитания в свободное от основных занятий время, в том числе в выходные и праздничные дни.
Для изучения влияния спортивно-ориентированных технологий (аэробика, шейпинг, бодибилдинг, плавание) на воспитание физических качеств, развитие функциональных возможностей и формирование мотивационных потребностей студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями на кафедре физического воспитания Томского государственного университета в течение 6 лет (в 3 этапа) проводился педагогический эксперимент (2000-2006гг.).
На первом этапе (2000 г.) были проведены теоретические изыскания, проанализирован опыт инновационной деятельности в области организации физического воспитания в вузе.
На втором этапе (2001-2002 гг.) на основании теоретических данных были разработаны спортивно-ориентиованные технологии физического воспитания для студентов классического университета, обучающихся по дисциплине «Физическая культура» в структуре учебного расписания (первая экспериментальная группа) и в свободное от учебы время (вторая экспериментальная группа).
На третьем этапе (2002-2005 гг.) был выполнен основной педагогический эксперимент, изучены вопросы формирования физических качеств и мотивационной сферы студентов к физическому совершенствованию и здоровому образу жизни, наработанный опыт оформлен в учебные планы и методические разработки. В эксперимент было вовлечено 1385 студентов, посещавших занятия по физической культуре в учебное (включая контрольную группу общей физической подготовки) и в свободное от учебы, удобное (вне-учебное), время.
Численность первой экспериментальной группы составила 623 чел. (194 мужчины; и429 женщин). По физкультурным специализациям студенты этой экспериментальной группы были распределены следующим образом:
- аэробика -120 чел.;
- шейпинг - 118 чел.;
- бодибилдинг: мужчины - 96, женщины - 104;
- плавание: мужчины - 98; женщины - 87.
Во вторую экспериментальную группу вошли 640 студентов (мужчин - 208, женщин - 423); учебнотренировочная деятельность по избранным направлениям двигательной деятельности осуществлялась в свободное от основных занятий время; по физкультурным специализациям студенты были распределены так:
- аэробика - 112 человек;
- шейпинг - 103 человека;
- бодибилдинг: мужчины - 98, женщины - 108;
- плавание: мужчины - 110, женщины - 100.
Контрольную группу составили 122 студента
(64 мужчины и 58 женщин), посещавших отделение общефизической подготовки (ОФП) в режиме учебной формы организации занятий.
Экспериментальные спортивно-ориентированные технологии, разработанные на основе популярных в студенческой среде видов спорта и двигательной активности, включали базовые компоненты общепедагогических технологических конструкций, адаптированных к условиям и специфике физкультурно-спортивной деятельности в вузе.
Основополагающим компонентом технологической модели по всем двигательным направлениям являлась постановка целей и задач, реализация которых осуществлялась в процессе обучения и совершенствования технических элементов, овладения теоретическими и методико-практическими знаниями и умениями в области избранного вида спорта и двигательной активности. Учитывая спортивную направленность учебных программ, участников эксперимента ориентировали не только на овладение техническими и методическими навыками, но и на подготовку и участие в соревнованиях, соответствующих их квалификации, и выполнение спортивных разрядов.
Реализация целей и задач предполагала широкий выбор адекватных средств и методов их решения. В процессе занятий предусматривалось использование разнообразных комплексов общеразвивающих и специальных упражнений из арсенала средств игровых видов спорта, легкой атлетики, плавания, лыжной подготовки, ОФП; применялись соответствующие виду спорта или двигательной активности инвентарь и оборудование (тренажерные устройства, отягощения, аудио- и видеотехника, лыжный и легкоатлетический инвентарь и т.д.).
Построение технологической цепочки реализации учебного материала, способствующей ускорению процесса адаптации организма к применяемым педагогическим воздействиям по всем двигательным направлениям, предполагало использование информационнотехнических средств обучения и воспитания (информационные технологии, аудиовизуальные средства, тренажерные комплексы и т.д.). Более широко программированное обучение было представлено в технологиях аэробики и шейпинга, основу которых составляли разработанные авторами программы, а их реализация в учебном процессе осуществлялась преимущественно через аудио- и видеокомплексы в сочетании с элементами традиционной классической системы обучения.
Построение взаимоотношений между преподавателем и студентом в процессе спортивно-тренировочной деятельности осуществлялось на основе дифференцированного и индивидуализированного подходов к занимающимся с учетом физкультурно-спортивных интересов, состояния здоровья, физической подготовленности, степени сформированности потребностно-моти-вационной сферы и т.д.
Профессионализм преподавателя проявлялся не только в методическом построении занятий, где требовалось обеспечить соответствие объема и интенсивности применяемой нагрузки индивидуальному морфофункциональному и психологическому статусу студента, но и в осуществлении комплексного контроля оценки физической подготовленности и реакции организма на физическую нагрузку (функциональное тестирование). Использование технологий спортивно-ориентированного физического воспитания предопределило творческий подход преподавателя к учебному процессу, который позволял успешно решать организационные и методические задачи и принимать правильные управленческие решения.
Мотивационное обеспечение учебно-образовательного процесса в спортивно-ориентированном физическом воспитании во многом зависит от правильного
методико-практического построения занятий, которое детерминируется адекватным влиянием физических упражнений, природных и социальных факторов на организм занимающихся. Применение учебной и вне-учебной форм физического воспитания предоставляет широкий спектр возможностей для студентов в реализации физкультурно-спортивных интересов и потребностей, в коррекции мотивационной сферы.
Ежегодное двухразовое тестирование физической подготовленности, функционального состояния студентов обеих форм обучения обусловило необходимость применения современных средств и методов обработки информации, в том числе компьютерной диагностики. Компьютеризация учебного процесса позволяла в ходе эксперимента своевременно получать адекватную информацию, на основании которой осуществлялся экспресс- анализ диагностируемых параметров и производилась корректировка учебных программ.
Реализация экспериментальной программы ежегодно осуществлялась в течение 6 этапов для занимавшихся в структуре учебного расписания и 5 этапов (2-я контрольная группа не занималась лыжной подготовкой) в свободное от учебных занятий время. В течение учебного года физическая нагрузка распределялась в следующей последовательности:
1-й этап (1 сентября - 10 октября, стадион ТГУ). ОФП, легкая атлетика, подвижные игры, футбол, контрольное тестирование уровня общей физической подготовленности и функционального состояния. Конкурсный отбор на специализации по видам спорта.
2-й этап (11 октября - 28 декабря, специализированные залы, бассейн). Занятия в соответствии с учебным планом специализаций. Контрольное тестирование уровня специальной физической подготовленности.
3-й этап (4 февраля - 10 марта, лыжный стадион ТГУ). Лыжная подготовка.
4-й этап (11 марта - 30 апреля, специализированные залы, бассейн). Занятия на специализациях. Реализация задач в зависимости от курса обучения. Повторное тестирование уровня специальной физической подготовленности.
5-й этап (3 - 29 мая, стадион ТГУ). ОФП, легкая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол, подвижные игры. Повторное тестирование уровня общей физической подготовленности и функционального состояния.
6-й этап (30 мая -2 июня, аудитории КФВ). Зачет по теоретическому разделу учебной программы с обязательным предоставлением реферата по избранному виду спорта или двигательной активности.
После окончания эксперимента был проведен сравнительный анализ показателей исследуемых параметров (физическая подготовленность, состояние функциональных систем организма, потребностно-моти-вационная сфера) у студентов учебной и внеучебной форм занятий, обучавшихся в течение 3 лет по экспериментальным учебно-тренировочным программам разработанных технологий ранее перечисленных видов спорта и двигательной активности. Организация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» с использованием спортивно-ориентированных технологий позволила за три года занятий достоверно (р<0,05) улучшить около 67% показателей физической подго-
товленности студентов обеих форм обучения и оценить значимость предложенных экспериментальных технологий в развитии жизненно важных физических качеств (в процентах приведены величины сдвига показателей за три года занятий):
- у мужчин видом спорта, оптимально ориентированным на развитие основных физических качеств (скоростно-силовых, гибкости, силы, быстроты и выносливости), является бодибилдинг: достоверные изменения у студентов, занимавшихся по учебному расписанию, отмечены в 100% показателей, во «внеучеб-ных» группах - в 80% (достоверных изменений не отмечено в развитии выносливости);
- у женщин более высокие результаты, характеризующие уровень физического развития, тоже отмечены на отделении «бодибилдинг». Однако средние значения достоверных изменений за три года занятий во «внеучебных» группах по перечисленным выше физическим качествам ниже, чем у мужчин этой же формы обучения, - в 60% показателей;
- менее ориентированным на развитие основных физических качеств видом спорта по результатам исследований признаны у мужчин плавание (достоверные изменения отмечены в 60% показателей независимо от формы обучения), у женщин - шейпинг (в первой экспериментальной группе изменения зафиксированы в 60% показателей во второй группе -в 40%);
- достоверные изменения, характеризующие уровни развития физических качеств в контрольных группах (ОФП), у мужчин и женщин отмечены в 80% тестов;
- в экспериментальных группах более высокие показатели в развитии скоростно-силовых качеств отмечены у мужчин на всех специализациях (учебная форма - 100% показателей, внеучебная - 87,5%);
- у женщин достоверные изменения отмечены на всех физкультурных специализациях в развитии скоростно-силовых качеств и гибкости: у представительниц первой экспериментальной группы - в 100% показателей, у второй - в 75%; средние значения идентичны для обеих групп;
- минимальные достижения по всем двигательным направлениям зафиксированы у мужчин в развитии выносливости (в 50% показателей достоверные сдвиги), у женщин - в совершенствовании быстроты (37,5% достоверных изменений в равной пропорции для обеих экспериментальных групп);
- достоверные изменения в развитии самого проблемного физического качества, каким является выносливость, отмечены у мужчин на отделениях «бодибилдинг» (учебная форма организации занятий) и «плавание» (внеучебная форма);
- оптимальным видом спорта в развитии быстроты у мужчин признан бодибилдинг, у женщин - плавание: в обеих экспериментальных группах отмечены качественные сдвиги в 100% тестов;
- достоверные изменения в развитии силовых качеств в обеих экспериментальных группах, как и ожидалось, зафиксированы у мужчин на отделении «бодибилдинг», у женщин - на отделениях «бодибилдинг» и «плавание».
Со стороны функциональных показателей в обеих группах как у мужчин, так и у женщин отмечена слабо выраженная положительная динамика уровня здоровья и функциональных характеристик организма (прежде всего сердечно сосудистой системы). Важным фактом, выявленным в результате исследования, является то, что ни по одному параметру не зафиксировано достоверного снижения уровня здоровья студентов обеих форм обучения.
Результаты социологических исследований свидетельствуют, что использование спортивно-ориентированных технологий способствует формированию и коррекции мотивационной сферы. Внеучебная форма физического воспитания более эффективна в формировании устремлений студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Оценивая эффективность учебной и внеучебной форм реализации учебно-образовательного процесса по физическому воспитанию в вузе, необходимо отметить следующее:
- студенты, обучающиеся по дисциплине «Физическая культура» в свободное время, придают меньшую значимость развитию основных физических качеств, чем занимавшиеся в режиме учебного расписания;
- для студентов второй экспериментальной группы более значимыми являются такие ценности, как удовлетворение двигательных интересов и потребностей и достижение личностных целей в процессе занятий (коррекция фигуры, увеличение мышечной массы, снижение массы тела, улучшение рельефа мышц, увеличение силовых показателей основных групп мышц укрепление здоровья и т.д.);
- показатели развития основных жизненно важных физических качеств в целом выше у занимавшихся в режиме учебного расписания;
- у студентов из «внеучебных групп» сформировавшиеся мотивационные устремления более устойчивы, чем у представителей основной формы обучения.
Результаты эксперимента позволяют утверждать, что интеграция в учебном процессе двух форм обязательного курса физического воспитания будет способствовать повышению эффективности в реализации целей и задач, стоящих перед физкультурными подразделениями высшей школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспита-
ние, образование, тренировка. 1996. № 2.
2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический
аспект) // Теор. и практ. физич. культ. 1998. № 10.
3. ЛубышеваЛ.И. Концепции формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992.
4. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной дея-
тельности. Томск: ТГУ, 1995.
Статья поступила в редакцию журнала 10 декабря 2006 г., принята к печати 19 декабря 2006 г.