В.Г. Шилъко, С.В. Радаева
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ БЮДЖЕТНОЙ И ПЛАТНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Впервые представлен сравнительный анализ влияния технологий избранных видов спорта на развитие скоростно-силовых качеств студентов бюджетной и платной форм обучения. Данные получены в результате педагогического эксперимента, организованного на кафедре физического воспитания и спорта ТГУ.
Реализация платных образовательных услуг в последние годы получает все большее распространение как в основных, так и в учебно-вспомогательных направлениях деятельности вузов, поскольку зачастую является единственным источником восполнения недостатка бюджетного финансирования. Для физкультурных подразделений большинства российских вузов платная форма реализации учебного процесса по физическому воспитанию, наряду с бюджетной, становится дополнительным источником финансирования. Возникает вопрос: какая же из двух упомянутых форм обучения более предпочтительна с точки зрения качественных показателей в развитии двигательных способностей студентов?
На кафедре физического воспитания и спорта Томского государственного университета в 1999-2002 гг. был проведен педагогический эксперимент по изучению эффективности бюджетной и платной форм реализации двигательной активности студентов, занимавшихся в течение 3-летнего обязательного курса физического воспитания по 5 технологиям избранных видов спорта и двигательной активности (аэробика, шейпинг, боди-билдинг, плавание, ОФП). Технологии учитывали специфику каждого вида [1].
Анализ динамики физической подготовленности осуществлялся по результатам тестирования студентов 1-го и 3-го курсов (2 раза в год - осенью и весной); контрольное упражнение - прыжок в длину с места. Первая экспериментальная группа - студенты, обучающиеся на бюджетной основе (мужчины - 194 чел., женщины - 429 чел.), вторая - на платной (мужчины - 208 чел., женщины - 423 чел.); контрольную группу представляли студенты, занимавшиеся по программе технологии ОФП (мужчины - 64 чел., женщины - 58 чел.).
В настоящей статье представлены результаты анализа скоростно-силовых качеств студентов, принимавших участие в эксперименте.
У студенток 1-го и 3-го курсов, обучавшихся по технологии «аэробика», отмечен достоверный прирост результатов в обеих группах [2], однако в первой достижения оказались выше, чем во второй (см. табл.). Подобный результат вполне закономерен, поскольку различия в показателях исходного уровня развития скоростно-силовых качеств в первой группе значительно превышают достижения студенток второй группы (170 см и 166,2 см соответственно). Тем не менее, эти различия не достигли качественного уровня.
Аналогичная ситуация была отмечена в динамике скоростно-силовых качеств студентов., занимавшихся по технологии «шейпинг», с той лишь разницей, что
в первой группе к 3-му курсу различия в показателях, по сравнению с их исходным уровнем, были достоверными, а во второй группе отмечалась лишь слабо выраженная тенденция их роста (качественный уровень не был достигнут). В отличие от ситуации на отделении аэробики, исходный уровень показателей у занимавшихся шейпингом в обеих группах был практически одинаков.
Таким образом, можно предположить, что содержание занятий по технологии «аэробика» в большей степени ориентировано на развитие скоростно-силовых качеств, чем таковое по технологии «шейпинг». Данная тенденция характерна для обеих экспериментальных групп и практически не зависит от формы обучения.
У мужчин, занимавшихся на отделении «бодибилдинг», в контрольном упражнении прослеживались те же закономерности, что и у женщин, избравших в качестве физического совершенствования технологии «аэробика» и «шейпинг». Существенные различия были зафиксированы при тестировании уже в начале обучения. Значения показателей в контрольном упражнении студентов второй группы были значительно выше, чем в первой. Различие составило 9,1 см (величина сдвига показателя за 3 года занятий составила 3,9%).
Однако к 3-му курсу «бюджетники» не только компенсировали отставание от «внебюджетников» в развитии скоростно-силовых качеств, но и создали определенный «запас прочности», позволивший им показать в контрольном упражнении на финише более высокий результат. Величина сдвига (темп прироста) показателей у студентов первой экспериментальной группы к 3-му курсу по сравнению с 1-м составила более 10%. Во второй группе на финише темп прироста заметно скромнее - всего 4,5% (у мужчин первой группы за период эксперимента в прыжках в длину с места был показан абсолютный результат 243,5 см). Тем не менее, как в первой, так и во второй группе сдвиги в развитии скоростно-силовых качеств оказались достоверными (р<0,05). Это подтверждает правильность выбора методики занятий, которая способствует не только развитию физических качеств, но и формированию мотивационных устремлений к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Тенденция более высоких достижений в первой группе по сравнению со второй прослеживалась и у женщин, занимавшихся по технологии «бодибилдинг». Как и у мужчин, у них к 3-му курсу отмечены более высокие показатели темпа прироста в развитии скоростно-силовых качеств. Сравнительный ана-
лиз показателей исходных уровней развития данного качества показал заметное преимущество в первой группе. Но это преимущество не сыграло сколько-нибудь значимой роли в конечных достижениях участников эксперимента. К 3-му курсу у «бюджетников» и «внебюджетников» отмечен качественный прирост результатов. К окончанию обязательного курса физического воспитания величина сдвига показателей студенток первой группы в этом упражнении была почти в 2 раза выше, чем во второй (4,5% и 2,5% соответственно, см. табл.).
Положительная динамика на уровне статистической достоверности отмечалась и в развитии скоростно-силовых качеств у студентов обеих экспериментальных групп, в течение 3х лет занимавшихся по технологии «плавание». Качественный прирост в показателях к окончанию обязательного курса обучения зафиксирован как у мужчин, так и у женщин; темп прироста практически аналогичен таковому у занимавшихся силовыми видами спорта.
Значительные различия отмечены лишь в количественных показателях мужчин первой и второй групп к окончанию эксперимента по сравнению с их достижениями на 1-м курсе (см. табл.): темп прироста у студентов второй группы значительно выше, чем у студентов первой группы (3,8% и 2,5% соответственно).
И это несмотря на то, что исходный уровень результатов тестирования в контрольном упражнении у студентов первой группы был существенно выше (236,2 см), чем у студентов второй (232,6 см). У женщин, напротив, исходный и конечный уровни результатов в первой группе значительно превышали (172,6 см и181,0 см) показатели второй группы (соответственно 168,7 см и 175,3 см).
В контрольной группе (ОФП) достижения мужчин отличались от результатов исследования на отделениях бодибилдинга и плавания значительно более низкими показателями исходного и конечного уровней развития исследуемого качества. Тем не менее, различия в достижениях старшекурсников с их показателями в начале обучения оказались достоверными, а темп прироста составил 5%. У женщин, несмотря на самый высокий показатель (176,4 см) на 1-м курсе среди всех физкультурных специализаций, к 3-му курсу динамика оказалась менее выраженной, конечные результаты не достигли качественного уровня. За три года занятий темп прироста составил всего 1,4%; и лишь у студенток, обучавшихся на внебюджетной основе и занимавшихся по технологии «шейпинг», этот показатель еще ниже - 0,3% (см. табл).
Результаты эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
Динамика скоростно-силовых качеств студентов в период с 1999 по 2002 г. (прыжок в длину с места, см)
Вид физич. культуры Показатели Величина сдвига показателей Показатели Величина сдвига показателей
Первая группа Вторая г руппа
1-й курс 3-й курс 1-й курс 3-й курс
Аэробика
170,0± 1,6 192,1± 2,7 22,1 ± 1,7*(13%) (пж=120) 166,2±1,3 170,6±1,6 4,4±0,9* (2,6%) (пж=112)
Шейпинг
169,2±1,4 173,4± 1,5 4,2±0,8* (2,4%) (пж=118) 168,8±1,2 169,6±1,4 0,8±0,2 (0,3%) (пж=103)
Боди- билдинг 220,7±2,7 169,7±1,5 243,1±3,5 177,5±1,8 (пм= 96) 22,4±1,4* (10,1%) 7,8±0,8* (4,5%) (пж=104) 229,8±2,7 167,6±1,1 240,2±3,3 171,8±1,5 (пм= 98) 10,4±1,2* (4,5%) 4,2±0,8* (2,5%) (пж=108)
Плавание 236,2±3,2 172,6±1,6 242,3±3,4 181,0±2,1 (пм=98) 6,1±1,2* (2,5 %) 8,4±0,9* (4,9%) (пж=87) 232,6±3,0 168,7±1,2 241,4±3,4 175,3±1,5 (пм=110) 8,8±1,0* (3,8%) 6,6±0,6* (3,9%) (пж=100)
ОФП 217,5±2,3 176,4±1,4 228,4±2,6 179,0±1,8 (пм=64) 10,9±1,6* (5%) 2,6±0,5 (1,4%) (пж=58)
Примечание. пм - число обследованных мужчин, пж - женщин; в числителе - значение показателей у мужчин, в знаменателе - у женщин; 1-я группа - студенты, занимающиеся на бюджетной основе, 2-я группа - на внебюджетной основе. Звездочкой обозначены статистически значимые (р<0,05) величины сдвигов показателей.
- в первой экспериментальной группе (мужчины и женщины) за три года занятий во всех 6 позициях (100%), характеризующих уровень развития исследуемого качества, отмечен достоверный прирост результатов (позиция - величина сдвига показателя в развитии определенного физического качества за 3 года занятий);
- во второй экспериментальной группе (мужчины и женщины) достоверный прирост показателей отмечен в 5 позициях из 6 (83,3%);
- в контрольной группе (ОФП) качественный прирост результатов отмечен только у мужчин.
Таким образом, экспериментальная программа, основанная на использовании в учебном процессе технологий избранных видов спорта и двигательной активности в объеме 4 ч в неделю [1], в развитии скоростно-силовых качеств отличалась высокой эффективностью и может быть рекомендована для практического использования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шилъко. В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта: Учебное пособие для студентов вузов. Томск: ТГУ, 2005.
2. Шилъко В.Г., Радаева С.В. Влияние занятий аэробикой на показатели гибкости у студенток бюджетной и внебюджетной форм обучения // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. Томск: ТГПУ, 2005. С.220-223.
Статья поступила в научно-редакционный совет журнала 15 мая 2006 г.