Научная статья на тему 'Совершенствование скоростно-силовых качеств студентов бюджетной и платной форм обучения'

Совершенствование скоростно-силовых качеств студентов бюджетной и платной форм обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
136
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шилько Виктор Генрихович, Радаева Светлана Викторовна

Впервые представлен сравнительный анализ влияния технологий избранных видов спорта на развитие скоростно-силовых качеств студентов бюджетной и платной форм обучения. Данные получены в результате педагогического эксперимента, организованного на кафедре физического воспитания и спорта ТГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шилько Виктор Генрихович, Радаева Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of speed and muscle-stren gthening characteristics of both kinds of students studying on budget and own money

Comparative analysis of influence of technologies of selected kinds of sports on development of speed and muscle-strengthening characteristics of students studying both on (state) budget and own money is first presented. The data were obtained during pedagogical experiment, which was organized in the chair of physical training and sport of Tomsk State University.

Текст научной работы на тему «Совершенствование скоростно-силовых качеств студентов бюджетной и платной форм обучения»

В.Г. Шилъко, С.В. Радаева

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ БЮДЖЕТНОЙ И ПЛАТНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Впервые представлен сравнительный анализ влияния технологий избранных видов спорта на развитие скоростно-силовых качеств студентов бюджетной и платной форм обучения. Данные получены в результате педагогического эксперимента, организованного на кафедре физического воспитания и спорта ТГУ.

Реализация платных образовательных услуг в последние годы получает все большее распространение как в основных, так и в учебно-вспомогательных направлениях деятельности вузов, поскольку зачастую является единственным источником восполнения недостатка бюджетного финансирования. Для физкультурных подразделений большинства российских вузов платная форма реализации учебного процесса по физическому воспитанию, наряду с бюджетной, становится дополнительным источником финансирования. Возникает вопрос: какая же из двух упомянутых форм обучения более предпочтительна с точки зрения качественных показателей в развитии двигательных способностей студентов?

На кафедре физического воспитания и спорта Томского государственного университета в 1999-2002 гг. был проведен педагогический эксперимент по изучению эффективности бюджетной и платной форм реализации двигательной активности студентов, занимавшихся в течение 3-летнего обязательного курса физического воспитания по 5 технологиям избранных видов спорта и двигательной активности (аэробика, шейпинг, боди-билдинг, плавание, ОФП). Технологии учитывали специфику каждого вида [1].

Анализ динамики физической подготовленности осуществлялся по результатам тестирования студентов 1-го и 3-го курсов (2 раза в год - осенью и весной); контрольное упражнение - прыжок в длину с места. Первая экспериментальная группа - студенты, обучающиеся на бюджетной основе (мужчины - 194 чел., женщины - 429 чел.), вторая - на платной (мужчины - 208 чел., женщины - 423 чел.); контрольную группу представляли студенты, занимавшиеся по программе технологии ОФП (мужчины - 64 чел., женщины - 58 чел.).

В настоящей статье представлены результаты анализа скоростно-силовых качеств студентов, принимавших участие в эксперименте.

У студенток 1-го и 3-го курсов, обучавшихся по технологии «аэробика», отмечен достоверный прирост результатов в обеих группах [2], однако в первой достижения оказались выше, чем во второй (см. табл.). Подобный результат вполне закономерен, поскольку различия в показателях исходного уровня развития скоростно-силовых качеств в первой группе значительно превышают достижения студенток второй группы (170 см и 166,2 см соответственно). Тем не менее, эти различия не достигли качественного уровня.

Аналогичная ситуация была отмечена в динамике скоростно-силовых качеств студентов., занимавшихся по технологии «шейпинг», с той лишь разницей, что

в первой группе к 3-му курсу различия в показателях, по сравнению с их исходным уровнем, были достоверными, а во второй группе отмечалась лишь слабо выраженная тенденция их роста (качественный уровень не был достигнут). В отличие от ситуации на отделении аэробики, исходный уровень показателей у занимавшихся шейпингом в обеих группах был практически одинаков.

Таким образом, можно предположить, что содержание занятий по технологии «аэробика» в большей степени ориентировано на развитие скоростно-силовых качеств, чем таковое по технологии «шейпинг». Данная тенденция характерна для обеих экспериментальных групп и практически не зависит от формы обучения.

У мужчин, занимавшихся на отделении «бодибилдинг», в контрольном упражнении прослеживались те же закономерности, что и у женщин, избравших в качестве физического совершенствования технологии «аэробика» и «шейпинг». Существенные различия были зафиксированы при тестировании уже в начале обучения. Значения показателей в контрольном упражнении студентов второй группы были значительно выше, чем в первой. Различие составило 9,1 см (величина сдвига показателя за 3 года занятий составила 3,9%).

Однако к 3-му курсу «бюджетники» не только компенсировали отставание от «внебюджетников» в развитии скоростно-силовых качеств, но и создали определенный «запас прочности», позволивший им показать в контрольном упражнении на финише более высокий результат. Величина сдвига (темп прироста) показателей у студентов первой экспериментальной группы к 3-му курсу по сравнению с 1-м составила более 10%. Во второй группе на финише темп прироста заметно скромнее - всего 4,5% (у мужчин первой группы за период эксперимента в прыжках в длину с места был показан абсолютный результат 243,5 см). Тем не менее, как в первой, так и во второй группе сдвиги в развитии скоростно-силовых качеств оказались достоверными (р<0,05). Это подтверждает правильность выбора методики занятий, которая способствует не только развитию физических качеств, но и формированию мотивационных устремлений к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Тенденция более высоких достижений в первой группе по сравнению со второй прослеживалась и у женщин, занимавшихся по технологии «бодибилдинг». Как и у мужчин, у них к 3-му курсу отмечены более высокие показатели темпа прироста в развитии скоростно-силовых качеств. Сравнительный ана-

лиз показателей исходных уровней развития данного качества показал заметное преимущество в первой группе. Но это преимущество не сыграло сколько-нибудь значимой роли в конечных достижениях участников эксперимента. К 3-му курсу у «бюджетников» и «внебюджетников» отмечен качественный прирост результатов. К окончанию обязательного курса физического воспитания величина сдвига показателей студенток первой группы в этом упражнении была почти в 2 раза выше, чем во второй (4,5% и 2,5% соответственно, см. табл.).

Положительная динамика на уровне статистической достоверности отмечалась и в развитии скоростно-силовых качеств у студентов обеих экспериментальных групп, в течение 3х лет занимавшихся по технологии «плавание». Качественный прирост в показателях к окончанию обязательного курса обучения зафиксирован как у мужчин, так и у женщин; темп прироста практически аналогичен таковому у занимавшихся силовыми видами спорта.

Значительные различия отмечены лишь в количественных показателях мужчин первой и второй групп к окончанию эксперимента по сравнению с их достижениями на 1-м курсе (см. табл.): темп прироста у студентов второй группы значительно выше, чем у студентов первой группы (3,8% и 2,5% соответственно).

И это несмотря на то, что исходный уровень результатов тестирования в контрольном упражнении у студентов первой группы был существенно выше (236,2 см), чем у студентов второй (232,6 см). У женщин, напротив, исходный и конечный уровни результатов в первой группе значительно превышали (172,6 см и181,0 см) показатели второй группы (соответственно 168,7 см и 175,3 см).

В контрольной группе (ОФП) достижения мужчин отличались от результатов исследования на отделениях бодибилдинга и плавания значительно более низкими показателями исходного и конечного уровней развития исследуемого качества. Тем не менее, различия в достижениях старшекурсников с их показателями в начале обучения оказались достоверными, а темп прироста составил 5%. У женщин, несмотря на самый высокий показатель (176,4 см) на 1-м курсе среди всех физкультурных специализаций, к 3-му курсу динамика оказалась менее выраженной, конечные результаты не достигли качественного уровня. За три года занятий темп прироста составил всего 1,4%; и лишь у студенток, обучавшихся на внебюджетной основе и занимавшихся по технологии «шейпинг», этот показатель еще ниже - 0,3% (см. табл).

Результаты эксперимента позволяют сделать следующие выводы:

Динамика скоростно-силовых качеств студентов в период с 1999 по 2002 г. (прыжок в длину с места, см)

Вид физич. культуры Показатели Величина сдвига показателей Показатели Величина сдвига показателей

Первая группа Вторая г руппа

1-й курс 3-й курс 1-й курс 3-й курс

Аэробика

170,0± 1,6 192,1± 2,7 22,1 ± 1,7*(13%) (пж=120) 166,2±1,3 170,6±1,6 4,4±0,9* (2,6%) (пж=112)

Шейпинг

169,2±1,4 173,4± 1,5 4,2±0,8* (2,4%) (пж=118) 168,8±1,2 169,6±1,4 0,8±0,2 (0,3%) (пж=103)

Боди- билдинг 220,7±2,7 169,7±1,5 243,1±3,5 177,5±1,8 (пм= 96) 22,4±1,4* (10,1%) 7,8±0,8* (4,5%) (пж=104) 229,8±2,7 167,6±1,1 240,2±3,3 171,8±1,5 (пм= 98) 10,4±1,2* (4,5%) 4,2±0,8* (2,5%) (пж=108)

Плавание 236,2±3,2 172,6±1,6 242,3±3,4 181,0±2,1 (пм=98) 6,1±1,2* (2,5 %) 8,4±0,9* (4,9%) (пж=87) 232,6±3,0 168,7±1,2 241,4±3,4 175,3±1,5 (пм=110) 8,8±1,0* (3,8%) 6,6±0,6* (3,9%) (пж=100)

ОФП 217,5±2,3 176,4±1,4 228,4±2,6 179,0±1,8 (пм=64) 10,9±1,6* (5%) 2,6±0,5 (1,4%) (пж=58)

Примечание. пм - число обследованных мужчин, пж - женщин; в числителе - значение показателей у мужчин, в знаменателе - у женщин; 1-я группа - студенты, занимающиеся на бюджетной основе, 2-я группа - на внебюджетной основе. Звездочкой обозначены статистически значимые (р<0,05) величины сдвигов показателей.

- в первой экспериментальной группе (мужчины и женщины) за три года занятий во всех 6 позициях (100%), характеризующих уровень развития исследуемого качества, отмечен достоверный прирост результатов (позиция - величина сдвига показателя в развитии определенного физического качества за 3 года занятий);

- во второй экспериментальной группе (мужчины и женщины) достоверный прирост показателей отмечен в 5 позициях из 6 (83,3%);

- в контрольной группе (ОФП) качественный прирост результатов отмечен только у мужчин.

Таким образом, экспериментальная программа, основанная на использовании в учебном процессе технологий избранных видов спорта и двигательной активности в объеме 4 ч в неделю [1], в развитии скоростно-силовых качеств отличалась высокой эффективностью и может быть рекомендована для практического использования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шилъко. В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта: Учебное пособие для студентов вузов. Томск: ТГУ, 2005.

2. Шилъко В.Г., Радаева С.В. Влияние занятий аэробикой на показатели гибкости у студенток бюджетной и внебюджетной форм обучения // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. Томск: ТГПУ, 2005. С.220-223.

Статья поступила в научно-редакционный совет журнала 15 мая 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.