Fonarev Dmitry Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, associate professor, dozent I974q,mail.ru, Russia, Kazan, Volga region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
Fonareva Ekaterina Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, katrin-chamail. ru, Russia, Kazan, Volga region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
Fayzrakhmanov Ilnar Ilshatovich, senior lecturer, dozentI974amail.ru, Russia, Kazan, Volga region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
УДК 796.4
ПРИМЕНЕНИЕ ШЕЙПИНГА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОК ВУЗА
Н.В. Чекалина, Л.В. Яковлева, Я.В. Сираковская, А.В. Ежова
Рассмотрен вопрос поиска новых путей использования процесса физического воспитания в вузе для развития всесторонней развитой личности с применением шейпинга. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия для оптимизации адаптации студенток к занятиям физической культуры, а также расширению функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем.
Ключевые слова: физическое здоровье, физические показатели, обучение, интегративный показатель, обхватные размеры, оздоровление.
Занятия физической культурой должны играть важную роль в укреплении здоровья, подготовке всесторонне развитой личности, ведь именно в вузе формируется ответственное отношение к собственному здоровью, важные теоретические знания и практические навыки для его сохранения [1, 3].
В течение последних лет проведено немало исследований, посвященных изучению проблемы совершенствования содержания физического воспитания студентов. Одной из таких проблем специалисты называют падение интереса к традиционным занятиям физической культуры. В частности, они отмечают, что причиной низкой мотивации учащихся к занятиям является отсутствие возможности выбора формы занятий, неудовлетворенность традиционным содержанием [2, 3].
Одним из таких новых подходов к организации деятельности для студенток является шейпинг. Несмотря на популярность шейпинга среди девушек, в литературе мало информации о возможностях его использования на занятиях в вузе.
Цель исследования - разработать методику применения шейпинга на занятиях по физической культуре у студенток.
Результаты исследования и их обсуждение. Главными требованиями, которые предъявляются к занятиям физической культурой, являются: обеспечение дифференцированного подхода к занимающимся, обеспечение оптимизации учебно-воспитательного процесса с применением элементов инновационных методов обучения, формирование навыков самостоятельно заниматься физическими упражнениями, а также соблюдение дидактических методов обучения.
Ориентируясь на эти требования, мы разрабатывали методику занятий шейпингом для студенток вуза. Разработанная нами методики включала в себя специальные комплексы упражнений, используемые в шейпинге, основу упражнений мы взяли из двух шейпинг-программ «классик» и «юни». Шейпинг-классик направлена на физическое совершенствование человека путем коррекции состава (формы) тела. Шейпинг-юни направлена на полноценное гармоничное физическое и духовное развитие. Разработанные комплексы были адаптированы на продолжительность занятий - 90 мин. Всего нами было разработано 8 комплексов упражнений (блоков).
Для получения более полной информации об отношении студенток к занятиям физическими упражнениями в режиме учебного дня нами был проведен опрос педагогов, работающий в вузе.
В результате опроса преподавателей было выявлено, что половина (50,1 %) ответили, что студентки скорее не удовлетворены предлагаемыми им традиционными секционными занятиями (волейбол, баскетбол, ОФП). Еще 14,9 % респондентов констатировали, что студентки недовольны видами и содержанием предложенных им занятий. Лишь каждый третий педагог (35 %) считает, что предлагаемые девушкам виды занятий частично - 25 %, полностью - 10 % соответствует их интересам.
Так же опрошенные педагоги отмечают, что девушки (30-40 %) пытаются не посещать занятия по физической культуры по различным причинам.
По мнению педагогов, наиболее интересными видами физического воспитания для занимающихся являются занятия: аэробикой (26 %), шейпингом (24 %), ритмической гимнастикой (18 %), а также фитнесом (32 %), то есть те средства, которые в большей степени соответствуют запросам девушек (формирование фигуры, умение двигаться, гибкость, пластичность, чувство ритма и т. п.).
Среди факторов, которые вызывают интерес у студенток к систематическим физкультурным занятиям, по мнению преподавателей, следует отметить возможность улучшить свое телосложение, усовершенствовать внешность, расширить круг своих знакомых. В свою очередь, у занимающихся преобладает несколько иная мотивация, а именно: возможность весело провести время, использование нестандартного оборудования, инвентаря и музыкального сопровождения.
Нами проводился опрос студенток, которые главной причиной недовольства предлагаемыми формами физического воспитания называют однообразие (32,2 %). Они считают, что данные формы неинтересны для них (21,3 %), а также называют причиной недовольства отсутствие современных и распространенных среди молодежи форм физического воспитания (16,4 %), не учитывают интересы учащихся (30,1 %).
Кроме того, мы пытались определить, какие формы занятий девушки предпочитают на досуге. По результатам опроса было выявлено, что 20,2 % студенток предпочитают просмотр телепередач и прослушивания музыки, 14,8 % респондентов откровенно заявили, что занятия физическим воспитанием и спортом не входят в круг их интересов. Четвертая часть студенток посвящает свой досуг: чтению художественной литературы (6,2 %); компьютерным играм (4,6 %); другим, по их мнению, интересным, чем физическая культура и спорт, делам (15,6 %). Занятия спортом и посещения соревнований не пользуются среди девушек популярностью. Только 8,1 % опрошенных ответили, что занимаются в секции общей физической подготовки. Вероятно, существующие организационные формы занятий спортом не способствуют активному привлечению девушек к спортивной деятельности.
Для определения влияния предложенной методики занятий шейпингом нами использовались общепринятые тестовые упражнения. В нашем эксперименте мы использовали бег на 2000 м; бег на 100 м; челночный бег 4*9 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа; наклон туловища вперед из положения сидя; подъем в сед за 1 мин; прыжок в длину с места.
Также следует уточнить, что нами были сформированы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 16 чел. в каждой. Контрольная группа занималась ОФП, а экспериментальная группа - по предложенной нами методике занятий шейпингом.
Сравнение показателей физической подготовленности студенток контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического эксперимента свидетельствует о достоверных изменениях по большинству из предложенных тестовых упражнений в экспериментальной группе.
Так, у студенток ЭГ выявлен достоверный прирост (р<0,05) тренированности по шести показателям из семи, только по уровню развития быстроты (бег на 100 м) не выявлено достоверных изменений (р> 0,05).
У студенток КГ, занимающихся в секции ОФП, достоверный прирост показателей физической подготовленности (р<0,05) зарегистрирован в четырех параметрах. По трем показателям (бег на 100 м, подъем в сед за 1 мин, челночный бег 4*9 м) у занимающихся этой группы достоверных изменений не выявлено (р>0,05).
Самые низкие показатели у занимающихся обеих групп до начала педагогического эксперимента были зафиксированы в скоростно-силовых
видах и ловкости. По показателям прыжка в длину с места, в начале эксперимента средний показатель существенно не отличался у девушек контрольной (147,41±12,89 см) и экспериментальной групп (154,64±18,34 см), хотя и был несколько выше в экспериментальной группе. В конце эксперимента средний показатель улучшился: в контрольной группе - на 4,5 см, в экспериментальной группе - на 14,1 см, по сравнению с исходными данными. Таким образом, в экспериментальной группе показатели оказались достоверно лучше по сравнению с контрольной группой (р <0,05).
По показателям общей выносливости (бег на 2000 м) наблюдаются несколько лучше результаты у девушек экспериментальной группы (11,88±2,56 мин, с) по сравнению с девушками контрольной группы (12,35±0,95 мин, с). В то же время 84,7 % испытуемых из экспериментальной и контрольной групп показали результаты, которые были оценены не выше трех баллов.
Результаты оценки силовых способностей (сгибание-разгибание рук в упоре лежа) не отличались у девушек контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента. По сравнению с исходными данными, конечные данные выросли в контрольной группе на 0,8 раза (до эксперимента средний показатель составлял 10,71±4,86 раз, после -11,54±5,10 раза; р>0,05) в экспериментальной - на 3,4 раза (до эксперимента 10,34±5 раза, после - 13,73±5,55раза; р<0,05).
Анализ развития ловкости по результатам теста «Челночный бег 4^9 м» не выявил существенных различий между контрольной (11,54±1,09 с) и экспериментальной (12,05±1,11 с) группами в начале эксперимента. Конечные данные по сравнению с исходными в контрольной группе не улучшились (11,23±0,85 с), тогда как в экспериментальной группе средний показатель составлял 11,77±1,22 сив сравнении с исходными данными вырос на 0,3 с, хотя в обоих случаях разница статистически недостоверна (р> 0,05).
Самый высокий темп роста выявлен в развитии гибкости у девушек экспериментальной группы. Средний показатель до начала педагогического эксперимента составлял 12,31±6,52 см, после - 15,29±6,04 см (р<0,01). Развитие гибкости, по нашему мнению, способствовали дополнительные упражнения на растяжение мышц по завершению каждого блока упражнений в течение занятия по модифицированной программе шейпинг-тренировки.
Показатели, выявленные по завершению педагогического эксперимента, подтверждают эффективность предложенной нами методики. Проанализировав полученные результаты педагогического эксперимента, можно утверждать, что физическую подготовленность существенно улучшили занимающиеся экспериментальной группы.
У занимающихся в КГ не выявлено существенных изменений в показателях физической подготовленности.
За время педагогического эксперимента нами изучено влияние предложенной методики на физическое здоровье студенток. Анализ результатов исследования показателей физического здоровья занимающихся контрольной и экспериментальной групп свидетельствует о ее высокой информативности.
Так, показатели весо-ростового индекса Кетле свидетельствуют, что у девушек как контрольной, так и экспериментальной групп показатели соотношения массы тела к его длине высоки и имеют значение выше среднего и высокого уровней. Это указывает на то, что у студенток соотношение массы тела к его длине пропорциональны, а это является существенным показателем, который свидетельствует об общем уровне их здоровья. После завершения эксперимента у всех девушек контрольной и экспериментальной групп не выявлено достоверных изменений по данному показателю физического здоровья. По нашему мнению, это связано с возрастной антропометрической сформированностью их организма. Важным функциональным показателем дыхательной системы является жизненная емкость легких - это количество воздуха, которое человек способен выдохнуть после максимального глубокого вдоха. Величины жизненной емкости легких (ЖЕЛ) является важным функциональным показателем внешнего дыхания.
Сравнение показателей жизненного индекса у девушек контрольной группы до и после завершения педагогического эксперимента показало, что достоверных изменений практически не произошло (41,60±8,63 - до педагогического эксперимента, 41,50±9,14 - после), количественные показатели физического здоровья остались на низком и ниже среднем уровнях (р>0,05). Однако в экспериментальной группе девушек, которые занимались по предложенной нами методике, оказались достоверны (р<0,05; р<0,001) изменения жизненного индекса (41,77±8,57 до педагогического эксперимента и 45,40±9,04 - после). Это объясняет то, что занятия шейпингом способствуют расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
За время эксперимента студентки экспериментальной группы значительно повысили уровень своего здоровья по показателям силового индекса. До начала эксперимента показатели силового индекса были на среднем уровне (42,11±6,64). После завершения эксперимента произошли достоверные изменения (р<0,05) в силовых показателях, показатели силового индекса у занимающихся выросли до вышесреднего уровня, соответственно результат составил 49,93±8,89 (р<0,001). В контрольной группе также произошли изменения показателей силового индекса (р<0,05). Однако до и после эксперимента они остались на среднем уровне (41,76±6,53 - до педагогического эксперимента и 45,56±9,71 - после).
Таким образом, занятия по нашей методике способствовали более эффективному росту уровня физического здоровья по показателям силового индекса, чем в секции общей физической подготовки.
Ценным критерием энергопотенциала является состояние резервов сердечно-сосудистой системы. Одним из важных показателей этого резерва является индекс Робинсона, который характеризует систолическую работу сердца.
Показатели резерва и экономичности сердечно-сосудистой системы занимающихся по индексу Робинсона в ходе эксперимента более выражено изменились у девушек экспериментальной группы. Показатель двойного произведения вырос с показателя ниже среднего до показателя среднего, соответственно с 94,92±12,49 до 83,14±13,05 (р<0,05; р<0,001). У девушек контрольной группы показатель двойного произведения составлял 90,65±12,51 в начале эксперимента и 86,18±15,22 - в конце, количественный показатель оставался на уровне ниже среднего физического здоровья по индексу Робинсона (р>0,05).
Физическая работоспособность является интегративным показателем возможностей человека, входит в понятие здоровья и характеризуется рядом объективных факторов: строение тела и антропометрические показатели; мощность, емкость и эффективность механизмов энергопродукции аэробным и анаэробным путями; сила и выносливость мышц; состояние опорно-двигательного аппарата; нейроэндокринная регуляция процессов энергообразования и использования имеющихся в организме энергоресурсов; психическое состояние.
В более узком смысле физическую работоспособность рассматривают как функциональное состояние кардиореспираторной системы. Подобный подход вполне оправдан, так как сердечно-сосудистая система несет основную нагрузку при формировании функциональной системы в процессе адаптации организма к физическим нагрузкам.
Одним из важнейших критериев высокой физической работоспособности является возвращение организма в норму после дозированной нагрузки. Поэтому показателем определенной степени определяется уровень тренированности организма человека. Как свидетельствуют результаты исследования показатели физической работоспособности занимающихся обеих групп до начала педагогического эксперимента находились в пределах ниже среднего уровня (10,13±2,82 у девушек контрольной и 11,03 ± 2,97 у девушек экспериментальной группы). После завершения эксперимента достоверно (р<0,05) улучшилось время восстановления после дозированной нагрузки у студенток экспериментальной группы. Показатель вырос до среднего уровня физического здоровья по индексу Руфье с 11,03±2,97 до 8,92±2,62 (р<0,05). У старшеклассниц контрольной группы этот показатель состояния физического здоровья остался без достоверных изменений (р>0,05).
Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что у девушек экспериментальной группы произошли положительные изменения уровня физического здоровья по показателям жизненного, силового индексов и качеству процессов восстановления после физической нагрузки.
По окончании педагогического эксперимента у всех его участников выявлены положительные изменения состояния здоровья, однако у занимающихся экспериментальной группы они были более выраженными, чем у девушек контрольной группы.
В ходе антропометрических измерений студенток определялись следующие показатели: длина, масса и обхваты тела, кожно-жировые складки (КЖС) в различных частях тела. Результаты антропометрии сравнивались до и после педагогического эксперимента.
Результаты измерений студенток, которые принимали участие в исследованиях в педагогическом эксперименте, были однородны (У<15 %) по показателям длины (У=3,7 %) и по показателям обхвата грудной клетки (ОГК) (У=7,7 %). Только по показателям массы тела зафиксирована некоторая неоднородность результатов (У=15,0 %).
После педагогического эксперимента указанные результаты стали однородными по всем трем показателям физического развития: массы (У=13,9%), длины тела (У = 3,7%) и ОГК (У = 7,4%).
Сравнивая показатели длины тела занимающихся до и после педагогического эксперимента мы не наблюдали никаких изменений. Как до, так и после педагогического эксперимента длина тела девушек в среднем составляла 164,54 см (р>0,05). Показатель массы оказался более лабильным, чем показатель длины тела. При анализе результатов до и после педагогического эксперимента наблюдалось снижение массы тела в среднем на 0,99 кг (р<0,05). Сравнение результатов ОГК показало практически незначительное уменьшение этого показателя на 0,57 см, что является статистически недостоверным (р>0,05).
Итак, можно сделать вывод, что за девять месяцев систематических занятий шейпингом более выраженные изменения произошли только в показателях массы тела у девушек.
Кроме вышеупомянутых измерений, определялись обхватные размеры в разных частях тела студенток. В результате исследования установлено значительный разброс результатов (от 5,9 до 11,6 %).
В начале педагогического эксперимента однородность результатов (У<15 %) в обхвате тела была зафиксирована в области шеи (У=5,9 %), плеча (У=11,5 %), груди сверху (У=7,3 %), ягодиц (У=7,1 %), бедра (У=9,8 %) и голени (У=7,8 %). После педагогического эксперимента результаты сохранили однородность обхватов во всех частях тела и разброс в вариационном ряде составлял от 5,06 до 11,1 %. При сравнении обхватных
размеров тела до и после педагогического эксперимента установлены достоверные изменения, а именно: уменьшился обхват талии на 1,24 см (р<0,05) и ягодиц - на 1,17 см (р <0,05).
Таким образом, анализ полученных результатов показал, что за время педагогического эксперимента снизилась масса тела и достоверно уменьшились обхват в области талии и ягодиц - проблемных зонах фигуры студенток (р<0,05). Это позволяет утверждать, что шейпинг является эффективным средством как для уменьшения массы тела, так и для коррекции фигуры девушек-старшеклассниц.
В ходе антропометрического тестирования измерялись также 14 кожно-жировых складок девушек в разных участках тела с помощью колипера.
Сравнение показателей КЖС показало, что за время педагогического эксперимента наименее существенные изменения (р<0,05) состоялись в области предплечья (результаты уменьшились на 0,48 мм), плеча спереди (на 0,42 мм), спины сверху (на 0,65 мм) и спины снизу (на 1,3 мм). Более заметные уменьшения КЖС наблюдались в проблемных зонах фигуры девушек. Изменения оказались статистически достоверными (р<0,05).
Так, в области верхнего пресса КЖС уменьшилась на 2,52 мм, в области нижнего пресса - на 3,47 мм. Изменения КЖС бедра состоялись во всех его частях: сбоку КЖС уменьшилась на 3,17 мм, сзади - на 4,12 мм, изнутри - на 1,54 мм, спереди - на 2,2 мм. Таким образом, результаты измерений КЖС до и после педагогического эксперимента позволяют утверждать, что шейпинг эффективно влияет на уменьшение подкожного жира в организме студенток.
Заключение. Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что процесс физического воспитания учащихся нуждается в совершенствовании. Причиной низкой мотивации студенток к занятиям по физической культуре специалисты называют, в частности, отсутствие возможности выбора вида занятий и неудовлетворенность их содержанием. Анализ литературы и личный опыт свидетельствуют о том, что в современных условиях занимающиеся предпочитают нетрадиционные виды занятия физическим воспитанием, в частности, шейпингом, которые сочетают различные физические упражнения и музыкальное сопровождение, способствующие как оздоровлению, так и улучшению фигуры.
Разработанная методика включала в себя специальные комплексы упражнений, используемые в шейпинге, основу которых составили две шейпинг-программ «классик» и «юни». Методика позволяет в одном занятии применить беговые, прыжковые и танцевальные упражнения, что дает возможность комплексного воздействия на организм занимающихся, дозируя объем и интенсивность нагрузки; обеспечить рациональное
распределение нагрузки на организм (вводной часть - постепенное врабатывания, основная - интенсивная работа и заключительная -постепенное восстановление); использовать музыкальное сопровождение, что делает занятие более эмоциональным и привлекательным.
В условиях педагогического эксперимента физическую подготовленность существенно улучшили занимающиеся экспериментальной группы, которые занимались по нашей методике. У них выявлен достоверный (р<0,05) прирост тренированности по шести показателям из семи. Только в показателях развития быстроты (бег на 100 м) не зарегистрировано достоверных изменений (р>0,05). У занимающихся контрольной группы, занимавшихся в секции ОФП, рост физической подготовленности зарегистрирован по четырем показателям (р<0,05). По трем показателям (бег на 100 м, подъем в сед за 1 мин, челночный бег 4*9 м) у занимающихся этой группы достоверных изменений не выявлено (р> 0,05).
За время педагогического эксперимента у девушек экспериментальной группы выявлены достоверные изменения (р<0,05) характеристик физического здоровья по показателями жизненного, силового индексов и качества процессов восстановления после физической нагрузки. В экспериментальной группе количество лиц со средним уровнем физического здоровья увеличилось на 18,7 %, вышесредним - на 5 % и высоким - на 5,1 %. В контрольной группе на 10,3 % увеличилось количество девушек с уровнем физического здоровья выше среднего.
Также выявлены существенные изменения в показателях антропометрических измерений у девушек экспериментальной группы. Достоверные изменения на уровне значимости р<0,05 выявлены практически по всем показателям. Занятия шейпингом способствовали значительным положительным изменениям фигуры студенток.
Список литературы
1. Бородин П.В. Совершенствование методики физического воспитания студентов медицинского вуза на основе использования информационных технологий: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2017. 25 с.
2. Цибульникова В.Е., Леванова Е.А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: учеб. пособие (с практикумом) для студ. пед. вузов / под общ. ред. Е.А. Левановой. М.: МПГУ, 2017. 147 с.
3. Чернякова С.Н. Формирование физкультурной компетентности бакалавров в информационно-образовательной среде вуза: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Тюмень, 2016. 26 с.
Чекалина Наталья Владимировна, преподаватель, pbyf54@,mail.ru, Россия, Воронеж, Воронежский государственный технический университет,
Яковлева Любовь Валерьевна ст. преподаватель, [email protected], Россия, Воронеж, Воронежский государственный технический университет,
Сираковская Яна Вадимовна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Московская область, п. Малаховка, Московская государственная академия физической культуры,
Ежова Алла Витальевна, доц., [email protected], Россия, Воронеж, Воронежский государственный институт физической культуры
APPLICA TION OF SHAPING A T THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE A T STUDENTS OF THE HIGHER EDUCA TION
N. V. Chekalin, L. V. Yakovleva, Ya. V. Sirakovskaya, A. V. Ezhova
The article is devoted to the search for new ways of using the process of physical education in the university for the development of a comprehensive developed personality. The question of the application of shaping in the classes of students is considered. The expediency of using directed pedagogical influence to optimize the adaptation of female students to physical training, as well as to expand the functional capabilities of the cardiovascular and respiratory systems, has been identified and justified.
Key words: physical health, physical indicators, training, integrative indicator, obhvatnye dimensions, recovery.
Chekalina Natalia Vladimirovna, lecturer, pbyf54@,mail. ru, Russia, Voronezh, Voronezh State Technical University,
Yakovleva Lyubov Valeryevna, senior teacher, perekos83 a mail. ru, Russia, Voronezh, Voronezh State Technical University,
Sirakovskaya Yana Vadimovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, sansan-86@mail. ru, Russia, Moscow region, Malakhovka village, Moscow State Academy of Physical Culture,
Ezhova Alla Vitalievna, associate professor, gonavamail.ru, Russia, Voronezh, Voronezh State Institute of Physical Culture