УДК 796
Л. П. КОМЫЛИНА И. М. ШИЛОВА
Омский государственный педагогический университет филиал в г. Таре
УСТОЙЧИВОСТЬ К ПОМЕХАМ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ___________________________________
Рассматривается роль физической культуры в жизнедеятельности студенческой молодежи. Исследуются помехи, влияющие на эффективное выполнение двигательных действий и на психическое состояние студентов. Анализируется влияние нетрадиционных средств на формирование устойчивости к помехам и оздоровление занимающихся. Предлагается научно обоснованная методика, способствующая повышению устойчивости к помехам, которая представляет собой совокупность средств и способов совершенствования двигательных действий и психической сферы студентов и снижения эффектов воздействия помех.
В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства на 2001 год» отмечается, что «здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни...».
Физическая культура играет значительную роль в жизнедеятельности студенческой молодежи, так как их образ жизни студентов, как правило, связан с интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Выпускнику вуза, кроме личностных профессиональных качеств, необходимо иметь крепкое здоровье и физическую подготовленность. Одной из форм направленного функционирования физической культуры в обществе, а именно организованным процессом передачи и усвоения ее ценностей, является физическое воспитание. Физическое воспитание — вид воспитательного процесса, специфика которого заключена в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. Целью физической культуры в вузе, как определено в Федеральном законе «О физической культуре и спорте Российской Федерации» (1999 г.), является формирование физической культуры студента как системного и интегративного качества личности, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать ее в учебной, социально-профессиональной деятельности и в семье. Результатом высшего образования по окончании обучения предмету «физическая культура» должна быть устойчивая потребность и мотивация к
здоровому образу жизни, физическое самосовершенствование, приобретение личного опыта творческого использования средств и методов, достижения уровня психофизической подготовленности.
Вся жизнедеятельность человека, начиная с элементарных локомоций, сопряжена с воздействием на него различных сбивающих факторов, препятствующих и усложняющих решение двигательных задач. Занятия физической культурой в этом смысле не являются исключением. Под сбивающими факторами надо понимать различные возмущения, выступающие в виде помех в условиях деятельности и приводящие к частичной или полной дискоординации движений [1]. Далее мы будем применять термин «помехи». Итак, помехи — это объективные и субъективные факторы, сопутствующие двигательной деятельности студентов, затрудняющие реализацию двигательных задач, ухудшающие двигательную активность и точность выполнения действий. Постановка дидактических задач, связанных с развитием и совершенствованием физических кондиций, т.е. двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей в условиях воздействия помех и их реализация делает актуальным и необходимым поиск путей, средств, технологий, направленных на повышение устойчивости к помехам двигательных действий у студентов на занятиях физической культурой. Устойчивость к помехам является важнейшей составляющей надежности действий занимающихся физкультурной деятельностью, в значительной степени характеризует точность (безошибочность) выполнения двигательных действий и уровень психофизической подготовленности. Среди многообразия внешних и внутренних помех, являющихся проявлением специфики физкультурной деятельности студентов-первокурсников на этапе адаптации и, как правило, отрицательно влияющих на устойчивость психических процессов и двигательные действия, можно назвать следующие: новые требования преподавателей физической культуры, более разнообразная двига-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008
тельная активность, новые физкультурно-спортивные виды (фитнес, аэробика, шейпинг, стрейтчинг), большое количество занимающихся, музыкальное сопровождение и др.
На протяжении многих лет физическое воспитание в системе вузовской подготовки базируется на нормативной основе, которая направлена на физическую подготовленность к труду, укреплению здоровья. Содержание здоровья сводится к однообразной, автоматической подготовке к нормативным требованиям. Традиционные занятия физической культурой не создают предпосылок для формирования стремления личности к самосовершенствованию, самореализации [2, 3]. Внедрение в учебную программу физической культуры инновационных технологий решает основную задачу образования — оздоровление студентов. Ряд исследователей [4, 5, 6] изучали влияние новых физкультурно-спортивных видов (нетрадиционных средств) на физическую подготовленность занимающихся и доказали их положительное воздействие.
Управление развитием и совершенствованием двигательной деятельности студентов на занятиях физической культурой предполагает разработку научно обоснованной методики, способствующей повышению устойчивости к помехам, которая представляет собой совокупность средств и способов совершенствования двигательных действий и психической сферы студентов и снижения эффектов воздействия помех. Методика опирается на следующие положения: 1)двигательные функции человека являются составными компонентами его целостной осмысленной деятельности и зависят от содержания структуры этой деятельности. Одна и та же задача с различной мотивации деятельности, при включении ситуаций с помехами и без помех может либо вовсе не выполняться, либо выполняется с неодинаковой степенью активности и уверенности, вследствие чего и осуществляемые движения изменяют свой характер и свою интенсивность; 2) в основе любой двигательной деятельности лежит совокупность проявления психических и физических качеств. Каждая попытка дифференцировать эту совокупность, т.е. разложить ее в целях облегчения применения методических приемов обучения на отдельные психические и физические составляющие, неминуемо приведет к существенному искажению целостности ее свойств [7]; 3) использование таких систем и форм физического воспитания, которые обладают наиболее высоким оздоровительным воздействием; 4) систематическое моделирование помех дает тренирующий эффект и способствует совершенствованию устойчивости двигательных действий; 5) существует взаимосвязь между общей культурой и физической культурой. Занимаясь физической культурой, работая над своей природой и организмом, человек стремится к идеалам красоты, к здоровому образу жизни.
В содержание занятий физической культурой были включены комплексы упражнений, направленные на развитие и совершенствование физических качеств, оптимальный уровень которых, как известно, оказывает положительное влияние на состояние здоровья. Степень этого влияния существенно не зависит от довольно значительных колебаний уровня физических качеств в диапазоне нормы. Физические качества студентов целесообразно поддерживать на уровне существующих нормативных требований.
При подборе средств методики мы остановились на сочетании общеразвивающих комплексов, средств базовых видов спорта (спортивные игры, легкая
атлетика, лыжная подготовка, гимнастика) и новых физкультурно-спортивных видов (аэробика, шейпинг, стрейтчинг).
Повышение качества выполнения двигательных действий достигалось за счет снижения эффектов воздействия помех в ходе двигательной деятельности студентов. Для этого совершенствовались умения преодолевать препятствия, требующие проявления волевых качеств, развивалась способность к саморегуляции эмоциональных состояний. Студентам необходимо было сохранять высокий уровень интенсивности внимания и направленность мышления на решение текущих задач в ходе выполнения упражнений в течение занятия, быстро переключаться от переживаний и обдумывания второстепенных деталей деятельности к важнейшим сторонам занятия, подавлять неблагоприятные отклонения в психическом состоянии, избегать ненужных внешних эмоциональных проявлений.
Важным средством воздействия на студентов были также конкретные задания, контроль за их выполнением, информация о самостоятельно проделанной работе.
В качестве помех, могущих отрицательно повлиять на психическое состояние студентов, выполнение двигательных действий, использовались сопутствующие конкретному занятию объективные факторы: большое количество занимающихся в зале студентов (несколько групп); изменение места занятий (актовый зал, зал с зеркалами, спортивный зал); плохая освещенность и низкая (высокая) температура воздуха, излишний шум; замечания преподавателя; проведение занятия другим преподавателем, студенткой; работа с мало известными предметами (эспандер, на тренажере), музыкальное сопровождение, выполнение двигательных действий в условиях временного лимита и дефицита информации. Все это было направлено на повышение требований к студентам, создание дополнительных психических напряжений и усилий для преодоления отрицательных эмоциональных состояний и формирование устойчивости к помехам при выполнении двигательных действий.
Структура занятий физической культурой применялась традиционная:
— в подготовительной части (15 мин) решались организационные задачи, осуществлялась подготовка функциональных систем организма занимающихся к предстоящей деятельности с помощью общеразвивающего комплекса упражнений;
— основная часть (60 мин) включала специальные подводящие упражнения к базовому виду спорта, игры и нетрадиционные средства (новые физкультурно-спортивные виды), их соотношение и введение помех в занятия определялось программой эксперимента, например:
— базовые виды спорта 70 %, нетрадиционные средства — 30 %;
— базовые виды спорта 60 %, нетрадиционные средства — 40 %;
— базовые виды спорта 50 %, нетрадиционные средства — 50 % ;
— базовые виды спорта 40 %, нетрадиционные средства — 60 %;
— нетрадиционные средства — 100 %
— в заключительной части (15 мин) проводились упражнения на расслабление и растяжку, подводились итоги и давалось задание на дом. Перед анализом итогов занятия студентам давалось время на самостоятельное осмысливание и предварительное обсуждение с одногруппниками результатов выполнения
двигательных действий, их устойчивости в ситуациях с помехами. Затем на основе фактов анализировались упущения и успешные действия занимающихся, концентрировалось внимание на наиболее успешных действиях, выполненных при воздействии помех.
Для оценки эффективности методики повышения устойчивости к помехам двигательных действий мы определили следующие критерии: уровень физической подготовленности (оценка динамики показателей физических качеств), динамика показателей психической сферы и правильность выполнения общеразвивающего комплекса упражнений и новых физкультурно-спортивных видов двигательной деятельности на занятиях физической культурой.
Для определения правильности выполнения действий нами была разработана пятибалльная система оценки, в которой основными техническими критериями являются точность (безошибочность); быстрота и своевременность выполняемых упражнений; соблюдение ритма, счета, синхронности; ограничение во времени (5 мин). При этом точность носит процессуальный характер и движения направлены на достижение результата при перемещении частей тела или всего опорно-двигательного аппарата в пространстве, а быстрота определяется не временем выполнения двигательных действий, что трудноизмеримо в процессе педагогических наблюдений, а количеством выполненных упражнений.
Для проверки гипотезы о возможности повышения устойчивости к помехам двигательных действий студентов на занятиях физической культурой на основе применения нетрадиционных средств нами был организован и проведен педагогический эксперимент в естественных условиях учебных занятий, в котором приняли участие студенты-первокурсники филиала ОмГПУ в г. Таре. Продолжительность эксперимента составила 1 год.
Таким образом, в условиях бурно развивающихся современных физкультурно-оздоровительных технологий важное значение приобретает теоретическое и экспериментальное обоснование путей и средств повышения устойчивости выполнения двигательных действий при решении двигательных задач, сдаче нормативных требований. В современной спортивной науке и практике проводятся исследования в данном направлении [8, 9, 10], однако применительно к практике физкультурной деятельности они практически отсутствуют.
Нами предпринята попытка определить пути, средства повышения устойчивости к помехам, которые неизбежно возникают и сопровождают двигательную деятельность студентов на занятиях физи-
ческой культурой, в ряде случаев отрицательно влияют на психическое состояние, выполнение двигательных действий, что не способствует развитию необходимого для нормальной жизнедеятельности уровня физических качеств, повышению умственной и физической работоспособности, созданию потенциала здоровья учащейся молодежи.
Библиографический список
1. Ивойлов А.. Помехоустойчивость движений спортсмена. — М. : ФиС, 1986. - 108 с.
2. Выдрин В.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры — магистральный путь формирования ее теории // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 5. — С. 59 — 62.
3. Галкин Ю.П. Теоретико-методологические основы видов физической культуры : учеб. пособие / Ю.П. Галкин; Смоленский ГИФК. — Смоленск, 2002. — 86 с.
4. Лубышева Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов : автореф. дис. ... д. пед. наук. — М., 1992. — 48 с.
5. Семянникова В.В. Новые физкультурно-спортивные виды в физическом воспитании студентов педагогических вузов (на материале Центрального региона РФ) : дис. ... канд. пед. наук. — М., 2001. — 151 с.
6. Цветков В.Н., Буланова Г.В. Особенности влияния различных видов физических упражнений на эмоциональное состояние студентов // Теория и практика физической культуры. — 1990. — № 2. — С. 34.
7. Бернштейн Н.А. О построении движений. — М. : Медгиз, 1947. — С. 10 — 12.
8. Бойченко С.Д. Помехоустойчивость точных движений и возможные пути ее повышения в процессе спортивной тренировки: Экспериментальное исследование на примере фехтования : автореф. дис. ... канд.пед.наук. — М., 1980. — 21 с.
9. Казаченко Н.И. Помехоустойчивость человека в экстремальных условиях деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Л., 1977 — 25 с.
10. Овчинникова И.М. Управление соревновательной деятельностью квалифицированных фехтовальщиц с учетом эмоционально-волевых особенностей личности и темперамента : дис. ... канд. пед. наук. — М, 1986. — 170 с.
КОМЫЛИНА Лариса Петровна, старший преподаватель кафедры общей педагогики.
ШИЛОВА Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии.
Статья поступила в редакцию 12.09.08 г.
© Л. П. Комылина, И. М. Шилова
Книжная полка
Белова, Т. Ю. Легкая атлетика. Техника и методика обучения [Текст] : учеб. пособие / Т. Ю. Белова, О. Г. Ковальчук, Ю. В. Семенова ; ОмГТУ. - Омск , 2008. - 130 с. : рис., табл. - Библиогр.: с. 129-130.
Учебное пособие написано в соответствии с программой по легкой атлетике и требованиями, предъявляемыми к сдаче экзамена по физической культуре для студентов специализации «Легкая атлетика» технического университета. В нем совершен краткий исторический экскурс в развитие легкой атлетики. Подробно рассмотрены вопросы техники и методики обучения тех видов, которые включены в программу легкой атлетики.
Пособие предназначено для студентов всех специальностей технических вузов.
По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ