Научная статья на тему 'К определению сущности понятия «Инновационная культура педагога»'

К определению сущности понятия «Инновационная культура педагога» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1810
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучергина Ольга Викторовна

Содержание статьи раскрывает подходы ряда исследователей к определению содержания инновационной культуры педагога, показывает актуальность дальнейшего изучения этого социокультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К определению сущности понятия «Инновационная культура педагога»»

РАЗДЕЛ XI ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

УДК 32

О. В. Кучергина

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА»

Переход к новым рыночным и производственным отношениям, изменения в социокультурной сфере поставили перед мировым сообществом во второй половине XX в. ряд вопросов о необходимости определения ценностных ориентиров, которые позволили бы личности успешно реагировать на часто меняющиеся условия окружающего мира и активно преобразовывать его в рамках профессиональной деятельности.

Личность, избравшая целью и формой своей деятельности систематическое интеллектуальное познание, обретает возможность саморазвития путём интеллектуального самосовершенствования и создания новшеств, что способствует формированию ряда навыков, свидетельствующих о сформиро-ванности инновационной культуры: проводить анализ ситуации с целью выявления проблемы и нахождения путей для её решения; творческий синтез информации; корректировку и амплификацию прежних ценностей и пр.

Понятие «инновационная культура» возникло во второй половине XX в. как междисциплинарный комплексный социальный феномен, объединяющий различные аспекты науки, культуры, образования, технической мысли с социальной и с профессиональной практикой отдельной личности и общества в целом.

В 1999 г. по инициативе Института стратегических инноваций (ИСИ) была принята «Национальная хартия инновационной культуры», которая впервые в системном плане кратко и чётко определила круг разноплановых проблем, от которых, в конечном счёте, зависит уровень инновационной восприимчивости не только экономики, но и общества в целом. Хартия стала первым общественным программным документом, концентрированно отражающим задачи формирования инновационной культуры и пути их решения.

Однако взгляды исследователей на понимание инновационной культуры нельзя считать устоявшимися. Во многом это обусловлено следующими причинами:

- в нашей стране проблема формирования инновационной культуры отчётливо выдвинулась на первый план только в последнее десятилетие;

- само понятие инновационной культуры состоит из двух универсалий («культура» и «инновация»), каждая из которых до сих пор не имеет единого определения и рассматривается разными науками в различных аспектах;

- многогранность самого феномена «инновационная культура».

Как показывает изучение ряда нормативно - правовых документов, анализ философской, педагогической, психологической и социологической литературы в настоящее время одной из ключевых детерминант развития инновационной культуры является образование, так как оно способно обеспечивать обоснованный выбор задач, методов и механизмов формирования инновационной культуры личности, эмпирический анализ её составляющих, их состояния и взаимодействия.

Анализ становления педагогики показывает, что инновационная педагогическая деятельность была присуща людям на всех исторических этапах. На протяжении многих веков развитие педагогической мысли основывалось на появлении передовых (инновационных для своего времени) взглядов и идей у отдельных личностей или группы людей (философов, писателей, ученых, педагогов, врачей и др.) Однако все педагогические новшества, какими бы они не были привлекательными, не могут быть освоены без соответствующего управления и организации. Инициаторы нововведений (отдельные педагоги, группа педагогов, образовательные учреждения, органы управления образованием) неизбежно сталкивались с проблемами, порождаемыми нововведениями. По мнению ряда исследователей: В. А. Сластёнина, Л. С. Подымовой, В. И. Загвязинского, М. М. Поташника, А. В. Хуторского,

В. И. Слободчикова, В. М. Полонского изучение инноваций в образовании выявило ряд проблем теоретико-методологического порядка, в том числе и в проведении целенаправленной подготовки педагогических кадров к осуществлению эффективной инновационной деятельности, формировании у педагогов инновационной культуры.

За последние десять лет инновационная культура педагога стала объектом достаточно серьёзного теоретического исследования, о чём свидетельствует растущее количество публикаций отечественных авторов. Понимание смысла, структуры, содержания и выявление условий формирования инновационной культуры педагога является в настоящее время одним из дискуссионных положений педагогической инноватики.

Следует отметить, что вопрос изучения и формирования инновационной культуры учителя был частично рассмотрен в конце XX в. в работах и исследованиях: Н, М. Анисимовой, С. Д. Полякова,

' О. В. Кучергина ■

Н. Р, Юсуфбековой, Т., X. Оганесовой, А, В. Попова, М. М. Поташника,

3. И. Рябикиной, В. С. Лазарева и др. Однако их работы не содержат целостного определения «инновационной культуры педагога», не раскрыты в полном объёме психолого-педагогическиеи организационно-методические аспекты и условия её формирования. Инновационная культура в работах вышеперечисленных исследователей рассматривалась в контексте творческого самораскрытия и самореализации учителя, отмечалось, что принятие инноваций требует от педагога эмоционального, интеллектуального, нравственно - волевого напряжения, формирования определенной системы установок, способности реагировать на изменение ситуации.

Особенностью изучения инновационной культуры педагога в настоящее время является то, что она рассматривается большинством исследователей с точки зрения .специфики профессиональной или учебной деятельности того или иного, субъекта образовательного процесса. Например: Л. Е. Елизаровой проведено исследование по проблеме формирование инновационной культуры обучающихся военного вуза; Л. А. Холодков ой. представлено исследование по формированию инновационной культуры субъектов профессионального образования. Следует отметить исследователей: Е, Д. Афанасьеву и Л. Г.-Борисову, активно занимающихся проблемой формирования инновационной культуры учителя начальных классов; С, Н. Щукину, исследующую проблему развития инновационной культуры будущего учителя иностранного языка на основе использования проектных технологий; Л. И. Сапронову, изучающую вопрос формирования инновационной культуры студента; И. В. Мымрину, исследующую особенности и условия формирования инновационной культуры преподавателя высшего учебного заведения. '

Анализируя ряд определений, можно прийти к выводу, что исследователи, рассматривая инновационную культуру педагога, выделяют разные

ВТТ “I 1 Т1 ч_/

„ . ^ определении Л. Е. Елизаровои,

Л. А. Холодковой и В. П. Чернолес [2, с. 81] ведущей идеей является ценностная ориентация личности, обеспечивающая восприимчивость к новым идеям. Е. Д. Афанасьева и Л. Г. Борисова [7] описывают инновационную культуру педагога в виде совокупности общекультурных (социокультурных); качеств личности. В определении В. И. Блинова [7] инновационная культура - это совокупность знаний, умений и опыта педагога. Т. П. Афанасьева и Н. В. Немова [3, с. 32] главной составляющей инновационной культуры считают креативность педагога, А. В. Хуторской [4] - рефлексивные способности, а В. И. Слободчиков [6, с. 9-10] - проектирование.

Несмотря на разнообразие подходов в определении содержания понятия «инновационная культура педагога», все исследователи отмечают, что выявление сущности исследуемого феномена имеет большое значение для эффективного осуществления инновационных процессов в системе, образо-

. /

й

__________________К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ ...__________________

вания, и требует проведения специализированных научных исследований, а также изучения и анализа обширной педагогической практики, в том числе и в системе дошкольного образования. .

Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы страны. За последние 15 лет система дошкольного образования в России претерпела значительные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения.

Анализ работ П, И. Третьякова, В. А. Кудрявцева, Л, В. Поздняк, Н. Н. Лященко, К. Ю. Белой, Т. П. Колодяжной, .0. А. Скорлуповой, Т. Н, Дороновой и др. позволяет выделить ряд внедряемых в системе дошкольного образования России инноваций:

— В структуре и процессе управления: смена учредителя, расширение источников финансирования, изменение вида дошкольного образовательного учреждения, оптимизация процесса принятия управленческих решений, осуществление экспертной деятельности, формирование конкурентоспособного имиджа дошкольного учреждения и пр.

— В материально - техническом оснащении', использование современного технологического оборудования и орудий труда, средств связи, преобразование предметно - развивающей среды и пр. .

—В организации образовательного процесса: использование комплексных и парциальных программ нового поколения, современных педагогических технологий, оказание дополнительных образовательных услуг (кружковая деятельность), использование разнообразных форм, методов и приёмов в работе с воспитанниками, осуществление работы с неорганизованными детьми и пр.

— В организации и проведении режимных моментов: введение вариативных форм дошкольного образования (групп кратковременного пребывания, центров ранней социализации, предшкольной подготовки и пр.), использование разнообразных видов закаливания и оказание медицинских услуг, оптимизация режима жизнедеятельности и питания воспитанников.

— В работе с сотрудниками: оказание информационно — консультационной поддержки, проведение опытно — экспериментальной работы, создание условий, стимулирующих осуществление непрерывного образования и профессионального развития педагогов, формирование корпоративной культуры и пр.

— В организации взаимодействия с социумом: использование разнообразных форм работы (материнская школа, педагогическая гостиная, мастер-класс, фестиваль педагогических идей, выпуск газеты на уровне ДОУ и пр.), создание на базе дошкольных учреждений центров психолого - педагогической поддержки семьи, консультативных пунктов, открытых общественных библиотек, музеев, выставочных комплексов и пр.

О. В. Кучергина

Изучение научно-методической литературы, наблюдение за профессиональной деятельностью и анализ результативности деятельности педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений свидетельствуют о том, что у педагогов и руководителей присутствует интерес к осуществлению инновационной деятельности, но не всегда за громким словом «инновация» стоит целенаправленное, управляемое изменение, вносящее в образовательный процесс новые элементы. Не все вводимые новшества способствуют развитию и воспитанию детей, повышению качества обучения воспитанников, оптимизации образовательного процесса и жизнедеятельности воспитанников в условиях детского сада. .

Следует отметить, что инновационная деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения, не смотря на наличие общих закономерностей и структуры с инновационной деятельностью учителя, имеет ряд отличительных особенностей. В частности для эффективного осуществления инновационной деятельности педагогу дошкольного образовательного учреждения требуется ряд обширных специфических знаний в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их психического и физического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей. Инновационная направленность профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения предполагает его включение в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических инноваций в практике обучения, воспитания и развития детей, создание в дошкольном учреждении определенной инновационной среды и системы взаимодействия с социумом.

Изменения в содержании и организации деятельности дошкольных образовательных учреждений непосредственно связаны с изменениями в теоретической, методологической и технологической подготовке педагогов, формированием у них такого социокультурного образования как инновационная культура. Несмотря на существующую потребность практики в определении сущности понятия «инновационная культура педагога дошкольного образовательного учреждения» и условий формирования данного социокультурного образования, до сих пор не проведено комплексных научных исследований по данной проблеме.

Анализ научно - методической литературы, исследований и работ

A. В. Хуторского, В. И. Загвязинского, М. М. Поташника,

Н. Р. Юсуфбековой, 3. И. Рябикиной, В. И. Слободчикова, Л. С. Подымовой, М. В. Кларина, Л. А. Холодковой, Л, Е. Елизаровой,

B. П. Чернолес, И. В. Мымриной, Е. Д. Афанасьевой, Л. Г. Борисовой,

C. Н. Щукиной, Л. И. Сапроновой и др., изучение специфики инновационной деятельности педагога ДОУ и содержания инноваций в системе дошкольного

образования позволили нам сформулировать рабочее определение «инновационной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения».

Инновационная культура педагога дошкольного образовательного учреждения - это сложноструктурное образование, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодополняющих компонентов, обеспечивающих высокий уровень готовности к принятию и реализации инноваций в процессе профессиональной педагогической деятельности.

Базовыми составляющими инновационной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения в нашем исследовании являются: методологическая культура педагога, информационная культура педагога и инновационная деятельность педагога.

Пол методологической культурой педагога в нашем исследовании понимается личностное образование, основание выбора стратегии профессиональной деятельности, проявляющееся в понимании педагогом её аксиологической функции, критическом отношении к педагогическим явлениям, установке на преобразование учебно-воспитательного процесса в соответствии с ценностными ориентирами его развития, рефлексии по поводу предпосылок процесса, результата собственно профессиональной деятельности,

Информационная культура педагога в исследовании представляет собой степень овладения профессиональной педагогической информацией, умение и навык сбора, оценки, хранения, преобразования и передачи этой информации в процессе педагогической деятельности.

Под инновационной деятельностью педагога в исследовании подразумевается комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности педагога относятся изменения смысловых и иных компонентов образовательного процесса: целей, содержания образования, форм, методов технологий средств обучения, системы управления и т. п.

Объём статьи не позволяет нам в полном объёме раскрыть сущность понятия «инновационная культура педагога дошкольного образовательного учреждения», а также сформулировать особенности и условия формирования данного социокультурного феномена, Поэтому результаты нашего исследования по проблеме формирования инновационной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения будут в дальнейшем представлены в других публикациях.

Библиографический список:

1. Сластёнин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность. [Текст] /

В. А. Сластёнин, Л. С. Подымова. - М., 1997, - 224 с.

2. Елизарова, Л. Е. Инновационная культура личности и общества: сущности и условия формирования [Текст] / Л. Е. Елизарова, Л. А. Холодкова, В. П. Черно-лес. // Инновации в образовании, — 2006. - № 3, - С. 74-83.

3. Афанасьева, Т. П. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой. [Текст] / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 84 с.

4. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика (Электронный ресурс), Версия 1.0. [Текст] / А. В, Хуторской. - М.; Центр дистанционного образования «Эйдос», 2005

5. Слободчиков, В. И. Проблемы становления и развития инновационного образования [Текст]. / В. И. Слободчиков // Инновации в образовании. - 2003. -№ 2. - С. 4-28.

6. Слободчиков, В. Й. Инновационное образование [Текст] /

B. И. Слободчиков // Школьные технологии. - 2005. - № 2. - С. 4-11.

7. Афанасьева, Е. Д. Инновационная культура педагогов [Текст] / Е. Д. Афанасьева, Л. Г. Борисова //http: www.image.websib.ru ИМиДЖ. - 2004. — № 5, 6.

8. Полонский, В. М. Методологические проблемы разработки понятийной системы педагогики [Текст] / В. М. Полонский // Магистр. — 2000, - № 1. -

C. 38-53.

УДК 47/6

В. И. Тютрин

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

В Республике Бурятия эксперимент по созданию и внедрению рейтинговой оценки среди учебных заведений среднего профессионального образования начался в 1995 г.

В результате была разработана модель, структура и методика рейтинговой системы оценки учреждений образования, а также формы документов и система аналитических выражений,

В отличие от аналогичных, система оценки имеет некоторые отличия, которые предполагают ее преимущество. В данной ситуации рейтинг учебных заведений определяется с учетом их специфики при условном разделении на три группы («технические», «гуманитарные» и ссузы, входящие в состав высших учебных заведений) и сводится к пяти этапам, В рейтинг-лист вносятся цифровых показателей учебного заведения. Создаются комиссии из представителей всех техникумов и колледжей, оценивающие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.