Научная статья на тему 'Инновационная деятельность в условиях специальной (коррекционной) школы'

Инновационная деятельность в условиях специальной (коррекционной) школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
962
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРРЕКЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / INNOVATIVE ACTIVITIES / SPECIAL NEEDS EDUCATION / STUDENTS WITH HEALTH LIMITATIONS / PEDAGOGICAL INNOVATION / SPECIAL NEEDS SCHOOL / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучергина Ольга Викторовна

Коррекционное образование является самодостаточной частью общей педагогической системы страны. За последние 10-15 лет отечественная система коррекционного образования претерпела значительные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения. Реализация инноваций становится неотъемлемой частью повседневной профессиональной деятельности каждого педагога, что отмечается рядом статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В настоящее время на всех уровнях образования происходит изменение целей и содержания образования, критериев его эффективности. Статья в контексте деятельности образовательной организации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями представляет основные направления инновационной деятельности педагогов, связанные с изменениями в содержании и условиях обучения, организации деятельности коррекционной школы, обусловленные вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучергина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Activities in Special Needs (Correctional) Schools

Special education is a self-sustaining part of the general education system of Russia. In last 10-15 years the national special education system underwent serious changes. Those changes included both the positive trends and urgent challenging problems. Deployment of innovations becomes an integral part of daily professional activities of each educator, which is noted by a series of articles of the Federal Law «On Education in the Russian Federation». Today the objectives and content of education, as well as the efficiency criteria, undergo changes at all levels. The article, dedicated to the activities of the educational institution for students with intellectual disabilities, presents the main areas of innovative activities of educators related to the changes in the content of education, learning environment and principles of management of special needs schools caused by the introduction of the federal state educational standard for students with intellectual development disorder (intellectual disabilities) approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 1599 dated from December 19, 2014.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность в условиях специальной (коррекционной) школы»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 376.42

О. В. Кучергина

Инновационная деятельность в условиях специальной (коррекционной) школы

Коррекционное образование является самодостаточной частью общей педагогической системы страны. За последние 1015 лет отечественная система коррекционного образования претерпела значительные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения. Реализация инноваций становится неотъемлемой частью повседневной профессиональной деятельности каждого педагога, что отмечается рядом статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В настоящее время на всех уровнях образования происходит изменение целей и содержания образования, критериев его эффективности. Статья в контексте деятельности образовательной организации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями представляет основные направления инновационной деятельности педагогов, связанные с изменениями в содержании и условиях обучения, организации деятельности коррекционной школы, обусловленные вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599.

Ключевые слова: инновационная деятельность, коррекционное образование, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, педагогическая инновация, специальная (коррекционная) школа, федеральный государственный образовательный стандарт.

CORRECTIONAL PEDAGOGICS

O. V. Kuchergina

Innovative Activities in Special Needs (Correctional) Schools

Special education is a self-sustaining part of the general education system of Russia. In last 10-15 years the national special education system underwent serious changes. Those changes included both the positive trends and urgent challenging problems. Deployment of innovations becomes an integral part of daily professional activities of each educator, which is noted by a series of articles of the Federal Law «On Education in the Russian Federation». Today the objectives and content of education, as well as the efficiency criteria, undergo changes at all levels. The article, dedicated to the activities of the educational institution for students with intellectual disabilities, presents the main areas of innovative activities of educators related to the changes in the content of education, learning environment and principles of management of special needs schools caused by the introduction of the federal state educational standard for students with intellectual development disorder (intellectual disabilities) approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 1599 dated from December 19, 2014.

Keywords: innovative activities, special needs education, students with health limitations, pedagogical innovation, special needs school, the Federal state educational standard.

Активное влияние на развитие отечественной образовательной системы оказали политические, экономические и последовавшие за ними социальные изменения, произошедшие за последние два десятилетия в государстве и требующие повышения эффективности образования в целом. Проведенный анализ социальной ситуации, практики преобразований, мирового педагогического опыта с позиции современных научных подходов способствовал разработке на уровне правительства Российской Федерации ряда до-

кументов, определяющих стратегию развития отечественного образования на ближайшие годы, в том числе Национальной доктрины образования, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и др. Образование из узкой отрасли трансформировалось в широкую социальную сферу, определяющую перспективы развития страны.

© Кучергина О. В., 2016

Происходит изменение целей и содержания образования, критериев его эффективности, что проявляется, прежде всего, в следующем:

— В переходе от регламентированного, авторитарного обучения и воспитания к гуманистическому, ненасильственному. Приоритетами российского образования в настоящее время являются становление личности каждого обучающегося, признание ее ценности, творческая активность, самореализация всех участников образовательного процесса. «Цель образования - формирование всесторонне развитой культурной личности. Культура личности - это уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность компетенций (круг вопросов, в которых личность обладает познаниями, опытом): информационных, мировоззренческих, социальных, политических, нравственных, поведенческих и др.» [2, с. 226].

— В увеличении культуроемкости образования, базой которого является вся мировая и отечественная культура. Содержанием образования становится не только совокупность полученных знаний, но и различные сферы достижений мирового сообщества: наука, искусство, традиции, религия и пр. Ставится задача сформировать у каждого ученика целостную картину мира, помочь ему выявить личностный смысл в изучаемом материале. Повышается роль гуманитарных знаний, составляющих основу развития личности ребенка.

— В индивидуализации и уровневой дифференциации образовательных программ, технологий и методик, учете потребностей и возможностей каждого ребенка. Образовательная организация адаптируется (в части содержания образования и условий обучения) к возможностям развития и потребностям обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья: «...различия между людьми являются нормальным явлением, обучение следует соответствующим образом адаптировать к потребностям детей, а не подгонять детей к заранее устоявшимся предположениям относительно организации и характера учебного процесса. Педагогика, нацеленная на удовлетворение потребностей детей, выгодна для всех учащихся и, следовательно, для всего общества в целом» [4, с. 27-28].

— В раннем выявлении потенциально одаренных детей.

— В переходе к разнообразию форм образования.

— В переходе обучения и воспитания на диагностическую основу с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

— В многофункциональности образования в целом как системы и каждой его составляющей -конкретной образовательной организации. Так, В. И. Загвязинский отмечает: «Наряду с ведущими традиционными функциями - образовательной, воспитывающей и развивающей - образованию и его институтам приходится все более полно брать на себя функции культуропреемствен-ности и культуротворчества, здоровьесбереже-ния, социальной защиты педагогов и воспитанников, выполнять роль социального стабилизатора и катализатора социально-экономического развития» [1, с. 12].

— В формировании нового понимания стандарта на всех уровнях образования не как обязательной унификации совокупности требований, а как единого федерального базиса, обязательного минимума знаний, уровня минимальных требований и регулятора учебной нагрузки, обеспечивающего преемственность всех уровней образования.

— В повышении роли регионального и местного (муниципального) факторов в образовании.

— В непрерывном образовании, представляющем собой процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится основополагающим принципом построения отечественной образовательной системы.

Реализация инноваций становится неотъемлемой частью повседневной профессиональной деятельности каждого педагога, что отмечается рядом статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Несмотря на то, что об инновациях в отечественной педагогике стали активно говорить в 80-х гг. XX в., до сих пор этот феномен остается одним из самых неопределенных и неоднозначных с точки зрения категориального аппарата педагогики. На протяжении последних двадцати лет вопрос о сущности педагогических инноваций активно рассматривается в научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Широко известны определения, представленные в работах К. Ангеловски, П. Г. Щедровицкого, А. В. Хуторского, В. И. Загвязинского, В. И. Слободчикова, В. М. Полонского, И. П. Подласого, О. Т. Хомери-ки, В. А. Сластенина, Л. С. Подымовой, М. М. По-

ташника, Н. И. Лапина, Ю. И. Рудиновой, Н. Р. Юсуфбековой, Т. И. Шамовой, Г. М. Код-жаспировой и др.

Анализ определений вышеперечисленных авторов свидетельствует о многообразии сущности педагогической инновации. Педагогическая инновация определяется исследователями и как новшество, и как процесс введения этого новшества в педагогическую практику, где «новшество» понимается как средство (новый метод, методика, технология, программа, оборудование, технические средства обучения и пр.). Несмотря на различие подходов вышеперечисленных исследователей к определению содержания понятия «педагогическая инновация», общим для всех является то, что педагогическая инновация представляет собой целенаправленное, управляемое изменение, вносящее в образовательный процесс новые элементы. Наибольшее количество разногласий у исследователей вызывает определение степени новизны педагогической инновации по отношению к субъекту нововведения.

В статье мы придерживаемся точки зрения, что новизна педагогической инновации определяется по отношению к субъекту нововведения: педагогу, группе педагогов, образовательной организации, органам управления образованием и пр., опираясь на определение, сформулированное

А. В. Хуторским: «Педагогическая инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее к практическому применению нового явления. Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации» [5, с. 127].

Коррекционное образование является самодостаточной частью общей педагогической системы страны. Следует отметить, что за последние 1015 лет система коррекционного образования страны претерпела значительные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения.

Профессионализм педагога специальной (кор-рекционной) школы, его убеждения во многом определяют не только позиционную направленность, но и стиль поведения, формы общения с детьми. Признание личностного начала в ребенке, ориентация на его потребности и интересы, построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи обеспечивают гуманистическую направленность деятель-

ности педагога. Замена традиционных ценностей обучения ребенка на развитие его личности предполагает личностно-ориентированный подход к детям, учет детской субкультуры, культуротворче-ской функции деятельности.

Основная проблема профессиональной деятельности педагога специальной (коррекционной) школы - это совмещение требований и целей образовательного процесса с возможностями, желаниями, запросами и целями ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии со ст. 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [3, с. 5] «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Диалог двух культур - мира взрослых и мира детей - предполагает взаимодействие, основанное на сотрудничестве, взаимопонимании, равенстве, принятии ребенка таким, какой он есть, что способствует проявлению творческого, инновационного потенциала педагогов коррекционного профиля. Как показывает практика, в настоящее время в сферу инновационной деятельности в той или иной мере включена практически каждая специальная (коррекционная) школа. Можно назвать следующие причины массового использования инноваций в системе коррекционного образования страны:

— необходимость ведения активного поиска решения проблем коррекционного образования;

— стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более разнообразными;

— постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить; уверенность в причастности к значимому для всех делу;

— стремление недавних выпускников педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания;

— возрастающие требования родителей (законных представителей) к уровню образованности детей;

— конкуренция между специальными (кор-рекционными) и массовыми школами, осуществляющими инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ.

Анализ педагогической практики специальных (коррекционных) школ для детей с интеллектуальными нарушениями позволяет выделить ряд внедряемых в систему коррекционного образования России инноваций, реализация которых является частью профессиональной деятельности каждого педагога:

— в структуре и процессе управления: децентрализация и диверсификация школы, смена учредителя, организация работы коллегиальных органов управления, расширение источников финансирования, оптимизация процесса принятия управленческих решений, осуществление экспертной деятельности, формирование конкурентоспособного имиджа специальной (коррекцион-ной) школы и пр.;

— в материально-техническом оснащении: использование современного технологического, дидактического и спортивного оборудования, средств связи, преобразование предметно-развивающей среды и пр.;

— в организации образовательного процесса: использование адаптированных образовательных программ, инновационных методик и образовательных технологий, оказание дополнительных образовательных услуг, использование разнообразных форм получения образования, вовлечение в образовательный процесс ранее не обучавшихся детей-инвалидов и пр.;

— в организации и проведении режимных моментов: использование разнообразных видов оздоровления и закаливания, адресное оказание медицинских услуг, оптимизация режима жизнедеятельности и питания обучающихся;

— в работе с персоналом: оказание информационно-консультационной поддержки с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, проведение опытно-экспериментальной работы, формирование корпоративной и педагогической культуры;

— в организации взаимодействия с социумом: использование разнообразных форм работы (материнская школа, педагогическая гостиная, мастер-класс, фестиваль педагогических идей, выпуск газеты образовательной организации и пр.), создание на базе специальных (коррекционных) школ центров психолого-педагогической поддержки семьи, консультативных пунктов, открытых общественных библиотек, музеев, выставочных комплексов и пр.;

— в подготовке к реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интел-

лектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599, который был разработан с целью повышения качества коррекционного образования, установления преемственности между всеми уровнями образования, обеспечения вариативности содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 [3, с. 4] «Федеральный государственный образовательный стандарт -совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Процесс введения федерального государственного образовательного стандарта требует должной подготовки со стороны образовательной организации в части создания соответствующих условий. В настоящее время образовательная система коррекционной школы пока все еще ориентирована на знания, умения и навыки как конечный результат обучения. Основной же задачей педагогов в связи со вступлением в действие с 01.09.2016 г. указанного федерального государственного образовательного стандарта является создание условий для психофизического развития каждого ребенка, формирования у детей качеств, необходимых для овладения различными видами деятельности: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения и пр. Знания, умения и навыки рассматриваются в качестве средства развития личности и социализации каждого ребенка, формирования базовых компетенций.

Нам видится, что данная статья представляет интерес для педагогов специальных (коррекцион-ных) школ и может быть использована в практической работе при определении направлений и содержания инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Академия, 2006. - 208 с.

2. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] / Г. М. Коджаспирова. - М. : Гардарики, 2004. - 528 с.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М. : КНОРУС, 2013. -176 с.

4. Шелехова, О. В. Люди с ограниченными возможностями здоровья в современном мире: нормативно-правовой аспект [Текст] : учеб. пособие [Текст] / О. В. Шелехова, О. В. Шелкунова. - Иркутск : Изд-во ИГУ 2013. - 127 с.

5. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М. : Центр дистанционного образования «Эйдос», 2005 г. - Систем. требования: Pentium - 100 MHz, RAM 16 Mb, Windows 95 / 98 / NT / 2000 / Me / XP, Internet Explorer 5.0, MS Word 2000. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

6. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Академия, 2006. - 208 с.

7. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] / Г. М. Коджаспирова. - М. : Гардарики, 2004. - 528 с.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М. : КНОРУС, 2013. -176 с.

9. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М. : Центр дистанционного образования «Эйдос», 2005 г. - Систем. требования: Pentium - 100 MHz, RAM 16 Mb, Windows 95 / 98 / NT / 2000 / Me / XP, Internet Explorer 5.0, MS Word 2000. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

10. Шелехова, О. В. Люди с ограниченными возможностями здоровья в современном мире: нормативно-правовой аспект [Текст] : учеб. пособие [Текст] / О. В. Шелехова, О. В. Шелкунова. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. - 127 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Zagvjazinskij, V I. Metodologija i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovanija [Tekst] / V. I. Zagvjazinskij, R. Atahanov. - M. : Akademija, 2006. - 208 s.

2. Kodzhaspirova, G. M. Pedagogika [Tekst] / G. M. Kodzhaspirova. - M. : Gardariki, 2004. - 528 s.

3. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Tekst]. - M. : KNORUS, 2013. - 176 s.

4. Shelehova, O. V. Ljudi s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v sovremennom mire: norma-tivno-pravovoj aspekt [Tekst] : ucheb. posobie [Tekst] / O. V. Shelehova, O. V. Shelkunova. - Irkutsk : Izd-vo IGU, 2013. - 127 s.

5. Hutorskoj, A. V. Pedagogicheskaja innovatika: metodologija, teorija, praktika [Jelektronnyj resurs]. Versija 1.0. - M. : Centr distancionnogo obrazovanija «Jejdos», 2005 g. - Sistem. trebovanija: Pentium - 100 MHz, RAM 16 Mb, Windows 95 / 98 / NT / 2000 / Me / XP, Internet Explorer 5.0, MS Word 2000. - 1 jelektron. opt. disk (CD-ROM).

6. Zagvjazinskij, V. I. Metodologija i metody psi-hologo-pedagogicheskogo issledovanija [Tekst] / V. I. Zagvjazinskij, R. Atahanov. - M. : Akademija, 2006. - 208 s.

7. Kodzhaspirova, G. M. Pedagogika [Tekst] / G. M. Kodzhaspirova. - M. : Gardariki, 2004. - 528 s.

8. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Tekst]. - M. : KNORUS, 2013. - 176 s.

9. Hutorskoj, A. V. Pedagogicheskaja innovatika: metodologija, teorija, praktika [Jelektronnyj resurs]. Versija 1.0. - M. : Centr distancionnogo obrazovanija «Jejdos», 2005 g. - Sistem. trebovanija: Pentium - 100 MHz, RAM 16 Mb, Windows 95 / 98 / NT / 2000 / Me / XP, Internet Explorer 5.0, MS Word 2000. - 1 jelektron. opt. disk (CD-ROM).

10. Shelehova, O. V. Ljudi s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v sovremennom mire: norma-tivno-pravovoj aspekt [Tekst] : ucheb. posobie [Tekst] / O. V. Shelehova, O. V. Shelkunova. - Irkutsk : Izd-vo IGU, 2013. - 127 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.