ВЕСТНИК ЮГОРСКОГОГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2015 г. Выпуск 1 (36). С. 17-19
УДК 378.147
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Я. С. Аксарина
Существующая практика инновационной деятельности в сфере образования, несомненно, имеет свои проблемы и трудности. Такая проблема, как развитие инновационных процессов, инновационной педагогической деятельности требует особого внимания и обязательного решения в независимости от нашего отношения к ней. В первую очередь, на помощь приходит образовательная литература, которая активно пытается помочь всем участникам данного процесса безболезненно войти в инновационный режим. Возможно, в связи с реформированием образования в России, требования возрастают, а несоответствия им ведет к невозможности качественного осуществления поставленных целей.
В трудах отечественных и зарубежных авторов Л. Н. Борисовой, В. И. Журавлева, Л. С. Подымовой, В. И. Загвязинского, М. М. Поташника, Н. Р. Юсуфбековой, О. Г. Хомерики, А. В. Хуторского, В. Я. Ляудиса можно найти исследования посвященные общим и специфическим особенностям инновационной педагогической деятельности.
По ряду различных причин (профессиональная, личностная позиция, мотивация, профессиональная готовность и т. д.) педагоги абсолютно противоречивы в отношении инновационной деятельности и применения педагогических инноваций. Такие ученые, как К. Ангеловски, М. М. Поташник, A. B. Лоренсов, Э. Роджерс, О. Г. Хомерики посвятили свои исследования вопросу отношения педагога к новшествам и инновационной деятельности. Общие проблемы, связанные с развитием инновационного процесса в системе современного образования, выделяет большинство ученых по данному направлению, такие как: Н. Р. Юсуфбеков, В. Л. Аношкина, С. В. Резванов, А. М. Бахтызин, М. М. Поташник, С. Д. Поляков и др.
1. «Сопротивление самой системы образования - одна из самых значительных проблем. До 80 % педагогов не готовы и не хотят изменений. Подобная ситуация возникает при отсутствии в образовательном учреждении инновационной среды, морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс. Отсюда следует методическая неподготовленность преподавателей, слабая информированность по нововведениям.
2. Проблема технологизации образовательного процесса. Следствием данной проблемы является несоответствие между развитием образовательных учреждений и общим уровнем культурного и технического окружения. Сюда входит еще одна непростая задача совмещения гуманистически направленного образования с внедрением информационного и дистанционного обучения.
3. Проблема стандартизации образования. Любое образовательное учреждение с традиционной педагогической практикой является государственным. Это означает, что вузу, по большому счету, предписано сформировать «полезного человека-функцию». Доминантой инновационного обучения является индивидуализация мышления и действий педагога и обучаемого во всех планах, как в подходе к учебному плану, так и в изменении личности педагога и студента, смена мотивации студента и психолого-педагогической культуры педагога.
4. Проблема реализуемости педагогических инноваций. Она возникает по причине того, что либо инновация не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации, либо внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении» [1: 67].
17
Педагогика, психология и социальная работа
Данные проблемы выделяют отечественные исследователи в сфере инновационных процессов в образовании. Вдобавок к существующим проблемам мною было выделено еще две трудности, препятствующие развитию инновационной педагогической деятельности, которые посчитала целесообразным добавить:
- проблема отношения образовательного учреждения и учредителя. Автономия, в реальности работающая и осуществляемая, в ряде случаев может стать решением задач по развитию, продвижению, внедрению инноваций;
- проблема отсутствия диффузии инноваций в современном образовании. При правильной подаче нововведения и его распространении по всей образовательной системе, возрастет как интерес к инновациям, так и количество самих педагогов-новаторов, в дополнении увеличится потребительская аудитория.
Если рассматривать педагогические инновации через понятие новизны, то можно выделить его основные характеристики: во-первых, во всем новом присутствуют элементы старого, уже ранее использовавшегося, за редким исключением; во-вторых, впервые само новшество появляется исключительно для их создателей, остальные же узнав о нем, могут уже давно работать с ним. Соответственно, каким бы не было новшество или инновация оно будет включать в себя уже ранее зародившийся инновационный процесс. Получается, что основополагающим понятием инновации является - инновационный процесс. Развитие инновационных процессов в образовании зависят от трех основных аспектов: психологопедагогического, организационно-управленческого и социально-экономического. Также существуют определенные условия, которые способствуют, либо препятствуют инновационному процессу в целом.
В данном контексте положительная субъективная оценка внедряемых или применяемых новшеств является одной из наиважнейших характеристик педагога системы профессионального образования. При условии, если смысл новшества принят педагогом, то в его деятельности не будет места различным видам имитации инновационной деятельности, по С. И. Краснову, - это:
1) всё хорошо только «на бумаге» (реальная практика инновационной деятельности не соответствует ее описанию);
2) «намеренно» или «случайно» упрощенная инновационная деятельность (неполноценная инновационная деятельность);
3) совмещение двух видов имитаций [2].
Такой показатель в виде сопротивления педагога к участию в инновационной деятельности является отрицательной субъективной оценкой инновации. Н. Р. Юсуфбекова отмечает, что сопротивление новшествам естественный и закономерный процесс, так как сохранение постоянности сложившихся представлений о практике воспитания и обучения играет очень важную роль в педагогической деятельности [4]. Подтверждают данную теорию в своих исследованиях А. Е. Капто, А. Б. Бакурадзе, Л. М. Митина, Н. В. Немова, A. M. Моисеев, K. M. Ушаков, О. Г. Хомерики.
Как и любая наука, педагогика имеет свою структуру и назначение. Переходя от теоретического исследования к практической деятельности, в педагогике стоит помнить об одном важном факторе инновационного процесса. По мнению В. А. Сластенина и Л. С. Подымовой, это формирование инновационной готовности педагога, которое предусматривает:
- «на основе мотивов и диспозиций сознательный анализ своей профессиональной деятельности;
- проблематизацию и конфликтизацию педагогической действительности;
- творческий поиск и творческое отношение к миру;
- открытость профессиональным новшествам;
- опору на рефлексию и построение системы смыслов;
- стремление к самореализации;
18
Я. С. Аксарина. Исследование проблем инновационной педагогической деятельности...
- развитие критического отношения к педагогическим нормативам» [3: 224].
Учитывая все эти факторы, можно эффективно реализовать инновационный процесс, как в теории, так и на практике. Изучая данную тему, возникла мысль: получается, чтобы добиться успеха, следуя по пути инновационного развития в педагогике, необходимо в идеале учесть, соотнести и реализовать все вышеизложенные аспекты и факторы. Но при нашей образовательной действительности максимум, что мы из этого получим, - это или образец для подражания (до конца не принятый и не признанный) или педагогическую технологию (плохо реализованную и малоэффективную). Радует то, что педагогов-новаторов становится все больше, несмотря на все трудности в их инновационной деятельности.
Данная тема очень обширна, поднятые проблемы очень серьезны и не проработаны. Для того чтобы решение этих проблем стало реальным, необходимо создать целостное понятие «инноваций в образовании» и «педагогической инноватики», выделить и утвердить, сделать общепринятыми критерии инноваций, дать возможность беспрепятственному развитию инновационного процесса внутри системы профессионального образования. Возможно, следует пересмотреть принципы управления инновациями, но самое главное - необходимо активировать поддержу новаторства и его продвижения в отечественном образовании.
Литература
1. Бахтызин, А. М. Инновационные процессы в современном образовании: сущность, проблемы, перспективы [Текст] / А. М. Бахтызин // Психопедагогика. - 2008. - № 4. - С. 67.
2. Краснов, С. И. Нормы социального проектирования и имитации инновационной деятельности [Текст] / С. И. Краснов // Проблемы проектирования в работах аспирантов ИЛИ РАО за 1994 г. - 1995. - С. 59-64.
3. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М. : ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. - 224 с.
4. Юсуфбекова, Н. Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании [Текст] / Н. Р. Юсуфбекова // Новые исследования в пед. науках. - 1991. - № 2. - С. 6-9.
19