Научная статья на тему 'Управление инновационной деятельностью в современном дошкольном образовательном учреждении'

Управление инновационной деятельностью в современном дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
774
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ДОУ / ИННОВАЦИОННЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОСТИ / МОТИВАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / INNOVATION / INNOVATION EDUCATIONAL WORK / INNOVATION PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / INNOVATION ORGANIZATION DEPARTMENTS / INDICES OF INNOVATION / MOTIVATION OF CREATIVE EDUCATIONAL WORK / INNOVATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

В статье освещается проблема содержания и организации инновационной деятельности в современных условиях функционирования дошкольных образовательных учреждений. Предложены подходы к отбору содержания и форм организации инновационной деятельности, представлена модель инновационной деятельности и управления инновационными структурными подразделениями. Описано содержание каждой их четырех управленческих функций: планирование, организация, стимулирование и контроль, реализация которых позволяет обеспечить высокий уровень инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation Educational Work Management in a Modern Pre-School Educational Institution

The article covers the problem of contents and organization of innovation educational work in modern functioning of a pre-school educational institution. It suggests the approaches to contents and forms selection of innovation educational work organization. The model of innovation organization departments management is presented in the article. The article also offers the contents of four management functions such as planning, organization, stimulation and control, which let to guarantee a high level of innovation educational work in a modern pre-school educational institution.

Текст научной работы на тему «Управление инновационной деятельностью в современном дошкольном образовательном учреждении»

УДК Я 66

ББК 74.202.4

Яковлева Галина Владимировна кандидат педагогических наук

г. Челябинск Yakovleva Galina Vladimirovna

Candidate of Pedagogical Science Chelyabinsk

Управление инновационной деятельностью в современном дошкольном образовательном учреждении The Management of Innovation Educational Work in a Modern Pre-school Educational Institution

В статье освещается проблема содержания и организации инновационной деятельности в современных условиях функционирования дошкольных образовательных учреждений. Предложены подходы к отбору содержания и форм организации инновационной деятельности, представлена модель инновационной деятельности и управления инновационными структурными подразделениями. Описано содержание каждой их четырех управленческих функций: планирование, организация, стимулирование и контроль, реализация которых позволяет обеспечить высокий уровень инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении.

An article covers the trouble of contents and organization of innovation educational work in an actual practice of functioning of a pre-school educational institution. It suggests the method of attack to selection of contents and forms of organization of innovation educational work. An article the model of management of innovation organization departments. This article offers a content of four management functions, such as planning, organization, stimulation and control, which let to guarantee a high level of innovation educational work in a modern a pre-school educational institution.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационное ДОУ инновационные структурные подразделения, показатели инновационно-сти, мотивация творческого педагогического труда, управление инновациями.

Key words: innovation, innovation educational work, innovation pre-school educational institution, innovation organization departments, indices of innovation, motivation of creative educational work, innovation management.

Современная образовательная практика характеризуется переходом большинства дошкольных образовательных учреждений в режим развития, в режим инновационной деятельности. Это, в свою очередь, требует обновления существующей системы управления [3, с. 110-115].

Инновационные преобразования в современной образовательной ситуации приобретают системный характер [5, 54]. К такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых К. Ю. Белая, Н. В. Горбунова, М. М. Поташник и др. Причинами столь массового явления, как инновация, по мнению М. М. Поташника, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовой, являются:

• необходимость ведения активного поиска путей решения существующих в дошкольном образовании актуальных проблем;

• стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более разнообразными и, тем самым, сохранить конкурентоспособность каждого ДОУ;

• подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива;

• постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, потребность в причастности к большому, значимому для всех делу;

• стремление недавних выпускников педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания;

• возрастающие запросы отдельных групп родителей к уровню образованности своих детей;

• конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями. [9, с. 321; 10, с. 265].

Анализ современных исследований (М. М. Поташник, В. А. Сластенин, Л. С. Подымова, Н. Р. Юсуфбекова) позволил выделить показатели ОУ, характеризующие его как инновационное:

1. Удовлетворение изменяющихся образовательных потребностей населения: превышение государственных стандартов образования (чаще всего это

превышение осуществляется по инновационным направлениям); обеспечение развития ребенка за счет базового компонента и дополнительных образовательных услуг.

2. Непрерывность инновационной деятельности и поисковый характер деятельности педагогов.

3. Периодическое внесение изменений в цели образовательного учреждения в соответствии с изменяющимися условиями экономической и культурной жизни региона. Особенно актуализирована сегодня проблема разработки, апробации и внедрения регионального компонента в образовании.

4. Высокий уровень развития образовательного учреждения как системы:

• имеется коллектив с высокой ответственностью, профессиональной подготовленностью, которому присуще тесное сотрудничество и высокая эффективность труда;

• готовность педагогов к инновационной (внедренческой) деятельности;

• оптимальная структура управления, основанная на системно-синергетическом подходе и программно-целевом принципе управления, четкое распределение функций;

• цели, содержание образования, методы и формы организации образовательного процесса тесно связаны между собой;

• в образовательном учреждении созданы условия, способствующие саморегуляции и развитию творческого потенциала каждого педагога. Этому способствует разработанная каждым образовательным учреждением модель мотивации;

• удовлетворяющая современным требованиям материально-техническая база, использование в системе управления коммуникационно-информационных технологий;

• осуществление систематического обучения педагогических кадров через систему методической и научно-методической работы в соответствии с их потребностями, интересами, проблемами;

• в образовательном учреждении создан благоприятный психологический микроклимат [1, 432].

Нельзя не согласиться с авторами современных исследований по инно-ватике в том, что только совокупность всех вышеперечисленных показателей определяет инновационность образовательного учреждения [7, с. 34; 9, с. 234; 10, с. 239-401; 11, с. 178].

В ситуации перехода образовательного учреждения в инновационный режим важное значение приобретает выбор направлений инновационной деятельности, отбор инновационного содержания образования, выбор и апробация современных педагогических технологий, позволяющих реализовать инновации [6, с. 39]. В качестве примерных направлений могут быть названы следующие:

1. Приоритетные направления развития муниципальной образовательной системы.

2. Приоритетные направления развития образовательной системы самого учреждения.

3. Единая методическая тема учреждения.

Для конкретизации направлений инновационной деятельности необходимо определить перспективу с учетом социального заказа общества на качество дошкольного образования, запросы родителей к уровню образованности их детей и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками инновационного педагогического процесса. Поэтому важно определить конкретные задачи для каждого направления: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Какую цель мы ставим при организации методической работы в условиях инноваций?», «Как изменим предметно-развивающую среду?». Важно, чтобы цели, которые ставятся перед педагогами, позволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных, материальных, финансовых средств и времени. Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения [3, с. 78].

Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, и не все

его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне проекта или модели поможет составление аналитического обоснования и инновационной программы или модели инновационной работы ДОУ.

Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в ДОУ, с одной стороны, и из прогнозов его развития - с другой.

Отобранные цели и задачи инноваций должны быть согласованы и одобрены большинством педагогического коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, должны повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль. При управлении инновационными процессами в современном ДОУ (с учетом прогноза конечных результатов) основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия инновационной деятельности должны разрабатываться групповым методом [4, с. 34].

Система инновационной работы может быть представлена в модели. В содержание такой модели целесообразно включить:

1. Обновление содержания образования: внедрение современных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий, использование парциальных программ дополнительного образования.

2. Обновление системы методической работы: отбор инновационного содержания методической работы, использование продуктивных ее форм, мотивация творческого педагогического труда, управление процессом обновления методической работы.

3. Обновление системы управления качеством образования, предполагающее реализацию следующих групп условий: нормативно-регламентирующих, перспективно-ориентирующих, деятельностно-стимулирующих, информационно-коммуникативных.

Для организации инновационной работы в ДОУ представляется необходимым создание инновационных структурных подразделений и управление их де-

ятельностью. Такими инновационными структурными подразделениями являются творческие группы педагогов по проблемам, методические объединения, школы молодых воспитателей, школы профессионального мастерства, временные творческие и научно-исследовательские коллективы. Модель управления деятельностью инновационного структурного подразделения педагогов включает в себя деятельность первого руководителя, его заместителей, руководителя подразделения и членов структурного подразделения. Для каждой категории педагогов, участников инновационной структуры, должны быть определены и уточнены функциональные обязанности, закреплены права педагогов, осуществляющих инновации. Эти моменты прописываются в Положении о структурном подразделении, которое утверждается на заседании Совета педагогов или педагогическом совете ДОУ

В содержание деятельности руководителя ДОУ по управлению структурными подразделениями входит обеспечение нормативно-правовой базы, планирование работы, распределение функциональных обязанностей, контроль качества работы, стимулирование творческого педагогического труда участников структурного подразделения. В содержание деятельности заместителей включено программно-методическое обеспечение деятельности педагогов, инструктивно-методическое обеспечение инновационной деятельности, планирование работы на текущий период, корректировка содержания деятельности педагогов, контроль качества работы и созданной продукции, её экспертиза, тиражирование педагогического опыта. В содержание деятельности руководителя структурного подразделения включено планирование деятельности каждого участника структурного подразделения, первичное оценивание качества методической продукции, представление позитивного педагогического опыта. Члены структурного подразделения выполняют технические задания по отбору содержания инноваций, разрабатывают инновационную методическую продукцию, готовят к распространению и тиражированию педагогический опыт.

В условиях развертывания инновационных тенденций в дошкольном об-

разовании, в условиях обновления его содержания и форм, необходимо выстроить систему управления инновационной деятельностью, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень.

Библиографический список

1. Бабанский, Ю. К. Методическая работа в школе : организация и управление [Текст] / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. - М. : Просвещение, 1992. - 626 с.

2. Горбунова, Н. В. Внутришкольное управление : теория и опыт педагогических и управленческих инноваций [Текст] / Н. В. Горбунова. - М. : Знание, 1995. - С. 10-37.

3. Дмитриев, Д. С. Управление развитием образования : инициативы, экспериментальные площадки и эксперимент в образовании [Текст] / Д. С. Дмитриев. // Проблемы развития управленческого мышления и деятельности.- М. : Просвещение, 1992. - С. 100-115.

4. Ильенко, Л. П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л. П. Ильенко. - М. : Изд. Аркти, 1999.

- 48 с. С. 8-23.

5. Поташник, М. М. Управление качеством образования [Текст] / М. М. Поташник - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.

6. Сластенин, В. А., Подымова, Л. С. Педагогика : Инновационная деятельность [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова - М., Изд-во «Магистр», 1997. - 431 с.

7. Шамова, Т. И. Менеджмент в управлении школой [Текст] / Т. И. Шамо-ва - М. : Просвещение, 1992. - С. 239-401.

8. Юсуфбекова, Н. Р. Общие основы педагогической инноватики [Текст] / Н. Р. Юсуфбекова / М. : Знание, 1991. - 276 с.

Bibliography

1. Babansky, J. K. Metodichskaya Rabota v Vhkole : Organizaciya i Uprav-lenie [Tekst] / J. K. Babansky, М. М. Potashnik. - М. : Prosveschenie, 1992.

- 626 p.

2. Gorbunova, N. V. Vnutrishkolnoe Upravlenie : Teoriya I Opyt Pedogag-icheskih i Upravlencheskih Innovaciy [Tekst] / N. V. Gorbunova. - М. : Znanie, 1995. - Р. 10-37.

3. Dmitriev, D. S. Upravlenie Razvitiem Obrazovaniya : Iniciativy, Eksperi-mentalnie Ploschadki i Eksperiment v Obrazovanii [Tekst] / D. S. Dmitriev // Problemy Razvitiya Upravlencheskogo Myshleniya I Deyatelnosti. - М. : Prosveschenie, 1992. - Р. 100-115.

4. Ilichenko, L. P. Novye Modeli Metodicheskoy Sluzhby v Obscheobra-

zovatelnyh Uchrezhdeniyah [Tekst] / L. P. Ilichenko. - M. : Izd.Arkty, i999. - 48 p. Р. 8-23.

5. Potachnik, M. M. Upravlenie Kazestvom Obrazovaniya [Tekst] / M. M. Potachnik. - M. : Pedagogizeskoe Obschestvo Rossii. 2000. - 448 p.

6. Slastenin, V. A., Podymova, L. S. Pedagogika : Innovacionnaya Deyatelnost [Tekst] / V. A. Slastenin, L. S. Podymova - M., Izd-vo «Magistr», i997. - 43i p.

7. Shamova, T. I. Menedgment v Upravlenii Shkoloy [Tekst] / T. I. Shamova -M. : Prosvyaschenie, i992. - P. 239-40i.

8. Yucufbekova, N. R. Obschie Osnovy Pedagogicheskoy Innovatiki [Tekst] / N. R. Yucufbekova / M. : Znanie, i99i. - 276 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.