Человек и профессия
«НЕТ НА ЗЕМЛЕ ОТВЕТСТВЕННЕЙ ПРИЗВАНЬЯ, ПОЧЕТНЕЕ И РАДОСТНЕЕ НЕТ»
В ноябре 2015 года в Челябинске состоялся ставший уже традиционным юбилейный пятый областной конкурс «Мастер года», в котором приняли участие мастера производственного обучения из тридцати двух профессиональных образовательных организаций региона. Мы публикуем размышления финалистов конкурса «Мастер года — 2015» на тему «Должность или призвание».
Гульфира Хуснулловна Шамухаметова,
мастер производственного обучения ГБПОУ « Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева» Хочу поприветствовать всех коллег И пожелать им сегодня удачи. Сегодня мы в равных условиях здесь, И для нас это много значит. Мастера производственного обучения — это тот еще народ,
Они дела своего не боятся, а совсем наоборот! Студенты всегда — единомышленники, Если мастер дело в руки свои берет.
Когда-то, будучи особой молодой, Решила для себя — быть педагогом! Решение пришло само собой: Со школы в ПТУ я поступила И токаря я специальность получила. И поняла: мое призванье — Других профессии учить и мастером отличным быть.
Всегда стремлюсь быть лучшим педагогом, И вот мальчишек токарями стать учу, Их заставляю думать и творить руками, Наполнить разумом их головы хочу.
Вот первые мои успехи:
Ребятам нравится учиться,
Уж со станком они на «ты».
Смело в их руках металл
Превращается в деталь.
Вижу радость в их глазах:
Победа над металлом — в двух шагах.
Чувство радости меня переполняет,
Когда я вижу, как горят глаза парней,
Когда им удается выточить
Любую деталь все точней.
Меня студенты тоже обучают,
Всегда быть в тонусе мне помогают,
На пульсе педнауки руку мне держать
И никогда не унывать!
Не знаю грани в личной жизни и работе —
Все чередом идет,
Всегда в заботе!
Я часто задаю себе вопрос: Что можно соизмерить с тем призваньем, Которое ты выбрал себе сам? И отвечаю: на студентов моих на предприятиях спрос,
А это в нелегкой работе моей Открывает второе дыхание.
Легко ли мастером быть? Мудрым, доброжелательным, Даже немножечко строгим? Я отвечу на это: Профессией нужно жить! Вот потому-то уже 20 лет Все пути к студентам меня ведут!
Для чего педагогу душа?
Чтобы юные души студентов понять.
Для чего педагогу душа?
Разом 30 детей любить!
Для чего педагогу душа?
Чтоб с душой на работу ходить!
Анастасия Николаевна Сазонова,
мастер производственного обучения ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко»
Есть такая легенда. Когда родился учитель, к его колыбели слетелись три феи.
«Ты будешь самым мудрым, — сказала первая фея, — потому что всю свою жизнь ты будешь учить людей».
«Ты будешь самым красивым, — сказала вторая фея, — потому что всю свою жизнь ты будешь окружен молодостью и красотой».
«Ты будешь самым счастливым, — сказала третья, — потому что это великое чудо и радость — делать мудрыми и красивыми других».
Согласитесь, среди ваших знакомых наверняка найдется немало людей, которые недовольны своей работой, но уже свыклись с однажды сделанным выбором. И тогда ответ на вопрос, должность она или призвание, зависит только от одного — от эмоций, которые вы испытываете.
Если ты каждый день встречаешь с улыбкой, если ты с удовольствием идешь на работу, если тебя радует не только результат, но и процесс, значит, ты не ошибся! Значит, это твое призвание!!!
В романе Владимира Дудинцева «Белые одежды» есть такое понятие — спящая почка. «У яблони ее не видно, но садовник умелой обрезкой дерева может заставить ее пробудиться, и тогда на гладком месте вдруг выстреливает новый побег...»
Вот она — педагогическая задача: помочь каждому ребенку осознать, кто он, пробудить веру в себя, в лучшее, что в нем есть. Пробудить «спящие почки» — таково призвание учителя, счастливого учителя!
Сабина Валиахметовна Ахмадиева,
мастер производственного обучения ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум»
Я счастливый человек, потому что я мастер производственного обучения. Свои знания, свой опыт, свое сердце я отдаю детям.
Кто такой мастер производственного обучения? Это мастер своего дела, наставник, друг и пример для студентов.
Главным словом в профессиональной деятельности мастера является слово «стремиться». Хороший мастер должен стремиться вперед, поэтому его знания и умения должны быть значительно шире и глубже, чем учебная программа.
Каждый мастер должен стремиться стать настоящим педагогом и постичь все тайны пе-
дагогической деятельности, которая подобно мозаике складывается из важных кусочков, подобранных по различным качествам, знаниям, умениям. Работа кропотливая и трудоемкая, порой трудно сложить из этих кусочков прекрасную картину, но каждодневный труд приводит к достойному результату.
Мастер производственного обучения — это призвание: призвание помочь ученикам стать истинными профессионалами, в которых так нуждается современное общество.
Мастера — это люди, любящие свое дело и своих учеников. Любить учеников значит верить в их способности и направлять их на верный путь. Находить в каждодневном труде радость и удовлетворение. Сопереживать детским успехам и неудачам. Испытывать удовольствие от общения с детьми. Помогать каждому ребенку учиться, развиваться, расти.
Бывает все: подъемы и спады, победы и разочарования. Наверное, так будет всегда. Без трудностей не испытать радости побед, ибо только трудности порождают способности, необходимые для преодоления преград!
Василий Владимирович Баранов,
мастер производственного обучения ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум»
Мне в жизни повезло. Почему? Потому что у меня есть любимое дело, которое многие называют словом без эмоционального окраса — «работа». Составляющая человеческого счастья заключается в том, чтобы работа была любимым делом, а любимое дело — работой.
Я — учитель! Я — мастер! А главное, в чем мне повезло, — в том, что у меня не было мучительных раздумий при выборе профессионального пути. Мне иногда кажется, что мастерство и любовь к выбранной профессии передались мне с генами от отца, Владимира Васильевича — заслуженного мастера ПТО РФ, отличника профтехобразования, который 33 года отдал училищу как умелый наставник подрастающего поколения. С детских лет я видел совместный труд отца и его подопечных и впитывал неуемное желание родного мне человека помочь тому, кто в этом нуждается.
Народная мудрость гласит: «Если твои дела рассчитаны на год — сей рожь, если на десятилетие — сажай деревья, а если на века — воспитывай детей». Замечательно, когда у педагога, воспитывающего детей, на полях колосится хлеб или растет картофель — чувство удовлетворения от труда не измерить ни потраченным временем, ни приложенными усилиями.
Педагог — это человек, движимый целью измениться самому и изменить жизнь окружающих в лучшую сторону. Вот уже 27-й год я учусь вместе со своими студентами. Они учатся у меня, я учусь у них и для них. Я ведь не только передаю им свои знания, но и раскрываю свое мироощущение, свое отношение к происходящим вокруг событиям. А они «закаляют», учат меня быть терпимее к ошибкам других и видеть в человеке только лучшее.
Настоящий наставник должен с первого дня стараться поддержать человека, потерпевшего неудачу, похвалить даже за незначительный шаг вперед. Забыть ошибки, негативный опыт — и вот она, почва, на которой сей «разумное, доброе, вечное».
Миссия учителя — проводника труда, поступков, мыслей — научить видеть лучшее вокруг себя, учиться доброму. Значимым моментом в моей работе является способность донести до каждого из этих мальчишек жизненные приоритеты, воспитывая собственным примером. Важно, чтобы студенты поняли: высокий уровень воспитанности и достоинства проявляется не в отдельные жизненные моменты, а ежеминутно, когда, обладая определенным багажом знаний, человек хочет и может поделиться ими. В умении признавать свои ошибки и прощать ошибки других содержится еще одна составляющая счастья.
Идут дни, проходят годы... Один век приходит на смену другого. Но дети всегда остаются детьми, учителя — учителями. Меняются времена, жизненные приоритеты, но не меняются жизненные ценности. Задача преподавателя — дать прочные и глубокие знания, научить иметь собственное мнение, верить в себя, раскрыть богатства внутреннего мира.
Я испытываю чувство гордости за свою профессию, смысл которой — помочь понять неизвестное.
Чувство удовлетворения приходит, когда нахожу подход к каждому из своих ребят, когда освоенные новые формы, приемы обучения, нестандартные задания помогают мне выполнять свою миссию. Я горжусь своими учениками, которые одерживают маленькие победы на каждом занятии, когда они начинают легко ориентироваться в сложном, не бояться ошибок. Я испытываю необъяснимое чувство восторга, когда вижу постоянное желание ребят что-то спросить, узнать или сказать, попросить совета, просто постоять рядом. Именно в эти минуты понимаешь, что ты нужен, что они ждут слова одобрения, похвалы.
Мой труд неоднократно отмечался отраслевыми наградами. Но в работе учителя это не главное. Я считаю, что главным признанием заслуг и оценкой мастерства служит уважение учеников, которые в итоге становятся профессионалами, мастерами своего дела.
Еще Кант сказал: «Работа — это лучший способ наслаждаться жизнью». Я стараюсь следовать совету философа.
Татьяна Владимировна Светлова,
мастер производственного обучения ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего»
Надо любить то, что ты делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества.
М. Горький
Рано или поздно каждый задумывается над вопросом, чем является для него выбранная профессия, не оказалась ли она случайностью... Или все-таки случайности в нашей жизни закономерны? Что для меня моя профессия — должность или призвание? Приносит ли мне удовлетворение то, чем я занимаюсь изо дня в день? Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что должность мастера производственного обучения для меня призвание, дело всей моей жизни, хотя поиск ответа на этот вопрос занял у меня немало времени.
Необычна моя профессия, она стоит на границе педагогического и производственного труда. Мало быть мастером своего дела, нужно еще уметь научить этому своих студентов. Мне помогают такие черты характера, как терпение, проницательность, умение правильно и доступно излагать свои мысли, адекватно оценивать ситуацию, завоевывать авторитет и заинтересовывать студентов. Но главное — любовь.
Все в нашей жизни начинается с этого чувства... Вот так и я свою педагогическую деятельность в должности мастера производственного обучения начинала с любви к своим студентам, к своей профессии. И, конечно же, без призвания невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Однако мое мастерство не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Работая мастером производственного обучения, я поняла, что постоянно должна учиться, не останавливаясь ни на минуту. Ведь общество постоянно меняется, поэтому меняются и его потребности,
следовательно, и методы обучения нужны новые, адаптированные для современного студента.
Путь моего становления как мастера был долгим: окончание училища по профессии «повар, кондитер», дополнительное образование в ЧИРПО, диплом о высшем образовании, курсы повышения квалификации, стажировки, семинары, конференции, мастер-классы, конкурсы... Но это не конец моего профессионального совершенствования: в этом году я поступила в магистратуру...
Быть мастером производственного обучения стало для меня потребностью души. Огромное наслаждение испытываешь, когда зерна добра, мудрости, любви, брошенные тобой в юные сердца, вдруг всходят и вырастают мощными деревьями профессионализма, мастерства, а может даже талантливой виртуозности... Студенческий коллектив подобен симфоническому оркестру, где каждый дополняет друг друга, привнося в общую композицию свои нотки, которые, причудливо переплетаясь, дополняя и обогащая друг друга, дают мощное звучание. А мастер, конечно, дирижер, который легким движением палочки заставляет каждую ребячью душу звучать, раскрываться, стремиться стать профессионалом своего дела. Да, должность мастера производственного обучения дает мне великолепную возможность свои знания, умения (а за моими плечами — десятилетний стаж обучения по профессии «повар, кондитер»), производственный и жизненный опыт передать своим студентам.
Как же оценить то, что познано, сделано, вложено в студентов? Количеством призов и грамот? Выигранными конкурсами? Наверное, и ими тоже. Да, мои студенты — постоянные участники и победители различных конкурсов, связанных с осваиваемой профессией. Можно вспомнить призовые места и в ежегодном районном конкурсе «Хлеб всему голова», и в областном конкурсе профмастерства по профессии «повар, кондитер», и на ежегодном международном фестивале кулинарного искусства. Да и сама я имею немало наград.
Но главные критерии оценки моей педагогической деятельности в другом. В том, что позволило кому -то из подопечных стать увереннее в себе, здоровее и крепче физически, мудрее; позволило не только увидеть свое призвание в жизни, но и ощутить потребность в более широком наборе необходимых знаний и умений. Кто-то пойдет дальше других. Кто-то из моих последователей в профессиональном мастерстве обгонит меня, окажется ближе к совершенст-
ву. В таком случае моя работа была выполнена качественно. Я чувствую себя творцом, подготовившим себе достойную смену.
Я от всей души стараюсь передать студентам все свои знания и умения, так как чувствую ответственность за их судьбы. И я считаю, что у меня это получается, поэтому смело могу сказать, что быть мастером производственного обучения — это мое призвание. И огромное счастье, что моя должность и призвание совпали!
Марат Искандарович Гильманов,
мастер производственного обучения ГБПОУ «Ар-гаяшский аграрный техникум»
Мир этот сложный и большой, Где и живем мы с вами, Был создан мастера душой И мастера руками.
Для чего я живу? Каждому человеку когда-то приходиться отвечать на этот вопрос. Размышляя о своем жизненном пути, я часто спрашиваю себя: «А что для меня значит быть мастером производственного обучения?».
В словаре С. И. Ожегова написано: «Профессия — основной род занятий, трудовой деятельности. Человек, владеющий профессией, называется профессионалом».
Все в жизни происходит не случайно. И профессия мастера производственного обучения для меня также не случайный выбор, который имеет свое объяснение. Как-то в пятилетнем возрасте я прибежал к маме на работу (она работала в училище), и мастера производственного обучения посадили меня за руль трактора. Этим они и определили мою судьбу
Не сразу у меня все получалось. Естественно, как любой начинающий педагог, я столкнулся с трудностями в работе, но, как говорил Вольтер, «никогда не бывает больших дел без больших трудностей». И я ни разу не пожалел о своем выборе профессии. До сих пор помню всех учеников своей первой группы и продолжаю с ними общаться.
Сегодня профессия мастера производственного обучения для меня — это деятельность, через которую я проявляю себя, испытывая чувство удовлетворения от того, чем занимаюсь, чувствуя себя нужным и приносящим пользу Это дело моей души. Ни с чем не сравнить красоту пшеничного поля, розовую дымку рассвета, пение птиц. И потом видеть результаты своего труда. Мне очень хочется, чтобы дети поняли, что труд — это не тяжкая обязанность, а необходимость и радость.
Моя педагогическая философия: научился сам — научи другого. В моем представлении мастер производственного обучения — это наставник и помощник, советчик и союзник, человек, помогающий найти нужные решения.
За время работы я выпустил восемь групп обучающихся по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», но с каждой новой группой все равно волнуюсь и переживаю, как в первый раз. Попробуй сделать так, чтобы тебя приняли и стали уважать! По-прежнему добросовестно готовлюсь к урокам, использую новые технологии, повышаю свой уровень, чтобы идти в ногу со временем. Приучаю своих мальчишек к творческой работе, воспитываю в них уважение к опыту, накопленному человечеством, любовь к выбранной профессии. И сам учусь вместе с ними, потому что твердо знаю: я должен всю жизнь совершенствоваться, чтобы не сойти с однажды занятых позиций. Авторитет надо не только заслужить, но в течение всей жизни поддерживать.
Я горжусь тем, что выбрал эту профессию. Обучил двести выпускников, передав им свой опыт и умения, многие из них связывают свое будущее с профессией тракториста. Ребята говорят: «Мы считаем профессию нужной, знание техники не помешает ни одному мужчине».
Сейчас, когда прошло много времени, я с уверенностью могу сказать: это моя жизнь, моя судьба, мой выбор, без всего этого я не смог бы жить.
Учись же, не жалея сил,
Чтобы сказали люди:
«Его учитель мастер был,
И он не хуже будет!»
Валентина Александровна Алексеева,
мастер производственного обучения ГБОУ СПО (ССУЗ) «Верхнеуральский агротехнологи-ческий техникум — казачий кадетский корпус», Фершампенуазский филиал
Научить и душой обогреть — В этом профессии мастера суть.
Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Что значит для меня моя профессия?
Все имеет свои истоки. У меня, деревенской девчонки, перед глазами был прекрасный пример моего отца, который всю жизнь проработал учителем истории. Он всегда учил меня, что стараниями можно добиться многого, и при этом надеяться нужно только на
свои силы. Так появилась моя первая мечта — стать педагогом.
Кроме того, с детства я очень люблю готовить и угощать разными блюдами своих близких, друзей, гостей, удивляя их своими кулинарными экспериментами. Любовь к поварскому искусству перешла ко мне от моей мамы, которая сейчас имеет звание шеф-повара. Стать профессиональным поваром стало моей второй заветной мечтой.
Но как мне объединить эти две мечты в одну?
Первым этапом на пути к моей цели было поступление в 2000 году в колледж на специальность «технолог продуктов общественного питания». Вторым этапом — трудоустройство в марте 2003 года в профессиональное училище на должность мастера производственного обучения. Здесь я встретила добрых, умных, замечательных людей — учителей от Бога, совет которых как по работе, так и по жизни был для меня очень ценен.
С большим энтузиазмом и творческим вдохновением я смело шагнула в педагогическую деятельность. Признаюсь, что формирование в себе педагога мне давалось нелегко.
С приобретением педагогического опыта я стала понимать, что настоящий мастер тот, «кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». Этот педагогический принцип порождает стремление обучать и обучаться, применяя различные формы и методы проведения занятий. И в этом свете разбираться, что представляет собой мастер производственного обучения, нет смысла: это и профессия, и должность, и призвание. Следовательно, по большому счету он должен знать, уметь, любить. Но главное — верить! Верить в подрастающего человека!
Верю в то, что мои будущие повара станут успешными в своей нелегкой, но востребованной профессии. Достойная замена, достойное продолжение.
Хочется поблагодарить судьбу за то, что моя профессиональная деятельность сложилась именно так. За то, что осуществились мои детские мечты, нашлось применение моим рукам, которые не могут существовать без создания чего-то нового и необычного; за общение со студентами, которые заряжают меня своей юношеской энергией.
Каждый день исполняя миссию,
Не теряет сердце доброты,
Ведь Мастер — это не профессия,
Это образ жизни, свет души!
Лилия Александровна Тарасова,
мастер производственного обучения ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»
Найти свое призвание — это уже частичка счастья.
Г. Авшарян
Размышляя о своем жизненном пути, я понимаю, что мне трудно определить, где заканчивается работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих студентов.
В этом году мне исполнилось 50 лет. Думаю, что имею полное право судить, а правильно ли я выбрала свой жизненный путь?
И я рискнула — снова учила и воспитывала ребят, но учила уже будущей профессии. Я смогла соединить любовь к детям и возможность обучать их тому, чему научилась сама. И спустя много лет я могу сказать: я нашла то, что для меня важно, интересно, необходимо. И в этом я вижу свое призвание.
Что такое работа педагога? Это подвиг во имя будущего, растянутый на десятки лет. Полная самоотдача, не измеримая ничем душевная щедрость, любовь.
Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный? какой человек на земле самый главный? какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый
главный час — настоящий, тот, который наступил сейчас; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, является самым важным. Применительно к моей педагогической деятельности отвечу на эти вопросы так. Любое практическое занятие — самое главное, ибо завтра будут уже другие уроки и практика. Преподавать их, показывая и открывая студентам секреты мастерства — вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня — мой студент. Важно найти для каждого именно то слово и подход, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье педагога. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, учить профессиональным навыкам. Вот мое третье счастье.
Задавая себе вопрос: «Кто кого учит?», прихожу к мнению, что со студентами мы равноправны: я учусь у них, как из обычного сделать нечто исключительное и интересное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной.
Быть мастером производственного обучения — это не работа, это мое призвание. Среди моих выпускников есть те, кто обогнал меня в профессиональном мастерстве, и я этому несказанно рада. Я счастлива, что мой ежедневный кропотливый труд находит отклик в сердцах моих студентов. Встречаться каждый день со своими ребятами, учить их добру и справедливости, порядочности и профессионализму — это не профессия, это состояние моей души, это честное и неформальное служение своему делу