Человек и профессия
МОЙ ПУТЬ В ПРОФЕССИИ
В современной постинформационной цивилизации, в условиях глобальных вызовов и угроз остаются островки стабильности, основанные на традиционных культурных ценностях. Одной из таких базовых ценностей отечественной национальной культуры остается российская Школа и профессия Учителя. В современных рейтингах профессий учительство занимает далеко не первые места, да и сама профессия превращается в миссию, в служение — самоотверженное и бескорыстное. Это подтверждается практикой каждого дня, опытом каждого педагога, слагающим единый «пазл» отечественного образования. Конкурс «Педагогический дебют» в данном контексте является своеобразным индикатором мотиваций профессионального выбора, сделав который человек творит свою судьбу, а следом — и судьбы своих учеников, и судьбу — историю — своего Отечества. Наш журнал публикует три эссе на тему «Мой путь в профессию» молодых педагогов системы среднего профессионального образования, победителей и призеров конкурса 2013 года. Все тексты разные, но роднит их одна тема: преданность своему делу — труду педагога. Современная коммерческая массовая «культура» приучает нас к легковесному восприятию мира, коммерческий «юмор» — к низвержению идеалов и авторитетов. Но иногда полезно сказать что-то по-настоящему серьезное, сказать с пафосом и «возвышенным слогом», тем более если речь идет о твоем жизненном выборе. Наши авторы свое слово сказали и продолжают нести его в учебных классах и мастерских.
Айгуль Амангельдиновна Клушева, преподаватель иностранного языка ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский государственный технический колледж»
Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими.
Ральф Эмерсон Найти свой путь... Не это ли главное в жизни? Размышляя о том, как же так получилось, что я стала педагогом, вспоминаю себя в пятнадцать лет. Передо мной стоял выбор: продолжать учиться в школе либо пойти в колледж, куда незадолго до этого поступила моя подруга. Колледж оказался педагогическим. И я рискнула — поступила. Я вовсе не собиралась становиться учителем. Просто знала, что не обладаю математическим складом ума, а вот почитать что-нибудь интересное, придумать, воплотить в реальность очередную идею для конкурса — это для меня! Неделя за неделей, семестр за семестром мы успевали не только
учиться, проходить практику, но и ходить в театры, походы, выезжать на областные конференции, организовывать студенческие отряды... Вот тут-то и проявились мои «лидерские качества». Я поняла, что уже не смогу по-другому, не смогу без дела! Четвертый курс, летний оздоровительный лагерь: меня назначили воспитателем у самых маленьких. Воображению нет предала! Эмоции бьют через край! Остаюсь на вторую смену!
Через год я стала преподавать иностранный язык в начальной школе. Как и все студенты, мы проходили практику, но, уже работая, я поняла: нужно сделать так, чтобы уроки проходили в приятной атмосфере, были понятны и доступны, а ученики слушали и слышали учителя. А когда дети подбегали на переменах, обнимали меня и рассказывали стихотворение, которое они уже успели выучить, и в их глазах светился огонек — общей радости не было предела! И я понимала, что не зря выбрала эту профессию, не зря проживаю каждый день!
Учиться — значит самосовершенствоваться. Хотеть большего! Стремиться к новому! Параллельно с работой была учеба в институте. Трудно? Да! Но за эти годы я поняла, что уже точно никогда не поменяю профессию! Через несколько лет поступило предложение поработать в колледже. Осознавая всю ответственность, я ни капли не сомневалась, что справлюсь. И вот первый рабочий день — волнительный и непредсказуемый! Он запомнился на всю жизнь.
«Тинэйджеры»... Совершенно новый мир. Как помочь им разобраться в себе, увидеть свои возможности, как уберечь их от соблазнов и опасностей современного мира? Для меня было важно найти общий язык с каждым подростком. Подготовка к занятию — всегда поиск. Надо преподнести материал так, чтобы он оказался доступным и интересным, выбрать рациональный способ работы для каждой группы студентов и, если потребуется, уделить внимание отстающим. Встречаются и «звездочки», которым все дается быстрее и легче, чем остальным. Это проверка моему преподавательскому мастерству: «Я не волшебник, я только учусь!». Но каждый студент должен уйти с моего занятия, раскрыв что-то новое в себе, в окружающем мире, сделать еще один шаг в изучении языка. Это мое педагогическое кредо.
А еще мне интересно работать над каким-нибудь проектом вместе со студентами. Выбрать проблему, вместе искать пути ее решения, помочь в логическом выстраивании информации, подготовиться к защите и — увидеть результат! Не важно, займем ли мы призовое место, главное — заинтересовать, раскрыть потенциал, научить думать нестандартно. И гордиться своими студентами. Как говорил Дмитрий Менделеев: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».
Закончен ли мой путь в профессии? Эта дорога бесконечна. Каждый год приходят новые ученики. Им будет чему поучиться и чему научить меня...
Екатерина Викторовна Сазикова, преподаватель спецдисциплин ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева»
...Лучше знания, нежели отборное золото, потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
Причт. 8. 10-11
В эпиграфе — цитата из притчи древнего царя Соломона, а вот слова нашего современни-
ка: «Педагогом не рождаются, педагогом становятся». Эти два тезиса отразили сущность моего выбора. Для того чтобы стать педагогом, надо пройти нелегкий путь становления личности, самопознания. Эта профессия требует непрерывного личностного самоанализа и самоотдачи. Двигаясь в этом направлении, оказываешься на пути постоянного познания и развития — в первую очередь самого себя.
Вспоминаю 1 сентября 1999 года. Я — студентка промышленно-гуманитарного техникума, моя будущая специальность — «Экономика и бухгалтерский учет». Учительница по русскому языку и литературе Вера Александровна Касаткина, тогда еще молодой начинающий педагог, смогла увлечь меня своими дисциплинами. Благодаря ей я прочитала все программные произведения. Она так увлекательно вела уроки, что я всегда представляла себя героем изучаемых произведений. На втором курсе преподавателем спецдисциплин была Ирина Геннадьевна Жильцова. Мы всегда восхищались ее мастерством и тем объемом информации, которым она владела. Как можно так много знать, запомнить все счета, баланс, уметь составлять проводки!
Тогда я еще не задумывалась о своей будущей профессии. В 15 лет мало кто делает осознанный выбор. Добросовестно училась, посещала театральный кружок, принимала участие в спортивных мероприятиях. Получив высшее экономическое образование, я пришла в техникум в качестве преподавателя спецдисциплин.
Вот уже пятый год я вхожу в кабинет, смотрю на лица своих студентов и понимаю: «Это то, ради чего я здесь». С таким же восхищением и энтузиазмом, как и мои учителя, я рассказываю про бухгалтерский баланс, проводки, составление отчетов, удержание налогов... Конечно, первые годы работы в техникуме были для меня самыми сложными — мне не хватало (и до сих пор еще не хватает) жизненного опыта. Выход из складывавшихся ситуаций я находила интуитивно и, конечно же, училась у своих коллег: посещала уроки других преподавателей, анализировала их стиль общения, не боялась приглашать на свои уроки, старалась выполнять их рекомендации.
Педагогическая деятельность требует особого усердия, полной самоотдачи. Чтобы учить других, надо учиться самой. В век современных компьютерных технологий ежедневно приходится штурмовать новые вершины знаний. П. Капица утверждал, что для достижения определенных высот в жизни человеку необходим 1 % таланта, остальные 99 % составляют
Человек и профессия
упорство, трудолюбие и самообразование. Я часто сомневаюсь, проверяю себя: правильно ли мыслю? туда ли иду? сумею ли убедить своих учеников в том, что им сейчас нужно? Преподаватель сегодня — это одновременно профессионал и личность.
Педагог, несомненно, должен быть лидером, но это не полномочие, а позиция, которую мы сами выбираем, полностью беря на себя ответственность перед каждой личностью, нуждающейся в помощи, перед каждым учеником.
Юлия Петровна Андрушко, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»
Быть человеком — это чувствовать свою ответственность... Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя кирпич, и ты помогаешь строить мир.
Антуан де Сент-Экзюпери
Каждому из нас когда-то предстояло сделать свои первые, еще неуверенные шаги во взрослую жизнь. Помните это чувство? Тревожащее, волнительное, но вместе с тем бесконечно счастливое... Если честно, я никогда не думала, что стану преподавателем, хотя в моей родне педагогов не так уж мало. На мой выбор повлияли два человека — отец и учительница литературы в старших классах.
Несмотря на свое суровое имя — Петр, мой папа — исключительно добрый и мягкий человек, обожающий детей, неистощимый на фантазии и выдумки. Именно он привил мне любовь к литературе, читая вслух и объясняя, как рифмовать слова. Помню завораживающую картину из детства, как отец бережно, словно редкий музейный экспонат, берет в руки книгу, перелистывает, читает, подбирает для каждой наиболее подходящих соседей на полке.
С того времени прошло несколько лет. Я хотела стать археологом, но в 10-м классе моя судьба решилась окончательно, хотя сама я пока этого не осознавала. Новая учительница литературы Фаина Федоровна Утяганова оказалась строгим и требовательным специалистом, обладающим необыкновенным талантом влюблять в свой предмет и приучать говорить, думать, анализировать даже самого «необучаемого» воспитанника. Это из-за нее, из-за того чувства гармонии, которое я ощущала на ее уроках, в самый последний момент, придя в педагогический университет, чтобы подать документы на историка, я развернулась и пошла на фил-
фак. Сейчас я сознаю, что у нас разные манеры преподавания, разные взгляды на жизнь, но она навсегда останется для меня старшим наставником и дорогим другом.
В моей жизни было много хороших учителей. И самое главное, что каждый из них не только хорошо знал свой предмет, но еще был замечательным человеком, а ведь это «самая трудная профессия», как сказал кубинский поэт Хосе Марта. Именно человечность, на мой взгляд, главное качество, необходимое педагогу. Не секрет, что наша работа требует колоссальной работоспособности, терпения, самообладания. Кто как не человек, влюбленный в идею гуманизма, способен выдержать ту огромную меру ответственности, которая лежит на плечах педагога? А тут еще и бескомпромиссная требовательность со стороны студентов. Будь честен, будь последователен, будь справедлив — строгие, но прекрасные заповеди подросткового мира, на которые приходится равняться преподавателю, и тогда взамен ему открывается уникальная возможность заслужить доверие юной, еще не закосневшей души.
Один из педагогов-новаторов Е. Н. Ильин считал, что «чувство ответственности и требовательности к себе рождается у школьников только доверием учителя». Я согласна с этой идеей не потому, что она красиво звучит, а потому, что это естественная черта моего характера — доверять людям. Только на основе доверия могут возникнуть конструктивные отношения между людьми. Безусловно, не всегда получается так, как хочешь. В трудные минуты меня выручает творчество. Система работы в нашем колледже устроена таким образом, что любой преподаватель или студент может принять участие в каком-либо творческом процессе: организации воспитательного мероприятия, конкурсе, научном или профессионально ориентированном проекте. Среди моих воспитанников есть те, кто с удовольствием участвует в фото- и литературных конкурсах, научной работе... У кого-то это получается лучше, кому-то еще следует «подрасти». Самое главное, что в них горит творческая искра, живет желание самореализоваться, проявить себя.
Я тоже могу назвать себя «разносторонним человеком», мне нравится пробовать себя в разных сферах. Уже несколько лет я руковожу секцией НОУ и театральным кружком. Но творчеству есть место и на учебном занятии. Придумать меню с прилагательными на правило «-Н- и -НН-», составить защитное слово оригинального проекта стола, создать описание
известной личности, не называя имени, чтобы группа могла угадать «звезду», нарисовать портрет героя или разыграть диалог персонажей — русский язык и литература обладают неисчерпаемым материалом для творчества как индивидуального, так и коллективного. Сам поиск ответа на проблемный вопрос, без которого невозможно вдумчивое изучение текста, — это тоже часть творческого пути, ведь вопросы, заданные русской литературой, остаются с человеком всю его жизнь.
Во время творческого процесса и педагог, и студенты узнают друг друга с новой стороны.
Подростки учатся ответственности, открывают для себя радость работы в команде. Только так можно воспитать активную, мыслящую личность, способную созидать, готовую расти дальше. Но в процессе нашего взаимодействия развиваются не только ребята. Я тоже учусь — принимать и любить студентов такими, какие они есть, находить в них лучшие качества, которые порой бывают спрятаны глубоко внутри. Я еще только обретаю уверенность на своем профессиональном пути, но твердо знаю: мой путь — это обретение успеха в совместном творчестве с моими воспитанниками.
Материал подготовил к печати С. С. Загребин, д-р ист. наук, проф., член Общественного совета при Законодательном Собрании Челябинской области по вопросам образования и науки, заслуженный работник культуры РФ
МАСТЕР ГОДА — 2013
Рассказывает победитель областного конкурса «Мастер года — 2013» Александр Михайлович Карпов:
— Я родился 24 ноября 1976 г. в с. Октябрьское Октябрьского района Челябинской области в семье рабочих. Мой отец Михаил Николаевич Карпов — водитель, мать Валентина Павловна Карпова — воспитатель детского сада. С 1984 по 1994 год я обучался в Октябрьской средней школе, посещал спортивные секции и кружок по картингу при Дворце пионеров. На занятиях мы собирали машины, испытывали их, устраивали гонки по школьному футбольному полю. Именно тогда и зародилась моя любовь к технике. А когда мой отец одним из первых получил на работе автомобиль КАМАЗ, который в то время только начали выпускать, все мальчишки завидовали мне. Первые уроки по устройству автомобиля и по вождению мне дал мой отец — он был первым моим преподавателем и наставником. С этого времени мне стало интересно не только вождение, но и устранение неисправностей, возникающих в ходе эксплуатации автомобиля. Я уже тогда поставил себе цель научиться управлять различными видами автотранспорта и глубоко изучить особенности устройства автомобилей. И когда после окончания школы встал вопрос, куда пойти учиться, я выбрал Челябинское высшее военное автомобильное училище.
На сегодняшний день я имею водительское удостоверение категорий В, С, Е и удосто -верение тракториста всех категорий. В 1999 г. окончил Челябинский военный автомобильный институт (ВАИ) по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» с присвоением квалификации «Инженер». Проходил службу на командно-технических должностях:
- в 1999-2000 гг. — командир автомобильного взвода многоосных машин и специальных шасси учебной автомобильной бригады в/ч 20115 г. Острогожска Воронежской области;
- в 2000-2001 гг. — курсовой офицер Челябинского ВАИ;
- в 2001-2004 гг. — командир роты ремонта машин батальона обеспечения учебного процесса при кафедре ремонта АТ;
- 2004-2006 г. — заместитель командира батальона обеспечения учебного процесса по технической части Челябинского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища (военного института) (ВВАКИУ) (ВИ);
- 2006-2009 г. — командир батальона обеспечения учебного процесса.
В 2008 г. прошел курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей. В 2009-2010 г. работал начальником учебной лаборатории кафедры автомобильной техники Челябинского ВВАКИУ. Награжден медалями «За отличие в военной службе» III и II степени, отмечен нагрудным