Научная статья на тему 'О ТАРИФАХ НА ЭНЕРГИЮ, ГАЗ И СТОИМОСТИ УСЛУГ ЖКХ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ'

О ТАРИФАХ НА ЭНЕРГИЮ, ГАЗ И СТОИМОСТИ УСЛУГ ЖКХ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ТАРИФАХ НА ЭНЕРГИЮ, ГАЗ И СТОИМОСТИ УСЛУГ ЖКХ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

• ^.Куювкин, докт. эконом, наук, зав.лабораторией Института микроэкономики при Минэкономики РФ, Л.Кутовой, Заместитель Председателя ФЭК России

О тарифах на энергию, газ и стоимости услуг ЖКХ 1 населения

Президента РФ Б.Н.Ельцина «О реформе щно-коммунального хозяйства в Российской ^=сации от 28 апреля 1997 г. N 425 одобрена лепция реформы жилищно -коммунального хо-[ в Российской Федерации», представленная ."ельством РФ и проработанная с органами зственной власти субъектов РФ. С этого дня оказать, началась жилищно-коммунальная s/a ь России.

из целей реформы жилищно-коммунального :~ва (ЖКХ) является постепенное устранение ■ zecTHOl O субсидирования населения примыш-.1 потребителями по электроэнергии, теплу, 5 «юнце 1997 г. тарифы на электроэнергию для -¡нных потребителей более, чем на 30% фактической стоимости электроонер! ии для : s счет субсидирования населения. Оптовая 'хза для промышленности в конце 1997 г. бона 6% выше фактической стоимости газа ■з!шленности за счет субсидирования на-Тариф на тепловую энергию, поставляемую зьными АО-энерго промышленным потре-на 12^20% выше среднего тарифа на теп-эчергию, хотя фактическая стоимость тепла мышленнооти ниже среднего тарифа. Для организаций тепловая энергия поставка уровне среднего тарифа. При этом насе-зазличных регионах оплачивает 25-40% сто-

имости тепловой энергии для жилищных организаций, разница дотируется из местных бюджетов. Это приводит к снижению конкурентоспособности промышленности, особенно энергоемких отраслей, как на внутреннем, так и внешнем рынках и спаду производства. Поэтому для подъема промышленности и всей экономики необходимо снижение для промышленных потребителей тарифов на элект роэнергию, так же как на тепло и газ. В результате экономического роста поднимется и жизненный уровень населения.

Очевидно, что повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги населения должно производиться с учетом уровня доходов различных групп населения Малоимуг дие слои населения с до ходом, не превышающим прожиточного минимума, должны получать субсидии в обязательном порядке через центры субсидий, как это намечено и соответствующих нормативных актах. Субсидирование необходимо ввести и дпя граждан, у которых душевой доход ниже среднего по региону и незначительно выше прожиточною минимума. Do многих per ионах России система субсидирования населения по оплате ЖКУ уже функционирует. В целом создание центров субсидий малообеспеченного населения является предварительным условием прекращения перекрестного субсидирования населения.

Таблица 1

Динамика стиимости услуг ЖКХ и их доли в душевом доходе населения РФ

11оказатели

ьных располагаемых доходов - Уо к предыдущему году

. на оплату ЖКУ в душевом гния (на конец года), в %

jhim в покрытии затрат в ЖКХ, в %

ребительских цен, в % к предыдущему году

; 1гифо в на электроэнергию для населения, дущему году_

на сетевой газ для населения, лему году

«фоь на услуги ЖКХ, .мму году

роста тарифов на услуги ЖКХ i_c пи 1 ]V' >и гспьскими ценами

1ггктроэнер1 ию для населения в домах •итами, руб/кВт.ч*

Годы

1996

99,1

27

121,8

150

120

150,9

_L24_

125

1997

103,5

35

111

136

200

131,4

1,18

165

1998 (прогноз)

96-100

9

40-42

108

125 150

130

120

1,15

206-245

очанных рублях

(шк пай России

ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Таблица 2

Цены на энергоносители для населения в неизменных ценах июля 1997 г.

£в лсноминированных рублях)

Годы Электроэнергия в городских домах с газовыми плитами Тепловая энергия, руб./Гкал о Газ, 1ПОПЯЯ цена, р\б./тмс.куб.м.

1997 (июль) 0,15 27 100

1998 0,245 (1,63)* 45 (1,64) 146,4(1,46)

1999 0,367 (М) 51 П 13) 183.4(1,25)

2000 0,49(1,22) 59(1,16) 183,4(1)

* Примечание: Цифры в скобках означают рост показателя в этом году по сравнению с предыдущим

Повышение тарифов на услуги ЖКХ должно быть увязано с ростом доходов населения. Важным показателем является доля затрат на оплату жилищ-но коммунальных услуг в душевом доходе. В таблице 1 дана динамика стоимости услуг ЖКХ и их доли в душевом доходе за 1996-1997 гг. по дан ным Госкомстата РФ и прогноз на 1990 г. Анализ показывает, что доля затрат на оплату ЖКУ в душевом доходе выросла с 7% в конце 1996 г. до 8% в конце 1997 г. Можно прогнозировать ее рост до 9% в конце .1998 г. Доля платежей населения в покрытии затрат на все виды ЖКУ в конце 1996 г. составляла 27%, а в конце 1997 г. более 35%. Прогноз на 1998 г. - 40-42% (см.табл.1). Это ниже намеченных концепцией жилищно-коммунальнои реформы показателей. Однако, с учетом относительно низкого среднего душевого дохода населения и длительных задержек с выплатой заработной платы значительно поднять эту долю нереально. Чрезмерное повышение тарифов на ЖКУ приведет к росгу неплатежей за ЖКУ и даже падению суммарной фактической выручки, т.е. обратному эффекгу. Как видно из табл.1, за 1997 г. тарифы на услуги ЖКХ выросли на 31,4%, тарифы на электроэнергию и газ для населения на 36% и в 2,0 раза, а потребительские цены выросли на 11%. Рост цен на услуги ЖКХ опережал рост потребительских цен в 1,18 раза. В то время как за 1996 г. опережение составило 1,24 (см.табл.1).

За годы реформы отрицательное влияние на развитие промышленности и транспорта сыграло перекрестное субсидирование населения в тарифах на электроэнергию и газ. В 1997 г. Правительством РФ принят ряд постановлений по устранению этих диспропорций. В постановлении Правительства РФ от 26.09.97 г. № 1231 «О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования и доведении уровня тарифов на электроэнергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения» дан график доведения тарифа на электроэнергию для населения до фактической стоимости электроэнергии для напряжения 220 В в точение 1997-2000 гг.

Это означает, что тариф на электроэнергию для городского населения, проживающего в домах с газовыми плитами, должен быть повышен со 1Ь0 руб./ кВт.ч. (средний утвержденный РЭКами тариф в июле 1997 г.) до 490 руб./кВт.ч. (в ценах июля 1997 г.) в середине 2000 г., т.е. в 3,3 раза (см.табл.2). В конце 1997 г. утвержденный тариф на электроэнергию

для населения вырос примерно до 165 руб/кВт.ч (см.табл.1).

В то же время в начале 1997 г. населении оплачивало 27% стоимости услуг ЖКХ, в конце 1997 г. более 35%, а в 2000 г. должно оплачивать 70%, еогласнс концепции реформы ЖКХ в РФ. т.е. почти в 2.0 разг больше, чем в конце 1997 г .(см.табл.2). Для выполнения постановления Правительства РФ от 26.09.97 г. №1231 должен быть обеспечен опережающий рост тарифов на электроэнергию в 1,65 раза по сравнению с ростом стоимости всех услу-ЖКХ для населения, соответственно, в 1,65 раза вырастет и доля электроэнергии в оплате услуг ЖК> Отсюда следует, что тарифы на друг ие жилищно-коммунальные услуги (кроме электро- и газоснабжения) должны расти медленнее, чем стоимость услуг ЖКХ I) целом.

Согласно данным табл. 3, доля энергоносителей е структуре расходов населения на оплату услу| ЖКУ составляла в марте 1997 г. в среднем по РФ на городскую семью из 3-х человек (по выборочным данным) около 68%. В том числе на электроснабжение - 16,2%, газоснабжение - 3,2%, отопление - 28,3% горячая вода - 19,8%. Выше отмечалось, что в 200С г. доля электроэнергии в оплате услуг ЖКХ должна подняться в 1,65 раза по сравнению с 1997 г., т е с 16,2% до 26,7%.

Как и в области электроснабжения, наблюдается перекрестное субсидирование промышленностью и транспортом цены и на газ для населения В постановлении Правительства РФ от 03.04.97 г № 389 «О поэтапном прекращении перекрестно субсидирования в отраслях естественных монопс ■ лий» утвержден график доведения оптовой цены н! газ, предназначенный для реализации население до уровня оптовой цены на газ для промышленнь ■ нужд (без акциза): 65% с 01.10.1997 г. 80% с 01.04.1998 г. 100% с 01.01.1999 г.

Таким образом, если в июле 1997 I. оптовая цена нт газ, предназначенная для последующей реализац,-населению, составляла 100 тыс.руб./тыс м.куб. (около 55% от оптовой цены на газ для промышленньн нужд - без акциза, равную 184 тыс.руб./тыс.м.куб то в 2000 г. эта цена для населения составит 18-тыс. руб./тыс.м.куб.. т.е. увеличится более, чомв1.? раз. Цена газа для населения вырастет к ¿000 г. примерно в той же пропорции, что и стоимость услуг ЖК> Следовательно, доля газа в стоимости оплати услу| ЖК>

ОКГЯБР: 1993

ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Таблица 3

Структура расходов на оплату отдельных видов услуг в расчете на условную семью (в процентах к итогу по строке), март 1997 г. (*)

рода Жилье Электроэнергия Водоснабжение Газ Отопление Горячая вода

^лимир 14,0 15,7 22,6 1,8 32,2 13,7

ново 20,7 18,6 8,3 2,9 24,5 25,0

■ Орел 12,3 35,0 13,0 3,4 21,0 15,3

. тавль 14,4 16,7 6,4 2,4 38,4 21,7

10,0 19,3 21,0 1,4 21,8 26,5

JCKOBCK. обл. 16,0 16,1 20,3 1,4 26,1 20,1

"w-.ербург 20,1 16,7 33,0 3,4 16,8 10.0

зад. обл. 12,9 11,2 16,6 3,5 26,8 29,0

Ik -род 19,3 29,4 16,1 4,4 18,5 12,3

31,3 17,3 14,3 1,8 14,6 20,7

50,1 20,3 7,0 3,4 15,2 4,0

-на-Дону 8,5 15,5 23,2 4,1 24,3 24,4

Ii ~.!нбург 14,3 19,1 7,6 4,0 39,2 15,8

□о

24,9

12,5

15,3

1,4

21,6

24,3

ыЕкар 16,4 16,1 10,9 1,5 24,4 30,7

4,6 12,0 26,2 4,2 37,5 15,5

ккн по РФ 16,3 16,2 16,2 3,2 28,3 19,8

22марта 1997г., стр.4

<ой семьи из 3-х человек, проживающей в ? домах с газовой плитой, сохранится на уров-

«энного следует также, что стоимость опла-нием теплоснабжения, по-видимому, дол-медленнее или теми же темпами, что и -симость оплаты ЖКХ. В июне 1997 г. сред-за тепловую энергию по РФ был равен : -."5. Ткал.

-.*е оплачивало в 1997 г. около 30-35% тепловой энергии в среднем по РФ. -ельно, для 100% оплаты населением ?эбходимо повысить примерно в 3,3 э< и электооэнергию). Если этого до-2000 г., то доля стоимости теплоснаб-з оплате ЖКУ вырастет с 48,1% в марте до 68,6% (в 1,43 раза). Тогда доля элек-теплоснабжения в стоимости оплаты ЖКУ ечием составит 92%, что представляет-:зможным.Приемлемая стратегия состоит -сбы рост оплаты населением теплоснабже-

ния происходит с тем же темпом, что и рост стоимости всех услуг ЖКХ (кроме электроснабжения). При такой стратегии доля оплаты населением теплоснабжения в 2000 году составит 65% от стоимости услуг теплоснабжения (см. табл. 4), разница должна дотироваться из бюджета. Доля населения в оплате стоимости всех услуг ЖКХ, включая электроснабжение, составит 70% в 2000 г. в соответствии с концепцией реформы ЖКХ. В этом случае возможен рост тарифа на тепловую энергию в 2,2 раза в 2000 г. по сравнению с июнем 1997 г. (см.табл.2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В табл. 2 даны средние по России цены на энергоносители на 1997-2000 гг. - с учетом выполнения постановлений Правительства РФ от 26.09.97 г. № 1231 по электроэнергии и от 03.04.97 г. № 389 по газу, а также исходя из дол оплаты населением стоимости ЖКУ согласно концепции реформы ЖКХ РФ. Тариф на электроэнергию для населения в 2000 г. должен быть равен ее фактической стоимости, согласно Постановлению Правительства РФ от 26.09.97

Вестш ФЭК России

ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Таблица 4

Доля платежей населения в общих расходах по поставке ЖКУ в % от стоимости

Год Электроснабжение Газоснабжение Теплоснабжение и остальные ЖКУ Все ЖКУ

1997 (июль) 30 55 30 30

1998 50 80 49 50

1999 75 100 56 60

2000 100 100 65 70

* Примечание: Определена доля платежей населения до 2000 г. с учетом выполнения Постановлений Правительства РФ от 26.09.97г. №1231 по электрической энергии и от 03.04.97г. №389 по газу, а также, исходя из доли оплаты стоимости Ж1 населением, согласно Концепции реформы ЖКХ РФ.

N1231. Фактическая стоимость электроэнергии на напряжении 220 В в июле 1997 г. составляла 490 руб./ кВт.ч в среднем по РФ в городскил домах, оборудованных газовыми плитами (по расчетам ФЭК России и РАО «ЕЭС России» ). Следовательно, тариф на электроэнергию для населения должен быть повышен до 490 руб'/кВт.ч.

В таблице ? приведена средняя по РФ оптовая цена «Газпрома» на газ, продаваемый газораспределительным организациям и предназначенный для населении.

Населению реализация газа производится по оптовой цене «Газпрома» с добавлением НДС и надбавки газораспределительной сети. Рост тарифов на тепловую энергию для населения определяется темпом роста доли платежей населением стоимости услуг ЖКХ согласно «Концепции», с понижающим коэффициентом, учитывающим опережающий рост оплаты электроснабжения, согласно вышеупомянутому Постановлению Правительства РФ, а также долю электроснабжения в платежах населения в 1997г. на основе выборочных данных по городам РФ (см.табл.З).

Следует, однако, отметить, что реализация намеченного повышения доли оплаты населением электроэнергии. газа и других ЖКУ во многих регионах затруднена из-за низкого уровня жизни населения. Поэтому необходимы детальные аналитические расчеты стоимости ЖКУ оплачиваемой населением с учетом душевого дохода и прожиточного минимума и вы явление регионов, где реализация федеральных ст андартов концепции реформы ЖКУ в РФ и цен на электрическую энергию и газ практически невозможна до 2000 т., как это предусматривается Постановлениями Правительства РФ.

Задолженность населения по оплате ЖКУ I» процентах к месячному начислению достигла 50% (в отдельных регионах и выше) в конце 1997 г. (Российская газета. 26.02.98 г., стр.3). В конце 1996 г. фактическая оплата населением ЖКУ составляла 71% от начисленной оплаты. Индекс цен на ЖКУ насело нию составил 131,4% в 1997 г. по сравнению с 1996 г Следовательно, фактическая оплата в 19У7 г. составила 0.5 х 131,4% = 65,7% от начисленной опла-

ты ЖКУ в конце 1996 г. Абсолютная величина фа-тической оплаты ЖКУ в конце 1997 г. была на 5,С ниже, чем в 1996 г., т.е. повышение тарифов наЖЮ привело к обратному эффекту - падению сбора средств с населения. Из этого вытекает, что единственный путь повышения доли оплаты населением жилищно-киммунагс ных услуг - дифференциация их оплаты ь завися-мости от качества и размеров жилья и объег»;! услуг. В настоящее время население резко диффг ренцировано по доходам и качеству жилья. Одна-квартплата практически не связана с качеством и раг> мером жилья. Поэтому необходимо, чтобы оплата жилищно-коммунальных услуг увеличивалась лишь по меоь роста доходов при использовании населением 1 и услуг в пределах социальной нормы жилья и норма тивов потребления жилищно-коммунальных услуг, относится к малоимущему населению и тем граж<1-нам, доходы которых ниже среднего по России (по региону). Таких граждан в 1997 г. - 62% населения Рс . сии.

Повышенная плата должна вводиться - вплоть дс альной стоимости - за превышение социальной нк-мы жилья и нормативов потребления жилищно-1 мунальиых услуг с учетом установленных закон, тельными актами прав граждан на дополнитоль площадь и защиту интересов семей, состоящих инвалидов и пенсионеров. В ряде регионов ст; платы за жилье увеличивается лишь за превы ние социальной нормы на определенную велич^ (например, в Москве на 7 кв.м. на человека). Крг того, необходима дифференциация оплаты по ка-ству жилья, с уменьшением оплаты жилья низ качества даже в пределах социальной нормы жъ по площади. В ряде регионов уже многое делае^ в этом направлении (Москва, Кемеровская Ниже-родская област и и др.).

Такой подход позволит избежагь негативных со. альных последствий жилищпо коммунальной роп мы.

Из изложенно! о следует необходимость дальней, го совершенствования концепции реформы ЖКХ » состоящей в определении динамики роста дс платежей населения по видам ЖКУ до 2000 г.

ОКТЯЕГ 195:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.