«естник ФЭК Росою
ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Н.Д. Бойко, Первый заместитель Председателя ФЭК России,
Л.И.Кузовкин, д.э.н. лае.лабораторией Института микроэкономики при Минэкономики РФ, ¡'.П.Кутозой, Заместитель Председателя ФЭК России
О ТАРИФАХ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ
Среди жилищно- коммунальных услуг важнейшую жизнеобеспечивающую роль играет электроснабжение. Известно, что с СССР и России все жилищно-коммунальные услуги населению. кроме электроснабжения, дотировались из бюджета. До 1992 г. тариф на электрическую энергию для населения соответствовал реальной стоимости электроснабжения населения и составлял 4 коп./кВт.ч, а средний тариф для промышленных потребителей 1,8 коп./кВт.ч, т.е. более чем в 2 раза (в 1991 г. - в 1,8 раза) ниже, чем у населения. Это экономически обоснованно, т.к. населению отпускается электроэнер гия по сетям низкого напряжения что требует значительных дополнительных затрат энергосистемы по сравнению с промышленным потребителем, подключенным к сетям высокого напряжения.
Во всем мире промышленные потребители платят за электроэнергию в 1,6-2 раза ниже, чем население ниже для них и доля Нсиюгов в тарифе. Однако за годы реформы (1992-1996 гг.) тариф на электроэнергию для населения оказался в среднем по России более, чем в 3-4 раза ниже реальной стоимости электроснабжения населения, а по некоторым регионам даже в 5-6 раз. Следует отметить диспропорцию цен на электроэнергию по сравнению с другими потребительскими товарами и услугами. Если в 1990 г. буханка хлеба стоила 5 кВт.ч, то в 1997 г. - 20 30 кВт.ч, т.е. электроэнергия обесценилась в 4-6 раз по сравнению с хлебом. В 1990 г. проезд на городском транспорте стоил 1,25 кВт.ч, в 1997 г. - 10-15 кВт.ч, то есть электроэнергия обесценилась в 10-12 раз. Аналогично обстоит дело при сопоставлении стоимости электроэнергии с другими потребительскими товарами и услугами. В 1990 г. доля расходов на электроэнер! ию в среднем душевом доходе городского населения России при потреблении 50 кВт.ч электроэнергии на чиловека в месяц составляла 2%, а в I кь. 1997 г. всею лишь 0,6%. Следовательно, тариф на электроэнергию для населения по отношению к среднедушевому доходу занижен более, чем в
3 раза. По отношению к средтой геном по Рооси/i доля затрат на электроэнергию составляла в 1990 г. около 2%, а в I кв. 1997 г. - 1,6%, т.е. лишь на 25% нижо. чем в 1990 г.
По данным F'AO «ЕЭС России», в мае 1996 г. средний тариф по всем группам населения РФ, включая городское и сельское, льготные г pyi ты. составлял 68 руб./кВт.ч при среднем тарифе для собственных потребителей около 190 руб./кВт.ч и тарифе для регулируемой группы потребителей (промышленность, транспорт) 220 руб./кВт,ч. В июле 1997 г. средний фактический тариф для населения составлял 08,5 руб./кВт.ч, средний тариф для всех потребителей - 224 руб./кВт.ч, а для промышленности и транспорта - 244 руб./ кВт.ч. Отсюда следует, что с мая 1996 г. по июль 1997 г. тариф для населения вырос на 30%, средний тариф в АО-энерго - на 17,9%, а для промышленности и транспорта - на 10,9%. Появилась тенденция опережающего роста тарифа для населения на 10% по сравнению со средним тарифом и замедленного роста тарифа для промышленности и транспорта. По данным Госкомстата РФ, в декабре 1997 г. индекс среднего тарифа на электрическую и тепловую энергию (по сравнению с декабрем 1996 г.) составил на 106,6%, а индекс тарифа на электрическую энергию для населения - 136%, т.е. в 1,27 раза больше. В то же время утвержденный РЭКа-ми тариф для городского населения, проживающего в домах с газовой плитой, составлял около 150 руб./ кВт.ч в июле 1997 г. в среднем по России. Фактический тариф был значительно ниже из-за пониженного тарифа (коэффициент 0.7) для городского населения в домах с электроплитами и сельского населения, а также наличия льготных групп населения, имеющих 50% скидку с тарифа и потребляющих около 50% электроэнергии.
Льготные тарифы на электроэнергию для населения и сельского хозяйства вызвали дополнительный рост на 30-50% тарифа для промышленных потребителей. Эта финансовая нагрузка является чрезмерной для
промышленности и усугубляет кризис неплатежей и спад производства. Особенно напряженная ситуация сложилась в регионах, где доля промышленности мала. А это негативно отражается в конечном счете на населении. Дополнительная нагрузка на тариф для промыи тонных потребителей со временем нарастает, поскольку их элекч ропотребление снижается и связи со спадом производства, а в бытовом секторе растет. В целях поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования населения в электроэнергетике постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. №121 «Об основах цонообразования и порядке госу дарственного регулирования и при менения тарифов на электрическую и тепловую энергию» п.5 предусмотрено региональным энергетическим комиссиям, начиная со II ке1997 г., устанаиливать тарифы на элекгри ческую энергию для населения не ниже расчетной средней себестои мости производства, передачи и рас пределения энергии в регионе для всех производителей. В Постановлении Правительства Pet от 3 апреля 1997 г. N»389 «О поэтап ■ ном прекращении перекрестного субсидирования в отраслях есге ственных монополий» поручено ФЭК России и Минэкономики России вс II кв. 1997 г. разработать и утвердить методические рекомендации по применению ступенчатых тарифов на электрическую энергию для населения в зависимости от объемов ее потребления. ФЭК России по согласованию с Минэкономикой РФ разработал и утвердил указанные Рекомендации (Решение ФЭК России от 18 апреля 1997 г. №71). Рекомендации согласованы с Минюстом Рос сии 9 июня 1997 г. и пуоликуются в дат ном выпуске «Ватника ФЭК». Они раг работаны на основе научных исслед( ваний, выполненных Институтом микроэкономики Минэкономики России и основаны на учете нормативного электропотребления в расчете на человека. 29 апреля 1997 г. эти Рекомендации были обсуждены и е целом одобрены на Всероссийском семинаре региональных энергетических комиссий и региональных АО-энег
ОКТЯБРЬ 1 99Е
ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Ь.
:ове, и в мае 1997 г. разосланы во -г оы Рхсии.
=эсии рекомендовала принять зенцированные по объемам стребления ступенчатые та-¿ля населения еще с 1 авгус-рв г Были рекомендованы три ■■•арифа на электроэнергию *те на абонента, единые по —ане.
—юпогреблении до 75 кВт.ч
- ^ОО руб./кВ1.ч, свыше 75 -з 200 кПг.ч в месяц - 200 - ч "выше 200 кВт.ч в ме-
*ОС пуб./кЕ!т.ч.
1996 г. 6 регионов стали ступенчатые тарифы с немодификацией. 397 г. трехступенчатые и ^атые тарифы на электро-лля населения применяют-^Э-энерго: Владимирэнер-го, Нижнопонерго (6-сту тариф), Комиэнерго, Пско-Дагэнерго, КабБалкэнерго -сканер! о, Пензаэнерго, о Дальэнерго, Камчатскэ-пинэнерго.
ь й опыт показал и отри моменты применения сту-ззифов в расчете на або-кде псего, такие тарифы не -эстав семьи абонента. В большие семьи оказались -ом положении: при оди-
- хтропотреблении в расиста человека они долж-
гить больше, чем мало-;емьи Кроме того, при
- :>ой дифференциации -зсифа на электроэнергию
,ровня жизни населе-.снам установление еди-'.не ставок ступенчатого населения также не оп-г >оеых рекомендациях эти факторы устранены. _ем в регионах проводи--<и дифтарифов на ос-ендаций». ФЭК России и ■. оэкономики оказывали по их формированию, лализации дифтарифов с -;ства членов семьи дело го из-за необходимости ,'гтемы оплаты за элект-Iселением с учетом со-:->энента. Тем не менее результаты. В АО «Са с 1 августа 1997 г. вве--.енчатые тарифы с уче--пенов семьи: для се--•г'-овек норматив электро I расчете на абонента а кВт.ч в месяц и тариф «Вт ч в пределах этого ¿ктропотробления, за мое элеюропитреЬле-■зеодится по тарифу 400 _-■= семьи из 4-х и более ¡гг.:е злоктропотребления
на абонента составляет 400 кВт.ч в месяц.
Население представляет раз в год справки (заверенные в ЖЭКах) о составе семьи абонента в квартире (доме) в Энергосбыт. Для упрощения контроля на первом этапе контроль за оплатой целесообразно осуществлять раз в год, как это сделано, например, в АО «Кам-чатскэнерго». Возможно применение скользящего графика проверки счетчиков абонентов по районам с целью сокращения штаба контролеров. В Постановлении Правительства Москвы от 1 июля 1997 г. и «Программе дальнейшего реформирования жилищно-коммунального хозяйства г.Москвы» намечено перейти в 1997 г. к дифференцированным по объемам электропотребления тарифам на электроэнергию и нормативам электропотребления в расчете на человека или абонента. В постановлении Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N91231 «О поэтапном прекращении перекрееттного субсидирования и доведении уровня тарифов на электроэнергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения» утвержден график поэтапного доведения тарифов на электрическую энергию для населения в 1997-2000 гг. до фактической стоимости электроэнергии на напряжении 220 В. ФЭК России поручено разработать рекомендации по установлению тарифов на электрическую энергию для населения в соответствии с фактической ее стоимостью и учетом уровня жизни населения региона. 11-12 ноября 1997 г. ФЭК России провела Всероссийский семинар руководителей РЭК и АО-энерго «Вопросы формирования тарифной политики в свете прекращения перекрестного субсидирования потребителей электрической и тепловой энергии», на котором значительное внимание было уделено тарифной политике на электрическую энергию для населения. Один из авторов статьи - А.И.Кузовкин выступил на этом семинаре с докладом "Рекомендации по установлению тарифов на электрическую энергию для населения в соответствии с фактической ее стоимостью с учетом уровня жизни населения региона", в котором содержались результаты исследований, выполненных в Институте микроэкономики при Минэкономики РФ. Указанный проект в настоящее время дорабатывается с учетом предложений ФЭК России и РЭК.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 26.09.97 г. №1231 ФЭК России разработала и утвердила «Рекомендации по установлению тарифов на электрическую энергию
для населения в соответствии с фактической ее стоимостью с учетом уровня жизни населения региона» (постановление ФЭК России от 5 декабря 1997 г. №125/2). В Рекомендациях приведены общие принципы и методология установления соответствующих тарифов для населения в зависимости от реального уровня доходов различных его групп; определены меры по снижению фактической стоимости производства, передачи и распределения электрической энергии, а также установления ступенчатых тарифов на электрическую энергию для населени! I дифференцированных по уровням электропотребления. Ступенчатые тарифы устанавливаются РЭК, исходя из уровней социальных норм потребления электроэнергии, определяемых РЭК по данным анализа электропотреб-ления по 6 группам населения (по уровню дохода).
1-ая группа: потребители с наименьшим доходом (ниже прожиточного минимума по региону). Тариф для данной группы составляет не менее 50% от средней расчетной себестоимости электроэнергии по соответствующему региону. Тариф на уровне не менее 100% средней расчетной себестоимости электроэнергии по соответствующему региону устанавливается для потребителей 5-ой группы с доходами, значительно выше прожиточного минимума. Наконец, для 6-ой группы потребителей с доходами, превышающими прожиточный минимум на несколько порядков, тариф на электроэнергию устанавливается на уровне 100% фактической стоимости электроэнергии по классу напряжения 220 В по соответствующему региону плюс норма прибыли. Однако практически невозможно собрать объективную информацию об уровнях дохода по 6 группам населения. Поэтому на практике выделяется лишь группа малоимущего населения, получающая субсидии по оплате ЖКУ. Число ступеней тарифа и их предельные значения могут быть изменены РЭК до двух или трех в целях упрощения. При месячном уровне электропотребления в пределах одной из ступеней уровня расхода потребитель оплачивает всю потребленную электроэнергию по тарифу, установленному для данной ступени. Изложенный в рекомендациях ФЭК подход соответствует 6-ти ступенчатому тарифу на электроэнергию для населения, применяемому в Нижегородской области в расчете на абонента. Указанные Рекомендации не учитывают количество членов семьи абонента.
Поскольку в рекомендациях ФЭК в явном виде не вводится социальный
Нешик m РоМм
ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
норматив электропотребления в рас чете на человека (исключение сделано лишь для многодетных семей), то фактически речь идет об уровне электропотребления и, соответственно, ступени тарифа в расчете на абонента (семью), независимо от состава семьи.
Однако, социальный норматив электропотребления в расчете на человека для семей из 1, 2, 3, 4 и более человек (а не только многодетных семей) существенно различается (на 20-30% и более). Семьи с одинаковым уровнем душевого дохода, но различным составом будут иметь различные уровни электропотребления в расчете на человека, так как социальный норматив уровня электропотребления и ступень тарифа определяются в расчете на абонента. Поэтому Рекомендации ФЭК России необходимо развить в направлении определении социальных нормативов электропотребления в расчете на человека. Кроме того, в них нет методики оценки предельно допустимых по душевому доходу в регионе тари фов на электроэнергию для населения. Fie л и для 1-й группы населения с душевым доходом ниже прожиточного минимума предусматриваются соответствующими законами субсидии на жилищно-коммунальные ус-jiyin. в том числе электропотребление, в пределах нормативов их потребления, то для друг их групп населения с доходами иыше прожиточного минимума, но ниже среднедушевого дохода в регионе (62% от всего населения России по данным Госкомстата РФ), вопрос о субсидиях в Рекомендациях не ставится. Напри мер. для 5-ой группы потребителей с доходами значительно выше про житочною минимума (насколько выше - неизвестно), тариф составлю ет 100% средней расчетной себестоимости. Однако, в пропеденных нами расчетах в 13 регионах предельно допустимый тариф на электроэнергию по среднедушевому доходу в мае 1997 г. оказывается ниже себестоимости (за I полуюдие 1997 г.). Очевидно, выделять субсидии 62% населения с доходом ниже среднедушевого в регионе затруднительно, так как это потребует больших затрат. В I полугодии I997 г. среднедушевой доход в РФ составлял 875 тыс.-руб. (более 2,1 прожиточного мини муми) прожиточный мииимум - 410
тыс.руб. Около 21% населения имели душевой доход ниже прожиточного минимума, 42% населения РФ имели душевой доход ниже 1,5 прожиточных минимума. По-видимому, целесообразно устанавливать предельный тариф на электроэнергию, исходя из душевого дохода, равного 1,5 прожиточных минимума. Тогда для 42% населения РФ необходимо выделять субсидии за электроэнергию в пределах норматива электропотребления. Каждая РЭК должна принимать решение о тарифе на электроэнергию для населения с учетом конкретной ситуации в регионе (принятого норматива электропотребления на человека в месяц, прожиточного минимума, среднедушевого дохода, возможностей субсидирования населения). Как показывают расчеты, выполненные в Институте микроэкономики при Минэкономики РФ, предельный тариф на электроэнергию для I ород-ского населения в домах с газовой плитой по прожиточному минимуму в РФ равен 20и руб./кВт.ч. (что выше средней себестоимости, равной 190 руб./кВт.ч.), по среднедушевому доходу - 415 руб./кВт.ч. Следовательно, тариф может быть повышен со 150 руб./кВт.ч. в июле 1997 г. до 200 руб./ кВт.ч. по прожиточному минимуму (на 34%) и до 415 руб./кВт.ч. по душевому доходу, т.е. в 2,8 раза (при выплате субсидий 62% населения). Тогда дополнительные расходы населения на оплату электроэнер| ии при месячной норме потребления 50 кВт.ч. на человека в месяц состав ляют 265 руб./кВт.ч. х 50 кВт.ч. = 13250 руо. в месяц или 15% сред недушевого дохода в РФ, а полные расходы на электроэнергию составят 2,4% этого дохода. Напомним, что в 1990 г. в СССР расходы населения на оплату электроэнергии составляли около 2% среднедуше вого дохода. Повышение тарифа населения до 415 руб./кВт.ч. приведет к снижению тарифов для про мышленности и транспорта на 25%, снижению себестоимости промышленной продукции, росту производства и, в конечном счете, снижению цен на потребительские товары для населения. Кроме того увеличится доля оплаты деньгами за электро энергию в АО-энерго на 10-15% (с 10-14% до 20-30%). Это существенно улучшит финансовое положение
АО-энерго, снизит их задолженность перед бюджетом и поставщиками, что приведет к снижению задолженности по зарплате.
Электропотребление
населения В 1996 г. электропотреблепие населения составило 100,46 млрд.кВт.ч, по данным Госкомстата РФ, в том числе проживающие в сельской местности потребляли 24,88 млрд. кВт.ч. Жилищно-комму■ нальное хозяйство в 1996 г. потребляло 46,2 млрд. кЬт.ч электроэнергии. В расчете на одного человека среднемесячное электропотребление населения составило 57,2 кВт.ч. Норматив алектроптребления б среднем составляет около 50 кВт.ч в месяц (расчет дан по нормативам, предлагаемым ФЭК России с учетом количества членов семьи и типов используемых плит для пищеприготов-ления). Следовательно, в 1996 г. фактическое элекгропотребление превышало нормативное примерно на 15%. В 1997 г. наблюдался дальнейший рост электропотребления в расчете на человека.
Нормативы злею ропотребления
При установлении тарифов на электрическую энергию для населения нужно руководствоваться следующими общероссийскими нормативами минимальных уровней потребления электроэнергии (в киловатг-часах) в расчете на одного человека в месяц (числитель)/год (знаменатель) - см. Таб.1.
Указанные нормативы основаны на -Методике определении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг >, утвержденной Комитетом Российской Федерации по муници пальному хозяйству 22 ноября 1993 г. №60 (увеличение значений нормативов электро! ютребления связано с ростом минимально! о социального уровня электропотребления за последние годы). Для районов, где применяется электроотопление и электроподо! рев для горячег о водоснабжения жилых домов, нормативы определяются на основе п. 5.6 вышеуказанной -Методики». Исходи .13 меснь-х условий, регио нальные энергетические комиссии и органы местного самоуправления могут принимать другие нормативы
Таблица 1.
№ Тип домов и квартир Ед.изм. При составе семьи(человек)*
1 2 3 4 и более
1 С газовыми плитами кВт.ч. 50/600 40 480 35/420 30/360
2. С электроплитами кВт.ч. 110/1320 80'960 70/840 60/720
3. С огневыми плитами кВт.ч. 55/780 55'650 50/600 45/540
* Для сокращения расчетов может приниматься /шугая группировка, Hanpnvev - дг"ч cj - чда - - д.™я "емьи (2 и ho лее чел.).
ОКТЯБРЬ 1098
ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
(•«нимальных уровней потребления ц-ектроэнергии с последующим солением ФЭК России. Е -аблице приведены среднемесяч-чормативы электропотребления населения. Региональные энер-еские комиссии могут устанав-дифференцированные по се-м года месячные нормативы -□опотребления, осуществляя -1ный контроль за факггичес--ектропотреблением. В случае -ической целесообразности ель за фактическим электропот-ем осуществляется за год на годовых нормативов электропения. Целесообразно также -овать норматив среднесуточ->1ектропотребления населе-„елью правильного учета оп-пектроэнергии за норматив-т сверхнормативное электро--ение, если абонент (семья) -еает электроэнергию не-эаз в течение месяца.
ультаты расчетов пре-
о допустимых уровней фов на электроэнергию для населения РФ
-ы предельно допустимых тарифа на электроэнергию ел.недушевому доходу и про-минимуму населения при -.■вном электропотреблении ы Институтом микроэконо-иинэкономики РФ по данным ;,шевого дохода в регионах май 1997 г. при следующих ожениях:
оплаты электроэнергии в :/мме оплаты жилищно-ком--ых услуг населением состав-
20%;
оплаты жилищно-комму-услуг в душевом доходе
- 12%;
ггив электропотребления 50 ^ месяц на одного человека, -оматив соответствует норма-опотребления, использо-Госстроем РФ при расчете -аного стандарта стоимости авления ЖКУ на 1997 г. С вороны, это норматив элек-ебления для одинокого че--роживающего в домах с га-той, предлагаемый в «Реко-по установлению стимули-знергосбережение дифферентах по объемам энергопотреб-«сЬое на электрическую энер--аселения», утвержденных ФЭК России 18 апреля протокол №71.
расчетов показали: □но допустимый тариф на гию по душевому дохо--зрмативном электропот-50 кВт.ч в месяц) оказал-:оедней себестоимости
электроэнергии в АО-энерго в 13 регионах России.
2) Предельный тариф при доходе семьи, не превышающем прожиточный минимум, ниже средней себестоимости электроэнергии в 51 региональном АО-энерго. Эти результаты не изменились и к концу 1997 г., так как реальные среднедушевые доходы по этим регионам и в целом по РФ возросли за весь 1997 г. на 3,5%, по данным Госкомстата РФ.
АО-энерго, где предельный тариф по душевому доходу ниже средней себестоимости электроэнергии *
1 .Архэнерго
2. Владимирэнерго
3.Ингушэнерго
4. КабБалкэнерго
5. Калмэнерго
6. Камчатскэнерго
7. КарачЧеркесскэнерго
8.Курганэнерго Э.Магаданэнерго (Чукотка) Ю.Мариэнерго "
11. Мордовэнерго
12. Сахалинэнерго 13.Читаэнерго
Принятая в расчетах доля расходов населения на оплату ЖКУ в душевом доходе 12% значительно выше, чем ее фактическая величина в начале 1997 г. - 7% в среднем по РФ (с колебаниями по регионам от 4% до 10%). Принятая в расчетах доля оплаты электроэнергии в общей сумме оплаты ЖКУ населением 20% также выше, чем в среднем по РФ -по выборочным данным в марте 1997 г. эта доля составляла 16,2%. У местных органов власти остается возможность некоторого снижения норматива электропотребления (на 10-15%) и увеличения тем самым уровня предельно допустимого тарифа на электроэнергию. Однако, это практически не меняет результатов расчетов.
Указанные 13 АО-энерго относятся к следующим экономическим районам РФ:
1) Центральный
2) Северо-Западный
3) Северо-Кавказский
4) Волго-Вятский
5) Уральский
6) Восточно-Сибирский
7) Дальневосточный
Введение федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых ЖКУ на 1 кв.м общей площади для экономического района и расчета на его основе величины трансфертов федерального бюджета субъекту РФ (региону) может быть неоправданным ввиду резкой дифференциации регио-
*Придргезпектроэнергш20%В1Х1латежишц-но-коммр вльнык услуг.
нов по среднедушевому доходу, а также себестоимости ЖКУ внутри экономического района. Анализ данных по регионам показывает, что, например, средняя себестоимость электроэнергии за 1 полугодие 1997 г. в АО Владимирэнерго - 253,4 руб/кВт.ч - значительно выше, чем в других регионах Центра, а душевой доход, наоборот, ниже. Кроме того, есть регионы, где душевой доход ниже прожиточного минимума, и они, по-видимому, должны рассматриваться отдельно на федеральном уровне при определении трансфертов на дотирование ЖКУ. Тарифы на электроэнергию для населения утверждаются региональными энергетическими комиссиями в соответствии с законом, поэтому прогноз ожидаемого изменения тарифа на электроэнергию на следующий год должен производиться РЭК. ФЭК России на основе прогнозов РЭК дает прогноз среднего тарифа по экономическим районам. В сентябре 1997 г. тариф на электроэнергию для городского населения в домах с газовыми плитами был выше средней себестоимости электроэнергии за I полугодие 1997 г. в регионе в 12 АО-энерго из 72 - хотя по уровню жизни населения большинство регионов (60) могут повысить тариф на электроэнергию для населения до уровня средней себестоимости электроэнергии в регионе и выполнить постановление Правительства РФ от 26.09.97 г. №1231. Следует отметить, что в АО Дагэнерго тариф на электроэнергию для населения значительно выше средней себестоимости и даже среднего тарифа в АО-энерго, хотя в Дагестане среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Кроме Дагестана среднедушевой доход ниже прожиточного минимума в Ингушетии, Коми-Пермяцком АО и Читинской области.
В заключение приведем
список регионов, где действующий тариф на электроэнергию для городского населения в домах с газовыми плитами выше средней себестоимости электроэнергии в регионе:
1.Белгородэнерго
2.Дагэнерго
3. Иркутскэнерг о
4. КабБалкэнерго Б.Карелэнерго
6. Красноярскэнерго
7.Мосэнерго (город)
8.Ростовэнерго Э.Хабаровскэнерго Ю.Хакасэнерго
11 .Чувашэнерго (при эл/потр.свыше
75 кВт.ч) '
12. Якутскэнерго
Действующие и предлагаемые тарифы на электроэнергию для городского населения регионов России, проживающего в домах с газовыми плитами: - ...рубЛкВт.ч.
(1 человек)
№ Энергообъединение Средний Тарифы для городского Прожиточный Душевой Предельный тариф при норме потребл.
пп тариф населения в домах с минимум вер. на доход в 50 кВт.ч\чел.мес. и доле оплаты эл.эн.
в сент. газовыми плитами душу населения в мае
1997г. 'ее., май 1997г. 1997г. 15% 20%
действ, в сентябре 1997 г. новый, равный средней себест. электроэнергии за 1 п/г 1997 г. тыс.рублей тыс. руб. с учетом прожит. миним. душ. дохода с учетом прожит. миним. душ. дохода
1. А страханьэнерго 200 140 180,2 361,6 524,9 130 189 174 252
2. Белгородэнерго 236,71 200 196,2 324 595,2 117 214 156 286
3. Владимирэнерго 317,98 100 253,4 343,2 473,6 124 170 165 227
4. Волгоградэнерго 199 120 202,4 320 585,2 115 211 154 281
5. Вологдаэнерго 267,72 140 232,7 411,5 790,5 148 285 198 379
6. Воронежэнерго 302,5 150 231,3 316,5 524,7 114 189 152 252
7. Ивэнерго 310 140 226,9 322,3 480,6 116 173 155 231
8. Калугаэнерго 285,85 70 221,5 328,1 591,3 118 213 157 284
9. Костромаэнерго 246 100 229,7 321,6 596,2 116 215 154 286
10 Курскэнерго 224,07 150 190,7 310,7 510,3 112 184 149 245
11. Липецкэнерго 248,08 120 212,5 325,1 709,9 117 256 156 341
12 Нижновэнерго 237 180 212,7 323,7 564,8 117 203 155 271
13. Орелэнерго 209 160 208,1 329,7 499,9 119 180 158 240
14 Рязаньэнерго266,11 150 245,4 315,8 528,3 114 190 152 254
15 Тамбовэнерго 269,1 150 228,6 274,6 492,7 99 177 132 236
16. Тверьэнерго 192 72 226,9 317,5 470 114 169 152 226
17. Тулэнерго 240 100 200,5 305,5 602,7 110 217 147 289
18. Ярэнерго 253,08 120 232,2 350 632,2 126 228 168 303
То ЮовЯ'нЪрЪО (сороо), и т.ч. 278 180 160,2 МИ Г .100 7 Я/.Н» .1 Ы)3,4 то 133 1 if.ii .'1 1 1 .тн
Мосэнерго (область) 245,7 130 160,2 1Н1 177 24/
20- Архэнерго, в т.ч. 368 170 324,5 481.4 627,8 173 226 231 301
Ненеикий авт.округ 0 611.5 1011 220 364 294 485
21. Брянскэнерго 310,97 105 231,9 297,8 508,1 107 183 143 244
22. Каоелэнерго 224,9 150 135,9 494.4 893,9 178 322 237 429
23. Колэнерго 166.23 110 121 554,8 1314,2 200 473 265 631
24. Комиэнерго 274 200 262,1 480,3 897.7 173 323 231 431
25. Новгородэнерго 265,63 200 233,7 357,5 639.6 129 230 172 307
26. Псковэнерго 272,29 234 257.1 179 97 527,7 65 190 08 6 253
27. Смоленскэнерго 237.06 120 248,5 173,95 624.4 63 225 08 3 300
28, Янтарьэнерго 225,06 195 228,2 159,74 594,9 58 214 07 7 286
29. Ленэнерго (город) 283 150 212,2 148,54 954 53 343 07 1 458
Ленэнерго (область) 213,1 120 212,2 148,54 607.9 53 219 07 1 292
30. Дагэнерго 145 153,84 97,3 68,11 271,2 25 09 8 03 3 130
31. Ингушэнерго 248,4 116.4 291,1 203,77 228,2 73 08 2 09 8 110
32. КабБапкэнерго 292,03 250 248 173,6 366,4 62 132 08 3 176
33. Калмэнерго 288,6 180 228 159.6 417,9 57 150 07 7 201
34. Кара ч Черкесскэн. 276,64 154,06 227,1 158.97 431,4 57 155 07 6 207
35. Кубаньэнерго 268 120 226,6 158,62 538,9 57 194 07 6 259
36. Ростовэнерго 252,21 250 245,9 172,13 630,2 62 227 08 3 302
37. СевКавказэнерго 247.92 200 211,2 147.84 436,9 53 157 07 1 21С
38. Ставропольэнерго 255,4 150 232,8 162.96 536,8 59 193 07 8 258
39. Мариэнерго 270,64 138 210,6 147.42 391,2 53 141 07 1 188
40. Мордовэнврго 262,5 200 242.6 169,32 480,5 61 173 08 2 231
41. Пензаэнерго 257 120 227 158,9 481,4 57 173 07 6 231
42. Самараэнерго 236,42 125 181,7 127,19 847,9 46 305 06 1 407
43. Саратовэнерго 249,86 90 215,5 150,85 473.4 54 170 072 227
44. Ульяновскэнерго 234 130 208,8 146.16 502,9 53 181 07 0 241
45. Чуеашэнерго 191,5 120 123.2 86,24 473,4 31 170 04 1 227
46. Татэнерго 193,2 163,5 185,1 129,57 617.1 47 222 06 2 296
47. Башкирэнерго 176 100 0 592,9 ООО 213 ООО 285
48. Кировэнерго 263,9 120 220.6 154,42 586 5 6 211 07 4 281
49. Курганэнерго 307,55 190 241.3 168 91 455,6 61 164 08 1 219
Вест ФЭК России
ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
О о «о ч ч СО ^ к (О со СО О» см ч СП см 1 072 1 383 1 913 (О см со СО см 00 ч см ■О СО ч г* со ч см СО см со со со см т— ч о § о ч см см ч о ч СО СО <3 Г* СО 1ч О) со о> см СО (4 О) со Й ч г» 1о со О т— со ю ч
со ч К о о о о ^ см СП о> 10 со гч к см о о о а о со со ч СО N о СМ 00 СО <М ^ о см ч ч см Гч см <3 о о О» см о со см СО см к СМ см ГМ ч ем ем ч Гч ч Гч ч Гч Гч со со ч ем со со ч о о ем
ю Й СМ СО со «м й см о см см см см ч о во вь г со ч ^ Г* (О ^ (О ГЧ ^ (О со т— (О а (О ч со см ю см ел о со <3 % о со ** со ю ^ со <3 со 00 см К ем Ю СО ч со ч ч СМ Г^ (О со ч ч ч со со со со см Гч со ч со
(О со со со о о о со 10 ** о> ч т» со см со о СМ о < о о о о Гч со ^ 00 со ^ СО СО ^ £ ^ СО со СО со см СО <о ** о 1 о ч (О о см о со ^ ** со со СО со со Гч Гч СО со ^ со со 00 ем см со ^ со со <3 "О
624,9 со со" т- СП О) со см 00 о" Т-» (О со со" ^ со £ в см <м в 00 см со <о" со а> со со оГ ч ч со оГ со ч к со со ч> о О) о (О О) к со СО о> (О" со о> Гч" Й 00 о> <з" о ю со о> со ч см см" к ге к о> ем ч ч см 1ч со Й ч ч ем со со О) со о й со £ г» со 3 со
100,31 ^ со со" ч ю к." со ч со ч" ^ ч со 3* со ч к." Гч 'О »-Г со со 00 <М со со о" со ч ч со" от ч о> ^ ч со <3 СО "О £ со см СО ч 00 ю ч со Й ю 00 со" -Г ч со К* ч ч" § СП ^ СО О) со 00 см со" 1 со 00 ем со" К см со" о ю £ О) Гч ч
143,3 СО см" см о Гч О»" со г» со й"1 О) оо о" к см" со о о со о" о су о см <о" о см (О ю" ч см. 5 О) £ 00 см (О к" ^ су о см 1о" со ч со" ?! 0> со" ч ^ Гч р> см ем § со 00 ю" гг ^ см" ю ем Й* О) ю" со к со а> ч ^ 8" со ч сэ" со см о а> ^
о со о СО «о см !Р см <3 со ^ <3 со о со 15 О) со о о к ¡3 т- <3 о 1ч (О о о о о ем о ю ем о ю со о о см о о ем <3 о см о "О со <3 со со о о со
190,6 см (О СО <о ем о со см О) СМ см 2 о" ¡о см О! Ч со" см о> со см" $ см СО ч" 00 14 т-Г <о 1о к « к* см <3 со к гч" ч ^ СО оГ £ со со со со ю" оо Гч" $ Гч Г* Гч со й со ч со" со со со со о"
Оренбургэнерго 5* £ со о" & 0) X т 1 0 Е в 10 Г 1 1 1 3 г 5 о (и & X «0 О <§ 09 О 0 0) X Г> Е 1 0 & X « ю 1 э- Е ф о" % 0) X 0 1 I ф г 0 Е ф <в и X 1 1 'г Е X Я §■ 0 Е ф со З1 ф X 1 0 § 1 э1 Е ф о' <\) & X о >3 (0 Е '3 1« Е е; 2 3 с о ф а. о ф X о Е ! о <ч> & X 2 о Е * 0 |\) & X 2 и 1 X о СО £ о (и & X 2 и & УО 3 и о ф г о (0 & X 2 о г о о СЧ» & X 2 и г £ о л> & X о и с3 я ^ 2 3 Е о <и -а с; п ф «о о си & X о «в Е 3 з- 0 1 ф X « и о со ч § 0 1 ф X 1 о л» & X л Л ц а о <\> & X 2 о Е со э- г о с\> & X о X СО 'о со <0 со г 2 Е I зг Е ф о X со <0 <м о 2 о го & X о X 3 § <0 о 0 СУ) & X 2 и ф а >2 А 0 си а ф X 2 о Е £ о; & ф в 1 и >3 3 и о £
с» со со N со £3 5 58 58 к «5 00 со О) со о со со ё 8 ч (О •л со <о СО Гч «о 2 О) со • ь Гч Й
ОКТЯБРЬ 1998