Научная статья на тему 'О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН ПО ВИДАМ УСЛУГ И ОБЪЕМАМ ГАЗОПОТРЕБЛЕНИЯ НА ПРИРОДНЫЙ ГАЗ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ'

О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН ПО ВИДАМ УСЛУГ И ОБЪЕМАМ ГАЗОПОТРЕБЛЕНИЯ НА ПРИРОДНЫЙ ГАЗ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН ПО ВИДАМ УСЛУГ И ОБЪЕМАМ ГАЗОПОТРЕБЛЕНИЯ НА ПРИРОДНЫЙ ГАЗ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ»

. рифы. ценообразование. инвестиции.

А.И.Куэовкин, н.э.* гаг. лабораторией Института микроэкономики

О дифференциации розничных цен по видам услуг и объемам газопотребления на природный газ для населения*

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N389 "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий" оптовая цена на природный газ, отпускаемый газораспределительными организациями для последующей реализации населению с 1999 г. должна быть равна 100% оптовой цены для промышленных нужд (без акциза). Однако снижение уровня жизни населения России на 30% в сентябри 1998 г. по сравнению с сентябрем 1997 г., вызванное обвалом рубля и финансовым кризисом, разразившемся после 17 августа 1998 года, требует нового подхода к устновлению розничных цен на природный газ.

В частности, необходима дифференциация розничных цен на природный газ по видам услуг (пищеприготэвление, горячее водоснабжение, отопление) и объемам газопотребления. Это позволяет учитывать уровень жизни населения. Дело в том, что существует корреляция между объемом газопотребления и размером отапливаемой жилой площади семьи, который определяется в значительной степени уровнем семейного дохода. Поэтому целесообразна дифференциация розничной цены на природный газ для целей отопления в зависимости от размера отапливаемой площади жилья. В пределах социальной нормы площади жилья устанавливается пониженная плата за отопление природным газом соответствующая плате в домах с централизованным отоплением в каждом регионе (городе). За отопление площади жилья, превышающего социальную норму, взимается повышенная плата, равная 100% оптовой цены за природный газ для промышленных нужд без акциза с включением НДС. Соответствующее увеличение оплаты за отопление площади жилья, превышающего социальную норму, должно производиться в домах с централизованным отоплением в регионе (городе), что предусматривается в программах жилищно-коммунальной реформы ряда регионов. Однако, для малоимущих слоев населения повышающая плата за отопление площади жилья, превышающего социальную норму, не должна применяться.

В целях обеспечения социальной защиты малоимущих слоев населения, рекомендуется сохранение в 1999 году действующей на 31 декабря 1998 года розничной цены на природный газ на отопление для населения, или имеющего доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, или расходующего на оплату жилья и коммунальных услуг более 12% совокупного дохода. Право расчетов за газ по ценам, действующим на 31 декабря 1998 года, предоставляется гражданам в порядке, установленном для получения компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.

Розничные цены на природный газ должны быть дифференцированы для целей пищеприготовления, юрячего водоснабжения и отопления. В «Методических указаниях по определению розничных цен на природный газ», утвержденных постановлением ФЭК России от 30 сентября 1998 г. №40/2", такая дифференциация предусматривается. При этом устанавливается единая цена на природный газ для целей пищеприготовления и горячего водоснабжения. Это связано с тем, что нагрев воды может производиться как с помощью газовой колонки, так и газовой плиты.

Как показали выполненные нами в Институте микроэкономики при Минэкономики РФ исследования, условия равенства оплаты за горячее водоснабжение с использованием газовой колонки и за централизованное горячее водоснабжение практически соблюдается при использовании единой цены на газ для целей пищеприготовления и горячего водоснабжения. В среднем на отопление расходуется свыше 80% природного газа, а на пищеприготовление и горячее водоснабжение - менее 20% при нормативном расходе газа.

Единая розничная цена на природный газ для целей пищеприготовления и горячего водоснабжения определяется из условия, что средневзвешенные по объемам газапотребления розничные цены за природный газ в регионе для целей пищепрт огонления, горячего водоснабжения, отопления жилых домов, и подсобных помещений (теплицы, гаражи и т.д.) - равные розничной цене, равной 100% оптовой цены на природный газ в регионе для промышленных нужд без акциза с включением НДС. При этом отдельно определяется розничная цена на газ в домах (квартирах), оборудованных газовыми счетчиками. Для них розничная цена на газ определяется из условия ее равенства розничным ценам на газ для целей пищеприготовлония горячего водоснабжения и отопления, взвешенным по нормативам расхода газа на эти цели.

Указанный подход стимулирует использование газовых счетчиков населением, так как имеется возможность снижения оплаты за газ при экономном расходе газа (ниже норм расхода). Проведенный в Карелии в 1994 г. эксперимент показал что установка счетчиков в жилых домах сократила потребление газа населением вЧ! раза.

При приобретении газовых счетчиков за счет средств населения должна предусматриваться пониженная цена за газ, чтобы обеспечить окупаемость газового счетчика в течение 3-х лет, как это отражено в "Методических указаниях по определению розничных цен на природный газ" ФЭК России.

Указанные принципы формирования розничных цен на газ изложены в проекте "Рекомендаций по установлению стимулирующих энергосбережение дифференцированных по видам услуг и объемам газопотребления розничных цен на природный газ", разработанных на основе научных исследований, выполненных нами в Институте микроэкономики при Минэкономики России. Указанный проект является дальнейшим развитием принципов, изложенных в "Методических указаниях по определению розничных цен на природный газ", утвержденных постаноплением ФЭК России от 30 сентября 1998 г. N40/2 в части дифференциации цен на газ для отопления нормативной и сверхнормативной площади жилья

* Статья и прилагаемый ниже проект рекомендаций по розничным ценам на газ подготовлены как отклик на предложение редакции журнала "Вестнг-ФЭК России" (№9-10, 1998) обсудить методические основы ценообразования на природный газ *' См. «Вестник ФЭК России» №9-10, 1998г.

тарифы. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ.

пределения розничной цены на газ в домах, оборудованных газовыми счетчиками.

Кроме того, в проекте установлена взаимосвязь между розничной ценой на газ для целей пищеприютовления и га мифами на электрическую энергию. Эта взаимосвязь определяется из условия равенства оплаты за электрическую -ерг ию в домах, оборудованных напольными электроплитами и оплаты за электрическую энергию и природный газ дли _елей пищемриготовления в домах, оборудованных газовыми млитами при нормативном потреблении электроэнергии и -эза. Таким образом, в проекте рекомендаций через систему уравнений установлена взаимосвязь тарифов на электрическую и тепловую энергию и цен на газ для населения, что является важным инструментом для органов г^лировзния.

3 приложении к "Проекту рекомендаций..." дан пример расчета розничных цен на газ для Москоиской области. Анализ расчетов показывает, что розничная цена на газ, расходуемый для отопления жилой площади выше социальной :эмы превышает примерно на 40% цену газа, расходуемого на отопление жилой площади в пределах социальной нормы

«ИЛЬЯ.

1. Тарифы (розничные цены) на природный газ, а также централизованное теплоснабжение и водоснабжение для населения, действующие в областном (республиканском) центре в настоящее время (на 1 декабря 1998 г.Г

1. В квартирах с газовой плитой и централизованным горячим водоснабжением, рубДчел.в месяц

2. В квартирах с газовой плитой и газовым водонагревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), рубДчел.в месяц

3. В квартирах с газовой плитой (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя), рубДчел.в месяц

4. В домах с отоплением от газового Нагревателя, руб.\м2 в месяц

5. При наличии в домах приборов учета , рубДтыс.мЗ

6. Цена газа для целей пищеприго-товления и пр., рубДтыс.мЗ

7. Цена газа для целей отопления, руб \тыс.мЗ

8. Тариф на централизованное отопление, рубДм 2

9. Тарифы на холодное водоснабжение и канализацию, рубДчел.в мес.

10. Тариф на централизованное горячее Водоснабжение, рубДчел. в мес.

2. Действующие нормы расхода природного газа на нужды населения, утвержденные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2 Л. Пулш.шрулготовпение на газовой шмте, уЛ\чеп. несли,

2.2. Пищеприготовление и горячее водоснабжение, мЗ\чел. Месяц

2.3. Отопление, мЗ\ м 2\ месяц

* Примечание автора Исходные данные, на основе которых рассчитываются розничные цены на газ по предлагаемым "Рекомендациям1

тарифы. ценообразование. инвестиции

предложения

по совершенствованию "Методических указаний по определению розничных цен на газ" утвержденных Постановлением ФЭК России №40/2 от 30 сентябри 1998 г.

1. Устанавливается единый порядок определения норм потребления природного газа населением. Социальная норма площади жилья определяется в соответствии с принятым федеральным стандартом, согласно постановлению Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" от 26 мая 1997 г. № 621:

33 кв. м. - на одиноко проживающих граждан

42 кв. м. - на семью из двух человек

18 кв. м. - на одного члена семьи из трех и более человек.

2. Региональным энергетическим комиссиям устанавливать:

2.1. Розничную цену на природный газ за отопление в пределах социальной нормы общей площади жилья, определяемую из условия равенства (непревышения) оплаты за отопление природным газом оплате за централизованное отопление в данном регионе (городе, селе) в пределах социальной нормы жилья:

Цо*Ыо = Ро (1)

,где Цо - искомая розничная цена газа, расходуемого на отопление,

n0 - норма расхода газа на отопление, принятая в регионе на человека в месяц, Ро - стоимость оплаты отопления в домах с централизованным отоплением (руб.\чел.\месяц).

С учетом оплаты стоимости эксплуатации газовых печей (капремонт) за счет средств населения розничная цена Цо может быть ниже, чем определяемая по условию (1).

2.2. Розничную цену на природный газ, расходуемый в пределах норм потребления на цели иищеприготоапения, горячего водоснабжения и отопления в домах (квартирах), оборудованных газовыми счетчиками, определяемую по формуле:

Цп (Мп + №) + ЦоМоБо

Цс=--(2)

Ып + Ыв + Ыо^Зо

,где Цс - розничная цена на природный газ в домах (квартирах) с газовым счетчиком.

Цп и Цо - розничные цены на природный газ, расходуемый для пищеприготовления (горячего водоснабжения) и для отопления;

тарифы. ценообразование. инвестиции.

Г\1л, Мв, n0 - нормы расхода природного газа на пищеприготовление, горячее водоснабжение мЗ\чел. в месяц) и отопление мЗ\м2 общей площади жилья в месяц,

Бо - средняя социальная норма жилья (взвешенная по численному составу семей в регионе), [ обычно Бо = 21 м2.

Величины Цп и Цс определяются совместно на основе решения уравнений (2) и (3), см.п.З

2.3. Единую розничную цену на природный газ, расходуемый для целей пищеприготовления и горячего водоснабжения в домах (квартирах) без газовых счетчиков, которая определяется по замыкающему методу согласно п.З.

2.4. Розничную цену на природный газ за отопление сверхнормативной общей площади жилья во всех домах (квартирах), равную 100% оптовой цены для промышленных нужд региона без акциза с включением НДС. Производится также соответствующее увеличение оплаты за централизованное отопление сверхнормативной общей площади жилья.

3. При установлении норм расхода природного газа и розничных цен по группам населения рекомендуется исходить из условия оплаты природного газа, потребляемого всеми группами населения по розничной цене, равной 100% оптовой цены для промышленных нужд (без акциза) с включением НДС. Розничная цена Цп на природный газ, расходуемый для целей пищеприготовления и горячего водоснабжения в домах (квартирах) без газовых счетчиков, а также розничная цена Цс на природный газ, расходуемый в пределах норм газопотребления в домах (квартирах), оборудованных газовыми счетчиками, определяется из совместного решения уравнений (2) и (3):

кл[Цп*(Уп"+\/вп)^Цо*\/ол+Цс\/с',+Ц(\/с-\/сп)+Ц(\/о-Уоп)]+кскл*[(Цо\/осп+Цс\/ссп+Ц(\/сс-\/ссп)+Ц(\/ос-Уос")]+кжЦпУж+ктЦпУт=Ц\/ (3)

,где Ц - средняя розничная цена природного газа, равная 100% оптовой цены для промышленных нужд без акциза с включением НДС,

V - среднемесячный объем природного газа, потребляемого всем населением региона в расчтный период,

\/с и Усс - среднемесячные объемы природного газа, потребляемого городским и сельским населеним в расчетный период в домах (квартирах) с газовыми счетчиками,

Уо и \/ос - среднемесячные объемы природного газа, потребляемого для целей отопления городским и сельским населением в расчетный период в домах (квартирах), не оборудованных газовыми счетчиками,

Х/пп, Мв" и Уо - нормативное потребление природного газа для целей пищеприготовления и горячего водоснабже-ния городским и сельским населением,

Уж - среднемесячные объемы природного газа, используемого для приготовления кормов для животных,

Ут - среднемесячные объемы природного газа, используемого на отопление подсобных помещений, индивиду-альных бань,

Ус" и Усс" - нормативное потребление природного газа на цели пищеприготовления, горячего

К

тарифы. ценообразование. инвестиции

водоснабжения и отопления городским и сельским населением, проживающим в домах (квартирах), оборудованных газовыми счетчиками, гаражей, топлиц и т.п.,

Уп" и Усс"- нормативное потребление природного газа на цели пищеприготопления, горячего водоснабжения и отопления городским и сельским населением, проживающем в домах (квартирах), оборудованных газовыми счетчиками;

\/оп и Уос" - нормативное потребление природного газа для целей отопления городским и сельским населением.

Нормативное потребление природного газа населением для целей пищеприготовления и горячего водоснабжения равно произведению нормы расхода газа (мЗ/чел. в месяц) на численность населения. Нормативное потребление природного газа населением для целей отопления равно произведению нормы расхода газа для отопления социальной нормы жилья на численность населения, кс - понижающий коэффициент к розничной цене природного газа, расходуемого для отопления сельским населением (кс=0,6-0,7), кл - коэффициент, учитывющий льготные категории населения (кл=0,85), кж и кт - коэффициенты дифференциации цен природного газа, используемого на приготовление кормов для животных и отоплениие подсобных помещений, гаражей, индивидуальных бань, теплиц и т.п., по отоношению к цене Цп. Величина кж= 0,9 и кт = 2.

4. Расчетное значение Цп должно сопоставляться со стоимостью пищеприготовления в домах (квартирах), оборудованных напольными электроплитами согласно уравнению:

Тэ*№ = (Т*Ы + Цп*1\1п)К, (4)

,где Тэ и Т - тарифы на электроэнергию в домах (квартирах), оборудованных напольными электроплитами и газовыми плитами,

N3 и N - нормативы электропотребления на одного человека в месяц (в среднестатистической семье из 3 человек),

Ып - норма расхода газа на пищеприготовление на одного человека в месяц, К - коэффициент, учитывающий худшие экологические условия при пользовании газовой плитой по сравнению с электрической плитой (например, К=1,15).

Согласно "Рекомендациям по установлению стимулирующих энергосбережение дифференцированных по объемам энергопотребления тарифов на электрическую энергию для населения", утвержденных Постановлением ФЭК России от 18 апреля 1997г. №71 рекомендуются следующие общероссийские нормативы электропотребления на одного человека в месяц для семьи из трех человек: N3=70 кВт.ч, N=35 кВт.ч.

При значительном расхождении левой и правой части в уравнении (4) даже при К=1, необходим одновременный пересмотр розничной цены газа Цп на пищеприготовление и горячее водоснабжение и тарифов на электрическую энергию с тем, чтобы выполнялось уравнение (4). При этом должно соблюдаться условие Тэ = 0,7Т согласно действующим нормативным документам.

шш

тарифы. ценообразование. инвестиции.

5. В целях обеспечения социальной защиты малоимущих слоев населения рекомендуется сохранение в 1 полугодии 1999 года действующей на 31 декабря 1998 года розничной цены на природный газ на отопление для населения, имеющего доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума или расходуемого на оплату жилья и коммунальных услуг более 12% совокупного дохода. Право расчетов за газ по ценам, действовавшим на 31 декабря 1998 года предоставляется гражданам в порядке, установленном для получения компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.

6. Льготы по отдельным категориям граждан (ветераны и др.) по оплате за газ предоставляются только в пределах норм потребления газа на цели отопления в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации.

7. Администрациям муниципальных образований утверждать и представлять в тресты газового хозяйства списки жителей, проживающих в сельской местности, имеющих одно жилье, отапливающееся от местных приборов отопления.

8. При расчете за газ с гражданами, имеющими более одного помещения или незарегистрированными в нем, плату за пользование природным газом взимать по ставкам, рассчитанным исходя из фактических затрат по реализации газа населением.

9. При установке у одного потребителя двух и более газовых приборов одного вида пользования, норма расхода газа на каждый дополнительный прибор такая же, как и на основной.

10. При наличии у абонента второго жилья плата за пользование газовой плитой или проточным газовым водонагревателем при отсутствии газового счетчика начисляется владельцу жилья по среднестатистической численности семьи в регионе, если не предъявлены иные документы для начисления оплаты за газ.

11. При установке индивидуального прибора расхода газа (счетчика) за счет средств потребителя газа розничная цена за газ Цс=0,35 Цп в течение 3-х первых лет его эксплуатации. Срок может быть увеличен решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации,

тарифы. ценообразование. инвестиции

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пример расчета розничных цен на природный газ, дифференцированных по объемам газопотребления (по

данным Московской области)

1. Разделим в уравнении (3) обе части на V и получим относительные доли потребления газа для каждой группы населения и различные цели расхода газа:

Ю1[Цп*Рл+ЦоРонЦсРсНЦ(Рс-Рсп)+Ц(Ро-Ро")]+Ка*Кс[Цо*Рос"+ЦсРссп+Ц(Рсс-Рсс")+Ц(Рос-Рос")]+Кж*Цп*Рж*Кг*Цп*Рг=Ц (5)

,где Рп = (Упп + Ув")/У, Ро" = \/о"/V, Рс" = Ус"/У, Рс = Ус/У, Ро = У о/У, Рос" = Уос"/У, Рос = Уоф Рсс" = Усс"/У, Рсс = Усс/У

Для упрощения расчетов примем, что Рж = Рг = 0.

Исходные данные для расчета розничных цен на газ в Московской области приняты следующие:

Рп Роп Рс" Рс Ро Рос" Рос Рсс" Рсс Мп N8 N0 Бо Кл Кс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,36 0,053 0,02 0,05 0,126 0,174 0,414 0,62 0,05 8 13,1 4,5 21 0,85 0,7

Нормы расхода газа по Московской области на цели пищеприготовления Ып и горячего водоснабженияЫв даны в м7чел/месяц N0 - м3/кв.м отапливаемой площади, средняя социальная норма площади жилья Бо = 21 м2.

В уравнении (5) предполагается, что на отопление жилой площади в сельской местности применяется пониженный коэффициент Кс к цене газа. Предполагается также, что газопотребление льготных групп населения субсидируется остальным населением (величина Кл = 0,85 для Московской области). Однако, в расчетах рассмотрены и варианты, когда газопотребление льготных групп населения субсидируется из местных бюджетов, но только в пределах нормагива газопотребления на цели отопления.

2. Указанные доли потребления газа приняты на основе следующих предположений:

Примем, что расход газа на отопление в регионе составляет 60%, а на пищеприготовление и горячее водоснабжение-40% общего расхода газа населением региона, в том числе в домах (квартирах), не оборудованных газовыми счетчиками-36%.

Фактическая отапливаемая площадь в Московской области составляет около 51 м2 на человека (здесь предполагается, что эта величина одинакова для городского и сельского населения). Средняя (взвешенная по долям с различным составом) социальная норма отапливаемой площади в регионе равна 21 кв.м. Следовательно, превышение фактической отапливаемой площади над социальной нормой составляет около 30 кв.м.

Расход природного газа на отполение средней социальной нормы площади жилья в регионе (21 кв.м) составляет 42%, а на отопление площади жилья, превышающего социальную норму - 58% общего расхода газа на отопление (или 25,2% и 34,8% общего расхода газа в регионе на пищеприготовление, горячее водоснабжение и отопление).

Расход газа в домах (квартирах), оборудованных газовыми счетчиками составляет ориентировочно 10% общего потребления газа в регионе, в том числе 5% - в городских домах (квартирах) и 5% - в сельских домах.

3. Цена природного газа для промышленных нужд - 275 руб/тыс.мЗ,

Ц=275*0,7*1,2=231 руб/тыс.мЗ,-

средняя розничная цена природного газа, равная 100% оптовой цены для промышленных нужд (без акциза) с включением НДС (20%). Средняя розничная цена природного газа с включением средней надбавки газораспределительных организаций - 29,5 руб/тыс.мЗ (с учетом НДС - 35,4 руб/тыс.мЗ) составит 266,4 руб/тыс.мЗ.

Реальная стоимость газа, отпущенного населению на 1.01.1999 г. составляет:

231+139,6=370,6 руб/тыс.мЗ,

,где 139,6 руб/тыс.мЗ - реальная стоимость транспорта газа по газораспределительным сетям с учетом НДС (20%).

Значение Цо принято на основе действующей в Московской области с 1 августа 1998 г. стоимости централизованного отопления 0,8 руб/кв.м отапливаемой площади. При норме расхода газа на отопление N0 = 4,5 мЗ/м2 в отопительный период, получим согласно формуле (1):

Цо=0,8:4,5=17,8 коп/мЗ или 178 руб/тыс.мЗ.

л

тарифы. ценообразование. инвестиции.

4. Определим значение Цс по формуле (2) на основе вышеприведенных данных: Цс=0,182Цп+14,6

Подставляем значение Цс по формуле (6) в уравнение (5) при принятых исходных данных: 0,85[0,36Цп+0,053Цо+(0,182Цп+14,6)*0,02+0,103Ц]+0,85*0,7[01174Цо+(01182Цп+14,6)*0,02+0,27Ц]=Ц поделив обе части на 0,85 и сложив подобные члены, получим: 0,367Цп+0,173Цо+0,292Ц+0,49=Ц/0,85=1,176Ц. Отсюда:

Цп = (0,884Ц-0,173Цо-0,49)/0,367

При Кл=1, получим:

Цп=(0,708Ц-0,173Цо-0,49)/0,367

Результаты расчетов при принятых исходных данных:

(6)

(7)

(7)

(8)

При Кл"=0,85 только для нормативного газопотребления льготными группами населения, а для сверхнормативного расхода газа на отопление Кл=1. Тогда (7) преобразуем к виду

0,85*(0,367Цп+0,173Цо+0,49)+0,292Ц=Ц,

отсюда:

Цп=(0,833Ц-0,173Цо-0,49)/0,367 (9)

Результаты расчетов при различных значениях Ц сведены в таблицу:

Ц Цо Цс Цп П

I. 1. Кл=0.85 231 178 230 459 3.67

2. Кл=1 231 178 210 348 2.78

3. Кл"=0.85 231 178 224 427 3.42

II. 1. Кл=0.85 266.4 178 245 544 4.35

2. Кл=1 266.4 178 222 417 3.34

3. Кл"=0.85 266.4 178 239 507 406

III. 1. Кл=0.85 370.6 178 290 795 6.36

2. Кл=1 370.6 178 258 618 4.84

3. Кл"=0.85 370.6 178 281 744 5.95

Здесь П - стоимость оплаты газа в рублях на пищеприготовление в расчете на одного человека в месяц: П=Цп*8

При найденных значениях П необходимо определить величину Тэ тарифа на электроэнергию в домах (квартирах) с электроплитами.

При дейстивующем в декабре 1998 года тарифе Т в Московской области 13 коп/кВт.ч в домах с газовыми плитами

тарифы. ценообразование. инвестиции.

величина Тэ определится из уравнения:

Тэ*№=(Тэ+П)к (10)

,где Ыэ и N - нормы расхода электроэнергии (кБт.ч) на человека в месяц, к - коэффициент, учитывающий худшие экологические условия при пользовании газовой плитой к=1,15.

Так, при Ц=231 руб/тыс.мЗ, Т=13 коп/кВт.ч, N=35 кВт.ч/чел в месяц, П=2,3 руб/чел/мес., N=35 кВт.ч и N3=70 кВг.ч на человека в типичной семье из 3-х человек, получим: Тэ= 11,2 коп/кВт.ч, а при к=1: Тэ = 9,78 коп/кВт.ч. Действующее значение Тэ=9 коп/кВт.ч. Следовательно, действующее значение Тэ занижено почти на 9% даже при к=1.

При переходе к повышенной цене Ц=266,4 руб/тыс.мЗ получим, что Цп=417 руб/тыс.мЗ и П=3,34 руб/мес даже при Кл=1. Тогда при Т=13/кВт.ч и К=1 получим Тэ=11,3 коп/кВт.ч. Тогда Тэ/Т=0,87, а не 0,7, как принято по нормативным документам. При Ц=266,4 руб/тыс.мЗ, П=4,06 или П=4,35 получим (при к=1) Тэ= 12 коп/кВт.ч или Тэ=12,7 коп/кВт.ч.

Если же принять Ц=370,6 руб/тыс.мЗ, к=1 и П=4,94, то Тэ=13,57 коп/кВт.ч >Т=13 коп/кВт.ч. Следовательно, Тэ/Т=1,05>0,7 - действующего коэффициента согласно нормативным документам.

При действующем согласно нормативным актам соотношении Тэ/Т=0,7 получим:

0,7*Т*№=™+П

или мри иышоуказанных значениях N3 и N и к=1: Т=П/14.

Тогда, например при Кл" = 0,85, Цп=427 руб/тыс.м3 и П=3,42 руб/чел/месяц (см. таблицу), получим:

Т=24,4 коп/кВт.ч,

т.е. тариф необходимо повысить в 1,9 раза по сравнению с действующим. Поэтому необходим анализ возможностей тако! о роста тарифов на электроэнергию и цены на газ с учетом реального уровня жизни населения Московской оиласж и возможностей бюджета.

зарубежный опыт

предложениям, высказанным в Национальной энергетической стратегии, изменяется норма регулирования что позволит усилить конкуренцию в электроэнергетике.

Кроме поощрения конкуренции, Национальная энергетическая стратегия предусматривает реформы тех норм регулирования, которые без необходимости препятствуют развитию электроэнергетических ресурсов и уменьшают возможность производителей электроэнергии реагировать на изменяющиеся обстоятельства. Участие общественности и меры по защите окружающей среды будут продолжать оставаться средством регулирования развития электроэнергетики, однако дублирующие или неэффективные процедуры регулирования будут изъяты.

Национальная энергетическая стратегия поддерживает быстрое развитие и промышленное внедрение нозых новаторских технологий генерирования электроэнергии, таких, как солнечная, ветряная, геотермальная, а также экологически чистых угольных технологий, усовершенствованных ядерных реакторов, вместе с расширением использования природного газа и гидроэлектроэнергии.

Эти технологии принесут пользу истребителям несколькими способами. Например, повышение КПД процесса генерирования электроэнерг ии может понизить издержки производства электроэнергии'не только непосредственно, но и косвенно - за счет снижения потребности в установке дополнительною оборудования для защиты окружающей среды или обеспечения техники безопасности. Меньшие издержки производства будут способствовать здоровой крепкой экономике и увеличат конкурентоспособность американской

промышленности. Кроме того, эти технологии используют имеющиеся в изобилии местные энергоносители и основаны на американских "ноу-хау".

Национальная энергетическая стратегия предлагает для достижения целей в электроэнергетике два различных, но взаимно связанных процесса. Первый процесс предполагает реформу законодательства и правового регулирования, которые хотя и желательны каждая по себе в отдельности, но в совокупности уменьшают возможность регулирующих органов увязать потребности в области энергетики с потребителями в других сферах государственной политики. Сложикшийся на практике режим регулирования развития электроэнергетики не отражает в полной мере современное состояние ни рынка, ни имеющихся в настоящее время технологий.

Второй процесс затрагивает научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, на основе которых происходит внедрение новых технологий в электроэнергетике. Эти технологии увеличат разнообразие энергетических источников, используемых для выработки электроэнергии и тем самым внесут вклад в защиту национальной окружающей среды, в конкурентоспособность на мировом уровне и в достижение целей энергетической безопасности нации.

Национальная энергетическая стратегия не ставит

целью выбор предпочтительных видов ресурсов, топлива и технологий. Ее цель, скорее, определить и устранить имеющиеся препятствия. В конечном итоге рынки должны определить наиболее экономичное соотношение в структуре ресурсов для электроснабжения и сприса. Это грудное дело, по оно является необходимым п таких отраслях, как электроэнергетика, где регулирование играет етоль важную роль.

Настоящий раздел доклада о Национальной энергетической страте/ии концентрирует внимание на мероприятиях, связанных с реформой механизма регулирования электроэнергетики. Мероприятия, связанные с внедрением элемрогенерирующих и электросберегающих технологий, таких, как использование возобновляемых энергсресурсов, ядерной энергии, технологии экологически чистого сжигания угля, обсуждаются в других соответствующих разделах.

Цели и средства для их достижения в сфере электроэнергетики, намеченные Национальной энергетической стратегией, представлены ниже.

Цели

• Стимулировать эффективность и гибкость вариантов электроснабжения и спроса

• Способствовать разнообразию выбора энергоресурсов и технологий производства и использования электроэнергии

Методы достижения

Изменить законодательство, регулирующее электроэнергетику, на федеральном уровне и уровне штатов с тем, чтобы расширить конкуренцию и осуществить более эффективно как генерирование, так и использование электроэнергии.

Осуществить научно-поисковые, опытно-конструкторские и демонстрационные разра0о!ки с целью улучшения показателей технологий производства и использования электроэнергии, а также с целью использования чистых и многочисленных собственных энергетических ресурсов по экономически конкурентоспособным ценам.

В действительности же большинство мероприятий Национальной энергетической стратегии помогает достижению не одной, а нескольких целей. Например, новые технологии не только повышают конкурентоспособность экономики США на глобальном уровне. но также помогаю! разнообразить (диверсифицировать) выбор топлива и сохранить качество окружающей сроды.

Ниже перечислены направления политики, которые направлены на достижение целей в электроэнергетике, поставленных в стратегии. Сюда входят мероприятия по реформе механизма регулирования электроэнергетики, а также мероприятия в области развития НИОКР и внедрения технологий, К меооприятиям в политике реформы законодательства и механизма регулирования относятся следующие:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.