Научная статья на тему 'ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ НА ОПТОВОМ И РОЗНИЧНОМ РЫНКАХ ПРИРОДНОГО ГАЗА И УТОЧНЕНИЕ НОРМ ЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ'

ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ НА ОПТОВОМ И РОЗНИЧНОМ РЫНКАХ ПРИРОДНОГО ГАЗА И УТОЧНЕНИЕ НОРМ ЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ НА ОПТОВОМ И РОЗНИЧНОМ РЫНКАХ ПРИРОДНОГО ГАЗА И УТОЧНЕНИЕ НОРМ ЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ»

профессиональный журнал для энергетиков

Перекрестное субсидирование на оптовом и розничном рынках природного газа и уточнение норм его потребления

Хузмиев И. К.,

доктор технических наук, доктор экономических, наук

Решение проблем перекрестного субсидирования и снижение разбаланса являются актуальной задачей газоснабжения потребителей. Рассмотрим в качестве примера РСОА. Можно полагать, что ситуация в других регионах ЮФО аналогична.. В настоящее время в ЮФО оптовая цена тысячи кубометров газа для населения в среднем на 539 руб. за 1000 куб.м. меньше, чем для других потребителей, - 1323 руб. за 1000 куб.м. против 1862 руб.за 1000 куб.м. Согласно принятым решениям о графике роста цен на газ до 2010 года включительно их будут индексировать в едином темпе, хотя совокупная цена вопроса по сравнению валовой выручкой ОАО «Газпром» сравнительно не большая. Коммунально-бытовой сектор потребляет около в ЮФО ориентировочно 40 млрд. кубометров газа в год, поэтому при существующей разнице в ценах величина перекрестного субсидирования находится на уровне 20 млрд.руб.

Отметим, что следствием проблемы перекрестного субсидирования или различных по величине цен (тарифов) на оптовом рынке газа является разбаланс - разница между поступившим в трубопроводную сеть и отобранным из нее газом, фиксируемая участниками коммерческого учета за отчетный период. Так, например, разбаланс природного газа по итогам 2007 года по РСО-Алания составил 214,8 млн.куб.м. стоимостью 227,258 млн.руб., если предположить, что разбаланс в 2008 году останется таким же, то его стоимость составит уже 284.18 млн. руб. Величина коммерческих потерь составило при этом 16,0 %, всего поступившего природного газа в Республику Северная Осетия-Алания ( Рис.1). Распределение доли природного газа по потребителям следующее: население - 47%, прочие - 37%. Обычно коммерческие потери относят на не точно установленные нормативы потребления газа, установленные местной властью для потребителей (население), не имеющих приборов учета.

Нами предлагается решение проблемы, суть которой заключается в том, чтобы

перенести перекрестное субсидирование с оптового рынка на розничный, а затем постепенно, выровнять цены (тарифы) на природный газ. Рассмотрим обобщенную схему распределения объемов реализации газа, на оптовом и розничном рынках (рис.2) на 2008 год. Вместо роста оптовой цены газа 27,8 % на 2008 год предлагалось установить единую оптовую цену ( рис. 2 заштрихованная часть ) на природный газ за счет роста на 20 % для население и снижения оптовой цены для других потребителей на 17%., сохранив НВВ, как на оптовом, так и на розничном рынке по группам потребителей, переместив выпадающую по ним стоимость газа с оптового рынка на розничный в размере 165,4 млн.руб. При этом:

1. решается вопрос перекрестного субсидирования на оптовом рынке;

не превышается предельный уровень роста платы граждан 120%;

увеличивается мотивация по экономии газа и снижению коммерческих потерь; исчезает «эффект пересортицы».

2.

3.

4.

Рис.1. Структура распределения доли фактических поступивших объемов природного газ в одном из субъектов ЮФО за 2007 год, %.

I 34 ^

N 1-2009

ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА

Рис. 2. Схема распределения объемов на оптовом и розничном рынке природного газа в одном из субъектов ЮФО

Таб. 1. Распределение поставки (лимита) и объемов реализации природного газа по РСО - Алания за 2007 год

№ п/п Перечень групп и категорий потребителей Защищенный лимит природного газа на 2007 год, млн.куб.м Расчетные* значения объемов реализации на 2007 год по данным РСТ, млн.куб.м Оптовая цена на природный газ на 2007 год, руб. за 1000 куб.м Расчетная стоимость покупки природного газа на оптовом рынке, тыс.руб. 4*5=6 Фактический объем природного газа за 2007 год, млн.куб.м

1 2 3 4 5 6 7

1 Прочие потребители 479,3 579,3 1489,0 862577,7 471,7

Население в том числе: 930,0 539,2 1058,0 570473,6 624,3

2 - на пищеприготовление по нормативам - на отопление по нормативам - по приборам учета 70,0 162,5 306,7 1058,0 1058,0 1058,0 74060,0 171925,0 324488,6 70,0 247.6 306.7

3 Потери коммерческие 0,00 0,00 1058,0 0,00 214,8

4 ВСЕГО 1409,3 1118,5 1281,2 1433051,3 1310,8

\ 35 i

т/^иэ

профессиональный журнал для энергетиков

Таб. 1. Распределение поставки (лимита) и объемов реализации природного газа по РСО - Алания за 2007 год (продолжение)

Оптовая цена на Фактическая стоимость Разность между расчетны- Разность между расчетными и фак-

№ Перечень групп и категорий природный газ на покупки природного ми и фактическими значе- тическими значениями стоимости

п/п потребителей 2007 год, руб. за 1 000 куб.м газа на оптовом рынке, тыс.руб. 7*8=9 ниями объемов реализации, млн.куб.м 7-4=1 0 покупки природного газа на оптовом рынке, тыс.руб. 9-6=11

1 2 8 9 10 11

1 Прочие потребители 1489,0 702361,3 -107,6 -160216,4

Население в том числе: 1058,0 660550,7 85,1 90077,1

2 - на пищеприготовление по нормативам - на отопление по нормативам - по приборам учета 1058,0 1058,0 1058,0 74060,0 262002,1 324488,6 0,00 85,1 0,00 0,00 90077,1 0,00

3 Потери коммерческие 1058,0 227258,4 214,8 227258,4

4 ВСЕГО 1213,1 1590170,4 192,3 157119,1

* - расчетные значения объемов реализации по данным экспертного заключения РСТ РСО-Алания по тарифам на 2007г., рассчитаны: для населения по установленным нормативам потребления услуги; для прочих потребителей подтверждены договорным объемам с юридическими лицами.

Из данных, приведенных в таблице 1 видно, что объемы (лимиты - 930млн.куб.м; расчетные значения реализации, по данным регулирующего органа - 539,2мнл.куб. м.; фактические значения реализации - 624,3млн.куб.м) по группе население существенно разняться. По прочим потребителям аналогичная ситуация. Разность между расчетными и фактическими значениями объемов реализации по населению составила 85,1 млн.куб.м. в сторону увеличения, а по прочим потребителям 107,6 млн.куб.м. в сторону уменьшения. Что позволяет сделать предположение о том, что региональные компании, по реализации газа, играя на различной по величине стоимости газа, на оптовом рынке используют «эффект пересортицы». Чем больше, дополнительно к расчетным значениям объемов реализации по населению, добавляются объемы газа, тем больше увеличивается «разбаланс».

Валовая выручка за 2007 год по оптовым ценам от населения составила 624,3*1058,0=660,5 млн.руб. Валовая выручка на 2008 год по оптовым ценам от населения составит 624,3*1323,0=825,9 млн.руб., при том же объеме реализации населению. Рост вырученных средств в 2008г. к 2007 году будет 125%, или 165,4 млн.руб. т.е. денежная масса от увеличения тарифа для населения в 1,7 раза меньше стоимости возможных коммерческих потерь в исследуемом 2008 году.

Можно за счет сбалансированного подхода к регулированию цен и норм перенести выпадающие доходы в размере 165,4 млн.руб. с оптового рынка на розничный и сократить величину разбаланса. Прежде обратимся к действующим тарифам и нормативам на газ и проследим, как распределяется нагрузка по оплате за отопление у потребителей, проживающих в домах с различными видами комфортности.

Таб. 2. Стоимость услуг за отопление по тарифам на природный газ и по ценам за отопление при централизованном отоплении без приборов учета

Дома от 1 до 2 этажей с децентрализованным (газовым) отоплением и горячим водоснабжением

Условия комфортности Тариф руб./м3 Нормы расхода, м3/мес. Стоимость услуги, руб./мес. Тариф руб./м3 Нормы расхода, м3/мес. Стоимость услуги, руб./мес.

Вариант действующий Вариант предлагаемый

Отопление помещений 2,10 7,4 15,54 1,626 5,1 8,29

При наличии в квартире газовой плиты и газового водонагревателя и отсутствии централизованного горячего водоснабжения 2,10 26,25 55,16 3,02 56,22 169,7

Дома многоэтажные с централизованным отоплением и горячим водоснабжением

При наличии газовой плиты 2,10 10,61 22.28 2,10 22,0 46.2

При наличии газовой плиты и поточного водонагревателя 2.10 26,25 55,12 2.10 56,2 1 18,02

Как показывает сравнительный анализ, стоимость услуги (на единицу: за отопление за 1 кв.м.; за ГВС на 1 чел. в мес.) на отопление и горячее водоснабжение для потребителей, живущих в домах с газовым обеспечением и домах с централизованным снабжением, имеет различие, в оплате населением одного и того же вида услуг, в разы. Так, централизованное горячее водоснабжение стоит без затрат на приготовление пищи 152,57 руб. на человека в месяц, при наличии газового водонагревателя вместе с газовой плитой услуга стоит 55,16 руб., стоимость отопления на один кв. метр помещения обходится при центральном

отоплении 9,31 руб. за кв. м, а при газовом 15,54 руб. Это происходит потому, что прослеживается нестыковка норм расхода потребления услуги газоснабжения и норм расхода услуги теплоснабжения.

Так, в варианте с децентрализованным (газовым) отоплением норма расхода газа - 7,4 куб.м/кв.м больше, нормы расхода тепловой энергии 0,0117Гкал/кв.м., соответственно и стоимость услуги, это при том, что в цене тарифа на тепловую энергию включена стоимость природного газа по цене для предприятий. То есть норма расхода на отопление завышена, что может подтвердить

I 36 ^

№ 1-2009

ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА

любой теплотехнический расчет. Обратная «картина» с нормой на горячее водоснабжение, норма для газовой плиты и водонагревателя 26,25 куб.м./на чел./мес недостаточна в сравнении с нормой расхода тепловой энергии 0,165 Гкал./чел./мес, затрачиваемой на подогрев воды. А если учесть, что жители многоквартирных домов, не имеющих, как правило, приборов учета, газ расходую в

количествах значительно превышающих установленные нормативы. В этой связи нами предлагаются повышенные нормы потребления газа, с тем расчетом, чтоб у потребителей появилась мотивация для установки приборов учета. Определим доходную базу (по розничным ценам 2008 года) от предоставления коммунальных услуг по видам комфортности в таблице 3.

Таб. 3. Доходная база (по розничным ценам 2008 года) от предоставления коммунальных услуг по видам комфортности.

вариант действующий

вид услуги нормы расхода (куб.м/мес. на кв.м.) обслуживаемая площадь (кв.м.) и кол-во людей (чел.) объемы расхода газа (млн. куб.м/год.) Розничная цена (без нДС) (руб./ куб.м) Доходы от услуги (млн.руб./год.)

Отопление помещений 7,4 к.м 2788288 206,3 1,78 367,2

При наличии в квартире газовой

плиты и газового водонагревателя и отсутствии централизованного горячего водоснабжения 26,25 ч. 222222 58.3 1,78 103.8

По приборам учета 306,7 1,78 546,0

Итого 571.3 1,78 1017,0

вариант предлагаемый

Отопление помещений 5,1 к.м 2788288 142,2 1,63 231,8

При наличии в квартире газовой

плиты и газового водонагревателя и отсутствии централизованного горячего водоснабжения 56,2 ч. 222222 124,9 3,03 378,4

По приборам учета 306,7 1,78 546,0

Итого 573.8 2,015 1156.2

Как показывает расчет, предлагаемый вариант дает прибавку к реализации природного газ 139.2 млн. руб., сократит стоимость предполагаемого разбаланса с 284,1 8 до 144,98 млн. руб. Однако эта величина также будет меньше, так как будет исключен «эффект пересортицы» на оптовом рынке природного газа.

Для нормализации функционирования газоснабжения, снижения перекрестного субсидирования и сокращения разбаланса необходимо:

1. Ввести единую оптовую цену на природный газ с переносом перекрестного субсидирования с оптового рынка на розничный.

2. Дифференцировать тарифы на газ по действующей методике в пределах группы населения

3. Снизить нормы на отопление и увеличить на приготовление пищи и нагрев воды.

4. Организовать в регионах эффективно действующую систему адресной помощи малоимущим гражданам

5. Для проверки предлагаемых мероприятий организовать их проверку в одном из газораспределительных хозяйств региона.

1 37 ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.