Научная статья на тему 'КОММЕНТАРИЙ К "РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СТИМУЛИРУЮЩИХ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ПО ОБЪЕМАМ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ"'

КОММЕНТАРИЙ К "РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СТИМУЛИРУЮЩИХ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ПО ОБЪЕМАМ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОММЕНТАРИЙ К "РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СТИМУЛИРУЮЩИХ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ПО ОБЪЕМАМ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ"»

ТАРИФЫ. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ.

Г. П. Кутовой,

заместитель Председателя ФЭК России

А. И. Кузовкин, д.э.н., зав. лабораторией Института микроэкономики при Минэкономики России

КОММЕНТАРИЙ К «РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СТИМУЛИРУЮЩИХ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ПО ОБЪЕМАМ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ»

■азанные Рекомендации приняты Постановлением -ЭК России от 18 апреля 1997 г. № 71 на основе обоб-_9ния опыта применения единых по стране дифферен-—•оованных по объемам электропотребления трехсту-"енчатых тарифов на электроэнергию для населения ; засчете на абонента, рекомендованных ФЭК России к :~ановлению с 1 августа 1996 г.* Наряду с положитель-зм опытом были выявлены и отрицательные моменты ■вменения трехступенчатых тарифов в расчете на ¿сэнента. Прежде всего, такие тарифы не учитывали ::став семьи абонента. В результате большие семьи : ■ азались в невыгодном положении: при одинаковом :- -эктропотреблении в расчете на одного человека они ^:лжны платить значительно больше, чем малочислен--=.е семьи.

I :-зторых. при значительной дифференциации сред--5"0 тарифа на электроэнергию (в 3—5 раз) и уровня • -зни населения (в 2—3 раза) по регионам установлена единых ставок ступенчатого тарифа для населения -еоправдано.

В -овых рекомендациях эти недостатки устранены. 5 "997 г. новые рекомендации были разосланы ФЭК -:ссии во все регионы. ФЭК России и Институт микро-:-■ :номики оказывали консультации по их формировало. Однако, в регионах возникли трудности с реализа-_ -ей дифтарифов по объемам электропотребления с -е~ом количества членов семьи из-за необходимости вменения системы оплаты за электроэнергию населе-

- .'9м с учетом состава семьи абонента. В то же время, = АО «Сахалинэнерго» с 1 августа 1997 г. введены 2-сту-"енчатые тарифы с учетом количества членов семьи: —пя семьи до 3-х человек норматив электропотребле--.'я в расчете на абонента (семью) составляет 300 кВт.ч

- -'есяц, а для семьи из 4-х и более человек норматив -а абонента составляет 400 кВт.ч в месяц. Аналогичный ~:дход в дальнейшем стали применять в АО «Камчатск-:--ерго», «Челябэнерго», «Кузбассэнерго», «Оренбург-э-ерго».

-аселение представляет раз в год справки (заверение в ЖЭКах) о составе семьи абонента. Целесообраз--: осуществлять контроль раз в год в целях экономии :седств, как это сделано, например, в АО «Камчатск-

энерго». Возможно применение скользящего графика проверки счетчиков абонентов в течение года по районам — в этом случае не потребуется увеличения количества контролеров.

Трудности учета потребления электроэнергии в расчете на одного человека, которые обычно выдвигают энергосбыты, преувеличены. Оплата за газ, горячую и холодную воду производится с учетом количества членов семьи, проживающих в доме (квартире), и это уже установившаяся практика. То же сделать необходимо и с учетом электроэнергии: в книжках по оплате электроэнергии определить нормативное электропотребление в расчете на абонента с учетом количества членов семьи, заверенное в ЖЭКах (РЭУ) раз в год. В статье Н. Д. Бойко и др. «О тарифах на электрическую энергию для населения» (Вестник ФЭК России, № 7— 8, 1998 г.) дана оценка состояния применения дифференцированных по объемам электропотребления тарифов на электроэнергию для населения на май 1998 года. В этой работе сказано и о необходимости публикации вышеупомянутых «Рекомендаций...», актуальность чего возросла после выхода Постановления Правительства РФ «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» от 7 декабря 1998 г. № 1444. В нем отмечается: что при утверждении тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением в зависимости от уровней электропотребления, дифференциация тарифов производится в рамках, установленных настоящим Постановлением их предельных уровней. После 17 августа 1998 г. необходима разработка более гибкой системы дифференцированных по объемам электропотребления тарифов на электроэнергию, учитывающих уровень жизни населения в каждом регионе. Необходимо проведение ФЭК России и региональными энергетическими комиссиями мониторинга о ходе реализации Постановления Правительства РФ от 7 декабря 1998 г. № 1444. По состоянию на середину января 1999 г. в 40 регионах РЭК приняли постановления о повышении тарифов на электроэнергию для населения до минимального уровня тарифа (не менее 50% фактической

' :>.омендаиии согласованы с Министерством юстиции Российской Федерации 09 июля 1997 г.

ш

Вестник ФЭК России

ТАРИФЫ. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ.

стоимости энергии) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1998 г. № 1444. Однако во многих регионах, где действующий в 1998 г. тариф на электроэнергию для населения значительно ниже минимального уровня, необходимо повысить тариф до минимального уровня более чем на 50%. Анализ утвержденных Правительством РФ минимальных уровней тарифа на электроэнергию для населения и уровней средней себестоимости производства, передачи и распределения в 1 п/г 1997 г. электроэнергии по регионам показывает, что в большинстве регионов России минимальный уровень тарифа незначительно (менее 10%) превышает себестоимость. Однако в таких регионах, как Архэнерго, Ленэнерго (область), Карач-Черкесскэнерго, Кузбассэнерго, Дальэнерго, Камчатскэнерго, Сахалинэнерго, минимальный уровень тарифа для населения значительно (более чем на 10%) оказывается ниже средней себестоимости электроэнергии в 1 п/г 1997 г. и, тем более, ниже средней себестоимости в конце 1998 г. В данных АО-энерго — за исключением Карач-Черкесскэнерго и Сахалинэнерго — минимальный уровень тарифа для населения принят в Постановлении значительно ниже значения, равного 50% фактической стоимости электроэнергии, которое выше средней себестоимости электроэнергии в регионе.

Анализ предельных уровней тарифов на электроэнергию, приведенных в приложении к Постановлению Правительства РФ от 7.12.98 г. N9 1444, показывает: минимальный уровень тарифа во многих регионах ниже 50% фактической стоимости электроэнергии, хотя и незначительно (менее 10%). В Приморском, Хабаровском краях, Архангельской и Камчатской областях и Чукотском автономном округе минимальный уровень тарифа ниже 50% фактической стоимости электроэнергии более чем на 10%, причем в Камчатской области более чем в 2 раза, а в Чукотском 1втономном округе — на 60%. Поэтому необходимо внести уточнение в приложение, что минимальный уровень тарифа приближенно соответствует 50% фактической стоимости электроэнергии. Исключение составляют Камчатская область и Чукотский автономный округ. Необходимо также устранить непонятное различие в терминах: «фактическая стоимость энергии» в первой колонке таблицы приложения и «полная фактическая стоимость энергии» во второй колонке — это одно и то же.

Чтобы в дальнейшем выйти на уровень тарифа на электроэнергию для всего населения региона на уровень средней себестоимости в регионе, необходимо применение «Рекомендаций по установлению стимулирующих энергосбережение дифференцированных по объемам энергопотребления тарифов на электрическую энергию для населения», утвержденных Постановлением ФЭК России от 16 апреля 1997 г. № 71. Расчеты показывают, что в среднем по России при энергопотреблении льготными группами населения 50% и электропотреблении сельского населения

25% от электропотребления всего населения, а также электропотребления городского населения, проживающего в домах с электроплитами, в размере 20% от электропотребления всего городского населения, уровень среднего тарифа для всего населения России составит 67% от уровня тарифа для городского населения, проживающего в домах с газовыми плитами. При заданных Постановлением Правительства РФ от 7.12.98 г. № 1444 значениях минимальных уровней тарифа на электроэнергию для населения по регионам получим: в среднем по России минимальный уровень тарифа для городского населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами, составит около 22 коп/кВт.ч с 1 января 1999 г. В декабре 1998 г. этот тариф составил порядка 18 коп/кВт.ч и для выхода на минимальный уровень тарифа его нужно повысить на 20%.

Средний уровень себестоимости электроэнергии в России составляет около 20 коп/кВт.ч. Следовательно, при достижении минимального уровня тарифа 22 коп/кВт.ч для городского населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами, средний тариф для всего населения России составит 67% от 22 коп/кВт.ч или 14,7 коп/кВт.ч, что более чем на 36% ниже средней себестоимости электроэнергии. В то же время известно, что сверхнормативное электропотребление в России составляет порядка 20% от фактического электропотребления (при нормативах электропотребления, данных в вышеуказанных «Рекомендациях...» ФЭК России от 18 апреля 1997 г.). Проведенные нами расчеты показывают: при установлении тарифа за сверхнормативное электропотребление на уровне фактической стоимости электроэнергии для населения в среднем по России около 44 коп/кВт.ч, сверхнормативном электропотреблении 20% от фактического, тарифе за электропотребление в пределах норматива электропотребления для городского населения, проживающего в домах с газовыми плитами, равном минимальному уровню тарифа 22 коп/кВт.ч, получим, что средний тариф на электроэнергию для всего населения будет не ниже средней себестоимости электроэнергии — 20 коп/кВт.ч, что видно из уравнения: 0,8x0,67x22 коп/кВт.ч+0,2х44 коп/кВт.ч > 20 коп/кВт.ч Отсюда следует актуальность применения «Рекомендаций...» ФЭК России для регионов, применение которых позволяет выйти на уровень тарифа для всего населения, равного себестоимости электроэнергии в регионе для всех потребителей. Отметим, что выход тарифа на электроэнергию для городского населения, проживающего в домах с газовыми плитами, на уровень фактической стоимости электроэнергии для населения приведет к росту среднего тарифа для всего населения (при существующем уровне электропотребления льготными группами населения и сохранении коэффициента 0,7) до 29,5 коп/кВт.ч, т.е. в 2,5 раза по сравнению с фактическим значением среднего тарифа для всего населения России за 1998 г., равного 11,8 коп/кВт.ч., а за IV квартал — 12,7 коп/кВт.ч.

ФЕВРАЛЬ

1999

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.