ТАРИФЫ. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ.
Г. П. Кутовой,
заместитель Председателя ФЭК России
А. И. Кузовкин, д.э.н., зав. лабораторией Института микроэкономики при Минэкономики России
КОММЕНТАРИЙ К «РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СТИМУЛИРУЮЩИХ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ПО ОБЪЕМАМ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ»
■азанные Рекомендации приняты Постановлением -ЭК России от 18 апреля 1997 г. № 71 на основе обоб-_9ния опыта применения единых по стране дифферен-—•оованных по объемам электропотребления трехсту-"енчатых тарифов на электроэнергию для населения ; засчете на абонента, рекомендованных ФЭК России к :~ановлению с 1 августа 1996 г.* Наряду с положитель-зм опытом были выявлены и отрицательные моменты ■вменения трехступенчатых тарифов в расчете на ¿сэнента. Прежде всего, такие тарифы не учитывали ::став семьи абонента. В результате большие семьи : ■ азались в невыгодном положении: при одинаковом :- -эктропотреблении в расчете на одного человека они ^:лжны платить значительно больше, чем малочислен--=.е семьи.
I :-зторых. при значительной дифференциации сред--5"0 тарифа на электроэнергию (в 3—5 раз) и уровня • -зни населения (в 2—3 раза) по регионам установлена единых ставок ступенчатого тарифа для населения -еоправдано.
В -овых рекомендациях эти недостатки устранены. 5 "997 г. новые рекомендации были разосланы ФЭК -:ссии во все регионы. ФЭК России и Институт микро-:-■ :номики оказывали консультации по их формировало. Однако, в регионах возникли трудности с реализа-_ -ей дифтарифов по объемам электропотребления с -е~ом количества членов семьи из-за необходимости вменения системы оплаты за электроэнергию населе-
- .'9м с учетом состава семьи абонента. В то же время, = АО «Сахалинэнерго» с 1 августа 1997 г. введены 2-сту-"енчатые тарифы с учетом количества членов семьи: —пя семьи до 3-х человек норматив электропотребле--.'я в расчете на абонента (семью) составляет 300 кВт.ч
- -'есяц, а для семьи из 4-х и более человек норматив -а абонента составляет 400 кВт.ч в месяц. Аналогичный ~:дход в дальнейшем стали применять в АО «Камчатск-:--ерго», «Челябэнерго», «Кузбассэнерго», «Оренбург-э-ерго».
-аселение представляет раз в год справки (заверение в ЖЭКах) о составе семьи абонента. Целесообраз--: осуществлять контроль раз в год в целях экономии :седств, как это сделано, например, в АО «Камчатск-
энерго». Возможно применение скользящего графика проверки счетчиков абонентов в течение года по районам — в этом случае не потребуется увеличения количества контролеров.
Трудности учета потребления электроэнергии в расчете на одного человека, которые обычно выдвигают энергосбыты, преувеличены. Оплата за газ, горячую и холодную воду производится с учетом количества членов семьи, проживающих в доме (квартире), и это уже установившаяся практика. То же сделать необходимо и с учетом электроэнергии: в книжках по оплате электроэнергии определить нормативное электропотребление в расчете на абонента с учетом количества членов семьи, заверенное в ЖЭКах (РЭУ) раз в год. В статье Н. Д. Бойко и др. «О тарифах на электрическую энергию для населения» (Вестник ФЭК России, № 7— 8, 1998 г.) дана оценка состояния применения дифференцированных по объемам электропотребления тарифов на электроэнергию для населения на май 1998 года. В этой работе сказано и о необходимости публикации вышеупомянутых «Рекомендаций...», актуальность чего возросла после выхода Постановления Правительства РФ «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» от 7 декабря 1998 г. № 1444. В нем отмечается: что при утверждении тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением в зависимости от уровней электропотребления, дифференциация тарифов производится в рамках, установленных настоящим Постановлением их предельных уровней. После 17 августа 1998 г. необходима разработка более гибкой системы дифференцированных по объемам электропотребления тарифов на электроэнергию, учитывающих уровень жизни населения в каждом регионе. Необходимо проведение ФЭК России и региональными энергетическими комиссиями мониторинга о ходе реализации Постановления Правительства РФ от 7 декабря 1998 г. № 1444. По состоянию на середину января 1999 г. в 40 регионах РЭК приняли постановления о повышении тарифов на электроэнергию для населения до минимального уровня тарифа (не менее 50% фактической
' :>.омендаиии согласованы с Министерством юстиции Российской Федерации 09 июля 1997 г.
ш
Вестник ФЭК России
ТАРИФЫ. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ.
стоимости энергии) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1998 г. № 1444. Однако во многих регионах, где действующий в 1998 г. тариф на электроэнергию для населения значительно ниже минимального уровня, необходимо повысить тариф до минимального уровня более чем на 50%. Анализ утвержденных Правительством РФ минимальных уровней тарифа на электроэнергию для населения и уровней средней себестоимости производства, передачи и распределения в 1 п/г 1997 г. электроэнергии по регионам показывает, что в большинстве регионов России минимальный уровень тарифа незначительно (менее 10%) превышает себестоимость. Однако в таких регионах, как Архэнерго, Ленэнерго (область), Карач-Черкесскэнерго, Кузбассэнерго, Дальэнерго, Камчатскэнерго, Сахалинэнерго, минимальный уровень тарифа для населения значительно (более чем на 10%) оказывается ниже средней себестоимости электроэнергии в 1 п/г 1997 г. и, тем более, ниже средней себестоимости в конце 1998 г. В данных АО-энерго — за исключением Карач-Черкесскэнерго и Сахалинэнерго — минимальный уровень тарифа для населения принят в Постановлении значительно ниже значения, равного 50% фактической стоимости электроэнергии, которое выше средней себестоимости электроэнергии в регионе.
Анализ предельных уровней тарифов на электроэнергию, приведенных в приложении к Постановлению Правительства РФ от 7.12.98 г. N9 1444, показывает: минимальный уровень тарифа во многих регионах ниже 50% фактической стоимости электроэнергии, хотя и незначительно (менее 10%). В Приморском, Хабаровском краях, Архангельской и Камчатской областях и Чукотском автономном округе минимальный уровень тарифа ниже 50% фактической стоимости электроэнергии более чем на 10%, причем в Камчатской области более чем в 2 раза, а в Чукотском 1втономном округе — на 60%. Поэтому необходимо внести уточнение в приложение, что минимальный уровень тарифа приближенно соответствует 50% фактической стоимости электроэнергии. Исключение составляют Камчатская область и Чукотский автономный округ. Необходимо также устранить непонятное различие в терминах: «фактическая стоимость энергии» в первой колонке таблицы приложения и «полная фактическая стоимость энергии» во второй колонке — это одно и то же.
Чтобы в дальнейшем выйти на уровень тарифа на электроэнергию для всего населения региона на уровень средней себестоимости в регионе, необходимо применение «Рекомендаций по установлению стимулирующих энергосбережение дифференцированных по объемам энергопотребления тарифов на электрическую энергию для населения», утвержденных Постановлением ФЭК России от 16 апреля 1997 г. № 71. Расчеты показывают, что в среднем по России при энергопотреблении льготными группами населения 50% и электропотреблении сельского населения
25% от электропотребления всего населения, а также электропотребления городского населения, проживающего в домах с электроплитами, в размере 20% от электропотребления всего городского населения, уровень среднего тарифа для всего населения России составит 67% от уровня тарифа для городского населения, проживающего в домах с газовыми плитами. При заданных Постановлением Правительства РФ от 7.12.98 г. № 1444 значениях минимальных уровней тарифа на электроэнергию для населения по регионам получим: в среднем по России минимальный уровень тарифа для городского населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами, составит около 22 коп/кВт.ч с 1 января 1999 г. В декабре 1998 г. этот тариф составил порядка 18 коп/кВт.ч и для выхода на минимальный уровень тарифа его нужно повысить на 20%.
Средний уровень себестоимости электроэнергии в России составляет около 20 коп/кВт.ч. Следовательно, при достижении минимального уровня тарифа 22 коп/кВт.ч для городского населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами, средний тариф для всего населения России составит 67% от 22 коп/кВт.ч или 14,7 коп/кВт.ч, что более чем на 36% ниже средней себестоимости электроэнергии. В то же время известно, что сверхнормативное электропотребление в России составляет порядка 20% от фактического электропотребления (при нормативах электропотребления, данных в вышеуказанных «Рекомендациях...» ФЭК России от 18 апреля 1997 г.). Проведенные нами расчеты показывают: при установлении тарифа за сверхнормативное электропотребление на уровне фактической стоимости электроэнергии для населения в среднем по России около 44 коп/кВт.ч, сверхнормативном электропотреблении 20% от фактического, тарифе за электропотребление в пределах норматива электропотребления для городского населения, проживающего в домах с газовыми плитами, равном минимальному уровню тарифа 22 коп/кВт.ч, получим, что средний тариф на электроэнергию для всего населения будет не ниже средней себестоимости электроэнергии — 20 коп/кВт.ч, что видно из уравнения: 0,8x0,67x22 коп/кВт.ч+0,2х44 коп/кВт.ч > 20 коп/кВт.ч Отсюда следует актуальность применения «Рекомендаций...» ФЭК России для регионов, применение которых позволяет выйти на уровень тарифа для всего населения, равного себестоимости электроэнергии в регионе для всех потребителей. Отметим, что выход тарифа на электроэнергию для городского населения, проживающего в домах с газовыми плитами, на уровень фактической стоимости электроэнергии для населения приведет к росту среднего тарифа для всего населения (при существующем уровне электропотребления льготными группами населения и сохранении коэффициента 0,7) до 29,5 коп/кВт.ч, т.е. в 2,5 раза по сравнению с фактическим значением среднего тарифа для всего населения России за 1998 г., равного 11,8 коп/кВт.ч., а за IV квартал — 12,7 коп/кВт.ч.
ФЕВРАЛЬ
1999