Научная статья на тему 'О сущности терроризма: необходимое и действительное'

О сущности терроризма: необходимое и действительное Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
610
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закон о противодействии терроризму / международный терроризм / понятие терроризма / государственный терроризм / уголовные и политические мотивы терроризма / law on combating terrorism / international terrorism / notion of terrorism / statesponsored terrorism / criminal and political motives of terrorism.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киреев Михаил Павлович, Голик Юрий Владимирович

В статье рассматривается понятие терроризма и уголовно-правовая мотивация преступлений террористической направленности. Обосновывается необходимость принятия всеобъемлющей конвенции о терроризме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the nature of terrorism: what is done and what should be done to combat this evil

The article offers an analysis of the notion of terrorism and of the criminal motives of those who commit offences of terrorist nature. The author also argues it is high time that the family of nations adopted a universal convention against terrorism.

Текст научной работы на тему «О сущности терроризма: необходимое и действительное»

УДК 343.34

DOI 10.24411/2078-5356-2018-10326

Киреев Михаил Павлович Michael P. Kireev

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений

Академия управления МВД России (125171, Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, 8)

doctor of sciences (law), professor, professor of the department of management bodies and units of the ministry of internal affairs in special conditions, center for command games

Academy of management of the Ministry of internal affairs of Russia (8 Z. and A. Kosmodemyanskiy st., Moscow, Russian Federation, 125171)

E-mail: mihail.kireev.1950@mail.ru

Голик Юрий Владимирович Yury V. Golik

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии Московская академия Следственного комитета Российской Федерации (125080, Москва, ул. Врубеля, 12)

doctor of sciences (law), professor, professor of the department of criminology and criminal law Moscow academy of the Investigation committee of the Russian Federation (12 Vrubel st., Moscow, Russian Federation, 125080)

E-mail:mihail.kireev.1950@mail.ru

О сущности терроризма: необходимое и действительное

On the nature of terrorism: what is done and what should be done

to combat this evil

В статье рассматривается понятие терроризма и уголовно-правовая мотивация преступлений террористической направленности. Обосновывается необходимость принятия всеобъемлющей конвенции о терроризме.

The article offers an analysis of the notion of terrorism and of the criminal motives of those who commit offences of terrorist nature. The author also argues it is high time that the family of nations adopted a universal convention against terrorism.

Ключевые слова: закон о противодействии терроризму, международный терроризм, понятие терроризма, государственный терроризм, уголовные и политические мотивы терроризма.

Keywords: law on combating terrorism, international terrorism, notion of terrorism, state-sponsored terrorism, criminal and political motives of terrorism.

© Киреев М.П., Голик Ю.В., 2018

Суть новой парадигмы развития России и всей мировой цивилизации заключается в поддержании в жизни человечества реальной возможности комфортно реализовывать все жизненные блага, созидать, приумножать материальные и духовные ценности. Однако минувшее ХХ столетие, начало XXI века мировым сообществом характеризуются открытиями и достижениями в научно-техническом прогрессе, а также и как времена, вписавшие в человеческую цивилизацию значительное число черных страниц. В их числе наиболее уродливым и трагическим общественно-социальным явлением выступает терроризм.

Следует отметить, что феномен терроризма известен уже с древности. Впервые упоминания о терактах известны уже с 66-73 годов до н. э. В эти времена еврейское политическое объединение зелотов боролось за автономию Фесса-лонии против римлян методами террора.

В последующей истории терроризм стал символом жестокости и неправомерного насилия в дни Варфоломеевской ночи, Французской буржуазной революции, Парижской коммуны, инквизиции. Само понятие «террор», по мнению большинства ученых историков, появилось именно со времен Французской революции.

Современный терроризм технологичен, жесток, масштабен, является одним из самых опасных вызовов международной безопасности, проявляющихся в формах терроризма международного, государственного, криминального, компьютерного, ядерного, информационного, и превратился в глобальную проблему. Так, за 2016 год во многих странах (Ирак, Турция, США, Россия, Сирия и др.) было совершено 1787 террористических актов, в результате которых погибли 13 759 человек, 16 683 человека получили ранения. Особую тревогу вызывают похищения людей, жертвами которых стали 4034 человека.

Мы полагаем, что развитию этого страшного явления способствуют многочисленные социально-экономические аспекты, человеческая природа, в которой заложено желание владеть большим количеством материальных ценностей, властью и территориями, ненависть к тем, кто отличается по цвету кожи, вероисповеданию.

Мировое научное сообщество постоянно обращается к исследованию данного негативного феномена. Современность характеризуется участием различных специальных служб в правоохранительной деятельности по предотвращению преступлений террористической на-

правленности. Кроме того, международными организациями различных стран принимается значительное число международных нормативных актов по проблемам терроризма.

Так, на сегодняшний день действует 27 глобальных международных правовых актов [1], готовится проект Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. В России принят ряд действенных нормативных актов, позволяющих противостоять терроризму [2].

Анализ данных нормативных актов позволяет отметить различное толкование термина «терроризм». Существуют разночтения и в разграничении понятий «террор» и «терроризм».

Термин «террор» современный русский словарь позиционирует такими синонимами, как «насилие, «запугивание», «устрашение» [3].

Юридический словарь понятие «терроризм» (от лат. terror - страх, ужас) детерминирует, во-первых, как вид насильственной преступности.

Во-вторых, как насилие в отношении физических лиц или организаций, либо как угрозу его применения, уничтожения (повреждения).

С точки зрения психологии террор - нарастающее переживание страха, которое приводит к ужасу. А терроризм - это обобщенное понятие. Данный термин мы понимаем как комплексный феномен, включающий страх, совершение предопределенных террористических актов и действий, а также и весь спектр различных неблагоприятных последствий.

В течение последних 60 лет мировые ассоциации по борьбе с терроризмом, ученые так и не приняли дефиницию феномена «терроризм», которая бы получила всеобщее признание. Наличие многочисленных версий понятия «терроризм», отсутствие согласия между мировыми экспертами, занимающимися данным явлением, не позволяют в настоящее время принять ООН Конвенцию о борьбе с терроризмом.

Так, например, Парламентская ассамблея стран Совета Европы устанавливает терроризм, прежде всего, как преступление. Более того, террористическое преступление, мотивированное сепаратистскими настроениями, совершается отдельными лицами, либо группой лиц, с применением насилия, угрозы насилия в отношении органов власти, отдельных лиц, социальных групп, общества [4].

ЦРУ США считает терроризм явлением, связанным с угрозой либо применением насилия в политических целях, совершаемым отдельными лицами, группой лиц против существующего правительства [5].

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2018, № 3 (43)

173

Статья 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» определяет терроризм как идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [2].

Необходимо сделатьакцент на таких доминантах терроризма, как:

- насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций;

- уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов;

- создание опасности гибели людей;

- причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;

- дестабилизация деятельности органов власти или международных организаций либо воздействие на принятие ими решений;

- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

- нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а также на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой;

- деяния, совершенные в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

Основой идеологических доктрин терроризма, как правило, выступает комплекс идейных установок, являющихся обоснованием применения насилия для достижения политических целей. Терроризм в этом аспекте предстает исключи-тельно политическим феноменом.

Однако российское законодательство не характеризует терроризм, как исключительно политическое насилие. Но в то же время политический терроризм имеет место и в России.

К примеру, Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» процесс создания правового государства был практически дезорганизован путем роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета, приостановкой деятельности Конституционного Суда, то есть Указ № 1400 стал первым в новейшей истории прецедентом

грубейшей интерпретации конституционного права, фактической отмены права в России. Результат принятия данного Указа - незаконное силовое свержение легитимной власти, сотни погибших, покалеченных, самое главное - нравственно изуродованных.

Таким образом, налицо элементы диспозиции статьи 64 Уголовного ко-декса РСФСР (действовал до 1997 г.), которая прямо гласит - заговор с целью захвата власти.

Законодатель не разграничивает уровни власти, в отношении которых совершаются неконституционные силовые действия. Это может быть и законодательная власть, и судебная власть, и органы субъекта Федерации и т. д. Законодатель устанавливает, что захват власти может происходить при наличии любых мотивов.

В приведенном нами примере была захвачена власть народных депутатов, законодательных органов. Мало того, не только захвачена, но и прекращена их деятельность. Сам же захват власти совершился в целях изменения конституционного строя в стране.

Данные деяния не декриминализированы Уголовным кодексом РФ, вступившим в силу в январе 1997 года. Диспозиция статьи 278 УК РФ устанавливает: «Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации».

Проблема терроризма обостряется из года в год все сильнее, превращается в проблему общегосударственного масштаба, угрожая национальной безопасности страны. Решать эту проблему необходимо на самом высоком уровне - на уровне государства. Созданные на сегодняшний день Национальный антитеррористический комитет (образован Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»), антитеррористические комиссии, оперативные штабы в регионах, несомненно, проводят существенную работу по противодействию терроризму. Тем не менее, несмотря на все принимаемые меры, проблема остается актуальной. На вопрос, как спасти мир от терроризма, ответа пока нет.

Мы убеждены, что лучшая - единственная -стратегия, способная изолировать и победить терроризм, состоит в уважении прав человека, содействии социальной справедливости, укреплении демократии и соблюдении принципа верховенства права.

Примечания

Notes

1. Конвенция Организации Объединенных Наций «О предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов» (1973); Европейская конвенция о пресечении терроризма (1977); Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999); Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001) и др.

2. Стратегия борьбы с терроризмом. URL: http://900igr.net/prezentatsii/obg/TerroriziTi/005-Strategija-borby-s-terrorizmom.html (дата обращения: 02.01.2016); О мерах по противодействию терроризму: указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г № 116 (в ред. от 26.12.2015); О противодействии терроризму: федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 (в ред. от 31.12.2014 № 505-ФЗ).

3. Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/230/ (дата обращения: 02.01.2016).

4. Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1706 (2005) «Средства массовой информации и терроризм», принята 20 июня 2005 г.

5. Patterns of international terrorism / ed by A.E. Evana, J.F. Murphy. Toronto, 1979. 485 p.

1. The UN Convention on the prevention and punishment of crimes against persons enjoying international protection, including diplomatic agents (1973); European Convention on the suppression of terrorism (1977); Convention for the suppression of the financing of terrorism (1999); The Shanghai Convention on combating terrorism, separatism and extremism (2001).

2. Strategy of struggle against terrorism (in Russian). URL: http://900igr.net/prezentatsii/obg/Terrorizm/005-Strategija-borby-s-terrorizmom.html (accessed 02.01.2016); On measures against terrorism: decree of the President of the Russian Federation no. 116 issued 15.02.2006 (updated 26.12.2015); On combating terrorism: federal act of the Russian Federation no. 35-FZ enacted 06.03.2006 (updated as no. 505- FZ enacted 31.12.2014). (In Russ.)

3. Dictionaries and Encyclopedias on the Academic. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/230 (accessed 02.01.2016). (In Russ.)

4. Recommendation of the Parliamentary Assembly of the Council of Europe 1706 (2005) «Media and Terrorism», passed June 20 2005.

5. Patterns of international Terrorism / ed by A.E. Evana, J.F. Murphy. Toronto, 1979. 485 p.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2018, № 3 (43)

17 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.