Научная статья на тему 'О СУЩНОСТИ СУБОРДИНАЦИИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О СУЩНОСТИ СУБОРДИНАЦИИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
субординация / подчиненность / единоначалие / уголовно-исполнительная система / принципы службы / нормативно-правовое регулирование. / subordination / subordination / unity of command / penal enforcement system / principles of service / legal regulation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чистяков Кирилл Алексеевич

В статье рассмотрены теоретические подходы к определению субординации и ее соблюдения при исполнении служебных обязанностей. Проанализированы нормативно-правовые акты, касающиеся определения субординации. Предпринята попытка определения места и роли института субординации в уголовно-исполнительной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чистяков Кирилл Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ESSENCE OF SUBORDINATION IN THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses theoretical approaches to determining subordination and its observance in the performance of official duties. The legal acts relating to the definition of subordination are analyzed. An attempt has been made to determine the place and role of the institution of subordination in the penal system.

Текст научной работы на тему «О СУЩНОСТИ СУБОРДИНАЦИИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-455-458 ЧИСТЯКОВ Кирилл Алексеевич,

NIION: 2018-0076-11/23-929 кандидат юридических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2023-11-929 доцент кафедры административного

и финансового права Академии ФСИН России, e-mail: pailer@mail.ru

О СУЩНОСТИ СУБОРДИНАЦИИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические подходы к определению субординации и ее соблюдения при исполнении служебных обязанностей. Проанализированы нормативно-правовые акты, касающиеся определения субординации. Предпринята попытка определения места и роли института субординации в уголовно-исполнительной системе.

Ключевые слова: субординация, подчиненность, единоначалие, уголовно-исполнительная система, принципы службы, нормативно-правовое регулирование.

CHISTYAKOV Kirill Alekseevich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia

ON THE ESSENCE OF SUBORDINATION IN THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article discusses theoretical approaches to determining subordination and its observance in the performance of official duties. The legal acts relating to the definition of subordination are analyzed. An attempt has been made to determine the place and role of the institution of subordination in the penal system.

Key words: subordination, subordination, unity of command, penal enforcement system, principles of service, legal regulation.

В пункте 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ (ред. от 10.07.2023 г.) «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»» (далее - ФЗ «О службе в УИС») провозглашается принцип единоначалия и субординации (подчиненности) на службе в уголовно-исполнительной системе. При этом, согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О службе в УИС» сотруднику УИС предписывается обязанность соблюдать субординацию. Соблюдать субординацию - обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному руководителю (начальнику), а при необходимости и к прямому руководителю (начальнику), поставив при этом в известность непосредственного руководителя (начальника). Также обязанность соблюдать субординацию упоминается и в п. г ст. 5 Приказа Минюста России от 12.09.2019 г. № 202 (ред. от 09.08.2023) «Об утверждении дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы Рос-

сийской Федерации» (далее - Дисциплинарный устав УИС). Однако более расширенного определения соблюдения субординации мы в данном нормативном акте не находим, так же мы не находим и самого определения субординации.

Возникает закономерный вопрос, почему в нормативных актах на сотрудника возлагается обязанность соблюдать субординацию, дается легальное определение соблюдения субординации, однако самого определения субординации в нормативных актах нет. При этом вопрос соблюдения субординации стоит достаточно остро, так как определение, содержащиеся в приведенных нормативных актах, на наш взгляд не совсем полное и не отражает в полной мере его сути. При этом стоит отметить, что законодатель не раскрывает понятие, как единоначалии, так и подчиненности, хотя наряду с субординацией они составляют единый принцип службы в УИС. И если мы находим упоминание подчиненности в соответствующих статьях (см.: п. 1 ч.2, п.2 ч. 3 ст. 4; п. 14 ч. 1 ст. 11, п. 6 ч. 1 ст. 14; п. 7 ч. 5, п. 7 ч. 7 ст. 30; п. 6 ч. 3 ст. 84; ч. 2 ст. 85) ФЗ «О службе в УИС», то единона-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

чалие законодатель в статьях указанного закона больше не упоминает. Так, с уверенность можем сказать, что законодатель считает тождественными термины субординация и подчиненность, однако на наш взгляд термин субординация значительно шире. Если обратиться к нормативным актам иных ведомств, то более расширенного легального определения соблюдения субординации или же самого определения субординации мы там так же не находим. Казалось бы, вопросы соблюдения субординации возникают, как в повседневной жизни, так и в трудовых отношениях, а особенно в служебной деятельности и им должно в нормативных актах уделяться особое внимание в части их проработки.

Анализирую нормативные акты, мы пришли к выводу, что в одних ^м.: напр., п. 3 ст. 12 ФЗ от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ (ред. от 10.07.2023, с изм. от 11.07.2023) «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 1 ч. 2 ст. 4 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 9, ч. 2 ст. 4 ФЗ от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.) мы встречаем сходные нормы, как в ФЗ «О службе в УИС», в др. (см.: например Указ Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495 (ред. от

31.07.2022) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»); Указ Президента РФ от 16.11.1998 г. № 1396 (ред. от 30.09.2012) «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации»; ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от

24.07.2023) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О воинской обязанности и военной службе» и т.д.), мы вообще их не находим (хотя, на наш взгляд, это было бы уместно). Это в некоторой мере вызывает недоумение, т.к. в служебных отношениях, а тем более на военной службе вопросам субординации уделяется масса внимания.

В теории на этот счет мы можем встретить массу различных мнений. Т.А. Абанина под субор-

динацией понимает уважительное отношение к вышестоящем, как по положению, так и по должности. А по содержанию субординация - это соблюдение установленных правил взаимоотношений по иерархии в коллективе. Также она указывает, что субординация предусматривает особый порядок приказов, распоряжений и подачи отчетов. При этом обращаясь к этимологии слова, она указывает, что по-латыни субординация означает подчинение. Давным-давно субординация подразумевала исключительно послушание воинов в армии начальнику [1]. Действительно, если мы обращаемся к этимологии слова «субординация», то оно дословно означает подчинение, то есть предусматривает отношения власти и подчинения, при строгой иерархии в служебном или трудовом коллективе [8]. Так, В.В. Кириллов, под субординацией в армии и на флоте понимает некий вектор уважительного поведения, который направлен от подчиненного к начальнику, от младшего к старшему при соблюдении уважения к личному достоинству каждого воина. Так же он указывает на обязательность соблюдение правовых норм и приказов, за нарушение которых наступает ответственность [4, с. 134-139].

В.А. Ермоленко и И.С. Скляренко, говоря о системе ценностных установок, выделяют установку на субординацию в общении, раскрывая ее как умение выполнять и отдавать приказы. Они указывают, что данная установка проявляется у курсанта как умение подчиняться на занятии преподавателю, командиру группы, лидеру малой группы, который может быть ниже по специальному званию, но выше в данный момент «по должности». Умение в общении подчинять себе других развивается через умение курсанта подчиняться, формирует его управленческие способности и уверенность в себе [3, с. 25-27]. Пономарева Т.М. указывает, что нормы субординации выступают в форме закрепления уровня, степени соподчинения участников наемного труда. Далее она раскрывает понятие норм субординации и понимает под ними систему трудоправовых норм, преимущественно локальных, опосредующих функции хозяйской (работодательской) власти, рациональное распределение властных полномочий, делегированных работодателем его представителям в производственном коллективе. Данный вид норм регулирует взаимоотношения между «вышестоящими» и «нижестоящими» работниками организации, а также определяет содержание дисциплинарной власти работодателя [6, с. 82-88].

На наш взгляд, интересным является и мнение М.В. Большаковой, которая под субординацией понимает служебные отношения, построенные по принципу иерархичности, которые направлены на поддержание дистанции между началь-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

ником и подчиненным, а также призваны поддерживать рабочую атмосферу в коллективе. В заключении она приходит к выводу, что соблюдение установленных норм делового этикета упрощает соблюдение субординации и не вызывает эмоционального дискомфорта [2, с. 10-14].

Н.В. Поляков при раскрытии принципов профессиональной этики государственного служащего, выделяет принцип субординации, который заключающийся в строгом соблюдении субординации трудовых отношений в соответствии с иерархией подчинения, то есть «сверху вниз» -отношения руководитель-подчиненный, «снизу-вверх» - отношения подчиненный-руководи-тель и «по горизонтали» - отношения между сотрудниками одного государственного ранга (уровня) [5, с. 669-674]. Хотелось бы поподробнее остановиться на этом суждении. На наш взгляд интересным является выделения субординации не только руководитель-подчиненный, но и подчи-ненный-руководитель, так как на наш взгляд нормы управления могут работать и в «обратном порядке», более того они могут работать и «по горизонтали». Мы считаем, что это существенно расширяет определение субординации и во многом обогащает его.

Н.И. Роговская, под субординацией понимает соблюдение норм и правил, установленных обществом, а также всеми участниками процесса делового общения. Далее она подчеркивает важное отличие личных отношений в повседневной жизни, необходимо не выходить за рамки рабочего процесса во время обучения, что, естественно, не подразумевает полное отсутствие интереса к жизни студентов и игнорирование их потребностей и мнения. Педагог, хоть и обладает гораздо большим количеством опыта и знаний в своей области, чем студенты, не может требовать от них беспрекословного подчинения и отсутствия собственной точки зрения на любой изучаемый или обсуждаемый предмет. В заключении своей статьи она подчеркивает, что педагогика подразумевает под собой не только необходимый объем знаний у преподавателя или учителя, но и его умение создать доверительную и комфортную обстановку во время образовательного процесса в сочетании с проявлением собственного авторитета. Это и называется субординацией, которая также включает в себя сохранение и отстаивание личных границ обеих сторон педагогического общения [7, с. 35-39]. При анализе мнений авторов мы пришли к выводу, что условно их можно разделить на несколько групп. В одну мы можем включить авторов, которые считают, что субординация - это только лишь отношения по соблюдению подчиненности, более того это и есть некая

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

деятельность по отношениям между руководителем и подчиненным, то есть деятельность по изданию приказов, распоряжений и т.д., а с другой стороны по их неукоснительному исполнению.

Другая же группа авторов считает, что это отношения, построенные больше на нормах этикета и их главная цель, это установления между работодателем и подчиненным некой системы моральных принципов. Эти принципы заключаются в установлении правил общения в коллективе, формировании уважительных отношений, как между работодателем и подчиненными, так и между самими работниками. В УИС отношения власти и подчинения строго урегулированы не только нормативными актами различного уровня, но и давно сформировавшейся системой ценностей и многолетней историей. Однако, мы считаем, что они должны быть подробно раскрыты в нормативных актах. Нормы, посвященные субординации и ее соблюдения, должны быть более подробно отражены в ФЗ «О службе в УИС», а в полной мере раскрыты в Дисциплинарном уставе УИС.

Должно быть сформировано легальное определение субординации, в которое бы включались принципы субординации, система межличностного поведения,основанная,как на правилах поведения, так и на принципах власти и подчинения. Стоит признать, что данные положения находят в некоторой степени отражение в нормативных актах, однако на наш взгляд, должны быть включены именно в определение субординации.

Более того необходимо существенно расширить понятие соблюдения субординации и понимать под ним не только обращение по служебным вопросам к своему непосредственному руководителю (начальнику), а при необходимости и к прямому руководителю (начальнику), поставив при этом в известность непосредственного руководителя (начальника), но и исполнение приказов, уважительного отношения, взаимоотношения с другими руководителями, которым сотрудник не подчинен, а так же уважительного отношения не только «по должности», но и по «званию».

Список литературы:

[1] Абанина Т.А. Субординация в педагогическом коллективе [Электронный ресурс]. - URL: https://multiurok.ru/blog/subordinatsiia-v-pedagogicheskom-kollektive. html?ysclid=lnloqcrocg539611388 (дата обращения: 12.10.2023).

[2] Большакова М.В. Субординация как фактор сохранности микроклимата в деловом коллективе // Современные научные исследования: исторический опыт и инновации: Сборник матери-

алов XVII Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Краснодар, 10-11 февраля 2021 г. - Краснодар: Академия маркетинга и социально-информационных технологий -ИМСИТ (г. Краснодар), 2021. - С. 10-14.

[3] Ермоленко В.А., Скляренко И.С. Формирование профессиональных ценностных установок у курсантов вузов МВД // Среднее профессиональное образование. 2011. № 12. - С. 25-27.

[4] Кириллов В.В. Тема по ВПП № 26 для солдат, матросов, сержантов, старшин, проходящих военную службу по контракту и призыву, а также для прапорщиков и мичманов «Воинский этикет и культура общения военнослужащих» // Армейский сборник. 2022. № 10. - С. 134-139.

[5] Поляков Н.В. Этика государственной службы как единство профессиональной и управленческой систем // Аллея науки. 2022. Т. 1. № 2 (65). - С. 669-674.

[6] Пономарева Т.М. Внутренний трудовой распорядок как неотъемлемое свойство трудовых правоотношений, складывающихся в организации // Социально-экономические и правовые системы: современное видение: Сборник трудов Международной научно-практической конференции, Омск, 02 марта 2016 г. - Омск: Омский государственный технический университет, 2016. - С. 82-88.

[7] Роговская Н.И. Субординация и стили педагогического общения как важные составляющие учебно-воспитательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 4 (177). - С. 35-39.

[8] Словарь русского языка: В 4-х т. [Электронный ресурс] / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. - URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/18/ma429819. htm?cmd=0&istext=1 (дата обращения: 12.10.2023).

Spisok literatury:

[1] Abanina T.A. Subordinaciya v pedagogiches-kom kollektive [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// multiurok.ru/blog/subordinatsiia-v-pedagogiches-

kom-kollektive.html?ysclid=lnloqcrocg539611388 (data obrashcheniya: 12.10.2023).

[2] Bol'shakova M.V. Subordinaciya kak faktor sohrannosti mikroklimata v delovom kollektive // Sovremennye nauchnye issledovaniya: istoricheskij opyt i innovacii: Sbornik materialov XVII Vserossijskoj (nacional'noj) nauchno-prakticheskoj konferencii, Krasnodar, 10-11 fevralya 2021 g. - Krasnodar: Aka-demiya marketinga i social'no-informacionnyh tekh-nologij - IMSIT (g. Krasnodar), 2021. - S. 10-14.

[3] Ermolenko V.A., Sklyarenko I.S. Formirovanie professional'nyh cennostnyh ustanovok u kursantov vuzov MVD // Srednee professional'noe obrazovanie. 2011. № 12. - S. 25-27.

[4] Kirillov V.V. Tema po VPP № 26 dlya soldat, matrosov, serzhantov, starshin, prohodyashchih voennuyu sluzhbu po kontraktu i prizyvu, a takzhe dlya praporshchikov i michmanov «Voinskij etiket i kul'tura obshcheniya voennosluzhashchih» // Arme-jskij sbornik. 2022. № 10. - S. 134-139.

[5] Polyakov N.V. Etika gosudarstvennoj slu-zhby kak edinstvo professional'noj i upravlencheskoj sistem // Alleya nauki. 2022. T. 1. № 2 (65). - S. 669674.

[6] Ponomareva T.M. Vnutrennij trudovoj raspo-ryadok kak neot"emlemoe svojstvo trudovyh pravoot-noshenij, skladyvayushchihsya v organizacii // Social'no-ekonomicheskie i pravovye sistemy: sovre-mennoe videnie: Sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Omsk, 02 marta 2016 g. - Omsk: Omskij gosudarstvennyj tekh-nicheskij universitet, 2016. - S. 82-88.

[7] Rogovskaya N.I. Subordinaciya i stili peda-gogicheskogo obshcheniya kak vazhnye sostavlyay-ushchie uchebno-vospitatel'nogo processa // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta. 2023. № 4 (177). - S. 35-39.

[8] Slovar' russkogo yazyka: V 4-h t. [Elektronnyj resurs] / RAN, In-t lingvistich. issledovanij; Pod red. A.P. Evgen'evoj. - 4-e izd., ster. - M.: Rus. yaz.; Poligrafresursy, 1999. - URL: http://feb-web.ru/feb/ mas/mas-abc/18/ma429819.htm?cmd=0&istext=1 (data obrashcheniya: 12.10.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.