Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ НАЛОЖЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ НА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ НАЛОЖЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ НА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (УИС) / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СЛУЖЕБНАЯ ПРОВЕРКА / ПРИМЕНЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ / СРОКИ ДАВНОСТИ / ПИСЬМЕННОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ / КОРРУПЦИЯ / ПРИКАЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидов Олег Геннадьевич

В статье рассказывается о закрепленном в нормативно-правовых актах о служебной дисциплине в уголовно-исполнительной системе порядке наложения на сотрудников УИС, совершивших различные проступки дисциплинарных взысканий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Демидов Олег Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE PROCEDURE FOR IMPOSING DISCIPLINARY PENALTIES ON EMPLOYEES OF THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM

The article tells about the procedure for imposing disciplinary penalties on the employees of the penitentiary system who have committed various offenses, fixed in the normative legal acts on official discipline in the penal enforcement system.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ НАЛОЖЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ НА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

С& УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-348-351 ДЕМИДОВ Олег Геннадьевич,

NIION: 2018-0076-8/23-634 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2023-8-634 доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин

Псковского филиала Университета ФСИН России, e-mail: demidov-Oleg-Gen@yandex.ru

К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ НАЛОЖЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ НА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье рассказывается о закрепленном в нормативно-правовых актах о служебной дисциплине в уголовно-исполнительной системе порядке наложения на сотрудников УИС, совершивших различные проступки дисциплинарных взысканий.

Ключевые слова: сотрудник уголовно-исполнительной системы (УИС), дисциплинарная ответственность, служебная проверка, применение дисциплинарного взыскания, сроки давности, письменное объяснение, коррупция, приказ.

DEMIDOV Oleg Gennadievich,

candidate of Legal Sciences, associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines Pskov Branch of the Federal Penitentiary Service of Russia University

ON THE ISSUE OF THE PROCEDURE FOR IMPOSING DISCIPLINARY PENALTIES ON EMPLOYEES OF THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM

Annotation. The article tells about the procedure for imposing disciplinary penalties on the employees of the penitentiary system who have committed various offenses, fixed in the normative legal acts on official discipline in the penal enforcement system.

Key words: employee of the penal enforcement system, disciplinary responsibility, official verification, application of disciplinary punishment, statute of limitations, written explanation, corruption, order.

Порядок наложения на сотрудников УИС дисциплинарных взысканий сегодня, достаточно детально определен, главным образом: Федеральным законом о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее закон о службе в УИС) [1], Приказом Минюста России от 31.12.2020 № 341 «Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» [2] , дисциплинарным уставом УИС РФ [3].

Устанавливая порядок применения дисциплинарных взысканий, законодатель исходит из интересов обеспечения справедливости и законности как в действиях соответствующего руководителя (начальника), уполномоченного накладывать на подчиненных дисциплинарные взыскания, так и сотрудников, нарушивших служебную дисциплину. Данный порядок достаточно схож с порядком наложения дисциплинарных взысканий на

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, однако имеет и некоторые отличительные особенности [4], о которых мы постараемся упомянуть в данной статье. Начнем с того, что по общему правилу уполномоченный руководитель (начальник) имеет право, но не обязан привлекать подчиненного ему сотрудника к дисциплинарной ответственности, совершившего дисциплинарный проступок. Если, все же, было принято решение привлечь подчиненного сотрудника к дисциплинарной ответственности, то необходимо строго соблюдать, требования правовых норм, о которых пойдет речь далее.

Порядок наложения на сотрудников УИС дисциплинарных взысканий сегодня достаточно детально установлен нормами статьи 52 закона о службе в УИС. В соответствии с данными нормами дисциплинарные взыскания на сотрудника УИС налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставлен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

ных им руководителем федерального органа УИС. Достаточно важное значение имеют установленные законом сроки давности при наложении дисциплинарного взыскания. Причем их несколько. И их необходимо строго соблюдать. Так, дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником УИС дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника УИС по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время производства по уголовному делу [5]. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника УИС, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Данное объяснение сотрудником должно быть представлено в течение двух рабочих дней. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания [6].

Затребование письменного объяснения от сотрудника до применения в отношении его дисциплинарного взыскания дает возможность соответствующему руководителю всесторонне выяснить обстоятельства и причины правонару шения, установить степень вины сотрудника, все возможные смягчающие и отягчающие обстоятельства, возможно и обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность сотрудника [7]. Все это является гарантией того, что решение вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности, а так же выбор меры дисциплинарного взыскания будут обоснованным, правомерным и справедливым.

В целях обеспечения полноты, объективности в юридической и иной оценке проступка перед

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа УИС или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 закона о службе в УИС может быть проведена служебная проверка [8]. Вообще, служебная проверка может проводиться по различным основаниям, перечисленным в указанном приказе, в числе которых и совершение сотрудником дисциплинарного проступка.

При проведении служебной проверки должны быть приняты все необходимые меры по объективному и всестороннему установлению фактов и обстоятельств совершения сотрудником УИС дисциплинарного проступка. По общему правилу, служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Однако срок ее проведения по решению руководителя федерального органа УИС или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 10 дней. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетель-ствованием против самого себя. В то же время он имеет право: представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа УИС или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований.

В заключении по результатам служебной проверки указываются: установленные факты и обстоятельства; предложения, касающиеся наложения на сотрудника УИС дисциплинарного взыскания.

Решение о выборе вида дисциплинарного взыскания, его соответствия тяжести совершенного проступка, начальник должен основывать исключительно на принципах целесообразности, разумности, справедливости и соразмерности. О наложении на сотрудника УИС дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа УИС или уполномоченного руководителя. Сотрудник УИС считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме. Уполномоченный руководитель обязан в

течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника УИС под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. Налагаемые на сотрудника УИС в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в личное дело сотрудника. В случае подачи жалобы в суд либо вышестоящему в порядке подчиненности начальнику учреждения или органа УИС приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания не приостанавливается.

Статьей 53 закона о службе в УИС предусмотрены некоторые особенности порядка наложения на сотрудников УИС взысканий за коррупционные правонарушения. Дисциплинарные взыскания за коррупционные правонарушения на сотрудников УИС налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения учреждения или органа УИС, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия сотрудника УИС и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть наложено на основании доклада подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения учреждения или органа УИС о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого сотрудника.

При наложении дисциплинарных взысканий, предусмотренных законом о службе в УИС, так же учитываются характер совершенного сотрудником коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником своих служебных обязанностей. Взыскание в виде замечания или выговора может быть наложено на сотрудника при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения. При этом, взыскания, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником УИС коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в

отпуске или командировке, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Копия акта о наложении на сотрудника УИС взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов РФ, положения которых им нарушены, или об отказе в наложении на сотрудника такого взыскания с указанием мотивов вручается сотруднику под расписку в течение пяти рабочих дней со дня издания соответствующего акта, а при отсутствии сотрудника на службе направляется по месту его жительства заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Сотрудник вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке вышестоящему руководителю или в суд.

Если в течение одного года со дня наложения взыскания сотрудник УИС не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Подытоживая изложенный в данной статье материал следует отметить, что строгое соблюдение, предусмотренного нормативно-правовыми актами о службе в УИС порядка наложения дисциплинарных взысканий является гарантом законности и справедливости применения таких взысканий.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 июля 2018 г. № 30 ст. 4532.

[2] Приказ Минюста России от 31.12.2020 № 341 «Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» // Зарегистрировано в Минюсте России 13.01.2021 № 62057.

[3] Приказ Минюста России от 12.09.2019 № 202 «Об утверждении дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» // Зарегистрировано в Минюсте России 17.09.2019 № 55944.

[4] Демидов О.Г. Ответственность сотрудников за нарушение законодательства о службе в уголовно-исполнительной системе. Учебное пособие. 2022. С. 20.

[5] Пункты 6-7 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О службе в уголовно-исполнительной системе Рос-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

сийской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 июля 2018 г. № 30 ст. 4532.

[6] Пункт 8 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 июля 2018 г. № 30 ст. 4532.

[7] Демидов О.Г. Ответственность сотрудников за нарушение законодательства о службе в уголовно-исполнительной системе. Учебное пособие. 2022. С. 38.

[8] Приказ Минюста России от 31.12.2020 № 341 «Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» // Зарегистрировано в Минюсте России 13.01.2021 № 62057.

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 19 iyulya 2018 g. № 197-FZ (red. ot 10.07.2023) «O sluzhbe v ugolovno-is-polnitel'noj sisteme Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii «Ob uchrezh-deniyah i organah, ispolnyayushchih ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody»» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 iyulya 2018 g. № 30 st. 4532.

[2] Prikaz Minyusta Rossii ot 31.12.2020 № 341 «Ob utverzhdenii Poryadka prove-deniya sluzhebnyh

proverok v uchrezhdeniyah i organah ugolovno-ispol-nitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii» // Zaregis-trirovano v Minyuste Rossii 13.01.2021 № 62057.

[3] Prikaz Minyusta Rossii ot 12.09.2019 № 202 «Ob utverzhdenii disciplinar-nogo ustava ugolovno-is-polnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii» // Zaregis-triro-vano v Minyuste Rossii 17.09.2019 № 55944.

[4] Demidov O.G. Otvetstvennost' sotrudnikov za narushenie zakonodatel'stva o sluzhbe v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme. Uchebnoe posobie. 2022. S. 20.

[5] Punkty 6-7 Federal'nogo zakona ot 19 iyulya 2018 g. № 197-FZ (red. ot 10.07.2023) «O sluzhbe v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii «Ob uchrezhdeniyah i organah, ispol-nyayushchih ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody»» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 iyulya 2018 g. № 30 st. 4532.

[6] Punkt 8 Federal'nogo zakona ot 19 iyulya 2018 g. № 197-FZ (red. ot 10.07.2023) «O sluzhbe v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme Rossijskoj Federacii i o vnesenii iz-menenij v Zakon Rossijskoj Federacii «Ob uchrezhdeniyah i organah, ispolnyayushchih ugo-lovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody»» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 iyulya 2018 g. № 30 st. 4532.

[7] Demidov O.G. Otvetstvennost' sotrudnikov za narushenie zakonodatel'stva o sluzhbe v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme. Uchebnoe posobie. 2022. S. 38.

[8] Prikaz Minyusta Rossii ot 31.12.2020 № 341 «Ob utverzhdenii Poryadka prove-deniya sluzhebnyh proverok v uchrezhdeniyah i organah ugolovno-ispol-nitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii» // Zaregis-trirovano v Minyuste Rossii 13.01.2021 № 62057.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.