Научная статья на тему 'КОРРУПЦИОННЫЙ ПРОСТУПОК КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

КОРРУПЦИОННЫЙ ПРОСТУПОК КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОСТУПОК / ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ / КОРРУПЦИОННЫЙ ПРОСТУПОК / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садыкова Регина Айдаровна

В статье рассматривается понятие коррупционного проступка, раскрываются основания привлечения к административной и дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы за совершение указанных проступков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION OFFENSE AS A BASIS FOR ADMINISTRATIVE AND DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF EMPLOYEES OF THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM

The article discusses the concept of corruption misconduct, reveals the grounds for bringing to administrative and disciplinary responsibility of employees of the penal enforcement system for the commission of these offenses.

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИОННЫЙ ПРОСТУПОК КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

Административное право; административный процесс

DOI 10.47643/1815-1337_2021_11_297

КОРРУПЦИОННЫЙ ПРОСТУПОК КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ CORRUPTION OFFENSE AS THE BASIS OF ADMINISTRATIVE AND DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF EMPLOYEES OF THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM

САДЫКОВА Регина Айдаровна,

научный сотрудник отдела по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: reginas26@mail.ru;

Sadykova Regina Aydarovna,

Researcher, Department for Improving the Legal Regulation of the Activities of the Criminal Executive System

of the Center for the Study of Management Problems and the Organization of the Execution of Sentences

in the Criminal Executive System Federal Government Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.

125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1.

E-mail: reginas26@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается понятие коррупционного проступка, раскрываются основания привлечения к административной и дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы за совершение указанных проступков.

Abstract: The article discusses the concept of corruption misconduct, reveals the grounds for bringing to administrative and disciplinary responsibility of employees of the penal enforcement system for the commission of these offenses.

Ключевые слова: дисциплинарный проступок, дисциплинарное взыскание, коррупционный проступок, административное правонарушение, уголовно-исполнительная система.

Keywords: disciplinary offense, disciplinary action, corruption offense, administrative offense, penitentiary system.

Дата направления статьи в редакцию: 23.10.2021

Дата публикации статьи: 30.11.2021

Коррупционные проявления затрагивают все сферы общества, влияние коррупции негативно сказывается на экономике, политической стабильности, подрывает авторитет государственной власти.

При оценке уровня коррупции по Индексу восприятия коррупции, составляемым Международным движением по противодействию коррупции Transparency International, Россия в 2020 году набрала 30 баллов и заняла 129 место из 180 [1]. Значение индекса в 30 единиц характеризует очень высокий уровень восприятия коррупции.

Государством принимаются меры по борьбе с указанным явлением. Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [2], которая является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации. В указанной Стратегии в качестве приоритет обозначено искоренение коррупции. Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478 принят Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы [3]. Одним из эффективных способов борьбы с коррупцией является привлечение виновных к юридической ответственности. Эффективным механизмом борьбы с коррупцией может явиться совершенствование норм административного и трудового законодательства относительно привлечения должностных лиц и государственных служащих к дисциплинарной и административной ответственности. Необходимо отметить что, в России, по сравнению с зарубежными государствами данному механизму уделяется недостаточно внимания.

Согласно Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [4], коррупционное правонарушение выражается в проявлении коррупции, которое влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. В связи с этим, коррупционные правонарушения по степени общественной опасности подразделяются на четыре вида: дисциплинарные коррупционные проступки, административные коррупционные правонарушения, гражданско-правовые коррупционные деликты и коррупционные преступления.

Наличие дискуссии ученых относительно многообразия форм коррупции свидетельствуют о сложности данного явления. По мнению Сот-никова К.И. [5], первоначально коррупция распадается на собственно этические отклонения и коррупционные правонарушения. Этическими отклонениями являются нарушения, совершаемые государственными служащими, норм и правил поведения, предусмотренных корпоративными кодексами, не влекущие привлечение таких служащих к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности. К коррупционным правонарушениям относятся нарушения, которые влекут негативные последствия и лиц, их совершающие привлекаются к обозначенным мерам ответственности.

В настоящее время в служебном законодательстве нет единого понимания дисциплинарного проступка как основания дисциплинарной ответственности государственных служащих. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [6] в статье 57 определяет дисциплинарный проступок как виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим возложенных на него должностных обязанностей, за которое наниматель и его представитель имеют право применить дисциплинарные взыскания. Дисциплинарный проступок должен, помимо этого, выражаться в нарушении служебной дисциплины.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федера-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 11(203)

ции и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав [7].

Можно выделить следующие особенности дисциплинарного коррупционного проступка: во-первых, он обладает коррупционными признаками и представляет собой конфликт интересов, противоречие между частным (получение дохода и т.п.) и публичным (интересы службы, призванные служить правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, которым причиняется вред). Во-вторых, дисциплинарный проступок, в том числе коррупционный, является единственным основанием дисциплинарной ответственности, следовательно, уголовно-процессуальные действия, в том числе задержание, вынесение обвинительного приговора не требуются [8]. В третьих, основанием для освобождения от дисциплинарной ответственности не будет являться отказ возбуждения уголовного дела. За совершение дисциплинарных правонарушений устанавливаются такие виды дисциплинарных взысканий как замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение со службы. Для выявления дисциплинарных коррупционных проступков необходимо четко регламентировать дефиницию данного понятия в нормативно-правовых актах. Также для различия дисциплинарного коррупционного проступка от других коррупционных правонарушений следует жестко закрепить права и обязанности, а также алгоритмы действий государственных служащих во внутренних нормативных актах.

При определении форм проявления коррупции необходимо различать дисциплинарный коррупционный проступок, коррупционным административным правонарушением и коррупционным преступлением исходя из степени тяжести последствий, наносимых данными деяниями. Административный коррупционный проступок - административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях, совершенное с использованием служебного положения с целью получения незаконных преимуществ.

Дефиниция административного правонарушения, содержащаяся в ч. 1 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) [7], признает административным правонарушением нарушающее нормы права, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законами Российской федерации и ее субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Изучив законодательную базу в области коррупционных поступков, следует сделать вывод о недостатке правовых норм, регулирующих данные правоотношения. Отсутствуют дефиниции понятий дисциплинарного и административного коррупционного поступка, в связи, с чем возникают трудности при квалификации противоправных деяний. В силу этого предлагается вести дефиницию дисциплинарного коррупционного поступка государственного служащего как нарушающее нормы права, виновное деяние государственного служащего, которое заключается в нарушении норм антикоррупционного законодательства, за совершение которого к государственному служащему может быть применено дисциплинарное взыскание.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить необходимость пересмотра нормативной правовой базы, касающейся привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности. Кроме того, стоит закрепить права и обязанности, а также алгоритмы действий государственных служащих во внутренних нормативных актах.

Библиогра фия:

1. Россия в индексе восприятия коррупции - 2020: 30 баллов и 129 место // https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2020-30-ballov-i-129-mesto.html.

2. Указ Президента РФ от 20.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.

3. Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» // СЗ РФ. 2021. № 34. Ст. 6170.

4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

5. Сотников К.И. Основы методики расследования коррупционных преступлений: учеб. пособие. / К.И. Сотников // СПб., 2010. С. 112.

6. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

7. Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // СЗ РФ. 2018. № 30. Ст. 4532.

8. Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. № 9. 2014.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

References (transliterated):

1. Rossiya v indekse vospriyatiya korrupcii - 2020: 30 ballov i 129 mesto // https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2020-30-ballov-i-129-mesto.html.

2. Ukaz Prezidenta RF ot 20.07.2021 № 400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2021. № 27 (ch. II). St. 5351.

3. Ukaz Prezidenta RF ot 16.08.2021 № 478 «O Nacional'nom plane protivodejstviya korrupcii na 2021 - 2024 gody» // SZ RF. 2021. № 34. St. 6170.

4. Federal'nyj zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» // SZ RF. 2008. № 52 (ch. 1). St. 6228.

5. Sotnikov K.I. Osnovy metodiki rassledovaniya korrupcionnyh prestuplenij: ucheb. posobie. / K.I. Sotnikov // SPb., 2010. S. 112.

6. Federal'nyj zakon ot 27.07.2004 № 79-FZ «O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2004. № 31. St. 3215.

7. Federal'nyj zakon ot 19.07.2018 № 197-FZ «O sluzhbe v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii «Ob uchrezhdeniyah i organah, ispolnyayushchih ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody» // SZ RF. 2018. № 30. St. 4532.

8. Obzor praktiki po rassmotreniyu v 2012 - 2013 godah del po sporam, svyazannym s privlecheniem gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhashchih k disci-plinarnoj otvetstvennosti za sovershenie korrupcionnyh prostupkov // Byulleten' trudovogo i social'nogo zakonodatel'stva RF. № 9. 2014.

9. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ // SZ RF. 2002. № 1 (ch. 1). St. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.