Научная статья на тему 'Отбор кандидатов на службу как одно из направлений профилактики коррупции в уголовно-исполнительной системе'

Отбор кандидатов на службу как одно из направлений профилактики коррупции в уголовно-исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
служба в уголовно-исполнительной системе / профилактика коррупции / требования к кандидатам на службу / профессиональный отбор / кадровая политика. / service in the criminal executive system / prevention of corruption / requirements for candidates for service / professional selection / personnel policy.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович

В статье рассматриваются аспекты реализации кадровой политики в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Анализируются основные направления профилактики коррупции в уголовно-исполнительной системе, при этом, подчеркивается важность тщательного подбора кандидатов на должности в системе Федеральной службы исполнения наказаний России. Затрагиваются вопросы в части квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке в данных правоохранительных органах. Приводится практика зарубежных стран по исследуемой проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION OF CANDIDATES FOR THE SERVICE AS ONE OF THE DIRECTIONS OF PREVENTION OF CORRUPTION IN THE CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM

The article discusses the implementation of personnel policy in the penal system of the Russian Federation. The main directions of corruption prevention in the penal system are analyzed, while the importance of careful selection of candidates for positions in the system of the Federal Penitentiary Service of Russia is emphasized. Questions are raised regarding the qualification requirements for special professional training in these law enforcement agencies. The practice of foreign countries on the studied issues is given.

Текст научной работы на тему «Отбор кандидатов на службу как одно из направлений профилактики коррупции в уголовно-исполнительной системе»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10149 МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России e-mail: G.Maуstrenko@yandexru

ОТБОР КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты реализации кадровой политики в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Анализируются основные направления профилактики коррупции в уголовно-исполнительной системе, при этом, подчеркивается важность тщательного подбора кандидатов на должности в системе Федеральной службы исполнения наказаний России. Затрагиваются вопросы в части квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке в данных правоохранительных органах. Приводится практика зарубежных стран по исследуемой проблематике.

Ключевые слова: служба в уголовно-исполнительной системе, профилактика коррупции, требования к кандидатам на службу, профессиональный отбор, кадровая политика.

MAISTRENKO Grigory Alexandrovich,

PhD in law, senior researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

SELECTION OF CANDIDATES FOR THE SERVICE AS ONE OF THE DIRECTIONS OF PREVENTION OF CORRUPTION IN THE CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM

Annotation. The article discusses the implementation of personnel policy in the penal system of the Russian Federation. The main directions of corruption prevention in the penal system are analyzed, while the importance of careful selection of candidates for positions in the system of the Federal Penitentiary Service of Russia is emphasized. Questions are raised regarding the qualification requirements for special professional training in these law enforcement agencies. The practice of foreign countries on the studied issues is given.

Key words: service in the criminal executive system, prevention of corruption, requirements for candidates for service, professional selection, personnel policy.

Одним из приоритетных направлений деятельности ФСИН России является на современном этапе повышение профессионально-нравственного уровня сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Для поступления на службу в УИС будущие сотрудники должны пройти тщательный отбор и быть готовыми к соблюдению правовых и этических норм, а также специфических ограничений. Соответствие кандидатов данным профессионально-нравственным требованиям является гарантом их должного поведения в качестве сотрудников УИС, неспособности к таким правонарушениям как коррупция.

Следует уделять повышенное внимание поведению потенциального сотрудника в прошлом, так как это может спрогнозировать его

поведение в будущем и пролить свет на мотивацию кандидата при поступлении на службу в УИС. В частности, гражданин России не может быть принят на службу в правоохранительные органы, если он имел или имеет судимость [2, с. 70].

Одним из способов изучения прошлого кандидата на службу является специальная проверка, которая заключается в исследовании учетов, собеседовании с кандидатом, получении информации от его знакомых, обследование на полиграфе и т.п. Она позволяет выявить не только положительные профессионально значимые качества претендента, но также свойства его личности и факты биографии, недопустимые для сотрудника УИС. Если существуют какие-либо сомнения из-за недостаточности информации в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

отношении какого-либо гражданина, то его не следует принимать на службу.

Одним из слагаемых профилактики коррупции в УИС является достаточный культурный и образовательный уровень кандидатов на службу. За рубежом образовательный и культурный уровень полицейских и тюремных служащих рассматривается как основной фактор, обеспечивающий прогрессивное развитие полиции. Поэтому в последнее время приеме на работу в полицию США постоянно увеличивается требования к образованию. Самых значительных результатов добиваются те полицейские подразделения, сотрудники которых имеют более высокий образовательный уровень. Так, Федеральное бюро расследований принимает на работу только сотрудников, имеющих высшее образование [6, с. 50].

Следует отметить, что образование оказывает значительное влияние на эффективность оперативно-служебной деятельности. Сотрудник УИС с высшим образованием подходит к исполнению служебных обязанностей с большей ответственностью, поскольку осознает последствия своих действий, в том числе таких, как коррупционные правонарушения.

Еще одним важным фактором является жизненный опыт будущего сотрудника, наличие которого будет способствовать более ответственному исполнению им служебных обязанностей. Большинство американских полицейских департаментов склоняются к нижнему пределу по возрасту для поступления на службу в 21 год, считая недостаточным жизненный опыт более молодых рекрутов, а также меньшую степень определенности в выборе ими данной карьеры. Политика рекрутирования в ФБР США с 23-летнего возраста объясняется тем, что это подразделение ориентировано на прием на работу специалистов в той или иной области и работников, уже имеющих определенный практический опыт [6, с. 49].

В ст. 17 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» регламентированы возрастные ограничения кандидатов: «На службу в уголовно-исполнительную систему принимаются граждане России не моложе 18 лет» [5]. Учитывая зарубежную и отечественную практику, можно сделать вывод о том, что лица более старшего возраста (особенно отслужившие в армии) более ответственно подходят к выбору профессии, так как яснее представляют будущую профессиональную деятельность и возможные последствия неправильного должностного пове-

дения, нарушения законности, в том числе коррупции.

Психологическое тестирование как средство выявления предрасположенности кандидатов к таким правонарушениям как коррупция. Современные правоохранительные системы России и зарубежных стран движутся в направлении создания набора стандартов и комплекса профессиональных психологических методов определения желательных качеств у будущих сотрудников, а также выявления психопатологий и предрасположенности к правонарушениям, в том числе коррупции, позволяющих отсеять непригодных кандидатов [1, с. 42]. Психодиагностическое обследование, позволяющее определить мотивацию поступления на службу, выявить черты характера, проводится в ходе военно-врачебной экспертизы кандидатов на службу в УИС в центрах психологической диагностики.

Неблагоприятное воздействие на процесс противодействия коррупции оказывает и отток из УИС квалифицированных кадров, что связано с низким уровнем их социальной защищенности. Очевидно, что эффективная борьба с коррупцией возможна только при условии, когда сотрудники исправительных учреждений находятся под защитой государства и реально защищены им.

За исключением тщательного профессионального отбора кандидатов на службу в УИС, в ведомственное антикоррупционное противодействие должны входить следующие мероприятия:

- проведение антикоррупционной экспертизы ведомственных правовых актов ФСИН России;

- установление ответственности и контроль за деятельностью руководителей учреждений и органов УИС, не принимающих в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении коррупционных действий своевременных мер, предусмотренных действующим законодательством;

- коллегиальное принятие решений о предоставлении осужденным очередного или краткосрочного отпуска с выездом за пределы исправительного учреждения, смене режима отбывания наказания, а также ходатайствах перед судом о досрочном освобождении от наказания;

- регулярный обмен оперативно-розыскной информацией с другими правоохранительными органами о сотрудниках, в отношении которых имеются негативные данные;

- включение в программы служебной подготовки и учебных заведений ФСИН России специальных занятий по антикоррупционной тематике;

- антикоррупционное образование и воспитание сотрудников УИС [3, с. 30-31].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

Таким образом, систему профессионального отбора сотрудников можно считать одной из составляющих профилактики коррупции в УИС, так как она позволяет с достаточно высокой степенью вероятности определить достойных кандидатов на службу и выявить непригодных для службы, склонных к противоправным деяниям лиц.

Список литературы:

[1] Долинко В.И. Проблемы коррупции в России и за рубежом // Российский следователь. 2012. № 1. - С. 41-45.

[2] Колесникова Н.Е. Использование зарубежного опыта подготовки кадров служб пробации для обучения специалистов уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 2. - С. 69-73.

[3] Трунцевский Ю.В. О мерах по уничтожению коррупции в России// Российский следователь. 2012. № 1. - С. 28-32.

[4] Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 (в ред. от 16.12.2019 г. № 432-Ф3) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008 г. № 52 (часть I). Ст. 6228.

[5] Федеральный закон от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 июля 2018 г. № 30. Ст. 4532.

[6] Чарльз М.Т. Профессиональная подготовка сотрудников полиции (милиции) США и России / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб., 2000.

- 204 с.

Spisok literatury:

[1] Dolinko V.I. Problemy korrupcii v Rossii i za rubezhom // Rossijskij sledovatel'. 2012. № 1. - S. 41-45.

[2] Kolesnikova N.E. Ispol'zovanie zarubezhnogo opyta podgotovki kadrov sluzhb probacii dlya obucheniya specialistov ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij FSIN Rossii // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2017. № 2. - S. 69-73.

[3] Truncevskij YU.V. O merah po unichtozheniyu korrupcii v Rossii// Rossijskij sledovatel'. 2012. № 1.

- S. 28-32.

[4] Federal'nyj zakon ot 25.12.2008 g. № 273-FZ (v red. ot 16.12.2019

№ 432-FZ) «O protivodejstvii korrupcii» // SZ RF. 2008. № 52 (chast' I). St. 6228.

[5] Federal'nyj zakon ot 19.07.2018 g. № 197-FZ «O sluzhbe v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii «Ob uchrezhdeniyah i organah, ispolnyayushchih ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 iyulya 2018 g. № 30. St. 4532.

[6] Charl'z M.T. Professional'naya podgotovka sotrudnikov policii (milicii) SSHA i Rossii / Pod obshch. red. V.P. Sal'nikova. SPb., 2000. - 204 s.

4

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-1лЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.