4. Сборник молодежных общественных организаций и структурных подразделений городов и районов Тамбовской области / Комитет по делам молодежи администрации Тамбовской области. Тамбов, 2009.
Кузьмин А.В.
к.и.н, Тамбовский филиал РАНХиГС г. Тамбов, Россия Трифонов Ю.Н.
к. ф. н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС г. Тамбов, Россия
О СТРУКТУРЕ ПАТРИОТИЗМА
Аннотация: В статье осуществлён анализ патриотизма, представляющего собой комплексное духовно-практическое образование. В связи с этим обосновывается, что патриотизм структурно состоит из четырех элементов: патриотического сознания, патриотического отношения, патриотической деятельности и патриотических организаций.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое сознание, патриотическое отношение, патриотическая деятельность, патриотические организации.
Kuzmin A.V.
PhD in History
Tambov branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration
Tambov, Russia Trifonov Y.N.
candidate of philosophical Sciences, associate Professor, Tambov branch of the Russian presidential academy of national
economy and public administration, Tambov, Russia
STRUCTURE OF PATRIOTISM
Abstract: In this article the analysis of patriotism as a comprehensive spiritual-practical education. In this regard, it is proved that patriotism consists of four elements: Patriotic consciousness, Patriotic society, Patriotic activities and Patriotic organizations.
Key words: patriotism, patriotic consciousness and patriotic attitude, patriotic activities, patriotic organization.
Патриотизм, как и иные явления общественной жизни, имеет диалектический характер и специфическую логику развития. Известны периоды укрепления и ослабления патриотических чувств и умонастроений, а также соответствующих им проявлениям.
Воссоединение Крыма с Россией и последовавшие за этим события всколыхнули всплеск патриотических настроений россиян. Данное весьма отрадное обстоятельство актуализирует необходимость дальнейшего исследования феномена патриотизма, тем более, что многие из считающих себя патриотами понимают его по-разному, порой диаметрально противоположно.
Уяснению сути патриотизма способствует анализ его структурных элементов. Отметим, что по данному вопросу высказываются различные точки зрения. При этом наиболее распространённым является отождествление патриотизма с любовью к Родине, и, тем самым, сведение его богатой структуры к одному лишь элементу - патриотическому сознанию, причем в усеченном виде - его психологической (чувственной) составляющей. В результате от патриотизма, как комплексного духовно-практического образования, отсекаются такие важные элементы, как патриотическое отношение и патриотическая деятельность.
Например, И.В. Цветкова утверждает, что патриотизм включает в себя несколько аспектов: эмоционально-волевой, рациональный, мировоззренческий [27, с. 45]. Как видно, автор выделил аспекты не патриотизма как системного образования, а лишь одного из его составляющих - патриотического сознания.
А.В. Абрамов дает следующее определение: «Патриотизм - это и чувства, и идеи (идеология), и деятельность, направленные во благо Отечества» [1, с. 2].
В данном определении присутствуют такие элементы, как патриотическое сознание (чувства и идеи) и патриотическая деятельность, но почему-то не нашлось места не менее важному компоненту - патриотическому отношению.
Отметим, что авторы многих научных трудов считают патриотизм исключительно духовным явлением. Среди них и И. А. Ильин: «Только созерцающая любовь открывает человеку его Родину, то есть его духовную связь с родным народом» [9, с. 166]. Выделяя в любви к Родине только духовную связь, философ забывает о связях материальных, в
результате чего от патриотизма отсекается деятельность на благо Родины, т.е. результат той самой связи личности с Отечеством, о которой мы говорили выше.
Анализируя праксиологические аспекты патриотизма, и отмечая его активный характер, В.В. Макаров задается вопросом: «Но разве эта столь значительная его черта не заслуживает быть включенной в его определение?». Однако автор, к сожалению, не только ограничился постановкой вопроса, но и, следуя мнению, И. А. Ильина, резюмировал свои рассуждения о патриотизме тем, что признал его явлением духовной жизни [14, с. 59].
С подобными утверждениями можно было бы согласиться, если бы речь шла лишь о патриотическом сознании - одном из элементов патриотизма. Патриотизм же является целостным образованием, включающим в себя и социальные взаимосвязи людей в рамках обособленного Отечества, и их отражение в индивидуальном и общественном сознании, и материально-предметную практику социальных субъектов, обусловленную конкретным их отношением к окружающей среде. Поэтому считаем правомерным выделение духовно-практической сущности патриотизма, образующейся в результате субъект-объектных связей личности, социальных групп с Отечеством.
В связи с этим более верным представляется мнение Р.Я. Мирского о том, что «...патриотизм в структурном отношении состоит из трех взаимосвязанных, взаимообусловленных и находящихся в диалектическом единстве компонентов: патриотического отношения, патриотического сознания, патриотической деятельности» [16, с. 9].
Как считает С.Ю. Иванова, в философском отношении патриотизм можно рассматривать в трех аспектах: во-первых, онтологическом - как реально существующие чувства, взгляды, идеи; во-вторых, гносеологическом - как отражение в сознании человека социальной действительности; в-третьих, ценностном и праксеологическом - как отношение к миру через значимость духовных и материальных ориентиров, как духовно преобразующее отношение к действительности [7, с. 86].
При этом онтологический аспект познания патриотизма касается его бытия, тенденций функционирования и развития.
Гносеологический подход способствует уяснению того, что в основе исследуемого нами социального феномена находится патриотическое сознание, как отражение в индивидуальном, групповом и общественном сознании специфического объекта - Отечества. Результат его объективации и есть патриотизм.
Выделим следующие характерные признаки патриотического сознания.
Во-первых, в нем, на наш взгляд, достаточно полно представлена диалектика части и целого, единичного и общего. Патриотическое сознание - это специфическая часть общественного сознания, общие черты которого, в свою очередь, представлены в индивидуальных сознаниях.
Во-вторых, в патриотическом сознании находит свое специфическое отражение объект особого рода - Отечество, с которым социальный субъект находится в определенной связи.
В-третьих, в патриотическом сознании представлен субъективный образ части объективной реальности - Отечества, в результате чего возникает к нему ценностное отношение.
В-четвертых, в патриотическом сознании накапливаются многочисленные знания, представления, взгляды, суждения об Отечестве, без чего не может возникнуть феномен патриотизма, а тем более реализоваться в качестве действующего фактора.
Отметим, что современный уровень общественного и индивидуального патриотического сознания россиян детерминирован кардинальным преобразованием всех сфер жизнедеятельности нашего общества. Коренные изменения той или иной сферы Отечества могут по-разному отражаться в сознании социальных субъектов.
Важное место в структуре патриотизма занимает патриотическое отношение социальных субъектов к Отечеству, которое возникает и проявляется в результате взаимосвязи между ними. Именно бинарность, то есть наличие двучлена (субъекта и объекта патриотизма) является необходимым условием существования патриотического отношения.
Между тем, отношение людей к различным элементам своего Отечества, и к нему в целом, бывает различным: от позитивно-деятельного до нигилистического и даже враждебного, что в полной мере характерно для нынешнего общественного сознания россиян. Это обусловлено сложностью, многогранностью объекта патриотизма -Отечества, конкретно-историческое содержание которого представляет совокупность элементов, находящихся в диалектическом единстве и противоречии, а, следовательно, и постоянном развитии.
Человек не может оставаться равнодушным к экономическим, социальным, культурным и иным условиям своей жизни. Удовлетворенность или неудовлетворенность ими обусловливает различное отношение людей к своей стране. Могут доминировать поддержка, одобрение или неприятие, отрицание, осуждение, либо же непонимание, а, следо-
вательно, пассивность, недоверие и т.д. В связи с этим и говорится о противоречивости, неоднозначности патриотизма. Отношение социальных субъектов к Отечеству определяется, в конечном счете, характером социально-экономических и политических отношений в стране.
В результате кардинальных преобразований произошли коренные изменения экономической, социальной, политической и духовной сфер нашего общества. Поэтому, несмотря на то, что Отечество как часть данной нам объективной реальности одно, оно по-разному отражается в индивидуальном и общественном сознании, а в связи с этим возникает различное отношение к тем или иным его элементам.
Как истинный патриот должен относиться к своей Родине - этот вопрос у нас имеет давнюю историю и его, зачастую, связывают с именем П.Я. Чаадаева. Взгляды этого мыслителя на сущность патриотизма в основном, как правило, отторгались обществом, сейчас же в них находят немало положительного. Так, Ш.Ш. Хайрулин отмечает «рационально-критический патриотизм П.Я. Чаадаева, считавшего любовь к истине выше любви к Отечеству...» [26, с. 10], соглашаясь, тем самым, с такой позицией.
Нам же представляется полезным не констатация высказываний, а их анализ. Своеобразное отношение П.Я. Чаадаева к Родине, к патриотизму раскрывается в следующих его фразах: «Прекрасная вещь - любовь к Отечеству, но есть еще нечто более прекрасное - это любовь к истине. Любовь к Отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов, благодетелей человечества. Любовь к Родине разделяет народы, питает национальную ненависть и, подчас, одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свое сознание, создает духовные наслаждения, приближает людей к божеству. Не через Родину, а через истину ведет путь на небо» [28, с. 147-148].
Необходимо обратить внимание на следующие моменты. Прежде всего, недопустимо противопоставление любви к Родине и любви к истине, так как они не противоречат, а напротив, предопределяют друг друга. Защищая Родину в годы Великой Отечественной войны, советский народ защищал и истину - спасал мир от коричневой чумы.
Кроме того, не любовь к Родине, не патриотизм, а национализм, ксенофобия, шовинизм и иные аномальные формы общественного сознания разделяют народы и питают национальную ненависть. На этот счет в послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации отмечается: «... любой национализм и шовинизм наносят прямой огромный ущерб, прежде всего тому народу и тому этносу, интересами которых якобы и озабочены националисты.
И потому столь опасны для России любые проявления «простых и окончательных» так называемых «решений», которые предлагаются националистами и экстремистами разного толка и оттенка. Какие бы громкие слова они ни произносили, они тянут нас к общественной деградации, тянут страну к распаду» [18].
И. А. Ильин об этом писал следующее: «...любовь к своему народу не есть неизбежно ненависть к другим народам... отстаивание своего совсем не означает завоевания чужого [8, с. 245]. Не будем полемизировать с П.Я. Чаадаевым о путях, ведущих на небо, заметим лишь о том, что сейчас люди живут на грешной земле и должны проявлять к ней внимание.
Солидарность во взглядах на отношение к Родине с П.Я. Чаадаевым проявлял и В.С. Соловьев: «Нам же должно говорить не о могуществе и не об интересах, а о грехах и обязанностях России» [27, с. 222]. И здесь допускается неверное противопоставление. Патриотическое отношение к Родине проявляется в заботе об ее интересах и процветании, что предполагает и бескомпромиссную борьбу со всеми имеющимися недостатками.
Следует признать ошибочным понимание служения Родине лишь как разоблачение реальных и мнимых ее пороков и грехов. Однако именно так понимают сущность патриотизма многие сегодняшние обличители нашей страны, ее истории и народа. Так, известный телеведущий В.Познер, задав вопрос о том, что такое патриотизм журналиста, - ответил следующим образом - «это показать, где плохо, потому что никто не покажет» [32].
На наш взгляд, очевидно, что журналист должен показывать плохое в нашей жизни для его устранения. Но также очевидно, что нужно показывать и хорошее, воспитывать на этом и, тем самым, способствовать тому, чтобы хорошего становилось больше.
В результате критицизм «обличителей» России перерастает во враждебность, зубоскальство, хохмачество и оплёвывание: русских представляют, как лентяев, бездарей, пьяниц и т.д. Интернет, многие средства массовой информации переполнены оскорбительными утверждениями (будто бы матерщина русская - одна из немногих отечественных традиций, действительно проверенных временем; наряду с плохими дорогами и наличием дураков).
Здесь цинизм очевиден, но бывают и ошибочные высказывания, вызванные чувством горечи и боли за положение, в которой находится страна. Так, В. Максимов несколько лет назад сказал: «Прощай Россия! Ты у меня одна заветная, другой не будет никогда. Но пусть уж
лучше тебя не будет совсем, чем видеть тебя такую раздавленную, униженную, слепую» [цит. по: 11]. Понятны его переживания за то, что Родину унижают, но нужно защищать ее достоинство, а не желать исчезновения.
Совсем с другими мотивами было опубликовано в газете письмо с броским названием: «Я не чувствую себя обязанной любить Родину» [17]. В нем утверждается, что нам, в отличие от американцев, не за что любить свою страну.
Еще один противник патриотизма - А. А. Щелоков - проповедует «чувство державности», которое зависит «от понимания человеком, что жизненные перспективы связаны не с местом рождения, а ... комфортного проживания и зависят от общественного и государственного строя, в котором это благосостояние возникло». Возникает оно, по его мнению, «на основе трезвой оценки человеком уровня своего благосостояния» [30].
Тем самым утверждается, что важнейшим условием возникновения положительного отношения к Отечеству является уровень благосостояния людей. Но, не слишком ли тогда легким будет патриотизм -любить Родину мощную и сытую? Если следовать логике, по которой степень патриотизма определяется полнотой желудка, то главными патриотами в нашей стране сегодня являются представители олигархических кругов. Нельзя патриотизм приравнивать к прагматизму, когда страна любима в силу жизненного уровня граждан, как у американцев. Патриотическое отношение к стране может быть обратно пропорционально ее могуществу и положению в мире. И даже обычно патриотизм проявляется тем сильней, чем тяжелей ситуация в стране, чем больше угроза для нации.
На этот счет М.В. Мартыненко приводит позицию В.В. Розанова, который считал, что истинный патриотизм проявляется не в восхищении сильным государством, а в любви к родине в момент ее слабо-сти[15, с. 9].
Соглашаясь с сутью приведенного утверждения, отметим, что не нужно в таком контексте противопоставлять сильное и слабое государство. Безусловно, в момент слабости Родина нуждается в любви и поддержке, но если гражданин живет в сильном государстве, то вполне правомерно и восхищение им.
По мнению М. Бударагина, смысл патриотического воспитания заключается в том, что необходимо любить любую родину, как мать, -какая она есть, такая и есть [3]. Соглашаясь с высказанной мыслью по
существу, добавим, что любовь к Родине включает в себя и стремление сделать ее лучше и краше.
На самом деле нужно не отрицать Родину за то, что не созданы условия для достойной жизни, а создавать их, действовать в данном направлении. В связи с этим В.В. Путин подчеркивает: «Нам необходимо новое государственное сознание. В центре которого - создание в России лучших, наиболее конкурентоспособных условий для жизни, творчества и предпринимательства. В этой логике должна быть построена деятельность всего государственного аппарата» [19].
Отношение к Отечеству не должно определяться отношением к какому- либо его элементу. Например, если больна экономика страны, то из этого не следует, что можно нигилистически относиться к Родине в целом. Следует отличать конкретно-историческое содержание Отечества, с одной стороны, и, с другой, - его «вечные» элементы: территория, язык, люди и т.д.
В формировании патриотического отношения к Родине наибольшее значение имеет нравственный аспект патриотического сознания. Действительно, если человек осознает свой долг по защите Отечества и готов его выполнить, следовательно, можно утверждать наличие у него патриотического отношения к Родине. Поэтому отношение к военной службе определяется такими фундаментальными понятиями, как Родина, защита Отечества, патриотизм, воинский долг и др., которые, однако, в последние годы были подвержены определенному пересмотру.
Это нашло свое отражение, в частности, в содержании Военной Энциклопедии. Так, в недалеком прошлом категория «Родина» («Отечество») трактовалась как политическая, социальная и культурная среда, в которой живет и трудится народ; страна, где родился человек и стал ее гражданином, исторически сложившаяся территория, т.е. в ней отражалась только объективная сторона связи человека со страной. Особенно подчеркивалась значимость прогрессивности экономического, социального и политического строя [22, с. 156]. Теперь в это понятие включается и субъективное отношение человека к стране, где он родился и живет, личное восприятие ее таковой. Родина - это страна, «принадлежность к которой они (граждане) воспринимают как необходимое условие своего благополучия» [5, с. 145].
В.В. Серебрянников считает, что, в определенной мере, это верно. Недооценка указанной стороны во внутренней политике СССР в 19701980 годы привела, по его мнению, в конце концов, к недовольству в стране, распространению отношения к ней как к «не подлинному отечеству», а затем после грабительской приватизации, чехарды различ-
ных неподготовленных и малопонятных «перестроек» и «реформ» -к массовому равнодушию к ее судьбе [21, с. 56].
Вместе с тем, «выпячивание» субъективного момента ведет к рыночному подходу к Родине, пониманию под ней той земли (страны), где человеку хорошо живется сегодня, которую он якобы будет самоотверженно защищать, чтобы не лишиться предоставленных ему благ [31, с. 4]. Такой подход в конечном итоге приведет к космополитизму, как идеологии «мирового гражданства», нигилистическому отношению к идее Отечества.
По мнению В.В.Серебрянникова, больше истины в следующей идее: «Патриот, не щадя жизни, защищает свою землю, даже если в данный момент правит в ней бал несправедливость. Так было и на льду Чудского озера, и в 1612 году в Москве, и при Бородино, и в 1941 году под Москвой. Так оно будет и впредь» [21, с. 52].
Хотя в последней формуле сомнительны исторические параллели, субъективное отношение к Родине в ней правильно считается более сложным, чем простая реакция на благополучие или отсутствие его. Настоящий воин ставит свободу и независимость своей страны выше других, исключительно важных, но преходящих факторов. Ведь пока страна существует, защищена, есть возможность устранить факты несправедливости, в противном же случае вместе со страной исчезает и благоденствие нации, народа. Поэтому глубоко ошибочна и опасна позиция, согласно которой современному российскому воину нечего защищать из-за того, что все основные богатства страны принадлежат олигархам.
В то же время было бы неверно и крайне опасно игнорировать тот факт, что отношение российского воина к службе стало напрямую зависеть от его материального положения. Время массового энтузиазма, преимущественно на идейной основе, миновало. Люди стали чрезвычайно расчетливы, и государственный строй всемерно способствует этому. Жизнь показывает, а наука подтверждает: патриотизм не наследуется генетически, чуть ли не объективно, как считалось до недавних пор. Он есть результат сложного процесса социализации, в том числе воспитания и самовоспитания[5, с. 186].
Социально-аксиологический подход к рассмотрению Отечества выражает отношение оценивающего субъекта к объекту оценки, то есть отношение личности, социальной общности к естественно-географическим, социально-этническим, культурно-бытовым условиям своего существования, их оценку и определение значимости. Таким образом, когда речь идет об Отечестве как ценности, тогда дается ему
ценностная характеристика, подчеркивается его социальная значимость для оценивающего субъекта.
Осознание сопричастности к нуждам страны - субъективный процесс, представляющий оценку личностью своих потребностей и интересов и их соотнесение с интересами соотечественников и общества в целом. Но, как не существует «чистых» человеческих отношений, так и отношение к Родине носит конкретно-исторический характер, обусловлено реальной исторической необходимостью.
Общеизвестно, что нельзя путать объективный процесс формирования потребностей и интересов с субъективным их осознанием. Степень осознания человеком своих интересов и возможности их реализации в условиях данного государственного строя обусловливает ценность тех или иных элементов Отечества, позитивное, негативное или иное отношение к ним личности. Осознание и признание личностью своего Отечества в качестве ценности вообще находит проявление в соответствующем к нему отношении и поведении. Истинное отношение патриота к своему Отечеству характеризуется как конструктивно -критическое и творчески-созидательное.
Признание патриотического отношения в качестве самостоятельного элемента патриотизма способствует тому, чтобы его формированию уделялось пристальное внимание в ходе воспитательной работы. Как отмечал А.С. Макаренко, «...именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы» [13, с. 508].
Подход к рассмотрению патриотизма с социально-аксиологической точки зрения способствует выделению оценочно-ориентирующего и деятельно-заинтересованного отношения, как к Отечеству в целом, так и к отдельным элементам его содержания, что позволяет нам, в свою очередь, перейти к характеристике еще одного структурного элемента патриотизма - патриотической деятельности, которая характеризует его праксиологическую функцию. Как утверждает А.В. Абрамов, выделение функционально-деятельностного компонента в патриотизме особенно важно, поскольку выступает лакмусовой бумажкой истинности патриотизма [1, с. 2].
На завершающей стадии формирования любви к Родине патриотическое отношение реализуется на практике в виде конкретных действий и поступков, совокупность которых составляет содержание патриотической деятельности.
Как правило, любовь к Родине не может возникнуть и окрепнуть до тех пор, пока субъект патриотизма не вступит в практические отношения с объектом патриотизма, то есть пока он не начнет действо-
вать как патриот. Поэтому потомки награждали званием патриота своих благородных предков, прежде всего, за дела на благо Отчизны.
Для того чтобы связь социальных субъектов с Отечеством была не абстрактно-отвлеченной и созерцательной, а носила действенно-практический характер, необходим волевой компонент в патриотизме. Патриотическая воля - это целеустремленность субъекта на выполнение тех или иных действий, она направляется на нечто ценное. В нашем случае такой ценностью предстает Отечество. Волевой компонент является необходимым условием проявления патриотизма и делает человека способным совершать патриотические поступки. Об этом, по сути, сказано в послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации: «Кто вырвется вперед, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет свою самостоятельность, будет зависеть не только от экономического потенциала, но, прежде всего, от воли каждой нации, от ее внутренней энергии; как говорил Лев Гумилев, от пассионарности, от способности к движению вперед и к переменам» [18].
Патриотическая деятельность возможна при наличии патриотических сознания, чувств, воли и отношения. Поведение, поступки, практическая деятельность и ее результаты являются патриотическими, если имеют положительное значение для Отечества.
Итак, патриотизм имеет деятельный характер и поэтому не исчерпывается наличием патриотических взглядов и иных духовных образований. Причем данный компонент патриотизма является определяющим, так как именно здесь происходит трансформация чувств и идей в конкретные дела. Патриотическая деятельность является своеобразным результатом достигнутых эмоциональной и рациональной сторон патриотизма, в соответствии с чем можно судить о настоящем отношении человека к Отечеству [24, с. 85].
Способность совершать патриотические действия появляется не сразу, а формируется с накоплением социального опыта, приобщением ко всем сферам общественной жизни и освоением всех форм общественного сознания.
По своей природе патриотическая деятельность не является самостоятельным видом социальной деятельности. Патриотическим может быть любой вид человеческой деятельности, при условии, что в ее мо-тивационной структуре будут преобладать патриотические мотивы. На это обращал внимание Н.Г. Чернышевский: «Русский, у кого есть здравый ум и живое сердце, до сих пор не мог и не может быть не чем иным, как патриотом в смысле Петра Великого, - деятелем в великой
задаче просвещения русской земли. Все остальные интересы его деятельности - служение чистой науке, если он ученый, чистому искусству, если он художник, даже идее общечеловеческой правды, если он юрист - подчиняются у русского ученого, художника, юриста великой идее служения на пользу своего Отечества» [29, с. 577].
По мнению А.Н. Радищева, настоящего патриота характеризует бескорыстное стремление служить делу процветания Родины [20, с. 380].
На деятельном служении Отечеству делают акцент и руководители нашего государства. Так, В.В. Путин подчеркивает: «Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего, служить обществу и стране» [18].
Основной повседневной сферой проявления патриотизма является созидательный труд. На этот счет М.В. Мартыненко отмечает, что в современном массовом сознании понятие «патриотизм» ассоциируется, в том числе с успехами в труде и профессиональной деятельности [15, с. 7].
Вершинами созидательного труда по праву считаются прорыв человека в космос, освоение целинных земель, достижения научно-технического и духовного прогресса. В этом смысле патриотизмом пронизаны все выдающиеся достижения наших соотечественников в области науки, техники, искусства, культуры и литературы, обогатившие мировую цивилизацию.
В настоящее время подлинным проявлением патриотизма является деятельность по возрождению Россию в качестве великой державы, превращению ее в передовую и процветающую страну. При этом организующую роль государственной и муниципальной службы в реализации данной задачи трудно переоценить.
С особой силой патриотизм проявляется при защите Отечества, когда с оружием в руках соотечественники отстаивают свою свободу и независимость. Необходимость даже пожертвовать своей жизнью за Родину не оставляет человеку шанса для социальной мимикрии, он предстает в своем подлинном обличии.
К вопросу о взаимосвязи любви к Родине и соответствующей человеческой деятельности обращались многие русские философы. Так, В.С. Соловьев писал: «Я не могу служить, как следует своему Отечеству, если я при этом не служу истине и справедливости...», - что возможно, по его мнению, - «...в той конкретной среде, в которую мы
поставлены и которую мы через свою деятельность улучшаем и совершенствуем...» [23, с. 216].
Характер и направленность деятельности, в том числе и в адрес Отечества, определяется социальной, этнической, возрастной и иной принадлежностью социальных субъектов, а также социокультурным содержанием Отечества.
Именно патриотизм в действии не угоден тем, кто стремится пересмотреть, а то и исказить историю нашей страны, деформировать менталитет и систему ценностей россиян. Для этого предпринимаются попытки поставить под сомнение само патриотическое поведение человека. Например, М. Ульянов, актер, воплотивший на сцене немало образов патриотов России, задавался вопросом: «Почему мы Павку Корчагина, человека, прожившего бессмысленную жизнь, выдаем за героическую личность?» [25].
Есть и более тонкие, закамуфлированные попытки заставить усомниться в значимости деятельной стороны патриотизма. Так, в общественное сознание активно внедряется такая мнимая его разновидность, как «интимный», «скрытый патриотизм». Его суть заключается в том, что якобы патриотизм - дело сугубо личное, интимное и это чувство не следует выставлять напоказ. Так, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» А. Венедиктов внушает слушателям, что де «патриотизм - это очень интимное чувство, и нечего им размахивать, как бюстгальтером» [4].
Однако, если согласиться с тем, что любовь к Родине интимна, то следует скрывать это чувство. В результате о нем никто не будет знать, так как оно никак не проявляется. То есть патриотизма, по сути дела, нет вообще. Истинная цель внедрения в общественное сознание понятия «интимного патриотизма», на наш взгляд, - ликвидировать подлинный патриотизм россиян [24, с. 86].
Современная Россия, переживая сложный и весьма противоречивый период своего развития, находясь под воздействием внешних и внутренних вызовов и угроз, остро нуждается в патриотизме своих граждан.
А вот здесь, как утверждает А.В. Абрамов, и кроется серьёзная проблема: россияне готовы скорее рассуждать о патриотизме и праздновать, но не готовы действовать как патриоты [1, с. 10].
Таким образом, основными элементами патриотизма являются патриотическое сознание, патриотическое отношение и патриотическая деятельность.
Вместе с тем, считаем, что данная структура патриотизма адекватно отражала его сущность в недавнем прошлом, но в силу произошедших изменений ее нельзя признать соответствующей современному состоянию.
В настоящее время в качестве самостоятельного элемента патриотизма, как представляется, вполне правомерно выделять патриотические организации (государство в целом, и институты государственной и муниципальной службы, в частности, а также ветеранские, военно-патриотические, молодежные, творческие и иные организации), цель и задачи которых - всемерно способствовать формированию патриотизма граждан нашей страны.
О том, что в структуре патриотизма следует выделять четыре самостоятельных элемента, пишут и другие авторы. Так, Н.М. Ильичев считает необходимым выработку определения патриотизма, включающего все элементы его содержания, раскрывающее источники развития, а также значение. По мнению ученого, патриотизм - это исторически сложившаяся и диалектически развивающаяся, прежде всего на основе материального производства, категория социальной философии, отражающая положительное отношение людей к своей Родине, включающая патриотические сознание, деятельность, отношения, организации и реализующая мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, регулятивную, ценностную и другие функции [10, с. 87].
Трудно переоценить значение государства в деле воспитания патриотов. Только на государственном уровне была прекращена депат-риотизация общества, которая привела к снижению количественных и качественных параметров патриотизма. В этом направлении необходимы дальнейшие политические, экономические, финансовые, организационные, воспитательные действия.
В обществе происходит осознание ошибочности нигилистического отношения к накопленному опыту в данном вопросе. Государство вновь призвано создать систему патриотического воспитания граждан, звеньями которой должны стать министерства, службы, агентства, различные организации и учреждения. Именно руководство страны с помощью средств массовой информации определяет и реализует политику в этой сфере.
Причем воспитывать любовь к Родине нужно с самого раннего возраста, с «картинки в твоем букваре». В настоящее время важно обеспечить координацию и постоянное взаимодействие субъектов патриотического воспитания на принципах взаимозаинтересованного сотрудничества в достижении главной цели. Следует повысить уровень
организации, функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, особенно на первичном и среднем уровне, так и всей системы в целом.
Отметим, что в настоящее время российское государство активизировало работу по патриотическому воспитанию граждан. Об этом свидетельствуют принимаемые решения на этот счет. В частности, была принята и уже на сегодняшний день реализована Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [6], которая являлась продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
Программа включала комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.
Исключительно важным субъектом и, одновременно, объектом патриотического воспитания являются Вооруженные Силы Российской Федерации. Помимо основной своей функции - защиты рубежей страны, армия вносит большой вклад в патриотическое воспитание военнослужащих и допризывной молодежи.
Следует возродить систему военно-патриотического воспитания россиян, созданную и эффективно действующую в советский период. В литературе особое внимание обращается на довоенный опыт, который способствовал, в конечном итоге, достижению Великой Победы. Так, М.Ю. Антимонов отмечает, что воспитание пламенных патриотов своей Родины - одна из основных задач, которая была поставлена перед учебными и общественными учреждениями того времени. Это направление в работе школы сказывалось во всём: на уроках использовались тексты, воспитывающие любовь к Родине; на классных часах проводились диспуты, пионерские сборы, беседы, встречи с участни-
ками Гражданской войны; выпускались стенные газеты, посвящённые политическим событиям в мире; функционировали кружки различных направлений; проводились военно-спортивные праздники, военизированные игры и соревнования, воздушные учебные тревоги [2, с. 55].
Отметим, что российские Вооруженные Силы получили в наследство от союзной армии немало болячек, приобрели новые недуги в связи с «чеченским синдромом». Но вместо того, чтобы помочь армии в решении многочисленных проблем, эфир и пресса до недавнего времени были переполнены порочащими ее материалами, унижающими честь и достоинство человека в военной форме. Более того, в 90-е годы нередко героем репортажей и публикаций становился дезертир или «воин», отказавшийся выполнить приказ командира. Сама воинская служба тогда преподносилась как своеобразная форма наказания. Такое отношение государства к своим Вооруженным Силам могло привести не только к их разложению, деквалификации военных специалистов, но и к потере свободы и независимости Отечества.
Отметим, что одной из задач Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» являлось формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву [6].
Примечательно, что в 2013 году статья 16 «Ограничения, связанные с гражданской службой» Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дополнена положением о том, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту). Такое же дополнение внесено и в законодательство о муниципальной службе.
Очевидно, что используя экономический и научно-технический потенциал России, можно в сжатые сроки наладить выпуск современного оружия и боевой техники. Но для того, чтобы воспитать патриота, возродить авторитет армии потребуются долгие годы.
Руководящие документы Министерства Обороны РФ определяют основные пути и средства формирования патриотического сознания, верности военному долгу. Но они действуют только в Вооруженных Силах. Главный объект - общество, общественное сознание - отдается на откуп совсем другим воззрениям и идеям. Несмотря на процесс «де-
милитаризации общества», в нашей стране воспитание патриотизма невозможно в отрыве от понятий «армия», «защита Родины». В этих целях важно создать условия для производства и возвращения на телевидение, радио, в кинотеатры высоконравственной, патриотической тематики.
На этот счет М. В. Мартыненко отмечает, что отдельные патриотические порывы отечественных федеральных каналов («Вся Россия», «Служу России», «Имя твое, Россия», «Письма из провинции», «Линия жизни» и др.) представляли собой несогласованные, бессистемные телевизионные проекты, которые не были объединены общей идеологической составляющей и достойной финансовой поддержкой со стороны государства. При внешнем подъеме патриотической тематики на телевидении ситуация со времен девяностых годов коренным образом не изменилась. Тем не менее, альтернатива практически полному отсутствию патриотических аспектов на трех федеральных каналах была найдена и воплощена государством в первом специализированном патриотическом российском телеканале «Звезда» [15, с. 9].
Напротив, широкий общественный резонанс вызвали показанные на государственных каналах сериал «Штрафбат», фильмы «Сволочи», «Груз 200» и другие. Это лишь подтверждает роль творческих союзов и объединений в деле воспитания патриотизма, которую необходимо усиливать.
За последние годы в отечественный прокат вышли несколько фильмов о войне и ее последствиях («Брестская крепость», «Край», «Утомленные солнцем 2»). Идет поиск идей и личностей, способных обеспечить российскую идентичность [12, с. 74].
Следует признать, что фактически только ветеранские организации оставались верными делу патриотического воспитания молодежи. Их возможности и желание приносить пользу стране необходимо более полно использовать.
Государство должно оказать всяческую поддержку организациям РОСТО, пришедшим на смену ДОСААФ: их работа по подготовке юношей к службе в армии играет свою положительную роль. В гораздо большей мере могут реализовывать свой потенциал в развитии патриотизма у граждан, в первую очередь, в молодежной среде, объединения воинов-интернационалистов, казачество, различные фонды и структуры, объективно заинтересованные в укреплении духовных основ нашей жизни.
Только совместными усилиями можно успешно противостоять тем факторам, которые порождают патриотический нигилизм и апатию, безответственность и индивидуализм, равнодушное и даже отчу-
жденное отношение к нуждам Отечества. Вывод очевиден: необходимо объединение усилий государства, в том числе институтов государственной и муниципальной службы, общественных организаций в формировании патриотического общественного и индивидуального сознания. Представляется обоснованным введение в научный аппарат категории «российская патриотическая организация», представляющая собой исторически сложившуюся систему государственных и общественных институтов и учреждений, предназначенную для формирования патриотизма граждан и общества в целом.
Итак, отвечая на вопрос о том, что такое патриотизм, отметим, что под ним следует понимать комплексное духовно-практическое образование, в основе которого лежит патриотическое сознание, выражающееся в патриотическом отношении, проявляющееся в патриотической деятельности. Учитывая, что речь следует вести о формировании патриотизма, нельзя забывать о его субъектах - государственных и общественных организациях. Любое иное понимание патриотизма сужает, либо, напротив, необоснованно расширяет данное понятие, поэтому может возникнуть опасность того, что усилия будут направляться на формирование не патриотизма, а какого-нибудь его усеченного проявления, либо суррогата, а то и антипода [24, с. 87].
Таким образом, представляется, что патриотизм структурно состоит из четырех элементов: патриотического сознания, патриотического отношения, патриотической деятельности и патриотических организаций.
Список литературы
1. Абрамов, А.В. Современный российский патриотизм: каков он? [Текст] / А.В. Абрамов // Электронный журнал «Вестник МГОУ». 2013. № 4. С. 2-10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.evestnik-mgou.ru. (дата обращения 05.04.2016).
2. Антимонов, М.Ю. Формирование мировоззрения советских подростков второй половины 1930-х гг. [Текст] / М.Ю. Антимонов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010 №3(5). С. 48-59.
3. Бударагин, М.А. Патриотическое воспитание в школах: препятствия и риски. Насколько сейчас необходимо вводить патриотическое воспитание? [Текст] / М.А. Бударагин // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kreml.org/interview/183340498 (дата обращения 05.04.2016).
4. Венедиктов, А. Патриотизмом нельзя размахивать, как нижним бельём [Текст] / А.Венедиктов // Аргументы и Факты. 2015, 22 апреля.
5. Военная энциклопедия. - М.: Воениздат, 2002. Т. 6. С. 186.
6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 [Текст] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата обращения 05.04.2016).
7. Иванова, С.Ю. Социально-философский смысл патриотизма // Патриотизм как фактор развития российской государственности [Текст] / С.Ю. Иванова / Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Ассамблея народов России, Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, Московский дом национальностей; [под общ. ред. И.В. Бочарникова]. - М.: Московский дом национальностей, 2015. С. 80-96.
8. Ильин, И.А. Путь к очевидности [Текст] / И.А.Ильин. - М.: Республика, 1993. - 311 с.
9. Ильин, И.А. Поющее сердце [Текст] / И.А.Ильин // Наш Современник. 1991. № 6. С. 141-169.
10. Ильичев, Н.М. О сущности, содержании и значении патриотизма [Текст] / Н.М. Ильичев // Вестник Российского философского общества. 2003. № 1.С.85-87.
11. Кожинов, В. Л. Толстой: «Мне странно, что у моих сыновей нет патриотизма. У меня, признаюсь, есть...» [Текст] / В. Кожинов // Российская газета, 1995, 4 февраля.
12. Кошкин, А. Герои и патриоты в современном кинематографе [Текст] / А.Кошкин, С. Мельков // Власть. 2011. №1. С. 70-78.
13. Макаренко, А.С. Сочинения: В 5 т. Т. 5. [Текст] / А.С. Макаренко. -М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1957. С. 508 .
14. Макаров, В.В. Отечество и патриотизм: Логико-методологический анализ [Текст] / В.В. Макаров. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. - 214 с.
15. Мартыненко, М.В. Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении: от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала «Звезда» (1990-2010): автореф. дис. ... канд. филолог. наук / М.В. Мартыненко. - М., 2012. - 24 с.
16. Мирский, Р.Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд [Текст] / Р.Я.Мирский. - М.: Мысль, 1988. - 233 с.
17. Михайлова, О.Я не чувствую себя обязанной любить Родину [Текст] / О. Михайлова // Известия, 1995, 27 октября.
18. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года // Российская газета. 2012, 13 декабря.
19. Путин, В.В. Демократия и качество государства [Текст] / В.В. Путин // Газета «Коммерсантъ», №20/П (4805), 06.02.2012.
20. Радищев, А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества [Текст] / А.Н. Радищев // Антология педагогической мысли России XVIII века. - М.: Педагогика, 1985. - 432 с.
21. Серебрянников, В.В. Идеал воина [Текст] / В.В. Серебрянников // Военная мысль. 2005. №. 8. С.51-56.
22. Советская военная энциклопедия. - М.: Воениздат, 1978. Т.6. С. 159.
23. Соловьев, В.С. Статьи и письма [Текст] / В.С. Соловьев // Новый мир. 1989. № 1. С. 211-243.
24. Трифонов, Ю.Н. Формирование патриотизма: возможности государственной политики [Текст] / Ю.Н. Трифонов, А.В. Кузьмин // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых / Тамб. регион. отделение РоСМУ; отв. ред. А.В. Кузьмин. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2015. - С. 79-100.
25. Ульянов, М. У каждого времени свои герои [Текст] / М. Ульянов // Красная звезда, 1995, 27 декабря.
26. Хайрулин, Ш.Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного ВУЗа в условиях оптимизации образовательного процесса: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ш.Ш. Хайрулин - Челябинск, 1996. - 25 с.
27. Цветкова, И.В. Поколенческие различия в динамике патриотических ценностей (на примере г. Тольятти) [Текст] / И.В. Цветкова // Социс. 2014. №3. С.41- 45.
28. Чаадаев П.Я. Статьи и письма [Текст] / П.Я. Чаадаев. - М: Современник, 1989. - 288 с.
29. Чернышевский, Н.Г. Избранные философские сочинения: В 2 т. Т. 1. Н.Г. Чернышевский. - М.: Госполитиздат, 1950. - 655 с.
30. Щелоков, А.А. По ложным ориентирам. Неотвратимый провал так называемого военно-патриотического воспитания [Текст] / А.А. Щелоков // Независимое военное обозрение. 2006, 24 ноября.
31. Щелоков, А.А. Родина - мать или мачеха [Текст] / А.А. Щелоков // Независимое военное обозрение. 2004. № 47 (402). С.4-7.
32. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.rambler.ru/ 19248964 (дата обращения 05.05.2016).