оценки функционального состояния организма человека в процессе работы, а также соответствующих методик исследования этих состояний в условиях трудовой деятельности; необходимо усилить сотрудничество физиологов труда социалистических стран в области проверки применяемых и предлагаемых методик с целью их усовершенствования и стандартизации. В решении рекомендуется при исследованиях и анализах экспериментального материала широко использовать математиче-ско-статистический метод.
В решении симпозиума было записано также о необходимости создать общий для социалистических стран печатный орган для взаимной информации и обмена опытом работы в области физиологии труда.
По окончании работы симпозиума советские делегаты посетили ряд научно-исследовательских учреждений Чехословакии: Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний, Институт физкультурной медицины, Физиологический институт Академии наук Чехословакии, Институт графических исследований Академии наук Чехословакии, а также Военно-медицинскую академию имени Я. Е. Пуркине в Градец Кралове.
Все научно-исследовательские учреждения хорошо оснащены аппаратурой и имеют удобно оборудованные рабочие места. Особого внимания заслуживает аппаратура, применяемая, для физиолого-биохимиче-ских исследований — электроплетизмографы, баллисто-электрокардио-графы, импульсаторы для раздражения живых тканей, интерферометр для газоанализа и др. Физиологические лаборатории оснащены трет-банами и велоэргографами, имеют хорошо оборудованные камеры условных рефлексов (для животных и человека). На кафедре гигиены Военно-медицинской академии имени Я. Е. Пуркине установлена большая термокамера для проведения климатических исследований.
Благоприятное впечатление производит наличие в ряде физиологических научно-исследовательских учреждений конструкторских бюро и экспериментальных мастерских.
Симпозиум по физиологии труда убедительно подчеркнул необходимость всемерного расширения связи и обмена опытом между физиологами труда социалистических стран. Благодаря симпозиуму физиологи труда установили взаимный контакт и познакомились с тематикой научных исследований в каждой стране. Таким образом, было положено начало координации научно-исследовательской работы по физиологии труда в социалистических странах, что является важным этапом в развитии этой науки.
Поступила 29/У 1958 г.
-й- -й- -й-
О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГДР
Проф. А. Я. Гуткин (Ленинград)
Германскую Демократическую Республику мы посетили в составе советской делегации на Международной конференции по гигиене детей и школьников в Берлине. Помимо участия в работе конференции, нам удалось посетить несколько вновь построенных школ, детских садов-яслей, пионерских лагерей, Высшую школу физического воспитания и другие детские учреждения в Берлине, Лейпциге, Дрездене и Карл-марксштадте.
Остановимся на некоторых деталях планировки и оборудования. Со стороны одного из фасадов, как правило, в детских садах-яслях ор-
ганизованы две открытые (под навесом) веранды для детских колясок, в которых родители «доставляют» детей, и для проведения на воздухе сна, игр и занятий. Навес над вторым типом веранд раздвижной, металлический, регулируемый при помощи простейшего механизма. В школе под более скромным навесом по фасаду размещаются специальные гнезда для велосипедов.
При входе в здание бросаются в глаза обилие света, удачные коммуникации, хорошая акустика и значительное использование линолеума, пенорезины, небьющегося белого, прозрачного стекла и других материалов— удобных, гигиеничных и экономичных — светлых, радующих цветов. Большая освещенность вестибюлей, лестничных площадок,, учебных комнат, рекреационных помещений, групповых комнат, детских спален достигается не только большим, чем у нас, числом окон при почти тех же размерах комнат, но минимальной площадью их деревянных частей (рам, горбылей и т. п.), светлой по преимуществу под цвет дуба, окраской стен и оборудования (в частности, парт), обширными световыми проемами на лестничных площадках, светлыми (под белый мрамор) ступенями и пр. Рекреационные коридоры при двусторонней их застройке, помимо широких световых карманов, имеют, по преимуществу из лабораторий, внутристенные обширные остекленные проемы. Они используются не только для освещения коридора, но и для выставки работ учеников, инструментов, аппаратуры. Проникнуть в проемы (для смены экспонатов и т. д.) можно только из класса через раздвижные стеклянные дверцы.
Хорошие акустические свойства материалов (полы, например, покрыты линолеумом) демпфируют звук и позволяют, несмотря на обилие стекла, бесшумно проходить по коридору. Много внимания уделяется строительным деталям. Например, поручни изготовляются двусторонние; это имеет большое воспитательное и противотравматическое значение. Фрамуги точно пригнаны и открываются бесшумно при помощи рычагов. Почти все классы обеспечены экраном над классной доской, светлыми и затемняющими шторами; экран быстро и легко свертывается, шторы бесшумно при помощи механизмов поднимаются и заходят в специальный короб, встроенный в верхнюю часть оконного проема заподлицо. Так же бесшумно при помощи механического устройства поднимаются классные доски, например в химической лаборатории, где они одновременно закрывают вытяжной шкаф позади демонстрационного стола учителя.
В школах обычно две или три мастерские; размещаются они по преимуществу в полуподвальном или цокольном этаже. При мастерских— вспомогательные кладовые для материалов и для готовых изделий. Вместо металлических сеток, которыми обычно в физкультурных залах защищают у нас стекла от ударов мяча, в Высшей школе физического воспитания в Лейпциге используется небьющееся стекло; директор школы, желая продемонстрировать качество стекла, согнул на нем ключ от так называемого американского замка, так и не разбив стекло. В общеобразовательных школах применяется другой способ; вместо металлических сеток на окнах висят веревочные (шнуровые) шторы. Перед упражнением с мячом шторы спускают и привязывают к шпилькам на подоконниках, в остальное время их поднимают кверху, как и классные шторы.
Хорошее впечатление производят специальные классы. Пол в этих учебных комнатах ступенчатый от наружной до внутренней стены (по длине), ширина ступеней достаточна для свободной расстановки учебных столов. Стол учителя, чертежные и рисовальные экспонаты (в классе рисования), рояль (в классе пения), демонстрационный стол (в лабораториях) и пр. установлены на обширном возвышении пола, занимающем не менее 10 м2. Над каждой классной доской — софиты очень
простого устройства (на 2 лампочки по преимуществу). Каждый класс вблизи классной доски имеет умывальник, при нем полотенце. Физкультурный зал в большинстве школ частично обеспечен люминесцентными лампами, рядом с лампами накаливания, в некоторых школах и детских садах-яслях люминесцентное освещение имеется во всех помещениях.
Обеспечена связь физкультурного зала с пришкольным участком, чаще всего через транзитный коридор, играющий роль своеобразного шлюза для зала. Вход в физкультурный зал, таким образом, располагается на одной оси с выходом на участок, через который аэрируется физкультурный зал. Большая площадь отведена для вспомогательных помещений при физкультурном зале: гардеробов, туалетных, душевых (с ножными внутрипольными ванночками), снарядных и пр.
Вентиляционные агрегаты в большинстве детских учреждений ограничены естественным притоком, однако часть школ имеет вытяжку, основанную на отсасывающей силе ветра. В некоторых детских учреждениях (детских садах-яслях) фрамуги и форточки заменены многочисленными решетками, расположенными в наружных стенах здания.
Большая часть школьников завтракает в школе. Пищевой блок ограничен буфетной комнатой (оборудованной горячим водоснабжением и подогревательной плитой) и обширным (до 90 м2) столовым залом. В школе завтраки только доготовляются, привозятся из специальных детских или общих пищевых баз (столовых, ресторанов и т. п.).
Своеобразным учреждением, оборудованным с большим комфортом, является высшая школа физической культуры и спорта в Лейпциге. Школа готовит преподавателей по физическому воспитанию и спорту и является местной детской спортивной базой. Школа имеет множество залов, дифференцированных по основным видам спорта. В соответствии с назначением зала предусмотрены площадь (9X18, 10X20 м и больше), высота (до 15 м) и оборудование. Например фехтовальный зал имеет две раздвижные стены, за которыми установлены огромные зеркала — вторые стены, позволяющие занимающимся контролировать и регулировать свои движения; в зале для женской гимнастики имеется двойной пол, один из них слегка пружинит. В этом имеется гигиенический смысл. Все гимнастические залы размещены в первом этаже, причем к большинству их примыкает дворик, играющий роль своеобразного дополнения к общим габаритам зала, облегчающий закаливание учащихся.
В большинстве новых школ в качестве гардеробов для верхнего платья используются поэтажные коридоры — рекреации. Аминистра-ция отзывается о них отрицательно; узкие отступы от стен, трудность содержания в чистоте, превращение рекреационного коридора в место для раздевания и одевания на большом протяжении (грязь, пыль), высокая влажность, наконец, темнота даже при односторонней застройке, вызывают недовольство этим планировочным приемом как у педагогов, так и у врачей.
Во всех детских и подростковых учреждениях очень чисто; чистота сама по себе дисциплинирует. Посетителей высшей школы физической культуры обязывают одевать специальные туфли, как это имеет место в музеях; в школах и детских учреждениях дети также переодевают обувь. Чистота обеспечивает полное отсутствие мух.
Предметы строительного оборудования отличаются исключительно тщательной чистотой отделки, максимально закругленными формами, затрудняющими скопление пыли и облегчающими работу младшего персонала. Предусмотрено отсутствие порогов; в тех редких случаях, когда они вынужденно устраиваются, сбоку на стене прикреплена дощечка с предупредительной надписью. Прямые гладкие формы стен, отсутствие на них, как и на потолках, лепных украшений, отсутствие на стенах картин, таблиц, отсутствие занавесей и пр. говорят о строгости форм учеб-
ного заведения, о внимании к профилактике пыли и к охране труда персонала.
Опыт дружественной нам Германской Демократической Республики представляет известный интерес для практики строительства детских учреждений.
Поступила 21/111 1958 г.
КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА ХИРУРГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИОННЫХ ЗАЛОВ
Инженер О. Г. Щукин
В настоящее время актуальной проблемой является создание установок кондиционирования воздуха для лечебных учреждений, особенно для хирургических операционных. В 1957 г. состоялась Международная конференция по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха, проходившая в парижском Техническом институте по строительству и общественным работам.
На конференции отмечалось, что во время длительных и сложных операций врач и больной часто находятся в неблагоприятных условиях воздушной среды: жара, высокая влажность воздуха, запахи, часто наличие в воздухе вредных для организма концентраций эфира, кислорода и газообразных анестетических веществ. Гигиенические условия в ряде случаев ухудшаются еще тем, что за счет высоты операционного зала устраиваются этажи для наблюдений и демонстраций, а подчас (как это практикуется в ряде зарубежных стран) залы лишены окон и располагаются в подвальном этаже.
Успехи, достигнутые в области кондиционирования воздуха, позволяют создать кондиционеры, отвечающие необходимым гигиеническим условиям. При этом прежде всего возникает вопрос, как сделать воздух чистым и стериальным. На конференции были освещены современные методы в этой области.
Существует ряд физических и химических методов стерилизации воздуха. Химические методы (эфирные масла, гипохлориты, формалин и др.) не получили распространения в практике кондиционирования воздуха вследствие слабого бактерицидного действия, раздражающего запаха и коррозийного действия на металлы.
Из физических методов стерилизация воздуха* теплом в принципе возможна, но превращает пыль в обугленный продукт. Холод не оказывает стерилизующего действия. При воздействии водяным паром микробы оседают на стенках и размножаются колониями. Ультрафиолетовые лучи оказывают сильное бактерицидное действие, но споры и микробы выживают, если влажность воздуха превышает 60% и в нем имеются частицы пыли. Электрический ток микробов не убивает, однако в принципе возможно задержание их с помощью электростатических фильтров высокого напряжения. Основным недостатком последнего способа является возможность выноса осаждаемой пыли и бактерий потоками воздуха.
Способами стерилизации воздуха, рекомендуемыми зарубежными учеными для установок кондиционирования воздуха являются или особые сорта фильтрующей бумаги, или мощные ультразвуковые фильтры. По мнению зарубежных ученых, ультразвук полностью уничтожает микробов. Этому способу принадлежит будущее. Однако эти вопросы требуют еще углубленных научных исследований.